Научная статья на тему 'Реализация региональных программ создания систем мониторинга состояния потенциально опасных объектов на основе программно-целевых методов'

Реализация региональных программ создания систем мониторинга состояния потенциально опасных объектов на основе программно-целевых методов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Павлов С. В., Пичурин Ю. Г., Прямухин С. Б., Черный А. Н.

В статье рассмотрена необходимость создания региональных систем мониторинга потенциально опасных объектов для обеспечения информацией деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях угрозы ЧС техногенного и природного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Павлов С. В., Пичурин Ю. Г., Прямухин С. Б., Черный А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article there is viewed necessity to create monitoring regional center of potentially dangerous objects for providing information to the regional government bodies and local self-government bodies in conditions of man caused and natural ES threat.

Текст научной работы на тему «Реализация региональных программ создания систем мониторинга состояния потенциально опасных объектов на основе программно-целевых методов»

УДК 614.8+002.52/.54:504.064:519.8

С.В. Павлов к.в.н., Ю.Г. Пичурин, С.Б. Прямухин, А.Н. Черный к.в.н. (НИИкосмических систем им. А.А.Максимова — филиал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, г. Юбилейный Московской области) РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ

S. Pavlov, Y. Pichurin, S. Pryamuhin, A. Cherny ( NII of space systems named after Maksimov, Moscow region) IMPLEMENTATION OF REGIONAL PROGRAMMES OF POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS

MONITORING CREATION SYSTEM

С.В. Павлов

В статье рассмотрена необходимость создания региональных систем мониторинга потенциально опасных объектов для обеспечения информацией деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях угрозы ЧС техногенного и природного

характера.

In article there is viewed necessity to create monitoring regional center of potentially dangerous objects for providing information to the regional government bodies and local self-government bodies in conditions of man

caused and natural ES threat.

Эффективность решения социально-экономических, экологических и управленческих задач в регионах во многом определяется возможностью непрерывного обеспечения соответствующих звеньев управления достоверной информацией о состоянии потенциально опасных объектов в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, проведения эффективной политики решения задач жизнеобеспечения на региональном уровне. Существующие системы мониторинга (контроля) состояния объектов строятся в основном по ведомственному признаку, что затрудняет их использование в интересах регионов.

Исходя из вышесказанного, на современном этапе назрели реальные предпосылки к созданию региональных систем мониторинга потенциально опасных объектов (далее - РСМ), функционирование которых позволило бы на новом качественном уровне обеспечить необходимой информацией деятельность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях наличия угроз техногенного и природного характера.

К основным указанным предпосылкам относятся:

- необходимость эффективной организации оперативного контроля за ПОО на региональном уровне с целью принятия своевременных и обоснованных управленческих решений по реализации региональной политики во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и ведомственными органами управления;

- необходимость координации работ по созданию (внедрению) региональных и муниципальных систем мониторинга с целью исключения параллелизма и дублирования работ в этой области, более эффективного использования финансового, научного и технологического потенциала региона;

- необходимость внедрения и поддержки эффективных отечественных технологий в данной сфере, включая создание производственных кластеров;

- необходимость инвентаризации имеющихся средств мониторинга различной принадлежности и различных форм собственности, создания условий для повышения эффективности их целевого при-

Ю.Г. Пичурин

С.Б. Прямухин

А.Н. Черный

О

VO «

CP

го «

CP

и

CU т s

I

X

eu f— I

0

1

т

^

re I

0

VO га ср

го «

ср

0!

X ^

и

CU т X

1

X CU н

I

0

1 т

I

менения за счет координации действии в рамках единого информационного поля, обеспечивающего целостность и безопасность циркулирующей в нем информации.

Высокая значимость, комплексный характер и техническая сложность решения задач автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов в масштабах региона определяют необходимость их скоординированных решений с использованием программно-целевых методов (ПЦМ).

