Научная статья на тему 'Реализация системы методических процедур построения аграрной инновационной системы в условиях Республики Адыгея'

Реализация системы методических процедур построения аграрной инновационной системы в условиях Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АДЫГЕЯ / РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова Марина Казбековна

Представлена система методических процедур качественого и количестенного оценивания аграрной инновационной системы (АИС) Республики Адыгея на основе понятий теории графов и методе анализа иерархий. Идентифицированны области, которые будут усилены и предложены варианты для улучшения работы аграрной инновационой сстемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системы методических процедур построения аграрной инновационной системы в условиях Республики Адыгея»

Лшипова М.К., МГТУ, г. Майкоп

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР ПОСТРОЕНИЯ АГРАРНОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ JB УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Представлена система методических процедур качественного и количественного оценивания аграрной инновационной системы (ЛИС) Республики Адыгея на основе понятии теории графов и методе анализа иерархии. Идентифицированы областиг которые будут усилены и предложены варианты для улучшения работы аграрной инновационной системы.

REALIZATION OF SYSTEM OF METHODICAL PROCEDURE OF ADYGEAS AGRARIAN INNOVATION SYSTEM FORMATION

Resume. The methods of quantitative and qualitative evaluation of agricultural system of the Republic of Adyghea are presented. The regions that will be improved have been indentified.

В аграрной политике государства важное значение имеют инновационные приоритеты, реализация которых требует разработки специальной инновационной политики и конкретных программных действий. Ныне нет четких рекомендаций и предложений по формированию такой политики как на федеральном так и на региональном уровню, и тем более ее реализации применительно к условиям АПК. В связи с этим, необходимо разработать совокупность конкретных мероприятий, направленных на осуществление инновационных процессов и ускорение научтю-технического развития агропромышленное производства. Для чего, на наш кзшяд. целесообразно в рамках системного подхода выделить концептуальную структуру, характеризующую инновационную деятельность различных организаций (фирм, банков, государственных и частных НИИ, неправительственных организаций и т.п.), набор взаимосвязей между ними к факторы, порождающие зпги взаимосвязи. Такой подход предполагает построить две зкономико-матсматические модели аграрной инновационной системы (АИС), основанные на методе теории графов и методе анализа иерархии (МАИ).

Теоретико-графовая модель, разработанная Гудзоном и Ричардсоном [1] позволяет исследовать ключевые свойства региональной инновационной системы АПК, а метод анализа иерархий (МАЙ) позволяет вьщелить наиболее значимые элементы, Во-первых - это звенья (каналы) между выделенными основными компонентами АИС, связывающие собранные данные и отображаемые в матричной форме. В таком случае, используя эти связи (каналы, звенья) создается структура причинно-следственной связи и возможные кластеры (группы, блоки) и тогда являются обнаруженными основные взаимодействия разводки цепей (магистралей). В заключение делаются указания по построению и совершенствованию деятельности АИС.

Метод анализа иерархий [2,3] считается одним из наиболее эффективных целевых методов решения слабоструктурированHbjx задач планирования и управления на различных уровнях экономической системы. Он состоит в декомпозиции проблемы на простые част и элементы, которые оцениваются по шкале МАИ в виде суждений. Затем на основании обработай суждений методами матричной алгебры получаются конечные оценки в решении рассматриваемой проблемы (построения оптимальной АИС). При этом определяется, относительная степень взаимного влияния в иердр-

хии> Иерархии представляют собой определенный вид системы, основанный на предположении, что ее элементы могут группироваться в относительно не связанные множества.

Таким образом, синтез двух моделей позволит обосновать и построить организационную структу ру АИС.

Связи между компонентами АИС устанавливаются на основе данных, полученных через анкет?пне опросы. Затем, используя, эти связи* устанавливается причинно-следственная связь и структура* которые определяют возможные группы (или подсистемы) и пути их взаимодействия [4]. В заключение делаются предложения, которые способствуют разработке АИС.

Понятие 1 (Матрица Взаимодействия) .

Ключевое преимущество представляемых сложных графов в матричной форме заключается в 'юм, что матричная алгебра позволяет проверять лежащие в основе характеристики системы. Контролируемость разрешимость и разложимость на составные части (декомпозитируемость) системы может неожиданно помочь изучить граф с помощью преобразования матриц.

