Научная статья на тему 'Реализация управленческой функции когнитивной деятельности как психологическая проблема'

Реализация управленческой функции когнитивной деятельности как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / MANAGEMENT FUNCTION / РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / ПРОБЛЕМА / ISSUE / KINDS OF COGNITIVE ACTIVITY / ВИДЫ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нургалеев В.С., Ищенко Т.Н.

Статья посвящена вопросам реализации управленческой функции когнитивной деятельности, под которой понимается специфически мотивированная, целесообразная, опосредствованная и преобразовательная деятельность человека, направленная на познание окружающего мира (природы, общества, сознания) и преобразование своего сознания с выходом на обратную связь (преобразование общества и природы), являющаяся, по сути, непроизводительным трудом в широком смысле слова, имеющая программу и информационную основу деятельности, связанную с принятием решений и формированием системы когнитивно важных качеств, выступающая в определённые периоды жизни как ведущая деятельность субъекта учебная деятельность. Выделены три вида когнитивной деятельности (труда): освоение природы, освоение общества, освоение сознания. Под освоением понимается комбинированный процесс отражения и преобразования объектов (предметов) окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT FUNCTION OF COGNITIVE ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL ISSUE

Implementation of management function of cognitive activity is revealed in the paper. It means specific motivated, expedient, mediated, transformed person's activity, which is directed on cognition of the world (nature, society, conscious) and transforming his cognition with getting feedback (transforming society and nature), which is an unproductive labor it the broadest sense, has a program and information base of activity, which is related to decision making and forms important cognitive system abilities, which are actualized in specific periods of life as a leading subject activity learning activity. There are three cognitive activity types: nature, society and consciousness mastering. Mastering means a combination of reflection and conversion process of environmental objects.

Текст научной работы на тему «Реализация управленческой функции когнитивной деятельности как психологическая проблема»

УДК 159.99

Nurgaleev V.S., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: sultanis@yandex.ru

Ischenko T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chief of the Pedagogy and Psychology of Professional Activity Department, Reshetnev Siberian State Aerospace University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: tatiana-dial@mail.ru

IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT FUNCTION OF COGNITIVE ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL ISSUE. Implementation of management function of cognitive activity is revealed in the paper. It means specific motivated, expedient, mediated, transformed person's activity, which is directed on cognition of the world (nature, society, conscious) and transforming his cognition with getting feedback (transforming society and nature), which is an unproductive labor it the broadest sense, has a program and information base of activity, which is related to decision making and forms important cognitive system abilities, which are actualized in specific periods of life as a leading subject activity - learning activity. There are three cognitive activity types: nature, society and consciousness mastering. Mastering means a combination of reflection and conversion process of environmental objects. Key words: cognitive activity, management function, implementation, issue, kinds of cognitive activity.

В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва, Е-mail: sultanis@yandex.ru

Т.Н. Ищенко, канд. пед.. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Е-mail: tatiana-dial@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена вопросам реализации управленческой функции когнитивной деятельности, под которой понимается специфически мотивированная, целесообразная, опосредствованная и преобразовательная деятельность человека, направленная на познание окружающего мира (природы, общества, сознания) и преобразование своего сознания с выходом на обратную связь (преобразование общества и природы), являющаяся, по сути, непроизводительным трудом в широком смысле слова, имеющая программу и информационную основу деятельности, связанную с принятием решений и формированием системы когнитивно важных качеств, выступающая в определённые периоды жизни как ведущая деятельность субъекта - учебная деятельность. Выделены три вида когнитивной деятельности (труда): освоение природы, освоение общества, освоение сознания. Под освоением понимается комбинированный процесс отражения и преобразования объектов (предметов) окружающего мира.

Ключевые слова: когнитивная деятельность, управленческая функция, реализация, проблема, виды когнитивной деятельности.

В современной науке очень часто используется понятие «учебная деятельность», которое имеет существенные признаки, относящие его к дидактике и педагогической психологии. Весте с тем, данное понятие, как правило, рассматривается в контексте воздействия на ученика со стороны взрослых и не полностью отражает его субъектность. В этой связи, в своей научной работе мы ввели понятие когнитивной деятельности, под которой, с нашей точки зрения, выступает специфически мотивированная, целесообразная, опосредствованная и преобразовательная деятельность человека, направленная на познание окружающего мира (природы, общества, сознания) и преобразование своего сознания с выходом на обратную связь (преобразование общества и природы), являющаяся, по сути, непроизводительным трудом в широком смысле слова, имеющая программу и информационную основу деятельности, связанную с принятием решений и формированием системы когнитивно-важных качеств, выступающая в определенные периоды жизни ведущей деятельностью субъекта - учебной деятельностью [1].

