Научная статья на тему 'Реализация программ паралельной подготовки в сокращенные сроки'

Реализация программ паралельной подготовки в сокращенные сроки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривчанский И. Ф., Смирнов Е. Б.

В статье дается обоснование оптимизации профессионального образования на различных уровнях и по отдельным специальностям, через выявление инвариантов и исключение дублирования элементов содержания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривчанский И. Ф., Смирнов Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALISATION OF PROGRAMS

The substantiation of optimisation of vocational training at various levels and on separate specialties, through revealing инвариантов and an exception of duplication of elements of the content of training is given.

Текст научной работы на тему «Реализация программ паралельной подготовки в сокращенные сроки»

вают идею языкового портфеля, его структуру и содержание. Обращение преподавателей к языковому портфелю как средству синергетического взаимодействия объясняется тем, что он дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет творческого труда студента и рефлексии его собственной деятельности. Также принцип синергетики проявляется в том, что языковой портфель позволяет студентам анализировать учебный процесс совместно с педагогами, исходя из их собственной самооценки, потребностей и мотиваций. Также языковой портфель позволяет корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к обучающимся. Таким образом осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения, усиливается ситуация успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.

Список литературы

1. Аршинов, В.И. Философия образования и синергетика: как синергетика может содействовать становлению новой модели образования? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.iph.ru/varshinov/htm.

2. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1988. — 608 с. — 15-е изд., испр.

3. Гончаров, С.З. О синергетике, редукции и эвристике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oin. urorao.ru/index.php?mode=&exmod=goncharov/htm/.

4. Алексеев, Н.А. Размышления о синергетике в педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. oin.urorao.ru/index.php?mode=&exmod=alexeev/htm/

5. Стайнов, Г.Н. Педагогическое проектирование: методические рекомендации по курсу «Методика профессионального обучения» / Г.Н. Стайнов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ 2005. — 44 с.

6. Головчанская, Е.А. О возможностях синергетического подхода при исследовании языковых явлений / Е.А. Головчанская, Е.В. Головчанская // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. ст. IX Всерос. научно-практич. конф.; под общ. ред. Т.А. Румянцевой. — Пенза, 2007. — С. 47-49.

7. Стайнов, Г.Н. Синергетический подход при проектировании открытой педагогической системы преподавания учебного предмета / Г.Н. Стайнов // Содержание и методика обучения в сельскохозяйственном вузе: сб. науч. тр.; под общ. ред. П.Ф. Кубрушко. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ , 1999. — С. 22-28.

8. Языковой портфель как средство обучения языку / А.Н. Щукин // Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преп. и студ. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006. — Гл. 13. — С. 270-272.

9. Европейский языковой портфель для филологов (преподавателей языка, письменных и устных переводчиков) / Сост. К.М. Ирисханова; под ред. А.Н. Набережного, Р. Шерера. — М.: МГЛУ, 2005. — 76 с.

УДК 37.01

И.Ф. Кривчанский, канд. пед. наук, доцент Е.Б. Смирнов, соискатель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

реализация программ паралельной подготовки

в сокращенные сроки

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена возможность параллельного освоения образовательных программ. В статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. 2007 г.) сказано, что «студенты высших учебных заведений имеют право осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях...» [1].

Непосредственно о возможности получения параллельно второго высшего профессионального образования речь идет в статье 18 вышеназванного Федерального закона, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении

Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (в ред. 2007 г.) [2].

В соответствии с Положением реализация программ параллельной подготовки осуществляется по следующим схемам: очное + вечернее, очное + заочное, очное + дистанционное обучение, очное + экстернат.

Накопленный к настоящему времени опыт показывает, что для получения второго высшего образования требуется гораздо меньше времени, чем для получения первого высшего образования. Длительное время исследование этих вопросов проводилось на примере инженерно-педагогического образования (И.А. Каиров, В.С. Леднев, П.Ф. Кубрушко) Так, для получения полноценного высшего инженерно-

педагогического образования на базе высшего технологического требуется всего один учебный год [3]. Объясняется это тем, что многие компоненты профессионального образования, не говоря уже о собственно общеобразовательных и политехнических учебных предметах, являются инвариантными [4].

Рассмотренная в работе П.Ф. Кубрушко бипро-фессиональная подготовка инженеров-педагогов в течение 5 лет очного обучения подтверждает возможность параллельного обучения (отраслевая + педагогическая составляющие) в существенно сокращенные сроки за счет одноразовой реализации инварианта, имеющего значительный объем (по содержанию) и важность как для отраслевой, так и для педагогической составляющих. Схема осуществления такой подготовки отличается от названных ранее по сочетанию форм. Обе составляющие реализуются параллельно в интегрированном учебном процессе, имеющем дискретно-системную структуру, характерную в большинстве случаев для моно-профессиональной подготовки специалистов. Опыт сокращенной подготовки инженеров-педагогов для сельскохозяйственных учебных заведений охватывает многие десятилетия (с 1926 г. по настоящее время) подготовка названных специалистов на базе общего среднего образования по схеме моноспециальности подготовки педагогов профессионального обучения интегрированы две составляющие: психолого-педаго-гическая и отраслевая (техникотехнологическая) К настоящему времени достаточно хорошо разработана теория структуры содержания бипрофессиональной подготовки по единому интегрированному учебному плану [4, 5].

