ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 2 (43), 2019_
© Мосолова О.В.
ИВ РАН
РЕАЛИЗАЦИЯ в АВСТРАЛИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Осуществление политики устойчивого развития сегодня является необходимым условием для успешного социально-экономического развития всех стран мира. Современная концепция взаимоотношений общества и природы предусматривает встраивание экологической составляющей в систему приоритетов развития экономики и жизнедеятельности общества, внедрение в рыночную систему механизмов экологического регулирования.
Экология и экономика представляют собой две взаимозависимые системы, от оптимального функционирования которых зависит, сможет ли экономическая система развиваться дальше, или она столкнётся с жёсткими ограничителями, накладываемыми экологическими факторами. Конечно, и прежде развитие общества не могло не оказывать влияния на биосферу. Экономический рост всегда был чреват нанесением экологического ущерба, но прежде эти факторы не выходили за рамки возможностей природных механизмов.
Как и в других странах, интенсивный экономический рост и структурная перестройка экономики в Австралии изменяют условия ресурсопользования и степень влияния хозяйственной деятельности на природную среду. Успешные результаты хозяйствования являются следствием эффективного управления экономикой и проведения структурных реформ в стране, внедрения достижений научно-технической революции. В то же время, большую роль в развитии экономики и общества играет реализация модели устойчивого развития, подразумевающей активное взаимодействие экономики с условиями окружающей среды.
Основой концепции устойчивого развития является обязательный учёт экологических факторов при разработке вопросов экономического развития. Теория устойчивого развития основана на трёх столпах: Общество - Экономика - Окружающая среда. Начало разработкам концепции взаимодействия общества, экономики и окружающей среды положило основание в 1967 г. итальянским предпринимателем А.Печчеи Римского клуба. Члены Римского клуба утверждали, что человеческое общество и окружающую
среду следует рассматривать как единую систему и в этой системе не существует никакого автоматического саморегулирования мак-ропланетарных процессов.
Следующей крупной вехой на пути осознания взаимозависимости экономики и окружающей среды стал опубликованный в 1972 г. доклад Римскому клубу «Пределы роста», подготовленный командой учёных во главе с Д.Медоузом1. Этот доклад стал толчком к тому, что на Стокгольмской конференции ООН в том же 1972 г. была создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - для дальнейшей проработки экологических проблем на уровне мирового сообщества.
Впоследствии было подготовлено ещё много докладов Римскому клубу, в частности: «Человечество на перепутье» (М. Месарович, Э. Пестель, 1974), «Пересмотр международного порядка» (Я. Тинберген, 1976), «Цели для человечества» (Э. Ласло и др., 1977), «За пределами роста» (Э. Пестель, 1977), «Маршруты, ведущие в будущее» (Б. Гаврилишин, 1980), и ещё более 10 докладов2.
Только один доклад был опубликован самим Исполкомом, он назывался «Первая глобальная революция» (А. Кинг, Б. Шнайдер, 1990) . В этом докладе была осуществлена попытка оценить изменения, произошедшие после «Пределов роста». В книге подчёркивались два решающих постулата: человеческий фактор и необходимость всегда рассматривать при обсуждении мировых проблем конкретные способы их разрешения.
В 1991 г. был опубликован новый доклад Д. Медоуза под названием «За пределами роста: остановить глобальную катастрофу»4. Главной идеей книги стал вывод о необходимости немедленно отбросить идею экономического роста с позиции ведущей ценности, заменив её ориентацией на устойчивое, сбалансированное развитие человека и природы.
Большой вклад в теорию устойчивого развития внесли и российские учёные. Так, например, известный российский учёный Н.Н. Моисеев неоднократно подчёркивал, что для продолжения своей истории человечеству необходимо научиться согласовывать свою деятельность с возможностями Природы5. Предотвращение глобальной катастрофы, по Н.Н. Моисееву, возможно при условии трансформации всепланетарного развития в русло коэволюции Природы и Общества, для чего потребуется создание новой струк-
туры общественных отношений, базирующейся на общих законах, обязательных для всех жителей Земли.
