Научная статья на тему 'Реализация вероисповедной политики советской власти в период хрущёвской антирелигиозной кампании (1954 – 1964 гг.): многофакторный анализ'

Реализация вероисповедной политики советской власти в период хрущёвской антирелигиозной кампании (1954 – 1964 гг.): многофакторный анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
242
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антирелигиозная кампания / Н. С. Хрущев / Русская Православная Церковь / воинствующий атеизм / anti-religious campaign / N. S. Khrushchev / Russian Orthodox Church / militant atheism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

Настоящая статья посвящена комплексному анализу вероисповедной политики советской власти времен «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 – 1964 гг.). В статье будет отражено положение Русской Православной Церкви к началу правлению Н. С. Хрущева. Автор попытается вскрыть предпосылки и главные причины «хрущевских» гонений (1954 – 1964 гг.). На основе новейших данных исследователь представит историю гонений, составив многоуровневое описание репрессивных действий советской власти по отношению к Русской Православной Церкви. Стратегии, частично реализованные в ходе «стодневной» антирелигиозной кампании 1954 г., полноценно стали использоваться при развертывании антирелигиозной кампании 1958 – 1964 гг. В заключении будут подведены итоги «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 – 1964 гг.), охарактеризовано положение Русской Православной Церкви ко времени их окончания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тупикин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the religious policy of the Soviet government during the Khrushchev's anti-religious campaign (1954 1964): multi-factor analysis

This article is devoted to the complex analysis of the religious policy of the Soviet government during the Khrushchev's anti-religious campaign (1954 1964). The article reflects the position of the Russian Orthodox Church during beginning of the reign of N. S. Khrushchev. The author tries to reveal the background and main reasons of this persecution (1954 1964). The researcher presents the history of persecution on the basis of the latest data and compiles a multi-level description of the repressive actions of the Soviet authorities against the Russian Orthodox Church. During the «hundred days» anti-religious campaign of 1954 were implemented strategies which have been fully used later in the anti-religious campaign of 1958-1964. In conclusion, the results of the «Khrushchev» anti-religious campaign (1954 1964) are summed up.

Текст научной работы на тему «Реализация вероисповедной политики советской власти в период хрущёвской антирелигиозной кампании (1954 – 1964 гг.): многофакторный анализ»

Церковно - исторические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №4. С. 6-26

УДК 947.8

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин Роман Владимирович)

ректор

Смоленской православной духовной семинарии

Реализация вероисповедной политики советской власти в период хрущёвской антирелигиозной кампании (1954 — 1964 гг.): многофакторный анализ

Аннотация: Настоящая статья посвящена комплексному анализу вероисповедной политики советской власти времен «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.). В статье будет отражено положение Русской Православной Церкви к началу правлению Н. С. Хрущева. Автор попытается вскрыть предпосылки и главные причины «хрущевских» гонений (1954 - 1964 гг.). На основе новейших данных исследователь представит историю гонений, составив многоуровневое описание репрессивных действий советской власти по отношению к Русской Православной Церкви. Стратегии, частично реализованные в ходе «стодневной» антирелигиозной кампании 1954 г., полноценно стали использоваться при развертывании антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. В заключении будут подведены итоги «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.), охарактеризовано положение Русской Православной Церкви ко времени их окончания.

Ключевые слова: антирелигиозная кампания, Н. С. Хрущев, Русская Православная Церковь, воинствующий атеизм

Постановка проблемы. В настоящий момент одной из актуальных исследовательских тем в отечественной историографии становится история церковно-государственных взаимоотношений в эпоху «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.). Дело в том, что продолжительное время фокус внимания исследователей был сосредоточен на «сталинских» репрессиях по причине их крупномасштабности и беспрецедентности. «Хрущевские» гонения в действительности отражали новую модель церковно-государственных отношений; оформилась новая стратегия борьбы коммунистической партии с религией. Антирелигиозная политика времен Н. С.

Хрущева была следствием изменения сталинского послевоенного идеологического курса и осуществлялась в два этапа: «стодневная кампания» 1954 г. и масштабная антирелигиозная кампания 1958 - 1964 гг. Хотя «хрущевская» антирелигиозная кампания являлась бескровной, однако, как ни странно, именно Н. С. Хрущев в массовом сознании ассоциируется с воинствующим атеизмом и борьбой с Церковью.

Множество научных работ посвящено анализу роли Н. С. Хрущев и отдельных представителей партийной номенклатуры в подготовке и реализации антирелигиозной кампании. Немало исследователей изучило реакцию священноначалия, клириков, мирян Русской Православной Церкви на проведение «хрущевской» антирелигиозной кампании. За последнее десятилетие опубликован целый массив научных работ, отражающих специфику проведения антирелигиозных акций в регионах. В представленной работе будет предпринята попытка многоуровневого описания всех средств и инструментов, которые использовались в рамках «хрущевской» антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.).

Дело в том, что большевистской властью религия воспринималась, как феномен, оппонирующий идеальному проекту коммунистического государства на трех смысловых уровнях: политическом, идеологическом, общественном. Церковь суть и политический субъект, и носитель самобытной идеологии, и социокультурная институция. За семидесятилетнюю историю существования коммунистического режима стратегии антирелигиозной политики менялись в зависимости от расставленных акцентов интерпретации социально-политической роли религии.

При И. В. Сталине Русская Православная Церковь расценивалась советской властью как серьезнейший политический оппонент, влияющий на советских граждан и обладающий разветвленной организационной структурой. Осуществление контроля над религиозными организациями соответственно было возложено на органы государственной безопасности, причем администрирование велось чаще всего внеправовыми средствами. В итоге, к концу 1930-х гг., после т. наз. «Большого террора», Русская Православная Церковь, как политическая инстанция, перестала существовать и представлять хоть какую-то угрозу для господствующего государственного режима. Однако практически полная организационная ликвидация Русской Православной Церкви не привела к изъятию религиозного мировоззрения среди населения и снижению высокой социальной роли церковной обрядности в повседневной жизни советских граждан. Более того, в послевоенный период сталинской вероисповедной политике религия рассматривалась, как патриотический и политически лояльный институт.

Для Н. С. Хрущева религия являлась чужеродным идеологическим феноменом, препятствующим построению «научного коммунистического общества». Религия, как идеологический пережиток, должна была быть искоренена через атеистическую пропаганду и научное просвещение. Более сложная задача ликвидации религии в мировоззренческом (идеологическом) и

социальном плане привела к развертыванию крупномасштабной антирелигиозной кампании, инициированной и разработанной партийными органами. Антирелигиозная кампания Н. С. Хрущева включала в себя многоуровневые дискриминационные действия советской власти по отношению к Русской Православной Церкви: законодательное преследование Церкви, закрытие православных храмов и ликвидация церковных общин, ограничение деятельности духовенства и религиозных организаций, запрещение проявлений стихийной народной религиозности в публичном пространстве, социально-экономическое давление на приходы, административный контроль над хозяйственной деятельностью и кадровой политикой епархий, замена в публичной сфере церковных обрядов «новой гражданской обрядностью», систематическое внедрение научно-материалистического мировоззрения «в народные массы», использование государственных СМИ в целях агитации и пропаганды атеизма, крупномасштабное развертывание атеистической пропаганды, поощрение феномена публичной апостасии в Церкви, и др. Это далеко не полный список тех действий органов советской власти, которые были частью полномасштабной антирелигиозной кампании. Стоит отметить, что указанные методы (закрытие церквей, атеистическая пропаганда, и др.) в полной мере использовались в период «сталинских» гонений, но они меркли на фоне грозной репрессивной политики, ассоциировавшейся с продолжительными тюремными заключениями и смертными приговорами.

