Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
здоровьесберегающие образовательные технологии / здоровый образ жизни / типы технологий / health-saving educational technologies / healthy lifestyle / types of technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

В данной статье рассматривается охрана здоровья школьников, предоставлены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. В результате проведения такой значимой работы создаются условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

This article discusses the health of schoolchildren, presents outdoor games, finger gymnastics, gymnastics for the eyes. As a result of such significant work, conditions are created for the preservation, strengthening and development of the spiritual, emotional, intellectual, personal and physical health of students.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37 Королева Л.А., Кавтарадзе Л. О.

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

Кавтарадзе Л.О.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается охрана здоровья школьников, предоставлены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. В результате проведения такой значимой работы создаются условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровый образ жизни, типы технологий.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В понятие здоровья входит: физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

Типы технологий

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арт-терапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех

3) позы учащихся, чередование поз

4) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения

5) психологический климат на занятии

6) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

7) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

Физминутки, используемые на занятиях:

Продолжительность физминуток не менее 1,5 - 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала занятия и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала занятия.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения - то, какие физминутки следует подбирать для каждого занятия.

Гимнастика для глаз.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет. Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей «Сладкий сон» - дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения «Ленивые восьмерки» - рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

«Постукивание пальчиками» - имитация игры на пианино,

«Пальчики замерзли»- растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное -несъедобное», упражнения на координацию движения.

В результате проведения такой значимой работы создаются условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия-тия в учебном процессе// № 4. С. 72.;

2. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.;

3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

Koroleva L.A., Kavtaradze L. O.

Koroleva L.A.

Young Naturalists Station (Belgorod, Russia)

Kavtaradze L.O.

Young Naturalists Station (Belgorod, Russia)

IMPLEMENTATION OF HEALTH-SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

Abstract: this article discusses the health of schoolchildren, presents outdoor games, finger gymnastics, gymnastics for the eyes. As a result of such significant work, conditions are created for the preservation, strengthening and development of the spiritual, emotional, intellectual, personal and physical health of students.

Keywords: health-saving educational technologies, healthy lifestyle, types of technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.