Научная статья на тему 'Реализация задачного подхода через практико-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, при изучении школьного курса географии'

Реализация задачного подхода через практико-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, при изучении школьного курса географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRACTICALLY ORIENTED EDUCATION / GEOGRAPHIC EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елин Олег Юрьевич, Коновалова Елена Юрьевна

Статья раскрывает основные аспекты организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным коррекционным образовательным программам в домашних условиях через практико-ориентированные технологии. Исследования позволили сделать вывод о том, что задачный подход используемой технологии позволяет формировать у учащихся данной категории компетентности, способствующие в дальнейшем успешной социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елин Олег Юрьевич, Коновалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF TASK APPROACH THROUGH PRACTICALLY ORIENTED HOME TRAINING OF CHILDREN WITH DISABILITIES STUDYING SCHOOL COURSE OF GEOGRAPHY

The article reveals the main aspects of the organization of teaching process of children with disabilities taught on individual correctional educational programs at home through practically oriented technologies. The researches allowed to draw a conclusion that the task approach of the used the technology helps to form the competences in this category of students which promote further successful socialization in the society.

Текст научной работы на тему «Реализация задачного подхода через практико-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, при изучении школьного курса географии»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ,

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

IMPLEMENTATION OF TASK APPROACH

THROUGH PRACTICALLY ORIENTED HOME TRAINING OF

CHILDREN WITH DISABILITIES STUDYING

SCHOOL COURSE OF GEOGRAPHY

О.Ю, Елин, Е,Ю. Коновалова O.Yu. Yelin, E.Yu. Konovalova

Федеральный государственный образовательный стандарт, дети с ограниченными возможностями здоровья, практико-ориентированное обучение, географический эксперимент.

Статья раскрывает основные аспекты организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по индивидуальным коррекционным образовательным программам в домашних условиях через практикоориентированные технологии. Исследования позволили сделать вывод о том, что задачный подход используемой технологии позволяет формировать у учащихся данной категории компетентности, способствующие в дальнейшем успешной социализации в обществе.

Federal State Educational Standard, children with disabilities, practically oriented education, geographic experiment.

The article reveals the main aspects of the organization of teaching process of children with disabilities taught on individual correctional educational programs at home through practically oriented technologies. The researches allowed to draw a conclusion that the task approach of the used the technology helps to form the competences in this category of students which promote further successful socialization in the society.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено, что школа XXI века - это школа для всех детей. В любом общеобразовательном учреждении России будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов. Именно «образование рассматривается как процесс передачи социально-культурного опыта и как фактор развития личности» [Янова, Адольф, 2012]. В данной статье социализация рассматривается как процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности [Адольф В.А., Адольф О.К., 2012].

Цель статьи - представить возможности применения задачного подхода в условиях практико-

ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, предметной области «география».

В условиях демократизации и гуманизации современного общества необходимо создание для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся на дому, равных прав и возможностей в получении качественного образования, развитии их индивидуальных способностей.

Интенсивность и качество работы у детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, ниже, чем у здоровых. Отвлечение внимания на фоне общей осла-бленности организма приводит к слабой дифференциации элементов изучаемого и неразличению их по степени важности; к восприятию отдельных, и не самых главных, звеньев общей

цепи систем. Более низкими оказываются точность и скорость интеллектуальных действий, нет гибкого реагирования на изменение ситуации.

Общими для детей с ограниченными возможностями здоровья являются следующие признаки.

- Наличие первичного нарушения. У детей с отклонением в развитии наблюдаются: снижение познавательной активности, недостаточное развитие речи, изменение способов общения, не-сформированности общей и мелкой моторики, отсутствие социального опыта.

- Изменение в развитии личности. Особенностями такого ребенка являются: пониженный фон настроения, ограничение социальных контактов, низкая самооценка, высокая тревожность, лёгкость возникновения страхов. Такие нарушения возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.

- Эксцесс способности приёма и переработки информации. У детей такой категории уменьшаются скорость и содержание воспринимаемой информации, объем её запоминания и использования

- Расстройство регуляции речевой деятельности. У ребенка проявляется недостаточность специфических особенностей словесного опосредования, что приводит к несформированно-сти мышления.

Все эти особенности формирования психической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливают нарушения познания окружающего мира, ограничивают запас знаний и представлений о нём. Это ведет к ослаблению познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - это обучающиеся, имеющие особенности физического и (или) психического развития, которые препятствуют им в осваивании образовательной программы без специально созданных для этого условий. Отсюда мы можем сказать, что дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие особые образовательные потребности.

