ШЕЯФЕТДИНОВА Наталья Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета, доцент кафедры «Гэажданско-правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет» е-mail: SheiafetdinovaUP@mail.ru
ЗАВАДСКАЯ Людмила Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданско-правовое обеспечение национальной безопасности» «МИРЭА - Российского технологического университета»
е-mail: zavadskaya@mirea.ru
ДЮКАРЕВ Валерий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета е-mail: v.v.dyukarev@gmail.com
РОЗАНОВА Елизавета Владимировна,
кандидат юридических наук, юрист е-mail: diamondliza@mail.ru
КОВАЛЕВ Константин Сергеевич,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета
е- mail: konstantinkovalv96@mail.ru
СОЛОВЬЁВ Андрей Александрович,
доктор юридических наук, заместитель председателя Арбитражного суда Московской области, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ), профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА) е-mail: solov.arbitr@rambler.ru
ХАРЛАМОВ Павел Валерьевич,
старший преподаватель кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
е- mail: 9ph@rambler.ru
ГОСТЕВ Сергей Сергеевич,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД им. В.Я. Кикотя
е- mail: dragon9006@list.ru
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
DOI 10.24411/2076-1503-2020-10314
УДК 342.7 ББК 67.0; 67.403
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАН
В РОССИИ
Аннотация. В статье анализируются социальная функция государства и ее воздействие на правосознание граждан. Восприятие правовой деятельности государства зачастую зависит от тех шагов, которые оно предпринимает в отношении обеспечения своих граждан. В свете этого, на первый план выходит социальная функция, от успеха реализации которой зависит правовосприятие гражданами государства и соответственно формирование правосознания. Авторы исследуют особенности осуществления мер социальной политики сквозь призму обыденного правосознания, указывая на активный и пассивный характер воздействия социальной функции на правосознание граждан.
Ключевые слова: функции государства, социальная функция государства, правосознание, правовое сознание, социальная политика государства, социальная защита, правовая психология.
SHEIAFETDINOVA Natalia Aleksandrovna,
PhD in Law, аssociate Professor, associate Professor of the Department of theory and of history of state and law Moscow state pedagogical University, associate Professor of the Department "Civil and legal support of national security", MIREA-Russian technological University
ZAVADSKAYA Lyudmila Nikolaevna,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor associate Professor of the Department "Civil and legal support of national security", MIREA-Russian technological University
DUKAREV Valery Vasilyevich,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor associate Professor of the Department civil law disciplines
ROZANOVA Elizabeth Vladimirovna,
PhD in Law, lawyer
KOVALEV Kosntantin Sergeevich,
post-graduate of the Department of theory of history of state and law, Moscow state pedagogical University
SOLOVYEV Andrey A.,
Doctor of Law, Deputy Chairman of the State Commercial Tribunal of Moscow Region, Professor, Kutafin Moscow State Law University, Moscow State Pedagogical University
KHARLAMOV Pavel Valerievich,
senior lecturer of the Department of judicial power, law enforcement and human rights activities, Moscow state pedagogical University
GOSTEV Sergey S.,
PhD in Law,
Lecturer of State and Law History Department, Kikot Moscow University of Ministry of internal Affairs
of the Russian Federation
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE IN THE CONTEXT OF ITS INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS
OF CITIZENS IN RUSSIA
Annotation. The article analyzes the social function of the state and its impact on the legal consciousness of citizens. The perception of a state's legal activities often depends on the steps it takes to provide for its citizens. In light of this, the social function comes to the fore on the success of the implementation of which depends on the legal perception of the citizens of the state and, accordingly, the formation of legal consciousness. The authors investigate the peculiarities of the implementation of social policy measures through the prism of ordinary legal consciousness, pointing to the active and passive nature of the impact of social function on the legal consciousness of citizens.
Key word: functions of the state, social function of the state, legal consciousness, legal consciousness, social policy of the state, social protection, legal psychology.
На каждом историческом этапе развития государства появляются различные сферы интересов, нуждающиеся в защите и развитии, которые, как правило, и понимаются в качестве функций государства [14]. Одним из приоритетных направлений в государственной деятельности стран, ставящих на первое место формирование социальной государственности, в настоящее время является социальная функция, т.к. существует повсеместно острая необходимость в создании адекватного правового урегулирования условий обеспечения достойной жизни российского общества. Однако для действительно эффективной работы государства в этой области необходимо исследовать влияние реализации социальной функции на правосознание граждан, с целью понимания роли последнего по отношению к самим функциям государства в целом и социальной, в частности.
