Научная статья на тему 'Реализация стратегии развития национальной платежной системы России в 2012-2014 гг'

Реализация стратегии развития национальной платежной системы России в 2012-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / БАНКИ / БАНКОВСКИЕ СЧЕТА / РАСПОРЯЖЕНИЯ / НОВЫЕ РЕКВИЗИТЫ / ОТПРАВИТЕЛИ РАСПОРЯЖЕНИЙ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ОКТМО / УИН / ФОРМЫ РАСЧЕТОВ / "ЭЛЕКТРОННЫЙ КОШЕЛЕК" / ОЧЕРЕДНОСТЬ СПИСАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапурина Валентина Леонтьевна

Представлены новые правила перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями, которые начали действовать в рамках реализации нового федерального закона «О национальной платежной системе», изменения в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему и очередности списания денежных средств со счета при их недостаточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Russian National Payment System Development Strategy for 2012-2014

New regulations of money transfer by the Bank of Russia and credit organizations, which started the activity within the realization of the new federal law “Concerning the National payment system”; changes in details of disposals of money transfer to budget system as well as deduction priority on the condition of funds insufficiency are studied in this article.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии развития национальной платежной системы России в 2012-2014 гг»

© 2014 г. В.Л. Цапурина

реализация стратегии развития национальной платежной системы

РОССИИ в 2012-2014 гг.

Цапурина Валентина Леонтьевна - доцент кафедры «Налогообложения и бухгалтерского учета» ФГБОУВПО ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

(E-mail: vcapur@mail.ru )

Для формирования национальной платежной системы и обеспечения ее эффективного и надежного функционирования в России в последние годы произошли значительные изменения в правилах расчетов между субъектами национальной платежной системы.

В рамках реализации Федерального закона от 27.06.2012 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с 9 июля 2012 г. установлены новые правила перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями.

Правила касаются всех клиентов банков: и юридических лиц, и физических лиц, и переводов с участием Внешэкономбанка. Банки осуществляют переводы денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств.

Перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжению отправителей распоряжений: клиентов, взыскателей средств (лиц, органов, имеющих право предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков на основании закона), банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных платежных средств или на бумажных носителях. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указаниями Банка России от 11.12.2009 № 2366-У «О порядке составления и применения банковского ордера».

Распоряжениями являются расчетные (платежные) документы в виде платежных поручений, инкассовых поручений, платежных требований, банковских и платежных ордеров, формы которых на бумажном носителе приведены в приложениях 1-10 Положения № 383-П. В приложении 11 Положения указаны символы в реквизитах распоряжений, составляемых в электронном виде.

С 01.01.2014 г. произошли значительные изменения в реквизитах платежного поручения при переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Порядок заполнения полей платежного поручения 104-110 при переводе денежных средств в бюджетную систему РФ установлен другими законодательными и нормативными актами.

Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65 определен порядок заполнения поля 104 платежного поручения, в котором указывается код бюджетной классификации (КБК). С 01.01.2014 в России используются перечень и коды подгрупп расходов, единые для бюджетов бюджетной системы России. В приложении 11 к этому документу приведены новые КБК. Одним из отличий от прежних КБК является то, что в 14-17 разрядах КБК вместо нулей указаны цифры: 1000 -при перечислении налогов, взносов, перерасчетов, недоимок; 2000 - при перечислении пеней и

процентов; 3000 - при перечислении денежных взысканий, например в виде штрафов и др., которые раньше плательщик должен был указывать самостоятельно.

В связи с переходом с 01.01.2014 в бюджетном процессе на использование кодов ОКТМО -общероссийский классификатор территорий муниципальных образований - вместо ОКАТО в поле 105 указываются эти коды. В письме Минфина России от 09.10.2013 приведена таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО по состоянию на 01.01.2013. В кодах ОКТМО и ОКАТО совпадают первые две цифры, остальные меняются.

С 01.01.2014 г. упрощено обозначение типов платежей в поле 110. Вместо 11 типов платежей указываются только 3, что уменьшает количество ошибок, допускаемых в этом реквизите. При уплате пеней за просрочку платежа указывается ПЕ, при уплате процентов - ПЦ, при всех остальных платежах ставится - 0 (ноль).

