Научная статья на тему '«РЕАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ'

«РЕАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ / РЕАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПРИНЦИП УЧАСТИЯ / ДЕЛИБЕРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Середкина Елена Владимировна

Статья посвящена философско-методологическому анализу феномена «реальных лабораторий» в контексте парадигмы трансдисциплинарности и принципа участия. Показана двойственность реальных лабораторий: в качестве трансдисциплинарных и трансформативных инкубаторов они не только производят новые формы коллективного знания, но и преобразуют социальную реальность. Описываются эпистемологический и социально-культурный потенциал реальных лабораторий как координационных центров для будущих культур устойчивости. Для более глубокого понимания механизмов функционирования реальных лабораторий используются методы оценки технологий, а также теория коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«REAL-WORLD LAB» AS A MODERN RESEARCH INFRASTRUCTURE AND AN INSTITUTE FOR SOCIAL TRANSFORMATIONS

The article is devoted to the philosophical and methodological analysis of the phenomenon of «real-world lab» in the context of the paradigm of transdisciplinarity and the principle of participation. The duality of real laboratories is shown: as transdisciplinary and transformative incubators, they not only produce new forms of collective knowledge, but also transform social reality. The epistemological and socio-cultural potential of «real-world lab» as focal points for future cultures of sustainability is described. For a deeper understanding of the mechanism of functioning of real laboratories, methods of technology assessment are used, as well as the theory of communicative rationality by J. Habermas.

Текст научной работы на тему ««РЕАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

УДК 168

DOI: 10.31249/scis/2022.03.06

Середкина Е.В.*

«РЕАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» КАК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Seredkina E.V.

«REAL-WORLD LAB» AS A MODERN RESEARCH INFRASTRUCTURE AND AN INSTITUTE FOR SOCIAL TRANSFORMATIONS

Аннотация. Статья посвящена философско-методологичес-кому анализу феномена «реальных лабораторий» в контексте парадигмы трансдисциплинарности и принципа участия. Показана двойственность реальных лабораторий: в качестве трансдисциплинарных и трансформативных инкубаторов они не только производят новые формы коллективного знания, но и преобразуют социальную реальность. Описываются эпистемологический и социально-культурный потенциал реальных лабораторий как координационных центров для будущих культур устойчивости. Для более глубокого понимания механизмов функционирования реальных лабораторий используются методы оценки технологий, а также теория коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.

* © Середкина Елена Владимировна - кандидат философских наук, доцент Пермского национального исследовательского политехнического университета, Пермь, Россия (elena_seredkina@pstu.ru).

Seredkina Elena V. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia (elena_seredkina@ pstu.ru).

Ключевые слова: оценка технологий; реальная лаборатория; трансдисциплинарность; принцип участия; делиберативные практики; теория коммуникативной рациональности.

Abstract. The article is devoted to the philosophical and methodological analysis of the phenomenon of «real-world lab» in the context of the paradigm of transdisciplinarity and the principle of participation. The duality of real laboratories is shown: as transdisciplinary and transformative incubators, they not only produce new forms of collective knowledge, but also transform social reality. The epistemological and socio-cultural potential of «real-world lab» as focal points for future cultures of sustainability is described. For a deeper understanding of the mechanism of functioning of real laboratories, methods of technology assessment are used, as well as the theory of communicative rationality by J. Habermas.

Keywords: technology assessment; real-world laboratory; transdisciplinarity; principle of participation; deliberative practices; theory of communicative rationality.

Введение

В последние годы в исследованиях по оценке технологий (Technology Assessment - TA) на первый план выходит проблема производства научного знания в трансдисциплинарном контексте [Горохов, Декер, 2013 ; Reallabore ..., 2018]. Это побуждает ученых уделять все больше внимания теоретическим вопросам «социальной эпистемологии» [Jasanoff, 2005], которая подразумевает новую архитектуру участия. Речь идет не только о формировании технологий с учетом ценностей общества, но и о расширении пар-тисипативных практик (участие «дилетантов», «не-экспертов» в обсуждении вопросов научно-технического характера). В связи с этим наибольший интерес вызывает феномен «реальной лаборато-рии»1 (РЛ) как новой формы вовлечения общественности в процесс социально-гуманитарной экспертизы инновационных проектов.