Понятие «когнитивная деятельность» отражает не только психологический контекст, но и методологический, дидактический. Когнитивная деятельность по сути есть познавательно-преобразовательная деятельность, исходя из её определения. В рамках нашего исследования мы рассмотрим управленческую функцию когнитивной деятельности, её основные характеристики, виды и выявим проблемы в овладении ею. Существенные признаки когнитивной деятельности имеют психологическую природу, проявляющуюся в опосредствовании, которое связано со второй сигнальной системой (членораздельной речью, являющейся основным «орудием труда» субъектов когнитивной деятельности); в преобразовательном характере когнитивной деятельности. Опосредствованность отражает психолого-дидактические основания когнитивной деятельности и влияет на становление субъекта познания. Преобразовательный характер когнитивной деятельности проявляется как в преобразовании мышления субъектов, так и в преобразовании отношений, позволяющих состояться субъекту познания, субъекту деятельности, становлению субъективности. В психологической литературе это рассматривается в процессе интериоризации по теории деятель-

ности, в том числе учебной деятельности, мы же рассмотрим это в методологическом и психолого-дидактическом контекстах.

Если рассматривать признаки труда (целесообразность, опосредствованность, преобразовательность), то можем полагать, что когнитивная деятельность в целом направлена на развитие человека, становление его субъективности. Кроме того, понятие «труд» связано с понятием «учебная деятельность», поскольку «деятельность» - родовое понятие по отношению к понятиям «труд» и «когнитивная деятельность», последнее имеет все признаки непроизводительного труда в широком смысле слова, то есть такого труда, который не связан с производством материальных благ [1].

Как любой вид труда, когнитивная деятельность имеет три основные функции - логическую (мыслительную, иначе - теоретическую), исполнительскую (практическую) и управленческую (синтез теоретической и практической) [2].

Первая функция связана с выработкой стратегии когнитивной деятельности, планирования и определения деятельност-но-важных (в данном случае - когнитивно-важных) качеств человека для её реализации.

Вторую функцию выполняет большая масса людей, имеющих, как правило, соответствующее специальное (профессиональное) образование, работающая в той или иной сфере, связанной или не связанной с производством материальных благ.

На реализации третьей - управленческой функции труда в рамках когнитивной деятельности - мы остановимся подробнее. Управленческая функция отражает единство теоретической и практической составляющих, что далее будет рассмотрено поэтапно.

Данную функцию, чаще всего, в любом виде труда выполняет определенная когорта людей, которая в последнее время, как правило, получает образование по направлению «Менеджмент», что порождает ряд проблем, поскольку управление производством предполагает знание его специфики и общих закономерностей развития. Кроме того, очевидно, направление «Менеджмент» необходимо как сопутствующее образование, позволяющее человеку прийти к выполнению управленческой функции любого труда, то есть как повышение квалификации или

переподготовка. Появление в Российской Федерации менеджеров с дипломами, привело к тому, что управленческая функция не выполняется в полной мере, особенно в системе образования, где данная функция прилагается к когнитивной деятельности, поскольку именно познание и преобразование окружающего мира является составной его частью.

Теория когнитивной деятельности была разработана нами в рамках общей психологии в прошлом веке на основе уникальной разработки ученых Красноярского края под руководством А.И. Гончарука и В.Л. Зориной, которая Международным центром педагогического изобретательства была запатентована как «Способ диалектического обучения» (патентное свидетельство № 126 от 29.03.1996) [3], хотя по замыслу авторов называлась первоначально соювесно-логическим способом обучения. Диалектически йспособнаправлен на -ассмотреепепроблемчеекп раорешесие ие-тсвороипй, посредстетм чытвлепся пеочей и отнашеной с пртсивооолпжных прооепех, (нессматриепкмею процессах. Поихеоогичепкеп обопеооание псзволкав нам оетоить совергплниeoееoвооаo опнявоои осу-цеееаить капсспфикацию видов когнитивной деятельности по степени освоения, в котором падршзусеьается сооткупностп доух прюцеопов - опориониени «иреоВртзование». Доедмоооми oспеeчиь офуж^с^юго^о миро выступали природа, общество и сознание [1]. Первый вид когни-тивоь- дeянвльетсва - оьпоенио о^родым—жио оредосавьес а меде стооонь^1н^^^олосн й ипьемодыстьтмя орс-внсои-видо-еой.аргалиимеепа!й и клеточно-молекулярный (рисунок 1).

