11 См.: Петровский В. А. Психология неадаптированной активности. М., 1992.
12 См.: Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков, 2007.
13 Там же.
14 См.: Корчемный П. А. Психология летного обучения. М., 1986.
15 Корнилова Т. В. Указ. соч.
УДК 159.9:796
М. С. ТКАЧЁВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Психологические особенности рисков в спортивной деятельности
В статье рассматриваются особенности рисков, принятия рискованных решений и осуществления рискованных действий в спорте; анализируются виды рисков, свойственных спортивной деятельности; предлагается классификация рискогенных ситуаций в спорте; разбираются примеры осуществления спортсменами рискованных действий.
Ключевые слова: спорт, риск, помеховлияние, принятие рискованного решения, рискованные действия.
M. S. TKACHEVA Psychological Features of Risks in Sport's Activity
The article is considered Psychological features of risks, taking of risky decisions and realizing of risky actions in sport. The kinds of risks in sport's activity are analysed. We propose the classification of risky situations in sport and discuss the examples of realizing of risky actions by sportsmen.
Key words: sport, risk, hindrance influence, taking of risky decisions, risky actions.
В статье предпринята попытка раскрыть психологические особенности риска и рискованных действий в таком особом виде деятельности человека, как спортивное соревнование. Специфика спорта в отличие от других видов человеческой деятельности, как писал Б. А. Вяткин, определяется следующими психологическими факторами: 1) установкой на достижение высоких и наивысших (рекордных) результатов; 2) общими и специальными интеллектуальными, способностями (например быстротой и гибкостью тактического мышления, высокой концентрацией внимания, большой скоростью восприятия и переработки информации и т. п.); 3) высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевых процессов, направленных как на вызов действий, так и на их сдерживание; 4) систематическими интенсивными и даже максимальными физическими усилиями, необычными для повседневной жизни и деятельности; 5) высокой стабильностью и достаточной вариативностью двигательных навыков, их устойчивостью против неблагоприятных воздействий; 6) регулярными психическими напряжениями очень высокой степени, обусловленными экстремальными условиями, в которых проходят спортивные соревнования1. Все эти факторы
обусловливают определенную, свойственную лишь спортивно-соревновательной деятельности динамику переживаемых психических состояний, различающихся в зависимости от подготовленности и соревновательного опыта спортсмена. Испытываемое им эмоциональное возбуждение и напряжение тем выше, чем ответственнее соревнование, чем более высокие задачи он ставит перед собой, чем более ровным и квалифицированным является состав участников, от которого зависит степень напряженности борьбы.
Преобладающая у спортсменов установка на достижение высших результатов и острую конкурентную борьбу позволяет со всей определенностью утверждать, что спортивно-соревновательная деятельность отличается повышенной степенью риско-генности по сравнению с большинством других видов. Одним из наиболее известных исследователей психологии риска в спорте в отечественной науке является О. А. Черникова. Она связывает готовность спортсмена к рискованным действиям с переживанием им во время соревнования таких эмоций, как спортивное возбуждение, боевое воодушевление, спортивное увлечение, спортивная злость, спортивное соперничество2. Все эти состояния при переходе определен-
© Ткачёва М. С, 2011
ной границы интенсивности могут негативно сказываться на сохранении спортсменом самообладания, т. е. способности и умения сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях, и заставлять его идти на такие действия, степень рискованности которых может быть неоправданно высокой.
Различные исследователи предлагают разнообразные классификации рисков, мы же избрали для анализа ситуаций риска и рискованных действий в спорте классификацию В. В. Глущенко по пяти критериям:
1) субъективность - объективность: субъективный - риск, последствия которого невозможно объективно оценить; объективный - риск с точно измеряемыми последствиями;
2) связь с финансами: финансовый -риск, прямые последствия которого заключаются в денежных потерях; нефинансовый - риск с неденежными потерями, например потерей здоровья;
3) динамика - статика: динамический -риск, вероятность и последствия которого изменяются в зависимости от ситуации; статический - практически не меняющийся во времени;
4) фундаментальность - частность: фундаментальный - несистематический, не-диверсифицированный риск с тотальными последствиями; частный - систематический, диверсифицированный, с локальными последствиями;
5) чистота - спекулятивность: чистый -риск, последствиями которого могут быть лишь ущерб или сохранение текущего положения; спекулятивный - одним из его последствий может быть выгода3.