Таким образом, в 1980-е - начале 1990-х гг. XX века одной из важнейших задач науки о взаимодействии природы и общества стал поиск таких направлений экономического развития, которые бы не ухудшали условий биологической жизни на Планете, а способствовали бы их улучшению. Кроме того, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. произошёл резкий скачок в организации и финансировании глобальных исследований, переход от уровня общественных организаций типа Римского клуба на государственный уровень.
Ещё в 1983 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию. Возглавляла Комиссию премьер-министр Норвегии Г.Х. Брундтланд. В 1987 г. работа Комиссии завершилась опубликованием доклада «Наше общее будущее», в котором заострялся вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации6. Главным результатом доклада стала разработка концепции устойчивого развития.
Особенно тщательно эта концепция была проработана на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.7. В «Повестке дня на XXI век», принятой на Конференции, концепция устойчивого развития была признана в качестве глобального стратегического ориентира для всего мирового сообщества. В 2000 г. на саммите ООН «Миллениум» в Нью-Йорке и на «Всемирном саммите по устойчивому развитию» в Йоханнесбурге (ЮАР) в сентябре 2002 г. мировым сообществом были намечены дальнейшие пути движения к устойчивому развитию.
В 2010 г. был проведён саммит в Нью-Йорке, который разработал «План глобальных действий». В 2012 г. прошла Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, а в 2015 г. в Нью-Йорке была выработана «Повестка дня по устойчивому развитию до 2030 года». Эта Повестка дня является планом действий для людей на всей Планете, включает 17 Целей устойчивого развития по 169 направлениям и сочетает в себе три главных направления устойчивого развития: взаимодействие экономики, общества и окружающей среды8.
Ещё в 1972 г. авторами известного доклада Римского клуба «Пределы роста» было отмечено, что экономический рост не может продолжаться бесконечно, так как он столкнётся с ограничителями окружающей среды (загрязнение среды и исчерпание ресурсов).
Общая тенденция же такова, что ограничители окружающей среды становятся всё более жёсткими по мере продолжения экономического роста, поскольку загрязнение среды и ограниченность запасов естественных ресурсов снижают её способности к восстановлению9.
Поскольку ускоренный экономический рост без учёта экологических факторов вызывает широкомасштабное загрязнение окружающей среды, модель развития не может быть чисто экономической. Она должна быть эколого-экономической, экологическая компонента становится, наряду с научно-техническими и социальными факторами, составной частью всей системы воспроизводства.
Под термином «экоразвитие» понимается не только одновременное развитие экономики и решение экологических проблем, но и социальное развитие общества. Сегодня многие учёные справедливо считают, что людские ресурсы страны являются ключевым фактором устойчивого развития. При этом важное место уделяется обеспечению не только благосостояния, но и здоровья людей как мере качества жизни.
Конкретно цели устойчивого развития состоят в следующем: Цель 1 «Без бедности», Цель 2 «Нулевой голод», Цель 3 «Хорошее здоровье и благополучие», Цель 4 «Качественное образование», Цель 5 «Гендерное равенство», Цель 6 «Чистая вода и санитария», Цель 7 «Доступная и чистая энергия», Цель 8 «Достойный труд и экономический рост», Цель 9 «Промышленность, инновации и инфраструктура», Цель 10 «Сокращение неравенства», Цель 11 «Устойчивые города и сообщества», Цель 12 «Ответственное потребление и производство», Цель 13 «Действие климата», Цель 14 «Жизнь под водой», Цель 15 «Жизнь на суше», Цель 16 «Сильные институты мира и справедливости», Цель 17 «Партнёрские отношения для достижения цели»10.
Таким образом, Повестка дня до 2030 г. по Устойчивому развитию стала результатом многолетних консультаций и постановки приоритетных направлений развития в последующие годы. Другим таким же важным событием стала конференция в Париже в конце 2015 г. На этой конференции все страны-члены ООН продемонстрировали своё желание остановить климатические изменения. Страны согласились, что надо предпринять необходимые шаги для того, чтобы планы экономического роста и инвестиционные стратегии были связаны с международными соглашениями.
