Научная статья на тему 'ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ'

ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный эффект / групповое проектное обучение / проектный практикум / обучающийся / профессиональные компетенции / практические навыки / social effect / group project training / project workshop / student / professional competence / practical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суетина Наталья Михайловна, Шефрукова Сабина Тофиковна

Групповое проектное обучение в вузе рассматривается как современная технология обучения, направленная на решение широкого спектра задач от развития практических навыков обучающихся до интеграции бизнес-задач потенциальных работодателей для выпускников вуза в деятельность университета. Реализация группового проектного обучения оказывает воздействие на участников образовательного процесса, которое выражается в проявлении социального эффекта. Социальный эффект от реализации группового проектного обучения в вузе определяется как результат, который получают субъекты проектного обучения. Актуальность темы исследования характеризуется необходимостью изучения социального эффекта для участников образовательного процесса при реализации новых образовательных технологий, таких как групповое проектное обучение. Целью данной работы является исследование социального эффекта, который может быть получен в случае реализации группового проектного обучения в вузе. Основным методом исследования является системный анализ. Представлен опыт реализации группового проектного обучения на примере вуза. Сделаны выводы о том, что реализация группового проектного обучения в вузе будет способствовать проявлению социального эффекта на уровне региона, работодателей, вуза и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP PROJECT-BASED LEARNING AT A UNIVERSITY: A SOCIAL EFFECT

Group project-based training at a university is considered as a modern teaching technology aimed at solving a wide range of tasks from the development of practical skills of students to the integration of business tasks of potential employers for university graduates into the activities of the university. The implementation of group project training has an impact on the participants of the educational process, which is expressed in the manifestation of a social effect. The social effect of the implementation of group project-based training at a university is defined as the result that the subjects of project-based training receive. The relevance of the research topic is characterized by the need to study the social effect for participants in the educational process when implementing new educational technologies, such as group project training. The purpose of the research is to study the social effect that can be obtained in the case of implementation of group project-based training at a university. The main research method is system analysis. The experience of implementation of group project training is presented on the example of a university. It has been concluded that the implementation of group project-based training at a university will contribute to the manifestation of a social effect at the level of the region, employers, university and students.

Текст научной работы на тему «ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ»

УДК 378.147

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13007

Суетина Н.М., Шефрукова С.Т.

ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Суетина Наталья Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры административного и уголовного права ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, е-таИ na-ri@bk.ru

Шефрукова Сабина Тофиковна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и уголовного права ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, е-таИ: sabina.shef@mail.ru

Аннотация

Групповое проектное обучение в вузе рассматривается как современная технология обучения, направленная на решение широкого спектра задач от развития практических навыков обучающихся до интеграции бизнес-задач потенциальных работодателей для выпускников вуза в деятельность университета. Реализация группового проектного обучения оказывает воздействие на участников образовательного процесса, которое выражается в проявлении социального эффекта. Социальный эффект от реализации группового проектного обучения в вузе определяется как результат, который получают субъекты проектного обучения.

Актуальность темы исследования характеризуется необходимостью изучения социального эффекта для участников образовательного процесса при реализации новых образовательных технологий, таких как групповое проектное обучение.

Целью данной работы является исследование социального эффекта, который может быть получен в случае реализации группового проектного обучения в вузе.

Основным методом исследования является системный анализ.

Представлен опыт реализации группового проектного обучения на примере вуза.

Сделаны выводы о том, что реализация группового проектного обучения в вузе будет способствовать проявлению социального эффекта на уровне региона, работодателей, вуза и обучающихся.

Ключевые слова: социальный эффект, групповое проектное обучение, проектный практикум, обучающийся, профессиональные компетенции, практические навыки.

Для цитирования: СуетинаН.М., Шефрукова С.Т. Групповое проектное обучение в вузе: социальный эффект // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3(46). С. 68-73. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13007.

Suetina N.M., Shefrukova S.T.

