Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого управления молочным скотоводством в контексте взаимосвязи с аграрной наукой'

Реализация программно-целевого управления молочным скотоводством в контексте взаимосвязи с аграрной наукой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого управления молочным скотоводством в контексте взаимосвязи с аграрной наукой»

обеспечивать и улучшать материальное положение как кооператива в целом, так и его членов в частности.

Рисунок 4. Схема основ действия принципа распределения дохода кооператива. Особым принципом деятельности кооператива является его забота о непрерывное образование своих членов. Это пятый из основных принципов деятельности кооператива. Образовательная работа является источником знаний и понимания общей продуманной и вдохновенной работы. Кооперативы обеспечивают повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, а также управляющих и служащих с целью обеспечения эффективного участия в развитии.

Итак, кооперативные принципы - это главные исходные положения, которые лежат в основе формирования кооператива, ведущие идеи на которых основывается его деятельность. Их роль и экономическая природа проявляется в форме носителей и регуляторов внутренних и внешних отношений кооператива.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Barton, David G 1. What is cooperative 2. Principles. Cooperatives in Agriculture / Edited by David Cobia. - Englewood Cliff, New Jersey: Prentice Hall, 1989. - P. 1 - 34.

2. Munkner, Hans-H. Co-operative Principles and Co-operative Law. 4th Reprint. Institute for Cooperation in Entwicklung sladndern. - Marburg / Lahn, 1981. - 153 p.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ МОЛОЧНЫМ СКОТОВОДСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

С АГРАРНОЙ НАУКОЙ

Грудкина Т.И., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет В условиях необходимости формирования конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности субъекты молочного агробизнеса должны концентрировать внимание на повседневном внутреннем состоянии и ведении дел и выработке долгосрочной стратегии, которая позволяла бы им успешно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Исключительно важным становится осуществление такого управления,

которое обеспечит адаптацию фирмы к быстроменяющимся условиям ведения бизнеса. В силу чего стратегическое развитие молочного скотоводства целесообразно осуществлять посредством программно-целевого управления, опирающегося на современную отечественную и зарубежную аграрную науку.

Следует отметить, что на животноводческих комплексах, в т.ч. и молочных, получил распространение именно программно-целевой подход. Программно-целевая структура управления считается более адаптивной и рациональной в сравнении с простой линейно-функциональной [9, с. 173]. Получила распространение и матричная структура управления, представляющая собой, по сути, комбинацию программно-целевой и линейной структур. Программно-целевая структура характеризуется созданием временных творческих коллективов и использованием достижений аграрной науки посредством заключения хозяйственных договоров с учеными различных НИИ, вузов, например, в Орловской области - ФГБОУ ВПО Орел ГАУ и др. Хозяйственные договоры могут заключаться с целью проведения совместных исследований и работ по совершенствованию племенной работы и воспроизводства стада, оптимизации кормовых рационов и т.д. В состав творческих коллективов (целевых групп) включают руководителей и специалистов-технологов молочных ферм и комплексов, других специалистов хозяйства, например, экономиста, так и ученых НИИ, вузов. Вся работа на современных молочных комплексах проводится, по сути, с использованием программно-целевого подхода. Так, при составлении кормовых рационов участвовать могут сразу несколько специалистов и ученых, предлагающих современные инновации.

Рассмотрим опыт реализации программно-целевого управления в молочном скотоводстве ЗАО «Славянское» Орловской области, увеличившего в 2012 г. поголовье молочного стада на построенных в последнее десятилетие комплексах до 637 голов. Данное хозяйство применяет матричный подход к управлению [8, с. 139]. Специалисты ЗАО «Славянское» систематически сотрудничают с учеными НИИ, вузов. Совместно с ними они разрабатывают рационы кормления для всех половозрастных групп скота на откорме и коров с разным уровнем продуктивности, решают проблемы подготовки кормов к скармливанию, лечения различных заболеваний животных и т.д. [2, с. 27-28]. В рамках программно-целевой структуры ученый-руководитель программы, творческого коллектива, решает, что и когда должно быть сделано, в рамках сложившейся линейной - руководитель структурного подразделения решает, кто и как будет реализовывать программу.

