Научная статья на тему 'Реализация программ содействия занятости населения в ЕАО'

Реализация программ содействия занятости населения в ЕАО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садченко Ю.А.

В данной работе были рассмотрены основные мероприятия, реализуемые программами содействия занятости населения в Еврейской автономной области. Таковыми программами являются: «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», «Информирование населения и ра­ботодателей о положении на рынке труда», «Профессио­нальная реабилитация, обеспечение занятости и улучшение условий труда ин­валидов в Еврейской автономной области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация программ содействия занятости населения в ЕАО»

для образования тех или иных форм взаимодействия субъектов политики. Так, рост численности персонала (укрупнение организации) сопровождается параллельным ростом числа субъектов политики (например, расширяется количество неформальных групп работников, руководителей среднего и нижнего звена), каждый из которых, имея свои субъективные ценности, потребности, поведенческие особенности и уровень осознания интересов в области оплаты труда, влияет на процесс поиска оптимальных форм взаимодействия. Аналогично эффективное согласование интересов работодателя, или топ-менеджмента, и рядовых сотрудников, осуществляемое посредством партнёрства, сложно достичь одномоментно, это происходит постепенно по мере развития организации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЕАО

© Садченко Ю.А.

Биробиджанский филиал Амурского государственного университета, г. Биробиджан

В данной работе были рассмотрены основные мероприятия, реализуемые программами содействия занятости населения в Еврейской автономной области. Таковыми программами являются: «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», «Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда», «Профессиональная реабилитация, обеспечение занятости и улучшение условий труда инвалидов в Еврейской автономной области».

Реализация в 2007 программы «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», позволила 104 выпускникам приобрести опыт работы, адаптироваться и закрепиться на первом рабочем месте.

С целью повышения конкурентоспособности 327 безработных и незанятых граждан были направлены службой занятости на профподготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку по профессиям, востребованным на рынке труда (83 % из них по рабочим профессиям). Молодежь, в числе направленных на профессиональное обучение составила 68 %, женщины - 53,8 %, проживающие в сельской местности -37,3%. В целях трудоустройства граждан, находящихся в поисках работы,

проведено 66 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест с числом участников 2,5 тыс. чел. По итогам ярмарок работодатели смогли удовлетворить заявленную потребность в кадрах до 60 %. По итогам 2007 года реализация мероприятий Программы содействия занятости населения на 2007 - 2008 года позволила сдержать уровень безработицы на 6,8%, что соответствует уровню 2006 года и по состоянию на конец 2007 года уровень регистрируемой безработицы равен 1,6 % экономически активного населения. Выше среднеобластного (в 3 - 1,5 раза) уровень безработицы в сельских районах - Октябрьском, Смидовичском и Биробиджанском.

Проведено 66 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест с участием 2584 человек, что составляет 108,5 % к уровню 2006 года. В том числе 30 специализированных ярмарок вакансий: для женщин - 9, для молодёжи -8,7 ярмарок общественных работ и 6 ярмарок для выпускников учебных заведений. Трудоустроено 70,0 процентов от числа участников. Для проведения ярмарок заключено 15 договоров и израсходовано 67,6 тыс. руб. федерального бюджета. В районных газетах -информацию о предстоящих мероприятиях ГУ ЦЗН, реализации специальных программах по содействию занятости женщин, молодёжи, инвалидов и других категорий безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Управлением ФГСЗН по ЕАО, ГУ ЦЗН проведены семинары с работодателями всех форм собственности, кадровыми службами предприятий и оформлен информационный материал для работодателей о совместной реализации статьи 25 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части своевременного представления сведений о вакансиях и выполнении квоты для трудоустройства инвалидов. В ГУ ЦЗН организованы занятия в «Школе социального партнёрства», в которых приняли участие представители муниципальных образований, органов социальной защиты населения, Федерации профсоюзов ЕАО.

К услугам работодателей предоставлены банки данных специалистов с высшим образованием, консультации по вопросам занятости, справочный и информационный материалы о совместных действиях в условиях ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников. ГУ ЦЗН практикуется заключение соглашений с работодателями, привлекающими иностранных работников, на приоритетное трудоустройство российских граждан. В 2007 году Управлением ФГСЗН по ЕАО выдано 97 положительных заключений на привлечение иностранных работников. Из этого числа подписано 83 Соглашения между ГУ ЦЗН и работодателями на трудоустройство в первоочередном порядке российских граждан. ГУ центры занятости населения организуют выезды Мобильного центра занятости населения Управления ФГСЗН по ЕАО в населённые пункты с моноэкономической структурой и напряжённой ситуацией на рынке труда, выездные дни службы занятости с участием органов местного само-

управления и работодателей, в ходе которых организовано информирование безработных граждан о ситуации на рынке труда и услугах службы занятости населения, предувольнительные консультации. В 2007 году проведено 198 предувольнительных консультаций на предприятиях и организациях, подавших сведения об увольнении работников по причине ликвидации предприятия или сокращения штатов.

В целях реализации спецпрограммы «Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда» ГУ ЦЗН заключено 11 договоров и средства федерального бюджета в сумме 36,0 тысяч освоены в полном объёме. В 2007 году на организацию общественных работ ГУ ЦЗН заключено с работодателями 688 договоров и направлено 818 человек из числа безработных граждан, что составляет 70,0 % к уровню 2006 года.

Число договоров и численность участников по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 61 договор, 101 человек; добыча полезных ископаемых - 2 договора, 2 человека; Обрабатывающие производства - 39 договоров, 40 человек; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 10 договоров, 10 человек; строительство - 11 договоров, 23 человека; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -171 договор, 195 человек; гостиницы и рестораны - 11 договоров, 12 человек; транспорт и связь - 21 договор, 22 человека; финансовая деятельность - 11 договоров, 11 человек; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 47 договоров, 59 человек; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение - 172 договора, 192 человека; образование - 29 договоров, 30 человек; здравоохранение и предоставление социальных услуг - 49 договоров, 49 человек; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 54 договора, 72 человека.