Рис. 1. Освоение природы как вид когнитивной деятельности

условныеобозначения: I-III уровниосвоенияприроды,где I -влдовей (начальооееоенг школонсгс этапекосзитопной Леятельносгеи);11-орггнизмеонын (сряднеозвеео школлнопо этапа когнитивной деятельности); III - клеточно-молекуляр-еьшвлте^ьн чвоноынельноеьотоеьногниливоой Неятнлош ности); 1-3 уровень (глубина) понимания

Освоениеприроды как видкогнитивной деятельности спо-собствуетразвитиюпознавательныхпроцессоввп редметно-ма-териальноИ сфнио. а ссбъекта-Юорминуеусисистемт абразов и понятий об окружающей природной среде, её компонентах и явлениях, где образы и понятия являются ключами к познанию мира и себя в этом мире.

Данная образная система имеет различные уровни абстрагирования от самих предметов. Так, если, выполняя тест «Нарисуй что-нибудь», субъекты, условно отнесенные нами к первому уровню, рисуют «космическое животное», то они синтезируют образ нового животного из компонентов ранее известных существ, не прослеживая связь между компонентами (функциональные особенности нарисованных органов не связаны со средой обитания). Субъекты, условно отнесенные нами ко второму уровню, используют компоненты с отражением их взаимосвязи (структура животного объясняет его адаптационные особенности). Третий уровень освоения субъектом природы характеризуется, с нашей точки зрения, тем, что независимо от того, какие виды логических образов синтезирует субъект, он использует различные средства для обозначения природных предметов или явлений в целом. Освоение природы включает в себя познание и преобразование природы.

Познавательный аспект. Познание природы представляет собой сложный процесс анализа и синтеза знаний (понятий и образов) об окружающем человека естественном мире и умения (навыки) существования в нем. Животный и растительный мир, географическая оболочка, физические и химические явления в природе становятся в данном случае объектом когнитивной деятельности человека. В этом процессе важно задействование аналитического и синтетического путей познания.

Необходимо отметить, что в историческом и эволюционном плане познание природы - один из первых видов познавательной деятельности человека. Являясь продуктом природы, человек вынужден в первую очередь ознакомиться с окружающим его природным миром.

Преобразовательный аспект. Преобразование природы в зотитивной деятельности включает в себя формирование и раз-виенс знаний об орудиях, средствах труда, формах производства и -мс ний, с ними связанных. Освоение природы на школьном этапе когнитивной деятельности происходит на предметах есте-ьнчeнн онаучного цикла и имеет, с нашей точки зрения, несколько уровней. На первом уровне природные явления и предметы представлены как отдельные компоненты окружающего есте-лтвенн ого мира (живая и неживая природа). Поэтому знакомство с окружающим начинается с надвидового уровня, когда субъект может отличить, что такое животное, что такое растение, что та-ктепеловек, что такое река, что такое гора и так далее, но еще не может определить единство этих явлений. В результате обучения в начальной школе, например, у учащегося формируется понимание видового состава природы. С развитием психических процессов мыслительного ряда, наряду с анализом и синтезом, развиваются способности к обобщению и делению понятий. Видовой уровень познания природы позволяет субъекту в результате процесса обобщения и деления понятий выйти на организмен-ный уровень понимания. В этом случае у человека развивается наглядно-образный и словесно-логический типы мышления, эмоционально-чувственный и смешанный типы когнитивных процессов. Между тем окружающий мир в сознании субъекта когнитивной деятельности приобретает черты единства, например, и ему становится ясным, что многие процессы живой и неживой природы взаимосвязаны между собой, и так далее.

Организменный уровень познания окружающего естественного мира влечет за собой все большее абстрагирование в мышлении субъекта. Когнитивная сфера оперирует образами различного порядка: и эмоционально-чувственными, и абстрактно-логическими. Содержание предметов естественного цикла переходит от отдельных организмов (явлений) к внутренним особенностям процессов жизнедеятельности (в живой природе) и взаимосвязи (последовательности) структурных компонентов процессов (в неживой природе). В этом случае анализ и синтез какпротивоположные мыслительные процессы представлены в единстве: клеточно-молекулярный уровень освоения природы позвпляет убедиться в теоретическом и практическом планах, кедин стве окружающего мира при его многообразии.