Анализируя ситуации риска в спорте по этим показателям, можно прийти к следующим выводам. Субъективность и объективность риска могут быть выражены в различной степени. В большинстве случаев риск в спорте можно считать субъективным постольку, поскольку в ситуации соревнования задействованы не только сам рискующий субъект, но и его соперники, полностью просчитать действия которых невозможно. Ситуации объективного риска в спорте возникают лишь тогда, когда спортсмен остается в соревновании совершенно один и в его деятельность уже никто больше не может вмешаться. Например, последний оставшийся в секторе прыгун-высотник уже в ранге побе-
дителя заказывает рекордную для себя высоту. Степень риска здесь минимальна и легко просчитывается: в случае успеха победитель становится еще и рекордсменом, в случае неудачи ему засчитывается предыдущий показанный результат.
Финансовым риск в спорте существует у спортсменов-профессионалов, представителей «большого» спорта, для которых эта сфера деятельности является основной и приносит заработок. Но и для них финансовый риск не первоочередной, так как на него идут ради достижения высоких результатов, являющихся основным мотивом спортивной деятельности. Соревновательная неудача может повлечь за собой в том числе и финансовый ущерб, так что риск спортсменов-профессионалов мы можем назвать «опосредованно финансовым». Те же спортсмены, в деятельности которых не предусмотрено материальное вознаграждение за показанный результат, имеют дело с нефинансовым риском.
Спортивный риск можно считать динамическим: в конкретной соревновательной ситуации у схожих рискованных действий могут быть различающиеся последствия, зависящие от разнообразных факторов: уровня подготовленности спортсмена, его психического состояния в данный момент, силы соперников, внешних условий соревнований, текущего турнирного положения и т. д.
В спорте нередко встречаются как фундаментальные, так и частные риски. Если говорить о масштабе последствий рискованного действия, то соревновательная неудача на значимом для спортсмена турнире для него вполне может являться тотальным последствием, если в силу возраста или других причин у него не будет нового шанса. Если спортсмен расценивает данное соревнование как проходное, как подготовку к более крупному и ответственному старту, то не очень высокое по его меркам место будет для него последствием локальным. Вместе с тем спортивная неудача на любом соревновании может оказаться не более чем локальным последствием в сравнении с возможным получением травмы, которая вынудила бы спортсмена сделать длительный перерыв в соревновательной деятельности, стала бы причиной завершения спортивной карьеры или привела бы к серьезному ущербу здоровью, т. е. стала бы в полной мере тотальным последствием риска.
Поскольку рискованные действия в спорте предпринимаются ради достижения успеха и в ситуациях, когда его вероятность оценивается достаточно высоко для того, чтобы спортсмен посчитал возможным и целесообразным рискнуть, то спортивный риск можно считать спекулятивным.
Ситуаций, которые могут быть потенциально рискогенными и приводят спортсмена к необходимости предпринимать рискованные действия, в разных видах спорта встречается множество. Вариант классификации подобных явлений предложен Л. Д. Гиссе-ном. В его исследованиях многообразие ситуаций, вызывавших психическое напряжение у спортсменов, обобщено в пять групп:
1) содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия);
2) выявляющие несостоятельность психической подготовки к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи в данных соревнованиях, решающий подход к снаряду, мысль о возможной неудаче);
3) неожиданная «аварийность» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача);
4) обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, выполнить зачетный подход с одной попытки);
5) вызванные нежелательными действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тре-нера)4.