С 31 марта 2014 г. в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, в соответствии с п. 7. Приложения № 4 приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н - в реквизите «Код» указывается УИН - уникальный идентификатор начислений. В соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2013 № 3025-У с 31.03.2014 вступил в силу п. 1.21.1 Положения, которым установлено, что в распоряжениях указывается УИН в случаях его присвоения получателем средств. УИН доводится получателем средств до плательщика в составе реквизитов требований об уплате платежей за государственные и муниципальные услуги (регистрация недвижимости, предоставление выписок, справок, административные платежей), платежей в бюджеты всех уровней (недоимок, пеней, штрафов по налогам и взносам).

В распоряжениях о переводе денежных средств по платежам, которые в бюджетную систему РФ плательщик исчисляет самостоятельно, в реквизите «Код» указывается значение ноль 0 (ноль).

УИН предназначен для передачи банками информации о платежах за государственные и муниципальные услуги, а также о платежах в бюджеты всех уровней в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), порядок формирования которой определен письмом Минфина России № 02-04-05/7491 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013.

Распоряжения, для которых не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных данным положением и заявлений, составляемых в соответствии с федеральным законодательством в целях взыскания денежных средств.

Положением № 383-П предусмотрено шесть форм безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; переводом денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее - расчеты платежными требованиями); перевод электронных денег. Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договором с учетом требований этого положения.

Форма расчетов путем перевода электронных денег является новой формой, которая закреплена законодательно. Официальный статус электронные деньги получили в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

Электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:

- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- клиринговую деятельность;

- деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся они на банковском счете организации или лежат в «электронном кошельке».

Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются «электронным кошельком». Более того, операции с «электронным кошельком», так же как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены.

Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.

Размер остатка средств в «электронном кошельке» организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России. Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключенными со своими контрагентами (основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законодательством порядке без участия банков.

Банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения и др.

Процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств связаны с контролем целостности самих распоряжений и их структурным контролем, а также с контролем значений реквизитов распоряжений и контролем на достаточность денежных средств.

При недостаточности средств распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителю распоряжения, за исключением распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ, а также распоряжений этой же очереди и предыдущей очередности, списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законодательством и распоряжением взыскателей.

Принятые к исполнению распоряжения помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете и исполнения распоряжения в срок и в порядке очередности списания денежных средств, которая установлена федеральным законодательством. Эти распоряжения либо возвращаются на бумажной основе или направляется уведомление в электронном виде или на бумажной основе с указанием даты помещения распоряжения в очередь. Очередь распоряжений ведется банком в электронном виде или на бумажном носителе. Очередь включает: очередь не исполненных в срок распоряжений, очередь ожидающих акцепта распоряжений, очередь распоряжений, ожидающих разрешение на проведение операций, если в соответствии с федеральным законодательством приостановлены операции по банковским счетам.

С 14 декабря 2013 вступил в действие Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-Ф3, который внес изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ, связанные с очередностью списания денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при недостаточности денежных средств. Установлена следующая очередность:

- в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий по оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям к одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов.

По физическим лицам при недостаточности средств на банковском счете распоряжения возвращаются, так как по этим распоряжениям очередь банком не ведется.

Новые правила перевода денежных средств и заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ позволят реализовать стратегию развития национальной платежной системы, цель которой -обеспечить эффективное и надежное функционирование субъектов национальной платежной системы для удовлетворения потребностей национальной экономики в платежных услугах; реализовать денежно-кредитную политику, обеспечить финансовую стабильность; повысить качество, доступность и безопасность платежных услуг; создать единое розничное платежное пространство (ЕРПП) в России и других странах ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

2. Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

3. Положение Банка России от 24 .12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

4. Указание Банка России от 11.12.2009 № 2366-У «О порядке составления и применения банковского ордера».

5. Приказ Минфина РФ от 12.12.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

6. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65 «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

7. Письмо Минфина РФ от 09.10.2013 № 21-03-05/42211 «Об актуализации таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО».

8. Указание Банка России от 15.07.2013 № 3025-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

9. Письмо Минфина России № 02-04-05/7491, Казначейства России № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013 «О государственной информационной системе, о государственных и муниципальных платежах».

10. Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

11. Стратегия развития национальной платежной системы России. Одобрена Советом директоров Банка России (Протокол № 4 от 15.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.