Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / инновационные программы / академическая мобильность / кооперация / компетенции / networking / innovative programs / academic mobility / cooperation / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Алевтина Яковлевна, Зубкова Яна Владимировна, Мельников Даниил Дмитриевич

Реализация сетевых образовательных программ дает возможность внедрить в содержательную часть обучения инновационные программы совместно с успешно развивающимися организациями. Распространение сетевой формы взаимодействия вузов связано с развитием кооперации между образовательными организациями, распространением дистанционных форм обучения, расширением академической мобильности.Сетевое взаимодействие обеспечивает проведение научных исследований, привлечение сотрудников научных организаций для участия в совместных проектах, создание кафедр в организациях сетевых партнерах. В статье проанализированы некоторые модели организации сетевого взаимодействия в системе высшего образования. Выделены основные характеристики реализации сетевых образовательных программ в системе высшего образования. Сетевое взаимодействие способствует не только подготовке грамотных и конкурентоспособных кадров, но и повышению качества образования в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Алевтина Яковлевна, Зубкова Яна Владимировна, Мельников Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of network educational programs makes it possible to introduce innovative programs into the content of training together with successfully developing organizations. The spread of the network form of interaction between universities is associated with the development of cooperation between educational organizations, the spread of distance learning, the expansion of academic mobility. Networking ensures the conduct of scientific research, the involvement of employees of scientific organizations to participate in joint projects, the creation of departments in network partner organizations. The article analyzes some models of the organization of network interaction in the system of higher education. The main characteristics of the implementation of network educational programs in the higher education system are highlighted. Networking contributes not only to the training of competent and competitive personnel, but also to improving the quality of education in universities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovizatsiya-novye-riski-dlya-lyudey-s-invalidnostyu-postanovka-problemy (дата обращения: 11.09.2023)

8. Никулина, Г.В. Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. - 96 с.

9. Пошивайло, Я.Г. Современное состояние и перспективы развития тактильной картографии / Я.Г. Пошивайло, Д.В. Дмитриев, Ю.Ю. Лесневский // Материалы Международной конференции «ИнтерКарто - ИнтерГИС». - 2016. - Т. 1. -№20. - С. 467-470

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа); кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна Московский городской педагогический университет (г. Москва); магистр Мельников Даниил Дмитриевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий» (г. Уфа)

РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Реализация сетевых образовательных программ дает возможность внедрить в содержательную часть обучения инновационные программы совместно с успешно развивающимися организациями. Распространение сетевой формы взаимодействия вузов связано с развитием кооперации между образовательными организациями, распространением дистанционных форм обучения, расширением академической мобильности.Сетевое взаимодействие обеспечивает проведение научных исследований, привлечение сотрудников научных организаций для участия в совместных проектах, создание кафедр в организациях - сетевых партнерах. В статье проанализированы некоторые модели организации сетевого взаимодействия в системе высшего образования. Выделены основные характеристики реализации сетевых образовательных программ в системе высшего образования. Сетевое взаимодействие способствует не только подготовке грамотных и конкурентоспособных кадров, но и повышению качества образования в вузах.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, инновационные программы, академическая мобильность, кооперация, компетенции.

Annotation. The implementation of network educational programs makes it possible to introduce innovative programs into the content of training together with successfully developing organizations. The spread of the network form of interaction between universities is associated with the development of cooperation between educational organizations, the spread of distance learning, the expansion of academic mobility. Networking ensures the conduct of scientific research, the involvement of employees of scientific organizations to participate in joint projects, the creation of departments in network partner organizations. The article analyzes some models of the organization of network interaction in the system of higher education. The main characteristics of the implementation of network educational programs in the higher education system are highlighted. Networking contributes not only to the training of competent and competitive personnel, but also to improving the quality of education in universities.

Key words: networking, innovative programs, academic mobility, cooperation, competencies.

Введение. Распространение сетевой формы взаимодействия вузов связано с развитием кооперации между образовательными организациями, распространением дистанционных форм обучения, расширением академической мобильности [4].

Иногда сетевые образовательные программы рассматриваются как охранительный или защитный механизм высшего учебного заведения. Такое положение связано с существующими в системе образования тенденциями объединения вузов

[6]. В этом случае сетевое взаимодействие помогает справиться базовым организациям с возможными ограничениями по реализации обучения. Это своего рода защита перед контролирующими инстанциями, деятельность которых направлена на выявление ограниченности материально-технического оснащения или кадрового потенциала [1].