Конференция приняла «Парижское соглашение», в котором содержалось обязательство снизить уровень глобального потепле-
ния на 2 градуса С ниже доиндустриального уровня и продолжать усилия по ограничению повышения температуры воздуха. Для того, чтобы обеспечить практическую реализацию этой цели, все страны должны были представить свои Национальные намерения по определению вклада, который они могут внести в этот процесс11.
Наиболее приемлемым вариантом решения проблемы в условиях глобализации мирового экономического развития является реализация на уровне мирового сообщества модели эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, основанной на принципах устойчивого развития, главной целью которого является повышение уровня и качества жизни людей.
Основные черты модели устойчивого развития охватывают всю социально-экономическую систему. Сюда включены все отрасли экономики и социальной сферы, начиная от инженерно-конструкторских разработок, промышленности, сельского хозяйства и транспорта до образования, здравоохранения и проблем окружающей среды. Задачи обеспечения устойчивого экономического роста, эффективного ресурсопользования и охраны окружающей среды неразрывно связаны друг с другом и требуют комплексного решения.
Что касается Австралии, то правительство этой страны уделяет большое внимание реализации на практике целей устойчивого развития, принятых международным сообществом. Правительство Австралии не только увеличило объём средств, выделяемых на выполнение 17 главных целей устойчивого развития, но и предпринимает практические шаги в этом направлении.
Конкретные инициативы и программы правительства, направленные на реализацию поставленных целей, включают, в частности, принятие новых или существенное обновление предыдущих законов по устойчивому использованию водных ресурсов, программы по переработке отходов, устойчивому развитию городов и сельских районов страны. Большое внимание уделяется разработке новых технологий и развитию инноваций. Значительную роль в выполнении целей устойчивого развития играет и частный бизнес.
Эффективность осуществления модели устойчивого развития в Австралии напрямую зависит от успешности социально-экономических преобразований, последовательно проводимых правительством страны, что находит своё выражение в ускорении темпов экономического роста и трансформации всей экономической
системы, что в конечном счёте выражается в повышении уровня и качества жизни населения страны.
25 сентября 2015 г. министр иностранных дел Австралии Хон Джули Бишоп присоединилась к 193 лидерам и министрам со всего мира в ООН в Нью-Йорке, чтобы приветствовать и одобрить Повестку дня для устойчивого развития до 2030 г. Австралия активно участвовала в международных дискуссиях по разработке Повестки дня 2030 г. как на уровне общественных организаций и частного сектора, так и в научных кругах.
При ООН существует Ассоциация Австралии (ООНАА). Она была создана в 1946 г. для продвижения целей развития, разработанных в ООН, в Австралии и по всему миру. Ассоциация является членом Всемирной федерации Ассоциаций при ООН, которая имеет консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС)12.
Повестка дня 2030 г. является как внутренней, так и международной повесткой дня. Она хорошо связана с интересами Австралии в области безопасности, развития и торговли, особенно в содействии региональной стабильности, безопасности и экономическому процветанию. Она также помогает Австралии в том, чтобы отстаивать решительный акцент на экономический рост и развитие в Индо-Тихоокеанском регионе и содействовать тендерному равенству, эффективному управлению и укреплению налоговых систем.
Д. Бишоп, выступая на Саммите, отметила, что Австралия полностью поддерживает результаты этой встречи, и цели устойчивого развития, поставленные на ней, должны быть выполнены. Для выполнения этих целей правительство Австралии считает необходимым: уделить большое внимание развитию инноваций, принятию мер по контролю изменений климата и предотвращению негативных последствий этих изменений, контролю состояния и охране земель, лесов, водных источников, морских ресурсов, включая Большой барьерный риф; увеличить инвестиции в образование и повышение квалификации австралийцев; уделить большое внимание диверсификации экономики и повышению её эффективности; обеспечить равенство мужчин и женщин; ликвидировать разрыв между коренными австралийцами и остальным населением страны; повышать благосостояние населения и уменьшить количество бедных до устойчивого уровня в ИТР; при решении всех этих проблем правительство планирует уделять особое внимание развитию партнёрства правительства с частным сектором13.
