филологические науки
Чжан Синьвэй ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ...
УДК 81.139
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
© 2016
Чжан Синьвэй, доктор философских наук, преподаватель факультета русского языка Нанкинский педагогический университет (210046, Китай, Нанкин, улица Вэньюань, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Психолингвистика является наукой, в которой основными теориями и способами лингвистики и психологии рассматривается психический процесс обладания и использования языка, взаимосвязь языка и психической деятельности. По мнениям русских психологических учёных, картина мира понимается как отражение объективного мира в психике человека в форме материи и её когнитивного образа. По постоянному развитию теории речевой деятельности, по мнению русских психолингвистических учёных, речевая деятельность понимается как взаимосвязь картины (отражения) и процесса (деятельности). Считается, что в психолингвистике должна рассматриваться взаимосвязь коммуникативной речевой деятельности и языковой картины мира (ЯКМ) человека. Эта взаимосвязь имеется именно на основе языкового сознания и языковой личности. В языковом сознании и языковой личности проявляется ЯКМ, также в ЯКМ рассматриваются языковое сознание и языковая личность. Понятия «языковая картина мира», «языковое сознание» и «языковая личность» тесно связаны. С точки зрения психолингвистики, отражая ЯКМ, языковое сознание и языковая личность являются и методами, и объектами исследования ЯКМ, и даже оказываются одними из всех образов ЯКМ.
Ключевые слова: психолингвистика, психология, психическая деятельность, язык, сознание, человек, картина мира, теория речевой деятельности, когнитивный образ, языковая картина мира, языковое сознание, языковая личность.
THE LANGUAGE WORLD VISION FROM THE PERSPECTIVE OF PSYCHOLOGY
© 2016
Zhang Xinwei, doctor of Philosophy, teacher of Russian Department Nanjing Normal University (210046, China, Nanjing, Wenyuan Road, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Psychology is the science, in which the mental process of mastering and using language, the interrelation of language and mental activity is studied by basic theories and methods of linguistics. In the opinion of russian psychologists the world vision is understood as the reflection of the objective world in the heart of human in the form of matter and its cognitive style. With the continuous development of the theory of speech activity, in the opinion of russian psycholinguists, the speech activity is understood as the interrelation of the vision (reflection) and process (activity). It is thought that in the psycholinguistics should study the interrelation of communicative speech activities and the human's language world vision. This interrelation exists just because of the language consciousness and language personality. The language world vision lies in the language consciousness and language personality, which are studied in the language world vision. The conceptions just as the "anguage world vision", "language consciousness" and "language activities" are closely related with each other. From the perspective of psychological linguistics, the language consciousness and language personality are the research methods and also objects of the language world vision, and we can even think that they may be two forms of the language world vision.
Keywords: psycholinguistics, psychology, mental activity, language, consciousness, human, world vision, theory of speech activity, cognitive style, language world vision, language consciousness, language personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Междисциплинарное исследование является неизбежной тенденцией в современных научных исследованиях. Языковая картина мира рассматривает взаимосвязь языка, мыслительного процесса (восприятия) и объективного мира. Очевидно, что она проявляет яркие междисциплинарные черты. Более эффективное развитие и углубление исследования языковой картины мира нуждается в междисциплинарном исследовании.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рассматривая ЯКМ, многие учёные обращают внимание только на лингвокультурологическое исследование ЯКМ, и мало кто обращает внимание на её междисциплинарное исследование. Следует отметить, что ЯКМ с самого начала появления проявила сильную междисциплинарность.
Формирование целей статьи (постановка задания). В данной статье рассматриваются понятия «языковое сознание» и «языковая личность» с точки зрения психолингвистики, и на этой основе рассматривается взаимосвязь этих двух понятий и ЯКМ, чтобы ЯКМ была рассмотрена в аспекте психолингвистики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На основе анализа научных материалов, с точки зрения психолингвистики, полученный научный результат данной статьи заключается в том, что в языковом сознании и языковой личности проявляется ЯКМ, также
в ЯКМ рассматриваются языковое сознание и языковая личность. Отражая ЯКМ, языковое сознание и языковая личность являются и методами, и объектами исследования ЯКМ, и даже можно сказать, что они оказываются одними из всех образов ЯКМ.
Введение
По мнению русских психологических учёных, картина мира понимается как отражение объективного мира в психике человека в форме материи и её когнитивного образа. По постоянному развитию теории речевой деятельности, по мнениям русских психолингвистических учёных, речевая деятельность понимается как взаимосвязь картины (отражения) и процесса (деятельности). Считается, что в психолингвистике должна рассматриваться взаимосвязь коммуникативной речевой деятельности и ЯКМ человека. Эта взаимосвязь имеется именно на основе языкового сознания и языковой личности.
Психологическая дескрипция языкового сознания и языковой личности
Термин «психолингвистика» был предложен американскими психологами в конце 1950-х годов, имеет широкое значение в психологии и описывает всё, что имеет отношение к человеческому языку. Психолингвистика -это наука, в которой основными теориями и способами лингвистики и психологии рассматривается психический процесс обладания и использования языка, взаимосвязь языка и психической деятельности. Психолингвистика воспринимается как лингвистическая наука, психолингвистическая наука и междисциплинарная наука. В России психолингвистика развивается с середины 60-х гг. В русской научной школе психолингвистика пони-
Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
129
Чжан Синьвэй филологические
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ... науки
малась и понимается как теория речевой деятельности человека. Но для российской психолингвистики особый интерес сегодня представляют несколько направлений, в которые включается языковое сознание и языковая личность.
