Научная статья на тему 'Реализация стратегий самопрезентации в автодискурсе на примере автобиографии Арнольда Шварценеггера'

Реализация стратегий самопрезентации в автодискурсе на примере автобиографии Арнольда Шварценеггера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / АВТОБИОГРАФИЯ / ШВАРЦЕНЕГГЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тухватулина Анастасия Ханифовна, Сабурова Наталья Анатольевна

Данная статья рассматривает основные тактики речевого воздействия в процессе самопрезентации, применения их в жанре автобиографии на материале книги Арнольда Шварценеггера «Вспомнить всё: Моя невероятно правдивая история».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тухватулина Анастасия Ханифовна, Сабурова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегий самопрезентации в автодискурсе на примере автобиографии Арнольда Шварценеггера»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Реализация стратегий самопрезентации в автодискурсе на примере автобиографии Арнольда Шварценеггера Тухватулина А. Х.1, Сабурова Н. А.2

1Тухватулина Анастасия Ханифовна / Tukhvatulina Anastasia Khanifovna - студент-магистр;

2Сабурова Наталья Анатольевна /Saburova Natalya Anatol'evna - кандидат филологических

наук, доцент,

кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации, гуманитарный факультет, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: данная статья рассматривает основные тактики речевого воздействия в процессе самопрезентации, применения их в жанре автобиографии на материале книги Арнольда Шварценеггера «Вспомнить всё: Моя невероятно правдивая история».

Ключевые слова: самопрезентация, стратегии, автобиография, Шварценеггер.

Любой текст является совокупностью знаков и образует целостную систему, которой присущи следующие свойства: связность, ограниченность, цельность; также отмечают и воспринимаемость, завершенность, эмотивность. Наибольшей эмоциональной привязкой к читателю отмечают жанр автобиографии, мемуаров. Автобиография представляет собой описание от первого лица хронологических событий жизни повествователя, личных переживаний. В настоящее время многие деятели культуры, искусства, политики, спорта и других сфер жизни желают оставить весомый след в истории и, как правило, описать свои достижения стремятся в виде написания мемуарных воспоминаний.

Арнольд Шварценеггер - один из самых известных и узнаваемых деятелей спорта, политики и мирового киноискусства. Снялся в более чем 50 фильмах, но самыми популярными ролями остаются Конан Варвар и Терминатор. С середины 80-х годов Шварценеггер начинает писать о спорте, советах для начинающих культуристов, так, в 1985 году была опубликована «Энциклопедия современного бодибилдинга» (в 1993 году вышла обновленная версия «Новая энциклопедия бодибилдинга»), несколькими годами позднее он написал автобиографическую книгу «Воспитание культуриста». Но более подробно о своей жизни, главных событиях и людях Шварценеггер рассказал в автобиографической работе «Вспомнить все: Моя невероятно правдивая история» (Ориг. Англ.: «Total Recall: My Unbelievably True Life Story»), которая была издана в октябре 2012 года. В том же году работа переведена на русский язык Саксиным Сергеем Михайловичем и чуть позже опубликована издательством «Эксмо».

Арнольд начинает своё повествование с детских воспоминаний: он родился в Австрии в послевоенные годы в семье рабочих; затем рассказывает, как его мечта понемногу претворяется в жизнь. На пути к славе, успешной карьере культуриста, киноактера, политика он сталкивается с различными трудностями: непонимание отца, первые попытки заработать деньги, проблемы с переездом в «...самую могущественную страну в мире.» - Америку и множество других препятствий. [1, стр. 11] Это история о том, как имея только воодушевление и стремление развиваться, можно достичь невероятных высот.

Книга написана в жанре автобиографии, состоит из 30-ти глав, чаще всего для повествования используются короткие, односложные предложения. Изложение ведется от первого лица, что психологически придает убедительности, интимизации, вызывает доверие читателя.

Одним из главных аспектов стилистики художественной литературы становится характер речевого воплощения в произведении образа автора и его самопрезентации.

Существует множество определений понятия самопрезентации, к примеру, Шкуратова Ирина Павловна отмечает, что это «совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей». [2, стр. 8]. В рассматриваемой книге Арнольд Шварценеггер стремится создать образ любознательного, целеустремленного человека, который пытается изменить общество, призывает развивать его.

Существуют и различные классификации стратегий самопрезентации. Авторами одной из первых классификаций стали Эдвард Джонс и Тейн Питтман, базисом данной теории стали цели и тактики, которые используются в общении. [3, стр. 11] Они выделяют 5 стратегий самопрезентации: стремление понравиться, самопродвижение, примерность, запугивание и демонстрация слабости. Как правило, самыми популярными являются первые три стратегии, так как именно они несут позитивную оценку. Рассмотрим их на исследуемом материале.

1. «Ялюбил своего отца и хотел быть похожим на него. Помню, как-то раз, когда я был маленьким, я надел его мундир и встал на стуле перед зеркалом. Китель доходил до щиколоток, словно платье, а фуражка сползала на нос» [1, стр. 9].

