Научная статья на тему 'Реализация в МСФО (IFRS) 8 управленческого подхода к раскрытию информации в финансовой отчетности'

Реализация в МСФО (IFRS) 8 управленческого подхода к раскрытию информации в финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕГМЕНТА / АГЕНТСКАЯ ПРОБЛЕМА / КРИТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА / СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сороченко С.В.

Исследования, проведенные в статье, свидетельствуют, что, несмотря на противоречие интересов экономических субъектов, раскрытие информации на основе управленческого подхода представляет собой один из оптимальных способов урегулирования этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация в МСФО (IFRS) 8 управленческого подхода к раскрытию информации в финансовой отчетности»

УДК 657.22

реализация в МСФО (IFRS) 8

управленческого подхода к раскрытию информации в финансовой отчетности

С. В. СОРОЧЕНКО,

аспирант кафедры бухгалтерского учета E-mail: ssorochenko@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Управленческая концепция, реализованная в МСФО (¡ГИБ) 8, не воспринималась экономическими субъектами и исследователями однозначно положительно. Однако такое восприятие управленческой концепции является закономерным в силу наличия агентской проблемы. Исследования, проведенные в статье, свидетельствуют, что, несмотря на противоречие интересов экономических субъектов, раскрытие информации на основе управленческого подхода представляет собой один из оптимальных способов урегулирования этой проблемы. Автором сделан вывод, что используемые в экономической литературе и нормативных документах определения сегментов имеют некоторые неточности и недостатки. Наиболее важным из них является то, что многие дефиниции не акцентировали внимание на задаче раскрытия информации об управлении предприятием. На основе проведенного исследования было предложено уточненное определение сегмента, что имеет практическую значимость и может способствовать процессу определения сегментов предприятия.

Ключевые слова:управленческий подход, определение сегмента, агентская проблема, критика управленческого подхода, сегментная отчетность.

Управленческий подход к раскрытию информации в финансовой отчетности реализован в МСФО (IFRS) 8. Это видно при сравнении МСФО (IFRS) 8 с МБС (IAS) 14. Управленческая концепция, реализованная в МСФО

(IFRS) 8, не всеми экономическими субъектами и исследователями воспринималась положительно. Однако такое восприятие управленческой концепции является закономерным в силу наличия агентской проблемы. Эмпирические исследования свидетельствуют, что, несмотря на противоречие интересов экономических субъектов, раскрытие информации на основе управленческого подхода представляет собой один из оптимальных способов урегулирования этой проблемы.

Усиление концепции управленческого подхода в МСФО (IFRS) 8 по сравнению с МБС (IAS) 14. Организации, составляющие финансовую отчетность в соответствии с МСФО, с 01.01.2009 при составлении сегментной отчетности обязаны были перейти с МБС (IAS) 14 на МСФО (IFRS) 8. По мнению Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), в МСФО (IFRS) 8 в большей степени реализован управленческий подход к раскрытию информации в финансовой отчетности. Выражается это в следующем.

Хозяйственный сегмент по определению в МБС (IAS) 14 — это различаемый компонент в деятельности компании: часть деятельности по производству определенной продукции или оказанию определенных услуг или группы связанных видов продукции или услуг, для которых харак-

терны риски и доходность, отличные от рисков и доходности других частей бизнеса1.

Географический сегмент — это различаемый компонент в деятельности компании, определяемый так же, как и хозяйственный сегмент, но для которого характерны риски и доходность, отличные от рисков и доходности, присущих деятельности, осуществляемой в других условиях2.

Отчетный сегмент — это отраслевой или географический сегмент, информация по которому подлежит обязательному раскрытию.

Информация по отчетным сегментам, подлежащая раскрытию в отчетности, была идентична представляемой в целом по компании, только приводилась в разбивке по отдельным частям. Деление предприятия на сегменты во многом носило искусственный характер и проводилось именно для подготовки финансовой отчетности.

В результате пользователь не мог уяснить, каким образом управляется предприятие, какую информацию использует менеджмент при принятии решений. Уже в самом определении сегмента был заложен подход с позиции традиционного финансового учета. Критерии, предложенные для выделения сегмента, носили детерминированный характер.

