ДАР
1/20 12
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
УДК 330.101.8
© Э.М. Зомонова, Б.О. Гомбоев
«Зелeная» экономика - повестка дня конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20)
Статья посвящена вопросам «зелeной» экономики, которая является одной из основных тем предстоящей конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20) в июне 2012 года. Рассматриваются концепция «зеленой» экономики, инициативы и практический опыт ee разработки на международном, региональном и национальном уровнях.
Ключевые слова: концепция, принципы, устойчивое развитие, «зеленая» экономика, «зеленый» рост, экология, инициативы, эффективность, природные ресурсы
© E.M. Zomonova, B.O. Gomboev
«Green» economy is the agenda of the United Nations conference on sustainable development (Rio +20)
The article is devoted to the "green economy", which is one of the main themes of the forthcoming UN Conference on Sustainable Development (Rio +20) in June 2012. This paper discusses the concept of "green" economy, initiatives andpracti-cal experience on the international, regional and national levels. Keywords: concept, principles, sustainable development, "green " economy, "green " growth, the environment, the initiative, efficiency, natural resources.
Для достижения целей концепции «устойчивого развития», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, необходима одновременная реализация процессов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Сформировавшаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой» экономики призвана обеспечить более гармоничное согласование между этими процессами, которое было бы приемлемо для всех групп стран -развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой. Поэтому «зеленая» экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты является одной из двух основных тем предстоящей конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20) в 2012 г.
Для первого десятилетия нового столетия были характерны многочисленные кризисы, самым затяжным и тяжелым стал финансово-экономический кризис 2008 г. Недостатки концепций в доминантном неоклассическом экономическом мышлении, которое аккумулировалось в течение более двух столетий, сбои рыночного механизма подталкивают исследователей к новым экономическим моделям развития общества, к
пересмотру традиционных моделей экономического роста. В настоящее время концепция «зеленой» экономики получает все больший общественный резонанс и активно обсуждается экспертами, политиками, неправительственными организациями. На пятой конференции министров по окружающей среде и развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона (МСЕБ, 2005), состоявшейся в Республике Корея, в качестве основы для регионального сотрудничества была выдвинута Сеульская инициатива по экологически безопасному росту. Она направлена на достижение баланса между сохранением окружающей среды и экономическим ростом с помощью методов экологической эффективности. Несмотря на то, что концепция «зеленой» экономики вызывает огромный интерес со стороны многих стран и международных организаций, существует много дискуссионных вопросов по данной проблеме. Противники концепции «зеленой» экономики, представители развитых стран, высказывают опасения по поводу роста конкуренции со стороны бурно развивающихся стран БРИК. Наряду с ними высказывалась обеспокоенность, что «зеленая» экономика может привести к торговому протекционизму со стороны некоторых государств в контексте помощи в целях развития развивающимся странам [5, с. 3].
Концепция «зеленой» экономики
Концепция «зеленой» экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии, таких как экономика благосостояния, феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др., связанных с проблемами устойчивого развития. Более того, «зеленая» экономика позиционируется как новая дисциплина, полученная в результате объединения знаний экономической науки и знаний естественных наук и имеющая более широкий, мульти-дисциплинарный диапазон знаний по сравнению с другими экономическими дисциплинами. В ее основе лежат концепции экономики благосостояния и экологической экономики. Философским базисом послужили идеи коммуникативного действия Хабермаса, постмодернистские концепции Ж. Деррида. Методологические предпосылки и подходы основываются на математической теории политической экономии в традиции маржинализма У. Джевонса (1871) и Л. Вальраса (1865), а также идеи ин-ституционализма Т. Веблена, пространственного развития Э. Соджа, социально-экологические идеи А. Саллеха.
Таким образом, данные подходы позволяют исследовать действительность посредством сложных мультидисциплинарных методов, принимающих во внимание политические и социальные аспекты развития экономики в рамках естественных и общественных наук. Модели экономического развития и роста создаются с учетом процессов естествознания, с одной стороны, с другой - охватывают сферу политической экономии. Объединяя классическую политическую экономию А. Смита с новыми решениями в теоретических моделях фон Неймана и Моргенштейна, а также систему принятия решений Эрроу (1951), «зеленая» экономика ис-
ходит из теории Голдсмита (2005) об ограниченной ассимиляционной способности окружающей природной среды и необходимости ревизии экономики. Таким образом, новый подход к моделированию в экономике заключается в ее синхронизации с природными процессами.
