Научная статья на тему 'Реализация заимствования и концентрации в спорте'

Реализация заимствования и концентрации в спорте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
204
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ В СПОРТЕ / ЗАИМСТВОВАНИЕ В СПОРТЕ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рожнов Андрей Александрович, Добейко Наталья Ивановна, Жилина Лариса Васильевна

В статье раскрываются понятия концентрации и заимствования, а также непосредственное влияние на развитие спорта, науки, техники и жизнедеятельности, приведены примеры результатов концентрации и заимствования в различных сферах деятельности. Приведены определения опосредованного (искусственного) и прямого (естественного) заимствования в спорте, а также описана их реализация на конкретных примерах в различных спортивных дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рожнов Андрей Александрович, Добейко Наталья Ивановна, Жилина Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of borrowing and concentration in sport

The article describes the concept of concentration and borrowing, as well as a direct impact on the development of sports, science, technology and life activity, it described the examples of the results of the concentration and borrowing in different spheres of activity. The definitions of the indirect (artificial) and direct (natural) borrowing in sports are given, and their realization is described on the original examples in different sport activities.

Текст научной работы на тему «Реализация заимствования и концентрации в спорте»

УДК 796.01

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ И КОНЦЕНТРАЦИИ В СПОРТЕ

Андрей Александрович Рожнов, старший преподаватель, Наталья Ивановна Добейко,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга; Лариса Васильевна Жилина, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, г. Белгород

Аннотация

В статье раскрываются понятия концентрации и заимствования, а также непосредственное влияние на развитие спорта, науки, техники и жизнедеятельности, приведены примеры результатов концентрации и заимствования в различных сферах деятельности. Приведены определения опосредованного (искусственного) и прямого (естественного) заимствования в спорте, а также описана их реализация на конкретных примерах в различных спортивных дисциплинах.

Ключевые слова: концентрация в спорте, заимствование в спорте, спорт.

REALIZATION OF BORROWING AND CONCENTRATION IN SPORT

Andrey Alexandrovich Rozhnov, the senior teacher, Natalya Ivanovna Dobeyko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, The Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga; Larisa Vasilyevna Zhilina, the senior lecturer, department of sport education, Belgorod National Research University, Belgorod

Annotation

The article describes the concept of concentration and borrowing, as well as a direct impact on the development of sports, science, technology and life activity, it described the examples of the results of the concentration and borrowing in different spheres of activity. The definitions of the indirect (artificial) and direct (natural) borrowing in sports are given, and their realization is described on the original examples in different sport activities.

Keywords: concentration in sport, borrowing in sport, sport.

Развитие спорта, науки, техники и жизнедеятельности в современных условиях в своей основе имеют большое количество взаимосвязанных процессов, среди которых необходимо выделить «заимствование» и «концентрацию».

В рамках настоящей работы следует понимать, что согласно современным трактовкам [3, 6] понятия «концентрация» следует, что основными его значениями является «сосредоточение», «собирание» и «скопление» чего-либо в каком-либо месте, а все остальные значения этого понятия, например, «насыщенность растворов и смесей» и «устремление мыслей, чувств и интересов», являются дополнительными и относятся к специальным областям познания.

Основное значение понятия «заимствование» предполагает «перенимать», «усваивать» и «взять» что-либо, и в полной мере отражает сущность симбиотических связей между различными объектами любой прогрессирующей системы [3, 6].

В таблице 1 приведены примеры [9] результатов заимствования и концентрации в спорте, науке, технике и повседневной жизнедеятельности [7, 12], где одним из результатов взаимодействия процессов концентрации и заимствования служит появление всевозможных многофункциональных инструментов, в которых сконцентрированы разнообразные функции, заимствованные у отдельно взятых инструментов различного назначения. В том числе и в сфере науки имеют место процессы концентрации и заимствования, например, кибернетика как наука имеет научную базу на заимствовании основных элементов из математики, теории вероятности, математической статистики и программирования, эконометрики и информатики на основе приемов, методов и инструментов исследования, гипотез, элементов теории и средств анализа, являющихся элементами концентрации. Влияние

концентрации и заимствования распространяется и на реализацию современных прогрессивных решений в технике, например, пикап-внедорожник, который заимствует функции легкового, грузового и автомобиля повышенной проходимости и представляет собой концентрацию грузовой платформы, пассажирского кузова, увеличенного клиренса и полного привода, что позволило этому типу автомобилей занять одно из лидирующих позиций по популярности.