Очевидно, что для управления каждая компания устанавливает сегменты самостоятельно, правила финансовой отчетности не могут и не должны диктовать в данном случае какие-либо условия. Руководство предприятия определяет состав сегментов исходя из многих факторов — параметров предприятия, его стратегии и тактики, стадии развития и др.

Практика применения определения, приведенного в МБС (IAS) 14, свидетельствовала о неудовлетворенности пользователей установленной в нем дефиниции. Прежде всего это было связано с применением искусственного подхода к проблеме отчетности в разрезе сегментов. Значительный интерес для пользователей представляла информация о том, как управляется компания, т. е. для них важным был управленческий подход к сегментам, раскрывающий данные управленческого учета и позволяющий получить ясное

1 IAS 14.9. Endorsement of IFRS 8 «Operating Segments». Analysis of Potential Effects — Report. — Brussels: European Commission, 3 September 2007, p. 5.

2 IAS 14.9. Endorsement of IFRS 8 «Operating Segments». Analysis of Potential Effects — Report. — Brussels: European Commission, 3 September 2007, p. 5.

представление о системе управления каждого предприятия, его структуре, процессе функционирования, результатах.

Анализ особенностей управленческого подхода МСФО (IFRS) 8 к сегментной информации позволил:

— сделать акцент на доведение до пользователей финансовой отчетности информации, на основе которой ответственное лицо, принимающее операционные решения, управляет компанией;

— использовать реальное сегментирование, сформированное в принятой системе управления компанией (не требуется искусственное сегментирование предприятия для целей финансовой отчетности);

— добиться совпадения суммы для включения в раздел финансовой отчетности — отчетности по сегментам с оценками, которые представляются для управленческих решений ответственным лицом, принимающим операционные решения (это весьма существенное отличие от требований МБС (IAS) 14, устанавливавшего правило соответствия сегментной информации учетной политики для целей внешней отчетности).

В соответствии с управленческим подходом в МСФО (IFRS) 8 дается следующее определение сегмента.

Операционный сегмент — это компонент компании:

— занимающийся хозяйственной деятельностью, в связи с которой он может иметь доходы и нести расходы (включая доходы и расходы по операциям с другими компонентами той же компании);

— чьи операционные результаты, касающиеся распределения ресурсов на сегмент и оценки результатов его деятельности, регулярно анализируются ОЛПОР;

— в отношение которого имеется обособленная финансовая информация.

Кстати, МСФО (IFRS) 8 не требует, чтобы сегментная отчетность составлялась на тех же учетных принципах, как финансовая отчетность. Она должна составляться на принципах внутренней отчетности.

Определение сегмента на основе применения управленческого подхода приводит ученый-экономист Л. П. Белоглазова. По ее мнению, сегментами могут быть не только отдельные структурные подразделения организации, выделенные

или не выделенные на отдельный баланс и не имеющие юридической самостоятельности, но и конкретные рабочие места. Это дает возможность организации увязать каждый протекающий в ней процесс с конкретным сотрудником, который за этот процесс отвечает.

Данное определение отличается от того, которое применяется в МСФО, и является, по мнению автора, не совсем точным. В качестве сегмента Л. П. Белоглазова выделяет конкретные рабочие места, которые, по мнению автора, не могут иметь самостоятельные доходы и нести расходы, результат их деятельности зачастую рассматривается руководителем в совокупности с другими участниками бизнес-процесса, и по ним не ведется учет обособленной финансовой информации.

Комитет по МСФО был не удовлетворен определением сегмента, установленным в МБС (IAS) 14, поэтому в МСФО (IFRS) 8 была предпринята попытка усовершенствовать его исходя из управленческого подхода.

Управленческий подход согласно МСФО выражается в том, что во главу угла при определении сегмента ставится ответственное лицо, принимающее операционные решения. Важнейшим критерием при выделении сегмента выступает точность представления организационной структуры компании.

Сравнимость сегментной информации в МСФО (IFRS) 8 выше. Но, по мнению его разработчиков, сравнимость — не тот критерий, который должен преобладать над точным представлением организационной структуры и структуры риска.