Второй вид когнитивной деятельности - освоение общества - состоит в познании и преобразовании общества.

Познавательный аспект. Познание общества выражается в ьонимании социально-исторических процессов, происходящих в нем. Достигнув определенного предела в познании природной одружа ющей среды, человек начинает переключать свое внима-нне оа те процессы, которые окружают его в среде социальной. Этот более сложный этап когнитивной деятельности обеспечивается предыдущим, где насыщение образами природы доведено до предельного уровня, соответствующего развитию сознания человека в тот или иной период.

Если придерживаться дарвинской теории эволюционного происхождения человека, то можно сказать, что переход от познания природы к познанию общества, идущий постепенно, характеризует определенный уровень развития сознания человека. Кроме того, эти этапы важно рассматривать во взаимосвязи, так как познание социального мира на уровне своего развития обеспечивает движение человека в двух направлениях: «возвращение» к познанию природы на новом качественном уровне, на уровне социального развития (обратная связь) и продолжение своего эволюционного развития, которое ведет к познанию сознания, иначе говоря, - познанию самого себя как существа психического (прямая связь). Единство прямой и обратной связи обеспечивает процесс восхождения. Освоению общества в рамках школьного этапа когнитивной деятельности способствуют предметы исторического и социального цикла.

1Б51М 1991 -5497.МИР БРАЗОВАНИЯ. № 1 (62) 2017

Схема бществл, пребстав-

лсетсобо9 1еак япекак 9 освоенио ее4рооы)ттоооеу еирами-ды, -рапно^дреноый т9оцГ9еанио(рисуеоке),накоеуром М9яь-

Рис. 2. Освоение общества как вид когнитивной деятельности Условныеобозначения: 1-111 уровниосвоения общества, где I- «Я асоциальном мнре» Ннабальннеобонншкобононо этапе когнотивооо ОнятеценнстаЛ; 11-«Я-»о мня» Церобнее звено школьного эт-яо когнитннной дяятельнояти»; 111-<<Совяаль-ныеми» вомуя»(нтарш»н онено шаольногоэтинаннгнвтив-

ной беятельности); 1-3 уровень (глубина) понимания

Псрвы9уроп9сь-<-Я вснциальном миру» лтт90ктeцизyeтcя адаптационными процессами личности субъекта в окружающем социальном мире. Например, общение с родителями, друзьями (одноклассниками) и учителями в школе приводит к тому, что субъект когнитивной деятельности, условно отнесенный нами к первому уровню развития отношений в социуме, переключается от простой адаптации к выстраиванию отношений, что будет характеризовать, с нашей точки зрения, второй уровень.

Второй уровень - «Я - во мне» - характеризуется тем, что знания, умения и навыки общения в различных группах помогают обучающемуся обратить внимание на самого себя как субъекта отношений. Он начинает выстраивать отношения на основе самопознания своих коммуникативных потенциалов.

Тем самым осуществляется процесс индивидуализации, где обучающийся начинает осознавать, что отношения в группе - это не сумма коммуникативных способностей её членов, это нечто новое, что привлекает его как субъекта деятельности, как субъекта построения отношений с другими. На этом уровне происходит как выявление, так и разрешение противоречий вхождения субъекта в социальные общности.

Третий уровень - «Социальный мир во мне» - высший уровень развития вида когнитивной деятельности - освоение общества и коммуникативных отношений человека. В этом случае субъект не только легко адаптируется и проявляет себя в любых социальных условиях, но и влияет на их развитие в группах разного уровня развития.

В процессе освоения общества (социального мира) субъект приобретает знания, умения и навыки выполнения различных функций труда (логической, исполнительской, управленческой) и работы в различных формах труда - когнитивной деятельности (индивидуального труда, простой кооперации и сложной кооперации). Средствами преобразования общества являются отношения, которые проявляются в формах и функциях труда. Собственно в этом и проявляется диалектика отношений в образовательном процессе.

Коммуникативные способности субъектов формируются в когнитивной деятельности по направлению объединения различных стилей общения в сознании и поведении человека в единую систему взаимодействия в условиях субъект-субъектных отношений.

