Научная статья на тему 'Реализация речевого жанра «Назидание» в различных коммуникативных ситуациях'

Реализация речевого жанра «Назидание» в различных коммуникативных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / COMMUNICATIVE SITUATION / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ/ПАРАМЕТРЫ / НАЗИДАНИЕ / EDIFICATION / GENRE CHARACTERISTICS/PARAMETERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гейко Елена Васильевна, Буренкова Анна Андреевна

В рамках настоящей статьи предпринимается попытка очертить границы речевого жанра «Назидание», структурировать параметрические признаки данного жанра, а также проанализировать его языковые/речевые характеристики. Авторы подчеркивают, что изучение речевой реализации рассматриваемого речевого жанра позволяет понять, как при помощи слов воздействовать на людей, побуждать их к каким либо действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SPEECH GENRE «EDIFICATION» IN VARIOUS COMMUNICATIVE SITUATIONS

In this article an attempt is made to delineate the boundaries of the speech genre “edification”, to structure the parametric features of the genre, as well as to analyze its language / speech characteristics. The authors underline that the study of speech realization of the considered speech genre allows us to understand how to use words for influence people, for encourage them to any action.

Текст научной работы на тему «Реализация речевого жанра «Назидание» в различных коммуникативных ситуациях»

УДК 811.161.1 © Е. В. Гейко, А. А. Буренкова

Е. В. Гейко, А. А. Буренкова РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «НАЗИДАНИЕ» В РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ

В рамках настоящей статьи предпринимается попытка очертить границы речевого жанра «Назидание», структурировать параметрические признаки данного жанра, а также проанализировать его языковые/речевые характеристики. Авторы подчеркивают, что изучение речевой реализации рассматриваемого речевого жанра позволяет понять, как при помощи слов воздействовать на людей, побуждать их к каким-либо действиям.

Ключевые слова: речевой жанр, коммуникативная ситуация, жанрообразующие признаки/параметры, назидание.

В современной лингвистике наблюдается ситуация, в которой можно говорить о «жанро-ведении» как об отдельной научной дисциплине. В лингвистических, культурологических и близким к ним по направлению изданиях постоянно появляются новые работы о речевых жанрах (далее РЖ), к изучению РЖ речи обращается все большее число ученых, обнаруживаются новые аспекты рассмотрения проблемы (В.Е. Гольдин, В.В. Дементьев, В.А. Салимовский, К.Ф. Седов и

др.: [4]).

Актуальность проблематики жанроведения определяется многими факторами. Во-первых, исследование РЖ соответствует общей направленности современного языкознания на анализ речи в прагматическом аспекте, на поиск связей между строением речевых произведений и компонентами ситуации общения, включая в число последних прежде всего субъекты коммуникативных ситуаций, отношения между ними, их знания и интенции.

Во-вторых, работы в области жанроведе-ния, безусловно, стимулируются тем, что лингвистика, исследуя жанры речи, не обладает даже относительно полным их перечнем, так что все время обнаруживаются жанры, обойденные вниманием исследователей, и все новые «претенденты» на место в этом ряду. Некоторым из жанров посвящено немало работ, но их природа все еще недостаточно раскрыта и требует дополнительного изучения.

Незамкнутость перечня жанров как инвариантных образований в значительной степени обусловлена тем, что главный термин жанрове-дения - «жанр речи» — продолжает толковаться исследователями по-разному [3].

В-третьих, интерес к жанроведению обусловлен и стремлением теоретиков осмыслить место жанроведения в ряду лингвистических дисциплин.

Таким образом, актуальными проблемами жанроведения, по-видимому, можно считать: 1) параметризацию жанровых форм и установление системных отношений между параметрами, 2) создание классификаций и многоаспектной типологии жанров, 3) уточнение главных оппозиций в системе терминов жанроведения, 4) структуризацию жанроведческих понятий в системе общелингвистических концептов.

Определить сущность жанра как особого явления невозможно без сопоставления, соотнесения его со смежными ему явлениями и понятиями. Очень нечеткой в теории РЖ остается пока и граница между понятиями «жанр» и «тип/тональность общения». РЖ несет на себе следы влияния соответствующей сферы коммуникации, согласованной партнерами тональности общения, соответствующего речевого события, и отделить одно от другого непросто. Безусловно, на жанровые признаки оказывают воздействие и общие для каждой из речевых культур глубинные культурно-обусловленные сценарии (фреймы).

Тем не менее несмотря на существующую в жанроведении полемику относительно определения понятия РЖ исследователи речевых жанров единодушны в том, что любой коммуникативной ситуации, то есть ситуации общения, соответствует акт речевого взаимодействия, соотносимый с определенным речевым жанром. Вслед за М. М. Бахтиным, мы понимаем под речевым жанром «устойчивый тип высказывания» [1].

