Егоршина Елена Валерьевна,
ГБОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород, РФ
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье определено понятие культуры речи, ее основные критерии, охарактеризованы важнейшие признаки нарушения культуры речи, дано определение понятия единого речевого режима и выявлены основные требования для его соблюдения в образовательной организации для формирования культуры речи учащихся.
Ключевые слова:
культура речи, единый речевой режим образовательной организации.
Egorshina Elena Valeryevna,
GBOU DPO NIRO Nizhny Novgorod, Russia
THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF THE CULTURE OF SPEECH IN THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER AS A CONDITION FOR COMPLIANCE WITH THE UNIFIED SPEECH REGIME
IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Annotation
The article defines the concept of speech culture, its main criteria, describes the most important signs of a violation of speech culture, defines the concept of a unified speech regime and identifies the basic requirements for its observance in an educational organization for the formation of a student's speech culture.
Keywords
speech culture, the unified speech regime of an educational organization.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в качестве важнейшего личностного результата освоения программы выступает «овладение языковой и читательской культурой» [1]. В связи с этим одной из важнейших задач каждого учителя, в том числе не преподающего филологические дисциплины, становится работа над совершенствованием культуры речи школьников. Эта задача приобретает особое значение в связи с катастрофическим снижением уровня речевой культуры среди современных носителей языка.
Под культурой речи следует понимать «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации» [2, с. 204]. Выделяются следующие основные критерии культуры речи:
- правильность - соблюдение норм произношения, ударения, формообразования, употребления слов, их изменения, а также построения словосочетаний и предложений;
- содержательность - информационное наполнение речи в соответствии с темой;
- логичность - соответствие речи основным логическим законам, ее внутренняя
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
непротиворечивость;
- богатство - владение говорящим разнообразными ресурсами языка и использование их в
речи;
- стилистическая уместность - соответствие выбранных ресурсов коммуникативной ситуации;
- выразительность - осознанное стремление говорящего или пишущего воздействовать на адресата речи, используя ресурсы языка;
- точность - соответствие речи мыслям говорящего или пишущего;
- ясность - доступность речи для адресата;
- чистота - незасоренность речи внелитературными элементами.
Последнему коммуникативному качеству педагогу следует уделять повышенное внимание, поскольку речь современных подростков пестрит нецензурными высказываниями, просторечными и жаргонными выражениями. Необходимо пристально следить за этической стороной речи школьников - ее вежливостью, соответствием нормам морали и правилам речевого этикета. В случае обнаружения внелитературных элементов в речи учащихся педагогу следует незамедлительно реагировать на подобные факты и проводить разъяснительные беседы с учащимися с целью профилактики асоциального речевого поведения.
Другой кризисной чертой речи школьников является ее правильность, поэтому учителю следует обратить пристальное внимание на соблюдение ими следующих языковых норм:
- акцентологических - норм постановки ударения в словах (например, «звонишь» вместо «звонишь», «в туфлях» вместо «в туфлях» и пр.);
- морфемных, регулирующих выбор морфем (частей слова) и их размещение и соединение в составе нового слова («ихних» вместо «их», неправильный выбор приставки в слове «вместо» («заместо») и под.);
- лексических - норм словоупотребления («впереди лидировал», «чудовищное улучшение» и
т.д.);
- морфологических - правил изменения слов в соответствии с их частеречной принадлежностью («с двухсот рублями», «более громче» и пр.);
- синтаксических - правил соединения слов в составе словосочетаний и предложений («пришел со школы», «скучала за тобой» и под.).
Факты нарушения учащимися вышеперечисленных языковых норм нельзя оставлять без внимания. По сути, речь идет об организации единого речевого режима в образовательном учреждении, то есть о системе единых требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и учащимися правил культуры речи. Каждому педагогу следует как на своих уроках, так и во внеурочной деятельности систематически исправлять речь школьников, по возможности поясняя суть допущенной ошибки и нормативный вариант. В случае возникновения затруднений рекомендуется обращаться к справочной литературе, в том числе размещенной на интернет-ресурсах, что позволяет мгновенно получить ответ на актуальный языковой запрос. В частности, может быть рекомендован справочно-информационный портал «Грамота.ру», где можно воспользоваться проверкой интересующего слова по толковому, орфографическому словарям, справочникам «Русское словесное ударение», «Управление в русском языке» и пр.
Безусловно, учителю необходимо следить и за правильностью собственной речи, которая в идеале должна служить для учащихся образцом, заботясь о непрерывном самосовершенствовании коммуникативной культуры.
Единый речевой режим должен проявляться и в общности требований, предъявляемых не только к устной речи, но и к письменным работам учащихся. Предлагая им написание сочинений и эссе по предмету, письменных ответов на вопросы и пр., педагогу следует обращать внимание не
только на содержательную сторону работы, но и на соблюдение важнейших требований к созданию текста:
- единство темы и замысла;
-соответствие выбранному типу текста (повествованию, описанию или рассуждению) и наличие определяемых им структурных элементов. Как правило, в большинстве письменных работ учащимся предлагается прокомментировать ту или иную проблему, обосновать собственную позицию по ней, что предполагает реализацию текста-рассуждения. В этом случае учителю необходимо отслеживать наличие в работе следующих структурных элементов: тезиса (доказываемой мысли), развития тезиса (системы аргументов, доказательств) и вывода (подтверждения тезиса или его опровержения);
- реализацию признаков выбранного жанра текста (например, эссе, статьи, доклада и пр.);
- композиционную стройность - наличие в тексте традиционных элементов (вступительной, основной и заключительной частей) и их пропорциональность;
-логичность изложения (его последовательность, обоснованность, непротиворечивость);
- соответствие текста определенному стилю (научному, публицистическому, официально-деловому и др.);
- соответствие текста языковым нормам (морфемным, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным).
Безусловно, те же самые требования предъявляются и к развернутым устным высказываниям учащихся на уроке, когда они выступают с докладами, сообщениями, пересказами и пр.
Таким образом, задача формирования языковой и читательской культуры учащихся - одного из важнейших результатов освоения основной образовательной программы - в современной школе стоит не только перед филологами, но и перед учителями-предметниками, поскольку ее успешное решение возможно только в результате согласованной работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027?index =47&rangeSize=1 (дата обращения - 22.08.2024).
2. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая рос. энцикл.: Дрофа, 1997. - 721 с.
© Егоршина Е.В., 2024
УДК 372.862
Е.П. Жданович,
филиал БНТУ «Борисовский государственный политехнический колледж»,
преподаватель, аспирант УО РИПО, e-mail: Len.vica@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ТЕХНИКОВ-МЕХАНИКОВ
Аннотация
В статье представлена характеристика обобщенных профессиональных качеств техников-