В массовом сознании антицерковная политика 1950 - 1960-х гг. довольно легкомысленно ассоциируется исключительно с личностью Н. С. Хрущева и его дерзким обещанием «показать последнего попа». Однако, представленная статья доказательно продемонстрирует ниже, что за крупномасштабной антирелигиозной кампанией (1954 - 1964 гг.) стояла не просто одинокая фигура генерального секретаря коммунистической партии СССР, но отлаженная система, затрагивающая профессиональную деятельность десятков тысяч советских граждан: партийных функционеров, комсомольских активистов, уполномоченных Совета по делам РПЦ, атеистических лекторов-пропагандистов, журналистов районных газет, в конце концов, библиотекарей с учителями.

Итак, в данной работе повествование пойдет о ходе «хрущевских» гонений на разных уровнях, таких, как законодательное преследование Церкви, закрытие храмов и монастырей, антирелигиозная пропаганда, запрещение народной религиозности в публичной сфере, ограничение деятельности духовенства, поощрение фактов ренегатства со стороны православных клириков, закрытие духовных учебных заведений, резкое повышение налогообложения для религиозных организация, и др.

«Стодневная» антирелигиозная акция 1954 г. как преддверие антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг.

Церковно-государственные отношения в СССР к середине 1950-х годов можно расценивать как стабильные, хотя вряд ли можно было говорить о

мирном сосуществовании. Государственная власть признала за Церковью право на существование, однако, лишь на самых жестких условиях, по сути дела, загнав ее в резервацию, из которой ей запрещалось выходить.1 Партийная элита внутренне признавала тот факт, что научно-атеистическая деятельность была далеко не приоритетной в идеологической повестке. Смерть И. В. Сталина в марте 1953 года нарушила временный паритет сторон, установившийся в послевоенную эпоху2.

После 1948 г. обозначился процесс охлаждения государства к Русской Православной Церкви, как инструменту внутренней и внешней политики. Появление новых лиц в руководстве страны вызвали тревогу в Совете по делам РПЦ и Московской Патриархии. Предполагалась смена политического курса, что могло сказаться на изменении модели церковно-государственных отношений. На протяжении года (март 1953 - июнь 1954 гг.) Совет по делам РПЦ пытался добиться от высшего руководства конкретных разъяснений по поводу «дальнейшей работы»3. Более того, Совет по делам РПЦ представил ряд предложений, касающихся законодательства о религиозных культах, частоты открытия церквей, деятельности священнослужителей.4 Однако никакой реакции Совмина и ЦК на запросы Совета по делам РПЦ не наблюдалось вплоть до середины 1954 года.

Вообще функционирование Совета по делам Русской Православной Церкви является предметом изучения многих современных ученых. К таким работам можно отнести исследования Т. Чумаченко5, М. Одинцова6, О.

7 8

Васильевой , А. Горбатова и других. Авторы указанных работ анализировали модели государственно-церковных отношений через оценку деятельности Совета по делам РПЦ, как специально созданного института по контролю над деятельностью Русской Церкви. Жесткое регулирование деятельности религиозных организаций, регламентация всех сторон церковной жизни, стали симптомом вероисповедной политики советской власти и осуществлялись стараниями Совета по делам РПЦ.

Оживление религиозной жизни страны стало ощутимым во второй половине 1953 г. В частности, резко увеличилось количество запросов верующих на открытие церквей, уменьшилось количество действующих храмов

1 Русская Православная Церковь. XX век / Коллективная монография. Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. С. 372.

2 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. р. 96 - 100, 125.

3 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке / М. В. Шкаровский. - Москва: Вече: Лепта, 2010. С. 351.

4 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. р. 125.

5 Чумаченко Т. Г. Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг. М., 1999; Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002.

6 Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - Москва: ЦИНО, 2002.

7 Васильева О. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (Дата обращения 20.08.2021)

8 Горбатов А. В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.). // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 (3-2). С. 157-160; Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 гг. дис. ...канд. ист. наук / А.В. Горбатов. Кемерово, 1996.

с нерегулярными богослужениями, улучшалось материально-финансовое положение епархий и приходов, увеличивался набор абитуриентов на поступление в духовные учебные заведения. 9 Русская Православная Церковь частично воссоздавала инфраструктуру, разрушенную в 1930-е гг.10 Оживление религиозности в СССР Совет по делам РПЦ объяснял подъемом патриотических чувств населения, в тоже время констатируя тот очевидный факт, что атеистическая пропаганда переживала ощутимый кризис. Более того, наметилась положительная динамика во взаимоотношениях между Церковью и Советом, так как, к примеру, впервые за советский период появились государственно-церковные полноценные отношения. Первый раз за всю советскую историю Патриархов стали приглашать на официальные встречи для общения с представителями разных стран, возвращали храмы и церковное имущество.

Как было сказано выше, у руководителя Совета по делам Русской Православной Г. Г. Карпова стали возникать вопросы о новой модели отношений Церкви и советского государства. Ему как опытному партийному функционеру важно было понимать, насколько резко могут измениться эти отношения, чтобы планировать не только свою работу, но и важные внешнеполитические и внутриполитические акции. Он считал, что религиозное возрождение, начавшееся после войны и еще до конца не задушенное с 1948 года, можно было использовать для нужд советского общества и государства как некие акты примирения между правительством и Московской Патриархией, что укрепляло бы позиции СССР на международной арене. Именно это возрождение вызывало у многих партийных работников недоумение и тревогу, на что они указывали лично Г. Г. Карпову и Н. С. Хрущеву как свидетельство развала атеистической пропаганды. Так появляется докладная записка Н. С. Хрущеву. Это постановление было в духе довоенных прокламаций «наступления на религиозные пережитки», примиренчества, призывы к активизации борьбы с религией. Но предварялось это постановление тщательной внутрипартийной работой.

Весной 1954 г. отделами при ЦК КПСС был представлен информационный доклад «О крупных недостатках в естественнонаучной, антирелигиозной пропаганде»11, где было чётко зафиксировано замедление и ослабление атеистической работы в центре и на местах, более того такая пассивность в области идеологии была отмечена, как опасная. Данный доклад получил поддержку со стороны высокопоставленных деятелей (М. А. Суслов, Е. А. Фурцева, Д. Т. Шепилов, А. Н. Шелепин). Они представляли собой группу амбициозных коммунистов и комсомольских активистов, примыкавших к Н. С. Хрущеву, и сыгравших в дальнейшем важнейшую роль в ходе антирелигиозной кампании. Старая сталинская партийная элита (Г. М. Маленков, В. М. Молотов)

9 Там же.

10 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке / М. В. Шкаровский. - Москва: Вече: Лепта, 2010. С. 429 - 431.

11 Там же. С. 352.

внутренне были не готовы к усилению пропагандисткой атаки, так как придерживались формата использования религиозных структуры для ведения внешней и внутренней политики (такая модель сосуществования религиозных организаций и партийной идеологии возникла в 1940-х гг.).