По свидетельству В. Е. Гольдина, один из главных путей к уточнению понятия РЖ - создание типологии жанровых форм (различают первичные и вторичные жанры, простые и сложные, жанры устной и письменной коммуникации, речевые и риторические жанры, жанры официального и неофициального общения, ин-

формативные и фатические, тематически обусловленные и свободные и др.), а построение подробной типологии предполагает детальное исследование всех параметров жанровых форм речи [3].

В качестве основы описания речевого жанра в настоящей статье используется модель, разработанная Т. В. Шмелевой и включающая такие параметры или жанрообразующие признаки, как:

- коммуникативная цель, обусловливающая противопоставление четырех типов речевых жанров;

- образ автора;

- образ адресата;

- образ прошлого

- и образ будущего;

- тип диктумного (событийного) содержания;

- языковое воплощение речевого жанра [6].

Таким образом, речевой жанр - это устойчивый тип высказывания, основные параметры (жанрообразующие признаки) которого детерминированы составляющими коммуникативной ситуации: статусными, возрастными и иными характеристиками собеседников, содержанием и тональностью общения, а также лингвистическими особенностями акта коммуникации.

Рассмотрим названные параметры на примере конкретного речевого жанра, а именно «Назидание». В качестве эмпирической базы для настоящего исследования послужили реплики информантов - носителей русского языка, полученные посредством диктофонной записи в ситуации свободного, не ограниченного рамками эксперимента разговорного общения (картотека насчитывает 65 записей).

Согласно словарному толкованию, назидание - поучение, наставление. Говорить что-либо в назидание кому-либо [2].

Чаще всего целью поучительного высказывания является желание осуществить или не осуществить определенные события или дать оценку событиям. Кроме того, «Назидание» может нести в себе информативную или этикетную цель. В качестве образа автора исследуемого жанра выступает человек, который имеет или присваивает себе право выступать с назиданием, поучением. В качестве жанрообразующего признака следует рассматривать и образ адресата, в нашем случае - человека, который выслушивает назидание. Для высказываний в РЖ «Назидание» событийным содержанием является ситуация наставления, поучения.

РЖ «Назидание» отнесен нами к субжанру (по терминологии К. Ф. Седова [5]), так как в

нем сочетаются несколько поджанров: в условно названном нами жанре «Назидание» имеется как минимум и вторая составляющая - предупреждение /угроза /обещание чего-либо в связи с производимыми действиями.

Назидание как речевой жанр проявляется в равноправных и неравноправных коммуникативных ситуациях (КС). Равноправными КС являются дискурсы между коллегами или друзьями, когда собеседники равны по социальному (и/или правовому) статусу. Например, Если поможешь на контрольной, с меня шоколадка! или Прикрой меня перед начальником - я тебе тоже пару туфель на распродаже куплю. Когда один из говорящих обладает более высоким социальным и/или правовым статусом (обусловлено возрастными, гендерными, должностными и прочими факторами), КС будет считаться неравноправной. Такие дискурсы возможны между:

а) взрослыми и детьми (Будешь ходить без шапки - простудишься!);

б) учителем и учениками (Если вы напишете контрольный срез по истории на «2», то ни в какой театр мы не пойдем.);

в) начальником и подчиненными (Если будет еще одно опоздание, уволю к чертовой бабушке!).

Тематика и формы обращения в различных КС зависят от возраста участников и их социального положения и может касаться учебы, еды, поведения, гигиены, работы, отдыха и пр.

В зависимости от типа коммуникативной ситуации РЖ «Назидание» можно разделить на следующие 4 типа:

хорошо похвала

1) Если правильно , то поощрение.

норма обещание хорошего

Если скажешь правду, то никто тебя ругать не будет.

хорошо предупреждение

2) Если правильно , то угроза.

норма обещание плохого

Будешь много знать - быстро состаришься.

плохо предупреждение

3) Если неправильно , то угроза.

не норма обещание плохого

Если не приберешься, не пойдешь гулять.

плохо похвала

4) Если неправильно , то поощрение.

не норма обещание хорошего

Если скажешь, кто шарился на учительском столе, я тебе «5» поставлю.

Исследование речевого материала позволяет сделать вывод, что чаще всего в речи используются типы РЖ под номерами 1 и 3.

Реплики речевого жанра «Назидание» могут быть классифицированы по пяти моделям, приведем примеры на некоторые из моделей, которые имеют, кстати сказать, несколько разновидностей: Если Х, то У. Если Х, то не У. Если не Х - У. Если не Х, то не У. Пока Х - У*. Пока Х, не У. Пока не Х, У. Пока не Х, не У. Будешь Х - У*. Будешь Х - не У. Не будешь Х - У. Не будешь Х - не У. Хочешь Х - У*. Хочешь Х - не У. Не хочешь Х - У. Не хочешь Х - не У. (*В случаях с «пока», «будешь» и «хочешь» следует учитывать, что слово «если» подразумевается). Сравните примеры:

Если ты - мой друг, то ты мне поверишь и поможешь.