Предположим, что организация АИС преследует цели развития, распространения, и применения новых или улучшенных технологий в сельском хозяйстве, Предположим далее, что оно состоит из пяти акторовЬ высшие чиновники, которые обозначим символически буквой (Р), исследовательские и образовательные учреждения СЮ. акторы занятые с обработкой информационных ресурсов (Ы. хозяйства всех категорий АПК (Р)д и внешние вспомогательные организации (А).

Взаимодействия между этими пятью акторами описываются условно двигаясь последовательно по часовой стрелке. Сначала акторов располагают на диагонали матрицы, таким образом, чтобы обеспечивать их бинарное взаимодействие в недиагональных ячейках матрицы АИС [о|. Взаимодействие обозначают двумя буквами РК и помещают в ячейке, на пересечении первой строки и второго столбца матрицы АИС [о] (см. рис. 1). Полученный таким образом термин «Р1Ъ> обозначает, что актор Р взаимодействует с актором 11. и что Р является инициатором этот взаимодействия. Аналогично, в ячейке второй строки, первого столбца помешается термин ЖР» - взаимодействие между 11 и Р, и что К является инициатором взаимодействия. Двойные взаимодействия в матрице АИС [о] представляют дорожки с одним краем, так как эти взаимодействия имеют место только между' двумя актерами и не вовлекают никакого промежуточного актора (ов). Следует отмстить. что РЯ, например, представляет дорожку с одним краем, обозначенную Р—так как Р непосредственно влияет на К. Все остальные элементы матрицы строятся аналогичным образом.

" Р РК РЕ РР РА

А18[о\ =

ЯР

ЕР

ЕР

ЛР

X

ЕЯ

РК

АН

РЕ

Е

РЕ

АЕ

кР

ЕР

Г

АР

КА

ЕА

РА

А

Рис. 1 Матрица АИС [о]

Попятив 2 (Кодирование Матрицы Взаимодействия)

Двойные (бинарные) взаимодействия в АИС [о] кодируются единицей (1). если взаимодействие существует и оно важно для исследования, и нулем (0), если взаимодействие не существует, или если исследователь неспособен идентифицировать его, или если оно существует на незначительном уровне. Заполним для примера матрицу АИС [с] произвольно выбранными значениями 0 и 1:

А1$с\ =

р 1 1 0 1

0 я 1 1 а

1 0 Е 1 1

0 1 0 р 0

0 0 0 1 А

или

1 Актор - лицо или социальная группа, выполняющие определеннее функции в общее?*». Акторы - субъекты деятельности, действующие яйца, участники тех или иных взаимодействий.

Согласно с этим кодированием а АИС [с], Р влияет на (Я, Е, А); К влияет на (Е. Р); Е влияет на (Р, Р, А); Р влияет только на Ы; и наконец, А влияет только на Р. Заметим, что Р влияет на Я, но не наоборот- Эго представлено 1 в первой строке шхэрого столбца и 0 во второй строке первого столбца. Точно так же Р не влияет на А, но А влияет на Р, которое представлено нулем (0) в четвергом строке пятого столбца и единицей (1) в пятой строке четвертог о столбца. Очевидно, что в соответствии с принятыми соглашениями взаимодействия в матрице АИС [с] не обязательно являются направленными и симметричными. Другой способ представления той же самой информации как в матрице ЛИС [с] через так называемый направленный граф (или диграф). Диграф состоит из пяти вершин (или акторов) (Р, К, Б, ¥, А)? и принимает вид неявной

Понятие 3 (Качественное Кодировании)

Бинарные (двойные) взаимодействия обозначайся (+) или (-) в зависимости от природы влияния одного актора на другого. Например, КР о матрице качественного кодирования АИС [ц\ принимает значение 1, указывая, что действия Я влияют на Е положительно. Напротив, значение -1 в ячейке ЕЯ указывает, что действия Р влияют на к отрицательно. Такие ситу ации могут легко возникнуть в действительности. Например, действия в области исследования и образования могли бы улуч-шить условия жизни фермеров, но неотзывчивость фермеров в области исследования, будет препятствовав качеству проводимых, исследований. Такая асимметрия - не всегда случайна. В некоторых случаях, агенты показывают последовательное поведение. Такая последовательность происходит особенно в системах, где отношениями между агентами управляет некоторая власть.

