Научная статья на тему 'Реализация системы ГЛОНАСС для отечественной авиации'

Реализация системы ГЛОНАСС для отечественной авиации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
675
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Рындяев А. П.

Как показали результаты МАКС#2009, прошедшего в августе 2009 г. в г. Жуковском, в настоящее время одним из основных вопросов, стоящих перед авиационным сообществом, является повышение уровня безопасности полетов, который определяется не только подготовкой экипажа, организацией движения и управлением воздушным транспортом, но и, в первую очередь, техническим состоянием непосредственно самолета и уровнем систем, которые находятся на борту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системы ГЛОНАСС для отечественной авиации»

т

ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС/GPS

Реализация системы ГЛОНАСС для отечественной авиации

Как показали результаты МАКС-2009, прошедшего в августе 2009 г. в г. Жуковском, в настоящее время одним из основных вопросов, стоящих перед авиационным сообществом, является повышение уровня безопасности полетов, который определяется не только подготовкой экипажа, организацией движения и управлением воздушным транспортом, но и, в первую очередь, техническим состоянием непосредственно самолета и уровнем систем, которые находятся на борту.

Рындяев А.П.,

ведущий инженер лаборатории авиационного оборудования ЗАО "КБ НАВИС", к.т.н., профессор Академии военных наук

Тематика экспозиций авиасалона, на которой демонстрировались состояние и перспективы развития отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, вызвала необычайно широкий интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны обычных пользователей (потребителей) спутниковых технологий.

ЗАО "КБ НАВИС", являясь ведущим российским предприятием, специализирующимся в области создания технологий и навигационной аппаратуры спутниковых навигационных

систем ГТЮНАСС/ОРБ/ОДШ-ЕО, для этих целей располагает современным производственно-технологическим оборудованием и высококвалифицированными специалистами в области конструирования и изготовления современных информационно-вычислительных систем и комплексов различного, в том числе, авиационного применения.

Выполняя Указ №638 от 17 мая 2007 г. Президента РФ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ", наше предприятие разработало бортовое оборудование спутниковой навигации (БОСН) СН-4312 класса А1, В1, С1 по КТ-34-01 (3 ред.), предназначенное для установки на воздушные суда (ВС) и имеет Свидетельство годности комплектующего изделия СГКИ-034-230-СН-4312, выданное Авиационным Регистром МАК 11.12.2007 г.

Аппаратура СН-4312 предназначена для решения задач навигации и управления процессом самолетовождения на всех этапах полета от взлета до захода на посадку, по воздушным трассам и произвольным маршрутам, на оборудованных и необорудованных трассах, в любое время суток при помощи навигационных спутников ГЛОНАСС, GPS, SBAS (WAAS, MSAS, EGNOS). БОСН СН-4312 обеспечивает посадку по категориям 1, APV2, APV1 с использованием сигналов GBAS в формате SARPS ICAO.

Все этапы разработки и производства БОСН СН-4312 осуществляются под контролем независимой инспекции — ВП МО РФ. Тактико-технические характеристики и требования по воздействующим факторам, предъявляемые к аппаратуре, подтверждены соответствующими испытаниями.

В чем отличие БОСН СН-4312 от существующих, в настоящее время на рынке навигационного оборудования, аналогов?

В первую очередь, СН-4312 создано на основе приемника ГЛОНАСС/GPS/SBAS собственной (ЗАО "КБ НАВИС") разработки и изготовления. Реализованные в нем алгоритмы и ПМО являются собственностью компании и защищены патентами. Приемник спроектирован на отечественной элементной базе, часть которой так же является разработкой ЗАО "КБ НАВИС", что обеспечивает технологическую независимость и информационную безопасность аппаратуры СН-4312 при ее производстве и длительных сроках эксплуатации. При этом антенна, соответствующая ARINC 743A-4 и входящая в состав БОСН, так же является разработкой нашего предприятия.

К настоящему времени проведен большой комплекс работ по внедрению данной разра-

Спецвыпуск ИТС-2009

20

Л

у

ТЕХНОЛОГИИ ГЛОНАСС/ОРБ

ботки на рынок авиационного оборудования. В частности, на основе соответствующей конструкторской документации аппаратура СН-4312 допущена для эксплуатации на следующих типах ВС:

— Ту-154М, как основное навигационное средство для полетов в В-ШДУ;

— Ил-76ТД как основное навигационное средство для полетов в В-ШДУ и в регионе Северной Атлантики (МЫРЗ) со сдвоенным комплектом;

— Ан-74Д как основное навигационное средство для полетов в В-ШДУ

Кроме того, на указанных типах ВС реализован так же режим "автопилота" с АБСУ-154,

САУ-1Т-2БТ и САУ-72-05, соответственно.