Рассматриваемая функция представляет собой деятельность органов государственной власти в регулировании социальных отношений. Социальная функция субъекта государственной власти (что также видится справедливым и для муниципальной) проявляется в такой деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей общества. Она является фундаментальной особенностью государства, заботящегося о благосостоянии социума [15].
Данная функция органично увязана с конституционными положениями о социальной государственности нашей страны. Таким образом, Россия, как и многие зарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан. Однако статус социального государства в существующих реалиях видится скорее декларативным, а не действительным. Справедливо отмечено, что в России формирование социально-правового государства идет весьма специфично, если
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
сравнивать с Западом: происходит процесс обеспечения одновременно и первого, и второго поколения прав, начавшийся от ущемления социальных прав в пользу гражданских [3, с. 18]. При этом очевидна роль права в качестве пассивного способа отражения изменений в экономической системе и активного регулятора общественных отношений (социальных, в т.ч.).
Отдельный интерес для исследования проблематики представляет взаимосвязь социальной функции государства и его социальной политики: в рамках которой государство выполняет данную функцию, где второе - общее, а первое - частное. Это предусматривает собой необходимость достаточной обоснованности социальной политики и возможность её исполнения на практике.
Способы её реализации продиктованы особенностями развития общественной жизни: в настоящее время это охрана труда, социальная поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, здравоохранение лиц с семейными обязанностями [15].
Не менее важна и взаимосвязь таких явлений, как социальное государство (и социальная функция государства вместе с ним) и социальной защиты, которую можно определить как систему, как правило, государственных мер по обеспечению минимума социальных гарантий, прав, льгот и свобод для всех граждан страны, которая проявляет себя в материально-финансовых выплатах, различных льготах, видах консультирования, социальных программ [3, с. 37]. То есть, социальная защита - это непосредственный инструмент реализации социальной функции государства. Заметим, что проблематика бедности как социально-правового явления [16, с. 86 - 92], характерного не только современной России, исследуется в науке, что обуславливает связанность подобного состояния не только с государственной политикой, но и с сознанием населения. При этом категория «справедливость» [5, с. 44 - 48] в правосознании тесно смыкается с ее социальной версией,
связанной с распределением социальных благ, что порождает идею «социальной справедливости». Индикатором соответствия последней деятельности государства и служит наполненность социальной функции мероприятиями ожидаемыми людьми.
Особое влияние на, пожалуй, все функции современного российского государства оказывают глобализация, влияющая на бедность. В таких условиях государство становится активным участником глобализационных процессов на основе своего общего развития, что означает срочную востребованность мер по решению насущных социальных проблем. Всё вышеуказанное и привносит в проблему влияния реализации государством своей социальной функции на правосознание граждан ряд существенных позиций.
В отношении правосознания следует отметить его определение как комплексного феномена в общественной жизни, содержащего в себе философские, юридические, социально-политические и моральные аспекты, которые непосредственно включаются в различные виды юридической деятельности [4].
Касаемо философского и морального аспекта, И.А. Ильин представлял правосознание как явление гораздо более широкое и глубокое, чем сознание в целом. По его мнению, в правосоз-нательных процессах участвует, наряду со знанием и мышлением, воображение, воля, чувство, и вся человеческая душа. По И.А. Ильину, человеку недостаточно иметь четкое представление о собственных правовых полномочиях, обязанностях и запретах, но не злоупотреблять своим правовым знанием [8, с. 81]. Соответственно, будет справедливым суждение В.А. Рыбакова о том, что человек вне зависимости от собственной воли сравнивает и оценивает правовую жизнь, выстраивает свое мнение о ее явлениях на основе индивидуального жизненного опыта [12, с. 27]. Притом, что «современное право, усложненное многократно нюансностью и многовариативностью правоприменительной практики, правовой идеологией и ценностным насыщением...» [6, с. 28], представляет собой многокомпонентное явление. Таким образом, правосознание гражданина прямым образом влияет на его мировоззрение - важнейшей составляющей философского и морального аспектов, а значит, и на отношение к социально-политическим и юридическим явлениям в жизни общества и государства.
Достаточно важен и момент отношения к правовой, социальной, политической действительности, что выводит на первый план совесть, волю, долг в их правовом формате. Правовая совесть подразумевает интуитивную тенденцию к
справедливости - на этой основе формируется база отношения к тому или иному юридическому или социально-политическому явлению; под правовой волей - константную нацеленность сознания индивида (как правило, представителя юридической профессии) на создание и практической реализации необходимых обществу законодательных актов. Отдельно стоит отметить, что правовая воля носит мощнейший аксиологический характер: он заключается в её способности корректировки законотворческой и правореализую-щей деятельности, осуществляемой их субъектами, в особенности - к социально-политическим процессам, поскольку именно они вызывают в обществе крайне высокий интерес. Правовой долг представляет собой рефлексические процессы к структурам позитивного правопорядка, выражающиеся в проспективной юридической обязанности по реализации предписаний юридических норм -такой формат этого явления выражает сознательное использование правовых средств по реализации своих социальных прав, что напрямую влияет на осуществление государством своей социальной функции [2, с. 16, 21].