В общем контексте теория «зеленой» экономики исходит из постулата, что экономика есть часть природы и нужно управлять экономикой природы, а не охраной окружающей среды для целей производства. В конечном счете, целью новой дисциплины является создание экономики, работающей не только на благо всех людей на планете, а для планеты, биосферы и других форм жизни.
Сторонники концепции «зеленой» экономики считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала определенные результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: это экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), истощение природного капитала, широкомасштабная бедность, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой». «Зеленая» экономика выделяет четыре главные категории существующих проблем в обществе: экологическую, интеллектуальную, политическую и этическую [3, с. 72], которые не может решить «коричневая» экономика (табл. 1).
Таблица 1
Методологическая основа и воззрения «зеленой» экономики
Категория проблем Методологическая основа «зеленой» экономики Воззрения «зеленой» экономики
Экономическая/экологическая Истощение природных ресурсов (Goldsmith); ассимилирующая способность природы находится под угрозой (Georgescu-Rogen); исчезновение биологических видов - пределы роста (Meadows); - экология и природа (Goldsmith); - акцент на соответствующий размер или масштаб производства (Schumacher); - управление чрезмерным потреблением; - повторное использование, сокращение, переработка, ремонт; - ограничение численности народонаселения (Malthus, Ehrlich) Изменение поведения в соответствующее потребление (Brown, World Watch Institute). Акцент на получение образования и повышения значимости людей. Равенство и справедливость по отношению ко всем людям. Получение экономических возможностей и выбора. Разнообразие экономической политики. Отсутствие догм и доминирования одной теории. Рост означает богатство природы. Рассматривает людей и биосферу как выгодоприобретателей, а не как ресурс.
Интеллектуальная Преобладающие направления экономической теории находятся в отрыве от реальности (Kitson, Medema and Samuels) Неспособность воздействовать на изменения климата, превосходство ядерной энергии над возобновляемыми источниками энергии, индустриализация пищевой цепи (ГМО) Пересмотр теорий спроса, предложения, роста. Долгосрочность. Холизм Новые взаимоотношения экономики, естествознания, технических дисциплин. Более широкий философский базис. Просветительская деятельность (Rousseau, Diderot, Locke, Voltaire). Критическаятеория (Habermas, Marcuse, Adorno, Horkheimer) Постмодернизм (Derrida, Soja, Salleh, Kriestevas) Управление общинами (Hardin, Lord) Новая взаимосвязь потребностей, прав, благополучия и счастья (Neef) Социальная и экологическая справедливость Справедливость (Albert), демократия, участие (Robertson, Rowls, Harrisson, Chong, Alderson) Новый подход к экономике как к составной части природы Общепланетарный масштаб, комплексность исследований
Политическая Недемократичная, непрозрачная политика мировых властвующих структур, слабость местной экономики Новые показатели измерения общественного прогресса, благосостояния, качества жизни, устойчивого развития, долгосрочность и т.д. Экспертиза властных структур. Реформа глобальных институтов в целях эффективного глобального управления. Анализ отношений в системе государственной власти. Повышение роли региональных/местных экономик, сообществ. Комплексный подход Равенство поколений Встраивание экономики в природную и социальную системы
Нравственная Проблема бедности (1,3 млрд населения мира живут в нищете). Несовершенность рынка. Коррупция и преступность. Незаконная торговля Многообразие решений на региональном, локальном уровнях. Использование анализа отношений власти и институтов (Veblen, Foucault, Gramsci) Использование феминистского анализа (Mies, Mellor, Kuiper, Решение приоритетных вопросов равенства, ликвидации бедности иными методами, отличными от традиционного индустриального развития Реформа мировых институтов с учетом конкретных местных условий, требований и выбора индивидов
(оружие, наркотики, проституция)
Salleh)
Критика теории «просачивания благ сверху вниз»
сообществ. Социальное и экологическое равенство (Lord, Sen). Бедность - ограничение свободы. Пересмотр целей экономики (равенство, счастье людей)
Концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития, поскольку сфера ее применения уже и подразумевает создание оперативной политической программы, которая может содействовать появлению новых источников экономического роста, совместимого с экосистемами, имеющими способность к восстановлению через создание необходимых условий для инноваций, инвестиций и конкуренции. Концепция должна воплощаться в жизнь параллельно с инициативами, опирающимися на более широкую социальную базу устойчивого развития. Она подчеркивает важность интеграции экономических и экологических аспектов и выявляет возможности для новых источников экономического роста, не оказывая «неустойчивого» давления на количество и качество природных богатств [12]. Сюда входит ряд мер, которые включают экономические инструменты и неэкономические меры:
1) стоимостная оценка природных ресурсов, ценообразование, соответствующее принципам устойчивого развития;
2) государственная инвестиционная политика, направленная на поддержку развития «зеленых» технологий, развития инфраструктуры (общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий), развития природного капитала для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения его объема;
3) отказ от экологически неэффективных субсидий, которые подпитывают неустойчивую экономическую деятельность (в сельском хозяйстве, энергетике, рыболовстве, лесном и водном хозяйствах);
4) государственные закупки, которые поощряют производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства;
5) реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
6) целевая государственная поддержка НИОКР, связанных с созданием экологически чистых технологий;
7) социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.
