Научная статья на тему 'История сегментной отчетности и ее перспективы'

История сегментной отчетности и ее перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АГЕНТСКАЯ ПРОБЛЕМА / USERS OF FINANCIAL REPORTS / CONFLICT OF INTERESTS / SEGMENT REPORT / AGENCY PROBLEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сороченко С. В.

Исследование истории правил подготовки отчетности по сегментам в МСФО свидетельствует о достижении в МСФО консенсуса между интересами составителей отчетности и ее потребителей на современном этапе развития экономики. Однако требуется дальнейшее совершенствование отчетности по сегментам, основные направления которого представлены в статье. Также предлагается для активизации процесса внедрения управленческого учета в нашей стране сделать отчетность по сегментам обязательной для всех российских предприятий (кроме малых).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SEGMENT REPORTS AND ITS PERSPECTIVES

Researching of history of preparation rules of the segment reports in IFRS testifies to achievement in IFRS consensuses between interests of compliers of the reporting and its consumers at the present stage of the economy development. But further improvements of the segment reports which basic directions are presented in article are required. Also it is offered for activization of process of introduction of the administrative account in our country to make segment reports obligatory for all Russian enterprises (except small).

Текст научной работы на тему «История сегментной отчетности и ее перспективы»

15.9. ИСТОРИЯ СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сороченко С.В., аспирант, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации Контакты автора: ssorochenko@mail.ru

Аннотация. Исследование истории правил подготовки отчетности по сегментам в МСФО свидетельствует о достижении в МСФО консенсуса между интересами составителей отчетности и ее потребителей на современном этапе развития экономики. Однако требуется дальнейшее совершенствование отчетности по сегментам, основные направления которого представлены в статье. Также предлагается для активизации процесса внедрения управленческого учета в нашей стране сделать отчетность по сегментам обязательной для всех российских предприятий (кроме малых).

Ключевые слова: пользователи финансовой отчетности, конфликт интересов, сегментная отчетность, агентская проблема

HISTORY OF SEGMENT REPORTS AND ITS PERSPECTIVES

Sorochenko S.V. graduate student of chair «The accounting», The Financial University under the Government of Russian Federation

Annotation: Researching of history of preparation rules of the segment reports in IFRS testifies to achievement in IFRS consensuses between interests of compliers of the reporting and its consumers at the present stage of the economy development. But further improvements of the segment reports which basic directions are presented in article are required. Also it is offered for activization of process of introduction of the administrative account in our country to make segment reports obligatory for all Russian enterprises (except small).

Keywords: users of financial reports, conflict of interests, segment report, agency problem

Представление информации о деятельности сегментов связано, на наш взгляд, с конфликтом интересов пользователей финансовой отчетности и отчитывающихся компаний. Несмотря на то, что по существу, и, в конечном счете, эти интересы совпадают, т.к. удовлетворение информационных запросов инвесторов и контрагентов не может не принести пользу и самому предприятию, раскрытие сведений, касающихся его компонентов, часто воспринимается как подрыв его конкурентоспособности. Например, многие бизнесмены и менеджеры полагают, что выгоднее сообщать о предприятии как можно меньше информации не только конкурентам, но и государству, перераспределяющему национальный продукт. Мировой экономический кризис 2008-2010 г.г. показал несостоятельность такого подхода. Государство, для которого деятельность субъектов бизнеса остается непрозрачной, не в состоянии достаточно эффективно перераспределить ресурсы для поддержания именно тех предприятий, которые являются структурно значимыми для национальной экономической системы. Не имея достаточно информации, государство не может принимать и превентивные меры в отношении экономических кризисов.

Проследим развитие конфликта интересов на примере изменения порядка формирования сегментной отчетности в МСФО. Ее подготовка регулировалась правилами МСФО 14 сначала в редакции 1983 г., затем 1997 г., на протяжении с 1998 по 2006 год совершенствование стандарта продолжалось, был пересмотрен каждый седьмой из 84 параграфов МСФО 14.1 Детализация раскрытий воспринималась предприятиями достаточно негативно, т.к.:

- каждая новая норма, появляющаяся в МСФО 14, требовала от компаний дополнительных затрат на сбор и обработку информации в нужном разрезе;

- под угрозой находились коммерческие тайны предприятия, а следовательно, его конкурентоспособ-ность.2

По нашему мнению, в основе последнего утверждения лежит неверный концептуальный подход, ставящий под сомнение ценность раскрытия информации. Тезис, согласно которому сообщение информации представляет опасность для предприятия, может быть верным, но только в условиях неконкурентной экономики, а также в ситуации, когда раскрытия требуются только от узкого круга компаний.

Согласно МСФО составлять отчетность по сегментам должны предприятия, чьи долговые или долевые инструменты обращаются (или предполагаются к обращению - находятся в процессе размещения) на открытом рынке. Т.е. информация по сегментам требуется не от всех предприятий. Подобная ситуация приводит к тому, что обязанность подготовки и публикации сегментной отчетности расценивается компаниями, как лишняя нагрузка, связанная с риском раскрытия коммерческой тайны. Полагаем, что необходимо изменить данный порядок и установить требование обязательного раскрытия информации по сегментам (при их наличии) в финансовой отчетности. В результате, когда все компании будут должны представлять информацию по сегментам , ни одна из них не будет поставлена в неравные конкурентные условия.