В указанном фрагменте книги Шварценеггер показывает образ наивного мальчишки, который пытался обратить на себя внимание отца. Детские воспоминания приносят читателю положительные эмоции, автор придает себе имидж обаяния, привлекательности, используя стратегию стремление понравиться.

2. «Ямогу стать новым Реджем Парком. <... > Я вступлю в состязания за титул Мистер Вселенная, я побью рекорды по поднятию тяжестей, я попаду в Голливуд, я стану таким, как Редж Парк» [1, стр.19].

Данный отрывок из книги Арнольда Шварценеггера иллюстрирует стратегию самопродвижения. Основным инструментом тактики послужили модальный глагол «могу», глаголы формы будущего времени «вступлю», «побью», «попаду», «стану». Сочетание безупречного имиджа с хвастовством.

3. «...я всегда кратко излагаю историю своей жизни и предлагаю уроки, которые могут быть полезны всем: ставить перед собой цель, верить в свои силы, ломать устоявшиеся правила, не обращать внимания на нытиков, не бояться ошибиться».

Эта часть повествования выражена стратегией примерности - далее Шварценеггер пишет об основополагающих принципах, которые помогли ему добиться успеха. Цель данной стратегии - стремление стать примером для других, оказаться в роли наставника.

4. «...борьба получится долгой и кровопролитной, и что произойдет тем временем? Наступит хаос, все будут подавлены тем, что в Сакраменто ничего не меняется. Пострадает Калифорния...» [1, стр. 297].

В данном эпизоде автор рассказывает о проблемах, с которыми он столкнулся во время политической кампании - борьбы за должность губернатора штата Калифорния, США. Иллюстрируется стратегия запугивания, эффект усиливается словами «борьба», «кровопролитный», «хаос», которые несут негативную оценку.

5. «... я сразу почувствовал, что бороться за должность губернатора и снимать третьего «Терминатора» будет не по силам даже мне. Меня сочтут конченым придурком» [1, стр. 268].

Этот отрывок отражает стратегию демонстрации слабости - Шварценеггер признает, что в случае поражения на него обрушится критика, он «просит» проявить сострадание читателя, он предстает в образе слабого человека.

Каждый человек применяет различные стратегии самопрезентации в зависимости от конкретной речевой ситуации, и, как правило, на базе этих стратегий создается определенный имидж. В автобиографической книге Арнольда Шварценеггера в основном используются стратегии, которые несут положительную оценку: стремление понравиться, самопродвижение, примерность. Крайне редко в тексте встречаются стратегии запугивания и демонстрации слабости. Наиболее эффективной

тактикой может выступить комбинирование различных стратегий, что придаст объекту самопрезентации большую предрасположенность, доверие и симпатию воздействуемой стороны.

Литература

1. Шварценеггер А. Вспомнить всё: моя невероятно правдивая история (Total Recall: My Unbelievably True Life Story) / А. Шварценеггер. М.: Эксмо, 2013. 592 с.

2. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография / И. П. Шкуратова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

3. Семечкин Н. И. Социальная психология. Часть 2: учебник / Н. И. Семечкин. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. 432 с. стр.11.

4. Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 138-139.

5. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.

6. Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. Вып. 10. 212 с.

The Research on the English Abbreviations in Linguistics Kabdykarimova A. История возникновения английских аббревиатур Кабдыкаримова А. М.

Кабдыкаримова Айнур Маратханкызы / Kabdykarimova Ainur - студент-бакалавр, кафедра теории и практики иностранных языков, филологический факультет, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан

Abstract: the data provided in this article reveals background information about emergence of English abbreviations and the stages of its development. The aims abbreviations appeared were not changed throughout the centuries, indeed they continue spread all over the world in all walks of life and in diversity of stylistic genres.

Аннотация: данная статья предоставляет информацию об истории возникновения английских аббревиатур и этапы их развития. Основная причина, по которой возникли аббревиатуры, остались неизменными, и они стали распространяться по всему миру, по всем слоям населения и в самых различных жанрах.

Keywords: abbreviations, sigla, ellipsis, acronyms, reduction, shortenings, standardization. Ключевые слова: аббревиатура, сигла, акронимы, сокращение, сечение.

The history of abbreviations is extremely deep-rooted, and from the very beginning its main aim was avoiding spelling out a whole word. Throughout the time type and context of shortened units, their means of reductions and peculiarities of design, fields of their usage and causes for change as well, led to the alteration of development stages. Abbreviations first appeared in ancient manuscripts and inscriptions on the coins. Taking as an example classical Greece and Rome, it was common to use the reduction of words to single letters. Originally, the ancient Greeks used the method of contraction, i. e a shortening of words due to cutting its initial letters and ends, for shorthand writing of the so-called «Nomina sacra» («sacred names»). For example, instead 0eo^ («God»). Since the consumption of uppercase Greek and Latin letters were implemented, then there were emerged real

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.