7 июля 1954 г. по инициативе Н. С. Хрущева в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения»12. Данный документ можно считать идеологической декларацией ЦК КПСС, где была явственно озвучена новая «агрессивная» линия вероисповедной политики и при этом подвергнута осуждению старая примиренческая модель церковно-государственных

13

отношений, установившаяся в послевоенный период . Данное постановление было итогом идеологической работы Агитпропа ЦК КПСС на протяжении 40 -40-х гг.

Документ в своей формулировке вновь возродил традицию воинствующего атеизма 1930-х годов.14 Главным тезисом постановления было утверждение о принципиальной несовместимости религии и коммунистической идеологии. Религиозные организации и верующие якобы выступали против остального общества, они «сознательно и энергично» противостояли гражданам, строящим коммунизм15. Критически оценивая состояние атеистической работы партийных организаций, постановление призывало «решительно покончить с пассивностью в отношении к религии»16 и активизировать антирелигиозную пропаганду на местах. Антицерковная кампания декларировалась, как идеологическая акция, часть проекта индустриализации и строительства «социалистического общества». Религия Н. С. Хрущевым воспринималась, как типичный феномен сельской жизни, постепенно утрачивающий свое значение в городской среде, поэтому цель кампании заключалась в идеологической борьбе с религиозными пережитками,

17

прежде всего, в деревне, наносящими вред сельскому хозяйству .

Региональные обкомы достаточно оперативно среагировали на это постановление схожими по характеру и содержанию директивами. Совет по делам РПЦ был вынужден оперативно отреагировать на публикацию постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. С одобрения ЦК КПСС в течение месяца уполномоченным была разослана «Ориентировка». Православное духовенство в данном документе рассматривалось как идеологический оппонент, а религия воспринималась как вредное суеверие. Задачи

12 См. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения: пост. ЦК КПСС 7 июля 1954 года // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). 9-е изд., доп. и испр. М., 1985. Т. 8.

13 Кашеваров А.Н. Пропагандистский аспект антицерковной кампании 1958-1964 гг. / Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Выпуск 4. Т. 4. 2013. С. 86.

14 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М.: АИРО-ХХ, 1999. С. 153 -154.

15 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. р. 129.

16 О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения: пост. ЦК КПСС 7 июля 1954 года // Законодательство о религиозных культах: Сб. материалов и документов / под общ. ред. Куроедова В.А., Панкратова А.С. М.: Юридическая литература, 1971. С. 34.

17 Там же.

уполномоченных заключались в контроле и мониторинге положения религиозных организаций в регионе, а также оперативном обеспечении информацией местные и центральные партийные органы. Широкая кампания по пропаганде «научно-атеистических знаний» началась в СМИ после публикации постановления.

В октябре 1954 г. Совет по делам РПЦ отмечал крайнюю неэффективность антирелигиозной кампании, отмечая вызванную активной пропагандой социальную и политическую дестабилизацию в стране, а также

затемнение положительного образа вероисповедной политики СССР за

18

рубежом . Участившиеся в регионах инциденты неправового администрирования по отношению к религиозным организациям, отсутствие вдумчивого научного-атеистического подхода в ведении пропаганды и агитации, вызвали стихийную мобилизацию верующих19. В центральные партийные и правительственные органы посыпался шквал жалоб и петиций, отражающих множество случаев нарушения конституционных прав верующих. В итоге антирелигиозная кампания 1954 г. потерпела фиаско, и Н. С. Хрущев был вынужден временно отступить. Знаковым событием стал визит в сентябре 1954 г. Антиохийского Патриарха, после которого советская власть задумалась о приостановке антирелигиозной кампании, опасаясь международных скандалов и разоблачений. 10 ноября 1954 года было принято постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения»20, противоположное по духу июньскому постановлению.

«Стодневная» антирелигиозная кампания 1954 г. оказалась неудачной пропагандистской акцией. Государственная власть поверхностно проанализировала текущую социальную ситуацию, не рассчитав своих сил. Коммунистический режим в итоге получил негативный результат: усиление социальной нестабильности и оживление религиозности среди населения. Пропагандистские и административные стратегии, протестированные летом 1954 года, полноценно были реализованы при развертывании антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. Кампания 1958 - 1964 гг. формально и методологически была близка «стодневной» акции 1954 г., отличаясь интенсивностью и степенью задействования ресурсов. Организаторы кампании 1958 - 1964 гг. учли ошибки прошлого. В частности, нормативно-правовые акты от 1958 - 1961 гг., направленные на ущемление прав религиозных организаций, распространялись в режиме секретности, без публичной огласки.

С 1955 по 1957 год наступает самый спокойный для Русской Православной Церкви период её существования в послевоенное время. В частности, в 1957 году произошла амнистия репрессированных при И. В.

18 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. р. 133.

19 Потапова Н.В. Политика Советского государства в отношении Церкви 1940-1980 гг. (Нормативно-правовые аспекты регулирования) // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 4. С. 171.

20 Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения // Правда. 1954. 11 ноября. № 315.

Сталине клириков, количество действующих храмов не уменьшалось21.

Профессор М. Шкаровский оценивает период 1955-1957 гг. как наиболее

22

«благоприятный» для Русской Православной Церкви с 1947 года. . Однако внешне стабильное положение Русской Православной Церкви оказалось непрочным. Внутрипартийная борьба шла с переменным успехом для РПЦ, что отражалось в деятельности Совета по делам РПЦ. Однако, к 1958 г. в ЦК КПСС установился консенсус в отношении ужесточения антирелигиозной стратегии, что предопределило в конечном итоге формат «действий Совета по делам РПЦ»23.

Хрущёвская антирелигиозная кампания 1958 - 1964 гг.: многофакторный

анализ

В современной историографии период с 1958 по 1964 гг. рассматривается с точки зрения государственно-церковных отношений, как время нового витка

24

«политической войны» с Русской Православной Церковью24. Однако, в действительности проведение антирелигиозной кампании 1954 - 1964 гг. осуществлялось неравномерно, сама вероисповедная политика в этот период претерпела определенную эволюцию. К примеру, мероприятия в первые два года (1958 - 1959 гг.) концептуально обозначались, как акции, направленные на «ограничения деятельности Русской православной церкви», и характеризовались продуманностью, осторожностью. В последующие годы (1960 - 1964 гг.) формат антирелигиозной кампании существенным образом радикализировался, превращаясь в «политическую войну», «крестовый поход против Церкви».

Новый облик вероисповедной политики, связанный с ужесточением антирелигиозной стратегии, был не случайным и имел определенные предпосылки. Впервые о возможности более жестких ограничений деятельности РПЦ заговорили в идеологическом аппарате ЦК весной 1957 г. Статистические данные, характеризующие положение РПЦ в стране (в частности, увеличение количества открытых церквей), представленные в ЦК Советом по делам Русской Православной Церкви, вызвали серьезное беспокойство. Новые члены Совета по делам Русской Православной Церкви, назначенные ЦК, И. И. Сивенков и П. Г. Чередняк имели ученые степени в

21 Митрофанов Г., протоиерей. Патриархи XX века. Патриарх Алексий I (Симанский). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.rU/otechnik/Istorija_Tserkvi/patriarhi-20-veka/3 (Дата обраще-ния 20.08.2021).