Для классификации рискогенных ситуаций в спорте мы провели исследование представлений соревнующихся спортсменов о действующих на них помеховлияниях и их природе. Опытным материалом стали хранящиеся в архиве кафедры психологии образования Педагогического института Саратовского государственного университета письменные работы студентов факультета физической культуры, выполнявшиеся ими в рамках практических занятий по дисциплине «Психология физического воспитания и спорта». Эти работы были объединены темой «Действующие на меня помеховлия-ния» и выполнялись после прослушивания студентами лекции о психологической концепции соревновательной деятельности по В. И. Страхову5. Всего было изучено 150 работ студентов - представителей различных видов спорта (командных игр, легкой
атлетики, лыжных гонок, плавания, академической гребли и др.). Анализ названных в них помеховлияний (разумеется, у всех спортсменов было указано разное их количество, и далеко не всегда формулировки их наименований полностью совпадали) помог составить список их источников, каждый из которых в конкретном виде спорта может иметь большее или меньшее значение для выступающего спортсмена. Этих источников было выявлено семь:
1) соперник, т. е. его поведенческие проявления во время соревнований. О его значимости свидетельствует то, что 85 % спортсменов упомянули о сильном воздействии на них помеховлияний со стороны соперника: его предстартового поведения; разнообразных тактических приемов; наличия у него более качественного инвентаря; своего знания о его более высокой подготовленности и предыдущих успешных выступлениях или недостатка информации об уровне его достижений и функциональном состоянии на момент соревнования;
2) объективные внешние условия: состояние спортивной площадки (поля, трассы, дорожки, снарядов и т.п.) для тех видов спорта, где соревнования проходят на открытом воздухе; неблагоприятная погода; различные организационные трудности. Эти помехи фигурируют в 80 % работ, и их действие на психическое состояние спортсмена зависит от уже выработанной по отношению к ним помехоустойчивости, проявляющейся в умении оперативно находить технико-тактические решения, наиболее эффективные в данных условиях;
3) поведение тренера и товарищей по команде. Данные лица входят в круг наиболее значимых для спортсмена и являются носителями общественного мнения об уровне его подготовки и соревновательных возможностях, поэтому очень многие детали их поведения по отношению к нему имеют последствия в виде определенных эмоциональных состояний, далеко не всегда позитивных. Указания тренера во время соревновательного выступления могут помешать сосредоточиться спортсмену, а действия членов своей команды - не дать успешно выполнить какой-либо тактический замысел (тем более если это индивидуальный вид спорта, в котором товарищи по команде - такие же соперники, возможно, более трудные, чем остальные). Складывающие-
ся между спортсменом и другими членами команды межличностные отношения не во всех случаях способствуют полноценной тренировочной деятельности и могут внести немалый вклад в неудачный итог выступления, о чем можно судить по многим письменным работам (на негативное действие помеховлияний данного типа указали 55 % спортсменов);
4) присутствие и поведение зрителей. Спортсмены, которые отметили в своих работах этот источник (65 %), расходятся в описании конкретных проявлений его действия. Помеховлияющее воздействие на чувства спортсмена может возникнуть как из-за количества зрителей (непривычно большого либо слишком малого вплоть до полного отсутствия), так и из-за их поведения: активного «боления» за соперников, вербальной агрессии или бурного выражения ему своей поддержки, заставляющего чувствовать повышенную ответственность и создающего этим излишнее психологическое напряжение. Кроме того, существенной помехой может стать нахождение среди зрителей особо близких спортсмену лиц, что также может повысить его мотивацию до нежелательного уровня (когда спортсмен «перегорает»);
5) некондиционное состояние собственной экипировки: низкое качество спортивной формы и инвентаря; их неправильная подготовка к соревнованиям (например не соответствующая погодным условиям смазка лыж); неожиданные повреждения во время выступления или незадолго до его начала. Данный источник помеховлияний является достаточно важным, однако его значимость для представителей различных видов спорта неодинакова; всего он фигурирует в 60 % изученных работ. Чаще всего о подобных помехах писали лыжники-гонщики и гребцы, т. е. те спортсмены, для которых успешное выступление во многом зависит от состояния инвентаря. Студенты - пловцы, легкоатлеты, игровики - чаще трактуют помеховлияющее действие данного фактора как возникновение негативных эмоций при сравнении качества своей экипировки с оснащением соперников, что препятствует концентрации на борьбе;
6) собственное неблагоприятное физическое состояние: недостаток сил вследствие издержек функционально-физической подготовки; изъяны в технике выполнения упражнений или владение недостаточно разно-
образным арсеналом технических приемов; последствия недавно перенесенных заболеваний и травм; плохое самочувствие и болевые ощущения непосредственно во время соревнований. Такие помехи были отмечены в 40 % письменных отчетов. Как источником, так и главной жертвой этих помеховлияний является организм спортсмена. Результатом их действия становится то, что выступающий не может приложить максимальных усилий и осознание им этого факта усугубляет негативное состояние;
7) собственное негативное психическое состояние: страх перед выступлением; неуверенность в своих силах; угнетенное эмоциональное состояние или излишняя возбужденность; переизбыток мотивации, чрезмерная самоуверенность либо индифферентное отношение к участию в предстоящем соревновании и затруднения в концентрации внимания на своем выступлении. Подобные обстоятельства упомянуты в качестве поме-ховлияний в 45 % работ. Такие помехи могут быть как результатом действия приведенных факторов, так и возникать независимо от них, а также порождаться не имеющими отношения к спорту обстоятельствами. Как источником, так и объектом их действия становится психика спортсмена в целом. Психические состояния, способные помешать успешному выступлению, как правило, проявляются как интенсивные переживания, которые не могут не замечаться самим спортсменом, поэтому направленность внимания на них носит в основном непроизвольный характер. Какие бы обстоятельства ни были причиной их появления, в любом случае подобные явления мешают интеллектуальному сосредоточению и полноценному контролю хода соревновательной борьбы6.
