УДК 614.8+002.52/.54:504.064:519.8
С.В. Павлов к.в.н., Ю.Г. Пичурин, С.Б. Прямухин, А.Н. Черный к.в.н. (НИИкосмических систем им. А.А.Максимова — филиал ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, г. Юбилейный Московской области) РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ
S. Pavlov, Y. Pichurin, S. Pryamuhin, A. Cherny ( NII of space systems named after Maksimov, Moscow region) IMPLEMENTATION OF REGIONAL PROGRAMMES OF POTENTIALLY DANGEROUS OBJECTS
MONITORING CREATION SYSTEM
С.В. Павлов
В статье рассмотрена необходимость создания региональных систем мониторинга потенциально опасных объектов для обеспечения информацией деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях угрозы ЧС техногенного и природного
характера.
In article there is viewed necessity to create monitoring regional center of potentially dangerous objects for providing information to the regional government bodies and local self-government bodies in conditions of man
caused and natural ES threat.
Эффективность решения социально-экономических, экологических и управленческих задач в регионах во многом определяется возможностью непрерывного обеспечения соответствующих звеньев управления достоверной информацией о состоянии потенциально опасных объектов в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, проведения эффективной политики решения задач жизнеобеспечения на региональном уровне. Существующие системы мониторинга (контроля) состояния объектов строятся в основном по ведомственному признаку, что затрудняет их использование в интересах регионов.
Исходя из вышесказанного, на современном этапе назрели реальные предпосылки к созданию региональных систем мониторинга потенциально опасных объектов (далее - РСМ), функционирование которых позволило бы на новом качественном уровне обеспечить необходимой информацией деятельность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях наличия угроз техногенного и природного характера.
К основным указанным предпосылкам относятся:
- необходимость эффективной организации оперативного контроля за ПОО на региональном уровне с целью принятия своевременных и обоснованных управленческих решений по реализации региональной политики во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и ведомственными органами управления;
- необходимость координации работ по созданию (внедрению) региональных и муниципальных систем мониторинга с целью исключения параллелизма и дублирования работ в этой области, более эффективного использования финансового, научного и технологического потенциала региона;
- необходимость внедрения и поддержки эффективных отечественных технологий в данной сфере, включая создание производственных кластеров;
- необходимость инвентаризации имеющихся средств мониторинга различной принадлежности и различных форм собственности, создания условий для повышения эффективности их целевого при-
Ю.Г. Пичурин
С.Б. Прямухин
А.Н. Черный
О
VO «
CP
го «
CP
и
CU т s
I
X
eu f— I
0
1
т
^
re I
0
VO га ср
го «
ср
0!
X ^
и
CU т X
1
X CU н
I
0
1 т
I
менения за счет координации действии в рамках единого информационного поля, обеспечивающего целостность и безопасность циркулирующей в нем информации.
Высокая значимость, комплексный характер и техническая сложность решения задач автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов в масштабах региона определяют необходимость их скоординированных решений с использованием программно-целевых методов (ПЦМ).
Эффективность программно-целевого подхода обусловлена его системным, интегрирующим характером. Он объединяет функциональные преимущества методов поиска оптимальных решений, гибкой постановки целей и приспособления проектов к потребностям и возможностям экономической среды. Достоинством этого метода является возможность обоснования содержания и сроков выполнения базовых научно-экспериментальных работ, предшествующих полномасштабной разработке проекта. Использование ПЦМ дает возможность обеспечить согласованность целей создания РСМ на федеральном и региональном уровне, как это предусмотрено «Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных и (или) опасных объектов и грузов РФ».
На практике ПЦМ нашел широкое использование в государственных и федеральных целевых программах. Поэтому, данный метод обоснованно может быть положен в основу разработки и реализации региональных программ комплексного автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов, предполагающих создание РСМ. Реализация этих программ с использованием ПЦМ позволяет распространить полученные решения в
качестве типовых для систем мониторинга других регионов.
Обобщенная типовая структура РСМ представляет собой следующую совокупность (рис. 1):
- датчиковых подсистем контроля параметров;
- подсистем дистанционного (наземного, воздушного, космического) наблюдения и контроля параметров объектов и территорий;
- информационно-аналитических центров, объединенных телекоммуникационной подсистемой и образующих двухуровневую иерархическую структуру.
Ее верхний уровень представлен региональным информационно-аналитическим центром (РИАЦ), второй уровень — муниципальными ситуационными центрами (МСЦ) районов (городов).
Рассмотренные элементы в совокупности образуют единое информационное поле данных мониторинга, обеспечивающее согласованное функционирование рассмотренных элементов на основе единых регламентов информационного обмена.
Учитывая большой объем актуальных задач мониторинга, значительное количество и пространственную распределенность объектов контроля, в качестве первого этапа работ предусматривается реализация пилотных проектов РСМ на базе 2-3 муниципальных образований, которые после ввода в опытную эксплуатацию могут рассматриваться в качестве РСМ 1 этапа, и на его базе будет произведено дальнейшее наращивание возможностей региональной системы мониторинга (рис. 2).
Основной состав работ по созданию опытного участка РСМ включает:
♦ определение и обследование объектов, подлежащих контролю с использованием РСМ;
Рис. 1. Организационно-техническая схема типовой РСМ
Рис. 2. Содержание типового проекта по созданию РСМ
♦ создание совокупности автоматизированных датчиковых систем непосредственного и дистанционного контроля состоянии объектов в муниципальных образованиях;
♦ создание опытного участка РИАЦ и типовых
МСЦ;
♦ создание аппаратно-программных средств обеспечения аналитической, информационной, методической и телекоммуникационной поддержки повседневной деятельности региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления (служб реагирования);
♦ создание телекоммуникационной сети защищенного информационного обмена и доведения до региональных и муниципальных органов управления (служб реагирования) данных мониторинга о состоянии объектов;
♦ отработку технологий информационно-технического сопряжения регионального и федерального информационно-аналитических центров;
♦ отработку и адаптацию типовых технологий контроля состояния объектов региона к решению конкретных мониторинговых задач.
Второй этап реализации программных мероп-
риятий определяется результатами выполнения работ на первом этапе и предполагает:
♦ расширение функциональных возможностей опытного участка РСМ, в части подключения дополнительных объектов контроля к созданным на 1 этапе муниципальным подсистемам;
♦ «тиражирование» муниципальных подсистем мониторинга в другие муниципальные образования региона;
♦ создание нормативно-правовой базы использования РСМ органами государственной власти и местного самоуправления;
♦ осуществление мероприятий по профессиональной подготовке кадров, эксплуатирующих РСМ и ее подсистемы.
Таким образом, использование программно-целевых методов позволит с высокой эффективностью планировать и реализовывать проекты создания региональных систем мониторинга в различных регионах на основе согласованности федеральных и региональных задач, создания типовых элементов систем и технологий их увязки, более эффективного использования финансового, научного и технологического потенциала регионов, в интересах создания различных сегментов РСМ.
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I