«Зеленую» экономику можно также рассматривать как набор принципов, которые в целом включают:
- равенство и справедливость в рамках одного поколения и между поколениями;
- соответствие принципам устойчивого развития;
- принцип предосторожности по отношению к социальным последствиям и воздействию на окружающую среду;
- понимание высокой ценности природного и социального капитала, например, за счет интернализации внешних экологических издержек, «зеленого» учета, оценки затрат за период всего жизненного цикла и улучшение управления;
- эффективность использования ресурсов, устойчивое потребление и производство;
- необходимость соответствовать макроэкономическим целям за счет создания «зеленых» рабочих мест, повышения уровня конкуренции и роста в основных отраслях.
Инициативы «зеленой» экономики
В преддверии Конференции Рио+20 в 2012 г. наряду с недавними усилиями по укреплению зеленого роста следует отметить растущее число международных инициатив.
После начала Инициатив зеленой экономики ^БГ)1, проводимых Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с 2008 г. и объединяющих больше 20 учреждений ООН, концепция «зеленой» экономики становится общепринятой. После появления GEI было предложено огромное количество определений и трактовок «зеленой» экономики, а также возникли и другие термины, такие как «зеленый» рост и «озеленение» экономики. Эти термины используются взаимозаменяемо и применяются к постоянно увеличивающемуся количеству отраслей (энергетика, водные ресурсы), тем (транспорт, потребление) и концепций («загрязнитель платит», анализ жизненного цикла). Существует проблема, что разнообразие трактовок может выхолостить сущность концепции «зеленой» экономики, как это случилось с концепцией устойчивого развития, получившей большую популярность, и в настоящее время используется для описания и обоснования чрезвычайно широкого круга политических инициатив, планов и стратегий. Дополнительный риск для понятия «зеленой» экономики связан с тем, что новая концепция может использоваться для оправдания вводимых странами односторонних мер торгового протекционизма, например, установления квот или нормативов использования продукции, произведенной внутри страны, или субсидий и других мер поддержки внутреннего производителя и внутренней занятости. Это может способствовать усилению неравенства между богатыми и бедными государствами и препятствовать развитию последних [7]. Поэтому существует потребность в выработке четкого и общепринятого определения «зеленой» экономики, а также в принятии мер, позволяющих учесть воздействие на
1 URL:http://www.undg.org/index.cfm?P=1316; возможно, наиболее широко известными результатами этих инициатив являются доклады «Зеленая занятость» (и№ЕР, 2008) и «Навстречу «зеленой» экономике» (иМБР, 2011а), «Зеленая эко -номика: пути, ведущие к устойчивому развитию и искоренению нищеты» (ЦЫБР, 20Ш).
благосостояние и природные ресурсы на международном и национальном уровнях.
Наиболее авторитетное и широко применяемое определение этого понятия, впервые использованного в работе «Проект зеленой экономики» [1], сформулировано ЮНЕП: ««Зеленая» экономика - это экономика, которая обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства, при этом позволяет будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды и ее обеднения» [8, а 2].
