Научная статья на тему 'Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка'

Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ИНДИВИДА / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ / ПРИНЦИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / ECONOMIC INTERESTS / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / THE PRINCIPLES OF PROTECTION OF ECONOMIC RIGHTS OF THE INDIVIDUAL / A LEGAL MECHANISM TO OVERCOME SOCIAL CONTRADICTIONS / THE PRINCIPLES OF PERMISSION FROM CONFLICT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Светлана Викторовна

В статье анализируются представления о взаимодействии экономиче ских интере сов хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Система экономических отношений в контексте общественных интересов рассматривается как сложный социальный организм, включающий два уровня: глубинный и поверхностный. Приведена классификация системы экономических интересов общества, которая свидетельствует о неоднородности и противоречивости интересов предприятия, коллектива предприятия и государства. Формулируются основные идеи и принципы, которые должны быть положены в основу правового механизма преодоления общественных противоречий. Место и роль государства и права определяется с учетом соблюдения оптимального баланса механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования рынка.Принципы защиты экономических прав граждан рассматриваются как основополагающие в процессе формирования стратегии развития правового механизма выявления и преодоления общественных противоречий. Определены принципы разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state and the right to provide the economic interests of of the market

The article analyzes the representation of the interaction of the economic interests of economic entities in the market. The system of economic relations in the context of the public interest is considered as a complex social organism, comprising two levels: the deep and superficial. The classification system of economic interests of society, which suggests heterogeneity and the contradictory interests of the enterprise, collective enterprises and the state. Formulated the basic ideas and principles that should be the basis for a legal mechanism to overcome social contradictions. Place and role of the state and law is determined by taking into account compliance with the optimum balance mechanisms of market self-regulation and government regulation of the market. The principles of protection of economic rights of citizens are considered to be fundamental in the formation of the development strategy of a legal mechanism and overcoming social contradictions. Defines the principles of conflict resolution in the relations of economic agents and the state.

Текст научной работы на тему «Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка»

Игнатьева С.В. Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих.

УДК 338

С.В. Игнатьева *

Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих субъектов рынка

В статье анализируются представления о взаимодействии экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях рынка. Система экономических отношений в контексте общественных интересов рассматривается как сложный социальный организм, включающий два уровня: глубинный и поверхностный. Приведена классификация системы экономических интересов общества, которая свидетельствует о неоднородности и противоречивости интересов предприятия, коллектива предприятия и государства. Формулируются основные идеи и принципы, которые должны быть положены в основу правового механизма преодоления общественных противоречий. Место и роль государства и права определяется с учетом соблюдения оптимального баланса механизмов рыночной саморегуляции и государственного регулирования рынка.

Принципы защиты экономических прав граждан рассматриваются как основополагающие в процессе формирования стратегии развития правового механизма выявления и преодоления общественных противоречий. Определены принципы разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов и государства.

Ключевые слова: экономические интересы, механизм правового регулирования, принципы защиты экономических прав индивида, правовой механизм преодоления общественных противоречий, принципы разрешения конфликтных ситуаций.

S.VIgnatieva*. The role of the state and the right to provide the economic interests of of the market. The article analyzes the representation of the interaction of the economic interests of economic entities in the market. The system of economic relations in the context of the public interest is considered as a complex social organism, comprising two levels: the deep and superficial. The classification system of economic interests of society, which suggests heterogeneity and the contradictory interests of the enterprise, collective enterprises and the state. Formulated the basic ideas and principles that should be the basis for a legal mechanism to overcome social contradictions. Place and role of the state and law is determined by taking into account compliance with the optimum balance mechanisms of market self-regulation and government regulation of the market. The principles of protection of economic rights of citizens are considered to be fundamental in the formation of the development strategy of a legal mechanism and overcoming social contradictions. Defines the principles of conflict resolution in the relations of economic agents and the state.