Касательно развития спорта, понятие «заимствование» для различных тактик, стратегий и концепций, а также понятие «концентрации» для методов, приемов и способов различных видов спортивной деятельности играют важную роль и требуют особого рассмотрения.

В рамках настоящей статьи под концентрацией в спорте следует понимать сосредоточение методов, приемов, способов и спортивных снарядов в рамках одного вида спорта, либо сосредоточение спортивных дисциплин относительно одного вида спорта (например, все виды многоборья).

Таблица 1 - Сводная таблица примеров результатов концентрации и заимствования

Элементы концентрации Элементы заимствования Результат заимствования и концентрации Приоритетность значимости для социума Приоритетность сфер деятельности Статус на 2018 год

СПОРТ

1.Винтовка 2.Лыжи 3.Мишень 1.Лыжные гонки 2. Стрельба пулевая Биатлон Пропаганда физического развития, зрелищность Спорт, техника Олимпийский вид спорта

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Нож 2. Отвертка 3. Штопор 4. Шило 5. Открывалка 1. Складной нож 2.Слесарные инструменты 3.Бы-товые инструменты Мульти-инстру-мент Увеличение функциональности Жизнедеятельность, техника Успешно используется во многих сферах деятельности

НАУКА

1.Приемы, методы и инструменты исследования 2. Гипотезы 3.Элементы теории 4.Средства анализа 1. Математика 2.Теория вероятности 3.Мат. статистика и программирование 4.Эконометрика 5.Информатика Кибернетика Управление, связь и переработка информации Наука, жизнедеятельность С 2014 года на базе Московского техн. ун-та МИРЭА открыт Институт Кибернетики

ТЕХНИКА

1.Грузовая платформа 2.Пассажирский кузов 3.Увеличенный клиренс 4. Полный привод 1. Легковое авто 2. Грузовое авто 3.Авто повыш. проходимости Пикап-внедорожник Универсальное средство перевозки и транспортировки Техника, жизнедеятельность в России с января по май 2018 было продано около 3.1 тыс. пикапов «АвтостатИнфо»

Современные виды спорта зачастую представляют собой комплекс заимствований процессов, функций, характеристик, тактик, стратегий и концепций из различных спортивных дисциплин [9]. Заимствования имеют различный характер по своей реализации в спортивной деятельности, который определяет дальнейшее перспективное развитие спорта, популяризацию его среди населения и, как подтверждение его значимости, включение в Олимпийскую программу. Исходя из многогранности влияния заимствований на развитие спортивной дисциплины, следует различать прямое (естественное) и опосредованное (искусственное) заимствования.

Прямое (естественное) заимствование - переход элементов одного вида спорта в другой, как результат естественного взаимодействия этих видов спорта или их отдельных

элементов.

Под опосредованным (искусственным) заимствованием в спорте следует понимать процесс дополнения элементов одного базового вида спорта элементами другого (других) вида (видов) спорта с целью его адаптации к новым условиям.

Совокупность элементов концентрации и заимствования из различных направлений спортивной деятельности, а также науки и техники создало предпосылки к становлению таких видов спорта как бобслей, киберспорт, мото- и автоспорт, в том числе таких военно-прикладных состязаний как танковый биатлон [5] и авиадартс [2].

Одним из наглядных примеров комплекса элементов концентрации и заимствования в спорте является биатлон [12], появившийся в результате истинного заимствования не претерпевших изменения элементов лыжных гонок и пулевой стрельбы, посредством концентрации основных элементов, таких как лыжи, винтовка и мишень.

Биатлон является олимпийским видом спорта, который включает в себя перемещение на лыжах и стрельбу из винтовки. Особенностью биатлона является синтез двух разных видов спорта, а именно, бег на лыжах, причём бег только коньковым ходом, без использования классического стиля и лыжни, и стрельба из малокалиберной винтовки. В мире найдется немало людей, которых можно назвать мастерами в этих видах спорта по отдельности, но вот объединить их вместе может далеко не каждый спортсмен [11].