1 Концепт «реальные лаборатории» более полно разработан в немецком академическом пространстве и обозначается термином «Reallabore». Английская версия этого термина - «Real-World Lab».

Одна из первых РЛ появилась в Германии на базе Института оценки техники и системного анализа г. Карлсруэ. В частности, речь идет о Центре трансформации для устойчивого будущего и культурных изменений Карлсруэ (KAT)1. В свою очередь, KAT возник в рамках социального научно-исследовательского проекта «Квартал будущего Карлсруэ - городская лаборатория» (запущен в 2011 г.)2. За это время на территории Баден-Вюртемберга при поддержке Министерства науки и искусства было создано еще 14 подобных структур [Insights into ..., 2018].

Можно выделить две основные характеристики РЛ. Во-первых, их можно рассматривать в качестве новой научно-исследовательской инфраструктуры, во-вторых, они представляют собой институты не только развития, но и социальной трансформации. Именно в этом и заключается новая, научная и социальная добавленная стоимость РЛ.

Рассмотрим феномен РЛ в контексте «партисипативного поворота» [Jasanoff, 2003, p. 235] и трансдисциплинарных стратегий исследования.

Реальные лаборатории: критический анализ

В одной из своих работ К.М. Шмидт ставит под сомнение саму возможность проведения адекватных исследований новых путей общественного развития на базе РЛ. «Несмотря на всю эйфорию по поводу потенциала реальных лабораторий, я думаю, что не менее важно учитывать их пределы» [Schmidt, 2019, p. 21]. Дело в том, что экспериментальное пространство РЛ как своего рода питательной среды для долгожданного появления устойчивого образа жизни характеризуется искусственными тепличными условиями и поэтому не может претендовать на описание сложного и неопределенного социального контекста. Другими словами, РЛ не обладает ни точностью строго контролируемого эксперимента в

1 Karlsruher Transformations-zentrum für Nachhaltigkeit und Kulturwandel. -URL: https://www.transformationszentrum.org/ (date of access: 15.10.2022).

2 Quartier Zukunft - Labor Stadt. - URL: https://www.quartierzukunft.de/ (date of access: 15.10.2022).

классическом естествознании, ни адекватным охватом реального положения дел в ходе, например, «полевых исследований».

С одной стороны, теоретическая значимость (внутренняя ва-лидность) экспериментального подхода возможна лишь в том случае, если условия в РЛ созданы таким образом, чтобы их можно было убедительно перенести в повседневную реальность (внешняя валидность). С другой - опыт не будет иметь теоретической ценности, если РЛ не будет адекватно изолирована от внешнего мира (в терминологии Шмидта, не будет накрыта «сырным куполом») [Schmidt, 2019, p. 22]. Такого баланса двух полюсов добиться очень сложно. Кроме того, в РЛ невозможно воспроизвести в полном объеме всю сложную сеть случайных и необходимых «вмешательств» и «изменений».

На наш взгляд, К. Шмидт правомерно ставит вопрос о пределах знания РЛ, тем не менее он не совсем корректно интерпретирует последствия [Parodi, 2019]. Для начала необходимо провести четкую границу между РЛ и ее классическими аналогами. Во-первых, «сырный купол» - не вполне адекватный образ для описания РЛ. Идея о возможности создать в городском пространстве такие же контролируемые условия, как и в герметичной химической или физической лаборатории, преувеличена или ошибочна. Во-вторых, в экспериментах на базе РЛ при отсутствии максимального контроля не может быть стопроцентной воспроизводимости, следовательно, можно говорить о различных методах и процедурах. В-третьих, если метод проб и ошибок таит в себе значительный потенциал для продвижения научного знания в классических лабораториях, то неудача «реальных экспериментов» может нанести невосполнимый ущерб вовлеченным в практику субъектам.

