Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА / ГРАНТ / ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROJECT-BASED LEARNING / PROJECT IMPLEMENTATION / HIGHER EDUCATION / PROJECT LIFE CYCLE / GRANT / IMPLEMENTATION OF THE PROJECT APPROACH / STUDENTS' MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопова А.Ю., Беспалова С.В.

Функционирование и системное развитие образовательной организации должны базироваться на соответствующих современности передовых достижениях педагогической науки. Внедрение проектного метода обучения высшим учебным заведениям необходим, так как он позволяет развить у обучающихся исследовательские навыки, умение анализировать, работать в команде, действовать в условиях неопределённости, то есть такие компетенции, которые непосредственно сопряжены с опытом их применения в практической деятельности. К сожалению, из-за отсутствия условий для реализации проектов на практике подход носит скорее формальный характер. Хорошо освоив теорию, обучающиеся не имеют возможности пройти все этапы жизненного цикла проекта, включая реализацию и завершение. Целью данного тематического исследования является практическое применение предложенного метода решения данной проблемы. Предложены две методики реализации проектного метода обучения: вовлечение внешнего заказчика и использование внешнего финансирования. Второй вариант рассмотрен на конкретном примере. В рамках прохождения учебной практики по направлению подготовки «Менеджмент», направленность - «Логистика», обучающимся удалось реализовать свой проект за счёт выигранного гранта Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. Благодаря внешнему финансированию обучающиеся не только отработали навык реализации и завершения проекта, но и получили удовлетворение от достигнутого результата, а также мотивацию к последующей проектной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PROJECTS IMPLEMENTATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The implementation of the project-based learning in higher education institutions is necessary, since it allows students to master such skills as analyzing, working in a team and function in conditions of uncertainty. Unfortunately, due to the lack of conditions for the projects implementation, the approach is rather formal in practice. Having studied the theory well, students do not have an opportunity to go through all the stages of the project's life cycle, including implementation and completion. The purpose of this case study is the practical application of the proposed method for this problem solution. Two methods of the project-based learning implementation in the educational process are proposed: an external customer involvement and external funding use. The second option is considered on a specific example. As part of their training in Management and Logistics, students were able to implement their project by a grant of the Ministry of internal policy and mass communications of the Murmansk region. Thanks to external funding, students did not only master the skills of project implementation and completion, but also got satisfaction from the achieved result, as well as motivation for subsequent project work.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 378.147.88 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.3.9

А. Ю. Распопова1, С. В. Беспалова1

1Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Российская Федерация

Реализация студенческих проектов: проблемы и пути решения

Аннотация. Функционирование и системное развитие образовательной организации должны базироваться на соответствующих современности передовых достижениях педагогической науки. Внедрение проектного метода обучения высшим учебным заведениям необходим, так как он позволяет развить у обучающихся исследовательские навыки, умение анализировать, работать в команде, действовать в условиях неопределённости, то есть такие компетенции, которые непосредственно сопряжены с опытом их применения в практической деятельности. К сожалению, из-за отсутствия условий для реализации проектов на практике подход носит скорее формальный характер. Хорошо освоив теорию, обучающиеся не имеют возможности пройти все этапы жизненного цикла проекта, включая реализацию и завершение. Целью данного тематического исследования является практическое применение предложенного метода решения данной проблемы. Предложены две методики реализации проектного метода обучения: вовлечение внешнего заказчика и использование внешнего финансирования. Второй вариант рассмотрен на конкретном примере.

В рамках прохождения учебной практики по направлению подготовки «Менеджмент», направленность - «Логистика», обучающимся удалось реализовать свой проект за счёт выигранного гранта Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области. Благодаря внешнему финансированию обучающиеся не только отработали навык реализации и завершения проекта, но и получили удовлетворение от достигнутого результата, а также мотивацию к последующей проектной работе.

Ключевые слова: проектный метод обучения, реализация проекта, высшее образование, жизненный цикл проекта, грант, внедрение проектного подхода, мотивация обучающихся.

Дата поступления статьи: 2 марта 2020 г.

Для цитирования: Распопова А. Ю., Беспалова С. В. (2020). Реализация студенческих проектов: проблемы и пути решения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 80-86. DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.3.9.