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана определяет «зеленый рост» как «опирающийся на экологически устойчивый экономический прогресс в целях стимулирования низкоуглеродного, открытого для всех социальных слоев, развития»2. Определение ОЭСР аналогично по содержанию, но в нём в качестве «движущей силы экономического роста» упоминаются также инвестиции в развитие «зеленой» экономики [4].
Вопрос о том, насколько актуальными и значимыми являются взаимосвязи между экономикой и экологией и «беспроигрышны возможности», носит эмпирический характер. На его решение различные международные органы, аналитические центры и правительства затрачивают значительные усилия. Пример тому - выдвинутая Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), инициатива по развитию «зеленой экономики». Так, ЮНЕП подготовила ряд оценочных докладов, среди которых выделяется серия «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭП). Это процесс, который наращивает потенциал, необходимый для проведения глобальных экологических оценок и подготовки докладов о состоянии, тенденциях, будущих перспективах окружающей среды и возможных политических действиях. ГЭП-5 будет опубликован в 2012 г. и станет ключевым вкладом в Саммит Рио+20.
Однако самой последней и наиболее полной оценкой, рассматривающей «зеленую» экономику, является доклад ЮНЕП «Навстречу «зеленой» экономике» (ЮНЕП 2011а). Кроме всего прочего, в этом докладе было использовано макроэкономическое моделирование, чтобы обосновать утверждение, что вложение 2% глобального ВВП в десять ключевых экономических секторов запустит процесс перехода к низкоуглеродной «зеленой» экономике с эффективным использованием природных ресурсов. Основополагающая концепция, т.е. запуск процесса за счет пакета налогово-бюджетного стимулирования, был заимствован из призыва ООН к «Глобальному «зеленому» новому курсу» [9]. В доклад также включены глобальные показатели оценки прогресса по соответствующим приоритетам и их взаимосвязям с ВВП, а также примеры из практики со всего мира.
ПРООН, являясь еще одним органом ООН, играет важную роль в проведении оценок по «зеленой» экономике в некоторых странах, особенно Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии и Балкан. В этих случаях оценки являются результатом стремления увеличить потенциал и повы-
2 URL:http://www.greengrowth.org
сить конкурентоспособность за счет более рационального использования природного капитала в рамках программ технической и финансовой помощи.
По более узким вопросам ЮНЕП сотрудничает с другими структурами. Например, совместный доклад с Международной организацией труда объединил количественные и концептуальные данные по существующим «зеленым» рабочим местам [15].
Другие связанные с ООН организации - это ФАО , Всемирный банк и Международный валютный фонд5. ФАО проводит изучение глобальных ресурсов и здоровья сельского хозяйства и пищевых систем в рамках инициативы ««Озеленение» экономики посредством развития сельского хозяйства». Всемирный банк (ВБ) разрабатывает показатели на уровне стран, которые могут быть использованы министерствами экономики для «зеленого» учета. Последняя публикация ВБ в этой сфере демонстрирует четкую связь между рациональным использованием природного капитала и повышением уровня экономического благосостояния.
Другие возникающие институты, в частности Глобальный институт «зеленого» роста (GGGI), играют все более активную роль в продвижении «зеленого» роста, включающего в себя такие цели, как борьба с бедностью, создание новых возможностей и социального развития с целями экологической устойчивости, устойчивости перед изменениями климата и энергетической безопасности.
Большую роль в продвижении концепции «зеленой экономики» в жизнь внесла Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивая инфраструктура и «зеленая» налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии было добавлено еще два направления - инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна «зеленая» экономика в основном рассматривается в контексте решения проблем бедности и неравенства, а также обеспечения базовой инфраструктуры и услуг для растущей численности населения
[14].
Также ОЭСР и Европейский Союз проявляют интерес к «зеленой» экономике и к ее перспективам [10; 11; 12; 13]. ОЭСР опубликовала экологическую перспективу до 2030 г., где было отражено изменение во взглядах организации и перенос с традиционных интересов (обеспечения роста и свободного рынка) на проблемы природного капитала, эффектив-
3URL:http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/suistainability/docs/GEA _conce
pt_note_3March_references.pdf
4URL:http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/ENVIRONMENT/0„c ontentMDK:22812374~pagePK:210058~piPK:210062~theSitePK:244381,00.html
5 URL:http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/survey/so/2010/NEW013010A.htm
103
ного использования ресурсов и других концепций «зеленой» экономики в достижении устойчивого роста.
