Научная статья на тему 'Реализация стратегии партнерского взаимодействия в поликлинике с помощью учебно-развивающих занятий с врачами'

Реализация стратегии партнерского взаимодействия в поликлинике с помощью учебно-развивающих занятий с врачами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сукочева Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии партнерского взаимодействия в поликлинике с помощью учебно-развивающих занятий с врачами»

г. Железноводск, Ставропольский край

Эффективность любого лечения, в том числе и санаторно-курортного, предполагает ответственное отношение больного к состоянию своего здоровья и ведение им, в частности, здорового образа жизни [1-4]. Поскольку у значительной части населения санаторно-курортное лечение отождествляется преимущественно с отдыхом и развлечениями, а не с собственно лечением, то встает вопрос о целесообразности проведения с потребителями санаторно-курортных услуг специальных психокоррекционных занятий, направленных на формирование у них здорового образа жизни.

В ЛПУ "Санаторий им. 30-летия Победы" (г. Железноводск, Ставропольский край) подобные занятия проводятся с 2005 г., и для оценки их эффективности с помощью опросника URICA (the University of Rhode Island Change Assessment Scale) в начале и конце санаторно-курортного лечения были обследованы 87 человек, с которыми подобные занятия проводились (основная группа), и 185 человек, с которыми такие занятия не проводились (контрольная группа). Опросник URICA (the University of Rhode Island Change Assessment Scale) является общим по своему содержанию, так как предполагает ответы на вопросы относительно имеющейся проблемы, которая может быть любого содержания [2]. В проведенном исследовании такой проблемой и выступило отношение к своему здоровью и имеющемуся заболеванию (включая готовность вести здоровый образ жизни).

Проведенное исследование показало, что при приезде в санаторий 41,1 % лиц основной и 36,0 % контрольной групп находились на первой стадии - стадии предразмышления: они не понимали или не до конца понимали характер своей проблемы и не испытывали желания что-либо менять в своем поведения (т. е. не имели установки на ведение здорового образа жизни); они также недостаточно осознавали, каким образом сами способствуют возникновению своих трудностей; в лечении видели преимущественно формальный смысл, сводя его к получению физиопроцедур. При этом их заявление о своем желании вести здоровый образ жизни и следовать врачебным рекомендациям вовсе не означало наличие серьезных намерений сделать это.

У трети лиц (33,7 % в основной и 33,3 % в контрольной группах) была диагностирована стадия размышления: они признавали необходимость ведения здорового образа жизни и всерьез интересовались возможностью перехода на него; центральный аспект их переживаний - серьезное намерение разрешить проблему. В то же время готовность действовать была выражена недостаточно.

Часть опрошенных (10,5-11,6 %) желала активно изменить свое поведение, вести здоровый образ жизни, т. е. можно было говорить о наличии у нее стадии действия, которая предполагает

4-20071

явные, открытые поведенческие изменения; респондентов характеризовала модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения в плане оздоровления своего поведения.

"Высшая", четвертая стадия - стадия сохранения - была выявлена у 14,7 % лиц основной группы и 19,1 % контрольной. Они достигли определенных результатов в решении своей проблемы, и их беспокоило и тревожило, как сохранить достигнутые позитивные результаты.

Тестирование с помощью опросника URICA в конце санаторно-курортного лечения показало разную динамику отношения респондентов к здоровому образу жизни. В основной группе отмечены отчетливые положительные изменения, свидетельствующие об увеличении лиц с более "зрелым" отношением: о стадии предразмышления можно было говорить у 11,9 % (при поступлении она была у 41,1 %), о стадии размышления -у 21,1 % (у 33,7 %), стадии действия - у 43,2 % (была у 10,5 %), о сохранении - у 23,8 % (14,7 %). В контрольной группе имевшиеся в начале показатели практически не изменились: стадия предразмышления диагностирована у 33,0 % (при поступлении она была у 36,0 %), стадия размышления - у 38,0 % (была у 33,3 %), стадия действия - у 8,2 % (была у 11,6 %), сохранение - у 20,8 % (19,1 %).

Естественно, что активная психокоррекцион-ная работа по формированию в течение трех недель здорового образа жизни не может являться полностью достаточной и исчерпывающей (о чем, в частности, свидетельствует небольшое в целом число лиц, находившихся на стадии сохранения), однако направленные на формирование здорового образа жизни психокоррекционные занятия целесообразно включать в программы санаторно-курортного лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деларю В. В., Рыбак В. А., Бабушкин С. Я. // Социология медицины. - 2006. - № 2 (9). - С. 31-35.

2. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. - 960 с.

3. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

4. Юдин Б. Г. // Мир психологии. - 2000. - № 1 (21). - С. 54-68.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКЛИНИКЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ВРАЧАМИ

Г. А. Сукочева

Волгоградский государственный педагогический университет

Трансформационные процессы в российском социуме 1990-х гг. качественно и количественно изменили многие организации. В частности, в ме-

| 4-2007

дицине получили развитие частные кабинеты или клиники, а также так называемые хозрасчетные учреждения, куда привлекаются высокопрофессиональные сотрудники-специалисты, которые, имея отдельный график деятельности и индивидуальный подход к больным, не всегда рассматривают возможность конструктивного общения в условиях учреждения. При этом ориентация врачей часто направлена на реализацию собственных целей и потребностей, завоевание "лучшего отношения" к себе. Такая ситуация не позволяет успешно взаимодействовать специалистам в рамках одного подхода и не обеспечивает должного комплексного подхода к больному. Соответственно необходима новая стратегия коммуникативного взаимодействия, экономичная во времени и эффективная в повышении профессионализма специалистов и организации в целом, что означает не просто учет интересов, а создание внутренних условий и активных усилий для качественного труда и повышения мастерства. Это возможно посредством образовательного взаимодействия внутри коллектива за счет совместного накопления и использования рабочего потенциала, т. е. за счет реализации стратегии партнерского взаимодействия.

В ходе реализации такой стратегии происходит переформулирование ситуации взаимодействия "организация и специалист" в ситуацию взаимного сотрудничества, социального партнерства, когда:

- организация уже на этапе привлечения нового специалиста повышает его профессиональные возможности упреждающими средствами в рамках комплексного подхода к лечению больного (предварительное информирование о требованиях и их изменении, системность в пожеланиях по процедуре диагностики и обследования и др.);

- специалист имеет возможность предъявить свои профессиональные возможности и повысить уровень компетентности.

Социальное партнерство опирается на следующие принципы взаимодействия:

1. Принцип открытости - выражается через искренность, принятие другого как равного, не-манипулятивность, готовность к взаимодействию и поиску общего, свободу обмена информацией, гибкость, толерантность. Открытость реализуется через информационные буклеты с рекомендательными материалами специалисту-коллеге. Рекомендации неманипулятивны, служат обучающим средством в повышении профессионального уровня коллектива и принятия гуманистической культуры взаимодействия.

2. Принцип ответственности: равенство прав и равное сотрудничество, осознанность, включенность во взаимодействие, возможность выбора, конвенциональность, соблюдение нравственных (ценностных) категорий, содержательная аргументация, значимость другого. Ответственность реализуется через четко прописанные инструкции

и должностные обязанности, через наличие кодекса прав и возможностей сотрудников. Развитие профессиональной и личной ответственности является основой профессионализма. Принятие ответственности за свои суждения, переживания и поступки ведет к профессиональному решению трудовых задач и поддержанию профессионального самочувствия сотрудников.

3. Принцип общности как переживание партнерской ситуации взаимодействия - через стремление к общему, чувство единения и согласованности, взаимную заинтересованность, доверие, снятие напряжения, солидарность, успешность, позитивность, уверенность, дружелюбие, удовлетворенность, свободу. Общность предполагает развитие сопричастности через специалиста и транслируемую им корпоративную культуру и соответственно формирование лояльности у сотрудника к организации. За счет общности, чувства единения и командообразования процесс вхождения в должность сотрудника становится более легким и успешным.

Принципы социального партнерства позволяют найти согласованные решения, обеспечивающие его участникам благоприятные условия для высокопрофессиональной деятельности и продуктивного сотрудничества.

Для реализации стратегии партнерского взаимодействия была предложена программа учебно-развивающих занятий с врачами поликлиники по выработке основ и принципов партнерского взаимодействия со специалистами-

совместителями (учебно-развивающие занятия были разработаны с учетом того, что совместителями являются более 80 % врачей, которые имеют разрозненный график работы и индивидуальный подход к больным, что затрудняет выработку общей стратегии работы поликлиники и препятствует осуществлению комплексного подхода к обследованию и лечению). Запрос со стороны администрации поликлиники состоял в содействии в разработке социально-психологических мероприятий, направленных на профессиональное мотивирование врачей-совместителей к сотрудничеству с другими работниками в осуществлении комплексного обследования и лечения больных. Программа состояла из 5 занятий длительностью 2-2,5 часа.

Целью занятий было выявление профессиональных оснований, разработка общих принципов и формирование единых позиций в осуществлении партнерского взаимодействия специалистов при работе с больными.