22 Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при см СССР и его уполномоченные в первой половине 1960-х годов: структура, формы и методы работы. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovet-po-delam-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-pri-sm-sssr-i-ego-upolnomochennye-v-pervoy-polovine-1960-h-godov-struktura-formy-i-metody-raboty (Дата обращения 22.01.2022)

23 Шкаровский М.В. Православие при социализме. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pravoslavie-pri-sotsializme/ (Дата обращения 20.08.2022).

24 См.: Одинцов М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно -церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М., 1989; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Цыпин Вл. История Русской Церкви. 1917-1999. М., 1997; Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999; Одинцов М. И. Патриарх Алексий I (Симанский): биографические заметки. (К 130-летию со дня рождения) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. М., 2007. С. 397-449.

области экономики, что в дальнейшем предопределило особый интерес Совета к «финансовой деятельности религиозных организаций»25.

Некоторые исследователи (М. И. Одинцов) считают, что модель церковно-государственных отношений в 1950-е гг. полностью зависела от внутрипартийной борьбы в ЦК КПСС. По мнению М. И. Одинцова, внутрипартийная победа сторонников жесткой линии в решении религиозных вопросов предопределила начало антирелигиозной кампании осенью 1958 г.26 Однако другие исследователи (Т. А. Чумаченко, Р. Г. Пихоя) считают, что важность религиозного вопроса во внутрипартийных дискуссиях явно

27

преувеличена.

Такие партийные деятели, как Молотов и Ворошилов, представлялись потенциальными сторонниками либерального курса в отношении к РПЦ, так как были ответственными за реализацию послевоенной сталинской вероисповедной политики. С другой стороны, М. И. Суслов, возглавлявший тогда Агитпроп, был последовательным выразителем стратегии, направленной на существенное ограничение деятельности религиозных организаций. М. И. Суслов, к которому позже присоединился Л. Ф. Ильичев, контролировал официальную идеологию с сер. 1950-е гг. М. И. Суслов сыграл важнейшую роль в подготовке антирелигиозных постановлений ЦК 1949 г. и июля 1954 г. В

июне 1957 года пленум ЦК разгромил т. наз. «антипартийную» группу

28

Молотова, Ворошилова, Маленкова, Булганина, Шепилова. Поражение антипартийной группы было представлено как удар по оппозиции на ХХ съезде КПСС. Сторонники жесткой религиозной политики утверждали, что наконец-то стало возможным «расправиться» со сталинским наследием и «исправить» положение, существовавшее в религиозной сфере29. Таким образом, по мнению Т. А. Чумаченко, «победа» пришла сама собой, когда с политической арены

30

были убраны сторонники противоположной точки зрения .

Импульсом, положившим начало новой антирелигиозной кампании, стало письмо М. И. Суслову от 15 апреля 1958 г. спецкора «Литературной газеты» В.

31

Д. Шапошниковой . Шапошникова поделилась с Сусловым своими мыслями о нынешнем состоянии научно-атеистической пропаганды. Автор письма подверг критике деятельность организаций, занимающихся атеистической работой.

Реакция на письмо проявилась незамедлительно. 19 апреля 1958 г. Агитпроп «информировал ЦК о состоянии научно-атеистической пропаганды и

32

мерах по ее усилению» . По итогам совещания, организованного Агитпропом 8

25 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. Р. 147.

26 Одинцов М. И. Государство и церковь в России, XX в. / М. И. Одинцов; Рос. акад. управления, Политол. центр. - М.: Луч, 1994. С. 115 - 116.

27 Пихоя Р. Г. О внутрипартийной борьбе в советском руководстве в 1945 -1958 годы // Новая и новейшая история, 1995. № 6. С. 3 - 15.

28 См., например: История России. XX век. М., 1996. С. 540-541; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000. С. 149-167.

29 Пихоя Р. Г. О внутрипартийной борьбе в советском руководстве в 1945 -1958 годы // Новая и новейшая история, 1995. № 6. С. 10 - 12.

30 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. Р. 147 - 148.

31 Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Ibid. Р. 149.

мая 1958 г., была подготовлена и направлена в ЦК КПСС «записка» , описавшая «недостатки научно-атеистической пропаганды»34. Записка в преамбуле ссылалась на письмо спецкора В.Д. Шапошниковой «Литературной

35

газеты» «о недостатках научно-атеистической пропаганды среди населения»35. В документе отмечалось, что большинство ответственных за атеистическое просвещение работников ошибочно посчитало отмененным Постановление ЦК от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». В записке фундаментом будущей вероисповедной политики декларировалась жесткая июльская резолюция, а не более толерантная ноябрьская.36 Также в документе содержалась критика работы Совета по делам РПЦ. Констатировалось, что руководство Совета по делам РПЦ и уполномоченные на местах плохо справлялись со своими

37

обязанностями, находясь «под каблуком у церковников» . Совещание попыталось выработать рекомендации по активизации научно-атеистической работы. В действительности сентябрьская записка «О недостатках научно-атеистической пропаганды» предопределила содержательный характер программного постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 г., которое в действительности дало старт антирелигиозной кампании.

Постановление секретариата ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О

38

недостатках научно-атеистической пропаганды"» представляло концепцию новой стратегии антирелигиозной политики. Антирелигиозную деятельность за прошедшее десятилетие документ признавал «запущенной», или вообще

39

«отсутствующей» . ЦК КПСС ставил задачи преодолеть «недостатки» в этой области, «усилить», «активизировать», «придать наступательный характер»40. «Задачей, поставленной перед государственными органами власти, стало проведение комплекса административных мер, направленных на ограничение любых прав РПЦ и религиозных организаций, противоречащих действующему законодательству»41. Правительственная резолюция касалась непосредственно деятельности Совета по делам РПЦ.

Все достижения Совета по делам РПЦ в плоскости церковно-государственных отношений были резко осуждены как «деформация церковной

33 Записка отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». 12 сентября 1958 г. Публ. Одинцов М. И. Вероисповедная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. М., 2003. С. 359-366; РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Д. 554. Л. 5-13.

34 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. Р. 150.

35 Ibid.

36 Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 281.

37 См.: Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия) // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 28.

38 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (1939-1964 гг.) С. 252.

39 Сосковец Л. И. Положение Русской Православной Церкви в период «Хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 4 (16). 2011. С. 30.

40 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (1939-1964 гг.) С. 252.

41 Алексеев В. А, "Штурм небес" отменяется? Критич. очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М.: Изд. центр "Россия молодая", 1992. С. 222.

политики социалистического государства» и «неверная политическая и тактическая линия»43. Уступки Совета по делам РПЦ привели к оживлению религиозности в стране, созданию благоприятных условий для пропаганды «реакционной идеологии». Вместо того, чтобы стремиться к строжайшему ограничению деятельности религиозных организаций и активно содействовать сужению религиозной сети, Совет по делам РПЦ проявлял компромиссную позицию, «показывая церковь в угоду иностранцам»44. Весь прежний курс в «религиозных делах» осуждался как «проявление сталинизма»45. Документ

46

завершался призывом «принять меры по ограничению деятельности церкви» .

Буквально в течение нескольких месяцев, после принципиального решения о начале гонений, в последней четверти 1958 г. был принят целый комплекс антицерковных законов.