В соответствии с управленческим подходом определение сегментов и подготовка информации для сегментной отчетности базируются на данных, используемых для внутренних управленческих решений3. Согласно правилам стандарта критерием выделения операционного сегмента выступает исключительно роль компонентов компании в процессе осуществления ее деятельности. При составлении сегментной отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 8 не следует менять управленческий подход, применяемый при составлении внутренней отчетности.

3 Endorsement of IFRS 8 «Operating Segments». Analysis of Potential Effects — Report. — Brussels: European Commission,

3 September 2007, p. 6.

На основе проведенного анализа предлагается следующее определение сегмента. Сегмент — это часть предприятия, занимающаяся хозяйственной деятельностью, являющаяся обособленным объектом управления со стороны высшего руководства предприятия, которая регулярно перед ним отчитывается.

В поддержку правомерности данного определения можно привести следующие аргументы:

— не обязательно указывать в определении сегмента требование получения сегментом доходов и несения расходов, так как сам факт осуществления хозяйственной деятельности уже подразумевает получение доходов либо несение расходов, либо и то и другое одновременно. Согласно МСФО, к сегменту относится также и часть предприятия, еще не получающая доходы, но планирующая их получать. В любом случае пользователю важно получить информацию о части компании, ведущей хозяйственную деятельность, в отношении которой высшее руководство принимает операционные решения;

— требование МСФО (IFRS) 8 о наличии по сегменту обособленной финансовой информации представляется не корректным, в связи с тем что принятие высшим руководством решений о распределении ресурсов между сегментами и оценке их деятельности уже подразумевает использование определенных сведений именно в разрезе сегментов. Если какие-либо данные по отдельным сегментам отсутствуют, целесообразно их подготовить для целей финансовой отчетности, что, по мнению автора, только благотворно повлияет на управленческий учет предприятия, или сделать соответствующее раскрытие в сегментной отчетности об отсутствии финансовой информации и сообщить пользователям, на основе каких сведений управляющие принимают решения. Необходимо отметить, что полный отказ МСФО (IFRS) 8 от подхода, использованного в МБС (IAS) 14, когда многие предприятия были вынуждены собирать отсутствующие у них данные для формирования сегментной отчетности, целесообразно заменить на предложенный более гибкий вариант. Он будет нацеливать компанию на необходимость ведения полного управленческого учета.

Критика управленческого подхода, реализованного в МСФО (IFRS) 8. У критиков определения сегментов на основе управленческого подхода возникают обычно две претензии к его

применению, первая из которых состоит в том, что отказ в МСФО (IFRS) 8 выделять географические сегменты является неоправданным4, а вторая — косвенно связана с первой. Удаление объективных критериев выделения сегмента, в том числе и географических, предоставляет менеджеру слишком большую свободу маневра для сокрытия информации от собственника.

Известно, что МСФО развивается под влиянием US GAAP. Между тем публичные компании США характеризуются распыленной структурой капитала, в то время как компании Европы в силу исторических причин имеют концентрированную структуру. Разная структура собственности предопределила наличие серьезных различий в системах корпоративного управления Европы и США.

В Европе интересы собрания акционеров не тождественны интересам совета директоров, как это априорно предполагается в США в силу распыленного характера собственности. В Европе интересы акционеров вызвали к жизни институт независимых директоров, и это привело к тому, что в европейских компаниях преобладают унитарные советы директоров, объединяющие независимых директоров и исполнительных.

Внутренняя отчетность компании призвана служить инструментом контроля менеджеров со стороны акционеров. Наличие преобладающего в европейских компаниях унитарного совета директоров, объединяющего внешних директоров и исполнительных директоров, являющихся одновременно и менеджерами, делает отчетность чрезвычайно важным инструментом в урегулировании агентской проблемы.

В этих условиях возникает два вопроса. Во-первых, термин «ответственное лицо, принимающее операционные решения», использованный в определении операционного сегмента МСФО (IFRS) 8, имеет неоднозначную трактовку. Во-вторых, создается впечатление, что управленческий подход к определению сегмента дает менеджеру дополнительные возможности скрывать негативную информацию по сегменту, объединяя этот сегмент с другими сегментами, не несущими столь негативную информацию.