Keywords: economic interests, the mechanism of legal regulation, the principles of protection of economic rights of the individual, a legal mechanism to overcome social contradictions, the principles of permission from conflict situations.

Всесторонний анализ категории интереса, проблема согласования и координации интересов различных групп и слоев общества приобретает особое значение в условиях, когда изменяется сама концепция взаимодействия государства и гражданского общества и на первое место выдвигается личность и ее интересы.

К вопросам, связанным с исследованием этой категории, обращаются ныне представители различных отраслей знания, в т.ч. и юриспруденции.

Из широкого круга проблем, с которыми сопряжены вопросы исследования интересов, остановимся на менее изученных и обусловленных задачами настоящего исследования, - на анализе взаимодействия экономических интересов субъектов рыночного хозяйства.

В отечественной экономической и философской литературе довольно обстоятельно освещена проблема структуры экономических интересов общества. При этом чаще всего отмечены структуры, различаемые но фазам воспроизводства, по субъектам, по социальным общностям. Экономические интересы структурированы и по региональному (территориальному) признаку, а также по другим основаниям. Они объективно разделены на интересы производителей и потребителей продукции. Рассмотренные в аспекте времени, в рамках каждого субъекта, они подразделены на текущие (сиюминутные, временные) и длительные (перспективные, коренные). Наконец, интересы можно разделить на осознанные и неосознанные.

Множественность классификации интересов свидетельствует о том, что они представляют собой сложную систему, разветвленную по горизонтали и вертикали, с прямыми и обратными связями, основанную

* Игнатьева, Светлана Викторовна, профессор кафедры гражданского процесса Санкт- Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-70-41. E-mail: svetignateva60@mail.ru.

* Ignatieva, Svetlana Victorovna, professor of civil procedure of the St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, Doctor of Law, Professor, honored worker of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: (812) 744-70-41. E-mail: svetignateva60@mail.ru.

© Игнатьева С.В., 2015

Теория и история государства и права

на единстве, но полную противоречий. Эти классификации характеризуются взаимопроникновением: экономические интересы индивидов проявляются во всех фазах процесса воспроизводства, а каждая фаза находит отражение в интересах всех субъектов экономических отношений. Поэтому анализ проблемы связи и взаимодействия системы интересов не ограничивается лишь выяснением координации личных, коллективных и общенародных интересов. Он включает и анализ инте-ресов каждого субъекта экономических отношений по всем фазам воспроизводства и социальным общностям.

Система интересов носит иерархический характер. В ней экономические интересы индивидов объединяются в иерархически укрупняющиеся социальные группы.

Эти социальные группы отличаются друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по профессиям, по отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и собственники предприятий, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и др. У каждой из этих групп есть своп интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп выражают спои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения. Столкновение и согласование интересов этих социальных групп происходит как на уровне экономики в целом, в масштабах крупных административных и хозяйственных структур, так и в масштабах отдельных предприятий, внутри коллективов их работников.

Определяющими в условиях рынка являются интересы соб-ственников, предпринимателей и наемных работников. Представители этих социальных групп связывают свою судьбу, свои интересы с конкретным предприятием, как с источником дохода и местом работы. Стратегическая и текущая устойчивость, максимизация доходов, а в итоге рыночная конкурентоспособность и процветание предприятия зависят от внутренней согласованности и непротиворечивости системы их интересов. Напротив, рыночные позиции могут быть подорваны конфликтом этих интересов, что надо учитывать при выборе той или иной организационной формы предпринимательской деятельности. Конечно, в рыночной экономике решающую роль имеет личный, частный интерес. Но существует и коллективный интерес всех работников предприятия, а также отдельных слоев, всего государства в целом.