Термин «языковое сознание» часто используется в исследованиях по лингвистике, психологии, психолингвистике, культурологии и лингвокультурологии. В этом термине соединяются два самостоятельных понятия -«язык» и «сознание», которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными явлениями. Язык - это социальное явление и знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникационную функции в процессе человеческой деятельности. Он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной -средством координации деятельности людей и каждого человека. На этой основе очевидно, что язык имеет две основные функции -- познание и мышление, которые непосредственно связаны с сознанием человека. В процессе познания и мышления особое место занимает язык.
Сознание - это в некотором роде со-знание, то есть совокупность знаний об окружающем мире, которыми так или иначе овладел индивид[1], это способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека[2]. Иными словами, сознание отображает реальность, представляет собой единство психологических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действитель-ности[3].
Личность - это человек, уже присвоивший в процессе социализации свою человеческую сущность. Человек является создателем, творцом языка и культуры, живёт в них. Выраженная в языке и через язык личность представляет собой языковую личность[4]. Сама теория «языковая личность» была введена в широкий научный обиход Юрием Николаевичем Карауловым и получила развитие в лингвистике. Языковую личность определяют как обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций[5].
Языковое сознание и языковая картина мира
Хотя в термине «языковое сознание» соединяются понятия «язык» и «сознание», но он не является простым соединением этих двух понятий, а соединяет лингвистические явления и психологический феномен (сознание). По формулировке Е.Ф.Тарасова, языковое сознание - это сознание в языковом отношении или воплощении. Оно является важной исследовательской задачей русской психолингвистики и включается в понятие картины мира.
Хотя языковое сознание и языковая картина мира образуются из одних и тех же единиц, но они различаются. В языковом сознании правит хаос, тогда как в языковой картине мира действуют правила последовательности, упорядоченности, системности и монизма, которые привносятся прагматическим принципом восприятия и понимания языковой личностью мира и языка[4]. Языковое сознание работает в двух режимах - порождения и понимания текстов, осуществляемых с опорой на ЯКМ[6].
Видим, что, с одной стороны, языковое сознание определяет восприятие человеком объективного мира и составляет основу его ЯКМ. ЯКМ проявляется в национальных концептах или сознаниях, которые формируют и посредственно отражают национальную ЯКМ. С другой стороны, в ЯКМ рассматривается механизм формирования языкового сознания, потому что языковое сознание тесно связано с концептами и сознаниями, которые являются ключевыми понятиями и исследовательским содержанием ЯКМ. 130
Языковая личность и языковая картина мира
Языковая личность - личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая определённой совокупностью знаний и представлений. Видно, что в термине «языковая личность» преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека. Языковая личность занимает определённую социальную позицию в обществе, где проигрывает определённые социальные роли. Следует отметить, что языковая личность означает и «человека говорящего», и «речь человека». Исходя из этого понимания, структуру языковой личности можно разделить на три уровня.
Первый уровень - вербально-семантический. Это лингвистическая составляющая языковой личности, которая предполагает для носителя языка нормальное владение словарём и грамматикой. Второй уровень -когнитивный. Это ментальная составляющая языковой личности, единицами которой являются концепты, складывающиеся в более или менее упорядоченную картину мира. На этом уровне главное проявляется когнитивное представление индивида о мире, раскрывается и определяется ЯКМ языковой личности. Третий уровень -прагматический. Это коммуникативно-прагматическая составляющая языковой личности, которая включает цели, мотивы, интересы, ценностные предпочтения, находящие отражение в речевой деятельности человека.
ЯКМ - теория, исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженной в языке совокупности представленной о мире, определённого способа концептуализации действительности. Концепт является одним из ключевых исследовательских объектов ЯКМ и также исследуется в рамках когнитивной лингвистики, выделяющей в сфере своих интересов такие понятия, как «языковое сознание», «языковая личность» и т.п.
Заключение
На основе вышесказанного, с точки зрения психолингвистики, видно, что в языковом сознании и языковой личности проявляется ЯКМ, также в ЯКМ рассматриваются языковое сознание и языковая личность. Отражая ЯКМ, языковое сознание и языковая личность являются и методами, и объектами исследования ЯКМ, и даже можно сказать, что они оказываются одними из всех образов ЯКМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // Вопросы языкознания. 1984. № 4. С. 4-5.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ОГИЗ, 1952. 850 с.
3. Гоч В.П. Кулиниченко В.П. Максимы Тотальности. Ростов-на-Дону: Эльиньо, 2008. 160 с.
4. Собитова З.К. Лингвокультурология: учебник, 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 528 с.
5. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
6. Караулов Ю.Н. Языковая личность и четырёхмерное пространство языкового сознания // Межкультурная коммуникация и актуальные проблемы казахской, русской филологии. Т.1. Алматы, 2004, С. 24.
Данная статья является достижением в области научных исследований в рамках строительных работ превосходных дисциплин (код превосходной дисциплины 20110101) высших учебных заведений провинции Цзянсу
This paper is the result of the construction project of advantageous subjects (code of the subject 20110101) in Jiangsu universities
Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)