Таблица 2. Комплекс элементов концентрации и заимствования на примере биатлона

Вид спортивной деятельности. Элементы заимствования Виды заимствования Элементы концентрации Результат взаимодействия элементов концентрации и заимствования Статус на 2018 год

-лыжные гонки -пулевая стрельба прямое (естественное) 1.Винтовка 2.Мишень 3.Лыжи Биатлон Олимпийский вид спорта

-биатлон -лыжероллеры опосредованное (искусственное) 1.Винтовка 2.Мишень 3.Лыжи роликовые / кросс (бег) / велосипед 4.Спец.трасса Летний биатлон Чемпионат мира по роллерным лыжам организовывается раз в два года

-биатлон -адаптивный спорт опосредованное (искусственное) 1.Винтовка (с элек-тронно-акустически-ми очками) 2.Мишень 3.Лыжи, спец. сани и др. Параолимпийский биатлон Параолимпийский вид спорта

-биатлон -стрельба из лука опосредованное (искусственное) 1.Винтовка 2.Мишень 3.Лыжи роликовые / кросс (бег) / велосипед 4. Спец.трасса Арчери-биатлон Чемпионат мира по роллерным лыжам организовывается раз в два года

Совокупность элементов концентрации и заимствования реализуется в том числе и в основных разновидностях биатлона [1,12], таких как летний биатлон, параолимпийский биатлон и арчери-биатлон. Например, становление летнего биатлона, как самостоятельного вида спорта, было основано на опосредованном заимствовании элементов самого биатлона (а не лыжных гонок и пулевой стрельбы) и лыжероллеров, где комплексом элементов концентрации явилась совокупность оружия (винтовки), мишени, специальной трассы, спортивного инвентаря и способа передвижения.

В параолимпийском биатлоне элементы концентрации такие как винтовка (оснащённая электронно-акустическими очками), мишень, лыжи, специальные сани и другие средства передвижения реализованы через искусственное заимствование их из биатлона и адаптивного спорта.

Арчери-биатлон в своей основе имеет совокупность таких элементов концентрации как винтовка, мишень, лыжи роликовые, велосипед, специализированная трасса и способ передвижения, опосредованно заимствованные из биатлона и стрельбы из лука.

На практике комплекс концентрации и заимствования элементов различных видов спорта реализуется в случаях, когда спортсмен, добившись высоких результатов в одном виде спорта находит возможность своего дальнейшего развития в другом виде спорта.

Например, в бобслее находят дальнейшее развитие своей карьеры тяжелоатлеты и представители спортивных единоборств таких как борьба и армрестлинг. Российский спортсмен Алексей Воевода [4], став многократным чемпионом мира по армрестлингу, нашел реализацию развития своей спортивной карьеры на позиции «разгоняющего» в бобслее, где этап разгона является одним из самых важных. Известно, что занятия бобслеем предполагают наличие сильных рук, мощного телосложение и взрывную силу для эффективного разгона «боба», чем как раз и обладал Воевода, который, участвуя в отборе в команду в забегах с тачкой весом 100 кг в даже обычных кроссовках опередил многих спортсменов, и в дальнейшем овладев техническими и тактическими навыками попал в Олимпийскую сборную. Таким образом, спортсмен Воевода, заимствуя из армреслинга важные силовые качества такие как наличие сильных рук, мощного телосложение и взрывную силу, и сконцентрировав их на основе техники и тактики бобслея стал олимпийским чемпионом в 2014 году в Сочи.

Еще одним примером может стать биатлон, где, как известно, достигают высоких результатов спортсмены, занимавшиеся лыжными гонками, из которых следует отметить норвежского лыжника Уле-Эйнара Бьёрндален [8] и российскую спортсменку Анфису Рез-цову [10], которые реализовали заимствование высокоразвитых скоростно-силовых и двигательных качеств лыжных гонок и, овладев техникой и тактикой биатлона, достигли высоких результатов в спортивной карьере, что является одним из ярких примеров реализации комплекса заимствования и концентрации в спорте.