В июле 2016 г. международным сообществом в рамках Программы устойчивого развития ООН был принят новый оценочный индекс, названный Рейтингом выполнения целей устойчивого развития. В этом рейтинге сравниваются результаты разных стран с использованием набора из 77 показателей. Австралия занимает 20-е место в мире по уровню достижения целей устойчивого развития -далеко позади Канады и многих европейских стран, но опережает США. Самые лучшие страны в списке - это в основном страны Северной Европы.
Место Австралии в рейтинге обусловлено одним из самых высоких в мире уровнем выбросов углерода на человека, а также высоким уровнем выбросов твёрдых отходов, недостаточным уровнем очистки земель, а также утратой биоразнообразия. В то же время, Австралия лидирует по таким показателям, как долгая ожидаемая продолжительность жизни и общее состояние здоровья населения. Правда, в докладе подчёркивается, что Австралия имеет один из самых высоких показателей ожирения в мире14.
Что касается других рейтингов, то, например, по Индексу состояния окружающей среды, по данным на 2016 г., Австралия занимала 13 место среди 180 стран мира15. Это наглядно показывает, что Австралия должна действовать в срочном порядке для решения задач в области климата и окружающей среды. В интересах Австралии сделать это, так как она более уязвима к изменению климата, чем большинство стран.
Надо отметить, что Австралия уже достигла определенных успехов в области пищевой безопасности и управления сельским хозяйством, образования и здравоохранения, снижения неравенства мужчин и женщин, развития эффективной энергетической системы, повышения темпов экономического роста и увеличения пропорции занятости молодёжи, в области общего снижения количества отходов и снижения выбросов СО2, а также сохранения биоразнообразия и охраны земли и морских ресурсов.
Существует шкала оценки выполнения целей устойчивого развития и Австралия находится на различных уровнях их осуществления. Например, реализованными в Австралии считаются 3, 6 и 11 цели (зелёный уровень). Что касается Цели 3 «Хорошее здоровье и благополучие», то Австралия находится наверху списка благополучных стран по продолжительности жизни, но в стране существует существенный разрыв между продолжительностью жизни коренного населения и остальных австралийцев16.
Цель 6 «Чистая вода и санитария». Австралийцы, в общем, имеют прекрасный доступ к чистой воде и эффективной санитарной системе, за исключением некоторых сообществ коренных жителей. Как самый засушливый континент, Австралия должна обеспечивать эффективное управление своими водными ресурсами. В стране много безводных районов и изменчивые климатические условия, которые создают периоды засухи и нехватки воды, а иногда, из-за смены погодных условий, наоборот, случаются наводнения.
Грамотное управление водными ресурсами в Австралии критически важно для обеспечения будущего процветания нации по мере роста населения, изменений климата и устаревания инфраструктуры водообеспечения, поэтому защитники окружающей среды, промышленные группы и правительство уделяют большое внимание мониторингу водных ресурсов. Ассоциация водопользователей Австралии предлагает новые методы финансирования проектов, связанных с проблемами обеспечения водой, очистки воды и мониторинга водных запасов страны.
В 2017 г., вместе с опубликованием доклада Комиссии по эффективности в области национальной реформы водных ресурсов, правительство начало реформу австралийского сектора водных ресурсов, как продолжение другого проекта, начатого в 2004 г., Национальной инициативы в области водных ресурсов. При этом, особое внимание предполагается уделить реформе водных ресурсов в городах, для чего был выпущен доклад «Глобальные цели для местных сообществ: городская водная система, удовлетворяющая целям устойчивого развития ООН».
Цель 11 «Устойчивые города и сообщества». В Австралии города - это экономический центр силы - в городах создаётся примерно 2/3 ВВП страны. Развитие городов имеет большое значение для создания новых рабочих мест, но качество жизни в городах в целом ухудшается. Стиль жизни в городах отражается и на здоровье людей. Например, увеличилось время, которое жители тратят ежедневно на поездки на работу. Большой проблемой является перенаселённость городов, в то же время, объём вводимого в строй жилья уменьшился наполовину по всей стране с 1980-х гг.