GROUP PROJECT-BASED LEARNING AT A UNIVERSITY: A SOCIAL EFFECT

Suetina Natalya Mikhailovna, Candidate of Sociology, an associate professor, an assistant professor of the Department of Administrative and Criminal Law, FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: na-ri@bk.ru

Shefrukova Sabina Tofikovna, Candidate of Law, an associate professor, an assistant professor of the Department of Administrative and Criminal Law FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia e-mail: sabina.shef@mail.ru

Abstract

Group project-based training at a university is considered as a modern teaching technology aimed at solving a wide range of tasks from the development of practical skills of students to the integration of business tasks of potential employers for university graduates into the activities of the university. The implementation of group project training has an impact on the participants of the educational process, which is expressed in the manifestation of a social effect. The social effect of the implementation of group project-based training at a university is defined as the result that the subjects of project-based training receive.

The relevance of the research topic is characterized by the need to study the social effect for participants in the educational process when implementing new educational technologies, such as group project training.

The purpose of the research is to study the social effect that can be obtained in the case of implementation of group project-based training at a university.

The main research method is system analysis.

The experience of implementation of group project training is presented on the example of a university.

It has been concluded that the implementation of group project-based training at a university will contribute to the manifestation of a social effect at the level of the region, employers, university and students.

Keywords: social effect, group project training, project workshop, student, professional competence, practical skills.

For citation: Suetina N.M., Shefrukova S.T. Group project-based learning at a university: a social effect // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universi-teta. 2020. Issue. 3 (46). P. 68-73. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13007.

Для формирования профессиональных компетенций обучающихся, развития их творческих способностей, познавательного интереса у обучающихся вузов в учебном процессе используются современные образовательные технологии, оказывающие воздействие на всех участников образовательного процесса

(Т.Н. Поддубная, Е.Л. Заднепровская, Т.А. Джум, Ф.Р. Хатит) [6; 7; 12].

Социальный эффект является результатом любого вида деятельности. Социальный - значит общественно значимый. Эффект понимается под несколькими значениями: результат, реакция, впечатление, что в любом случае подразумевает

итоги какого-либо воздействия, деятельности [4]. В научной литературе существует множество определений понятия «социальный эффект».

Так, М. Вебер под социальной деятельностью понимал действие индивида, которое направлено на ответную реакцию другого индивида [3, с. 625].

С этой точки зрения, как пишет А.А. Ерещук, «под социальным эффектом можно понимать изменение и принятие относительно устойчивой формы социального поведения человека или группы людей, вызванное социальными действиями другого человека (людей)» [4].

В научной литературе социальный эффект понимается так же как вид, форма и содержание произошедшего социального изменения [11].

Наиболее точным представляется определение социального эффекта как результата, «который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей» [2, с. 176].

В контексте социального эффекта эти итоги могут выражаться как качественные и (или) количественные изменения в обществе, происходящие под влиянием воздействий [4].

Считаем, что социальный эффект от реализации группового проектного обучения в вузе определяется как результат, который получают субъекты проектного обучения.

Исследуя проблему методологии выявления социальных эффектов модернизации системы образования, О.Г. Прикот отмечает, что предметом оценки социального эффекта в данной сфере являются три группы факторов: социально-экономические эффекты, социально-педагогические и социально-гуманитарные эффекты [8]. Социально-экономические эффекты, по мнению автора «отражают общее развитие образования в широком социальном

контексте», то есть воздействие на развитие человеческого капитала региона [8]. Социально-педагогические или социально-гуманитарные эффекты - эффекты развития самой отрасли образования, которые намечаются в программах и дают ту или иную социальную пользу для конкретных групп населения, отражают переход системы на новый качественный уровень (показатели доступности и качества образования) [8].

Очевидно, что для получения социального эффекта от внедрения группового проектного обучения в вузе необходимо социальное взаимодействие нескольких субъектов: обучающегося, группы обучающихся, вуза, работодателей и др. В результате такого взаимодействия участники процесса преследуют определенные цели, которые будут в дальнейшем ими оценены в качестве социального эффекта.

Во-первых, получение профессионального образования для обучающегося предполагает получение им качественных теоретических знаний и практических умений для дальнейшего трудоустройства и реализации профессиональных потребностей.

Во-вторых, в современных условиях перед российской системой образования, в том числе и высшего профессионального образования, стоит важная цель - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, которая предполагает модернизацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; приобретения гражданами новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [1].

В-третьих, работодатели определяют количественный и качественный спрос на рабочую силу. В свою очередь развитие любого региона страны зависит от его экономики. Поэтому одной из важнейших составляющих эффективного социально-экономического развития

территорий является человеческий капитал, сформированный в регионе.

