Научная статья на тему 'Реализация процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия сферы технического обслуживания и оказания услуг'

Реализация процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия сферы технического обслуживания и оказания услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / НАДЕЖНОСТЬ ПРОЦЕССА / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / A PROCESS APPROACH / THE RELIABILITY OF THE PROCESS AND THE PRINCIPLES OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина И. Е.

Отражены основные аспекты формирования бизнес-процессов предприятий. Предложена авторская схема реализации процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия сферы технического обслуживания и оказания услуг. Определены основные принципы обеспеченности конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE PROCESS APPROACH IN THE MANAGEMENT OF ENTERPRISES THE SPHERE TECHNICAL MAINTENANCE AND PROVISION OF SERVICES

This paper describes the main aspects of the formation of enterprise business processes. The author 'scheme of the process approach in the management of enterprises the sphere technical maintenance and provision of services. The basic principles of the competitiveness of enterprises the sphere technical maintenance and provision of services.

Текст научной работы на тему «Реализация процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия сферы технического обслуживания и оказания услуг»

перечня и четкого критерия проверки. В данной ситуации аудитор должен придерживаться принципов согласованной методики проведения аудита информационной безопасности предприятия. Под согласованной методикой проведения аудита информационной безопасности предприятия следует понимать методику проведения аудита оптимального набора требований для конкретной информационной системы. Следует отметить, такой подход в полной мере является оправданным, если в информационной системе обрабатываются данные различного уровня доступа. Тогда уже на ранней стадии составления поэтапного плана работ необходимо учитывать общие направления проведения аудита информационной безопасности предприятия.

Аудит информационной безопасности позволяет не только существенно оптимизировать затраты на модернизацию системы обеспечения информационной безопасности, но и внедрить адекватные организационные меры контроля на предприятии. Это объясняется тем, что в процессе проведения комплексной оценки информационной безопасности обязательно осуществляется оценка информационных рисков, при которой учитываются стоимостные составляющие

всех критичных информационных ресурсов, а также степень их уязвимости к ранжированным атакам со стороны недоброжелателей [6, с. 24—28].

В заключении, следует отметить, что грамотно организованный аудит информационной безопасности будет способствовать минимизации влияния рисков на деятельность предприятия.

Литература

1. Хмелев С.А. Методология и организация комплексной учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Тольятти,2011.

2. ФЗ от 30 декабря 2008 г. № 307 «Об аудиторской деятельности» // Гарант.

3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности: офиц. издание / сост. Ю.А. Данилевский. М., 2008.

4. Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность // Учет и контроль. 2007. № 1.

5. Мельник М.В. Аудит: учебник. М., 2004.

6. Бакаев А.С. Главное — повысить качество бухгалтерского учета и отчетности // Российский налоговый курьер. 2005. № 1—2.

7. URL://http://www.ru.wikipedia.org/wiki.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

И.Е. ИЛЬИНА,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры технического сервиса машин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: skvo_ie@mail.ru

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор С.П. Бурланков Рецензент: доктор экономических наук, профессор С.М. Имярков

Аннотация. Отражены основные аспекты формирования бизнес-процессов предприятий. Предложена авторская схема реализации процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия сферы технического обслуживания и оказания услуг. Определены основные принципы обеспеченности конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания услуг.

Ключевые слова: процессный подход; надежность процесса; принципы обеспечения конкурентоспособности.

IMPLEMENTING THE PROCESS APPROACH IN THE MANAGEMENT OF ENTERPRISES THE SPHERE TECHNICAL MAINTENANCE AND PROVISION OF SERVICES

I.E. ILYINA,

candidate of economic sciences, the assistant professor, the doctoral candidate of chair of technical service of cars

of the Mordovian state university of N.P. Ogaryov

Annotation. This paper describes the main aspects of the formation of enterprise business processes. The author 'scheme of the process approach in the management of enterprises the sphere technical maintenance and provision of services. The basic principles of the competitiveness of enterprises the sphere technical maintenance and provision of services. Keywords: a process approach, the reliability of the process and the principles of competitiveness.

№ 8 I 2012

Вестник Московского университета МВД России

231

Деятельность предприятий сферы технического обслуживания должна рассматриваться как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, которые с позиции разных субъектов (клиенты, акционеры, инвесторы, органы государственного контроля и надзора, само предприятие как хозяйствующий субъект) направлены на производство потребительской ценности. Весь организационный потенциал управления предлагаем рассматривать через призму процессов, так как считаем, что в современных условиях бизнес-процессный подход к деятельности предприятия сферы технического обслуживания позволяет наиболее эффективно реагировать на быстрые изменения внешней среды и внутреннего потенциала предприятия, что является определяющим для повышения и поддержания имеющегося уровня конкурентоспособности организации.

Как известно, процессы состоят из отдельных технологических операций, которые проводятся работниками того или иного подразделения. Каждая технологическая операция исполняется сотрудником, профессионально подготовленным для ее исполнения (юрист, бухгалтер, мастер и т.д.)1.

Естественно, принятие управленческих решений сопровождает реализацию почти каждой технологической операции. А каждое решение, в свою очередь, должно приниматься в соответствии с условиями, которые регламентированы соответствующими инструкциями, методиками, положениями или внешними ограничениями (законы, нормативные акты и т.д.). Решения могут приниматься как руководите-

лями на разных уровнях иерархии, так и исполнителями технологических операций.

