Научная статья на тему 'Реализация региональных экономических интересов: специфика и вопросы гармонизации'

Реализация региональных экономических интересов: специфика и вопросы гармонизации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1399
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОГЛАСОВАНИЕ / REGION / REGIONAL ECONOMIC INTERESTS / COORDINATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернова Вероника Валериевна

Регионы в современной национальной экономике выступают в качестве самостоятельных, относительно обособленных субъектов экономических отношений и соответственно имеют собственные экономические интересы. В статье представлены теоретические аспекты решения проблемы согласования экономических интересов как внутри региона, так и в хозяйственной системе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of regional economic interests: specificity and harmonization questions

Regions in modern national economy represent itself as independent, rather separated subjects of economic relations and accordingly have its own economic interests. In the article theoretical aspects of solution of a problem of coordination of economic interests both within the region and within the economic system as a whole are presented.

Текст научной работы на тему «Реализация региональных экономических интересов: специфика и вопросы гармонизации»

1. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. М., 2005. С. 10.

2. Региональная экономика / под ред. В.И. Ви-дяпина, М.В. Степанова. М., 2005. С. 5.

3. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В.И. Кушлина. М., 2005. С. 480.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М., 2006.

5. иКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42872

6. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: стат. сб. / Росстат. М.,

2007.

Поступила в редакцию 5.Q6.2QQ9 г.

Minaev Yu.N. Regional economy within the system of management of the national economy. In the article the role of regional economy in the system of management of the national economy is considered. The interrelation between federal and regional administrative structures and also its functions and aims is investigated, the emphasis is laid on the value of complex development of economy of regions for more successful development of all country as a whole.

Key words: region; federative management; regional management; social and economic development.

УДК 330.331

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ: СПЕЦИФИКА И ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

© В.В. Чернова

Регионы в современной национальной экономике выступают в качестве самостоятельных, относительно обособленных субъектов экономических отношений и соответственно имеют собственные экономические интересы. В статье представлены теоретические аспекты решения проблемы согласования экономических интересов как внутри региона, так и в хозяйственной системе в целом.

Ключевые слова: регион, региональные экономические интересы, согласование.

Российские регионы играют значительную роль в социально-экономическом развитии экономики национального хозяйства. Рост самостоятельности регионов обусловил переход регионов в самостоятельные субъекты экономических отношений. В результате преимущественного разграничения прав собственности между субъектами и федеральным центром, регионы стали полноценными субъектами отношений собственности.

Субъекты Российской Федерации становятся носителями собственных экономических интересов. Принципы российского федерализма предопределяют самостоятельный характер интересов регионов за счет сохранения относительной обособленности регионов при соблюдении национально-государственных интересов, т. е. целостности единого геополитического и социально-экономического пространства России. Можно выделить три основных условия деятельности хозяйственных систем, в т. ч. и региональных: цель, ресурсы, строение. Некоторые экономисты,

например В. Сагатовский и И. Сыроежин, подходят к определению системы с дескриптивных и конструктивных позиций. В. Сага-товский дает следующие определения: дескриптивное - «система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами»; конструктивное определение заключается в «... выделении конечного множества элементов из бесконечного множества с помощью заданной цели, функции и определенной структуры системы» [1].

Поскольку каждый регион обладает своей спецификой социального, экономического и политического характера, то реализация их экономических интересов оказывается под угрозой в том случае, если государство в своей политике не учитывает различий в социально-экономическом развитии и уровне жизни населения регионов, что и определяет сущность противоречий между ними и Центром.

Регионы выделяются по принципу относительной обособленности, определяемой их местом в общественном разделении труда, особыми географическими условиями и по ряду других критериев.

При рассмотрении региона, как правило, выделяют несколько базовых составляющих, определяющих данное понятие:

- единое экономическое пространство , ограниченное территорией субъекта РФ;

- экономическое пространство, аккумулирующее территории нескольких экономических районов страны (несколько субъектов федерации);

- уникальные по географическому положению или выполняемым экономическим функциям районы, занимающие лишь часть субъекта федерации.

Можно выделить ряд признаков, свойственных региону и отражающих его сущность:

- это самостоятельный субъект экономических отношений;

- это неотъемлемая часть единого геополитического и социо-экономического пространства страны;

- это относительно самостоятельный элемент в системе федеративного государства;

- это субъект, обладающий собственными специфическими потребностями, которые определяются его особым местом в национальном разделении труда, выполняемыми в экономике функциями;

- система экономических отношений, складывающихся внутри региона, определяет систему экономических интересов его субъектов и его собственные экономические интересы.

Главной особенностью региона является целенаправленное поведение любого ее элемента, когда к связи элементов в системе добавляется их неразделимость и взаимокорре-лируемость. Первичным же звеном региональной системы является «обособленное и устойчивое объединение ресурсов и распорядителя» [2]. Это положение можно рассматривать как базовое, поскольку оно включает в себя и отношения собственности, и экономические интересы.