Ниже будет представлен опыт внедрения группового проектного обучения в ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» (далее - ФГБОУ ВО «МГТУ») и анализ социального эффекта для участников процесса.

Отметим, что под групповым проектным обучением в вузе понимается современная технология обучения, основной целью которой является формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в рамках реализации учебных проектов. Групповое проектное обучение в ФГБОУ ВО «МГТУ» направлено на «решение широкого спектра задач от развития практических навыков обучающихся до интеграции бизнес-задач коммерческих организаций в деятельность университета, формирование инженерно-технической элиты региона» [9].

В ФГБОУ ВО «МГТУ» ведется активная работа по реализации университетского проекта «Формирование проектного обучения в Майкопском государственном технологическом университете». Как отметила ректор университета С.К. Куижева, «цель проекта - создание условий для формирования и закрепления в регионе квалифицированных специалистов инженерного профиля путем организации системы непрерывного развития компетенций на основе реализации новой модели инженерного образования, принципов бережливого производства и проектного обучения» [9]. Таким образом, введение группового проектного обучения в вузе должно решить проблему повышения качества профессионального образования и дальнейшего трудоустройства обучающихся в регионе.

В результате реализации проекта «Формирование проектного обучения в Майкопском государственном технологическом университете» были разработаны учебные планы различных направлений подготовки, в которых появилась

новая дисциплина - «Проектный практикум», сформирован пул проектов (перечень и описание проектов, реализуемых в учебном заведении, тактический план реализации проектов), подготовлена проектная документация, команды проектов. Именно в рамках дисциплины «Проектный практикум» предполагается формирование профессиональной компетентности в области организации проектной деятельности обучающихся, реализации технологий проектного обучения, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. На проектном практикуме студенты проходят обучение на «Фабрике процессов». Фабрика процессов ФГБОУ ВО «МГТУ» - это инновационная площадка развития компетенций в сфере бережливого производства, основанного на погружении обучающегося в реальный производственный процесс [5]. Практическое обучение принципам и инструментам бережливого производства на фабрике процессов осуществляется в интерактивном режиме посредством имитации реальных процессов [5].

В электронно-образовательной среде ФГБОУ ВО «МГТУ» был создан электронный ресурс на обучающей платформе Moodle [10]. Данный ресурс предназначен для информационной поддержки системы проектного обучения в вузе [10]. На данном информационном ресурсе имеется возможность записи обучающихся в проектные группы по выбранной ими тематике. Подчеркнем, что пул проектов может наполняться круглогодично.

Спецификой группового проектного обучения в ФГБОУ ВО «МГТУ» является то, что для реализации проекта в рамках учебной дисциплины «Проектный практикум» организуется группа студентов различных направлений подготовки. То есть реализация проектов ведется в междисциплинарных группах. Также на добровольной основе к проектному практикуму имеют возможность присоединиться обучающиеся других

вузов, используя вышеуказанный ресурс. Руководителем проекта может быть как преподаватель университета, так и представители работодателей. Руководителями проекта также могут быть несколько человек, являющиеся специалистами в предметной области реализации проекта, как сотрудники вуза, так и представители работодателей. Приветствуется, когда инициатива реализации проекта исходит от работодателей.

Исходя из вышеизложенного, закономерен вопрос: «В чем же состоит социальный эффект от реализации группового проектного обучения в вузе?». Считаем, что социальный эффект от реализации группового проектного обучения может быть получен на нескольких уровнях: на уровне региона, на уровне работодателей, на уровне вуза, и непосредственно для обучающихся.

На уровне региона социальный эффект может быть получен вследствие улучшения социально-экономической ситуации территории, эффективного распределения трудовых ресурсов по сферам деятельности и приходом на региональный рынок труда квалифицированных кадров.

На уровне работодателей ключевым качественным показателем социального эффекта является соответствие ожиданий работодателей в отношении профессиональной подготовки соискателей работы.

На уровне вуза социальный эффект может проявляться в связи с внедрением в педагогическую практику новых методов и технологий обучения, а соответственно в повышении качества образования, что повысит имидж вуза в сфере предоставления всего спектра образовательных услуг. Также улучшится социальное взаимодействие вуза и работодателей, других участников процесса.