Итак, РЛ - это часть научно-исследовательской инфраструктуры и в этом смысле демонстрирует свои (эпистемологические) пределы, а также трудности, связанные с производством нового знания из-за дополнительной ориентации на социальное преобразование. Но в РЛ гораздо больше места для социального обучения [Parodi, 2019 ; Insights into ..., 2018]. В данном случае речь идет не только о генерировании знания, но и о совместном обучении для общего устойчивого будущего. Это обучение происходит не только внутри науки и для науки, но в лучшем случае вместе с ней. По

крайней мере, вовлеченные субъекты (гражданское общество, властные структуры, компании, государственные учреждения и т.д.) узнают много нового об устойчивом развитии и соответствующих процессах трансформации в ходе совместного эксперимента. Более того, в РЛ речь идет также о рефлексии (саморефлексии), развитии компетенций и расширении прав и возможностей задействованных субъектов. Это выходит далеко за рамки простого производства знания. В этом смысле РЛ - это больше, чем просто научный объект, это скорее место социального обучения. Немецкий эксперт в области оценки технологий А. Грунвальд называет такую процедуру «рациональным общественным формированием техники в виде учебного процесса» [Grunwald, 2012, р. 47-49].

РЛ может рассматриваться как гибрид классической лаборатории и социальной реальности. С точки зрения теории и методологии науки РЛ представляет собой «эпистемологическое промежуточное звено в континууме абсолютного экспериментального контроля и простого наблюдения за внешним миром» 2019, р. 9]. И чем больше создается таких лабораторий, тем больше похожих, сопоставимых экспериментов проводится в разных контекстах, тем более точны и универсальны получаемые знания. В качестве «трансдисциплинарных и трансформативных инкубаторов» (О. Раго&) они предлагают эпистемическую, нормативную и творческую основу.

В контексте нашей темы речь идет, в первую очередь, о парадигме совместного проектирования технических инноваций и социально-гуманитарной экспертизе инженерных проектов. Техника должна быть не только устойчивой и эффективной, но и социально ответственной, ценностно-ориентированной.

Таким образом, основными характеристиками РЛ являются: исследовательские стратегии в сложном реальном социальном контексте, прогнозирование, модель устойчивого развития, транс-дисциплинарность, ориентация на гражданское общество, моделирование, долгосрочная перспектива, лабораторный характер, итеративный процесс обучения.

Реальные лаборатории в контексте трансдисциплинарности и партисипативных практик

Философско-методологический анализ концепта РЛ может быть осуществлен в контексте парадигмы трансдисциплинарности и принципа участия. Тема трансдисциплинарности разработана в современной философии и науке достаточно подробно. Так, российские исследователи интерпретируют трансдисциплинарность в русле синергетического подхода, постнеклассической рациональности, теорий сложности, социально-коммуникативных практик. Главной особенностью трансдисциплинарности является «транс-цендирующий сдвиг в пограничную сферу с жизненным миром» [Киященко, Моисеев, 2009, с. 17], а также взаимодействие естественных, социальных и гуманитарных наук со стороны ценностей, смыслов и социальной ответственности. Философия транс-дисциплинарности, таким образом, представляет собой попытку «выйти на метапозицию по отношению ко всей культуре и жизненному миру и уже с этой новой позиции охватить целое - обнаружить феномен в его целостности и осмыслить его» [Динабург, 2016, с. 52]. Академические каналы научной коммуникации в таком типе исследований дополняются новыми участниками - теми, кого раньше пренебрежительно называли «дилетантами», «рядовыми обывателями» [там же, с. 55].