На сегодняшний момент в связи с интенсивным развитием информационного общества доступна информация об успешной миграции спортсменов из одного вида спорта в другой. Безусловно, это оказывает влияние на появление вариативности успешного развития спортсменов из одного вида спорта в других различных перспективных видах спорта, которые на первый взгляд не имеют явных точек соприкосновения. Каждому спортсмену независимо от выбранного вида спорта должны быть доступны альтернативные варианты перспективного развития своей спортивной карьеры, изложенные в доступном информативном виде и основанные на серьезных теоретических и экспериментальных исследованиях, на основе анализа статистических данных. Поэтому, возникает необходимость научного подхода для создания классификации спортивных дисциплин на основе систематизации элементов заимствования и концентрации в спорте для успешного выбора вектора развития начинающих и профессиональных спортсменов в рамках выбранного либо альтернативного спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Гибадуллин Илдус Гиниятуллович. - Ижевск, 2005. - 368 с.

2. Гилязутдинов, И.И. «Авиадартс» на восточных рубежах / И.И. Гилязутдинов // Ориентир. - 2015. - № 09. - С. 22-25.

3. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный / Т.Ф. Ефремова. - М. : ACT, 2010. - 699 с.

4. Журова, И.А. Олимпиада в Сочи 2014 / И.А. Журова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014. - № 2. - С. 123-128.

5. Корчемная, Н.В. Физкультурно-спортивная деятельность - один из социальных факторов прогресса науки и техники / Н.В. Корчемная // Вестник спортивной истории. - 2015. - № 2. - С. 52-60.

6. Лопатин, В.В. Толковый словарь современного русского языка / Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. - М. : Эксмо, 2013. - 928 с.

7. Осипов, Ю.С. Большая Российская энциклопедия / Ю.С. Осипов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. - 1007 с.

8. Реутская, Е.А. Модели технико-тактической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов в годичном цикле / Е.А. Реутская, Е.М. Николаев, О.М. Куликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 172-177.

9. Рожнов, А.А. Концентрация и заимствование как составляющие прогресса в спорте, науке, технике и жизнедеятельности / А.А. Рожнов, А.Н. Малышев, В.В. Калмыков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 91-96.

10. Соболева, Т.С. Зависимость спортивной успешности элитных спортсменов от генетических факторов формирования темперамента / Т.С. Соболева, Д.В. Соболев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 203-208.

11. Суворова, М.А. Слагаемые успеха в биатлоне / М.А. Суворова, И.А. Осетров // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. - С. 128-133.

12. Штейнбах, В.Л. Краткая олимпийская энциклопедия / В.Л. Штейнбах. - М. : Олимпия, Спорт, 2016. - 512 с.

REFERENCES

1. Gibadullin, I.G. (2005), Management of training process of biathlete men in global training system, dissertation, Izhevsk.

2. Gilyazutdinov, I. I. (2015), "Aviadarts on the Eastern borders", Orientir, No. 9, pp. 22-25.

3. Efremova, T.F. (2010), Modern dictionary of Russian three in one: spelling, word-formation, morphemic, ACT, Moscow.

4. Zhurova, I.A. (2014), "Olympiad in Sochi", Interekspo Geo- Siberia, No. 2, pp. 123-128.

5. Korchemnaya, N.V. (2015), "Sports activity is one of the social factors of progress of science and technique", Bulletin of sport history science, No. 2, pp. 52-60.

6. Lopatin V.V. and Lopatina L.E., (2013), Dictionary of modern Russian language, Eksmo, Moscow.

7. Osipov, Y.S. (2004), Great Russian encyclopedia, Great Russian encyclopedia, Sport, Moscow.

8. Reutskaya, E.A., Nikolaev, E.M. and Kulikova, O.M. (2017), "Models of technical and tactical training of highly qualified biathletes in the annual cycle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 172-177.

9. Rozhnov, A.A., Malyshev A.N. and Kalmykov V.V. (2017), "Concentration and borrowing as a component of progress in sport, science, technique and lifetime", News of the Tula state university. Sport, No. 1, pp. 91-96.

10. Soboleva, T.S. and Sobolev D.V. (2015), "Dependence of elite athletes sports success on genetic factors of temperament formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 203-208.

11. Suvorova, M.A. and Osetrov I.A. (2009), "Components of success in biathlon", Yaroslavl pedagogical Bulletin, No. 2, pp. 128-133.

12. Shtejnbah, V.L. (2016), Brief Olympic encyclopedia, Olimpiya, Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2018

УДК 796.077.5

РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва;

Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация

В статье представлен вариант расширения средств профессиональной подготовки бакалавров-педагогов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.