Р

0

1

о

о

о

-I

о

Е

0

О

0

1

I

Г

1

]

о ■" 1 о }

Понятие 4 (Бинарные взаимодействия против направлений взаимодействий)

Как уже говорилось Р—>11 - обозначает бинарное (двойное) взаимодействие. Однако возможен также следующий путь Р—>Р—- путь взаимодействий между Р и К. В пределах содержания матрицы АИС [с] прежнее взаимодействие с одним краем представляет прямой контакт между Р и К., в то время как последнее взаимодействие с тремя краями представляет путь контактов между Р и Я. Согласно этой тропе, Р влияет на Ь, который затем влияет иа Р, который в свою очередь влияв! на Я. Выбор между взаимодействиями с тремя краями и с одним краем зависит от ценностей, назначенных иа каждый край в АИС [с]. Поясним, что мы имеем в виду под матрицей АИС [у]:

Л/,У|у} =

р л 1 0 I

0 я 1 2 0

2 0 Е 3 4

0 5 0 Г 0

0 0 0 1 А

Неявно в кодировании матрицы АИС [у] присутствует предположение» что каждый компонент имеет объективную (целевую) функцию и ряд ограничений, и что общее решение, полученное одним компонентом, влияет на работу других компонентов. Далее мы предполагаем, что влияние (то есть, двойные влияния) этого пересекающегося компонента может быть определено количественно неявной функцией. Как только эти условия удовлетворены, анализ взаимодействий можно провести следующим образом. Если в матрице АИС [V] принять бинар-

иое отношение Р—имеющим ценность в три (3) балла, го Р—*Е-*Р—будет ценность 9 баллов, который является суммой ценностей, назначенных на каждый край: то есть. 1 назначен на і Р~3 на Е—и 5 на Р—Если цель состоит в том. чтобы максимизировать (минимизиро- ■ вать) влияние, то тропа Р->Е—>Р-»-К. (бинарное отношение Р—>К) будет оптимальным выбором. \ Необходимо отметить, что матрица АИС [с] может иметь тропьт не более чем с четырьмя края- ' ми, так как сисгема имеет только пять акторов,

* « * • По на тие 5 (Структура прич инчо-следстаен иои связ и) \

Что является основным в структуре причинно-следственной связи заложенной в матри- і це АИС [с]? Какие агенты в системе являются источниками влияния, а какие являются подчи- | ценными? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны дать определение терминам 11 причина1’ ? (С) и "эффект11 (Е)7 которые обозначили соответствующими буквами. Причина на агенте опре- г дсляется как сумма значений в соответствующей строке АЙС [с], а эффект других на агенте »• определен как сумма значений в соответствующем столбце АИС [с]. На рис. 1 представлена ! причинно-следственная система координат и вычислены следующие координаты: (37 1) для Р,. ; (2, 2) для Я, (3,2) для Е, (1. 3) .для и (1, 2) для А. Рис. 1 доказывает основную структуру при- ; чинно-следственных связей, где Р - ключевой источник, в то время как Р - получающий (подчиненный) ключ, в системе. Это означаем, что управление АИС [с] может быть в большей сте- . пени оправдано, если сосредотачиваться только на Р и К.

Рис. 1. Структура причинно-следственной снят в АИС

Понятие 6 (Плотность структуры причинно-следственных связей)

Плотность <1, структуры причинно-следственных связей может быть вычислена как с1 = Ы\п(п-\)\ с I >с1> 0, где Ь обозначает общее количество существующих бинарных взаимодействий. и п - значение размерности матрицы АИС [с]. Учитывая это определение, в нашем слу- . чае (примере), плотность АИС [с] равна 0.5, 6-10 и п=5. Полностью тождественные структуры ; будут иметь d=l, означая, что все агенты связаны друг с другом.

Понятие 7 (Кластер (группа))

Кластер - это подмножество акторов, которые имеют близкие координаты на графике причинно-следственного эффекта. Этот график - полезный инструмент для того, чгобы обнаружить кластеры в системе. Это понятие, особенно полезно в системе с большим количеством акторов, помогает нам идентифицировать (выделять) подсистемы и исследовать их характеристики.

