В.Е. Паньшин
РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Известно, что XXI век принес с собой новые механизмы внедрения новаций в общественную практику в нашей стране. Они все чаще проходят практику в молодежной среде и политический курс, взятый руководством Российской Федерации на модернизацию всех сфер жизни государства и общества, несомненно, придает актуальность научному анализу проведения в российских регионах политики в отношении молодежи, т.е. того поколения, ради которого и идет обновление России, поколения которому предстоит пользоваться результатами сегодняшней государственной политики.
При разработке целей государственной региональной молодежной политики учитывается то, что сегодня в мире молодых людей - 30% населения планеты, поэтому изменения, связанные с техническим прогрессом, влияют на изменение менталитета, прежде всего данной социально-демографической группы общества. В Российской Федерации 39,6 млн. молодых граждан в возрасте до 30 лет составляют 27 % от общей численности населения страны, а в Республике Башкортостан численность молодежи (от 14 до 30 лет) составила 1,97 млн. человек или 26,8 % общей численности населения1. Молодежная культура всегда выявляла в обществе культурные и интеллектуальные новации, которое общество ждало от молодежи, но не всегда принимало.
Неслучайно, что на 2010 год в 53 субъектах приняты местные законодательные акты в области реализации государственной молодежной политики, в 23 субъектах действуют комплексные программы «Молодежь»,
1Маликов М.Ф., Паньшин В.Е. Основы инновационного развития государственной молодежной политики на современном этапе. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С.4
во всех субъектах федерации созданы исполнительные органы по делам молодежи, отличающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности. К настоящему времени в 14 субъектах обеспечены финансовыми ресурсами и действуют программы поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья .
Эти нормативно-правовые акты призваны помочь молодежи ориентироваться в постоянно меняющемся и усложняющемся обществе, обеспечить условия для самостоятельного выбора имеющихся и создания новых возможностей для собственного развития, нейтрализация негативных и использование позитивных региональных особенностей развития и жизненного самоопределения молодежи.3 Опыт реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации, который может быть распространен на всю страну представляет несомненный интересен для научных исследований.
Следует подчеркнуть, что вышесказанное положение, применительно к Республике Башкортостан стало проявляться с самого начала политико-трансформационных процессов - с 90-х гг. ХХ в. В течение последних 15 лет в республике планомерно идёт становление государственной молодёжной политики на основе инновационного развития. В одном из первых регионов в 1991 го-
2См.: Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р//(в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р, от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-р). Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 562.
3Таранцов М.А. Региональная государственная молодежная политика. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в разработке и реализации региональной государственной молодежной политики. (Вторая пол. 1980-х начало 1990-х годов). М.: Издательство «Социум», 1996. С. 31
ду в Башкортостане был принят «Закон о молодёжи», все последующие годы принимаются нормативные документы, развивается методическая база, разрабатываются научные обоснования стратегии государственной молодежной политики на основе инновационного развития. Такой подход позволяет оценить государственную молодёжную политику Республики Башкортостан с позиций исторических предпосылок формирования молодёжной политики, закономерности возникновения и развития государственной молодёжной политики.
Основными республиканскими нормативными актами, регулирующими молодежную политику на сегодняшний день являются:
- законы Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан»; «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»; «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых молодежных клубов и центров»; «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»;
- указы Президента РБ «О концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь — стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 - 2015 годы»; «Об объявлении 2009 года Годом поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан»;
- Постановление Правительства РБ «Об оказании государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям в Республике Башкортостан».1
:См.; Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 №ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан»// Законы Республики Башкортостан, 1992, выпуск III.; Закон Республики Башкортостан от 24.07.2002 №350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан»; Закон Республики Башкортостан от 31.10.96 №53-з «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых молодежных клубов и центров»// «Советская Башкирия», № 231 (23709), 26.11.1996; Закон Республики Башкортостан от 23.03.1998 №151-з «О системе профилактики без-
В Указе Президента Республики Башкортостан «Об объявлении 2000 года годом молодежи в Республике Башкортостан» от 21.02.2000 г. впервые были предусмотрены некоторые меры по реализации государственной молодежной политики. К ним отнесены: принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления; внесение изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты; разработку и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях; создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов; выделение в федеральном и местном бюджетов отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи,
надзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»||URL: http://bashkortostan.news-city.info/docs/sistemaz/dok_lerprz/page2. htm; Указ Президента РБ от 26.09.2006 №УП-415 «О концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь — стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 - 2015 roды»//URL: http ://sovet. sterlitamakadm.ru/regulatory/decision/1 s/20 07/3_22.doc; Указ Президента РБ от 29.12.08 №УП-760 «Об объявлении 2009 года Годом поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан»; Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 80 «Об оказании государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям в Республике Башкортостан» // URL: http ://www. regionz. ru/index.php?ds=177735
социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий); создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности1.
