Научная статья на тему 'Тенденции развития русской культуры в контексте взаимодействия'

Тенденции развития русской культуры в контексте взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
488
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура бинарная / культура тернарная / социокультурный раскол / амбивалентность / самоопределение / гражданское общество / binary culture / culture ternary / sociocultural split / ambivalence / self-determination / civil society

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агальцев А. М.

Анализируется неоднозначность проблемы становления и тенденций развития русской культуры; исследуется органическая взаимосвязь многовекового социокультурного раскола общества и формирования амбивалентной русской культуры во взаимодействии бинарной и тернарной моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of russian culture in the context of interaction

The text analyzes the ambiguity problems of formation and development trends of russian culture.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития русской культуры в контексте взаимодействия»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 97-99.

УДК 1

А.М. Агальцев

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Анализируется неоднозначность проблемы становления и тенденций развития русской культуры; исследуется органическая взаимосвязь многовекового социокультурного раскола общества и формирования амбивалентной русской культуры во взаимодействии бинарной и тернарной моделей.

Ключевые слова: культура бинарная, культура тернарная, социокультурный раскол, амбивалентность, самоопределение, гражданское общество.

Неоднозначно до сих пор само пространственно-временное определение русского народа как субъекта русской культуры. Н.А. Бердяев относил русский народ по душевной структуре к восточным народам. «Россия

- христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи» [1]. Иную позицию отстаивали А.С. Пушкин, П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Д.С. Лихачев. В.С. Соловьев в своем итоговом тексте пишет: «...настоящее существительное к прилагательному русский есть европеец. Мы русские европейцы, как есть европейцы английские, французские, немецкие». Соловьев полагал, что европейская культура, синтезировав античную греко-римскую и другие культуры, стала общечеловеческой культурой. «Понятие европейца должно совпасть с понятием человека, и понятие европейского культурного мира - с понятием человечества» [2]. Д.С. Лихачев на основе междисциплинарного анализа древнерусской культуры приходит к выводу, коррелирующему с концептом Соловьева: «.мы, принадлежащие к культуре России, должны принадлежать общечеловеческой культуре через принадлежность именно к культуре европейской. Мы должны быть русскими европейцами, - резюмирует он, - если хотим понять духовные и культурные ценности и Азии, и античности» [3].

Разделяя концепт культуры как системы надбиологических программ деятельности поведения, взаимодействия, представленных многообразием знаний, идей, гипотез, теорий, а также норм, идеалов, образцов, верований, целей, интересов, ценностных ориентаций и т. д. (см. [4]), в данном тексте мы акцентируем внимание на праксеологическом аспекте. То есть культура понимается не только и не столько как знание, а как усилие практиковать сложность и разнообразие жизни. Ключевые слова здесь -«усилие практиковать», ибо сам человек как действенный культурогенный субъект синхронно создавал и создает культуру. Такой тигль симультанного генерирования индивидуализированной личности и культуры в Западной Европе конституируется в эпоху Ренессанса на основе христианства, сопряженного с возрождением и творческим совершенствованием правовых идей и структур греко-римского мира. Именно эти социокультурные артефакты, явившиеся основанием формирования на Западе правового государства, гражданского общества и самодеятельного человека, оказались за пределами российского социума в исключительно значимое время

- время его становления.

Многие аналитики отставание в развитии России от Западной Европы связывают с природными условиями российского топоса. Природная среда воздействует не только на физиологическую, но и на прагматическую составляющую человека, которая, по Канту, может быть предметом

© А.М. Агальцев, 2015

98

А.М. Агальцев

исследования того, что человек «как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам» (курсив наш. -А. А.). Резюмируя этот концептуальный тезис, Кант акцентирует: прагматической антропология «становится лишь тогда, когда изучает человека как гражданина мира» [5]. Рождение его предполагает органический синтез мыследеятельности и волевой устремленности как усилия практикования: «человек - это весьма и весьма длительное усилие» [6].

Полагаем, становление русского социума и его культуры происходило в сложном амбивалентном взаимодействии внутренних и внешних, нередко экстремальных природных и социокультурных процессов. И отставание в историческом развитии культуры России от Запада обусловлено природно-географическим фактором - открытостью границ. Сохранение независимости и целостности социума требовало огромных затрат - материальных, человеческих, духовно-нравственных - на укрепление централизованного государства, поддержание обороноспособности. Затрачивая колоссальные усилия, в том числе социальный, духовно-нравственный капитал, на организацию обороны, устроение сильной государственной власти, русский народ в значительной мере закрывал себе путь в Ренессанс. Д.С. Лихачев, признавая существование эпохи русского Предвозрождения, считал, что оно не перешло в Ренессанс, так как централизованное государство отнимало все духовные силы народа, лишало его «подлинных творческих потенций». По принципу дополнительности становление социума и культуры Древней Руси испытывало противоречивое влияние Крещения. Принятие православия явилось мощным идеологическим фактором единения обособленных славяно-финских племен в сплоченный жизнеспособный этнос. Однако есть принципиальное отличие зарождения христианства в Западной Европе и принятия православия Киевской Русью. В Западной Европе христианство возникает стихийно-органично -снизу - как протест против господства языческой власти наиболее бесправных, обездоленных и как интенция к единению, созданию новых общностей на принципах равенства, справедливости, примитивно-утопической демократии. Эти новые общности за несколько веков истории выдвинули многих христиан - личностей в противостоянии языческому государству, жертвовавших жизнью за свои убеждения.