Еще летом 1958 года Совет по делам РПЦ начал действовать по предложениям майского совещания и выработал ряд мер по ограничению финансовой деятельности Русской Православной Церкви. Документы, подготовленные Советом по делам РПЦ (ответственный: П. Г. Чередняк), легли

47

в основу следующих постановлений правительства . 16 октября 1958 года Совет министров СССР принял сразу два закона («О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей»48 и «О монастырях в СССР»49), которые ознаменовали собой начало конкретных репрессий.

Закон «О монастырях в СССР» предписывал в шестимесячный срок изучить вопрос о сокращении числа монастырей и скитов, далее внести соответствующее постановление по этому вопросу в Совет Министров50. Этот закон нанес сильнейший экономический удар по обителям Русской Православной Церкви. Здесь предусматривался целый комплекс мер экономического воздействия на монастыри, которые в совокупности должны были подорвать монастырскую экономику и в перспективе способствовать закрытию обителей. В конце концов Святейший Патриарх согласился с требованием Карпова «не давать никаких дотаций монастырям»51 без согласия Совета.

42 Одинцов М. И. Государство и церковь в России, XX в. / М. И. Одинцов; Рос. акад. управления, Политол. центр. - М.: Луч, 1994. С. 119.

43 Русская Православная Церковь. XX век / Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 463.

44 Одинцов М. И. Государство и церковь в России, XX в. / М. И. Одинцов; Рос. акад. управления, Политол. центр. - М.: Луч, 1994. С. 119.

45 Там же.

46 Там же.

47 Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия) // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 27.

48 Постановление Совета министров СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» от 16 октября 1958 года N 1160 // Законодательство о религиозных культах: сборник материалов и документов. М., Юридическая литература, 1971. С. 35-36.

49 Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1990. № 158. С. 110.

50 Там же.

51 Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002. Р. 154.

Закрытие обителей началась с первых же лет гонений. В результате гонений против монашества в 1966 году в СССР осталось всего 16 действующих православных обителей, причем большая их часть располагалась на территории Западной Украины и Прибалтики. Число монашествующих сократилось вдвое.52

Проанализируем иные положения закона «О монастырях в СССР», которые чрезвычайно затрудняли хозяйственную жизнь обителей. По новому закону монастырям было строжайше запрещено нанимать работников для выполнения тех или иных работ, как на постоянной, так и на временной основе. Проблема заключалась в том, что многие монахи являлись престарелыми или слабосильными людьми, другие же не обладали высокой квалификацией и были способны выполнять лишь простую работу. Вместе с тем, число насельников являлось не слишком большим. Для постройки же хозяйственных строений и, тем более, для ремонта храмов требовалось значительное количество работников. До революции в таких случаях всегда нанимали работников-мирян. Также поступали и в последнее десятилетие правления И. В. Сталина, когда было получено разрешение на возрождение храмов. Отныне наем работников был строжайше запрещен, что сильнейшим образом затруднило хозяйственную жизнь монастырей. За нарушение этого постановления монастыри облагали большими штрафами. Более того, наличие в обители наемных работников автоматически приводило к постановке вопроса об ее закрытии, поскольку для этого имелась указанная «причина», а в

53

реальности - повод53. Другим положением данного закона отдавалось распоряжение о сокращении земельных наделов, имевшихся у монастырей. Количество земли у обителей сокращалось в три раза. Следует указать, что сельское хозяйство являлось важнейшей экономической составляющей монастырской жизни. Более того, даже советские чиновники с неудовольствием отмечали, что монастырские хозяйства являются образцовыми и большинство колхозов в разы уступает им по экономической рентабельности. 54

Закон «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» был направлен на ослабление социально-экономического положения епархий, монастырей, приходов. Суть этого постановления заключалась в изменении порядка начисления и, следовательно, повышении подоходного налога на мастерские, производившие церковные свечи. 55 Постановление ударяло по материальному благополучию РПЦ, объявляя запрет на реализацию свечей на приходах по ценам выше, чем установленные государством. Доход от продажи свечей всегда являлся одной из важнейших составляющих экономики Церкви. Известно, что в Московской

52 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005 гг. С. 565.

53 Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - Москва: ЦИНО, 2002. С. 399.

54 Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в Х1У-ХУ веках. М., «Наука», 1966. С. 5.

55 Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1990. № 158. С. 111.

епархии в 1956 году доход от продажи свечей составлял порядка 70 % общих денежных поступлений. Теперь указанная составляющая ее экономического благополучия значительно сокращалась.56 Более того, новые налоги вступили в силу задним числом, а именно с 1 октября 1958 года. Это крайне негативно сказалось на годовом бюджете Русской Православной Церкви и, как писал Совету Святейший Патриарх Алексий, дезорганизовало церковную деятельность. Далее этим постановлением восстанавливался налог на церковные строения и плата за пользование землей. Также объявлялось о значительно увеличении налогов на земельные участки, принадлежавшие церковным общинам.

В качестве одной из мер по ограничению церковной деятельности Совет по делам РПЦ рассматривал процедуру сокращения числа епархий. На встречах с Г. Г. Карповым зимой и весной 1959 г. Святейший Патриарх Алексий вынужденно согласился на «настоятельные рекомендации Совета по делам РПЦ» относительно ликвидации нескольких епархий (Сумская, Дрогобычская, Рижская, Ульяновская). Святейший Патриарх был вынужден отозвать просьбы об открытии самостоятельных епархий в Луганской, Тернопольской,

C'y

Хабаровской областях .

Лишь одна из мер, предложенных Советом по делам РПЦ в рамках объявленной ЦК КПСС борьбы с предрассудками и суевериями, оказалась достаточно безболезненной для Московской Патриархии - это ликвидация т. наз. «святынь», являвшихся местами массового стихийного паломничества верующих. Это постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым „святым местам"» от 28 ноября 1958 г. В документе говорилось о ликвидированных обителях, где ранее находились православные святыни. Эти места не санкционированно (чаще всего без благословения священноначалия) и массово посещались православными верующими во время праздничных крестных ходов, что вызывало крайнее беспокойство со стороны местных властей. Всего насчитывали более 700 святых мест и источников. Государством было предпринято ряд мер административного характера (милицейские кордоны, арест организаторов

58

ходов, и пр.) по предотвращению крестных ходов к святым местам.

В начале 1960 года ЦК КПСС принимает Постановление «О мерах по ликвидации нарушения духовенством советского законодательства о культах»59. В нем анализировались результаты деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви за 16 лет. В данном документе был отражен государственный курс церковной политики, он устанавливал тотальный

56 Русская Православная Церковь. XX век / Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 469 - 470.

57 Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия) // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 50.

58 Сосковец Л. И. Положение Русской Православной Церкви в период «Хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 4 (16). 2011. С. 31.

59 О мерах по ликвидации нарушения духовенством советского законодательства о культах». Постановление ЦК КПСС от 13.01. 1960 г. // Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия) // Отечественные архивы. — 1994. — № 5. — С. 60.

контроль над всеми сферами жизни Церкви и ставил своей главной целью борьбу с религией. В Постановлении указывалось, что Г. Карпов и В. Полянский несут ответственность за нарушение правового законодательства о посещении храмов и использовании зданий и предметов религиозного культа духовенством и верующими. Особо было отмечено, что вышеуказанные ответственные лица виновны в попустительстве и либерализме и что впредь Совет не допустит такого попустительства.