Национальная стратегия
«зеленого» роста Республики Корея
Стать к2020 году 7 державой в мире по «зеленой» энергетике, а к 2050 году пятой
1. Эффективное сокращение выбросов
парниковых газов
2. Сокращение использования
ископаемых видов топлива и повышение энергетической независимости 3. Укрепление потенциала для адаптации к изменению климата
4. Развитие экологически чистых технологий 5. "Озеленение" существующих отраслей и продвижение "зеленой" промышленности 6. Передовая структура промышленности 7. Инжиниринг -структурная базадля «зеленой» экономики
8. «Озеленение» земельной, водной, строительной и транспортной инфраструктуры 9. Внедрение «зеленой» революции в повседневную жизнь 10. Стать лидером «зеленого» роста в мире
Рис. 1. Национальная стратегия «зеленого» роста Республики Корея (2009-2015 гг.)6
ЕС и его институты работают по различным направлениям «зеленой» экономики, а также проводят оценки для регионов и стран панъевропейского региона. Ежегодно ЕС выпускает отчет о выполнении стратегии устойчивого развития, который охватывает большинство приоритетных тем «зеленой» экономики и эффективности использования ресурсов [6].
Региональные экологические центры (РЭЦ) также играют ведущую роль в разработке стратегий, планов действий и региональных оценок, а также координируют их реализацию в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.
Большое количество негосударственных организаций принимает участие в процессе оценки различных аспектов «зеленой» экономики (непра-
6 Presidential Committee on Green Growth, Republic of Korea.
вительственные организации, фонды (WWF), группы экспертов, ассоциации, исследовательские организации).
Опыт «зеленой» экономики
Многие страны используют различные инструменты «зеленой экономики» в своей национальной политике и стратегиях развития. В Республике Корея и Китае «зеленая» доля национальных пакетов экономического стимулирования является одной из самых больших в мире.
Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Был принят пятилетний план (2009-2013 гг.) и создана Президентская комиссия по зеленому росту (2009), а в 2010 г. был принят Рамочный акт о низкоуглеродном зеленом росте. Согласно принятому плану правительство будет выделять около 2% годового ВВП на программы и проекты «зеленого» роста. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов, и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста.
В разделе «зеленое» развитие 12-м пятилетнем плане Китая (20112015 гг.) определены следующие стратегические направления: изменение климата, экономия ресурсов и управление ими, кругооборот в экономике, охрана окружающей среды, охрана и восстановление экосистем, охрана водных ресурсов и предупреждение стихийных бедствий. С этими направлениями связаны целевые показатели - сокращение углеродных выбросов на единицу ВВП на 17% к 2015 г., выбросов азота и его оксидов на 10% к 2015 г. В сфере энергоэффективности Китай ставит перед собой цель производства 16% первичной энергии за счет возобновляемых источников к 2020 г.
Национальные стратегические планы Японии в области «зеленых» инноваций направлены на достижение объема рынка, связанного с охраной окружающей среды, в размере 50 триллионов японских иен и на создание 1,4 млн. новых рабочих мест.
На очередном заседании Совета Министров ОЭСР в июне 2009 г. было принято решение разработать стратегию перехода к «зеленой экономике». В течение последующих двух лет эксперты организации, в сотрудничестве с правительствами и представителями гражданского общества входящих в нее стран, работали над данной задачей. Результаты работы были опубликованы в мае 2011 г. в докладе ОЭСР «На пути к "зеленому росту"» [16].
Национальный план развития Ирландии (2007-2013 гг.) предусматривает ориентировочные финансовые ассигнования на инвестиционные приоритеты, направленные на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение лучшего качества жизни. План, посвященный окружающей среде, охватывает вопросы транспорта, управления отходами,
изменения климата, научных исследований в области окружающей среды, а также вопросы устойчивой энергии. В 2007 г. программы инвестиций, оказывающих прямое влияние на продвижение экологической устойчивости, превысили 1,3 млрд евро.
Цель Соглашения о «зеленом» росте в Дании - обеспечить охрану окружающей среды и климата, одновременно создав условия для развития современного и конкурентоспособного сельского хозяйства и пищевой промышленности. До 2015 г. инвестиции в «зеленый рост» составят 13,5 млрд датских крон, что позволит стране полностью выполнить свои экологические обязательства, ускорить экономический рост и повысить уровень занятости.