Опровержение критики управленческого подхода. Разработчики МСФО (IFRS) 8 считают,

4 V^on N. The Global Accounting Experiment. Brussels: Bruegel Institute, 2007.

что термин «ответственное лицо, принимающее операционные решения» трактуется однозначно, если понимать под таким лицом функцию, а не индивида5.

Анализ исследований, проводившихся относительно стандарта US GAAP SFAS 131, показывает, что у менеджера есть возможность скрывать негативную информацию о сегменте, поскольку он сам определяет сегмент, но пользуется этой возможностью только в условиях неконкурентной экономики6.

По мнению разработчиков МСФО (IFRS) 8, предписание МБС (IAS) 14 выделять географические сегменты практически не выполнялись менеджерами, которые находили возможности эти предписания обходить. Географические сегменты определялись, как правило, как вторичные, что создавало возможность раскрывать по ним меньшее количество информации, или же в качестве сегментов выделялись единицы бизнеса, формирующиеся на более широкой географической арене, чем реально функционирующие сегменты7.

Отметим, что МСФО (IFRS) 8 требует, чтобы компания раскрывала географическую информацию о своих доходах от внешних клиентов и внеоборотных активах, за исключением некоторых статей (отложенные налоговые активы, резервы на вознаграждения после окончания трудовой деятельности и права, обусловленные договорами страхования). Информация должна быть предоставлена отдельно по странам, в которых компания имеет юридический адрес, а также по иностранным государствам, из которых она получает доходы, или где расположены ее активы. Информация по отдельным странам, имеющим существенное значение для компании, раскрывается отдельно.

В отличие от раскрытия информации по операционным сегментам географическая информация должна полностью соответствовать

5 Endorsement of IFRS 8 «Operating Segments». Analysis of Potential Effects — Report. — Brussels: European Commission, 3 September 2007, p. 15.

6 Botosan Chr, Stanford M. Manager's motives to withhold segment disclosures and the effect of SFAS № 131 on analysts' information environment // The Accounting Review, Vol. 80, № 3, 2005, pp. 751-771.

7 Berger Ph. B, Hann R. The Impact of SFAS № 131 on Information and Monitoring // Journal of Accounting Research, Vol. 41, № 2, May 2003, pp. 163-223; KPMG / Thomson: The Application of IFRS: Discloswein Practio, 2006/7.

аналогичной информации из других отчетов по МСФО.

По мнению автора, раскрытие информации по географическому сегменту весьма важно в условиях современной экономики, что вызвано целым рядом причин:

— различием условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

— наличием устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

— рисками, присущими деятельности организации в определенном географическом регионе;

— валютными рисками, связанными с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Эти причины приводят к различным рискам инвестиций в регионах. А информация о рисках для инвесторов является приоритетной, поэтому необходимо в отчетности подробно раскрывать сведения о сегментах в географическом разрезе.

Многочисленные эмпирические исследования, посвященные замене в US GAAP стандарта SFAS 14 на SFAS 131 (аналогично замене МБС (IAS) 14 на МСФО (IFRS) 8), свидетельствуют, что большая часть компаний стала раскрывать сегментную информацию, и по каждому сегменту стало раскрываться большее количество элементов8.

Роль сегментной отчетности в принятии решений пользователями состоит в том, что она позволяет инвесторам анализировать финансовую информацию в разрезе сегментов (т. е. информацию о различных видах товаров и

8 Hermann D, Thomas W. B. A Model of Forecast Precision Using Segment Disclosures: Implications for SFAS № 131 // Journal of International Accounting, Auditing & Taxation, 2000,

9 (1), pp. 1—18; Bar-Yosef S., Venezia I. Experimental Study of the Implications of SFAS 131: The Effects of the new Standard on the Informativeness of Segment Reporting // Diskussonsbeitr,age des Fachbereichs Wirtshaftswissenshaft der Freien Universitat Berlin. Berlin, 2004; Ettredge M. L., Soo Young Kwon, Smith D. B., Zarowin P. A. The Impact of SFAS No. 131 Business Segment Data on the Market's Ability to Anticipate Future Earnings // The Accounting Review, Vol. 80, № 3, 2005, pp. 773-804; Behn B. K., Nichols N. B., Street D. L. The Predictive Ability of Geographic Segment Disclosures by U. S. Companies: SFAS No. 131 vs. SFAS № 14 // Journal of International Accounting Research, Vol. 1, 2002, pp. 31-44.