Экономический интерес региона можно трактовать, как объективную необходимость функционирования региона как единого целого, самостоятельного субъекта, направлен-

ного на удовлетворение его потребностей, в соответствии с системой экономических отношений, элементом которых он выступает. Реализация региональных экономических интересов неразрывно связана с реализацией общенациональных интересов и в отдельных вопросах может быть полностью согласована с ними.

В тех случаях, когда речь идет о регионе, необходимо помимо рассмотрения их интересов как целого выделять различные интересы хозяйствующих субъектов, его формирующих. Как следствие многообразия экономических интересов и их разнонаправлен-ности в системе единого регионального пространства возникает внутренняя противоречивость системы экономических отношений внутри региона. Прежде всего, речь идет об объективных противоречиях между различными субъектами, а также о существовании противоречий в рамках каждого из этих субъектов, что характерно для ситуаций, в которых региону приходится решать проблему развития производственной или социальной сфер, которые требуют расходования средств из одного и того же источника финансирования.

Способом разрешения этих противоречий в рыночных условиях является согласование посредством экономических механизмов, которое исходило бы из правового равенства каждого из носителей экономических интересов. Естественно, что этот принцип относится и к регионам в их экономических отношениях между собой, и внутрирегиональными административными и хозяйственными структурами [3].

Становление рыночных отношений приводит к новой персонификации экономических интересов. Признавая равноправие их в рамках названных выше типов - частных и общих, порой отмечается, что в процессе согласования интересов более существенна роль тех из них, которые разворачиваются на макро-, а не на микроуровне, поскольку они определяют правила «игры», создают экономическую среду функционирования субъектов [4]. Однако, на наш взгляд, без учета экономических интересов региона говорить о сбалансированной системе реализации экономических интересов в обществе вообще нельзя.

Экономические интересы в регионе проявляются в вертикальном срезе, как связи с федеральными структурами, муниципалитетами и хозяйствующими субъектами внутри региона, образуя цепочку: федерация - регион

- муниципалитет - хозяйствующие субъекты, а также в качестве горизонтальных связей, проявляющихся в виде взаимодействия между другими регионами и прочими субъектами внутри федерации и за ее пределами [5].

Исследование взглядов ученых на проблему выделения экономических интересов хозяйствующих субъектов внутри региона позволяет сгруппировать существующие воззрения в три основных направления:

1. субъектами региональных экономических интересов выступают сам регион и его местные территории;

2. в качестве субъектов региональных экономических интересов следует рассматривать территории, отраслевой срез промышленности и сам регион;

3. субъектами региональных экономических интересов выступают регион и его промышленная инфраструктура [6].

В соответствии с первым направлением выразителем экономических интересов региона будут выступать представители региональных органов власти. Обладая совокупностью всех необходимых прав и полномочий по управлению социально-экономическими процессами в регионе, они представляют интересы региона на федеральном уровне и реализуют федеральные экономические интересы на региональном уровне.

Процесс согласования экономических интересов региона и территории определяется степенью совершенства административного инструментария регулирования их взаимоотношений.

Остановимся на втором подходе. Здесь появляется новый субъект - отрасль промышленности. Как правило, региональная промышленная инфраструктура представлена несколькими отраслями, среди которых можно выделить структурообразующие. Из этого вытекает многослойность структуры региональных интересов [6].

Сложный хозяйственный механизм управления региональной экономикой выполняет важную роль: «...его фундаментальная функция как учет и согласование интересов различных субъектов собственности и

хозяйствования, которая может реализовываться посредством важнейшего составляющего звена хозяйственного механизма - совокупности организационно-управленческих отношений, структур и методов управления экономикой» [7]. Экономические интересы региона наиболее полно представлены в той экономической политике, которую проводит региональная администрация.

Субъектов экономической политики региона можно условно подразделить на три группы: носители, выразители и исполнители экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по уровню доходов, видам деятельности, профессиям, отраслевым и региональным интересам. В число носителей экономических интересов входят такие группы населения, как: наемные рабочие, хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие [8]. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному виду деятельности.

Сложность эффективного построения региональной экономической политики проявляется в том, что, с одной стороны, она должна служить удовлетворению потребностей хозяйствующих субъектов и населения данной территории, а с другой - соответствовать критериям общенациональной политики, проводимой федеральным центром. Н.А. Бердяев отмечал, что в отношении к хозяйственной жизни можно установить два противоположных принципа. Один гласит: преследуй свой личный интерес и это будет способствовать хозяйственному развитию целого, будет выгодно для общества, нации, государства. Второй гласит: служи другим, обществу, целому и тогда получишь все, что тебе нужно для жизни. Словом, принося пользу улью, принесешь ее и пчеле [9].

Выразителями хозяйственных интересов являются специализированные организации, объединяющие носителей экономических интересов, которые выражают и отстаивают экономические интересы данной группы населения регионов. Они могут оказывать реальное воздействие не только на региональ-

ную, но и на общегосударственную экономическую политику. Политические партии являются выразителями более широкого круга интересов населения: политических, социально-экономических, религиозных, культурных. Политические партии выступают выразителями интересов не только на уровне региона или хозяйствующего субъекта. Они призваны выражать интересы всего общества, быть носителем национально-государственных идей и стремлений.