ЦК КПСС выстроило жесткую вероисповедную линию как приоритетную во внутренней политике страны. Совет по делам РПЦ через институт уполномоченных осуществлял жесткий контроль над деятельностью епархий и приходов: кадровая политика, финансово-хозяйственный учет, регистрация общин и священнослужителей, осуществление надзора над приходским активом. Совет по делам РПЦ полностью контролировал формирование епископата и кадрового состава духовенства, используя для этого такие меры, как запрет на хиротонию новых епископов, ограничение деятельности священников ввиду сомнений в их благонадежности, запрещение новых кандидатов, ограничение набора слушателей в духовную академию и многие др. Все люди, желающие посвятить себя служению в Церкви, были для государственных структур персонами «нон грата»60 Уполномоченные Совета по религиозному вопросу были озабочены не только кадровыми вопросами, они ставили во главу угла и проблему ослабления финансовой базы. Если граждане жертвовали Церкви деньги или материальные ценности, представители Совета заставляли священников отправлять крупные пожертвования в фонд мира или в фонд охраны исторических памятников.

Завершающим ударом, которое Советская власть нанесла Церкви, было принятие Совмином СССР постановления под названием «Об усилении контроля за деятельностью Церкви», которое было принято 16 января 1961 года. Главным положением этого закона являлась мысль о том, что духовенство следует отстранить от хозяйственной жизни Церкви. Отныне все экономические вопросы должен был решать церковный староста. Священник же превращался в наемного работника. В 1961 году состоялся Архиерейский собор РПЦ, на котором епископат «узаконил» приведенные постановления Советской власти. В самый разгар гонений, 16 марта 1961 года по инициативе Хрущева Совмин принял еще одно закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», согласно которому «контролировать» репрессии против Церкви теперь должны были уполномоченные Совета по делам РПЦ. 31 июля 1963 года Совмин выпустил приказ о переоценке страховой цены принадлежавших Церкви зданий, что привело к резкому усилению финансового гнета на Церковь. 2 января 1964 года вышло постановление ЦК под названием «Мероприятия по усиления атеистического воспитания населения». Как и в конце 20-х и начале 30-х годов, это была массовая кампания по пропаганде атеизма через систему

60 Гордун С. Русская православная церковь при Святейших Патриархах Сергии и Алексии // Вестник РХСД. — 1990. — № 158. — С. 78.

государственных школ и в то же время разоблачению РПЦ. Этот закон мог послужить бы отправной точкой новой волны гонений на Церковь, однако, время нахождения Хрущева у власти уже подходило к концу.

Самым первым уровнем гонений являлось закрытие храмов. Осуществлялось оно повсеместно административными методами. Схема выполнения данного мероприятия была продумана: вначале выбирали «жертву» - храм, который нужно было закрыть, затем подготавливали обвинения, аргументы для убеждения верующих в необходимости закрытия прихода. Главным поводом всегда была малочисленность прихожан или отсутствие священника, церковь становилась «затухающей», и правящий архиерей вынужден был закрывать приход. В результате к 1966 году из 14 тысяч церквей в СССР осталось всего 7523 действующих храма. Одновременно сократилась и численность духовенства: в 1966 году в Русской Церкви осталось всего 7410 зарегистрированных священнослужителя. Таким образом, можно сказать, что Церковь потеряла примерно половину храмов и духовенства.61

Как известно, после нормализации отношений между Церковью и государством в 1943 году начали возрождаться Духовные учебные заведения. В результате к 1958 году в СССР существовало две Духовные Академии и восемь Духовных семинарий. В результате гонений, были закрыты шесть из восьми Духовных Семинарий. Отныне правящие архиереи были вынуждены массово рукополагать малообразованных людей, не имевших богословского образования. Разумеется, их старались обучить частным порядком, но это являлось весьма сложным делом. По этой причине уровень грамотности духовенства и, как следствие, всего церковного сообщества стал постепенно понижаться62.

Помимо административного прессинга началось и идеологическое преследование Русской Церкви. В период антирелигиозной кампании 1958 -1964 гг. атеистическая пропаганда получила новый импульс, в частности, через публикации в СМИ и лекции специалистов. Целую серию публикаций, появившихся в газетах, условно делят на несколько тематических групп: естественнонаучные статьи (апеллирующие к материалистическому мировоззрению); антологии антирелигиозных афоризмов и высказываний классиков русской литературы; научно-популярные материалы о вреде суеверий и религиозного сознания в стилистике атеистической пропаганды; антиклерикальные материалы о нравственном поведении конкретных священниках.

14 октября 1964 года лидеры Коммунистической партии сместили Хрущева со своего поста. За новый политический курс компартии стал отвечать гений советской атеистической идеологии Михаил Андреевич Суслов. Его подход заключался в продолжении борьбы с религией без прямого административного или законодательного давления на институт РПЦ, но с

61 Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917-1997) / История Русской Церкви Т. IX. С. 278.

62 Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (1929-1978). С. 156.

усилением научно-атеистического образования и пропаганды. Для М. А. Суслова более важными вопросами являлись экономика и образование, а подавление религии не отвечала текущим интересам советской власти.

Заключение

«Стодневная» антирелигиозная кампания 1954 г. являлась непродолжительной и по сути тестовой пропагандисткой акцией, завершившейся фактически неудачей, ведь поставленных целей она не достигла. Систематическая антирелигиозная кампания периода 1958 - 1964 гг. была более продуманной с технической точки зрения и подкреплялась нормативно-правовой базой, легитимизирующей многие действия исполнительных органов местной власти. Проблематика выстраивания вероисповедной политики вошла в сферу интересов партийной номенклатуры, а местные органы являлись лишь непосредственными исполнителями партийных предписаний и инструкций. Совет по делам Русской Православной Церкви на протяжении послевоенного десятилетия придерживался нейтральной позиции в сфере регулирования деятельности Русской Православной Церкви. Однако, в 1958 г. ситуация изменилась кардинальным образом. Так, в период антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви стали основными проводниками господствующей партийной линии на местах. Вероисповедная политика советской власти в период 1958 - 1964 гг. заключалась в массированной атаке на религиозные институты, задействуя материально-финансовые, социокультурные, нормативно-правовые факторы. Скрытый характер нормативно-правового регулирования деятельности религиозных организаций не позволил полноценно отреагировать на многочисленные нарушения в ходе антирелигиозной кампании. Масштаб действий антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. соразмерен «сталинской» антицерковной политики 1930-х гг., если не учитывать явно репрессивный характер последней.