Средний период участия в общественных работах в 2007 году составил 1,3 месяца и средний размер материальной поддержки на 1 человека составил 1,5 тысячи рублей. Приоритетным правом при направлении на общественные работы, согласно статьи 24 закона РФ «О занятости населения в РФ», пользуются: безработные граждане, не получающие пособия по безработице - 61,2 % от числа всех участников общественных работ; безработные граждане, состоящие на учете более 6 месяцев - 5,4 % от числа всех участников общественных работ.

Среди участников программы численность данных категорий составила 545 человек или 66,6 %. По окончанию срока договора на общественные работы трудоустроены на постоянной основе 83,3 % участников программы. Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В 2007 году ГУ центрами

занятости населения заключено 189 договоров с работодателями и трудоустроено 194 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе за счёт средств федерального бюджета 169 человек и 25 человек в рамках областной целевой программы «Профессиональная реабилитация, обеспечение занятости и улучшение условий труда инвалидов в Еврейской автономной области».

Основные виды работ участников программы: подсобные работы на промышленных предприятиях; работы в учреждениях образования и здравоохранения; в организациях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа; строительные и ремонтные работы; работы в сфере деятельности ресторанов, баров и кафе; обеспечение персональных услуг (парикмахерские, швейные салоны); подсобные работы в учреждениях, занимающихся эксплуатацией жилого фонда; обеспечение населения услугами связи; сельскохозяйственные работы; упаковка готовой продукции.

Таблица 1

Социально-демографический состав участников программы

Категории Всего, чел. %

Инвалиды 50 25,7

Лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы 4 2,0

Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет 48 24,7

Лица предпенсионного возраста 20 10,3

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов 68 35,0

Уволенные с военной службы и члены их семей 4 2,0

Среди участников программы не имеют профессии 106 человек или 54,6 % участников. Средний период участия в спецпрограмме составил 2,5 месяца и средний размер материальной поддержки 1 человека - 2,2 тысячи рублей. После окончания срок договора 62,4 % участников программы трудоустроены на постоянной основе. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Трудовые объединения подростков работали на промышленных предприятиях области, в библиотеках, выполняли сельскохозяйственные, ремонтные и другие работы. Приоритетно право при временном трудоустройстве предоставлено несовершеннолетним гражданам: из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих - 7,8 %; из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей - 42,2 %; состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; освободившиеся из воспитательных колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения - 12,7 %.

В целом доля указанных категорий подростков в общем числе участников программы в 2007 году составила 67,5 % , что составляет уровень 2006 года. Средний период участия в программе 1 человека составляет 1 мес. Средний размер выплат из федерального бюджета - 815 рублей. По программе Клуба ищущих работу занимались 452 безработных граждан, что составляет 114 % к уровню 2006 года. Трудоустройство составило 68 % Основной состав участников - женщины - 92 % (418 человек), в том числе одинокие матери, воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь - 53 % (238 человек); длительно-безработные граждане - 26 % (119 человек). Это граждане с низкой квалификацией, небольшим трудовым стажем, не готовые самостоятельно справиться с жизненными проблемами.

В течение 2007 года специалисты осуществляли психологическое сопровождение профессионального обучения безработных граждан через участие их в социально-психологической программе «Новый старт». В ней приняло участие 385 безработных граждан, в том числе 69 % - женщины, 83 % - молодежь. Трудоустройство безработных граждан по полученной специальности составило 82 %. Для повышения эффективности трудоустройства безработных граждан после курсового обучения и содействия работодателям в качественном подборе персонала, ГУ ЦЗН проведено 15 презентаций, в которых приняло участие 190 человек, из них трудоустроились 98 человек, что составило 52 %. На организацию самозанятости безработных граждан ГУ ЦЗН заключено 42 договора. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. С целью реализации программы ГУ центрами занятости населения заключено 103 договора с работодателями и трудоустроено 104 человека из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе 73 человека - выпускники ПУ, 31 человек - выпускники колледжей и техникумов.

Список литературы:

1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) // 2004, № 35, ст. 3607.

2. Об утверждении положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2007 г. № 485 («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 39, 26 сентября 2007 г.) // Российская газета. - 2007. - 30 сентября (№ 219).

3. Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости: Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2007 г. № 62 // Российская газета. - 2007. - 30 октября (№ 220).

4. Котнер Ф. Основы экономики: Учебное пособие - М.: Прогресс, 2007. - 365 с.

5. Краюхин Г.А. Управление трудовой занятостью // Экономика и жизнь. - 2006. - №33. - С. 25-27.

6. Лысенко Г.И. Государство и рынок: региональный аспект / Г.И. Лысенко. - Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2007. - 90 с.

7. Статистические данные с сервера Федеральной службы государственной статистики.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

© Феклин И.Г.

Пензенский Государственный Университет, г. Пенза

В статье рассмотрены понятие капитала с точки зрения основного и необходимого источника развития системы, а так же процессы возникновения, расширения, и классификации традиционных и новых форм капитала.

В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно как капитал. Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Однако понятия «дохода» и «прибыли» отражают только одну функциональную сторону капитала, и не раскрывают его движущей силы в условиях современного развития экономики, государства и общества, основанных на информатизации кооперации, а так же глубоких интеграционных процессах. Поэтому ключевым становится вопрос о доминирующем источнике развития социально-экономической системы и вопрос - может ли капитал выступить таким источником?

Иванюк И.А. говорит: «капитал выражает отношения собственности по поводу конкретной совокупности материально-вещественных, инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.