Исполнители экономических интересов призваны осуществлять государственную экономическую политику регионов. Исполнителями экономических интересов являются органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу (федеральный, региональный и муниципальный уровень) [8].

В новых условиях различные субъекты хозяйственной деятельности (носители интересов) вынуждены строить новую систему отношений, причем каждый субъект, взаимодействуя с другим субъектом, следует своему интересу, который и стремится реализовать. Коррелятивный характер взаимодействия интересов предусматривает создание условий для реализации интересов всех участвующих сторон. Сложность проблемы согласования экономических интересов в регионе проявляется также в том, что существуют противоречия между органами власти региона и хозяйствующими субъектами, а также между отдельными отраслями и сферами производства в одном регионе.

Реализация экономических интересов в системе взаимоотношений представителей региональной власти (как выразителей интересов регионов) и отраслей возможна также с применением механизма лоббирования отраслями интересов региона в центре. В. Мау, анализируя проблему лоббирования отраслями интересов региона, выделяет малые и большие группы лоббистов и отмечает высокую эффективность малых групп, т. к. для осуществления поставленных целей не требуются дополнительные стимулы по координации этой деятельности [10].

Система хозяйствующих субъектов региона - это комплекс реально действующих институтов, оказывающих воздействие на общественное воспроизводство в регионе. В

условиях рынка система хозяйствующих субъектов коренным образом меняется. В отличие от административно-командной системы, рассматривающей в качестве выразителей интереса региона только государственные структуры, для современного рыночного типа хозяйствования характерен учет интересов как отдельных хозяйствующих субъектов, организаций, так и отраслей, функционирующих в данном регионе. Кроме того, дополнительную хозяйственную нагрузку несут на себе и региональные органы исполнительной власти, которые не только управляют экономикой региона, но и осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность.

Предприятиям для элементарного выживания приходится выпускать и непрофильную продукцию и самостоятельно искать покупателей, способных в какой-либо форме рассчитаться за произведенную продукцию. Однако такое положение можно считать лишь отклонением от нормального функционирования хозяйства. Один из вариантов действий на этом пути предлагает А. Лавров: «Региональный маркетинг выступает... в качестве достаточно эффективного метода согласования разноуровневых интересов и целей. Роль регионального маркетинга в этом аспекте просто трудно переоценить, ибо невозможно никакое движение вперед, а тем более к рынку без согласования интересов, без их учета» [7].

Экономические интересы региона и его хозяйствующих субъектов направлены на перераспределение прав и отношений собственности на ресурсы, что и является определяющим фактором их противоречивости. В соответствии с этим можно говорить о сложной взаимосвязанной системе экономических интересов в регионе.

Реализация таких разнокачественных интересов возможна лишь путем системной организации экономических отношений, которая, в свою очередь, может трактоваться как совокупность норм, механизмов, форм согласования принципов рыночной экономики с принципами федерализма, регионального и местного самоуправления, которые позволяют осуществлять компромисс экономических, социальных, экологических и иных интересов самых различных субъектов рассматриваемых отношений [4].

Кроме того, на региональном уровне формируется двоякий характер противорес-чивости экономических интересов. С одной стороны, каждый регион обладает своими собственными уникальными интересами, определяемыми спецификой его территориальных, производственных, климатических и т. д. условий, что обуславливает противоречие его интересов с интересами других регионов. С другой стороны, у всех регионов присутствуют и общие цели и интересы, направленные на развитие производства, устойчивый экономический рост региональной экономики, повышение уровня благосостояния населения и т. п. Однако именно схожесть экономических интересов регионов и порождает их противоречивость, поскольку в решении некоторых из этих задач регионы выступают как субъекты, конкурирующие за получение ресурсов федерального центра.

1. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления / под ред. Ф.И. Перегудова. Томск, 1976.

2. Экономическая кибернетика / под ред. И.М. Сыроежина. Ч. 1. Л., 1974.

3. Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управления в условиях федерализма // Вопр. экономики. 1994. № 9.

4. Малыхин В. Экономическая реформа: необходимость региональной адаптации // Экономист. 1992. № 11.

5. URL: http://articles.excelion.ru/science/em/.

6. Бияков О.А., Коломарова Н.Ю. Региональные экономические интересы и проблемы измерения их согласованности. Кемерово, 2003

7. Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты // Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово, 1994.

8. Лобанич В.А. К вопросу о региональном экономическом интересе в современной политике // Проблемы современной экономики.

2008. № 1 (25).

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

10. Мау В., Ступин В. Очерки политической экономии российских регионов // Вопр. экономики. 1995. № 10.

Поступила в редакцию 9.06.2009 г.

Chernova V.V. Realization of regional economic interests: specificity and harmonization questions. Regions in modern national economy represent itself as independent, rather separated subjects of economic relations and accordingly have its own economic interests. In the article theoretical aspects of solution of a problem of coordination of economic interests both within the region and within the economic system as a whole are presented.

Key words: region, regional economic interests, coordination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.