Одним из конкурентных преимуществ производства субъектов агробизнеса в молочном скотоводстве, объективных условий модернизации, факторов инновационного развития и повышения их конкурентоспособности становится эффективное использование информационных технологий и собственно информатизация молочного стада [1], которая была бы невозможна без участия ученых и соответствующих специалистов. Снижение удоя от конкретной коровы заставляет и оператора машинного доения, который сразу же осматривает, в каком состоянии находится данное животное, и бригадира обратить внимание и выявить, не заболело ли оно или не пришло ли в «охоту», привлечь соответствующих специалистов и предпринять необходимые действия. Компьютеризация молочного скотоводства привела к резкому повышению производительности труда, которое также сказалось на значительном снижении затрат на получение центнера молока [6, с. 102]. Затраты труда на 1ц молока в подобных хозяйствах наименьшие, например, в ЗАО «Славянское» составляют 1,4 чел.-час. [1] в 2011 г., в 2012 г. сократились до 1,1 чел.-час.

Для обеспечения более высокой продуктивности требуется разработка и реализация эффективной селекционной программы [5]. Были осуществлены значительные изменения в генотипе животных, по сути, частями заменили весь скот племенным поголовьем. До 2002 г. стадо улучшалось в основном путем использования быков голштинской и симментальской породы [8, с. 141]. Позже было приобретено около 60 голов черно-пестрого скота из Германии. Кроме того, племенной скот закупали в Орловской и Московской областях. Летом 2006 г. ЗАО «Славянское» приобрело 130 высокоудойных немецких черно-пестрых коровы

[3]. В 2010 г. для пополнения молочного стада было куплено 134 головы, затрачено 9777 тыс. руб. В 2011 г. - 132 головы, затрачено 10227 тыс. руб. [12, с. 155]. В 2013 г. поступила из Дании очередная партия высокопродуктивного скота в количестве 132 нетелей черно-пестрой голштино-фризской породы, затрачено 15 млн. руб.

Все заготавливаемые корма подвергаются тщательному анализу. Для получения наиболее достоверных результатов собственные корма на анализ отсылаются в Санкт-Петербург [4, с. 143]. В этом направлении расширились возможности и ФГБОУ ВПО Орел ГАУ в связи с участием в реализации инновационной образовательной программы и созданием Инновационного научно-исследовательского испытательного центра [12, с. 151]. В 2011 году ЗАО «Славянское» достигло самого высокого удоя на одну корову на уровне 8450 кг [7], в 2012 г. - 8308 кг, что стало возможном в результате тесной интеграции специалистов-производственников и ученых-аграрников.

Условия содержания животных ничуть не уступают западным стандартам, таким как в Швейцарии, Голландии, Австрии, опыт которых был изучен непосредственно руководителем общества и специалистами [8, с. 138]. Специалисты перенимают опыт и навыки, изучают содержание и уход за коровами, отношение к ним, привозят новые технологии либо их отдельные элементы, после возвращения готовят предложения по совершенствованию [11]. Причем опыт, аккумулирующий результат внедрения предложенных учеными научно-исследовательских и образовательных учреждений инноваций, систематически изучается, для этого директор и специалисты ЗАО «Славянское» зачастую дважды в год ездят к зарубежным фермерам, и апробируется на молочных комплексах, воловнях, в растениеводстве. Это позволяет сделать вывод, что программно-целевое управление молочным скотоводством осуществляется не только напрямую, но и опосредованно, в то же время неизменно посредством и под воздействием отечественной и зарубежной аграрной науки.

В условиях переходного периода различия в рентабельности в большей степени определяются субъективными факторами - квалификацией, предприимчивостью, личными связями руководителей и специалистов предприятий. Они принимают меры, чтобы добиться более высоких цен реализации за счет качества продукции, иных каналов и сроков реализации, своевременной оплаты своей продукции и т.д. [10, с. 50]. В рыночных условиях цена реализации 1 ц молока может несильно отличаться, например, по итогам 2012 г. в ЗАО «Славянское», ООО «Юпитер», ООО «Маслово», СП «Комплекс по производству молока «Сабурово» Орловской области сложилась на уровне 1513,1-1589,2 руб. Тогда как себестоимость производства 1 ц молока варьировала в диапазоне 743,1-1559,3 руб. (в ЗАО «Славянское» - 773,2 руб.)

