УДК 37.013.43
Свахина Виктория Валерьевна Svakhina Victoria Valerievna
кандидат педагогических наук, PhD in Education Science, Assistant Professor,
доцент кафедры педагогики и андрагогики Education Science and Andragogy Department,
Института непрерывного образования взрослых Institute of Adult Continuing Education
Бойкова Ольга Александровна
аспирант кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА КАК УСЛОВИЕ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Boikova Olga Aleksandrovna
PhD student, Social Education Department, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education
REALIZATION OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION OF PERCEPTION OF ARTISTIC WORLDVIEW BY STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDY OF THE "WORLD ART CULTURE" COURSE
Аннотация:
В статье рассматриваются подходы к освоению художественных шедевров, восприятие на этой основе художественной картины мира личности в процессе изучения курса «Мировая художественная культура». Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся как основе си-стемно-деятельностного подхода.
Ключевые слова:
системно-деятельностный подход, проектная деятельность, художественная картина мира, художественное восприятие, курс «Мировая художественная культура».
Summary:
The article discusses approaches to the learning of art masterpieces, on this basis of perception of artistic worldview in the process of study of the "World Art Culture" course. Particular attention is paid to the project activity of students as a foundation of the system-activity approach.
Keywords:
system-activity approach, project activities, artistic worldview, artistic perception, "World Art Culture" course.
Долгие годы стратегическая цель общего образования заключалась в овладении обучающимся системой знаний, составляющих основу наук. Безусловно, по уровню фактических предметных знаний российские выпускники могли составить конкуренцию своим сверстникам из других стран. Однако результаты освоения большинства предметов школьной программы долгое время основывались на репродуктивном способе, формировании знаний, умений, навыков и не позволяли выполнить задания, требовавшие применения знаний в нестандартной, аналитической форме. По сравнению с обучающимися из других стран, российские школьники не владели знаниями, связанными с использованием общенаучных методов исследования: наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, где современная школа ставит своей целью не только передать ученику традиционные предметные знания, но и ориентироваться на формирование универсальных действий, обеспечивающих возможности непрерывного самообразования и личностный рост в основных сферах деятельности.
В качестве методологической основы ФГОС определяет системно-деятельностный подход, который наряду с освоением учащимися универсальных учебных компетенций предполагает включение в образовательный процесс программ воспитания и социализации, направленных на формирование «готовности» к непрерывному образованию и саморазвитию, с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].
Обучение в рамках содержания теоретических положений концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина рассматривается не просто как трансляция знаний от учителя к учащимся, а как сотрудничество и совместная работа всех субъектов образовательного процесса для овладения знаниями и навыками решения учебных задач.
В настоящее время система художественно-эстетического образования ориентирована на формирование как художественной картины мира отдельной исторической эпохи, так и индивидуальной художественной картины мира личности. Таким образом, осуществляется переход от
практического освоения основ искусств к определению ценностных ориентиров учащихся, решению задач духовно-нравственного воспитания и инкультурации личности средствами искусства.
Преподавание дисциплин гуманитарного цикла современной школы предполагает формирование у учащихся целостной художественной картины мира. Именно в преподавании предметов гуманитарного цикла, и в частности курса «Мировая художественная культура», принципы реконструкции художественной картины мира определяют практически все содержание предмета.
Художественная картина мира той или иной исторической эпохи формируется на основе синтеза искусств, где каждый из видов искусства определенного периода отличается собственными языком, образно-семантическими концептами, средствами выражения, способами познания мира, определенной символикой.
Значительную организующую роль в восприятии искусства выполняет синтез искусств, тем самым значительно повышается потенциал художественного воздействия в силу одномоментно-сти воздействия. Такой многовековой опыт художественного синтеза можно найти в религиозном ритуале [2, с. 201-213] и театральном зрелище.
Поскольку «Мировая художественная культура» - это предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, особенности образного языка искусств, то атмосфера и содержание урока должны способствовать восприятию художественной картины мира, что в свою очередь значительно влияет на формирование индивидуальной картины мира учащегося, так называемого «инвариантного образа мира». В этой логике восприятие и формирование художественной картины мира на уроке должны соответствовать следующим условиям: знание и понимание учащимися художественного языка, усвоение которого должно входить в задачи гуманитарного образования. Изучение содержания и подачи художественного материала в синтезе искусств должно базироваться на принципе доступности с выделением необходимого количества времени для восприятия и эмпатийного осознания произведений искусств.