Становление и последующее развитие русской культуры во многом определялось некритическим, догматическим восприятием философских, литературных и богослужебных оснований византийского православия. «Русская церковь принимала право-

славные определения истины и византийское искусство, не подвергая их и малейшему сомнению». А весьма сложные, но атрибутивные философские категории, например мера, форма, как наследие античной культуры и литературные нормы Византии «русским православием никогда не были должным образом усвоены». Цитируя авторитетного богослова, философа Г. Флоров-ского, Д. Х. Биллингтон резюмирует: «Таким образом, Россия фатально восприняла “византийские достижения... без византийской пытливости"» [7]. Отметим: имитативное использование иноземных достижений превратилось в одну из сущностных черт русской культуры.

Неорганичное восприятие христианства, породившее двоеверие; приоритет апологетики власти и забвение социальной, духовно-нравственной функций Русской православной церкви, приведшие ее к сервилизму (особенно в периоды первого и второго закрепощения крестьянства); крайне негативные последствия ордынского порабощения; непройденность русским социумом очистительных духоподъемных и ускоряющих креативность университетов Ренессанса, Реформации, Просвещения; эмбриональный характер становления среднего класса и гражданского общества - видимо, не все, но наиболее значимые детерминанты многовекового социокультурного раскола нашего общества. Этот раскол, как полагают аналитики, носит системный характер. В современную эпоху социокультурный раскол порождается, репродуцируется в решающей мере синтезом пассивности, равнодушия, «снизу» с неопределенностью в стратегии развития, формирующей неконструктивную позицию руководства страны, которое по определению призвано инициировать диалог с обществом. Одна из главных бед России, по мнению исследователей: «.ее правители и население слишком глубоко ушли в уютную трясину “застоя” и не хотели, не желали видеть и беспокоиться относительно необходимости успевать за темпами. мировых перемен» [8].

Полагаем, многовековой социокультурный раскол явился основанием формирования амбивалентной русской культуры в противоречивом взаимодействии бинарной и тернарной моделей с приоритетом бинарной системы.

Конститутивные характеристики тернарной культуры: постепенность, преемственность, созидательность преобразований, толерантность, диалог, соразмерность. Бинарная система проявляется в прерывности (разрыв с прошлым), разрушении, нетерпимости, монологичности, безмерности, взрывном характере. «Русская культура осознает себя в категориях взрыва». Это обусловлено суровым предписанием - «дикта-

Тенденции развития русской культуры в контексте взаимодействия

99

том бинарной исторической структуры» [9]. Но история дает нам возможность преодоления социокультурного раскола и возвращения на магистральный путь развития - к антропогенной цивилизации. Эта возможность состоит в богатейшем и неисчерпаемом потенциале тернарной культуры, который создавали, приумножали своим творчеством, бескорыстным, беззаветным служением Отечеству его патриоты, подвижники во все времена: Сергий Радонежский, Андрей Рублев, Максим Грек, К. Минин и Д. Пожарский, М.В. Ломоносов, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой,

С.М. Соловьев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, В.И. Вернадский - и несть им числа. Они намного опередили свое время («Царство моих идей -впереди» - последний текст Вернадского). Сформировав себя личностями Ренессансной культуры, они создали неисчерпаемый бесценный духовно-нравственный, мыследеятельностный творческий потенциал.

Необходимо его рационально и рачительно исследовать, использовать, применять. Что предполагает самую строгую, объективную индивидуальную и общественную рефлексию, публичное признание на ее основе достижений и провалов, успехов и ошибок; строгую личную ответственность за подлинную идентификацию каждого с делом, которым занят и топосом своего пребывания. Что требует от каждого личностного

самоопределения и аутентичного участия в строительстве правового государства и гражданского общества, под которым понимается система самодеятельных, самоос-нованных структур, выражающих и защищающих интересы всех граждан перед лицом государства, бизнеса, криминала на основезакона.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Наука, 1990. С. 7.

[2] Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1988. Т. 2. С. 697.

[3] Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. С. 7-8.

[4] Стёпин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2001. Т. 2. С. 341.

[5] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. : в 6 т. М. : Мысль, 1966. Т. 6.

С. 351, 352.

[6] Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Сознание и цивилизация. М. : Логос, 2004. С. 29.

[7] Биллингтон Д. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М. : Рудомино, 2001. С. 36.

[8] Российское государство: опыт философского прочтения. М. : Прогресс-Традиция, 2012.

С. 469.

[9] Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. : Гнозис, 1992. С. 269-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.