Однако проведенный нами анализ показывает, что на практике в получении параллельно второго высшего образования в сокращенные сроки не используются приведенная выше теория и практический опыт применения интегрированного обучения. Это существенно снижает представленные законом возможности параллельного обучения.

В частности, важным и особенно актуальным для настоящего времени является вариант получения высшего образования по сокращенной программе на базе профильного СПО и параллельно с этим обучение по другой профессиональной образовательной программе ВПО.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть теоретически и проверить практически возможность выделения межступенчатого профильного (среднего профессионального образования и высшего профессионального образования) инварианта, который влияет на сокращение сроков обучения в вузе [6], и инварианта между параллельно осваиваемыми образовательными программами высшего профессионального образования (рисунок а) [4].

Исключая из содержания дублируемые дидактические единицы, а также выявив возможности интеграции отдельных базисных компонентов и компенсационные возможности имплицитных составляющих, по нашему мнению, возможно существенно продвинуться в направлении снижения затрат времени на параллельное обучение (рисунок б).

Проведенные теоретические рассуждения и опыт Московского государственного агроинже-нерного университета имени В.П. Горячкина позволяют сделать вывод о том, профессиональнопедагогическое образование (по отрасли) и отраслевое высшее образование, осуществляемые на базе профильного среднего профессионального образования в течение 5 лет очно, по интегрированному учебному плану может быть реализована программа высшего профессионального образования по двум отдельным специальностям: профессиональное об-

] — отраслевое образование

— инвариант профессионального, среднего и высшего отраслевого образования ИМШШМЛ! — инвариант профильного, среднего и высшего отраслевого и педагогического (по отрасли) образования 1П1ШШШ11 — инвариант педагогического и отраслевого образования | ~"1 — среднее специальное образование

[]]]] — педагогическая составляющая профессионально-педагогического образования

Схемы структуры содержания:

а — профильное среднее и высшее профессионально-педагогическое (по отрасли) и отраслевое образование; б — высшее профессиональнопедагогическое (по отрасли) и отраслевое образование при параллельном обучении

б

учение (по отрасли) и высшее отраслевое профессиональное образование, т. е. на базе среднего профессионального образования возможно в течение 5 лет получить два высших образования, если обучение организовать по интегрированному учебному плану согласно представленной на рисунке схемы подготовки моноспециалиста.

Список литературы

1. Федеральный закон № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — Москва, Кремль, 22 августа 1996 г. — 66 с.

2. Постановление Правительства РФ № 264

«Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».

3. Назаров, Д.Е. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей специальных дисциплин для средних профессиональных сельскохозяйственных учебных заведений на агропедагогических отделениях: дис. ... канд. пед. наук / Назаров Дмитрий Евгеньевич. — М., 1998. — 165 с.

4. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессиональнопедагогического образования / П.Ф. Кубрушко. — М.: Высшая школа, 2006. — 236 с.

5. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

6. Тимофеенко, Н.И. Инвариантная составляющая содержания образовательных программ среднего и высшего профессионального образования разного профиля.: дис. ... канд. пед. наук / Тимофеенко Нелля Ивановна. — М., 2004. — 167 с.

УДК 377.1

А.А. Васин, преподаватель

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж архитектуры и строительства № 7», Москва

техническое творчество как средство повышения качества подготовки будущих автомехаников в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Система профессионального образования в настоящее время переживает чрезвычайно сложный период. Происходят организационно-структурные изменения, направленные на интеграцию учебных заведений разного уровня профессиональной подготовки специалистов в учреждения непрерывного профессионального образования, осуществляется обновление содержания и поиск инновационных технологий обучения, актуализируется внеучебная воспитательная работа с учащейся молодежью. Необходимо обеспечить адекватность системы профессионального образования современным и перспективным задачам развития нашего государства, вывести промышленный и сельскохозяйственный секторы народного хозяйства России на международный уровень, восстановить престиж рабочей профессии и профессионально-технического образования.

Сложившаяся ситуация на российском рынке труда обнажила ряд противоречий, напрямую касающихся системы профессионального образования. Обострились противоречия между интересами работодателей и работников, предлагающих свою рабочую силу на рынке труда. Исследования социальных процессов, приводящих к невостребованно-сти специалистов среднего звена и рабочих на современном российском рынке труда, показывают, что проблема безработицы вызвана не столько отсутствием рабочих мест (в последние годы, напро-

138

тив, наметилась тенденция к их увеличению), сколько тем, что высокая квалификация, характерная для значительного числа выпускников системы начального и среднего профессионального образования советского периода, имеющих большой стаж работы в производстве, уже не отвечает современным запросам рынка труда. Эти специалисты, как правило, плохо адаптируются к современной компьютерной технике, широко внедряемой в производство, новым технологиям, условиям труда, испытывают трудности в переподготовке и дополнительном образовании. Особенно явно это проявилось в сфере автосервиса и ремонта различных видов техники.

Проявилось еще одно противоречие между все возрастающей потребностью народного хозяйства в профессионалах (специалистах среднего звена и рабочих) высокой квалификации, одновременно владеющих как навыками высококлассного выполнения узконаправленных действий и операций в конкретных видах производственных процессов, так и широкой компетентностью в профессиональной сфере и в смежных областях знания, качествами активной творческой личности, гибкой к изменениям техники, технологий и несоответствием выпускников современных профессиональных образовательных учреждений этим требованиям.

Качество подготовки выпускников современных учебных заведений начального и среднего профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.