Безусловно, программа изучения мировой художественной культуры включает в себя интеграцию с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией и другими науками в контексте развития материальной и духовной культуры. Вместе с тем интегративное содержание такого курса требует полного пересмотра организации процесса обучения ввиду ограниченности времени, отведенного на урок или раздел программы, что не позволяет глубоко осмыслить особенности культурно-исторической эпохи, стиля, отдельного произведения, тем самым значительно снижается уровень эмоционально-художественного восприятия учащихся.
Реализация системно-деятельностного подхода поможет рационально использовать время на уроке, будет способствовать развитию интереса, мотивации, самостоятельной активности учащихся.
Полагаем, что для эффективного освоения наследия художественной культуры, полноценного формирования художественной картины мира учащихся процесс обучения должен быть организован в комплексном сочетании обязательных и взаимосвязанных компонентов: учебные занятия, осуществляемые в различных формах (лекция, урок-концерт, семинар, урок-вернисаж, круглый стол и др.); внеучебные формы занятий (посещение выставок, театров, музеев, концертов, фестивалей и др.); самостоятельная учебная и внеучебная деятельность (учебные проекты, театрально-игровая деятельность, сочинение, импровизация, организация мероприятий и др.). Именно организация самостоятельной деятельности учащихся в рамках изучения курса «МХК» является формой организации занятий, предусматривающей комплексный характер деятельности всех его участников и представляющей собой наиболее сложную задачу для педагога.
Несмотря на высокий уровень знаний педагога в рамках основ художественной культуры, его профессионализм, ни его любовь к искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению. Специфика восприятия искусства требует индивидуального эмоционального отклика учащихся, их оценки, осмысления и «проживания», поиска связей между художественными явлениями. Процесс освоения основ художественной культуры, так же как процесс становления художественной картины мира индивида, будет результативным, если его формирование будет происходить на основе проникновения в мир художественных ценностей, значительно обогащая собственную деятельность на творческом уровне. При этом особенно важным становится не объем прослушанных музыкальных произведений и не количество рассматриваемых архитектурных объектов, а освоение учащимися способов проникновения в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.
В арсенале средств и методов самостоятельной деятельности учащихся проектная технология предстает как один из основных видов деятельности. Проектная деятельность в современных образовательных учреждениях - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, которая дает дополнительные возможности для развития проектного мышления [3, с. 61].
Метод проектов является основой системно-деятельностного подхода и способствует формированию самостоятельной, инициативной позиции учащегося, развивает не только исследовательские, но и самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливает на становление познавательного интереса учащихся и способствует реализации принципа связи обучения с жизнью.
В ходе организации проектной деятельности учащихся необходимо не только делать акцент на готовность и способность обучающихся воспринимать искусство, но и направлять их внимание в течение всего периода работы над проектом на переход от пассивной позиции к более активной. Подлинный, активный интерес, исходящий от самого учащегося, означает готовность выполнять задания, связанные с освоением художественной культуры и, что более важно, выявлять индивидуально-личностную интерпретацию. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.
В соответствии с проектной типологией, а также с учетом специфики самого предмета, проекты могут быть информационными, исследовательскими, творческими и др. Выбор тематики проектов может быть различен. Тематика должна не столько определять стремление учащихся к пополнению знаний в области художественного наследия, пониманию специфики художественного образа, сколько способствовать осознанию личности учащегося как части мировой культуры, сотворца художественного произведения в качестве исследователя, слушателя, зрителя, исполнителя и т. п. Задача проектной исследовательской работы учащегося - не только представить художественную культуру в рамках рассматриваемого периода, но и дать ее авторскую трактовку, индивидуальное «понимание» мира искусства.
Таким образом, на наш взгляд, реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность способствует целостному формированию сознания в единстве его интеллектуальных и эмоционально-чувственных сторон, представляя культуру и человека в их художественно-образном выражении.
Ссылки:
1. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Н. Крылова, О.Б. Даутова, Г.О. Матина, Е.А. Пив-чук. СПб., 2013. 160 с.
2. Успенский Б. Семиотика искусства. М., 1995. 352 с.
3. Свахина В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях дополнительного образования детей // Академия профессионального образования. 2015. № 1 (43). С. 61-65.
References:
1. Krylova, ON, Dautova, OB, Matina, GO & Pivchuk, EA 2013, The introduction of the GEF Office of general education, St. Petersburg, 160 p.
2. Ouspensky, B 1995, Semiotics of art, Moscow, 352 p.
3. Svahina, VV 2015, 'Design activity of pupils in the conditions of an additional education of children', Vocational Education Academy, no. 1 (43), p. 61-65.