Стратегия экономического развития и борьбы с нищетой Руанды (2008-2012 гг.) представляет собой вторую среднесрочную стратегию страны, направленную на достижение долгосрочных целей. В стратегии заложены среднесрочные цели и ориентировочные финансовые ассигнования. Окружающая среда определена как ключевая сквозная тема. Кроме того, несколько секторов с большой составляющей экологических и природных ресурсов были определены как крайне важные для достижения целей развития Руанды, принимая во внимание их связь с производством (например, земля) или со здоровьем (например, водоснабжение и очистка). На сектор окружающей среды, земель и лесов на период 2008-2012 гг. было выделено 62 млрд руандийских франков или 1,8% от общего числа государственных расходов. В то же время на сектор воды и очистки было выделено 146 млрд руандийских франков, что соответствует 4,2% от общего числа расходов.
В США в 2009 г. был принят закон «О восстановлении и реинвестировании американской экономики»7, согласно которому федеральное правительство должно инвестировать 90 млрд дол. на стимулирование инноваций и роста в «зеленом» бизнесе, а также увеличения количества «зеленых» рабочих мест. В Канаде вопросы экономического роста и занятости также находятся в центре дискуссий, посвященных «зеленой» экономике8.
Концепция «зеленой» экономики в странах Латинской Америки и Карибского региона рассматривается, главным образом, в контексте преодоления бедности и неравенства, а также обеспечения растущего населения базовой инфраструктурой и услугами [14]. В настоящее время эти регионы находятся на переднем крае практического применения принципов «зеленой» экономики в некоторых отраслях. Например, Коста-Рика, туристическая отрасль которой существенным образом зависит от состояния природных систем, является пионером в области использования платежей за экосистемные услуги и других экономических инструментов, стимулирующих деятельность по охране функций экосистем. В Бразилии развиваются экологически рациональные города. Так, в Куритибе - самый большой процент пользования общественным транспортом во всей Бра-
7 US Department of Commerce, 2010.
8 см., например, UNEP, 2008 и 2011a.
зилии и один из самых низких коэффициентов загрязненности городского воздуха благодаря комплексному городскому планированию.
В 2011 г. министерство экономического развития ЮАР заявило, что Корпорация индустриального развития обязалась выделить 25 млрд рэн-дов на новые инвестиции в южноафриканскую «зеленую» экономику в следующие пять лет.
Инфраструктурные приоритеты Австралии должны принести экономические, социальные и экологические преимущества с гораздо более низкими затратами, чем инвестиции в новые мощности.
В Новой Зеландии министры финансов, экономического развития и окружающей среды совместно создали консультативную группу для частного сектора, чтобы разработать меры по повышению эффективности индустриального экспорта, более разумному использованию технологий и инноваций и предоставлению помощи малым и средним предприятиям для повышения их энергоэффективности.
О необходимости «зеленого» роста все чаще говорят и в России, в том числе на высоком политическом уровне. В основном рассматриваются проблемы добывающих отраслей, организационные вопросы и вопросы соблюдения экологического законодательства, а также такие традиционные отрасли, как, например, промышленность. В меньшей степени уделяется вопросам устойчивого потребления и производства, инноваций, экологического учёта, что связано с особенностями экономики страны и ролью традиционных отраслей, а также с тем, что некоторые новые аспекты «зеленой» экономики еще не получили признания.
Кроме того, существуют опасения, что использование модели «зеленой» экономики может замедлить процесс экономического развития, поскольку одним из ключевых компонентов «зеленой» экономики является ценообразование, включающее более полный учет экологических затрат на природные ресурсы в рыночных ценах, что предполагает отказ от практики субсидирования вредных с экологической точки зрения производств. Между тем, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в Российской Федерации субсидии на потребление ископаемых видов топлива составили в 2009 г. почти 34 млрд дол. США [2]. Для стран-импортеров природных ресурсов результатом такого отказа стало бы повышение цен на сырьевые товары, в частности на нефть, газ и минеральное сырье и стремление добиться снижения зависимости от импортных энергоносителей. Для России, являющейся экспортером природных ресурсов, на первый взгляд, снижение потребления ископаемых видов топлива негативно повлияет на перспективы экономического роста. Однако с экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены, способствуя тем самым более высокому уровню потребления и препятствуя притоку инвестиций в новую энергетическую инфраструктуру и принятию мер по повышению эффективности. По данным того же доклада, потребление газа на душу населения в России находится на уровне
аналогичного показателя Канады, но расход на единицу ВВП примерно в пять раз выше, чем в странах - членах МЭА9. Неэффективное использование энергии ускоряет истощение ресурсов и уменьшает количество энергии, доступной для экспорта, сокращая государственные доходы, которые могут использоваться на социальные программы и развитие инфраструктуры.