Для более глубокого осмысления феномена трансдисципли-нарности необходимо обратиться к анализу механизмов функционирования науки постнеклассического типа. Современная наука во многом носит чисто конвенциональный характер. Другими словами, она ориентируется на прагматику конкретных результатов, нежели на разработку целостной системы знаний, в структуре которой именно конвенция выполняет свою эпистемологическую задачу и становится неким когнитивным инструментом роста научного знания. В условиях трансдисциплинарности и «партиси-пативного поворота» диалоговое пространство (пост)науки расширяется за счет включения в него активной общественности с ее мнениями, идеалами, ожиданиями, фобиями, представлениями о будущем. В связи с этим процедура согласования мнений различных стейкхолдеров по поводу тех или иных конвенциональных допущений теряет рациональную основу и дополняется интуитив-

ными практиками выбора той или иной позиции под влиянием самых разнообразных факторов. В таком механизме поиска истины (генерировании нового знания) прагматически ориентированное исследование может быть полностью представлено как конвенция, обеспечивающая решение конкретной технической задачи.

Теория коммуникативной рациональности и делиберативной демократии Ю. Хабермаса как раз занимается обоснованием модели социальной конвенции в плюралистическом мире [Пружинин, Грановская, 2015]. В рамках теории коммуникативного разума предпринимается попытка реконструировать моральную точку зрения, на основе которой в будущем можно разрешать моральные противоречия ответственным и справедливым образом. В целом этика Хабермаса следует логике категорического императива Канта. Но Хабермаса не интересует единичное рефлексирующее моральное сознание, все внимание он переносит на коммуникацию субъектов морали. В основе этики Хабермаса лежит идея, согласно которой моральные нормы устанавливаются не «монологически», напротив, моральное обоснование нуждается в «настоящем совместном усилии» [Хабермас, 2001, с. 106]. В этом смысле категорический императив заменяется процедурой практической аргументации в условиях меж- и даже трансдисциплинарного диалога. Посредством такой делиберации в гражданском обществе индивиды трансформируются в просвещенных граждан [Пружинин, Грановская, 2015].

Оценка технологий также занимается вопросами трансдис-циплинарности [Горохов, Декер, 2013] и опирается на делибера-тивную этику Хабермаса [Grunwald, 2018, р. 153-154]. Прежде всего, это связано с проблемно-ориентированным характером ее исследований. Именно социальные вызовы (реальные проблемы жизненного мира) конституируют проблемные области оценки технологий, вокруг них и начинают группироваться научные знания из различных дисциплин.

С методологической точки зрения следует различать междисциплинарные и трансдисциплинарные стратегии исследования. В первом случае речь идет о внутринаучном диалоге специалистов из разных дисциплин для прагматического решения инженерно-теоретических задач. Трансдисциплинарность же представляет собой осознанный выход за рамки экспертного сообщества и про-

рыв к новой архитектуре участия (вовлечение граждан в партиси-пативные практики). Обновленная версия TA развивает трансдисциплинарное диалоговое пространство, в состав которого входят не только политики и эксперты, но и гражданское общество.

В связи с этим можно выделить партисипативную оценку технологий (pTА) [Hennen, 2012], ее следует рассматривать как элемент того, что Ш. Джасанофф назвала «гражданской эпистемологией» [Jasanoff, 2005]. Партисипаторная ТА - это качественный (научный) метод определения установок, интересов и моделей аргументации, используемых неспециалистами в отношении сложных вопросов научно-технической политики. В этом случае предполагается, что pTA улучшает базу знаний для принятия политических решений в области научно-технического развития и проектирования социально ответственной техники.

Однако проблема заключается в следующем. Научно обоснованное решение в области социально-гуманитарной экспертизы невозможно, поскольку неизбежна социальная ангажированность, вытекающая из этических или иных предварительных установок. Всякая социально ориентированная деятельность (прогнозирование, экспертное заключение, общественная полемика по актуальным вопросам, реализация государственного заказа и др.) не может избежать ценностно-нормативной нагрузки [Железняк, Середкина, 2018, с. 11]. Другими словами, максимально объективная экспертиза есть утопия, как и стерильное общество. Поэтому инновационные технологические проекты становятся ареной столкновения различных интересов и ценностей.