Правовой стыд является внутренним осознанием противоправности некого поступка для общества, исполняющий роль подавителя вредной для общественных интересов деятельности -в этом аспекте правовой стыд достаточно схож с правовой совестью, однако если первый действует на основе интуиции, то второй - процесс сознательный, а значит, является своеобразным «вторым уровнем» формирования отношения к правовым и социально-политическим процессам [12, с. 27]. Таким образом, можно заметить, что в вышеуказанных понятиях прослеживается прямая взаимосвязь, выражающаяся в их аксиологической и онтологической направленности, которые в зависимости от своей развитости влияют на реализацию социальной функции государством.
Видится, что удовлетворенность граждан своими социальными возможностями представляет первостепенный государственный интерес, отражающийся в позитивном восприятии права правосознанием. Именно поэтому, пожалуй, любое государство создаёт и реализует в рамках своей социальной функции и политики соответствующие социальные программы. Они направлены, так или иначе, на обеспечение достойного уровня благосостояния граждан и их социальных прав. При этом конкретизация этих прав выражается в федеральном, муниципальном и местном законодательстве, подзаконных и локальных нормативных актах. Данный комплекс социальных прав сам по себе определяет интерес к нему со стороны гражданского общества в целом: любой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
человек заинтересован, так или иначе, в своем социальном благосостоянии, а потому, неизбежно старается узнать, как он может этого достичь. Очевидно, что именно правовые положения, в первую очередь, смогут указать ему такие возможности, и в этом случае главную роль играет правосознание, которое в значительной степени определяет его правовое поведение. Предполагается, что данная группа социальных прав наиболее интересна обывателю с позиции ознакомления с ней, поскольку касается непосредственно его благосостояния, соответственно, потенциально выводится на первый план в правосознании сегмента правовых знаний. Кроме того, реализация государством своих социальных обязательств служит показателем его консенсусности по отношению к обществу и его нуждам, что является залогом позитивной оценки правосознанием государственной деятельности в целом. Наоборот, при консервации процессов социального обеспечения населения или при регрессе в данной деятельности наблюдается резкий обвал кредита доверия власти [9]. Кризис конституционных, а следовательно, социально-фундаментальных идей создает, и даже провоцирует возможности для формирования экстремистского мировоззрения [1, с. 38]. Применение только контрмер не поможет правоприменителям полностью справиться с пресечением совершения правонарушений [10, с. 143], часть которых, несомненно, имеет социальные корни и обусловлена неудовлетворенностью своим социальным обеспечением, потерей возможности трудоустроиться и т.п.
Влияние правосознания на социальную политику имеет активную и пассивную форму выражения. Активный характер влияния выражается в реакции гражданского общества на социально-государственные явления, происходящие в процессе реализации социальной функции государства в настоящее время. Главным образом это касается инициатив в социальных областях деятельности общества: трудовые отношения, здравоохранение, социальное обеспечение и многие другие, аккумулированные в социальных программах и уже существующем законодательстве. Наибольший интерес для тематики вызывают госпрограммы:
• «Новое качество жизни» - обеспечивается доступность социально-культурных услуг, их качество, защита уязвимых слоев населения и интеграция граждан-мигрантов, экологическая безопасность и противодействие преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков;
• «Инновационное развитие и модернизация экономики» - обеспечивается конкуренто-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
способность и эффективность процессов в наиболее прибыльных и/или перспективных для нашей страны экономических секторах, создание и развитие транспортной инфраструктуры, интеграция между регионами и слоями населения, социальная мобильность;
• «Эффективное государство» - обеспечивается рост эффективности управления государственным имуществом и финансами, укрепление рыночной устойчивости, комплекс мер по продвижению и отстаиванию интересов России;
• «Сбалансированное региональное развитие» - обеспечивается равномерное развитие регионов, распределение ресурсов между ними, совершенствование системы муниципального и местного управления;
• «Обеспечение национальной безопасности» - обеспечивается государственная безопасность (в т.ч. защита личности, общества и государства) и обороноспособность страны, включая использование экономических и социальных средств и методов [11]. Данные программы, содержащие в себе и
элементы социальной защиты граждан, несут цели, реализация которых могла бы заметно улучшить состояние современного российского общества. Однако граждане видят, особенно с развитием информационных, сетевых технологий, что государство пытается решить острые общественные проблемы, и ждут соответствующих результатов на деле. Следовательно, в зависимости от качества реализации государственных инициатив по более эффективному исполнению своей социальной функции, производится влияние на правосознание граждан. Обыденное правосознание -само по себе явление, достаточно легко поддающееся внешнему влиянию, а потому неудивительно, что если на практике исполнения государством своих социальных обязательств не видны результаты, то и вера в национальную систему государственного управления исчезнет, а вместе с ней - и вера в право, что способно привести к проявлениям правовой деформации у граждан, особенно, как видится - правового нигилизма.