Начальным этапом перед реализацией сетевого взаимодействия в системе высшего образования является расширение функционала учебно-методических объединений, центров повышения квалификации, инновационных центров. Классификация сетевых образовательных программ по своей направленности включает в себя: компетентностно-ориентированные, назначение которых состоит в формировании профессиональных компетенций высококвалифицированных специалистов для приоритетных сфер российской экономики; отраслевые, ориентированные на подготовку квалифицированных кадров для важнейших секторов отраслевого, межотраслевого и регионального развития

[7]; научно-инновационные, предназначенные для подготовки выпускников в сфере прикладных исследований.

Сетевое взаимодействие обеспечивает проведение научных исследований, привлечение сотрудников научных организаций для участия в совместных проектах, создание кафедр в организациях - сетевых партнерах [8]. Реализация сетевых образовательных программ позволяет повысить качество своих управленческих практик, организовать мобильность субъектов образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В качестве основных особенностей сетевого взаимодействия в рамках организации педагогического процесса следует выделить:

- осуществление большинства образовательных программ по перспективным направлениям, как правило, межотраслевого характера с целью подготовки квалифицированных работников для крупных секторов экономики[2];

- формирование у выпускников вузов уникальных компетенций, востребованных в динамично развивающихся сферах жизнедеятельности [9];

- возможность реализации образовательных программ совместно с ресурсами иных организаций научного, производственного, культурного характера.

Организация сетевого взаимодействия в системе высшего образования предполагает заключение договора между соответствующими организациями. Сетевые образовательные программы в настоящее время приобретают большое распространение, поэтому рассматриваются в трудах современных исследователей.

Л.М. Пустовалова отмечает актуальность реализации программ сетевого взаимодействия в том, что они предоставляют технологии, способствующие быстрому росту образовательных организаций. В рамках сетевого взаимодействия происходит не только процесс сотрудничества и обмена инновациями, но и совместная работа над решением существующих проблем в системе высшего образования, обмен опытом и накопление новых практик. По мнению автора, важнейшим условием результативного внедрения сетевых образовательных программ является учет мотивов всех субъектов образования. Соответствующие мотивы формируются и проявляются в различных формах взаимодействия между участниками сетевого взаимодействия. Среди таких форм Л.М. Пустовалова выделяет конкуренцию, сотрудничество, коллективное взаимодействие и кооперацию [5].

Я.К. Чепенко рассматривает проблемы, которые могут возникнуть в рамках реализации сетевого сотрудничества. Особое внимание автор уделяет вопросам организации сетевого взаимодействия, которые необходимо решить до заключения договора между сторонами. В первую очередь важно определиться с кругом участников сетевого взаимодействия и получить их письменное соглашение на разработку и внедрение соответствующей образовательной программы. Следующим шагом станет формирование рабочей группы для подготовки образовательной программы. Дальше необходимо четко обозначить источники получения необходимых ресурсов в соответствии с выбранной моделью реализации сетевого сотрудничества. Важным этапом, с точки зрения автора, является подготовка порядка зачисления студентов по программе, определение условий получения образования [10].

Т.А. Костюкова, О.Г. Масленникова, М.А. Отт высказывают мнение о том, что образовательные организации, участвующие в процессах сетевого взаимодействия, в первую очередь обращают внимание на ресурсную составляющую организации - партнера. Определяющим фактором, по мнению авторов, является получение от партнеров лучшего опыта для подготовки выпускника, готового к выполнению профессиональных задач [5].

Сетевые образовательные программы предполагают, в том числе, организацию международного взаимодействия. Объединение университетов можно классифицировать по территориальному расположению. Классификация включает в

- международные сети, в которых может принимать участие неограниченное количество зарубежных государств;

- международные сети, содержащие лимит на наличие членства зарубежных государств.

Международное взаимодействие включает в себя не только партнерство между образовательными организациями, но и сотрудничество с предприятиями, научными организациями, культурными и финансовыми структурами. Для организаций -партнеров международное сотрудничество также дает ряд возможностей. Осуществление тесных контактов с крупными сферами экономики позволяет подстраивать образовательные программы под потребности рынка труда, что способствует благоприятному трудоустройству студентов. Организации со своей стороны могут предлагать содержание образовательных программ с целью формирования портфолио будущих работников.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программот 28 августа 2015 года N АК-2563/05 стоит выделить два основных варианта осуществления сетевого взаимодействия.