Пользователи хотели видеть в отчетности по сегментам картину реального управления компанией и правила МСФО изменялись в направлении удовлетворения этого требования. Например, в редакции 1983 года в МСФО 14 допускалось использование метода, отличающегося от фактически применяемого, для отнесения или обоснованного распределения на сегмент выручки и расходов компании. Правила МСФО 14 в редакции 1997 года уже устанавливали обязательное использование фактического ценообразования при межсегментных передачах. Однако, согласно п. 44 МСФО 14 в ред. 1997 г. сегментная информация должна была подготавливаться в соответствие с учетной политикой, принятой для формирования и представления финансовой отчетности группы компаний или отдельной компании (соответственно для консо-

1 Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / под ред. проф. В. Г. Гетьмана. - М.: Финансы и статистика, 2009, с. 184

2 «Есть мнение, что сегментирование ослабляет конкурентоспособность компании. Вероятно, поэтому в отчетной практике некоторых компаний встречается ссылка на управление группой в качестве одного хозяйственного и географического сегмента, соответственно сегментирование отсутствует», - Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в примерах и задачах (для бухгалтеров). - М.: Финансы и статистика, 2007, с. 112. То есть, компания вообще отказывается следовать IAS 14.

3 Кроме малых

Сороченко С.В. ИСТОРИЯ СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

лидированной и отдельной отчетности). Подобное положение устанавливало для сегментной отчетности приоритет правил финансового учета и, по сути, запрещало использование данных, на основе которых менеджмент принимает управленческие решения. Конфликт интересов заключался в том, что пользователи стремились получить информацию именно управленческую, а им представлялась финансовая. Устраивала ли подобная ситуация компании? Очевидно, что однозначного ответа нет. Предприятия -лидеры, имеющие развитый управленческий учет были вынуждены выполнять дополнительную работу по получению сведений о сегментах в финансовом разрезе, в тоже время предприятия, не уделяющие внимание управлению, могли относительно быстро получить необходимую для финансовой отчетности информацию. Важным представляется также и то, что существовавшая ситуация, по сути, стирала различия между компаниями, ведущими управленческий учет и не ведущими таковой. Соответственно инвесторы, кредиторы не могли составить правильное представление о результатах деятельности и финансовом положении предприятий, рисках инвестирования в него.

Более того, существовавший финансовый подход приводил к тому, что менеджеры не были в ряде случаев заинтересованы в самостоятельном управленческом учете, т.к. во многих компаниях работа высших менеджеров оценивалась по показателям, доминирующим на финансовых рынках, т.е. показателям именно финансовой отчетности. Соответственно менеджеры выбирали в управленческом учете методики аналогичные установленным в финансовом учете.

Востребованность управленческого подхода обусловлена также ярко проявляющейся в последнее десятилетие направленностью мирового экономического сообщества на открытость. Уровень транспарентности предприятия играет важную роль в формировании его имиджа и, следовательно, его стоимости.

С годовой отчетности за периоды, начинающиеся 1 января 2009 г. или после этой даты, вступил в действие новый стандарт, регламентирующий порядок подготовки и представления сегментной отчетности -МСФО (IFRS) 08 «Операционные сегменты». Управленческий подход, положенный в его основу, заставляет предприятие еще раз обратить внимание на организацию и эффективность работы системы его управления. Т.е., правила МСФО (IFRS) 08 активизируют интерес компании к управленческому учету, его правильному и рациональному построению. Данный стандарт поставил точку и в вопросе раскрытия конфиденциальной информации, установив, что компания должна делать раскрытия, позволяющие пользователям оценить характер и финансовые последствия ее деятельности, а также уяснить экономическую среду, в которое она эту деятельность ведет.

В РСБУ с отчетности за 2011 год действует ПБУ 12/2010 Информация по сегментам», положения которого практически повторяют правила МСФО 8. Согласно ПБУ 12/2010 раскрывать информацию по сегментам в обязательном порядке должны «организации -эмитенты публично размещаемых ценных бумаг4». От иных организаций это не требуется. Для российских компаний такой подход, хотя и согласуется с МСФО, представляется крайне негативным, как уже было от-

4 Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утверждено Приказом Минфина РФ от

08.11.2010 N 143н).

мечено, он нарушает принцип конкурентности, не способствует внедрению управленческого учета, не создает возможность для обеспечения пользователей уместной информацией. В результате в большинстве российских компаний отсутствует управленческий учет, либо он, хотя и называется управленческим, максимально приближен к бухгалтерскому.

Полагаем целесообразным выделить три основных этапа в развитии правил подготовки сегментной отчетности:

подготовка сегментной отчетности в рамках финансовой отчетности;

введение в сегментную отчетность некоторых элементов управленческого подхода;

переход на управленческий подход.