Если не научишься готовить, то тебя никто замуж не возьмет.

Если вы будете срывать мои уроки, я откажусь от Вашего класса.

Пока уроки не сделаешь, в кино не пойдешь.

Будешь много знать - быстро состаришься.

Не будешь кушать кашу - не вырастешь.

Хочешь жить - не отвлекай водителя.

Медленно поедешь - дешевле обойдется.

Меньше весишь - легче дышишь.

Анализ языкового воплощения изучаемого речевого жанра показал, что для придания яркости и эмоциональности высказыванию авторы нередко используют эпитеты, сравните: Будешь капризничать - люди подумают, что ты невоспитанная девочка, дикая, словно из леса вышла.

Ярким средством выразительности выступают, как известно, сравнительные обороты. Например: Если будешь упрямым как осел, никто с тобой дружить не будет.

Убедительность фразе придают гиперболизация образа будущего, гротеск, что зачастую используется в ситуациях разговорного общения, сравните: Если хочешь быть такой же умной как Маша, тебе нужно днями и ночами книги из рук не выпускать, постоянно читать и учить; Хлопнешь дверью - умрешь от монтировки.

Нередко собеседники апеллируют к опыту прошлого. Под опытом прошлого подразумевается:

1) опыт ближайшего окружения (родственники, знакомые, коллеги, то есть люди из сфер Семья, Учеба, Работа), сравните: Если будешь плохо учиться, будешь потом, как бабушка, техничкой работать;

2) энциклопедические знания (прецедентные имена и тексты, пословицы и поговорки, а также их осовремененные, модифицированные варианты): Будем звать тебя Илюшей Обломо-вым, если целыми днями будешь на диване полеживать. Быстро поедешь - медленно повезут.

Предпринятый анализ речевых/языковых характеристик очерченного в работе РЖ «Назидание» позволяет сделать следующие выводы:

• в отношении исследуемого жанра можно говорить лишь о субжанре в силу отсутствия жанровой «чистоты» реализующих его реплик;

• тематика назидания зависит от социального и правового статуса автора и адресата;

• РЖ «Назидание» делится на 4 типа, среди которых можно выделить и иные разновидности в соответствии с делением КС на равноправные и неравноправные;

• высказывания изучаемого РЖ строятся по 5 моделям;

• для придания фразе убедительности используют обращение к опыту прошлого, а для эмоциональности и яркости высказывания -средства художественной выразительности.

Таким образом, установление в ходе исследования практического материала обозначенных Т.В. Шмелевой жанрообразующих параметров, обращенных к участникам и условиям коммуникативной ситуации, свидетельствует о правомерности выделения такого речевого жанра, как «Назидание». Множественность речевых примеров реализации исследуемого жанра доказывает его значимость для современной речи, а значит и для исследования последней. Изучение речевой реализации данного РЖ позволяет понять, как при помощи слов воздействовать на людей, побуждать их к каким-либо действиям.

Рассмотрение в перспективе национально-культурной специфики вербализации данного жанра будет способствовать предотвращению коммуникативных неудач в процессе межкультурного взаимодействия.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Проблемы речевых жанров / М. М. Бахтин // Собр. соч. -М. : Русские словари, 1996. Т.5. - С. 159-206.

2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : «Норинт», 2000. - 1536 с.

3. Гольдин, В. Е. Проблемы жанроведения / В. Е. Гольдин // Жанры речи: Сборник научных статей. - Саратов : Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. - С. 4-6.

4. Жанры речи. - Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1997. - 230 с.

5. Седов, К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. - М. : Лабиринт, 2007. - С. 7-38.

6. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С.

88-98.

IMPLEMENTATION OF SPEECH GENRE «EDIFICATION» IN VARIOUS COMMUNICATIVE SITUATIONS

Elena V. Geyko,

associate professor, Omsk State Pedagogical University;

Anna A. Burenkova, student school

Abstract: In this article an attempt is made to delineate the boundaries of the speech genre "edification", to structure the parametric features of the genre, as well as to analyze its language / speech characteristics. The authors underline that the study of speech realization of the considered speech genre allows us to understand how to use words for influence people, for encourage them to any action.

Keywords: speech genre, communicative situation, genre characteristics/parameters, edification.

Сведения об авторах:

Гейко Елена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и лингводидактики Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: rlingv@mail.ru.

Буренкова Анна Андреевна - учащаяся БОУ г. Омска «СОШ № 162» (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: burenkova_anna@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 02.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.