Для первого типа сетевого взаимодействия характерна интеграция образовательных программ, когда общие усилия высших учебных заведений направлены на разработку единой образовательной программы для подготовки высококвалифицированных специалистов. Второй вариант реализации сетевого взаимодействия предполагает использование образовательной организацией ресурсов и источников иных организаций. В таком случае процесс обучения будет осуществлять только одна организация - базовая, но с применением возможностей иного субъекта - организации-партнера.

Образовательные организации могут обратиться в высшее учебное заведение с предложением о покупке определенного количества дисциплин у организации - партнера. Приобретенную дисциплину включают в программу образовательной организации. При этом важным условием является получение согласия от партнерской организации об использовании их ресурсов. При реализации указанной модели допускается проведение обучения в электронной среде с применением цифровых инструментов.

Модель «Индивидуальный выбор» заключается в возможности использования ресурсов у неопределенного количества субъектов. В этом случае вуз приобретает возможность выстаивать собственный образовательный маршрут благодаря расширению вариативной части образовательной программы.

Модель «вуз - предприятие» включает в себя возможность осуществления на базе организации-партнера практико-ориентированных программ.

В ходе анализа Положения об организации сетевых образовательных программ в федеральных университета было выделено еще несколько моделей реализации сетевого взаимодействия: «Партнерская сеть 1», «Партнерская сеть 2», модель «горизонтальное взаимодействие» и модель «Ресурсный центр».

Внедрение сетевых образовательных программ позволяет организовать образовательную среду, которая стимулирует активизацию познавательной деятельности студентов и развитие информационно-коммуникационных компетенций. С целью исследования опыта участия в сетевых образовательных программах и выявления преимуществ и недостатков данной формы организации работы был подготовлен опрос в социальной сети Вконтакте. Возраст испытуемых от 18 до 35 лет. Исследование было проведено в формате онлайн-анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Всего было получено 263 анкеты.

В первую очередь предстояло выяснить, какую роль занимали участники врамках реализации сетевых образовательных программ за последние три года с 2021 по 2023 гг. «Принимал(а) участие в реализации сетевой образовательной программы» 57% респондентов, «принимал(а) участие в разработке сетевых образовательных программ» высказались 18%,не принимали участие 25%. Последующие вопросы различались для участников и разработчиков сетевых образовательных программ.

Разработчикам предстояло выделить трудности, с которыми они сталкивались при создании сетевых образовательных программ. В первую очередь, это проблема готовности субъектов образовательной деятельности к реализации сетевого взаимодействия (74%). Респонденты отмечают недостаточный уровень теоретической и методической подготовки педагогических кадров к реализации образовательных программ в форме сетевого взаимодействия. Следующей проблемой становится непосредственно организация сетевого взаимодействия (70%). В эту группу респонденты отнесли низкий уровень нормативно-правовой базы, устанавливающей рамки взаимодействия вузов, отсутствие единой образовательной платформы для объединения кадровых, методических и материальных ресурсов. По мнению респондентов, проблемы наблюдаются в процессе осуществления сетевого взаимодействия (64%). Это проявляется в отсутствии единого механизма управления деятельностью образовательных организаций в условиях реализации сетевого взаимодействия, низкий уровень государственной поддержки и стимулирования образовательных структур для внедрения сетевых образовательных программ.

Далее анкета продолжалась для тех участников, которые практиковали сетевую форму работы в качестве обучающихся. Следующий вопрос: «Какие технологии и возможности, по вашему мнению, являются наиболее востребованными в процессе реализации сетевых образовательных программ?». 67% выделили возможность использования трансляций, которые позволяют взаимодействовать участникам сетевого обучения в любое время и независимо от местонахождения. Сюда же относится возможность студентов возвращаться к пройденному материалу для его более качественного освоения. 72% опрошенных отметили возможность проведения интерактивных занятий, направленных на вовлечение студентов в интеллектуальную деятельность. Пользователи предпочитают такие формы интерактивных занятий как тестирование, виртуальные экскурсии, ролевые игры. 77% опрошенных заинтересованы в использовании в рамках сетевого взаимодействия форумов и социальных сетей. 81% респондентов выделяют возможность реализации индивидуального подхода к обучению. Это проявляются в самостоятельном выборе темпа обучения, получении рекомендаций в соответствии с общими результатами обучения.