Задачи были следующими:

- выработка общих критериев эффективности лечебной деятельности в условиях комплексного подхода к диагностике и лечению;

- определение способов координации действий врачей при лечении одного больного;

- формирование готовности к доверительному партнерскому взаимодействию между специалистами на основе достаточного взаимного ин-

формирования.

Методы и формы проведения учебно-развивающих занятий:

- собеседование в микрогруппах и индивидуально о назначении и содержании занятий, лич-ностно-деловое ориентирование, формирование позитивного отношения к предстоящей работе;

- групповая дискуссия в различных формах (тематический "круглый стол", консилиум, симпозиум) по выработке комплексного подхода к обследованию и лечению больных;

- ролевая игра по типу "Do it wrong" ("Сделай это неправильно") и имитационная игра по поиску путей профессионального сотрудничества;

- издание информационных буклетов с рекомендациями по организации сотрудничества специалистов (по материалам занятий).

Результаты реализации программы:

- сформированы единые принципы работы специалистов, отраженные в информационных материалах (буклет, информационный стенд);

- начало налаженной системы партнерского взаимодействия в поликлинике по типу консилиума.

Таким образом, социальное партнерство помогает накапливать и передавать жизненно-профессиональный опыт учреждения и партнеров для формирования у коллектива способности долговременного выживания на рынке медицинских услуг; позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров; устойчиво координировать совместную развивающую деятельность с ясным пониманием ответственности каждого. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее результативно и экономно помощь нуждающимся членам сообществ, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать право на различия человека и организаций.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ У БОЛЬНЫХ СИНДРОМОМ ПЕРВИЧНОЙ ФИБРОМИАЛГИИ

Г. П. Сулейманова, Р. А. Грехов, В. В. Деларю, С. А. Харченко

ГУ НИИ клинической и экспериментальной

ревматологии РАМН, г. Волгоград;

кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ

Синдром первичной фибромиалгии (СПФ) представляет собой функциональное внесустав-ное ревматическое заболевание, характеризующееся хронической разлитой костно-мышечной болью, утомляемостью скелетной мускулатуры и наличием специфических болезненных точек, определяемых при пальпации [4]. СПФ встречается у 2-4 % населения развитых стран. Удельный вес этой патологии среди прочих ревматических заболеваний составляет около 15 %. Суще-

4-20071

ственным моментом является то, что, поражая преимущественно женщин социально активного возраста (от 30 до 50 лет), СПФ приводит к значительному снижению качества жизни и профессиональной трудоспособности больных [Там же].

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно причин и механизмов развития СПФ. Рассматривается участие нейротранс-миттерных механизмов головного мозга в формировании соответствующего симптомокомплекса [3]. Вместе с тем есть очевидные причины рассматривать СПФ в рамках психосоматической медицины, учитывая высокую степень сопряженности ее с рядом психических феноменов (депрессия, астения, тревога). Следует также отметить, что применяемые в настоящее время в лечении больных СПФ физиотерапевтические и фармакологические средства (антидепрессанты, миорелак-санты, группа НПВС) эффективны не более чем у половины больных и не дают стойкого улучшения или ремиссии [2]. В связи с этим изучение психосоматических соотношений при фиброми-алгии может быть весьма актуальным в том плане, что его результаты позволят улучшить терапевтическую и реабилитационную тактику за счет своевременного подключения психологически ориентированных методов лечения.

Обследуемая группа составила 100 больных СПФ. Все пациенты были женщинами в возрасте от 24 до 51 года, средний возраст - 43,9±0,8 лет. Продолжительность заболевания - от 1 до 20 лет, в среднем 7,2±0,5 лет. Диагноз устанавливался в соответствии с диагностическими критериями Американской ревматологической ассоциации (1990 г). Среднее количество специфических диагностических точек составило 14,3±0,3. Интенсивность болевого синдрома оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) и выражалась в баллах (от 0 до 10).

Для исследования психоэмоционального статуса использовались методика формализованной оценки невротических проявлений "УНП", "Тип отношения к болезни"; опросник уровня субъективного контроля - УСК; опросник LSI ("Life style index" - "Индекс Жизненного Стиля" - "ИЖС").

По интенсивности болевого синдрома больные СПФ были разделены на две группы: в I группу вошли больные с умеренной, периодически возникающей мышечной болью - 3-7 баллов по ВАШ (средний балл - 4,97±0,31); II группу составили пациенты с сильной, почти постоянной мышечной болью - 8-10 баллов по ВАШ (средний балл -8,84±0,27).

Изучение невротических черт у больных СПФ показало достоверное клиническое повышение регистрируемых значений по шкалам депрессии, астении и тревоги (табл. 1). При этом в I группе наибольшие значения были получены по шкалам тревоги и астении, во II группе - по шкалам депрессии и астении (р<0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.