Носителями личных, коллективных и общенародных интересов являются отдельные индивиды, коллективы (предприятия) и общество в целом. Индивид имеет свой личный экономический интерес -факт очевидный. Более сложен вопрос о том, кто является выразителем интереса коллектива предприятия и общенародного интереса. Между тем, хозяйственная практика даст множество примеров расхождения интересов отдельного предприятия и общества, например, когда предприятие, руководствуясь своим интересом, выпускает прибыльную, но экологически вредную продукцию, или монополистически повышает цены. Уже сам факт деления продукции на «прибыльную» и «невыгодную» прямо свидетельствует о наличии у предприятия своего особого интереса, отличного от интересов общества.

В современных условиях особенно ярко проявилось наличие самостоятельного интереса предприятия и его противостояние общенародному (народнохозяйственному) интересу.

Таким образом, можно говорить о неоднородности интересов предприятия и коллектива предприятия.

В развитых странах рыночного хозяйства выразители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев. Некоторые на этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике (союзы предпринимателей, банковских учреждений). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную политику. Каналы влияния этих выразителей экономических отношений различны: рекомендации, советы, консультации, меморандумы.

Когда речь идет о выражении, проявлении экономических интересов субъектов экономических отношений, мы сталкиваемся с пограничными слоями общественных отношений. Здесь объективные экономические интересы, обусловленные местом индивида в общественном разделении труда и его кооперации, органично переплетаются с национальными, семейными, профессиональными, региональными, психологическими, правовыми и другими «верхними» слоями общественных отношении. Как правильно заметил Б.И. Пугинский, это «крайне слабо изученная область "стыка" политической экономии, права и конкретной социологии, требующая комплексных исследований» [1, с. 11].

Особо сложным является вопрос о носителе и выразителе общенародного интереса. Если признать государство в качестве самостоятельного субъекта производственных отношений (субъекта собственности и субъекта хозяйствования), то логически его следует признать и непосредственным выразителем экономических интересов всего общества. Однако государство в качестве самостоятельного субъекта собственности и субъекта хозяйствования признается не всеми экономистами.

Будучи носителем общественного интереса, народ не может его выражать в неорганизованной форме. Поэтому выразителем общенародного интереса выступает государство, точнее, представительные органы народа - правительство, парламент.

Если проследить иерархию интересов, то окажется, что не всякий частный интерес выступает как коллективный, и не всякий коллективный - как общенародный. С данной проблемой сталкивается

Игнатьева С.В. Роль государства и права в обеспечении экономических интересов хозяйствующих...

не только теоретическое исследование, но и повседневная практика ценообразования, оплаты труда и т.д. Производство, например, заинтересовано в максимальной продолжительности рабочего дня, а работник - в минимальной, производство - в минимальной оплате труда, а работник - в максимальной.

Иерархичность системы экономических интересов можно представить как их вертикальную интеграцию, как частичное поэтапное поглощение (включение) вышестоящим интересом нижестоящих.

В этой всеобщей связи частный интерес занимает особое место. Хотя носителями интереса предприятия и интереса народа выступают, соответственно, коллектив предприятия и народ, экономический интерес группировки любого масштаба (предприятия, региона, общества) персонифицируется, проявляется как частный интерес. Поэтому индивид с такой точки зрения является носителем частного, коллективного и общенародного интереса. Единство интересов не означает их тождества и не отрицает существования их противоречий. Противоречия обусловливаются двумя факторами. Во-первых, самим механизмом трансформации частного интереса в коллективный и общенародный. Это противоречие выступает как противоречие общего, особенного и отдельного, а также как противоречие между осознанным личным интересом и не всегда осознанным общенародным интересом, в котором интегрируются, в конечном счете, экономические интересы индивидов.