Для обучающихся социальный эффект от реализации группового проектного обучения проявляется в возможности самореализации, дальнейшего трудоустройства, повышения своего социального статуса. Например, во время участия в групповом проектном обучении вуза обучающиеся имеют возможность познакомиться с потенциальными работодателями; получить представление о смежных профессиях; сформировать навыки работы в группе (коллективе); приобрести опыт выполнения практически значимых проектов; закрепить полученные теоретические знания в сфере практической деятельности; расширить возможности самореализации; дать старт своей профессиональной карьере, еще обучаясь в вузе.

Таким образом, реализация группового обучения в вузе будет способствовать проявлению социального эффекта на уровне региона, работодателей, вуза и обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 05.03.2020).

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник. М: Омега-Л, 2014. 525 с.

3. Вебер М. Избранные произведения / под общ. ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

4. Ерещук А.А. Социальные эффекты как результат социальных взаимодействий [Электронный ресурс] // Научное мнение. 2013. № 5. С. 99-103. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19393908 (дата обращения: 08.03.2020).

5. Московский международный салон образования [Электронный ресурс]. URL: http://2019. mmco-expo.ru/expo/9489947/i/110626/?lang=ru (дата обращения: 17.02.2020).

6. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Контрольно-измерительная процедура оценки сформированности компетенций обучающихся (на примере подготовки кадров высшей

квалификации) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1 (44). С. 86-94.

7. Теоретические и методические аспекты подготовки студентов в области туризма / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. Вып. 3. С. 61-66.

8. Прикот О.Г. Методология выявления социальных эффектов модернизации системы образования [Электронный ресурс] // ЧиО. 2014. N° 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-vyyavleniya-sotsialnyh-effektov-modemizatsii-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 11.03.2020).

9. Проектное обучение [Электронный ресурс]. URL: https://www.mkgtu.ru/art/12257/ (дата обращения: 09.03.2020).

10. Проектный практикум [Электронный ресурс]. URL: (http://moodle.mkgtu.ru/) (дата обращения: 02.03.2020).

11. Vanclay F. International Principles for Social Impact Assessment [Electronic resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.3152/147154603781766491 (accessed 13 March 2020).

12. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Electronic resurs] / Poddubnaya T.N. [at al] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, Iss. 28. P. 249-259. URL https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ article/view/1318 (accessed 13 May 2020).

REFERENCES:

1. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc / 71837200 / (accessed: 05.03.2020).

2. Atamanchuk G.V. Public administration theory: a textbook. M: Omega-L, 2014. 525 p.

3. Weber M. Selected Works / total ed. by Yu. N. Davydov. M.: Progress, 1990. 808 p.

4. Ereshchuk A.A. Social effects as a result of social interactions [Electronic resource] // Scientific opinion. 2013. No. 5. P. 99-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19393908 (accessed: 08/03/2020).

5. Moscow international education salon [Electronic resource]. URL: http://2019.mmco-expo.ru/ expo/9489947/i/110626/?lang=ru (accessed: 17.02.2020).

6. Poddubnaya T.N., Yurchenko A.A. Control and measurement procedure for assessing the formation of students' competencies (on the example of training highly qualified personnel) //Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue. 1 (44). P. 86-94.

7. Theoretical and methodological aspects of training students in the field of tourism / T.N. Poddubnaya [at al.] // Bulletin of the Maykop State Technological University. 2017.

Issue. 3. P. 61-66.

8. Prikot O.G. Methodology for identifying the social effects of modernization of the education system [Electronic resource] // ChiO. 2014. No. 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologiya-vyyavleniya-sotsialnyh-effektov-modernizatsii-sistemy-obrazovaniya (date accessed: 11/03/2020).

9. Project training [Electronic resource]. URL: https://www.mkgtu.ru/art/12257/ (accessed: 09/03/2020).

10. Design workshop [Electronic resource]. URL: (http://moodle.mkgtu.ru/) (accessed: 02/03/2020).

11. Vanclay F. International Principles for Social Impact Assessment [Electronic resurs]. URL: http://dx.doi.org/10.3152/147154603781766491 (accessed 13 March 2020).

12. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Electronic resurs] / Poddubnaya T.N. [at al] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, Iss. 28. P. 249-259. URL https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ article/view/1318 (accessed 13 May 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.