Использование представленной методики позволит разработать аграрную инновапи- \ онную систему (.АЙС) в рамках системного подхода, при этом можно выделить концептуапь- 1 ную структуру, характеризующую инновационно - деятельность различных организаций < (фирм, банков, государственных и частных НИИ, неправительственных организации и т.п.), \ набор взаимосвязей между Ними и факторы, порождающие, эти взаимосвязи. |

Для построения АИС исследованы ключевые компоненты АИС Республики Адыгея: \ экономическая полтика; наука; образование; кредит; расширение и информация; поставка, | производство, и сбыт; сельхозтоваропрошводителн; консультирование; и внешняя (иностран^ | иая) помощь. В частности, рассмотрены их организациоиньте структурь!, вынужденные меры и возможности, ключевые наблюдения и заключения, рост связей и ограничения, в результате чего составлена организационная структура АйС Адыгеи (рис. 2).

Б1

П

Парламент

Постоянных комиссия науки, образования и культуры

Рсгиональнал Кл6п/Г«т МЛНКС7ГЮБ Региоялпьная кс^иссия

КО?<ИССНЯ г*п ?4оаск раз е (ш-п-з

шрарнык реформ ’гастых^ерм

Министерства и комитеты

Министйркггао финансов

Созсг по сгратсгичс^му р31Р'лтиК|

ярк Президент* РА

Министерство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельского

хозяйства

Министерство экономического развития и торговли

Региональный

Земельный

комитет

Министре ГОО обраЗОйЭНИ*

Министерств

тимй ОАЫН сборав

Ч* ’

•• • V V . V» • •

й^:Ц-й;

Р4

Игс/лдовательс-

КИЙ секТОр сель*

скохо^йстисшюй

КИНОМ ИКОНКОЙ СИСТЕМЫ

Няучяо-исследова-телдокй институт сельского хомяке! ыа РЛ

Адыгейский

На>-ЧН1>-

ИССЛЗДОИН-

тельский

икстнтуг

гумани-

ицшы.ч

исс ле домни й

ч» V.:..

^ С’*' "• ' V Ьс г •'*?' 4: •

Ч-. <•• :<*>? \ Г V к: :Г* : •*.: : •• • <су-- -

Г осударствсн-ные я частник образо&агек!/-ные учреадентгч 0М*Ше1Х1 Про фсссмом&иотог? образования

Сельскохо-зяйсжмные гаС^дарСТ«6НШ0й и частные колледжи

, - V:.: .

Г5_ •; .

. :

/ • < **

• •' . \<г

* * и1

/- .-у»

•у..

л-чЧу);

V. . *■

*. .л:’**

Агентство

р«ГНОНа.:С1.||0ГО

развития

Икноыинонио-техннчееккй центр

Няучно-тсхкический аг1Гф Майюоисяого государстве кног-у-технологического унивелскгета (МГХУ) 'САПСАН»

ч»:Л-./*

Научно-

исспедовгптяь-

СХЗ* Лаборатория

проблем развития региональной ЭХ1>«0«ИИЛ при МГТУ

V . V-

‘/.•V:

, '.А 1

к.. -.м*

N1'' \ , , ; - •

V .к. * . » V . • • .

С. •. .‘V. ‘Л.** ..:: % * •. •• ч

V-.

. ; • */• •-

* V... >?

Гб

Управление

сельскохозяй-

ственно!^

ксхлеаоваиия

Проект

РДЗЗИ?их и

кредита

сельского

ХСЭЯК^ТДа

Программа «Стратегия ргл>*«'я АПК ?А»

чл • л .*.

Центр информациич-к^гx к кгжеулътаиион-ных усл>т

.VI "• / ;: ^г-ч*;. .* ;*•

. л-. •••*.*

■ Частные агрокст- * сульта-и^окнме фир\ш

I

Инфор

оикос полрьи-д«.*1е«ие рас-пр1ял ранения нифор^аи^и

Сор=виоад-гельная с кс-7с«а 1-райюв

прс<кт-

ные

гранты

экспсрим^ш 1и икъ«е

фермы

,----------------------------I

■ \?аркетинг '

! Обруботкя

I

I-------------------*---------1

Агруч^ер^ис

Функции.: П: Общая выработка тактики. В2: Формулщняка политики, координация, наблюдение, гг оценка. ГЗ: Финансиргжание, Г4: Роботе, Р5 Распространение технологии, Ь"6; Применение ткхиолотк,

Сост-авлсн автором

Блок у основания рисунка включает частных, агентов, большинство из которых вопле-чены в применение технологий.

Таблица 1 представляет ключевые факторы, ограничивающие взаимодействия и нд и виду альных компонентов и эффективного использования механизмов связи.