Проблема и цель. Проектный подход является основой государственной образовательной политики [1]. При этом внедрение проектного метода обучения в образовательный процесс в высшем учебном заведении необходимо для повышения конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг, повышения эффективности его деятельности. Качественное образование предполагает подготовку обучающихся к профессиям будущего, что невозможно без формирования следующих компетенций:

1. Умение анализировать. В настоящее время избыток информации приводит к существенной потере внимания. При просмотре новостной ленты взгляд цепляет интересные заголовки, которые вылетают из головы уже через несколько минут. Умение рассказать историю подменяется пересылкой сообщения. Быстрее и легче найти

информацию, чем вспомнить. Критическое мышление, позволяющее отделить правду от вымысла, подвергнуть проверке источник информации, сопоставить факты, зачастую дремлет в умах подрастающего поколения. А без него невозможно принятие управленческих решений ни в личной, ни в профессиональной жизни [2].

2. Умение работать в команде. По причине автоматизации и цифровизации происходит ускорение изменений в обществе, постоянное усложнение всех процессов, в связи с чем решение проблем и задач, возникающих в профессиональной деятельности, становится невозможным для отдельно взятого специалиста. Недостаточно овладеть одной профессией на всю жизнь. Ускорение изменений требует от специалиста постоянно повышать свой навык, осваивая новые компетенции, кооперируясь с пред-

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

ставителями смежных профессий. Только совместными усилиями можно прийти к эффективному и рациональному решению [3].

3. Умение действовать в условиях неопределённости. Неопределённость объективна и от нас не зависит. Она существовала всегда и всегда будет. В настоящее время ситуация усугубляется в связи с тем, что ускорение изменений сводит на нет предыдущий опыт. Использование отработанных навыков и апробированных технологий не приносит повторно того же результата. Стечение обстоятельств, которое когда-то привело к успеху, позволило вырваться вперед, опередить конкурентов, захватить рыночную нишу, больше не повторится. Изменение внешних факторов требует каждый раз при принятии решений адаптироваться к новым условиям [4].

В современном образовании проектный подход является неотъемлемой частью данного процесса. Проектная деятельность осуществима и реализуема в рамках компе-тентностного подхода, при этом позволяет добиться результатов, которые существенно повышают качество образования: повышения уровня активности студентов, меж-дисциплинарности, обеспечения обратной связи [5]. Главное преимущество проектного подхода - это возможность достижения поставленных целей в сжатые сроки за счёт сосредоточения организационных, финансовых и кадровых ресурсов, внедрения чёткого алгоритма действий и контроля за достижением промежуточных и конечных результатов проекта в установленные сроки [6].

Проектный подход способствует укреплению связей между рынком труда и рынком образовательных услуг, так как позволяет отработать прежде всего практико-ориенти-рованные навыки [7]. Вместе с тем проектное обучение развивает навыки групповой работы, а они являются одними из самых слабых навыков обучающихся в России. Для их формирования необходимо продолжительное целенаправленное воздействие [8].

По результатам исследования Новосибирского государственного технического университета проектный подход в организации культурных и досуговых мероприятий позволяет привлечь внимание общественности к социально значимым проблемам ре-

гиона, а также находить новых партнёров в смежных отраслях экономики [9].

В Магнитогорском техническом университете им. Г. И. Носова основными формами реализации проектного подхода у обучающихся по направлению «Прикладная математика и информатика» являются курсовые работы и проекты, исследовательские лабораторные работы, работа в научно-исследовательских группах, а также работа студентов старших курсов консультантами со студентами младших курсов [10].

В Саратовском государственном социально-экономическом институте (филиал) РЭУ им. Г. В. Плехонова внедрение сквозного проекта на протяжении всего образовательного процесса по направлению подготовки «Бизнес-информатика» позволяет студентам собрать материал, провести анализ методов и средств, синтезировать полученные результаты и применить их в выбранной предметной области. За 4 года обучения студент получает практически готовый к использованию в дипломном проекте материал [11].

Направления применения проектного подхода в образовательном процессе не ограничены областью знаний, возможны совершенно в любой сфере деятельности. В ИТМО был введён курс «Жизненная навигация» и студенческий конкурс социального проектирования «Ты нужен людям!», который в итоге способствовал овладению обучающимися инструментом самоанализа, позволил студентам оценить окружающие условия в контексте своих задач и целей [12].