Во-вторых, существующие противоречия системы интересов обусловливаются просчетами и недостатками в процессах ценообразования, размещения производительных сил и т.д. Некоторые авторы особо подчеркивают вторую причину противоречий системы интересов. Так, В.Г. Сойфер полагает, что «объективно необходимое единство экономических интересов не возникает само собой, а должно быть планомерно организовано» [2, с. 64]. Этот взгляд представляется вредным применительно к существовавшей в нашей стране хозяйственной системе, не содержавшей в себе механизма саморегуляции. Когда В. Леонтьев говорит о «национальной экономике как саморегулирующейся системе» [3, с. 21], он имеет в виду рыночную экономику. В системе понятий Ф. Хайека «рынок является одной из форм спонтанного соци-ального порядка» [4, с. 26]. Наличие в экономическом строе общества объективного механизма достижения необходимого единства в системе интересов отмечают и отечественные экономисты: «Каждому этапу развития производительных сил соответствует собственный механизм саморегуляции, разрешающий противоречия каждого этапа, тем самым обеспечивающий саморазвитие всей социально-экономической системы. Двигателем саморазвития, внутренним импульсом мотивационных механизмов является интерес человека» [5, с. 16]. Свойственное экономической жизни явление отчуждения личного экономического интереса от индивида ставит проблему обратной связи: осознания индивидом отчужденного от него же собственного интереса, модифицированного в общенародный интерес.

Во взаимодействии законов, бюджетов, интересов, которое происходит у нас на виду, прослеживается тенденция, противоположная той, что действовала в течение многих лет. Ранее гипертрофировался кол-лективный (общенародный) интерес, он отрывался от личных интересов, интегрированным выражением которых должен был бы выступать. Как отмечает В.П. Шкредов, «в нашей экономической и юридической литературе укоренились взгляды, .. которые прямо или в неявной форме восходят от общества, государства, всего народа, единого экономического центра, общенародных экономических интересов и т.д. Но не будет ли лучше идти от социально определенного человека и предприятия, на котором он работает, к обществу, народу, государству, зако-нодательству?» [6, с. 6].

Думается, главная причина разрыва в системе интересов заключена в том, что высший в иерархии государственный (общенародный) интерес зачастую вряд ли вообще реально отражал личные интересы населения. Гигантские капиталовложения в «проекты века» по переброске части стока северных рек на юг, наращивание темпов добычи руды, выплавки стали, помощь развивающимся странам (уровень жизни которых выше, чем у помогающих) осуществлялись за счет личных интересов трудящихся, снижения их жизненного уровня. Здесь было противоречие не текущих и ассоциированных перспективных личных интересов, осознанных и неосознанных, а возникновение завуалированного под государственный, надуманного, фактически чуждого массе населения интереса ведомства или даже их определенного представителя. Нынешний «бунт» предприятий, регионов и даже отраслей народного хозяйства против «центра» - с одной стороны, реакция на его бессмысленное расточительство, естественный протест против чуждого интереса, ибо от развертывания «проектов века» страдает все общество. Здесь никогда нельзя достичь согласия.

Другая сторона конфликта - противоречия интересов текущих и перспективных, осознанных и неосознанных. Строительство, например, крупной автострады через сельский населенный пункт влечет ухудшение экологической среды обитания его жителей. Можно ли в данном случае прийти к согласию? Безусловно, если часть денежных средств, выделенных на строительство, использовать с целью социального обустройства поселка. Таким образом, пути разрешения названного противоречия - не в идеологической сфере (убеждение, разъяснение, пропаганда), а в экономической: люди должны сами заинтересоваться в строительстве. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий до уровня предпринимательской активности, определение материальных стимулов, направленных на установление осязаемых связей между итогами хозяйственной деятельности предприятий и уровнем благосостояния их работников суть необходимые предпосылки реализации в процессе воспроизводства экономических интересов не отдельных, а всех субъектов производственных отношений.

Приведенные классификации системы экономических интересов общества, видимо, могут быть дополнены и другими структурами. Важно то, что все эти структуры существуют одновременно, как бы накладываясь друг на друга, порождая сложнейшую сеть прямых и обратных связей и зависимостей.