Трансдисциплинарность в таком контексте будет пониматься как широкое эпистемическое пространство, в котором наука -одна из многих познавательных инстанций. Делиберативные практики предполагают максимальную реализацию принципа участия для выработки механизмов коллективных форм (пост)научного знания. В свою очередь, возникают серьезные теоретико-познавательные проблемы. Например, на каких принципах должно осуществляться объединение знаний и каковы механизмы подобного объединения? В современной науке можно выделить множество направлений, во главе которых находится принцип участия, а также коллективного производства знания. К ним можно отнести не только оценку технологий, но и гражданскую науку (науку граждан),

научный краудсорсинг, делиберативный форсайт, подход ответственных исследований и инноваций, ценностно-ориентированное проектирование технологий и др. С.В. Пирожкова предлагает различать сильную и слабую версии принципа участия в полном соответствии со смыслом слова «участник», который может быть и партнером, и помощником, и внешним исполнителем [Пирожкова, 2018, с. 80]. С этой точки зрения можно говорить о принципе участия как новой теоретико-познавательной парадигме при анализе коллективных форм производства нового знания.

РЛ следует рассматривать в этом же ключе, поскольку они представляют собой гибрид лаборатории и социальной реальности и призваны создавать знания и преобразовывать формы.

Заключение

Сам концепт реальной лаборатории как современной научно-исследовательской инфраструктуры и института социальных трансформаций был разработан в Германии на базе Института оценки техники и системного анализа г. Карлсруэ. РЛ - это часть научно-исследовательской инфраструктуры и в этом смысле демонстрируют свои эпистемологические пределы, а также трудности, связанные с производством нового знания из-за дополнительной ориентации на социальное преобразование. Но в РЛ гораздо больше места для социального обучения. В данном случае речь идет не только о генерировании знания, но и о совместном обучении для общего устойчивого будущего. Парадигма трансдисци-плинарности и принцип участия, а также партисипативная оценка технологий и теория коммуникативной рациональности Ю. Ха-бермаса помогают глубже понять механизм функционирования РЛ, их новую, научную и социальную добавленную стоимость.

Список литературы

Горохов В.Г., Декер М. Социальные технологии прикладных междисциплинарных исследований в сфере социальной оценки техники // Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т. 35, № 1. - С. 135-150.

Динабург С.Р. Инструменты и ресурсы трансдисциплинарных стратегий // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2016. - № 1. - С. 51-62.

Железняк В.Н., Середкина Е.В. Ответственность как регулятивный принцип в исследованиях по социальной оценке техники // Дискурс. - 2018. - № 3. -С. 10-17.

Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. -Москва : Институт философии РАН, 2009. - 203 с.

Пирожкова С.В. Принцип участия и современные механизмы производства знания // Эпистемология и философия науки. - 2018. - Т. 55, № 1. - С. 67-82

Пружинин Б.И., Грановская О.Л. «Публичная рациональность» Ю. Ха-бермаса в контексте идеи ценностного плюрализма // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2015. - № 3 (33). - С. 82-87.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - Санкт-Петербург : Наука, 2001. - 382 с.

Grunwald A. Technikzukünfte als Medium von Zukunftsdebatten und Technikgestaltung. - Karlsruhe : KIT Scientific Publishing, 2012. - 289 S.

Grunwald A. Technology assessment in practice and theory. - Abingdon ; New York : Routledge, 2018. - 254 p.

Hennen L. Why do we still need participatory technology assessment? // Poiesis and Praxis. - 2012. - Vol. 9 (1-2). - P. 27-41.

Insights into and recommendations from three real-world laboratories : an experience-based comparison / Parodi O. [et al.] // Gaia. - 2018. - Vol. 27(1). - P. 5259.