Антирелигиозная кампания 1958 - 1964 гг. характеризуется следующими положениями. Вероисповедная политика Н. С. Хрущева сделала ставку на идеологическую победу атеизма и, как следствие, уничтожение религии. Была предпринята попытка создания научно обоснованного атеизма как целостного мировоззрения. Далее делался упор на дискредитацию Церкви руками самой Церкви - закрытие храмов и епархий обставлялось как прошения самих архиереев, хотя имеются документальные подтверждения, что процедуры ликвидации приходов осуществлялись под давлением определенных органов и экономическими средствами. В целом грубое использование советским правительством Церкви на внешнеполитическом фронте на фоне гонений ярко характеризовало руководство страны как прагматичным циников в рамках реализации вероисповедной политики. Кроме того, хотя в официальной историографии считается, что антирелигиозная кампания 1958 - 1964 гг. была «бескровной», все же до нас дошли свидетельства об арестах и последующих

судебных приговорах над некоторым священнослужителями.63 Контроль над производством свечей, резкое увеличение налогообложения, приходская реформа 1961 года стали факторами социально-экономического давления на Русскую Православную Церковь. Ренегатство православных священнослужителей и преподавателей духовных учебных заведений стало своего рода символом антирелигиозной кампании 1958 - 1964 гг. и широкомасштабно использовалось в пропагандистских целях. Некоторые из исследователей обращают внимание на то, что несмотря на усиленное давление законодательного и социально-экономического порядка, больший вред Русской Православной Церкви оказал «чиновничий произвол»64 и грубое администрирование на местах.

Литература

1. Алексеев В. А, "Штурм небес" отменяется? Критич. очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М.: Изд. центр "Россия молодая", 1992. 299 с.

2. Алексеев В. А. Духовное образование в России периода «Хрущевских гонений»; Тернистый путь к живому диалогу. М., Память. 1999. 213 с.

3. Васильева О. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. [Электронный ресурс]. Ц^: https://pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (Дата обращения 20.08.2022)

4. Глушаев А. М. Антирелигиозная кампания 1954 года: мобилизационные практики и повседневность (на примере Молотовской области) // Вестник Пермского университета. Выпуск 2 (16). 2011. 255 с.

5. Горбатов А. В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.). // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 (3-2). С. 157160.

6. Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 гг. дис. ...канд. ист. наук / А.В. Горбатов. Кемерово, 1996. 171 с.

7. Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1990. № 158. С. 82 - 142.

8. Законодательство о религиозных культах: Сб. материалов и документов / под общ. ред. Куроедова В.А., Панкратова А.С. М.: Юридическая литература, 1971. 210 с.

9. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 1998. 552 с. (Серия: Культура и власть от Сталина до Горбачева. Документы).

10. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1: годы 1917-1970. / Данилушкин М.Б., Шкаровский М.В., и др. СПб.: «Воскресение», 1997. 1020 с.

11. Катунин Ю. А. Политика государства в отношении Церкви в Крыму в 60-80-е годы ХХ века. М.: Издательский дом «Хроника». 1994. 48 с.

12. Кашеваров А. Н. Пропагандистский аспект антицерковной кампании 1958-1964 гг. / Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Выпуск 4. Т. 4. 2013. С. 86 - 93.

63 Федотов А.А. Первый этап антицерковных репрессий Н.С. Хрущева (1958-1961 гг.). [Электронный ресурс]. Богослов.ру URL: http://www.bogoslov.ru/text/3698574.html#_ftn1 (Дата обращения 20.08.2022)

64 См. Горбатов А. В. Пропаганда и СМИ в период хрущевской антирелигиозной кампании (1954 - 1964 гг.). // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014 (3-2). С. 157-160.

13. Кокунова К. А. Атеистическая пропаганда в художественной литературе 1950-1960-х гг. / Вестник ПСТГУ. Выпуск 5 (49). 2013. 180 с.

14. Курганская Е. А. Обострение церковно-государственных отношений в Беларуси (19581964 гг.) // Сборник работ 67 научной конференции студентов и аспирантов Белорусского госуниверситета. 17-20 мая 2010 г., Минск. В 3 ч. Минск: Изд. центр БГУ, 2011. Т. 3. 325 с.

15. Макарова Д. Ю. Атеистическая пропаганда в СССР в 1954-1964 годах (на материалах Курской области), Курский государственный университет. № 3, том 13. 2013. 170 с.

16. Марченко А., протоиерей. Религиозная политика советского Государства в годы правления Н.С. Хрущёва и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М.: Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2010. 328 с.

17. Молодов О. Б. Роль уполномоченных Совета по делам религий в реализации государственной вероисповедной политики на Русском Севере (1960-1980-е гг.) // Вестник Пермского университета. Выпуск 1 (28). 2015. 364 с.

18. Одинцов М. И. Государство и церковь в России, XX в. / М. И. Одинцов; Рос. акад. управления, Политол. центр. - М.: Луч, 1994. - 171 с.

19. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - Москва: ЦИНО, 2002. 310 с.

20. Одинцов М. И. Вероисповедная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958. М., 2003. С. 52-68, 338373

21. Пивоваров Н. Кого приглашали в СССР и кого отправляли за границу по религиозной линии (1943-1985 гг.) / Государство - Религия - Церковь. - № 1 (35). 2008. 369 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. 1945 - 1970 гг. Т. 2. 1954 - 1970 гг. М., 2010.

23. Пихоя Р. Г. О внутрипартийной борьбе в советском руководстве в 1945 -1958 годы // Новая и новейшая история, 1995. № 6. С. 3 - 15.

24. Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». 7 июля 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 8. 542 с.

25. Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». 10 ноября 1954 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 8. 542 с.

26. Постановление Совета министров СССР «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» от 16 октября 1958 года N 1160 // Законодательство о религиозных культах: сборник материалов и документов. М., Юридическая литература, 1971. С. 35-36.

27. Постановление ЦК КПСС «О журнале «Наука и религия». 5 мая 1959 г. / Вопросы идеологической работы. М., 1961. 271 с.

28. Постановление ЦК КПСС «О популярном учебном пособии «Вопросы атеизма». 15 февраля 1960 г. / Вопросы идеологической работы. - М., 1961. 189 с.

29. Постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». 9 января 1960 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1972. Т. 7. 670 с.

30. Постановление ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах». 13 января 1960 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1972. Т. 6. 519 с.

31. Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии / Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961. 812 с.

32. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью, составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», книга 2, 1995. 464 с.

33. Русская Православная Церковь. XX век / Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 800 с.: ил.

34. Симеон (Холодков), архимандрит. Взаимоотношения государства и религиозных объединений Русской Православной Церкви в СССР в 1960-1962 гг. (на примере Оренбургской епархии). / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 18. №3, 2016. 165 с.

35. Сосковец Л. И. Положение Русской Православной Церкви в период «Хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 4 (16). 2011. С. 29 - 35.

36. Федотов А.А. Первый этап антицерковных репрессий Н.С. Хрущева (1958-1961 гг.). [Электронный ресурс]. Богослов.ру URL: http://www.bogoslov.ru/text/3698574.html#_ftn1 (Дата обращения 20.08.2022)

37. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917-1997, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва 1997. 831 с.

38. Чумаченко Т. Г. Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг. М., 1999. 612 с.

39. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999. 515 с.

40. Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002.

Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh Isidor (Tupikin Roman Vladimirovich) Rector of the Smolensk Orthodox Theological Seminary

Implementation of the religious policy of the Soviet government during the Khrushchev's anti-religious campaign (1954 - 1964):

multi-factor analysis

Abstract: This article is devoted to the complex analysis of the religious policy of the Soviet government during the Khrushchev's anti-religious campaign (1954 - 1964). The article reflects the position of the Russian Orthodox Church during beginning of the reign of N. S. Khrushchev. The author tries to reveal the background and main reasons of this persecution (1954 - 1964). The researcher presents the history of persecution on the basis of the latest data and compiles a multilevel description of the repressive actions of the Soviet authorities against the Russian Orthodox Church. During the «hundred days» anti-religious campaign of 1954 were implemented strategies which have been fully used later in the anti-religious campaign of 1958-1964. In conclusion, the results of the «Khrushchev» anti-religious campaign (1954 - 1964) are summed up.