В работах Т.В. Фуряевой понятие «особые об-

разовательные потребности» детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено как «потребность в общем образовании» и понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса. Таким образом, потребность нельзя атрибутировать одному только субъекту, как нечто лишь ему принадлежащее, она включает в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых выступает адресантом, а другой - адресатом социального запроса. Социальный запрос, в свою очередь, понимается как аналитически выделенное содержание социальной потребности [Фуряева, 2006].

По результатам исследования, учитывая психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, были выделены следующие особые образовательные потребности (табл.) [Коновалова, 2009; Коновалова, 2012].

Выделенные образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса на дому. Понятие «особые образовательные потребности» решает следующие педагогические задачи: воспитание, становление субъектности, проектирование собственной учебной деятельности. Рассмотрим особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, как специфические условия процесса обучения и воспитания.

В образовательную программу, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детей, обучающихся на дому по состоянию здоровья): увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению образовательной программы; особые материально-технические условия реализации образовательной программы.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребенка; системность; непре-

Таблица

Виды особых образовательных потребностей

№ п/п Особые образовательные потребности Содержательный аспект

1 Индивидуальный образовательный маршрут Медицинское сопровождение; педагогическое сопровождение; психологическое сопровождение; логопедическое сопровождение; дефектологическое сопровождение

2 Индивидуальная образовательная программа Индивидуальная образовательная программа; включает тот объём материала, который ребёнок может освоить

3 Специфические методы и приёмы Создание ситуации успешности; обеспечение благоприятного психологического климата на уроке; использование эмоциональных разрядок; использование зрительной гимнастики; использование дыхательной гимнастики использование артикуляционной гимнастики; организация динамических пауз, физминуток; смена позы; смена видов деятельности; использование упражнений на снятие мышечного напряжения пальцев рук; использование аудио- и видеоматериалов

4 Адаптивная образовательная среда Адаптация предметного содержания к возможностям и способностям ребёнка; постепенность введения требований и их соотнесённость с индивидуальным опытом ребёнка; поддержание, сохранение самоценности данного возрастного периода развития ребёнка; вовлечение ребёнка в творческую деятельность с учётом его интересов

5 Оптимальные сроки обучения Основанием для увеличения сроков освоения индивидуальной образовательной программы может быть решение психолого-медико-педагогического консилиума

6 Эффективное дистанционное обучение Расширение образовательного пространства

рывность; вариативность; рекомендательный характер оказания помощи [Федеральный...].

Современная школа призвана формировать у детей целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, т. е. как предметные, так и ключевые компетентности [Ефимов, 2012]. Специфика обучения детей с ОВЗ, обучающихся на дому, заключается в ограничении коммуникативных, информационных и образовательных пространств, что обусловливает применение практико-ориентированных технологий. Это позволит не только овладеть практическими компетентностями, необходимыми для учебной деятельности, но и осуществлять поддержку социализации обучающихся детей в ходе познавательной деятельности. Практико-ориентированная направленность способствует иной расстановке доминант в содержании образования: объектом

усвоения становятся не столько знания, сколько востребованные в жизни умения [Дубова, 2012].

М.В. Дубова предлагает в рамках организации практико-ориентированного обучения использовать компетентностную задачу (как форму организации учебного материала), решение которой позволит формировать предметные, мета-предметные и ключевые навыки учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Компетентност-ная задача характеризуется: наличием основного имеющего сложную структуру текста с числовыми данными и дополнительной информацией в виде знаково-символических моделей (таблиц, диаграмм, схем, графиков, фото, географических карт, рисунков), в виде системы преамбул и практико-ориентированных заданий; недостаточной определённостью и «зашумлённостью» (в тексте представлены не все необходимые для

решения и / или избыточные данные); наличием нескольких способов решения проблемной задачи, осуществляемых в интегративной плоскости (т. е. используются способы решения из разных предметных областей); возможностью получения ответов в различных формах (количественной, описательной, графической, в виде осязаемого продукта); способностью, к формированию собственной позиции относительно описанной в задаче проблемы (имеет выход на проект).

Использование компетентностной задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому, можно рассматривать как реализацию потребностей в применении особых приемов и методов обучения детей данной категории.