Реализация проектного подхода в Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) предусматривает внедрение в образовательный процесс проектного модуля, в рамках которого обучающиеся изучают «Введение в проектную деятельность», «Университетский проект» и «Проект профильной направленности». Также в качестве факультатива на некоторых направлениях подготовки предложена дисциплина «Научно-исследовательский семинар». Кроме того, производственная практика, НИР также включает элементы проектной деятельности.

В ходе изучения дисциплины «Введение в проектную деятельность» у обучающихся формируется понятийный аппарат, приобретаются умения формировать шаблоны докумен-

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Раздел 2. Педагогические науки

тов, необходимых для управления проектом на разных фазах, они овладевают навыками планирования проекта, методами оценки эффективности проекта. Студенты знакомятся с историей проектного подхода, результатами его применения в различных областях науки и отраслях народного хозяйства. Изучая стратегию социально-экономического развития региона (отрасли), обучающиеся получают сведения об основных инструментах анализа, планирования и прогнозирования, знакомятся с трендами и приоритетами, определёнными региональными органами власти.

На наш взгляд, основная проблема проектного метода обучения - это отсутствие условий для реализации студенческих проектов, в т. ч. отсутствие финансовых средств. Инфраструктура не готова, а именно нет свободных помещений в связи с большой загруженностью аудиторного фонда и оборудования, недостаточно специалистов, осуществляющих проектную деятельность. Также отмечается нерешительность обучающихся, с которой связан страх реализации проекта.

Несмотря на то, что студенты способны выдвигать свои идеи проектов, к сожалению, слишком часто эти идеи они берут из интернета и не воспринимают как проект, который они сами будут воплощать в жизнь. То есть формальный подход к разработке идеи, постановке цели, выбору методов её достижения и т. п. снижает качество проектов, не способствует приобретению профессиональных умений и навыков. В этом слабое место учебных проектов. Внедряя проектный подход, не создав предварительно условий для его реализации, мы формируем ошибочное представление о возможном отрыве инициативы от инициатора. Чтобы получить зачёт, достаточно выявить проблему, предложить решение, составить детальный план, презентовать проект. Отсюда неверное и опасное представление о том, что проект можно не реализовывать в данный момент времени или его может осуществить кто-нибудь другой когда-нибудь потом. При этом реализация проекта становится невозможной ввиду вышеназванных причин.

Методология. Мы видим возможные решения этой проблемы в использовании одной из двух методик.

1. Вовлечение внешнего заказчика. Студенческая команда не прорабатывает собствен-

ную идею, а решает проблему, озвученную заказчиком. В таком случае студенты, хотя и ограничиваются вопросами планирования, но составляя план действий, осознают, что этот план будет реализован. Тем более что у них есть возможность предпринять первые шаги на пути решения: создать группу в социальной сети, разработать лэндинговую страницу, созвониться с потенциальными партнёрами, написать письмо с предложениями о сотрудничестве, создать прототип и т. д. Однако, здесь может возникнуть другая опасность учебных проектов - превращение обучающихся в простых исполнителей чужих проектов. Поэтому важно, чтобы студенты не выполняли проект по строгому указанию извне (под жёстким руководством компании-заказчика или препода-вателя-коуча), а сами продумывали пути, способы и методы решения сформулированной проблемы. Роль преподавателя (коуча, ментора) заключается в создании благоприятной атмосферы в рабочей группе, открытости к диалогу, помощи в реализации проекта, причём наводящими вопросами, а не прямыми указаниями или критическими замечаниями.

2. Использование внешнего финансирования. В настоящее время существует много конкурсов, в рамках которых можно выиграть грант на осуществление молодёжного проекта, как на федеральном, так и на региональном уровне. Участие студенческих команд в рамках образовательного процесса в подобных конкурсах позволяет получить необходимое финансирование для реализации проекта и таким образом предотвратить формирование заблуждения о необязательности реализации проектов. Даже если этого финансирования будет недостаточно, оно послужит хорошим стимулом для начала реализации проекта, которое может занять больше времени, но в конечном итоге реализовано будет.

Результаты. В МАГУ в рамках образовательного процесса группой студентов, менеджеров по логистике был разработан проект по организации и проведению про-фориентационных мероприятий для школьников региона. Целью проекта являлось формирование у обучающихся 10-11 классов устойчивого интереса к логистике и представления о возможностях трудоустройства в городе Мурманске и Мурманской области.

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Для достижения поставленной цели предлагалось решить следующие задачи:

1. Подготовка к проведению интеллектуальной игры.

2. Проведение интеллектуальной игры.