услуг, производимых компанией, и различных регионах, в которых она функционирует). На основании такой информации пользователям финансовой отчетности проще оценивать:

— результаты деятельности компании за предыдущие периоды;

— риски и доходы компании;

— решения, которые принимаются в отношении всей компании.

Таким образом, современная экономика характеризуется острой конкурентной борьбой, кризисами, высокими рисками инвестиций, неопределенностью в экономике, недоверием пользователей к данным отчетности. В связи с этим отчетность по сегментам, подготовленная на основе управленческого подхода, приобретает особое значение, представляя собой ответ на экономические вызовы XXI в.

Выводы. Управленческий подход, реализованный в МСФО (IFRS) 8, проявляется в определении операционного сегмента, важнейшим критерием выделения которого во внешней отчетности является выделение его во внутренней отчетности.

Критики управленческого подхода, реализованного в МСФО (IFRS) 8, акцентируют свое внимание на том, что субъективные критерии выделения операционного сегмента предоставляют менеджеру слишком большую свободу маневра для сокрытия информации от собственника. Это в большей мере относится к континентальному типу корпоративного управления, который институционально слабее контролирует менеджеров, чем американская система корпоративного управления.

Используемые в экономической литературе и нормативных документах определения сегментов имеют некоторые недостатки. Наиболее значимый из них заключается в том, что многие дефиниции не акцентировали внимание на задаче раскрытия информации об управлении предприятием. Определение, приведенное в МСФО (IFRS) 8, сместило акцент в сторону управленческого учета, однако, по мнению автора, оно слишком громоздко, что усложняет процесс выделения сегментов предприятия.

Эмпирические исследования свидетельствуют о том, что в современной экономике управленческий подход, реализованный в МСФО (IFRS) 8, является востребованным.

Список литературы

1. Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах (для бухгалтеров). М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / под ред. проф. В. Г. Геть-мана. М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Менеджмент и экономика труда. Новый англо-русский толковый словарь. СПб.: Экономическая школа, 2004.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.02.1996 № 129-ФЗ.

5. Пятов М. Л., Смирнова И. А Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008.

6. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Федоров Б. Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. СПб.: «Лимбус Пресс», 2006.

8. Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Bar-Yosef S., Venezia I. Experimental Study of the Implications of SFAS 131: The Effects of the new Standard on the Informativeness of Segment Reporting // DiskussonsbeitTOge des Fachbereichs Wirtshaftswissenshaft der Freien Universitat Berlin. Berlin, 2004.

10. Behn B. K., Nichols N. B., Street D. L. The Predictive Ability of Geographic Segment Disclosures by U. S. Companies: SFAS № 131 vs. SFAS № 14 // Journal of International Accounting Research, Vol. 1, 2002, pp. 31—44.

11. Berger Ph. B, Hann R. The Impact of SFAS № 131 on Information and Monitoring // Journal of Accounting Research, Vol. 41, № 2, May 2003, pp. 163-223.

12. Botosan Chr., Stanford M. Manager's motives to withhold segment disclosures and the effect of SFAS No. 131 on analysts' information environment // The Accounting Review, Vol. 80, № 3, 2005, pp. 751-771.

13. Endorsement of IFRS 8 «Operating Segments». Analysis of Potential Effects — Report. — Brussels: European Commission, 3 September 2007.

14. Ettredge M. L., Soo Young Kwon, Smith D. B., Zarowin P.A. The Impact of SFAS № 131 Business Segment Data on the Market's Ability to Anticipate Future Earnings // The Accounting Review, Vol. 80, № 3, 2005, pp. 773—804.

15. Hermann D., Thomas W. B. A Model of Forecast Precision Using Segment Disclosures: Implications for SFAS № 131 // Journal of International Accounting, Auditing & Taxation, 2000, 9 (1), pp. 1—18.

16. KPMG / Thomson: The Application of IFRS: Discloswein Practio, 2006/7.

17. Vüron N. The Global Accounting Experiment. Brussels: Bruegel Institute, 2007.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.