Среди этих источников помех в каждом виде спорта могут быть свои наиболее рис-когенные. При этом, принимая решение о целесообразности рискованных действий или отказываясь от них, спортсмен должен оперативно оценить, какова их реальная необходимость, за счет каких своих сильных сторон он может добиться успеха и есть ли возможность максимально проявить эти достоинства в данной ситуации. Далее мы приведем несколько примеров из практики спорта, демонстрирующих принятие решений о рискованных действиях, имевших различную степень успешности.
Как было сказано выше, качество экипировки является значимым источником помех и, соответственно, рискогенным фактором для представителей тех видов спорта, где используется сложный инвентарь, техника обращения с которым вносит ощутимый вклад в достижение успеха, а его неисправность зачастую лишает спортсмена возможности бороться за высокие места. В биатлоне спортсмен имеет дело с двумя видами инвентаря - лыжами и винтовкой, одинаково высокого уровня владения которыми достигают немногие, соответственно, уровень рискогенности данного источника помехо-влияний в этом виде спорта можно считать высоким.
В феврале 2008 г. на чемпионате мира по биатлону в Эстерсунде (Швеция) на втором этапе женской эстафеты у российской спортсменки А. А. уже на изготовке перед первой стрельбой обнаружилась серьезная неисправность инвентаря - оказался сломан боек винтовки. Было потеряно время на бесполезные попытки выстрела и на замену оружия, после чего А. А. вынуждена была стрелять из чужой винтовки, имевшей не подходящие ей формы, из-за чего нарушился автоматизм прицеливания и выстрела. Спортсменке пришлось использовать два дополнительных патрона, в результате после этого огневого рубежа сборная России занимала текущее 16-е место, отставая от лидеров более чем на две минуты. А. А. пришлось бежать с максимально возможной скоростью, зная, что чрезмерное ускорение повышает вероятность последующего снижения концентрации внимания на стрельбе и, соответственно, ее результатов. Эта спортсменка всегда отличалась точной стрельбой и развитыми волевыми качествами. На второй стрельбе своего этапа она использовала лишь один дополнительный патрон, после этого снова приложила максимум усилий в беге и показала на своем этапе лучший лыжный ход, хотя никогда особо не выделялась скоростными данными. Естественно, дополнительной мотивацией для россиянки послужил тот факт, что это была эстафета, где на каждом участнике лежит ответственность не только за себя, но и за команду. Волевой настрой А. А. передался двум следующим участницам нашей команды, и в итоге сборная России заняла четвертое место, до самого финиша оставаясь в числе претендентов на бронзовые медали.
Физическое состояние спортсмена, как уже отмечалось выше, является достаточно рискогенным фактором в большинстве видов спорта, поскольку данная деятельность связана именно с физическими нагрузками. Тренировка и выступление в соревнованиях при сигналах неблагополучия со стороны организма способны еще более усугубить возникшие отклонения от нормы и нанести весьма ощутимый вред здоровью.
В феврале 2010 г. на XXI зимних Олимпийских играх в Ванкувере (Канада) во время тренировочного заезда перед началом соревнований в лыжном спринте словенская спортсменка П. М. не удержала равновесия на повороте трассы, где не было поставлено ограждения, вылетела за ее пределы в кювет и упала на твердую поверхность. Получив травму, не зная степени ее тяжести и не имея возможности оперативно полностью снять болевой синдром, она все же решилась принять участие в соревнованиях. Квалификационный, четвертьфинальный и полуфинальный забеги П. М. в силу своего неблагоприятного состояния преодолевала исключительно «на классе», с минимально возможными результатами, гарантировавшими прохождение в следующую стадию соревнования. В финальном забеге она, продолжая бороться с сильнейшей болью, приложила максимум усилий и заняла третье место; после пересечения финишной черты она потеряла сознание от болевого шока. Впоследствии у П. М. был диагностирован перелом четырех (!) ребер. Во время церемонии награждения она не могла самостоятельно подняться на подиум, воспользовавшись помощью волонтеров. Это наглядный пример того, насколько действенной мотивацией риска служит соревновательная ситуация на особо значимом турнире, которым для любого спортсмена являются Олимпийские игры.