3. Получение обратной связи от школьников, обработка результатов, составление отчёта.

Социальная значимость проекта заключается в том, что на протяжении последних 30 лет численность населения региона сокращается, молодёжь интенсивно покидает север в поисках лучшего климата, больших возможностей, перспектив трудоустройства и карьерного роста. В то время как потенциал региона огромен, особенно сейчас, когда Мурманская область признана стратегическим регионом по освоению Арктики. Не все школы заинтересованы в том, чтобы формировать представление о потенциале региона у обучающихся и доводить до сведения выпускников перспективные возможности самореализации. Почему-то считается, что здесь нельзя найти работу. Хотя на самом деле в регионе создаются новые рабочие места: активно развивается транспортная сеть, связанная со строительством угольного терминала «Лавна», на западном берегу Кольского залива прокладывается железнодорожная ветка, уже отстроены причалы для загрузки морских балкеров.

Региону необходимы специалисты, особенно менеджеры по логистике. Данная профессия не самая распространённая. Большинство обучающихся, принявших участие в проекте, услышали о ней впервые. Хотя в университете уже несколько лет как выстроена карьерная траектория совместно с крупнейшим работодателем региона АО «Мурманский морской торговый порт», который обеспечивает обучающихся по направленности «Логистика» местами для практики и поддерживает их на протяжении всего процесса обучения.

Благодаря выигранному гранту Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской области студенческой командой было проведено 3 игры по логистике, в которых приняли участие 100 обучающихся 10-11 классов из 6 школ и гимназий города Мурманска и области.

По результатам прошедших игр было проведено анкетирование участников, которое

показало, что 68 % никогда раньше не слышали о такой профессии, как менеджер по логистике, 33 % заинтересовались и отметили, что это та профессия, о которой стоит узнать побольше. Почти все участники получили удовольствие от игры и признались, что согласились бы поучаствовать снова в аналогичных мероприятиях.

По окончании проекта студенты, выигравшие грант, написали отчёт в Министерство о потраченных суммах и достигнутых результатах.

Таким образом, студентам удалось не просто проработать идею проекта, а реализовать его, пройдя все стадии жизненного цикла.

1. Инициация: идея проекта появилась благодаря активному участию студентов в профориентационной деятельности университета. На протяжении двух лет обучающиеся оказывали помощь в организации и проведении игр со школьниками, которые традиционно осуществлялись в рамках дней открытых дверей, дней карьеры и других открытых мероприятий. Студенты преобразовали идею игры, сделав её более ориентированной на изучаемую ими профессию. В этом заключалась новизна проекта.

2. Планирование: для оформления заявки на грант, необходимо было заполнить форму, которая включала подробный план мероприятий с указанием сроков и результатов, распределить зоны ответственности между членами команды, продумать детали и последовательность действий, связанных с проведением игр. Студентам предстояло не просто самостоятельно искать поставщиков, заключать контракты, договариваться о стоимости, но и продумывать способы доставки, оценки качества, при этом уложиться в сроки и не выйти за рамки бюджета.

3. Реализация - наиболее значимая часть проекта. Именно при реализации обучающиеся столкнулись с такими жизненно важными вопросами, как невыполнение взятых на себя обязательств (школа обещала привести на игру 10 участников, но 1 заболел, пришло только 9), несоответствие качества работ (дизайнер, взявшийся за разработку логотипа игры, не смог предложить ни одного подходящего варианта - пришлось искать другого дизайнера, что привело к

задержке на неделю), непредвиденные рас- что им понравилось. Они видели радость в

ходы (в спешке одна кружка, предназначен- глазах участников, читали положительные

ная в качестве сувенира победителям игры, отзывы, получили конкретный результат.

была разбита). Такие вопросы невозможно Теперь эта команда мотивирована к реали-

спланировать или спрогнозировать на пре- зации новых, более сложных проектов. Эти

дыдущей стадии в рамках учебного проекта. результаты подтверждаются научно-иссле-

С ними можно только столкнуться, приобре- довательскими работами, проведёнными в

сти опыт и учесть в следующих проектах. Technische Universität Darmstadt [13]. Сту-

4. Завершение: представленный отчёт денческие проекты потенциально способ-

потребовал доработки, не хватило инфор- ствуют улучшению высшего образования,

мационных сообщений в средствах массо- поскольку они повышают академическую

вой информации, опять же партнёр не успел вовлечённость студентов. Предложенное

вовремя разместить информацию о проекте. нами решение было реализовано в качестве