Данные положения были воплощены и в Законе Республики Башкортостан «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан», определявший компетенцию Башкортостана в области молодежной политики. В частности, редакция данного закона от 5 октября 2004 г.2 в ведении республики включала все вопросы государственной молодежной политики, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, хотя, как известно, эти пределы не были определены.
В свете развития административной реформы в Российской Федерации современная региональная молодежная политика реализуется в республике путем реорганизации государственных органов, ведающих вопросами молодежной политики. Так, Указом Президента Республики Башкортостан от 12 мая 2009 года №УП-249 утверждено положение о Министерстве молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан. Оно является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Республики Башкортостан межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма. Его основными задачами являются разработка и осуществление мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи и ее
1 «Советская Башкирия», «Известия Башкортостана», № 36, 21.02.2000 г.
2См.: Закон Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 г. № ВС-9/74 «О государственной молодежной
политике в Республике Башкортостан»// Республика Башкортостан. 2004. 12 октября.
адаптации к самостоятельной жизни, по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, поддержке молодых семей, талантливой молодежи, детских и молодежных общественных объединений в Республике Башкортостан, содействие в решении жилищных проблем молодежи, по развитию и поддержке молодежного предпринимательства, по организации занятости, отдыха и досуга молодежи, по формированию здорового образа жизни, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и т.д.
В Республике Башкортостан на январь 2009 года зарегистрировано 4269 некоммерческих организаций, в числе которых -6 национально-культурных автономий, 890 общественных организаций, 15 общественных движений, более 1300 различных религиозных организаций, политические партии, профсоюзы3.
Молодежная политика в Республике Башкортостан, в соответствии с действующим законодательством, строится на основе следующих принципов:
- привлечение молодежи республики к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности молодежи;
- содействие инициативной деятельности, направленной на самостоятельное решение молодежью экономических, социальных и иных вопросов, способствование духовному и физическому развитию молодежи;
- предоставление правовых и социальных гарантий, объем и качество которых достаточны для всестороннего развития личности, подготовки к самостоятельной жизни и необходимы для восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодых граждан.
Вопросам молодежной политики уделяется постоянное внимание всех ветвей рес-
3Закон Республики Башкортостан «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» от 12 ноября 1991 года в ред. Закона РБ от 17 июля 2006 № 353-з.// Республика Башкортостан. 2004. 12 октября.
публиканской власти. Например, 15 декабря 2009 г. в Государственном Собрании -Курултае Республики Башкортостан были проведены парламентские слушания на тему: «О совершенствовании законодательства по реализации молодежной политики в Республике Башкортостан», на которых были рассмотрены многие актуальные вопросы реализации молодежной политики в Республике Башкортостан: законодательные основы молодежной политики и нормативно-правовое регулирование молодежной политики как условие совершенствования социальной защиты и развития творчества молодого поколения; основные тенденции изменения криминогенной обстановки среди подростков и молодежи на территории Республики Башкортостан; государственной поддержки здоровья молодежи, творческих инициатив; о привлечении инновационного потенциала членов молодежи к решению задач стоящих перед республикой; о реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Башкортостана. По результатам парламентских слушаний были приняты рекомендации, которые, наряду с задачами парламенту, Правительству и министерствам республики, муниципальным образованиям, предусматривали, в частности, обращение к Государственной Думе РФ о рассмотрении и принятии в ближайшее время проекта федерального закона № 428343-4 «О государственной молодежной политике в РФ» .