Пассивный характер проявляется в факторах самого правосознания: правовых совести, воле, долге и стыде, которые образуют собой важный аспект правосознания как такового - правовую психологию, формирующуюся на основе жизненного опыта индивида и выражающую на интуитивном и сознательном уровне отношение и реакцию к уже прошедшим правовым и социально-политическим явлениям, имевшими место
быть в процессе осуществления государством своей социальной функции на том или ином временном историческом промежутке. Это означает, что на основе собственного жизненного опыта гражданин формирует индивидуальное видение правоотношений в социальной сфере (впрочем, как и к другим видам правоотношений), свое отношение к социальной политике государства, методам и средствам ее обеспечения. Посредством социокультурных процессов этот опыт накапливается в гражданском обществе, формируя общественное мнение. А потому будет справедливым сказать, что правосознание граждан через гражданское общество диктует саму положительную или отрицательную оценку эффективности деятельности государства в отношении социальной функции, в зависимости от уже существующего его практического опыта в этой сфере. Так, ощущается неудовлетворение гражданами реализации государственной программой «Стратегия 2020» [13].
Что касается проведения в жизнь социальной функции в контексте ее влияния на профессиональное и научное правосознание, то, как и в случае с обыденным правосознанием, на них также влияет правовая психология, однако с гораздо более ярко выраженными проявлениями правовой воли и правового долга. Это связано с более значимой ролью, а значит, и уровнем их социально-правовой ответственности, субъектов этих видов правосознания - работников в своих профессиональных сферах, в т.ч. юридической и социальной, и деятелей науки. Так, профессиональный юрист, управленец или журналист в своей деятельности стремится выявить проблемные вопросы и предложить практические варианты их решения, а учёный вырабатывает их теоретическую основу, что и объясняет особую значимость правовой воли и правового долга в их профессионально-научных изысканиях.
Соответственно, за свои труды указанные субъекты несут социально-правовую ответственность перед обществом и государством, выражающейся в практической и научной значимости своих рассуждений, а также, если их положения были приняты к исполнению в государстве - за эффективность их осуществления. Таким образом, сквозь призму профессионального и научного правосознания также происходит влияние как активной, так и пассивной сторон реализации социальной функции государством: субъекты этих видов правосознания, как люди, в большей степени близкие к осуществлению социальной политики и защиты государством, формируют на основе правовой совести и правового стыда гораздо более детальное отношение и оценку к вышеуказанным процессам как в настоящее
время, так и на основе жизненного ретроспективного опыта.
Следовательно, характер влияния реализации социальной функции государства на правосознание носит активный и пассивный характер:
• активный характер: успешность и эффективность исполнения государственных социальных обязательств в виде программ и существующего законодательства в настоящее время;
• пассивный характер: накопленный гражданским обществом ретроспективный опыт по практическому воплощению социальной политики государства.
Список литературы:
[1] Анисимов Н.Н. Изменение основного закона России в контексте формирования конституционной идентичности и противодействия терроризму // Противодействие терроризму: проблемы 21 века. - 2019. - № 1. - С. 37 - 43.
[2] Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. - 1998. - № 3. -С. 16 - 21.
[3] Белов В.Г. Социальное государство и гражданское общество // Ценности и смыслы. -2009. - № 3. - С. 16 - 27.
[4] Бреднева В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2009.
[5] Глобенко О.А. Дефиниция справедливости в правовой догматике: проблемы интерпретации и роли как ключевого принципа реализации публичной власти // Образование и право. - 2019.
- № 1. - С. 44 - 48.
[6] Глобенко О.А. Догма права: трансформация в контексте современных реалий правопорядка // Право и государство: теория и практика. -2018. - № 7 (163). С. 28 - 32.
[7] Зыкова Н.Н., Крысова Е.В. Социальные программы как инструмент реализации социальной политики и поддержки на предприятии: российский опыт // Вестник Полесского гос. ун-та. Сер. общественных и гуманитарных наук. - 2016.