Организации классифицированы по плести функциям; общий делающий политику (Р1), работа (Р2), формулировка политики, координация, наблюдение и оценка (РЗ), распространение технологии (Б4), финансирования (Т5). и внедрение технологии (Рб). Этот рисунок помогает нам визуализирован» организации с подобными ролями и связями -между ними. Например, орштзации в первом слое выполняют только две функции: Р1 и ¥2; во втором слое выполняют только две функции; ¥2 и ¥3. Ячейка Министерств и Комитетов разделяет первые и вторые слои, в то же самое время, подразумевая, что организации в пределах этого блока выполняют функции ¥\,¥2, и КЗ. Одинаково важный -тип связи между ор1анизациями, обозначается однонаправлеиными и двунаправленными стрелками.

Таблица 1* Факторы, ограничивающие взаимодействия и механизмы согласования1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 " • 1 Политика \ 1 ■ 1 Неясная политика науки и технологии; тяжелое реформирование: чрезмерная организационная раздробленность; перекрывающие обязательства; ограниченные квалифицированные человеческие ресурсы; нехватка соответствующих источников финансирования; ограниченные физические ресурсы; недействующие информационные еди-1 гицы распространения; ограниченное разделение средств обслуживания.

Г \ ■ ! \ \ Исследования 1 ■ ! \ Неясные обязательства; отсутствие сельскохозяйственных приоритетов исследования; чрезмерная раздробленность системы исследования; тяжелое реформирование; не- = хватка соответствующих финансов; ограниченные квалифицированные человеческие • ресзфсы; сверхзанятость; бедный доступ к знанию об информации относительно новых технологий; неэффективное использование существующих рес\ рсов.

Образование Неопределе!шая политика в облает сельскохозяйственного образования; ограниченные физические ресурсы: нехватка финансов; отсутствие благосклонных процедур и инструкций; бедная система Связи; ограниченные квалифицированные человеческие ресурсы; низкая подвижность (активность) экспертов; неадекватный доступ к информации.

Кредит Не работают сельскохозяйственные кредитные учреждения.

Расширение и информация Отсутствие интереса фермеров в уел у I ах расширения; нехватка инициатив использовать существующее сельскохозяйственное знание и информационный запас; организационная жесткость и долговременность административных процедур в государственных учреждениях; слабое сотрудничество между частными и международными организациями; ограниченные квалифицированные человеческие ресурсы; неадекватный (не отвечающий требованиям) доступ, на рынок информации; и неадекватные источники финансирования.

Частные предприятия Ограниченные организаторские навыки; ограниченные физические ресурсы (например, машинные информационные источники и средства хранения); информация относительно событий рынка; высокие таможенные пошлины и международные трудности; длительные процедуры контроля качества; нехватка механизмов (например, симпозиумов и семинаров), чтобы получиль информацию относительно международных рынков; слабые правовые рамки; неэффективные денежно-кредитные сделки.

Фермерские организации Участки земли 'мелких фермеров слишкоч малы, для того чтобы думать о сельском хозяйстве для рынков; слаборазвитая инфраструктура рынка (дороги, транспорт, коммуникация, и т.д.); чрезмерный экономический риск; бедные навыки управления фермерским хозяйством; нехватка доступа к информационным источникам.

Частные консуль- тирования Неопределенные сельскохозяйственные приоритеты; слабая ответная реакция фермеров для развития рынка:* низкое общественное понимание экологических проблем; долговременные ддми ни стратив * ше процедуры; неадекватный доступ на рынок ин-(]юрмации; слабые связи клиента; нехватка превентивного исследования.

Внешняя помощь Коммуникационные трудности с чиновникам» вьклпего ранга; недостаточная месгная способность дня проектного сотрудничества; ограниченный квалифицированный персонал; неадекватные материальные и финансовые ресурсы национальных сторон сотрудничества; слабая юридическая система

1 Составлена автором

Существующая АИС Адыгеи испытывает недостаток в культуре инноваций. Агенты в системе не имеют стимулоЕ для инновационной деятельности. Главная причина этого неразвитость рынков и учреждений. Ключевое препятствие не только отсутствие структуры, чтобы вести инновационные действия, но и отсутствие инициатив развивать ее. В настоя шее время АИС должна обратить внимание на следующее:

Региональная сельскохозяйственная политика, политика в области науки и технологий это только оредодеылки Для сельскохозяйственного развития вообще, а ДЛЯ учреждений я и новац ионной сельскохозяйственной системы ъ -частности. При пыделетт сельскохозяйственных приоритетовгв исследованиях происходит оживление кретических частей системы и ориентации их на. рынок, при этом подготовка учебных планов сельскохозяйственных учреждений образования требует ясного руководства на политическом уровне. К сожалению, отсутствие такого руководства подвергает опасности рост не только общественных (государственных), но также и частных объектов в сельскохозяйственном секторе. То есть подготовка кадров для ведения инновационной деятельности наиболее важный момент.