Посредством развития молодежного парламентаризма осуществляется представительство прав и законных интересов молодежи. Незначительное представительство молодежи в структурах законодательной и исполнительной власти 90-х годов в настоящее время характеризуется активизацией участия молодежи как в органах исполнительной власти, так и в органах представительных. В Республике Башкортостан молодежный парламентаризм начал свое развитие в 2007 году, когда по инициативе молодежи, поддержанной Президентом республики и Государ-
1 http://www.gsrb.ru/4_Activity/Amlitic%20activity/Pa rlSlush_Molpolitika.pdf
ственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, были созданы Молодежная общественная палата при Государственном Собрании республики и Молодежный парламент при Совете городского округа город Сибай. Ориентиром в деятельности молодежных парламентов сразу были выбраны Послания Президентов России и Башкортостана. Время показало правильность выбранной формы создания молодежных структур, из числа лидеров молодежных и детских общественных объединений. Прошедшие школу общественных объединений, наиболее крупных молодежных организаций, члены молодежных парламентских структур на деле доказали свою состоятельность. Молодежь республики также является неформальным членом Молодежной палаты, так как ни одно серьезное решение не принималось без широкого и открытого обсуждения с молодыми жителями Башкортостана2.
Составленный, в соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» Закон Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан», устанавливает поддержку республиканским, городским, районным молодежным и детским объединениям, а также отделениям общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений. Основанием финансирования мероприятий и программ, касающихся молодежи лежит приоритет общественных инициатив. Отказ в государственной поддержке молодежным и детским коммерческим организациям, молодежным и детским религиозным организациям; молодежным и студенческим объединениям, профессиональным союзам, молодежным и детским объединениям, учреждаемым, создаваемым политическими партиями, противоречит основным принципам реализации мо-
2Гизатуллин Р.Р. О привлечении инновационного потенциала членов Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан к совершенствованию законодательства в области молодежной политики.// URL: http ://www. gsrb.m/4_Activity/Analitic%20activit y/ParlSlush_ Molpolitika.pdf
лодежной политики. В любом государственно-организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан, в том числе молодежи, в политику. Нужно иметь в виду, что сама идея необходимости политического участия граждан понимается в ученом мире далеко не одинаково. Возможности политического участия обеспечиваются определенными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющими основы правового государства, политической демократии. Кроме того, в демократическом обществе политическое участие является средством самовыражения, самореализации личности. В Республике Башкортостан в рамках системы программных мероприятий «Формирование экономической самостоятельности и конкурентоспособности молодежи» для реализации и развития созидательной активности молодежи, выявления и продвижения талантливой молодежи и использования продуктов ее инновационной деятельности утверждено направление «Формирование предпринимательской инициативы в молодежной среде»1. Для пропаганды предпринимательской деятельности, поддержки предпринимательской инициативы, развития творчества студенческой и учащейся молодежи, формирования базы данных о молодых руководителях, в РБ широко используется практика проведения городских и республиканских конкурсов.
Особый интерес имеет опыт работы с молодежью Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, который не имеют другие субъекты Российской Федерации. С 2003 г. этой общественной организацией принимается Концепция молодежной политики на ближайшие 1 -2 года и утверждается план мероприятий по ее реализации. В этом же году Федерация профсоюзов Башкортостана разработала Примерное положение о Молодежном совете членской организации, которое определяет целью создания данного совета защиту социально-экономических и трудовых прав молодежи, привлечения ее к активной профсоюзной деятельности, координации работы молодежных комиссий первичных профсоюзных организаций2.
Таким образом, принципы, методы и механизмы реализации молодежный политики в отдельных субъектах Российской Федерации, на наш взгляд, должны быть не только распространены по всей стране, но и должны получить законодательное закрепление в нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровня. Учет положительного регионального опыта в проведении общегосударственной молодежной политики, несомненно, будет способствовать ускорению модерни-зационных процессов в России и укреплению ее позиций в мировом сообществе.
1Указ Президента Республики Башкортостан от 30 декабря 2006 г. № 658-УП Президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы||URL: http://ufa.regionz.ru/index.php?ds=6504
2Молодежная политика Федерации профсоюзов Республики Башкортостан/ШК^
http://www.fprb.ru/youth/molpolit/