Особый интерес представляет дальнейшее развитие отчетности по сегментам. На наш взгляд, в перспективе следует еще более обособить отчетность по сегментам от финансовой составляющей отчетности, сделав самостоятельный раздел в составе финансовой отчетности, называемый «Управление компанией». В этом разделе должна быть представлена информация управленческого учета в разрезе сегментов, а именно описаны концепция управленческого учета, включая принципы управленческого учета, используемые предприятием, учетная политика управленческого учета, приведены основные формы управленческих отчетов. Данный раздел должен содержать как обязательную для раскрытия информацию, так и не обязательную, сообщаемую предприятием добровольно, например, добровольно могут представляться различные корпоративные стандарты, системы сбалансированных показателей, динамика основных показателей развития предприятия. Для определения результата сегмента следует использовать систему калькуляции, реально применяемую в управленческом учете, т.е. это может быть, например, калькуляция по переменным затратам. Полагаем, что сверка с данными финансовой отчетности должна проводиться только по существенным моментам и порог существенности в данном случае целесообразно принять на уровне 10% расхождений.

Выводы и предложения

«Отчетность по сегментам» прошла определенные этапы развития в направлении управленческого подхода, т.е. произошло ее большее обособление от финансовой отчетности, хотя представляется она именно в рамках финансовой отчетности. В итоге пользователи отчетности получили более уместную информацию, а компании стимулы для развития управленческого учета.

Более целесообразно, по нашему мнению, введение требования раскрытия информации о сегментах для всех компаний (кроме малых), имеющих диверсифицированный бизнес, т.к. экономический кризис 20082010 г.г. продемонстрировал недостаток управленческой информации о предприятиях, требующейся пользователям для принятия верных решений, и увеличил риски, с которыми сталкиваются инвесторы. Такой подход позволит отчасти урегулировать конфликт интересов, поставив предприятия в равные условия.

Следует усилить отчетность по сегментам, включив ее в самостоятельный новый раздел финансовой отчетности «Управление компанией». В этом разделе следует сообщать: принятые принципы управленческого учета, концепцию управленческого учета предприятия, управленческую учетную политику; управленческую структуру компании; управленческую ин-

формацию о деятельности сегментов; оценку результатов деятельности сегментов руководством; риски в отношении каждого сегмента и политику компании по данным рискам, формы управленческой отчетности, используемые на предприятии. Если предприятие использует в управленческом учете системы, подобные системе сбалансированных показателей, то целесообразно представлять и такие системы.

Список литературы:

1. Александер Д., Бриттон А, Йориссен Э. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике. -М.: Вершина, 2005

2. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета. Сравнительный анализ. Принципы трансформирования. Направления реформирования. / Под ред. Николаевой С. А. - М.: Аналитика-Пресс, 2001

3. Международные стандарты финансовой отчетности. (Перевод полного официального текста Международных стандартов финансовой отчетности, действующих в ЕС, по состоянию на 1 января 2006 г.). - М.: Аксери-АСсА, 2006

4. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) (Приказ Минфина РФ от 08.l1.2010 N 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)")

5. Endorsement of IFRS 8 “Operating Segments”. Analysis of Potential Effects - Report. - Brussels: European Commission, 3 September 2007

6. Hermann D., Thomas W. B. A Model of Forecast Precision Using Segment Disclosures: Implications for SFAS No. 131 // Journal of International Accounting, Auditing & Taxation, 2000, 9 (1), pp. 1-18

Reference list:

1. Aleksander D., Britton A., Jorisson E. International Financial Reporting Standards: from theory to practice. - M.: Vershina, 2005

2. International and Russian accounting standards. Relative analysis. Principles of transformation. Reformation directions. / Edited by Nikolaeva S. A. - M.: Analitika-Press, 2001

3. International Financial Reporting Standards. (Translation of the full official text of International Financial Reporting Standards in force in European Union on 1st of January 2006). - M.: Akseri-ASSA, 2006

4. Statute of accounting “Segment information” (PBU 12/2010) (Order of the Ministry of Finance of Russian Federation dated

08.11.2010 N 143н “About approval of Statute of accounting “Segment information” (PBU 12/2010)”)

5. Endorsement of IFRS 8 “Operating Segments”. Analysis of Potential Effects - Report. - Brussels: European Commission, 3 September 2007

6. Hermann D., Thomas W. B. A Model of Forecast Precision Using Segment Disclosures: Implications for SFAS No. 131 // Journal of International Accounting, Auditing & Taxation, 2000, 9 (1), pp. 1-18

РЕЦЕНЗИЯ

на статью С.В. Сороченко, аспиранта кафедры «Бухгалтерский учет», Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации «История сегментной отчетности и ее перспективы»

Представленная на рецензирование статья написана на актуальную в настоящее время тему, так как развитие рыночных отношений в России потребовало приведение российской системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. В этой связи новые требования выдвигаются к разным видам отчетности, в том числе и сегментной.

В статье рассматривается исторический аспект появления сегментной отчетности в мировой и российской практике. Изложение материала отличается ло-

гичностью и доступностью для понимания. Работа в полной мере отвечает требованиям ВАК и может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе», который включен в рекомендуемый перечень.

Профессор,

д.э.н Г.А. Скачко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.