Теория и история государства и права

Система экономических отношений в контексте интересов предстаёт как сложный социальный организм, включающий два уровня: глубинный и поверхностный. На глубинном экономические интересы существуют как объективные связи и зависимости субъектов экономики безотносительно к тому, осознаны эти интересы конкретными индивидами или нет. На поверхностном уровне экономические интересы являются волевыми проявлениями жизненных устремлений индивидов, волевыми отношениями. Такие отношения и есть непосредственный объект социальной регуляции в обществе, в т.ч. правовыми средствами.

Современный период нашего развития характеризуется такой экономической системой, в которой приоритет отдаётся интересу конкретного товаропроизводителя. Социальный элемент - это защита интересов труда, стимулирование производственной активности субъектов хозяйствования. Осуществляется этот социальный элемент через государственное вмешательство, правовое регулирование. Только такими способами и можно добиться высокой экономической эффективности - в сочетании с прочными социальными гарантиями, социальной за-щищенностью человека. В этом главная цель государственно-правового вмешательства в экономику. Задача государства и права состоит в том, чтобы проводить в жизнь те общие интересы, которые как можно шире охватывают интересы отдельных граждан и групп людей. Формирование общего интереса должно вестись со всех сторон: и от общего, и от отдельного, и от единичного.

Преобладающий путь - это постоянные взаимные уступки, преодоление противоречий, поиск согласия. Юридической формой согласия может быть консенсус. При этом консенсус понимается как путь постоянного сближения, путь непременных взаимных уступок. Возможно, что в качестве ориентира принятия правовых компромиссных решений следует избирать интересы среднего класса.

Конечно, это всего лишь общие теоретические рассуждения. В каждой конкретной ситуации поиск консенсуса очень сложен и имеет особенности. Заранее предсказать те или иные конкретные этапы сближения разных интересов невозможно, они неповторимы. Государство, осуществляя функцию учета различных интересов, должно сформировать правовой механизм выявления и преодоления общественных противоречий. Ориентация такого механизма - достижение социального компромисса в обществе. Основные его направления: во-первых, политический плюрализм (преодоление противоречий), во-вторых, высокая роль суда в разрешении противоречий.

Список литературы

1. Пугинский, Б. И. Теория и практика договорного регулирования. - М.: Зерцало, 2008.

2. Хозяйственная реформа, труд и право / под ред. Н.Г. Александрова. - М.: Изд-во МГУ, 1969.

3. Леонтьев, В. В. Экономические эссе. - М.: Политиздат, 1990.

4. Фридман, М., Хайек, Ф. О свободе. - Минск: Политфакт, 1990.

5. Государственная власть и предприятие. От команды к партнерству. - М.: Международные отношения, 1991.

6. Шкредов, В. П. Экономика и право. Опыт экономико-юридического исследования общественного производства / 2-е изд. - М.: Экономика, 1990.

УДК 340.114.5 О.В. Красножон*

Профессиональное правосознание как форма общественного сознания

В статье охарактеризованы различные подходы к пониманию феномена «сознание». Профессиональное правосознание рассмотрено как форма общественного сознания; охарактеризованы подходы к пониманию профессионального правосознания юристов.

Ключевые слова: сознание, общественное сознание, правосознание, профессиональное правосознание юристов.

O.V. Krasnozhon*. Professional sense of justice as a form of public consciousness. The article outlines various approaches to understanding the phenomenon of «consciousness». Professional sense of justice is considered as a form of public consciousness. The approaches to the understanding of the professional sense of justice of lawyers are characterized.

Keywords: consciousness, public consciousness, legal consciousness, professional sense of justice of lawyers.

Изучение вопросов, связанных с характеристикой содержания профессионального правосознания как одной из форм общественного сознания, имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

* Красножон, Оксана Владимировна, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(911)7290727. E-mail: karina111@bk.ru.

* Krasnozhon, Oxana Vladimirovna, post graduate of the department of theory of state and law of Saint-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8(911)7290727. E-mail: karina111@bk.ru.

© Красножон О.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.