Keywords: anti-religious campaign, N. S. Khrushchev, Russian Orthodox Church, militant atheism

References

• Alekseev V. A, "Storm of Heaven" is canceled? Critical essays on the history of the struggle against religion in the USSR. - M.: Ed. center "Young Russia", 1992. 299 p.

• Alekseev V. A. Spiritual education in Russia during the "Khrushchev persecution" period; The thorny path to a lively dialogue. M., Memory. 1999. 213 p.

• Vasilyeva O. State-church relations of the Soviet period: periodization and content. [Electronic resource]. URL: https://pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (Accessed 20.08.2022)

• Glushaev A. M. Anti-religious campaign of 1954: mobilization practices and everyday life (on the example of the Molotov region) // Bulletin of the Perm University. Issue 2 (16). 2011. 255 p.

• Gorbatov A. V. Propaganda and the media during the Khrushchev anti-religious campaign (1954 - 1964). // Bulletin of the Kemerovo State University. 2014 (3-2). pp. 157-160.

• Gorbatov A. V. Church-state relations in the Kemerovo region, 1943-1969. dis. ...cand. ist. Sciences / A.V. Gorbatov. Kemerovo, 1996. 171 p.

• Gordun S. Russian Orthodox Church under the Holy Patriarchs Sergius and Alexis // Bulletin of the Russian Student Christian Movement. Paris, 1990. No. 158. S. 82 - 142.

• Legislation on religious cults: Sat. materials and documents / under total. ed. Kuroyedova V.A., Pankratova A.S. M.: Legal literature, 1971. 210 p.

• Ideological commissions of the Central Committee of the CPSU. 1958-1964: Documents. - M.: "Russian Political Encyclopedia" (ROSSPEN), 1998. 552 p. (Series: Culture and power from Stalin to Gorbachev. Documents).

• History of the Russian Orthodox Church. From the restoration of the Patriarchate to the present day. Volume 1: Years 1917-1970. / Danilushkin M.B., Shkarovskiy M.V., etc. St. Petersburg: "Resurrection", 1997. 1020 p.

• Katunin Yu. A. State policy towards the Church in Crimea in the 60-80s of the XX century. M.: Publishing house "Chronicle". 1994. 48 p.

• Kashevarov A. N. Propaganda aspect of the anti-church campaign of 1958-1964. / Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. Issue 4. Vol. 4. 2013. S. 86 - 93.

• Kokunova K. A. Atheistic propaganda in fiction in the 1950s-1960s. / Vestnik PSTGU. Issue 5 (49). 2013. 180 p.

• Kurganskaya E. A. Aggravation of church-state relations in Belarus (1958-1964) // Collection of works of the 67th scientific conference of students and graduate students of the Belarusian State University. May 17-20, 2010, Minsk. At 3 o'clock Minsk: Ed. center of BSU, 2011. Vol. 3. 325 p.

• Makarova D. Yu. Atheistic propaganda in the USSR in 1954-1964 (on the materials of the Kursk region), Kursk State University. No. 3, volume 13. 2013. 170 p.

• Marchenko A., archpriest. The religious policy of the Soviet State during the reign of N.S. Khrushchev and its influence on church life in the USSR. M.: Publishing House of Krutitsy Compound, Society of Church History Lovers, 2010. 328 p.

• Molodov O. B. The role of the representatives of the Council for Religious Affairs in the implementation of state religious policy in the Russian North (1960-1980s) // Bulletin of the Perm University. Issue 1 (28). 2015. 364 p.

• Odintsov M. I. State and Church in Russia, XX century. / M. I. Odintsov; Ros. acad. management, Politol. center. - M.: Luch, 1994. - 171 p.

• Odintsov M. I. Russian Orthodox Church in the XX century: history, relationships with the state and society. - Moscow: CINO, 2002. 310 p.

• Odintsov M. I. Religious policy of the Soviet state in 1939-1958. // Power and church in the USSR and countries of Eastern Europe. 1939-1958. M., 2003. S. 52-68, 338-373

• Pivovarov N. Who was invited to the USSR and who was sent abroad on a religious line (19431985) / State - Religion - Church. - No. 1 (35). 2008. 369 p.

• Letters from Patriarch Alexy I to the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of People's Commissars - the Council of Ministers of the USSR. 1945 - 1970 T. 2. 1954 - 1970 M., 2010.

• Pikhoya R. G. On the intra-party struggle in the Soviet leadership in 1945-1958 // New and Contemporary History, 1995. No. 6. P. 3 - 15.

• Decree of the Central Committee of the CPSU "On major shortcomings in scientific-atheistic propaganda and measures to improve it." July 7, 1954 / CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. M., 1985. T. 8. 542 p.

• Decree of the Central Committee of the CPSU "On errors in conducting scientific-atheistic propaganda among the population." November 10, 1954 / CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. M., 1985. T. 8. 542 p.

• Decree of the Council of Ministers of the USSR "On taxation of income of enterprises of diocesan administrations, as well as income of monasteries" dated October 16, 1958 N 1160 // Legislation on religious cults: a collection of materials and documents. M., Legal Literature, 1971. S. 35-36.

• Decree of the Central Committee of the CPSU "On the journal Science and Religion". May 5, 1959 / Issues of ideological work. M., 1961. 271 p.

• Decree of the Central Committee of the CPSU "On measures to eliminate violations by the clergy of the Soviet legislation on cults." January 13, 1960 / CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. - M., 1972. T. 6. 519 p.

• Program of the CPSU, adopted at the XXII Party Congress / Materials of the XXII Congress of the CPSU. M., 1961. 812 p.

• Russian Orthodox Church in Soviet times (1917-1991). Materials and documents on the history of relations between the state and the Church, compiled by G. Strikker. M .: "Propylaea", book 2, 1995. 464 p.

• Russian Orthodox Church. XX century / Beglov A.L., Vasilyeva O.Yu., Zhuravsky A.V. and others. M.: Sretensky Monastery Publishing House, 2008. 800 p.: ill.

• Simeon (Kholodkov), archimandrite Relations between the state and religious associations of the Russian Orthodox Church in the USSR in 1960-1962. (on the example of the Orenburg diocese). / Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 18. No. 3, 2016. 165 p.

• Soskovets L. I. The situation of the Russian Orthodox Church during the "Khrushchev thaw" // Bulletin of the Tomsk State University. Issue No. 4 (16). 2011. S. 29 - 35.

• Fedotov A.A. The first stage of anti-church repressions by N.S. Khrushchev (1958-1961). [Electronic resource]. Bogoslov.ru URL: http://www.bogoslov.ru/text/3698574.html#_ftn1 (Accessed 20.08.2022)

• Tsypin V., archpriest. History of the Russian Church 1917-1997, Publishing House of the Spaso-Preobrazhensky Valaam Monastery, Moscow 1997. 831 p.

• Chumachenko T. G. State, Orthodox Church, believers. 1941 - 1961 M., 1999. 612 p.

• Shkarovsky M.V. Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev. M. 1999. 515 p.

• Chumachenko T. A. Church and State in Soviet Russia. M.E. Sharpe, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.