Таким образом, структура управления предприятием определяет распределение и делегирование полномочий, задач и ответственностей между сотрудниками, которые направлены на принятие управленческих решений и выполнение поставленных целей функционирования предприятия сферы технического обслуживания. Из этого следует, что надежность, экономичность, производительность любого процесса напрямую зависит от адекватности и качества структуры управления предприятием.

При этом под надежностью процесса принято понимать уровень бесперебойности функционироваиия связей, обеспечивающих относительную устойчивость всего процесса (системы). Очевидно, что чем проще процесс, т.е. чем меньше связей, тем он надежнее за счет того, что возможность «разрыва» технологических цепочек минимизируется. Однако, этим утверждением не стоит руководствоваться во всех случаях, так как, стремясь к простому арифметическому уменьшению числа связей, можно значительно ухудшить эффективность процесса. Кроме того, сложные процессы требуют большего количества ресурсов для обеспечения их функционирования. При этом, если имеется недостаточная отдача, то низкая производительность процесса будет отражаться на конкурентоспособности предприятия в целом.

1 Громов А., Каменкова М. Идеологические стандарты управления вчера, сегодня, завтра: мат-лы сайта компании Бизнес-консалт.

Выработка страегии в обеспечении конкурентоспособности предприятия

Идентификация ключевых процессов конкурентного функционирования и развития предприятия

Определение ведущих конкурентнообразующих процессов реализации стратегии, ориентированных на выгоды будущих периодов

Закрепление «владельцев», управляющих процессами

Конкретизация входов и выходов, поставщик — производитель — потребитель, по каждому из процессов и выработка пропускных критериев к входам и выходам

Выявление участников процесса и описание алгоритма деятельности в рамках каждого процесса

Установление потребностей, необходимых для эффективной работы каждого процесса

Разработка ключевых показателей эффективности для каждого из процессов и методов их экспресс-диагностики

Контроль управления конкурентными процессами и выделенных показателей

Анализ эффективности управления конкурентоспособностью предприятия и организация работы по мониторингу и улучшению процессов

Рис. 1. Схема реализации процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предприятия

сферы технического обслуживания и оказания услуг

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2012

Несмотря на то, что процессы различных предприятий отличаются друг от друга, тем не менее, любой организации, желающей внедрить в свою практику процессный подход, приходится выполнять одни и те же этапы работ.

Схема реализации бизнес-процессного подхода в управлении конкурентоспособностью предусматривает реализацию агрегированных функциональных блоков идентификации множества бизнес-процессов управления, производства, оказания сервисных услуг и финансов; ресурсный блок и блок оценки и мониторинга (рисунок 1).

При применении на предприятиях сферы технического обслуживания процессного подхода первостепенную важность составляют вопросы: правильной оценки требований поставщиков, потребителей и соответствия им организации; совокупность всех процессов организации представляется под углом добавленной стоимости; регулярно измеряя процессы, необходимо проводить их непрерывное улучшение.

Разработка мероприятий в рамках обеспечения конкурентоспособности предприятий должна осуществляться также на основе следующих принципов: системности; целевой направленности; комплексности; непрерывности; своевременности информационного обеспечения; инновационности; интегрирован-ности; толерантности; креативности; отраслевой специфики; мониторинга бизнес-процессов; идентификации процессов; интегральной оценки процессов; последовательности. Принципы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания услуг представлены на рисунке 2.

Принцип целевой направленности означает постановку целей и ее корректировку в случае необходимости; в связи с тем, что система должна развиваться в соответствии с жизненным циклом услуги,

предлагается использовать принцип соблюдения последовательности. Следует выделить также принцип инновационности, проявляющийся в повышении качества предлагаемой услуги, улучшении и совершенствовании процесса реализации услуги; принцип корпоративности, предполагающий организацию командной работы на предприятии, осуществление совместной деятельности, что позволяет достигать поставленный взаимосвязанный комплекс целей; принцип креативности, предполагающий использование в процессе деятельность элементов творческого подхода, эффективной маркетинговой деятельности; принцип интегрированности, подразумевающий наличие такой системы самоорганизации, которая позволяет участвовать во внешних процессах; принцип мониторинга процессов, предполагающий постоянное наблюдение за изменениями внутренней и внешней среды; принцип идентификации процессов, позволяющий производить оценку выделенных процессов по направлениям их деятельности; принцип интегральной оценки процессов, обеспечивающий управление выделенными бизнес-процессами и позволяющий производить их интегральную оценку.

Основа конкурентоспособности любой организации — умение эффективно организовать свою деятельность в постоянно изменяющихся условиях. Процессный подход к управлению обеспечивает гибкость, позволяет лучше удовлетворять потребности клиентов и быстрее реагировать на их изменение. В конечном счете — повышает управляемость и жизнеспособность организации.

Применение процессного подхода подразумевает акцент на процессы, выполняемые организацией для достижения главных целей. При этом деятельность всей организации рассматривается как комплекс взаимосвязанных процессов.

Принципы обеспечения конкурентоспособности

По системному признаку По признаку инновационности По процессному признаку

Системности Инновационности Идентификации процессов

Целевой направленности Интегрированности Интегральной оценки процессов

Комплексности Толерантности Мониторинга процессов

Непрерывности Креативности Последовательности

Отраслевой специфики

Своевременности информационного обеспечения

Рис. 2. Принципы обеспеченности конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания услуг

№ 8 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.