© 2014 г. В.Л. Цапурина
реализация стратегии развития национальной платежной системы
РОССИИ в 2012-2014 гг.
Цапурина Валентина Леонтьевна - доцент кафедры «Налогообложения и бухгалтерского учета» ФГБОУВПО ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.
(E-mail: vcapur@mail.ru )
Для формирования национальной платежной системы и обеспечения ее эффективного и надежного функционирования в России в последние годы произошли значительные изменения в правилах расчетов между субъектами национальной платежной системы.
В рамках реализации Федерального закона от 27.06.2012 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с 9 июля 2012 г. установлены новые правила перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями.
Правила касаются всех клиентов банков: и юридических лиц, и физических лиц, и переводов с участием Внешэкономбанка. Банки осуществляют переводы денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств.
Перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжению отправителей распоряжений: клиентов, взыскателей средств (лиц, органов, имеющих право предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков на основании закона), банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных платежных средств или на бумажных носителях. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указаниями Банка России от 11.12.2009 № 2366-У «О порядке составления и применения банковского ордера».
Распоряжениями являются расчетные (платежные) документы в виде платежных поручений, инкассовых поручений, платежных требований, банковских и платежных ордеров, формы которых на бумажном носителе приведены в приложениях 1-10 Положения № 383-П. В приложении 11 Положения указаны символы в реквизитах распоряжений, составляемых в электронном виде.
С 01.01.2014 г. произошли значительные изменения в реквизитах платежного поручения при переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Порядок заполнения полей платежного поручения 104-110 при переводе денежных средств в бюджетную систему РФ установлен другими законодательными и нормативными актами.
Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65 определен порядок заполнения поля 104 платежного поручения, в котором указывается код бюджетной классификации (КБК). С 01.01.2014 в России используются перечень и коды подгрупп расходов, единые для бюджетов бюджетной системы России. В приложении 11 к этому документу приведены новые КБК. Одним из отличий от прежних КБК является то, что в 14-17 разрядах КБК вместо нулей указаны цифры: 1000 -при перечислении налогов, взносов, перерасчетов, недоимок; 2000 - при перечислении пеней и
процентов; 3000 - при перечислении денежных взысканий, например в виде штрафов и др., которые раньше плательщик должен был указывать самостоятельно.
В связи с переходом с 01.01.2014 в бюджетном процессе на использование кодов ОКТМО -общероссийский классификатор территорий муниципальных образований - вместо ОКАТО в поле 105 указываются эти коды. В письме Минфина России от 09.10.2013 приведена таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО по состоянию на 01.01.2013. В кодах ОКТМО и ОКАТО совпадают первые две цифры, остальные меняются.
С 01.01.2014 г. упрощено обозначение типов платежей в поле 110. Вместо 11 типов платежей указываются только 3, что уменьшает количество ошибок, допускаемых в этом реквизите. При уплате пеней за просрочку платежа указывается ПЕ, при уплате процентов - ПЦ, при всех остальных платежах ставится - 0 (ноль).
С 31 марта 2014 г. в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, в соответствии с п. 7. Приложения № 4 приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н - в реквизите «Код» указывается УИН - уникальный идентификатор начислений. В соответствии с Указанием Банка России от 15.07.2013 № 3025-У с 31.03.2014 вступил в силу п. 1.21.1 Положения, которым установлено, что в распоряжениях указывается УИН в случаях его присвоения получателем средств. УИН доводится получателем средств до плательщика в составе реквизитов требований об уплате платежей за государственные и муниципальные услуги (регистрация недвижимости, предоставление выписок, справок, административные платежей), платежей в бюджеты всех уровней (недоимок, пеней, штрафов по налогам и взносам).
В распоряжениях о переводе денежных средств по платежам, которые в бюджетную систему РФ плательщик исчисляет самостоятельно, в реквизите «Код» указывается значение ноль 0 (ноль).
УИН предназначен для передачи банками информации о платежах за государственные и муниципальные услуги, а также о платежах в бюджеты всех уровней в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), порядок формирования которой определен письмом Минфина России № 02-04-05/7491 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013.
Распоряжения, для которых не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком заявления, уведомления, извещения, составляемые в случаях, предусмотренных данным положением и заявлений, составляемых в соответствии с федеральным законодательством в целях взыскания денежных средств.
Положением № 383-П предусмотрено шесть форм безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; переводом денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее - расчеты платежными требованиями); перевод электронных денег. Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договором с учетом требований этого положения.
Форма расчетов путем перевода электронных денег является новой формой, которая закреплена законодательно. Официальный статус электронные деньги получили в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.
Электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- клиринговую деятельность;
- деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся они на банковском счете организации или лежат в «электронном кошельке».
Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются «электронным кошельком». Более того, операции с «электронным кошельком», так же как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены.
Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.
Размер остатка средств в «электронном кошельке» организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России. Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключенными со своими контрагентами (основной договор). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законодательством порядке без участия банков.
Банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения и др.
Процедуры приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств связаны с контролем целостности самих распоряжений и их структурным контролем, а также с контролем значений реквизитов распоряжений и контролем на достаточность денежных средств.
При недостаточности средств распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителю распоряжения, за исключением распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ, а также распоряжений этой же очереди и предыдущей очередности, списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законодательством и распоряжением взыскателей.
Принятые к исполнению распоряжения помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете и исполнения распоряжения в срок и в порядке очередности списания денежных средств, которая установлена федеральным законодательством. Эти распоряжения либо возвращаются на бумажной основе или направляется уведомление в электронном виде или на бумажной основе с указанием даты помещения распоряжения в очередь. Очередь распоряжений ведется банком в электронном виде или на бумажном носителе. Очередь включает: очередь не исполненных в срок распоряжений, очередь ожидающих акцепта распоряжений, очередь распоряжений, ожидающих разрешение на проведение операций, если в соответствии с федеральным законодательством приостановлены операции по банковским счетам.
С 14 декабря 2013 вступил в действие Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-Ф3, который внес изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ, связанные с очередностью списания денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при недостаточности денежных средств. Установлена следующая очередность:
- в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
- во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий по оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь - по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям к одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов.
По физическим лицам при недостаточности средств на банковском счете распоряжения возвращаются, так как по этим распоряжениям очередь банком не ведется.
Новые правила перевода денежных средств и заполнения реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ позволят реализовать стратегию развития национальной платежной системы, цель которой -обеспечить эффективное и надежное функционирование субъектов национальной платежной системы для удовлетворения потребностей национальной экономики в платежных услугах; реализовать денежно-кредитную политику, обеспечить финансовую стабильность; повысить качество, доступность и безопасность платежных услуг; создать единое розничное платежное пространство (ЕРПП) в России и других странах ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
2. Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
3. Положение Банка России от 24 .12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
4. Указание Банка России от 11.12.2009 № 2366-У «О порядке составления и применения банковского ордера».
5. Приказ Минфина РФ от 12.12.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».
6. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65 «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
7. Письмо Минфина РФ от 09.10.2013 № 21-03-05/42211 «Об актуализации таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО».
8. Указание Банка России от 15.07.2013 № 3025-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
9. Письмо Минфина России № 02-04-05/7491, Казначейства России № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013 «О государственной информационной системе, о государственных и муниципальных платежах».
10. Федеральный закон от 02.12.2013 № 345-ФЗ «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».
11. Стратегия развития национальной платежной системы России. Одобрена Советом директоров Банка России (Протокол № 4 от 15.03.2013).