Освоение общества, как вид когнитивной деятельности, влияет на развитие когнитивных процессов в социально-коммуникативной сфере. Если субъекту, для которого характерен уровень развития указанного вида когнитивной деятельности «Я в социальном мире», предложить изобразить в наглядной форме

пон9т ие «Душа», он будет использовать для выполнения задачи яо бразы объектов, внешнее взаимодействие между людьми. Су еъ екты, условно отнесенные нами ко второму уровню развития освоения общества («Я во мне»), идентифицируют синтезируемый образ с собой (если речь идет о несуществующем животном, он, как правило, идентифицируется с человеком). Третий уровень освоения сознания - «Социальный мир во мне» - характеризуется наличием в образах самого себя элементов отношений с окружающими. Большое значение имеют ответы на дополнительные вопросы к рисунку (например, при выполнении теста «Космическое животное» - «Где живет и чем питается?»).

Освоение сознания - третий вид когнитивной деятельности - включает в себя познание и преобразование сознания.

Познавательный аспект. Освоение сознания представляет собой осознание человеком своей субъективности, своего сознания как её компоненты, своего «Я» и так далее.

Сложные процессы, происходящие в психике человека, благодаря особенностям его мозга, связь с природой и обществом становятся объектом познания окружающего мира на данном этапе эволюционного развития человека. Обратная связь обеспечивает процессы, при которых человек с новыми знаниями, умениями, навыками начинает познавать социальный и природный мир на новом качественном уровне.

Преобразовательный аспект. Преобразование сознания включает в себя изменение сознания личности на основе раз-воняя высших психических функций когнитивного характера, главным образом, второй сигнальной системы (членораздель-наяречь). Орудиями преобразования в данном случае, как мы оемочали выше, являются понятия, суждения, умозаключения, нбецз ы. Освоению сознания способствуют все образовательные циклы, особенно - гуманитарные и математические дисциплины.

Процесс освоения сознания как вид когнитивной деятельно-еаи9акже может быть представлен в виде стороны треугольной гш-ам иды - равнобедренного треугольника (рисунок 3). Рисунок представляет собой идеальную схему развития вида когнитивной деятельности - освоения сознания в условиях средней школы. Боковые стороны треугольника представляют собой два взаимосвязанных процесса - познание сознания и преобразование сознания. В процессе развития когнитивной деятельности данные процессы сближаются и в идеале должны слиться воедино.

Основание треугольника представляет процесс понимания, на котором мы остановимся подробно ниже. В процессе развития когнитивной деятельности должны увеличиваться глубина и объем понимания (что возможно представить в объемной модели треугольной пирамиды).

Судить об уровне развития данного вида деятельности можно по тому, каким уровнем обобщения понятий и образов владеют субъекты. На первом уровне (уровне видовых понятий) значение слова совпадает с пониманием полностью; на втором уровне (уровне родо-видовых понятий) значение слова не совпадает с пониманием, поскольку одним словом могут обозначаться различные понятия (например, понятия: «клетка», «земля» и т.п.). На третьем уровне (уровне родовых понятий (категорий)) вся сумма информации сводится к основным категориальным понятиям, находящимся в строгом порядке в сознании человека. К сожалению, в процессе когнитивной деятельности современной школы субъекты в редких случаях достигают второго уровня обобщения.

Следовательно, в результате рассмотрения вопроса о влиянии вида когнитивной деятельности - освоения сознания на развитие субъекта деятельности, можно сделать вывод о том, что, во-первых, освоение сознания должно проводиться на всех предметах, но ведущими среди них являются математика, филология и цикл гуманитарных дисциплин; во-вторых, можно выделить три уровня освоения сознания: уровень языка (значение слова совпадает с его пониманием), уровень науки (значение слова не совпадает с его пониманием (понятие как совокупность существенных признаков)), уровень философии (значение слов (понятий) обобщено до категориального понимания); в-третьих, большое влияние данный вид когнитивной деятельности оказывает на развитие мышления, характера (способностей, волевых черт) субъекта.

Таким образом, когнитивная деятельность, выступает достаточно сложным объектом реализации управленческой функции, поскольку в ней задействованы все стороны окружающего мира - природа, общество и сознание. В этой связи, необходимо обозначить три основных противоречия психологического плана, связанных с управлением исследуемой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.