Данные замечания удалось устранить, отчёт эксперимента, но может быть тиражировано

был принят. и использовано в других образовательных

Выводы. Таким образом, студенты не учреждениях в различных регионах страны,

только приобрели знания об основах проект- так как реальность такова, что использова-

ного подхода, но и смогли отработать навык ние проектного метода обучения определена

реализации простого проекта, заключения потребностью экономики и общества в вы-

договоров, составления сметы, координа- сококвалифицированных кадрах с навыками

ции действий членов команды, управления проектного мышления, готовых нестандар-

изменениями, документального оформле- тно подходить к решению профессиональ-

ния отчётности по проекту. А самое главное, ных задач любого уровня сложности.

Источники

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432

2. The Miniature Guide to Critical Thinking: Concepts and Tools by Dr. Richard Paul and Dr. Linda Elder. [Электронный ресурс]. URL: criticalthinking.org

3. Гарифуллин Б. М., Зябриков В. В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. 2018. Том 12. № 9. С. 1345-1358. DOI: 10.18334^.12.9.39332.

4. World Economic Forum White Paper Digital Transformation of Industries: In collaboration with Accenture, Digital Enterprise, 2016.

5. Saukkonen J. Effects of project-based learning in education-enterprise collaboration to learning experience and student engagement (2014) Finnish Business Review, pp. 1-17. [Электронный ресурс]. URL: https://verkkolehdet.jamk.fi/finnish-business-review/files/2015/01/ manucsript-4-revised-final-.pdf

6. Зенгин С. С. Проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности ВУЗа // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 306-311.

7. Сауренко Н. Е. Императивность проектного подхода как методологии организации образовательного процесса в высшей школе // Вестник ГУУ. 2013. № 22. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imperativnost-proektnogo-podhoda-kak-metodologii-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshey-shkole

8. Егоров Е. Е., Анисенко А. В., Бурлакова Ю. В., Быкова Н. С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf

9. Загорская Л. М., Назаркина В. А. Роль проектно-ориентированного подхода в инновационном развитии организации культурно-досуговой сферы // Российское предпринимательство. 2017. № 21. [Электронный ресурс]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/38527

10. Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетент-ностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Со-

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

временная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 2 (32). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.rbiu.ru/services/detail.php?ID=i654&sphrase_id=5

11. Демина А. В., Безруков А. И. Моделирование образовательного процесса по направлению подготовки «Бизнес-информатика» на основе проектного подхода // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. №3 (77). [Электронный ресурс]. URL: http://www.seun.rU/content/nauka/5/4/doc/Vestnik3_77_2019.pdf

12. Казин Ф. А., Хаген С., Причисленко А. Г., Зленко А. Н. Обучение предпринимательству с использованием инструментов позитивной психологии и социального проектирования (пер. с англ. Л. Трониной) // Вопросы образования. 2017. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://v0.hse.ru/2017--3/210398560.html

13. Koch F. D., Dirsch-Weigand A., Awolin M., Pinkelman R. J. & Hampe M. J. (2017). Motivating first-year university students by interdisciplinary study projects. European Journal of Engineering Education, 42(1), pp. 17-31. [Электронный ресурс]. URL: https://www. tandfonline.com/doi/full/10.1080/03043797.2016.1193126?scroll=top&needAccess=true

Информация об авторах

Распопова Алла Юрьевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и предпринимательского права. Мурманский арктический государственный университет (183038, РФ, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4107-4922. E-mail: raspopova.alla@ masu.edu.ru

Беспалова Светлана Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики, управления и предпринимательского права. Мурманский арктический государственный университет (183038, РФ, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-1847-299X. Scopus Author ID: 57203660341. E-mail: bespalova.svetlana@masu.edu.ru

A. Yu. Raspopova1, S. V. Bespalova1

1Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russian Federation

Student projects implementation: problems and solutions

Abstract. The implementation of the project-based learning in higher education institutions is necessary, since it allows students to master such skills as analyzing, working in a team and function in conditions of uncertainty. Unfortunately, due to the lack of conditions for the projects implementation, the approach is rather formal in practice. Having studied the theory well, students do not have an opportunity to go through all the stages of the project's life cycle, including implementation and completion. The purpose of this case study is the practical application of the proposed method for this problem solution. Two methods of the project-based learning implementation in the educational process are proposed: an external customer involvement and external funding use. The second option is considered on a specific example. As part of their training in Management and Logistics, students were able to implement their project by a grant of the Ministry of internal policy and mass communications of the Murmansk region. Thanks to external funding, students did not only master the skills of project implementation and completion, but also got satisfaction from the achieved result, as well as motivation for subsequent project work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Project-based learning, project implementation, higher education, project life cycle, grant, implementation of the project approach, students' motivation.