Таким образом, целесообразна реализация стратегии фокусирования на издержках с целью их минимизации на основе осуществления организациями-производителями молока эффективного программно-целевого управления в тесной взаимосвязи с аграрной наукой, креативного менеджмента кадров и производства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Грудкина, Т.И. Информатизация молочного стада как фактор инновационного развития и конкурентоспособности производителей молока: региональный опыт / Т.И. Грудкина // Никоновские чтения. - 2012. - № 17. - с. 15-17.

2. Грудкина, Т.И. Конкурентоспособность коммерческих организаций в сфере агробизнеса (на примере ЗАО «Славянское» Орловской области) / Т.И. Грудкина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 3. - с. 27-30.

3. Грудкина, Т.И. Менеджмент качества молока как фактор повышения его конкурентоспособности / Т.И. Грудкина // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей. В 3 кн. / II Международная научно-практическая конференция. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. Кн. 3. -с. 65-68.

4. Грудкина, Т.И. Менеджмент качества продукции в молочном скотоводстве как фактор ее конкурентоспособности/ Т.И. Грудкина // Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. Материалы Y-ой Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Сборник научных трудов / Под ред. доцента Абдуллаевой Т.К. - Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2008. - с. 141-145.

5. Грудкина, Т.И. Организационно-экономические аспекты производства биогаза и молока: комплексный подход (опыт Германии) / Т.И. Грудкина // Никоновские чтения. - 2011. - № 16.

- с. 400-401.

6. Грудкина, Т.И. Повышение конкурентоспособности организаций в сфере агробизнеса: теория и практика // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - Орел. - 2006. -Т.2. - № 2-3. - с. 97-104.

7. Грудкина, Т.И. Роль эффективного кадрового менеджмента в повышении конкурентоспособности молочных комплексов: теория, практика, сравнительный анализ / Т.И. Грудкина, Л.С. Печникова // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53472. - URL: http://e-koncept.ru/article/845/ - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

8. Грудкина, Т.И. Современный агробизнес: теория и практика повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и мотивация персонала / Т.И. Грудкина // Россия в экономических системах всемирного хозяйства: XXI век - судьба крупного бизнеса (экономические очерки) / Под редакцией профессора М.А. Терентьева. - Ярославль: ЯГПУ, 2006. - с. 133-149.

9. Грудкина, Т.И. Соотношение субъектов собственности и управления, оптимизация численности управленческого персонала как факторы эффективного функционирования коммерческих организаций / Т.И. Грудкина // Россия в экономических системах всемирного хозяйства: XXI век - диалектика содержания и формы собственности (экономические очерки) / Под редакцией профессора М.А. Терентьева. - Ярославль: ЯГПУ, 2004. - с. 162-176.

10. Грудкина, Т.И. Факторы конкурентоспособности молочных комплексов (вопросы методики и практики) / Т.И. Грудкина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

- Москва, 1997. - 170 с.

11. Грудкина, Т.И. Эффективный кадровый менеджмент как фактор повышения конкурентоспособности производителей молока: региональный опыт / Т.И. Грудкина, У.А. Трещева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/103-6400 (дата обращения: 16.08.2013).

12. Стратегическое управление конкурентоспособностью аграрного сектора экономики региона: монография / Т.И. Грудкина и [др.]; под общей ред. Грудкиной Т.И. и Третьяковой Л.А. - Орел: Издательство Орел ГАУ, 2012. - 396 с.

Работа выполнена при поддержке РГНФ. проект №.13-02-00273.

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ.

Сиптиц С.О., д.э.н., директор, Романенко И.А., д.э.н., зав. отделом, Евдокимова Н.Е., к.э.н., вед.н.с.

ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Обеспечение продовольственной безопасности регионов России, поддержание ее на высоком и устойчивом уровне, минимизация рисков ее ухудшения в связи с проявлением негативных эффектов при возникновении чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве -задача актуальная и комплексная.

Согласно действующей Доктрине продовольственной безопасности при оценке ее уровня следует учитывать следующие факторы: а) в сфере потребления:

о располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения; о обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;

о потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; о объемы адресной помощи населению; о суточная калорийность питания человека;

о количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.