Для Сиднея, с его 4,6 млн человек населения, ключевой вызов - это устаревающая инфраструктура и устаревшие источники энергии, которые вызывают загрязнение окружающей среды. Проблемой Мельбурна также является устаревающая инфраструктура.
Население города составляет 4,3 млн человек. По прогнозам, его количество достигнет 7,7 млн человек к 2051 г.
На «жёлтом» уровне осуществления (т.е. цель может считаться частично выполненной), находятся цели 1, 4, 5, 8, 9,10, 12 и 16. Цель 1 «Без бедности». В Австралии, согласно оценкам Австралийского совета социальных услуг, около 3 млн человек (13,3% от всего населения) живут ниже уровня бедности. В составе этих людей преобладает коренное население.
Цель 4 «Качественное образование». По международным стандартам, Австралия стоит высоко в образовательных рейтингах, но в стране существует большая разница в уровне образования коренных австралийцев и всех остальных учащихся и студентов.
Цель 5 «Гендерное равенство». В Федеральном Парламенте Австралии женщины занимают 32% мест. В Австралии мужчины почти всегда получают заработную плату больше женщин примерно на 18%. Это означает, что женщины получают только 82% заработка мужчин. Доклад Мирового Экономического Форума за 2016 г. по гендерному равенству поставил Австралию на 46 место в мире по соблюдению равенства прав мужчин и женщин во всех сферах жизни, в частности, в экономике, образовании и политической деятельности.
Цель 8 «Достойный труд и экономический рост». В Австралии доля безработных составляет примерно 5,7% экономически активного населения, хотя Резервный банк Австралии отмечает, что возможно достигнуть и более низких показателей. В то же время, темпы роста заработной платы в Австралии довольно медленные.
Цель 9 «Промышленность, инновации и инфраструктура». По мировым стандартам, Австралия имеет хорошую инфраструктуру, но дополнительные инвестиции необходимы для обеспечения того условия, что мощности инфраструктуры будут достаточными, если
17
население страны достигнет 30 млн человек в 2031 г. . Австралия также имеет возможности для продвижения экологически устойчивого экономического роста. Цель 9 также выдвигает на первый план необходимость инвестиций в развитие науки и технологий. Этими вопросами занимается Совет по устойчивости Австралии.
Цель 10 «Сокращение неравенства». В Австралии самый богатый 1% населения владеет 22% национального богатства. Беднейшая часть населения контролирует примерно 6% национального богатства, особенно это относится к коренным жителям страны.
Цель 12 «Ответственное потребление и производство». Австралия имеет наихудшие показатели внутреннего материального потребления среди стран ОЭСР. Австралийцы производят примерно 50 млн тонн отходов каждый год, с количеством отходов на ду-
18
шу населения в среднем более 2 тонн .
Цель 16 «Сильные институты мира и справедливости». Австралия - относительно мирная страна, она находится на 15 месте из 163 по Глобальному индексу мира.
На «красном» уровне - цель далека от осуществления - находятся цели 2, 7, 13, 14, 15 и 17. Цель 2 «Нулевой голод». Голод - это проблема не только развивающихся стран. В Австралии ежегодно 2 млн человек недополучают пищевого разнообразия, половина из них дети. Это примерно один из десяти австралийцев.
Ключевой компонент цели 2 - это повышение продуктивности сельскохозяйственного производства и создание устойчивой системы производства пищи. В Австралии сельское хозяйство является важным компонентом экономики, этот сектор обеспечивает 93% внутренних потребностей в пище. Поскольку Австралия является самым засушливым континентом на Земле, и учитывая последствия климатических изменений, обеспечение устойчивой системы производства пищи является вызовом для Австралии.
Цель 7 «Доступная и чистая энергия». В Австралии доступ к источникам энергии почти доходит до 100%. В то же время, страна располагается ниже средних показателей ОЭСР по энергоэффективности и использованию возобновляемой энергии.