Следующие несколько вопросов были направлены на определение преимуществ реализации сетевых образовательных программ. Исходя из ответов респондентов, получились следующие результаты. Большинство участников опроса обращают внимание на расширение возможностей обучения (92%). Благодаря сетевой форме реализации образовательного процесса студенты и преподаватели могут совместно принимать участие в познавательной деятельности, находясь в разных городах и странах. Это способствует получению нового профессионального опыта, а также расширению кругозора и навыков выстраивания межличностных отношений. Развитие коммуникативных компетенций отмечают 86% опрошенных. По их мнению, совместная деятельность позволяет развитию навыков общения с людьми, способствует обмену мнениями и учит грамотно аргументировать свою точку зрения. Внедрение сетевых образовательных программ способствует продуктивному использованию современных цифровых инструментов (80%). В процессе работы зачастую предлагаются инновационные онлайн-сервисы и цифровые технологии, которые помогают пользователям повысить уровень своих информационных навыков и адаптироваться к современным требованиям рынка труда. Благодаря использованию сетевых образовательных программ её участники развивают твой творческий потенциал (74%).

Следующий блок вопросов предполагает выделение недостатков реализации сетевых образовательных программ. Наиболее распространенным ответом стало отсутствие личного взаимодействия среди участников (90%). Также в качестве недостатка выделялись проблемы технического характера (83%), опасности в сети (57%).

Выводы. В настоящее время реализация сетевых образовательных программ становится все более востребованной в системе высшего образования. Сетевое взаимодействие способствует не только подготовке грамотных и конкурентоспособных кадров, но и повышению качества образования вузов - участников.

В целом реализация сетевых образовательных программ во многом зависит от компетентности преподавателя и участников, доступности цифровых ресурсов и контроля над безопасностью в информационном пространстве. Преодоление указанных недостатков позволит повысить качество сетевых образовательных программ.

Литература:

1. Артеменко, H.A. О реализации модели сетевого взаимодействия подготовки педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования / H.A. Артеменко // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -№ 1. - С. 127. - EDN YYHSJN

2. Бисенгулова, А.Р. Сетевое взаимодействие вузов в РФ и за рубежом / А.Р. Бисенгулова // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы XVII международной научно-практической конференции, NorthCharleston, USA, 10-11 декабря 2018 года. - Том 1. -NorthCharleston, USA: LuluPress, 2018. - С. 164-166. - EDN YPZVBZ

3. Костюкова, T.A. Сетевое взаимодействие университетов как потенциал развития качества высшего образования в современных условиях / Т.А. Костюкова, О.Г. Масленникова, М.А. Отт // Научно-педагогическое обозрение. - 2022. -№ 4(44). - С. 81-90. -DOI 10.23951/2307-6127-2022-4-81-90. - EDN SJFUKP

4. Пешня, Н.С. Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений как фактор повышения качества образования / И.С. Пешня, М. И. Винокурова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2018. - № 7. -С. 200-204. - EDN UZUBGB

5. Пустовалова, Л.М. Сетевые образовательные программы, как форма обучения / Л.М. Пустовалова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1, № 11(28). - С. 568-570. - EDN VRWQRG

6. Рябова, М.Э. Коммуникация в сетевом информационном обществе: новые реальности / М.Э. Рябова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2016. - Т. 5, № 3. - С. 8-12. - DOI 10.12737/19820. - EDN WDBPQR

7. Сергеева, М.Г. Сетевое взаимодействие экспериментальных площадок при формировании социальной компетентности обучающихся / М.Г. Сергеева // Научное образование. -2019,- № 1(2). - С. 48-51. - EDN YVRATZ

8. Суйская, B.C. Технология веб-квест в организации внеклассной работы по немецкому языку / B.C. Суйская, В.И. Лукьянова // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 8. - С. 19-24. - EDN MKIUZO

9. Тархан, Л.З. Профессионально-педагогическая направленность обучающихся как фактор сетевого взаимодействия образовательных учреждений / Л.З. Тархан, Е.А. Савельева-Рат // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. -2018. - № 3(61). - С. 268-273. - EDN YVPODZ

10. Чепенко, Я.К. Сетевая форма реализации образовательных программ на примере Санкт-Петербургского государственного университета / Я.К. Чепенко // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее: Материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции. В 4 томах, Санкт-Петербург, 22 марта 2019 года / Под редакцией В.М. Доброштана, С.И. Бугашева, A.C. Минина, Т.В. Рабуш. Том 2. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. - С. 294-297. - EDN UXHROS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.