Проект этих' направлений политики должен рассматривать значения новшеств для отдал синего экономического роста. Так как, во-первых, знания* накопленные в результате инвестиций в новые технологии и человеческий капитал играют существенную роль в экономическом росте и на это требуется время. Трудоемкие и естественные ресурсоемкие пути к росту ограничены пригодностью естественных и человеческих ресурсов. Они подчинены уменьшению и не возобновляются, в то время как пути, к которым ведет знание, кажется, не стоят перед такими ограничениями. Поэтому, информационные и коммуникационные технологии, человеческий капитал - самые важные технологии. Во-вторых, это накопление определяется начальным распределением и следует по нелинейному пути. Оно формируегся взаимодействием рыночных и нерыночных организаций. Поэтому приватизация земли и перерабатывающих предприятий должны получить больше внимания от высших чиновников. В-третьих, проект и координация учгреждений и процедур, вовлеченных в управление более сложных взаимозависимостей заслуживают специального внимания, поскольку рост приводит к увеличивающейся специализации задач. Наконец, политика в области науки и технологий долясна быть в состоянии использовать в своих интересах процессы глобализации.

Необходимо развивать эффективные направления исследований в сельском хозяйстве, развивать стратегии в области науки и технологий. ')то требует современного сельскохозяйственного знания и информационных изобретений .(программных продуктов, баз данных и т.п.). а также ясных указаний на политическом уровне. После их установления, они должны будут сделать ясными пуги для частного сектора, чтобы начать их рентабельные усилия.

Должно быть усташвлено финансирование механизмов и совместно должны использоваться общие руководящие принципы политики для сельскохозяйственного сектора, науки и технологий. Существует потребность в ускорений реформы сельскохозяйственных кредитных учреждений, поскольку' присутствие сильных финансовых источников продвинуло бы инвестиции в сельскохозяйственном секторе с одной стороны и вызвало бы совместные действия, по крайней мере, между политикой и компонентами кредита системы новшеств на другом.

Необходимо формирование окружающей среды с едиными эффективными правовыми рамками, системой прав собственности и механизмами их осзтдествления,.которые облегчили бы внедрение новшеств. Очевидно, что в такой окружающей среде было бы не трудно частному сектору использовать и сформировать существующую инфраструктуру знания, чтобы удовлетворить спрос рынка. Эю взаимодействие между частным сектором, и инфраструкгурой знания ускорило бы 1101 ок знаний, вложенного в людей {то есть, в молчаливую форму) и в организациях {то еегь, в специализированной форме). Окружающая среда, предоставляющая возможности с вышеупомянутыми квалификациями далее проложила бы. путь к росту агентов интерфейса, которые могли объединить, разъе-даенных в настоя щее время агентов в системе новшества.

Более темно-заштрихованные ячейки в матрице 1 -показывают области, где связи должны бьггь срочно установлены {или усилены)» слегка-заштрихованкые ячейки показывают области вторичной важности; и.пустые ячейки - области, где нет источников инфорчадии необходимых в настоящее время, потому, что функции представленные пустыми .ячейками могут быть установлены через другие пути. Например, нет никакой потребности в настоящее время, тгобы установить связь I—>Р, потому что путь I—*Р уже достигает этого. Необходимо указать, что использование темно-заштрихованных ячеек только помогло бы знанию и информации, содержавшейся в струк-

туре потоков системы от одного места до другого. Уникальная особенность нашего теоретической го графа представленных существующих установленных взаимодействий - то, что он позволяет нам видеть все возможные пути (или стратегии) в системе. Например, путь Iі—*С—