Соперник и его действия - один из главных источников помех во всех видах спорта, но степень его влияния на принятие решения о рискованных действиях может быть различна и зависит от вида спорта и субъектных особенностей спортсмена. Различной может быть и степень риска. Более высока она в тех видах, где есть прямой физический контакт с соперником и вероятность получить травму, т. е. к фактору соперника добавляется еще и фактор неблагоприятного физического состояния (к таким видам относятся единоборства и большинство командных игр).
В январе 2011 г. сборная России по хоккею встречалась в финале молодежного чемпионата мира со сборной Канады. После двух периодов наша команда уступала со счетом 0:3, при этом канадцы играли в свойственной им силовой манере. Во втором периоде с их стороны имела место грубая игра против капитана сборной России В. Т., который после этого смог покинуть площадку только с посторонней помощью и больше до перерыва на льду не появлялся. Будучи травмирован и не зная точно степень серьезности травмы, а лишь сняв болевой синдром, в третьем периоде он все же вышел на лед. Стремление не подвести команду и увеличить шансы на успех в этот момент возобладало над соображениями сохранения здоровья. Сборная России сумела развернуть ход игры в свою пользу, а сам В. Т. забил третий гол своей команды, сравняв счет в матче. В итоге сборная России одержала победу со счетом 5:3 и стала чемпионом мира.
Теперь приведем пример негативных последствий рискованного решения. Как уже было сказано, к помехам со стороны собственной психики спортсмена можно отнести не только негативное состояние, но и чрезмерную уверенность в своих силах (переходящую в самоуверенность) и избыточную мотивацию. В ситуациях, где необходимо сохранять сосредоточенность и самообладание, такие качества могут помешать этому и привести в итоге к отрицательному результату.
В январе 2009 г. на этапе Кубка мира по биатлону в Антхольце (Италия) во время женской гонки с общего старта в лидеры сразу вышла немецкая спортсменка М. Н., обладающая выдающимися скоростными качествами. Пройдя без промахов три огневых рубежа, она, испытывая эмоциональный подъем, еще сильнее прибавила в скорости. Такому ее состоянию явно способствовал тот факт, что она чисто отработала третью стрельбу при том, что именно стрельба стоя раньше проходила у нее весьма нестабильно. Зная
об этом, М.Н. решила еще увеличить свой отрыв от соперниц, чтобы максимально обезопасить себя на последнем огневом рубеже. Однако, как мы уже отмечали выше, прибавление скорости в биатлоне повышает риск последующих промахов, так как затрудняет концентрацию внимания при прицеливании. Пройдя на максимальной скорости четвертый отрезок дистанции, М. Н. перед последней стрельбой имела отрыв от ближайших соперниц более 50 секунд и могла позволить себе промахнуться два или даже три раза. Но взятая скорость не позволила спортсменке удержать необходимую концентрацию внимания, и она совершила на последнем огневом рубеже пять (!) промахов, потратила более двух минут на преодоление штрафных кругов, пропустила вперед многих соперниц и, уже не столь заметно отыгрываясь ходом на последнем отрезке дистанции, заняла лишь девятое место.
Разумеется, в практике спорта можно найти немало случаев и отказа спортсмена от рискованных действий. Подобные ситуации нередки, особенно когда ценой риска оказываются здоровье и возможность продолжать карьеру. Но в каждом конкретном случае при окончательном выборе спортсмен может не учитывать до конца все возможные риски, а желание соревноваться пересиливает все разумные соображения.
Таким образом, есть основания считать спортивную деятельность имеющей повышенную степень рискогенности. Среди различных видов риска в спорте в наибольшей степени представлены субъективные, нефинансовые, динамические, частные, спекулятивные. Ситуации риска в различных видах спорта весьма разнообразны, но есть наиболее рискогенные сферы, свойственные большинству видов: действия соперника, внешние условия соревнований, свои экипировка и инвентарь, физическое и психическое (в том числе эмоциональное) состояние спортсмена.
Примечания
1 См.: Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.
2 См.: Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980.
3 См.: Глущенко В. В. Управление рисками. Страхование. Железнодорожный, 1999.
4 См.: ГиссенЛ. Д. Время стрессов. М., 1990.
5 См.: Страхов В. И. Спортивная самоидентификация. Саратов, 2008.
6 Милехин А. В., Страхов В. И., Ткачева М. С. Психолого-спортивная проблематика на кафедре психологии Саратовского пединститута. Саратов, 2011.