Цель 13 «Действие климата». В Австралии самый высокий подушевой уровень выбросов парниковых газов среди стран ОЭСР. В стране также ощущаются эффекты изменений климата, поскольку в последние годы стали более частыми стихийные бедствия - периоды сильной жары, наводнения и ураганы. Периоды сильной жары продолжаются дольше и стали более интенсивными в разных частях страны. Поставлена цель снизить к 2030 г. уровень выбросов парниковых газов на 26-28% ниже уровня 2005 г.19. Эта цель, как было заявлено правительством, предполагает в два раза снизить уровень выбросов по сравнению с сегодняшним днём.
Цель 14 «Жизнь под водой». Морские территории Австралии являются третьими крупнейшими в мире, составляя около 14 млн кв. км. Эти морские экосистемы вносят вклад примерно 50 млрд долл. А каждый год в экономику, и эта цифра, по прогнозам, должна удвоиться к 2025 г.20. Вызов состоит в том, чтобы сбалансиро-
вать экономические приоритеты с сохранением этих экосистем. Экстремальные климатические условия вызывают в прибрежных водах обесцвечивание кораллов и гибель водорослей и рыбы.
Цель 15 «Жизнь на суше». Австралия - это одна из 17 стран мира, имеющих самое большое биоразнообразие, но оно находится под угрозой, согласно докладу 2016 г. «Состояние окружающей среды». Скорость и величина климатических изменений, вместе с другим давлением, таким, как, например, завезённые виды животных и деградация экосистем представляет серьёзный вызов для адаптационных возможностей экосистемы страны и угрозу её биоразнообразию. Инвесторы и производители в Австралии начинают осознавать эти угрозы, а компании, которые не хотят учитывать эти факторы, рискуют потерять свою репутацию.
Цель 17 «Партнёрские отношения для достижения цели». В Австралии понимают, что достичь целей устойчивого развития можно только действуя всем вместе, поэтому в стране большое внимание уделяется экологическому просвещению населения. Первым принципом экологического просвещения является лозунг «Устойчивое развитие начинается у вас дома». (Лозунг: «Думай глобально, действуй локально»).
Людей призывают снижать расход электроэнергии, воды, производить меньше отходов и ограничивать потребление. (Лозунг: «Снижение объёма, повторное использование и рециркулирова-ние»). Изменять потребительское поведение (Лозунг: «Из «потребителя» стань «пользователем»). Следить за своим здоровьем. Соблюдать права других людей. Поддерживать образование. Соблюдать права женщин на всех уровнях - и дома, и на работе, и в поли-тике21.
В стране действует народное движение «Устойчивая Австралия». Цель движения - обеспечить экономически, экологически и социально устойчивое развитие. Лидеры движения отмечают, что Австралия испытывает снижение экономического уровня жизни и серьёзную деградацию окружающей среды. Главные задачи, которые ставит перед собой это движение - это создание безопасных рабочих мест в более разнообразной экономике, реализация программы доступного жилья, планирование городской и сельской инфраструктуры на экологических принципах и создание устойчивой окружающей среды.
В ноябре 2016 г. в Сиднейском университете прошла конференция, посвящённая реализации в Австралии целей устойчивого
развития. Конференция собрала вместе представителей научного сообщества, правительства, бизнеса и гражданского общества.
Сильное политическое лидерство, финансирование устойчивой инфраструктуры и действия по контролю изменения климата, а также усиление партнёрства между секторами экономики - вот некоторые вещи, которые необходимы Австралии для достижения целей устойчивого развития, - заявили эксперты22.
Участники дискуссии отмечали, что для Австралии очень важно не только самой реализовывать цели устойчивого развития, но помочь своим соседям по региону сделать то же самое. Австралия находится в регионе развивающихся стран. Их успех в достижении целей устойчивого развития - это успех Австралии, будущее Австралии зависит от них.