Это - один из каналов обратной связи (или петли), которые позволяют компоненту политики оцени вать эффективность кредитной политики. Предположим, что правительство осуществляет но* вую кредитную политику (Р—*С), которая увеличила бы поставку кредита сельхотговаропро из водителям (С—*її). Эти производители передали бы информацию об эффективности кредитов, кото-рые они получили к расширению и информационному компоненту (Р—►!). Эта информация могла быть обсуждена на встрече с исследователями, сельхозтоваропроизводителями, специалистами по кредитуй и агентами развития (I—*НК). Наконец» исследователи могли сообщить результаты всірєчи высшим чиновникам (Я—>Р). Как только этот крут взаимодействий закончен, правительство было бы в состоянии примерно оценить эффективность его кредитной поп тики. Альтернативный канал обратной связи политики - Р—*0->М-+1—>Е—*Р. Можно расширить список и других видов механизмов обратной связи или путей взаимодействия.

Матрица 1 может быть далее использована для того, чтобы развить альтернативные страте-гии внедрения новшесге. Рассмотрим, например, стратегию, стремящуюся к распространению новых методик повышения урожая. Очевидно, сельхозтоваропроизводители, ¥у являются конечными пользователями, в то время как источники новых знаний о технологии повышения урожая могли бы измениться. Предположим, для простоты, что внешний компонент помощи, X, является поставщиком нового знания о технологии повышения урожая. Вопросы: Каковы возможные пути взаимодействия между X и ¥? Какой путь является лучшим? Концентрируясь только па более темно-заштрихованных ячейках в матрице 1, мы можем придумать довольно много путей, каждый из которых соответствует различной политике. Самый простой путь, чтобы распространить знание о новой технологии повышения урожая это связать сельхозтоваропроизводителей непосредственно с преподавателями, которые обучать новой технологии, расскажут о том. как внедрять новую технологию: то ееть путь X—Но этот путь с одним краем очень трудно реализовать, поскольку импорт новых вариантов технологий обычно бьш бы подчиненным проверке качества правительством. В случае качественных стандартов; пути, включая X—>1—Х->Г~*М—>¥, X—►Г-+Р, X—»1—►М—и X—>Е—*11—♦1-;все становятся невыполнимыми. Предположение, что национальные научно-исследовательские институты проверяют качество импортированного новаций, уменьшает число выполни мых пуіей к двум: X—и X—>I——*Р. Эти пути содержа! различные значения для развития ссльекохозяйсгвенного сектора. По первому пути, нововведение проверяется на экспериментальных станциях научно-исследовательских институтов и результаты затем передаются к распространению и информационному ком помету. Наконец, специалисты по развитию передают информацию относительно нововведений сельхозтоваропроизводителям. Второй путь побуждает частный сектор принимать участие в процессе распространения. Импорт успешных сортов разрешается и сельхозтоваропроизводители имеют доступ к новой технологии через сделки на рынке. Этот выбор позволяет системе рынка развиваться, в то время как бремя обучающихся сельхозтоваропроизводителей перенесено на плечи фирм. Такой путь более эффективен, зависит от целей и ограничений, политики в области развития аграрного производства.

Посреднические учреждения, типа организаций по сбыту; сельхозпредприятий, торговли и организагтий торговли, и платформ для конструктивных диалогов должны шрать более активную роль в обеспечении действий совместных компонент I, М. Р и Р и Очевидно, связи между этими

компонентами могут быть усилены через диалоги политики, где посреднические учреждения могли бы передавать информацию от I, М, Т к Р и К. Такая передача информации должна помочь Р, и К при оценке исследований сельскохозяйственной политики и сельскохозяйственных приоритетов, соответственно. Заштрихованные ячейки в матрице взаимодействия 2 показывают, какие компоненты будут развиты, чтобы привязать производительные компоненты (М5 Б) к политике и компонентам исследования (Р, Я) через информацию и компонент развития (I), Ключевая роль назначена компоненту Ц поскольку это, как ожидается, будет центром взаимодействий между (I, М, Р) и (Р, К).

Матрица 2. Путь: Р, Л, I, М, К

Исследование не должно быть изолированным явлением; оно может быть объединено в систему в двух стадиях. Первая стадия требует, чтобы вышеупомянутые посреднические организации и частный компонент консультирования помогли К* М., и Р обмениваться информаций. В следующей стадии, К, через объединенные исследовательские действия с X, мог бы представить себя глобальным процессам. С успешным завершением этих сгадий, национальные учреждения исследования были бы в состоянии расширить их исследования и развить более эффективные приоритеты исследования. Окончательная выгода - го, что исследовательские организации были бы в состоянии взять на себя инициативу в формировании национальной системы исследований согласно потребностям страны. Заштрихованные ячейки в матрице 3 показывают в:?аимодейсгвия, которые будут развиты, чтобы связать II сначала с М, Р, и О, и затем с X.