- № 1. - С. 36 - 40.
[8] Ильин И.А. О сущности правосознания. -Т. 1. - М.: Рарогъ, 1993.
[9] Пенсионная реформа - Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/2018/07/05/pensionnaya-reforma-3/ (дата посещения: 30.11.2019).
[10] Петрова Р.Е. Ближайшее окружение правонарушителя: проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: матер. IV Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. - Симферополь, 2019. - С. 139 - 143.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020
[11] Портал Госпрограмм РФ / Проекты / Программы. URL: https://programs.gov.ru/Portal/ (дата обращения: 30.11.2019).
[12] Рыбаков В.А. Правосознание: вопрос о понятии // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право».
- 2015. - № 3 (44). - С. 23-28.
[13] «Стратегия 2020» - Неутешительные результаты. URL: https://mbk-news.appspot.com/ suzhet/strategiya-2020-neuteshitelnye-itogi/ (дата обращения: 30.11.2019).
[14] Ткачева Г.В. Проблемы обновления социальной функции современного Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Ставрополь, 2004.
[15] Харлова С.Г. Трансформация социальной функции государства в современном российском обществе: автореф. дис. . канд. юрид. наук.
- М., 2010.
[16] Ширяева С.В., Ильягуева A.A., Глобенко О.А., Портная Е.Б. Российские юристы конца XIX века о бедности как о социально-правовом явлении // Образование и право. - 2018. - № 4. - С. 86-92.
Spisok literatury:
[1] Anisimov N.N. Izmenenie osnovnogo zakona Rossii v kontekste formirovaniya konstitucionnoj identichnosti i protivodejstviya terrorizmu // Protivodejstvie terrorizmu: problemy 21 veka. - 2019.
- № 1. - S. 37 - 43.
[2] Bajniyazov R.S. Pravosoznanie: psihologicheskie aspekty // Pravovedenie. - 1998. -№ 3. - S. 16 - 21.
[3] Belov V.G. Social'noe gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo // Cennosti i smysly. -2009. - № 3. - S. 16 - 27.
[4] Bredneva V.S. Urovni pravosoznaniya i yuridicheskaya deyatel'nost': avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb., 2009.
[5] Globenko O.A. Definiciya spravedlivosti v pravovoj dogmatike: problemy interpretacii i roli kak klyuchevogo principa realizacii publichnoj vlasti // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 1. - S. 44 - 48.
[6] Globenko O.A. Dogma prava: transformaciya v kontekste sovremennyh realij pravoporyadka // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2018. - № 7 (163). S. 28 - 32.
[7] Zykova N.N., Krysova E.V. Social'nye programmy kak instrument realizacii social'noj politiki i podderzhki na predpriyatii: rossijskij opyt // Vestnik Polesskogo gos. un-ta. Ser. obshchestvennyh i gumanitarnyh nauk. - 2016. - № 1. - S. 36 - 40.
[8] Il'in I.A. O sushchnosti pravosoznaniya. - T. 1. - M.: Rarog», 1993.
[9] Pensionnaya reforma - Levada-centr. URL: http://www.levada.ru/2018/07/05/pensionnaya-reforma-3/ (data poseshcheniya: 30.11.2019).
[10] Petrova R.E. Blizhajshee okruzhenie pravonarushitelya: problemy pravovogo regulirovaniya // Aktual'nye problemy sravnitel'nogo pravovedeniya: mater. IV Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i magistrov. - Simferopol', 2019. - S. 139 - 143.
[11] Portal Gosprogramm RF / Proekty / Programmy. URL: https://programs.gov.ru/Portal/ (data obrashcheniya: 30.11.2019).
[12] Rybakov V.A. Pravosoznanie: vopros o ponyatii // Vestnik Omskogo un-ta. Ser. «Pravo». -2015. - № 3 (44). - S. 23-28.
[13] «Strategiya 2020» - Neuteshitel'nye rezul'taty. URL: https://mbk-news.appspot.com/ suzhet/strategiya-2020-neuteshitelnye-itogi/ (data obrashcheniya: 30.11.2019).
[14] Tkacheva G.V. Problemy obnovleniya social'noj funkcii sovremennogo Rossijskogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. -Stavropol', 2004.
[15] Harlova S.G. Transformaciya social'noj funkcii gosudarstva v sovremennom rossijskom obshchestve: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2010.
[16] Shiryaeva S.V., Il'yagueva A.A., Globenko O.A., Portnaya E.B. Rossijskie yuristy konca XIX veka o bednosti kak o social'no-pravovom yavlenii // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 4. - S. 86-92.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020