Jasanoff S. Designs on nature : science and democracy in Europe and the United States. - Princeton, NJ : Princeton univ. press, 2005. - 374 p.

Jasanoff S. Technologies of humility : citizen participation in governing science // Minerva. - 2003. - Vol. 41. - P. 223-244.

Parodi O. Wider eine Engführung des Reallabor-Konzepts // Ökologisches Wirtschaften. - 2019. - Vol. 33 (2). - S. 8-9.

Reallabore als Rahmen transformativer und transdisziplinärer Forschung. Ziele und Designprinzipien / Beecroft R. [et al.] // Transdisziplinär und transformativ forschen. Eine Methodensammlung / Defila R., Di Giulio A. (Hrsg.). - Wiesbaden : Springer, 2018. - S. 75-100.

Schmidt C. Die Grenzen der Erkenntnis im Reallabor // Ökologisches Wirtschaften. - 2019. - Vol. 34/1. - S. 21-22.

References

Dinaburg S.R. Tools and resources of transdisciplinary strategies // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Culture. Story. Philosophy. Right. -2016. - N 1. - P. 51-62 (in Russ.).

Gorokhov VG, Decker M. Social technologies of applied interdisciplinary research in the field of social assessment of technology // Epistemology and philosophy of science. - 2013. - Vol. 35, N 1. - S. 135-150 (in Russ.).

Grunwald A. Technikzukünfte als Medium von Zukunftsdebatten und Technikgestaltung. - Karlsruhe : KIT Scientific Publishing, 2012. - 289 S.

CepedKUHa E.B.

Grunwald A. Technology assessment in practice and theory. - Abingdon, New York : Routledge, 2018. - 254 p.

Habermas Yu. Moral consciousness and communicative action. - St. Petersburg : Nauka, 2001. - 382 p.

Hennen L. Why do we still need participatory technology assessment? // Poiesis and Praxis. - 2012. - Vol. 9 (1-2). - P. 27-41.

Insights into and recommendations from three real-world laboratories : an experience-based comparison / Parodi O. [et al.] // Gaia. - 2018. - Vol. 27 (1). - P. 5259.

Jasanoff S. Designs on nature : science and democracy in Europe and the United States. - Princeton NJ : Princeton univ. press, 2005. - 374 p.

Jasanoff S. Technologies of humility : citizen participation in governing science // Minerva. - 2003. - Vol. 41. - P. 223-244.

Kiyashchenko L.P., Moiseev V.I. Philosophy of transdisciplinarity. - Moscow : Institute of Philosophy RAS, 2009. - 203 p. (in Russ.).

Parodi O. Wider eine Engführung des Reallabor-Konzepts // Ökologisches Wirtschaften. - 2019. - Vol. 33 (2). - S. 8-9.

Pirozhkova S.V. The principle of participation and modern mechanisms of knowledge production // Epistemology and philosophy of science. - 2018. - Vol. 55, N 1. - S. 67-82 (in Russ.).

Pruzhinin B.I., Granovskaya O.L. «Public rationality» by J. Habermas in the context of the idea of value pluralism // Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East. - 2015. - N 3 (33). - P. 82-87 (in Russ.).

Reallabore als Rahmen transformativer und transdisziplinärer Forschung. Ziele und Designprinzipien / Beecroft R. [et al.] // Transdisziplinär und transformativ forschen. Eine Methodensammlung / Defila R., Di Giulio A. (Hrsg.). - Wiesbaden : Springer, 2018. - S. 75-100.

Schmidt C. Die Grenzen der Erkenntnis im Reallabor // Ökologisches Wirtschaften. - 2019. - Vol. 34/1. - S. 21-22.

Zheleznyak V.N., Seredkina E.V. Responsibility as a regulatory principle in research on the social evaluation of technology // Diskurs. - 2018. - N 3. - P. 10-17 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.