Эффективность программно-целевого подхода обусловлена его системным, интегрирующим характером. Он объединяет функциональные преимущества методов поиска оптимальных решений, гибкой постановки целей и приспособления проектов к потребностям и возможностям экономической среды. Достоинством этого метода является возможность обоснования содержания и сроков выполнения базовых научно-экспериментальных работ, предшествующих полномасштабной разработке проекта. Использование ПЦМ дает возможность обеспечить согласованность целей создания РСМ на федеральном и региональном уровне, как это предусмотрено «Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных и (или) опасных объектов и грузов РФ».

На практике ПЦМ нашел широкое использование в государственных и федеральных целевых программах. Поэтому, данный метод обоснованно может быть положен в основу разработки и реализации региональных программ комплексного автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов, предполагающих создание РСМ. Реализация этих программ с использованием ПЦМ позволяет распространить полученные решения в

качестве типовых для систем мониторинга других регионов.

Обобщенная типовая структура РСМ представляет собой следующую совокупность (рис. 1):

- датчиковых подсистем контроля параметров;

- подсистем дистанционного (наземного, воздушного, космического) наблюдения и контроля параметров объектов и территорий;

- информационно-аналитических центров, объединенных телекоммуникационной подсистемой и образующих двухуровневую иерархическую структуру.

Ее верхний уровень представлен региональным информационно-аналитическим центром (РИАЦ), второй уровень — муниципальными ситуационными центрами (МСЦ) районов (городов).

Рассмотренные элементы в совокупности образуют единое информационное поле данных мониторинга, обеспечивающее согласованное функционирование рассмотренных элементов на основе единых регламентов информационного обмена.

Учитывая большой объем актуальных задач мониторинга, значительное количество и пространственную распределенность объектов контроля, в качестве первого этапа работ предусматривается реализация пилотных проектов РСМ на базе 2-3 муниципальных образований, которые после ввода в опытную эксплуатацию могут рассматриваться в качестве РСМ 1 этапа, и на его базе будет произведено дальнейшее наращивание возможностей региональной системы мониторинга (рис. 2).

Основной состав работ по созданию опытного участка РСМ включает:

♦ определение и обследование объектов, подлежащих контролю с использованием РСМ;

Рис. 1. Организационно-техническая схема типовой РСМ

Рис. 2. Содержание типового проекта по созданию РСМ

♦ создание совокупности автоматизированных датчиковых систем непосредственного и дистанционного контроля состоянии объектов в муниципальных образованиях;

♦ создание опытного участка РИАЦ и типовых

МСЦ;

♦ создание аппаратно-программных средств обеспечения аналитической, информационной, методической и телекоммуникационной поддержки повседневной деятельности региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления (служб реагирования);

♦ создание телекоммуникационной сети защищенного информационного обмена и доведения до региональных и муниципальных органов управления (служб реагирования) данных мониторинга о состоянии объектов;

♦ отработку технологий информационно-технического сопряжения регионального и федерального информационно-аналитических центров;

♦ отработку и адаптацию типовых технологий контроля состояния объектов региона к решению конкретных мониторинговых задач.

Второй этап реализации программных мероп-

риятий определяется результатами выполнения работ на первом этапе и предполагает:

♦ расширение функциональных возможностей опытного участка РСМ, в части подключения дополнительных объектов контроля к созданным на 1 этапе муниципальным подсистемам;

♦ «тиражирование» муниципальных подсистем мониторинга в другие муниципальные образования региона;

♦ создание нормативно-правовой базы использования РСМ органами государственной власти и местного самоуправления;

♦ осуществление мероприятий по профессиональной подготовке кадров, эксплуатирующих РСМ и ее подсистемы.

Таким образом, использование программно-целевых методов позволит с высокой эффективностью планировать и реализовывать проекты создания региональных систем мониторинга в различных регионах на основе согласованности федеральных и региональных задач, создания типовых элементов систем и технологий их увязки, более эффективного использования финансового, научного и технологического потенциала регионов, в интересах создания различных сегментов РСМ.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.