В марте 2018 г. в Мельбурне прошёл второй австралийский саммит по достижению целей устойчивого развития. Участники дискуссии отметили, что первая встреча, состоявшаяся в Сиднее в 2016 г., определила ключевые элементы, необходимые для содействия эффективному и успешному осуществлению целей устойчивого развития, включая межсекторное сотрудничество и партнёрские отношения, коммуникацию и повышение осведомлённости, а также соответствующие рамки для мониторинга и отчётности.
Было отмечено, что Австралия прилагает много усилий для достижения реального прогресса в реализации целей устойчивого развития. В правительстве сопоставляются базовые данные, которые позволят ему отслеживать прогресс в достижении целей. Участники дискуссии отметили, что недостаток информированности общественности является ключевым вопросом. Участники конференции согласились, что цели, необходимые для прогресса, состоят в улучшении взаимодействия между различными уровнями общества в Австралии - молодёжи, большого бизнеса, правитель-
23
ства и средств массовой информации .
1 Meadows D.L. and al. "The Limits to Growth". - N.Y., 1972, p.84.
2 Mesarovic M. and Pestel E. "Mankind at the Turning Point". - N.Y., 1974; Tinbergen Y. and al. "Reshaping of International Order". - N.Y., 1976; Laslo E. and al. "Goals of Mankind". - N.Y., 1977; Pestel E. "Beyond the Limits to Growth". - Br., 1977; Guavrilishin B. "Roads Maps to the Future". - O., 1981.
Кинг А., Шнайдер Б. «Первая глобальная революция». - М., 1991.
Моисеев Н.Н. «Человек, среда, общество». - М., 1982. Наше общее будущее. - М., 1989.
4 Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. - М., 1997.
5
6
7 Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро. - М., 1993.
о
S.Lennon "The Sustainable Development Goals and Australia - A National and Personal Roadmap to Sustainability" [Электронный ресурс]. URL:http://www.unaa.org.au/wp_content/uploads/2017 (Дата обращения: 10.03.2018).
9 Meadows D.L. and al. "The Limits to Growth". - N.Y., 1972, p.84.
10 Sustainable Development Goals [Электронный ресурс]. URL:http://dfat.gov.au/aid/topics/development-issues/2030-agenda/Pages/sustainable-development-goals.aspx (Дата обращения: 27.03.2018).
11 P.Langkau "Australia Transitioning to Sustainable Development?" [Электронный ресурс]. URL:http://www.boell.de/sites/default/files/e-
paper_international_politics (Дата обращения: 15.04.2018).
12
S.Lennon "The Sustainable Development Goals and Australia - A National and Personal Roadmap to Sustainability" [Электронный ресурс]. URL:http://www.unaa.org.au/wp_content/uploads/2017 (Дата обращения: 10.03.2018).
13 Ibid.
14 Ibid.
15 S.Lennon "The Sustainable Development Goals and Australia - A National and Personal Roadmap to Sustainability [Электронный ресурс]. URL:http://www.unaa.org.au/wp_content/uploads/2017 (Дата обращения: 10.03.2018).
16 "Financing the Sustainable Development Goals" [Электронный ресурс]. URL:http://dfat.gov.au/aid/topics/development-issues/2030-
agenda/Pages/financing-the-sustainable-development-goals.aspx (Дата обращения: 03.04.2018).
17 Ibid.
18 Ibid.
19 Ibid.
20 Ibid.
21
S.Lennon "The Sustainable Development Goals and Australia - A National and Personal Roadmap to Sustainability [Электронный ресурс]. URL:http://www.unaa.org.au/wp_content/uploads/2017 (Дата обращения:
10.03.2018).
22
"5 ways Australia can achieve the Sustainable Development Goals" [Электронный ресурс]. URL:http://www.eco-business.com/news/5-ways-australia-can-achieve-the-sustainable-development-goals/ (Дата обращения: 15.04.2018).
23
"Takeaways from the 2018 Australian SDGs Summit. Devex [Электронный ресурс]. URL:http://www.devex.com/news/takeaways-from-the-2018-australian-sdgs-summit-92323 (Дата обращения: 18.04.2018).