В настоящее время при изучении географии применяются различные средства обучения -карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т. д. Не всякую информацию учащиеся воспринимает легко, и не всякая понятна и доступна им. Медико-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, не дают возможности использования всего спектра обучающих технологий при обучении предмету. Вот здесь и необходимы такие способы и методы подачи учебного материала, позволяющие детям с ОВЗ, обучающимся на дому, заглянуть в процесс и явления, происходящие в неживой и живой природе. Неоценимую образовательную услугу здесь может оказать демонстрационный или лабораторный эксперимент.

Проведение экспериментов при изучении основ географии оказывает огромное образовательно-воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности и осознанности знаний,хорошо организованные эксперименты по географии захватывают учащихся как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.

Успешность постановки экспериментов определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате их проведения. Существенное значение имеюттакже наличие нужного оборудования и продуманная последовательность проведения опыта.

В практике преподавания географии для детей с ОВЗ эксперименты пока еще не находят должного применения. А между тем данная категория обучающихся более успешно освоит предметную область, если у них появится возможность, не выходя из дома, смоделировать и пронаблюдать явления и процессы, происходящие в естественных природных условиях.

При организации работы с детьми данной категории необходимо соблюдать следующие требования:

1) приборы для экспериментов не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучаемых явлений;

2) эксперименты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимся, чтобы процесс их проведения был достигнутым и внимание ребят было сосредоточено на выработке самостоятельных выводов;

3) до постановки эксперимента надо разъяснить детям, какова его основная цель и какие основные вопросы предстоит разрешить;

4) в процессе проведения эксперимента педагог периодически ставит контрольные вопросы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные задачи;

5) по окончании эксперимента преподаватель вовлекает ребенка в обсуждение результатов [Елин, 2010].

В качестве примера при изучении темы «Почвенный покров Земли» можно привести следующий демонстрационный эксперимент. Учитель, используя обычное яблоко, показывает, какова доля плодородных почв на нашей планете. Целое яблоко символизирует Землю, разделив его на четыре части, убираем три доли, которые будут означать площадь, занятую водами Мирового океана. Одна четвертая часть - это суша (материки и острова). Разделив четвертую часть еще на две, мы условно получаем доли, где почвы как таковые отсутствуют, это территории, покрытие ледниками, пустынями, горами, многолетней мерзлотой и т. д. Поделив восьмую часть еще на четыре, мы получим следующий сюжет демонстрации: три доли - это территории, занятые населенными пунктами (городами, поселками, деревнями и т. д.), дорогами, промышленными зонами, свалками и т. д., и только одна часть будет

представлять поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Не стоит забывать, что почва - это тонкий поверхностный слой земли, следовательно, срезав кожуру с этой доли яблока, мы можем представить, сколько почвы, главное свойство которой - плодородие, осталось на нашей планете [Игровой...].

По результатам можно сделать следующие выводы

1. Реализация особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, улучшает их жизненную, учебную ситуацию, повышает чувство личной ответственности за качество собственной жизни.

2. Положительные изменения осознания качества жизни больными детьми характеризуются созданием ощущения соматического, психологического и познавательного комфорта, ростом показателей социализации личности.

3. Практико-ориентированное обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках задачного подхода позволяет формировать у них компетентности, которые в последующем помогут успешно социализироваться в обществе.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Адольф О.К. Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям - важнейший индикатор их социализированно-сти // Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 3-9.

2. Дубова М.В. Компетентностные задачи как средство реализации практикоориентированной направленности современного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 2. С. 7-13.

3. Елин О.Ю., Ахметзянова А.Ф. Эксперимент на уроке географии: практикум /' Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. С. 4 - 7.

4. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. 2012. № 2. С. 9-18.

5. Игровой прием «Яблоко» Ш1_: ЬИ:р://\л/\л/\л/. ecosystema.ru

6. Коновалова Е.Ю. Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие. Красноярск: КК ИПКиППРО, 2009. С. 15-18.

7. Коновалова Е.Ю. Планирование уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому: метод, пособие. Красноярск: КК ИПКиППРО, 2012. С. 24-27.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17.12.2010. Ш1_: http://standart.edu.ru

9. Фуряева Т.В. Интеграция особых детей в общество // Педагогика. 2006. № 7. С. 29-37.

10. Янова М.Г., Адольф В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего учителя в транзитивном образовательном пространстве // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 182-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.