В нынешней экономической ситуации в России «зеленый» рост и ре-сурсоэффективность часто воспринимаются как дорогостоящие и неактуальные инициативы. Препятствиями для эффективных изменений в направлении «зеленого» развития могут также служить недостаток финансирования, квалификации или опыта, отсутствие необходимых экономических инструментов, коррупция или смещение акцентов на другие приоритеты политики.
Литература
1. Blueprint for a Green Economy. Pearce et al. - 1989.
2. IEA. (2010). World Energy Outlook 2010. OECD/IEA: Paris.
3. Kennet M. and Heinemann V. Green Economics: setting the scene. Aims, context, and philosophical underpinning of the distinctive new solutions offered by Green Economics // Int. J. Green Economics. - Vol. 1. Nos. 'A. - 2006. P. 68-102.
4. OECD, Investment for green growth. - 2010. URL:http://www.oecd.org/document/41/0,3343,en_2649_34893_43783465_1 _1_1_1,00.html.
5. Satoshi Kojima, Kei Kabaya, Takashi Yano Green Economy for Sustainable Development: Japan should lead the policy shift towards global poverty alleviation. 2011. - Vol. 12.
6. Sustainable development in the European Union. 2011 edition. 2011 monitoring report of the EU sustainable development strategy URL:http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-31-11-224/EN/KS-31-11-224-EN.PDF.
7. UNCSD (United Nations Conference on Sustainable Development). - 2011. Objective and Themes of the United Nations Conference on Sustainable Development. Report of the Secretary-General. United Nations Conference on Sustainable Development. URL:http://www.uncsd2012.org/files/prepcom/SG-report-on-objective-and-themes-of-the-UNCSD.pdf.
8. UNEP, 2011a.
9. Глобальный «зеленый» новый курс. Доклад. 2009. ПРООН. URL:http://www.uncclearn.org/sites/www.uncclearn.org/files/inventory/UNE P90_RUS. pdf.
10. ОЭСР (2008 год) Перспективы окружающей среды до 2030 года URL:http://www.oecd.org/document/20/0,3746,en_2649_37465_39676628_1 _1_1_37465,00.html.
11. ОЭСР (2010 год) Экологические инновации в промышленности для обеспечения «зеленого» роста.
9 Энергоемкость в России в 2008 г. была 0,3 т энергии на 1 тыс. дол. США ВВП, что на 72% выше, чем средней по миру (1ЕА, 2010).
URL:http://www.oecd.org/document/34/0,3343,en_2649_34273_44416162_1 _1_1_37417,00.html.
12. ОЭСР (2011 год, а) Сводный отчет по стратегии «зеленого» роста (проект отчета).
13. ОЭСР (2011 год, b) Мониторинг достижения показателей ОЭСР в сфере «зеленого» роста (проект отчета).
14. ЭКЛАК (2010 год) «Зеленая» экономика: введение в обсуждение и значение для Латинской Америки и Карибского Бассейна URL: http ://www.cepal. org/dmaah/noticias/noticias/4/41684/DraftDiscussionP aper.pdf.
15. ЮНЕП (2008 год) Зеленые рабочие места: на пути к работе в устойчивом низкоуглердном мире.
16. ОЭСР (2011 год) Towards Green Growth. URL:http://www.oecd.org/dataoecd/32/49/48012345.pdf.
Гомбоев Баир Октябрьевич, доктор географических наук, главный научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН. [email protected]
Зомонова Эржэни Михайловна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН Gomboev Bair Oktyzbr 'evich, the doctor of geography, senior researcher, Baikal Institute of Nature, SB RAS. [email protected]
Zomonova Erzheny Mikhalovna, PhD, research fellow, Baikal Institute of Nature, SB RAS.