Общественные (государственные) исследовательские и консультативные учреждения, хозяйства всех категории АПК, компании обеспечивающие услуги, частные предприятия, и неправительственные организации, все участвуют в процессах нововведений. При этом они действуют совместно или отдельно, если очи поощрены определенными стимулами или определенными предложениями, финансированием. Положительным шагом в этом отношении вы-ступает недавно созданная конкурентоспособная система грантов. Главное предварительное условие, которое исследуются в предложениях, это ускорение взаимодействий и соревновательность между общественными и частными исследовательскими центрами.

Матрица 3. Пут ь: II, М. И, В, X

Заштрихованные ячейки в матрице 4 показывают возможные связи, которые требуются для поддержания действия частных компонентов М и ¥ материально. 11ри этом, возможно существование трех возможных путей, Во-первых, правительство могло бы расширить кредиты для маленьких и средних фирм или сельхозтоваропроизводителям (Р—>С—»М или Р—>Р), и. в свою очеоедь Мир могли обменяться идеями с высшими чиновниками, чтобы увеличить

эффективность полученных кредитов (Р—»С—*М—*Р или Р—»С—нР—»Р). Во-вторых» М мог расширить кредиты на Р (М“-*К), но это требует, чтобы правовые рамки предписали договорные меры. Наконец* X мог бы расширить кредиты или дать взаймы МиГ, котор ые должны быть объединены с правительственными стратегиями развития сельского хозяйства.

АИС Адыгеи характеризуется низкой степенью товарищества меяуту общественными и частными акторами, операциями обмена и механизмами коммуникации между ними.

Заштрихованные ячейки в матрице 5 показывают взаимодействия, которые будут раз-виваться. В этом усилии, приоритет может быть отдан учреждению с сильным развитием и информационным К0мтюпе*1т0м (I), потому что это - ключевой компонент, который облегчил бы ПОТОК информации от частного сектора к политикам и исследовательским учреждениям или наоборот. Взаимодействия X с частным секюром. были бы особенно важными в случае иностранных прямых инвестиций в се к горе агропереработки., который, вероятнее всего привнесет новое знание через инвестиции в машинах и оборудовании.

Матрица 5. Путь; Р, К, I, М, 1\ О

Заштрихованные ячейки в матрице 6 указывают на взаимодействия,, которые связываются с интересами {организаторов совместного дела) совладельцев ^акеЬоИеге) и могут быть частично представлены в приоритетах исследования. Неправительственные организации, фонды, частный сектор и другие посредники могли бы быть важными голосами при решении проблем фермеров и могли бы стать важными партнерами в управлении :исследовательскими сельскохозяйственными системами.

1

Матрица 6. Путь: М, Р, В» Р, К.

Наблюдения ■■показывают,. что. существенные элементы системы находятся в эмбриональной стадии» и необходимо предпринимать существенные усилия в реализации действенной политики в области развития,; ис^лёдо1Цийи^: образовании и кредитные, учреждений, цель которых должна все же быть прибыть. В частности, усилия должны бьггь сосредоточены на формировании общественного порядка > учреждений науки и техники и организаций, и развития связей через посреднические организаций йелд^у общественными и частными компонентами системы. В настоящее время, общественный компонент находится в работе и испытывает недостаток в формировании приоритетов, ясных организационных предписаниях и целях, компетентных, человеческих ресурсах, физических, и финансовых ресурсах, и побуждении, чтобы начать взаимодействия с частным сектором. Частный компонент, однако, в основном активен в действиях с международными организациями. Общественные и частные компоненты изолированы и ограничивают основание для взаимодействия. ' ■ '

Литература:

1. Richardson, Т, S, Chain graphs and symmetric associations. In. Learning m graphical models, edited by Michael L. Jordan. Cambridge, Mass.; The MIT Press. 1999.

2. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. - М; Радио и связь*199Ь - 224 с.

3. Саати Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. - 280 с.

4. Cormen, Leiserson, и 1990 Rivest: Жемчуг 1995; Spirtes, Glymour. и 1996 Scheines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.