Научная статья на тему 'Реализация внешнего финансово-бюджетного контроля во Владивостокском городском округе'

Реализация внешнего финансово-бюджетного контроля во Владивостокском городском округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CONTROL AND ACCOUNTING CHAMBER / FINANCIAL CONTROL / BUDGET CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпова Лия Сергеевна, Драчев Артем Валерьевич

Федеральное законодательство регулирует и раскрывает минимальное значение правового статуса и деятельности региональных контрольно-счетных органов субъектов России. Так, основное развитие контрольно-счетных органов происходит на региональном и местном уровне. В настоящей статье рассматриваются функции Контрольно-счетной палаты города Владивостока в области муниципального финансового контроля и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of external financial and budgetary control in Vladivostok city district

Federal law regulates and discloses the minimum value of the legal status and activities of the control and accounting bodies of the constituent entities of Russia. So, the main development of control and accounting bodies is taking place at the regional and local level. Audit Chamber of the city of Vladivostok in the field of municipal financial control and audit.

Текст научной работы на тему «Реализация внешнего финансово-бюджетного контроля во Владивостокском городском округе»

УДК 332

РО! 10.23672/8ДЕ.2019.2019.44580

Карпова Юлия Сергеевна

магистрант 1 курса, Юридическая школа Дальневосточного федерального университета artem.drachev@vladpravo.ru

Драчев Артем Валерьевич

магистрант 1 курса, Юридическая школа Дальневосточного федерального университета artem.drachev@vladpravo.ru

Yulia S. Karpova

Undergraduate of 1 course, Law school Far East Federal University artem.drachev@vladpravo.ru

Artem V. Drachev

Undergraduate of 1 course, Law school Far East Federal University artem.drachev@vladpravo.ru

Реализация внешнего

финансово-бюджетного контроля

во владивостокском городском округе

Implementation

of external financial and budgetary control in vladivostok city district

Аннотация. Федеральное законодательство регулирует и раскрывает минимальное значение правового статуса и деятельности региональных контрольно-счетных органов субъектов России. Так, основное развитие контрольно-счетных органов происходит на региональном и местном уровне. В настоящей статье рассматриваются функции Контрольно-счетной палаты города Владивостока в области муниципального финансового контроля и аудита.

Ключевые слова: контрольно-счетная палата, финансовый контроль, бюджетный контроль.

Annotation. Federal law regulates and discloses the minimum value of the legal status and activities of the control and accounting bodies of the constituent entities of Russia. So, the main development of control and accounting bodies is taking place at the regional and local level. Audit Chamber of the city of Vladivostok in the field of municipal financial control and audit.

Keywords: control and accounting chamber, financial control, budget control.

М

униципальный финансовый контроль представляет собой контроль за действиями должностных лиц, финансово-хозяйственной деятельностью получателей бюджетных средств либо иных субъектов, использующих средства или собственность муниципального образования, осуществляемый представительными и (или) исполнительными органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными учреждениями по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании фондов, находящихся в их ведении, в целях выявления резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и укрепления финансовой дисциплины.

В системе органов местного самоуправления ведущая роль в сфере муниципального финансового контроля отдаётся представительному органу муниципального образования. Так, в соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджет-

ным полномочиям представительного органа самоуправления отнесено рассмотрение и утверждение бюджетов и отчётов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением местных бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов. Однако, эти полномочия представительный орган реализует не самостоятельно, а с помощью создания специального контрольного органа. В городе Владивостоке, согласно ст. 20 Устава, таковым является Контрольно-счётная палата города Владивостока.

Неслучайно Контрольно-счётная палата создаётся именно Думой, поскольку такой механизм позволяет избежать зависимости контрольного органа от проверяемых им главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС), как правило, подотчётных администрации города. Такая структура позволяет им быть независимыми друг от друга, а значит, и лучше осуществлять контрольную функцию.

Согласно БК РФ бюджетно-финансовый контроль (в том числе муниципальный) подразделяется на предварительный и последующий, которые отличаются по своим целям. Целью осуществления предварительного контроля является принятие мер с тем, чтобы предупредить и не допустить в будущем нарушения финансового законодательства. Предназначение последующего контроля заключается в том, чтобы, исходя из результатов исполнения бюджетов, установить законность их исполнения, а также достоверность учета и отчетности.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля, в соответствии с БК РФ, наделены специальными бюджетными полномочиями (ст. 157 БК РФ). Так, контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют:

- аудит эффективности, который направлен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- экспертизу законопроектов, проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства, включая обоснованность показателей бюджетов;

- экспертизу государственных и муниципальных программ;

- анализ и мониторинг всего бюджетного процесса, включая подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;

- другие вопросы, определенные законодательством об органах внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

В ст. 7 Положения о Контрольно-счётной палате города Владивосток данные положения находят некоторую конкретизацию в виде задач, которые Контроль-счётная палата выполняет. Это:

- организация и осуществление контроля за установленным порядком подготовки и рассмотрения проекта решения о местном бюджете;

- анализ обоснованности и законности доходов и расходов бюджета, их объемов и целевого назначения в проекте решения о местном бюджете;

- экспертиза проектов решений Думы города Владивостока о местном бюджете на очередной финансовый год, проектов решений Думы города Владивостока, регулирующих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- и другие задачи.