Один из значительных этапов, проведен-ньх в последнее время, в освоении авиационной спутниковой навигации является завершение сертификационных испытаний ОКБ имАн-тонова по стыковке аппаратуры СН-4312 с бортовым оборудованием самолета Ан-74ТК-300Д.

В частности, проведена оценка точностных характеристик определения текущих координат местоположения в режимах DME/DME, УОІР/^МЕ и в аэрометрическом типе счисления, в автоматическом, директор-ном и ручном режимах управления.

Выполненный объем указанных выше, а

также других, испытаний на самолетах семейств "Ил", "Ту" и вертолетах, позволяет нам заявить о том, что в ЗАО "КБ НАВИС" имеется готовое техническое решение для реализации Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛО-НАСС или ГЛОНАСС/ОРБ".

Необходимо заметить, что в целом отечественные производители спутниковой навигационной аппаратуры на основе системы ГЛОНАСС готовы удовлетворить потребности эксплуатантов по дооснащению ВС до уровня современных требований. Остается дело за малым — найти финансовые средства, как для государственных структур, так и для коммерческой авиации.

В этой связи есть основания надеяться, что в соответствии с п.5, указанного выше Постановления, Федеральные органы власти будут способны обеспечить с 2010 г. проведение работ по этапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОРБ находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) ВС государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

Прорыв в производстве приемников для ГЛОНАСС

Представлен первый отечественный четырех системный навигационный чип-приемник с поддержкой сигналов ГЛОНАСС/ОРБ, имеющий характеристики близкие к ОРБ-аналогам.

Конструкторское бюро "Навис", один из лидеров среди отечественных производителей оборудования, работающих с национальной спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС, в рамках выставки СЫрЕХР0-2009 представило две модели ГЛОНАСС/0РЗ/0Д1Л.Е0/С0МРДЗЗ приемников нового поколения — серия ЫУ08С Одна из них — ЫУ08С-МСМ-М — представляет собой чип с характеристиками предельно близкими к ОРБ-аналогам.

ЫУ08С-МСМ-М — первый полнофункциональный чип-приемник отечественной разработки с поддержкой ГЛОНАСС, который не требует установки дополнительных компонентов для включения, кроме антенны и подачи питания.

Приемники будут выпускаться в рамках сотрудничества КБ "Навис" с зарубежными партнерами компании с использованием технологии 90 нанометров. Данная технология пока не освоена российскими микроэлектронными производствами, поэтому первые партии будут выпущены на зарубежных заводах микроэлектроники. После освоения российскими специалистами данной технологии, производство планируется перенести на отечественные заводы.

Предполагаемая дата начала массового производства приемников — первое полугодие 2010 г. Планируемые объемы выпуска навигационных приемников нового поколения — до 300 тыс. штук уже в 2010 г., а к 2012 г. объемы выпуска могут превысить 1 млн. штук в год.

Появление на рынке подобных приемников сможет дать существенный импульс к массовому внедрению и использованию спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в потребительских навигационных устройствах.

Общая стоимость проекта разработки и запуска в производство приемников нового поколения — порядка 10 млн. евро.

До недавнего времени одной из ключевых проблем развития рынка ГЛОНАСС-навигации в России и в мире было отсутствие конкурентных ОРБ-аналогам приемников, способных работать с сигналами российской навигационной системы.

Габариты, энергопотребление и стоимость ГЛОНАСС/ОРБ приемников были на порядок выше, чем у их ОРБ-аналогов.

Объемы производства ГЛОНАСС/ОРБ приемников также были крайне невелики: за все время было произведено не более 100 тыс. приемников, работающих по сигналам ГЛОНАСС (лидеры по производству ОРБ-чипов выпускают чипсеты и приемники партиями в количестве десятков миллионов штук в год).

Подобное отставание в ключевой элементной базе сильно тормозило массовое внедрение ГЛОНАСС в потребительское оборудование (коммуникаторы, смартфоны, устройства автомобильной навигации), делая производство компактных и экономичных устройств с поддержкой ГЛОНАСС практически невозможным.

Налицо был некий замкнутый круг: внедрение ГЛОНАСС на массовом рынке потребительского оборудования тормозилось отсутствием приемников с характеристиками конкурентными ОРБ-ана-логам; разработка и производство конкурентных приемников не развивалось из-за отсутствия массового рынка оборудования с поддержкой системы ГЛОНАСС.

Новые разработки КБ "Навис" направлены на то, чтобы разорвать этот замкнутый круг, тормозящий внедрение ГЛОНАСС на массовом рынке.

Спецвыпуск ИТС-2009

21

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.