Paper submitted: March 2, 2020

For citation: Raspopova A. Yu., Bespalova S. V. (2020). Student projects implementation: problems and solutions. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 3, pp. 80-86. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.9.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation from May 7, 2018 N 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024». [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432

2. The Miniature Guide to Critical Thinking: Concepts and Tools by Dr. Richard Paul and Dr. Linda Elder. [Electronic resource]. URL: criticalthinking.org

3. Garifullin B. M., Sablikov V. V. Digital business transformation: models and algorithms. Journal of Creative economy. 2018, Vol. 12 (9), pp. 1345-1358. DOI: 10.18334 / ce.12.9.39332

4. World Economic Forum White Paper Digital Transformation of Industries: In collaboration with Accenture, Digital Enterprise, 2016.

5. Saukkonen J. Effects of project-based learning in education-enterprise collaboration to learning experience and student engagement (2014) Finnish Business Review, pp. 1-17. [Electronic resource]. URL: https://verkkolehdet.jamk.fi/finnish-business-review/files/2015/01/manucsript-4-revised-final-.pdf

6. Zengin S. S. Project approach as an innovative method of increasing the efficiency of the University. Theory and practice of social development. 2015, no. 18, рp. 306-311.

7. Surenco N. E. The imperative nature of the project approach as a methodology of organization of educational process in higher school. Vestnik SUM. 2013, no. 22. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imperativnost-proektnogo-podhoda-kak-metodologii-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-vysshey-shkole

8. Egorov E. E., Anisenko, A. V., Burlakova, Yu. V., Bykova, N. S. Project activity as an innovative technology in the system of modern approaches to learning. Mir nauki. Pedagogy and psychology. 2016, no. 4. [Electronic resource]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf

9. Zagorskaya L. M., Nazarkina V. A. the Role of the project-oriented approach in the innovative development of the organization of cultural and leisure sphere. Russian entrepreneurship. 2017, no. 21. [Electronic resource]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/38527

10. Kameneva G. A., Savva L. I., Bondarenko T. A., Kameneva A. E. Implementation of the competence paradigm of education through the implementation of the project approach in higher education. Modern higher school: innovative aspect. 2016, no. 2 (32). [Electronic resource]. URL: http://journal.rbiu.ru/services/detail.php?ID=1654&sphrase_id=5

11. Demina A. V., Bezrukov A. I. Modeling of the educational process in the direction of training «Business Informatics» based on the project approach. Vestnik of the Saratov state socio-economic University. 2019, no. 3 (77). [Electronic resource]. URL: http://www.seun.ru/ content/nauka/5/4/doc/Vestnik3_77_2019.pdf

12. Kazin F. A., Hagen S., Prichislenko A. G., Zlenko A. N. Teaching entrepreneurship using tools of positive psychology and social design (TRANS. L. Tronina). Questions of education. 2017, no. 3. [Electronic resource]. URL: https://vo.hse.ru/2017--3/210398560.html

13. Koch F. D., Dirsch-Weigand A., Awolin M., Pinkelman R. J. & Hampe M. J. (2017). Motivating first-year university students by interdisciplinary study projects. European Journal of Engineering Education, 42(1), pp. 17-31. [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ 10.1080/03043797.2016.1193126?scroll=top&needAccess=true

Information about the authors

Alla Yu. Raspopova

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professorof the Department of Economics, Management and Business Law.Murmansk Arctic State University (15 Kapitana Egorova St., Murmansk, 183038, Russian Federation)ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4107-4922. E-mail: raspopova. alla@masu.edu.ru

Svetlana V. Bespalova

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor, Head of the Department of Economics, Management and Business Law. Murmansk Arctic State University (15 Kapitana Egorova St., Murmansk, 183038, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1847-299X. Scopus Author ID: 57203660341. E-mail: bespalova.svetlana@masu.edu.ru

© А. Ю. Распопова, С. В. Беспалова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.