Анализ данных задач, а также Отчёта о деятельности Контрольно-счётной палаты города Владивосток за 2017 год позволяет разделить деятельность контрольного органа на три условных направления:

1) Контроль проектов решений о местном бюджете, его подробный анализ, в том числе объёмов и целевого назначения бюджета. Контрольно-счётная палата проверяет, правильно ли были соотнесены виды расходов в бюджете с Кодом бюджетной классификации; имела ли право Дума предусмотреть такие расходы в своём бюджете согласно законодательству РФ; проверяет, имеется ли дефицит бюджета, и если имеется, то не превышает ли он лимит; проверяет расходы в муниципальных программах, утверждает их санкционированием.

2) Контроль исполнения бюджета, оценка его целевого использования. Данная деятельность представляет наиболее объёмный пласт в деятельности Контрольно-счётной палаты города Владивосток. Заключается данная деятельность в проверках, осуществляемыми Контрольно-счётной платой в отношении ГРБСов, путём запроса документов, их анализа. Предметом проверок, как правило, являются средства городского бюджета, направленные на важнейшие отрасли городского хозяйства и социальную сферу, а также муниципальное имущество. Так, в городе Владивосток в 2017 году, согласно отчёту, особое внимание было уделено осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства (наружного освещения), оказанию ритуальных услуг населению и содержанию кладбищ, ремонту автомобильных дорог, выполненному в рамках муниципальной услуги.

3) Контроль за использованием имущества путём проверки объёмов потраченных на его использование средств.

В научной литературе встречается критическая оценка эффективности контрольной деятельности муниципальных Контрольно-счётных палат в связи с отсутствием рычагов привлечения к ответственности проверяемых ими органов, а также в том, что контрольный орган в значительной степени зависим от муниципальной власти. С этой точкой зрения сложно согласиться после изучения их деятельности на примере Контрольно-счётной палаты города Владивосток. Так, согласно части 7 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица, а именно Председатель, заместитель Председателя, аудиторы, начальники отделов и инспекторы Контрольно-счетной палаты города вправе привлекать к административной ответственности. Кроме того, ст. 14 «Положения о Контрольно-счётной палате города Владивосток» предусмотрена обязанность исполнения требований должностных лиц Контрольно-счетной палаты. Согласно статье, требования и запросы должностных лиц Контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями. В то же время, неисполнение законных требований и запросов должностных лиц Контрольно-счетной палаты, а также воспрепятствование осуществ-

лению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края. Данная ответственность может носить, в зависимости от тяжести деяния, как административный, так и, в редких случаях, уголовный характер.

Так, согласно отчёту за 2017 год, Контрольно-счётная палата направила 26 представлений для принятия мер по устранению и предупреждению выявленных нарушений в сфере бюджета и финансов, на которые соответственно реагировали проверяемые органы. В 2017 году было исполнено и снято с контроля в связи с принятием мер исчерпывающего характера 17 представлений, из них 2 - вынесенные в предыдущие годы, остальные представления 2017 года находились на контроле до полного устранения отмеченных в них нарушений. Контрольно-счётная палата также может составлять протоколы о привлечении к административной ответственности, например, за грубые нарушения бухгалтерского учёта. За 2017 год инспекторами Контрольно-счетной палаты были составлены 2 протокола об административном правонарушении, в соответствии с которыми должностное лицо дважды было привлечено к административной ответственности.

Литература:

1. Мирзоева Э.Р. Государственный (муниципальный) финансовый контроль как один из основных видов финансового контроля // Молодой ученый. 2018. №33. С. 105-109.

2. Отчёт от 27.09.2018 № 8 о результатах контрольного мероприятия «Эффективность использования объектов муниципальной недвижимости в части установки и эксплуатации рекламных конструкций», утвержден решением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Владивостока, протокол № 7.

3. Отчёт о деятельности Контрольно-счетной палаты города Владивостока за 2017 год, утверждён решением Коллегии от 30.03.2018, протокол № 2.

В исключительных случаях лицо может быть даже привлечено к уголовной ответственности -так, в 2017 году на основании материалов Контрольно-счетной палаты прокуратурой города Владивостока в отношении должностных лиц МУПВ «Некрополь» было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления.

Таким образом, можно говорить о том, что деятельность Контрольно-счетной палаты ориентирована не только на выявление нарушений, но и на их устранение путём прекращения нарушения либо возврата выделенных средств.

Существуют и определённые проблемы правоприменения. К примеру, из-за специфики работы инспекторам Контрольно-счётной палаты приходится проверять деятельность ГРБСов в самых разных сферах, от строительства до экологии, в то время как, очевидно, людям с экономическим или юридическим образованием сложно разобраться в тонкостях данных сфер. В городе Владивостоке данная проблема решается с помощью разделения сотрудников Контрольно-счётной палаты по сферам деятельности, однако в н ебольших муниципальных образованиях это может быть проблематично в связи с ограниченностью бюджетов, а, следовательно, и количества рабочих мест.

Literature:

1. Mirzoyeva E.R. State (municipal) financial control as one of the main types of financial control // Young scientist. 2018. № 33. P. 105-109.

2. Report dated 27.09.2018 № 8 on the results of the control event «Efficiency of use of municipal real estate objects in terms of installation and operation of advertising structures», approved by the decision of the Board of the Control and Accounting Chamber of Vladivostok, Protocol № 7.

3. The report on activity of Control Audit Chamber of the city of Vladivostok for 2017, is approved by the decision of Board of 30.03.2018, protocol № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.