Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / IT-проекты / концессионные соглашения / информационные технологии / цифровизация / public-private partnership / IT projects / concession agreements / information technology / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведерникова Екатерина Вячеславовна

Все больше со стороны государства применяются различные инструменты, способствующие развитию и привлечению частных инвестиций для развития общественной инфраструктуры. Это способствует не только повышению уровня жизни населения, но и снижению нагрузки на бюджет страны и отдельных ее субъектов. В работе рассматривается процесс государственно-частного партнерства по реализации проектов в сфере информационных технологий. Цель работы – определение проблем реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий на территории Российской Федерации. Для этого автор работы проанализировал исследования зарубежных и российских авторов, а также использовал статистические и аналитические отчеты о реализации проектов, проектную документацию, мнения экспертов и их высказывания. В работе дано определение понятия государственно-частного партнерства, описана структура проектов по сферам реализации и количеству их в различных субъектах РФ. Также описаны объекты государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий и изучены реализованные или реализующиеся проекты. В результате исследования был выделен ряд проблем, которые касаются как привлечения частных инвесторов для реализации проектов, так и ограничений в процессе выбора проекта на конкурсной основе и в процессе реализации проекта. Большая часть выделенных проблем относится к низкому уровню проработки законодательных актов и правовой документации по монетизации данных и предоставлению закрытых данных. Монополией на это обладает государство. В проектах государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий не хватает опытных специалистов, имеющих опыт в данной сфере и уже реализованных проектов, которые можно использовать для бенчмаркетинга. Одной из основных проблем реализации рассматриваемых проектов является низкий уровень базовой телекоммуникационной системы в регионах. Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, а также являться основой для усовершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN THE SPHERE OF INFORMATION SERVICES

One may witness how the state is applying more and more various tools to promote the development and attract private investment for the development of public infrastructure. This contributes not only to improving the standard of living of the population, but also to reducing the burden on the budget of the country and its residents. The paper considers the process of public-private partnership for the implementation of projects in the field of information technology. The purpose of the work is to identify the problems of implementing public-private partnership projects in the field of information technology on the territory of the Russian Federation. In doing so, the author analyzed the works of foreign and Russian authors, and also used statistical and analytical reports on the implementation of projects, project documentation, expert opinions and their statements. The paper gives a definition of the concept of public-private partnership, describes the structure of projects by areas of implementation and their number in various regions of the Russian Federation. It also describes the objects of public-private partnership in the field of information technology and analyzed the implemented or ongoing projects. As a result of the study, a number of problems were identified that relate both to attracting private investors for the implementation of projects, and restrictions in the process of selecting a project on a competitive basis and in the process of project implementation. Most of the identified problems concern the lack of legislative acts and legal documentation on data monetization and the provision of classified data, for which the state has a monopoly. Public-private partnership projects in the field of information technology lack experienced professionals with experience in this area and already implemented projects that can be used for benchmark marketing. One of the main problems in the implementation of the projects under consideration is the low level of the basic telecommunications system in the regions. The results of this research work can be used for further theoretical research, as well as be the basis for improving the mechanism of public-private partnership in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.3.20 УДК 334.723: 659.2

Е.В. Ведерникова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Все больше со стороны государства применяются различные инструменты, способствующие развитию и привлечению частных инвестиций для развития общественной инфраструктуры. Это способствует не только повышению уровня жизни населения, но и снижению нагрузки на бюджет страны и отдельных ее субъектов. В работе рассматривается процесс государственно-частного партнерства по реализации проектов в сфере информационных технологий. Цель работы - определение проблем реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий на территории Российской Федерации. Для этого автор работы проанализировал исследования зарубежных и российских авторов, а также использовал статистические и аналитические отчеты о реализации проектов, проектную документацию, мнения экспертов и их высказывания. В работе дано определение понятия государственно-частного партнерства, описана структура проектов по сферам реализации и количеству их в различных субъектах РФ. Также описаны объекты государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий и изучены реализованные или реализующиеся проекты.

В результате исследования был выделен ряд проблем, которые касаются как привлечения частных инвесторов для реализации проектов, так и ограничений в процессе выбора проекта на конкурсной основе и в процессе реализации проекта. Большая часть выделенных проблем относится к низкому уровню проработки законодательных актов и правовой документации по монетизации данных и предоставлению закрытых данных. Монополией на это обладает государство. В проектах государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий не хватает опытных специалистов, имеющих опыт в данной сфере и уже реализованных проектов, которые можно использовать для бенчмаркетинга. Одной из основных проблем реализации рассматриваемых проектов является низкий уровень базовой телекоммуникационной системы в регионах.

Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, а также являться основой для усовершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, 1Т-проекты, концессионные соглашения, информационные технологии, цифровизация.

Введение. Государство не всегда имеет возможности для самостоятельного финансирования проектов улучшения в различных сферах общественной инфраструктуры. Уровень потребностей в государственных услугах и требуемой инфраструктуры, с одной стороны, и ограничение бюджета, с другой стороны, всегда имеют разрыв, который постоянно увеличивается. Именно поэтому привлечение частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства является перспективным направлением и позволяет государству без повышения налогов и заимствований повышать уровень жизни общества. В дополнение, активно развивающаяся информационная сфера, которая спо-

© Ведерникова Е.В., 2023 Ведерникова Екатерина Вячеславовна - аспирантка 2-го курса, Российский государственный социальный университет, Москва, е-таН; [email protected].

собствует развитию технологий и позволяет упрощать, автоматизировать и стандартизировать многие процессы во многих других сферах деятельности, рассматривается как одно из приоритетных направлений по реализации проектов для повышения общественной инфраструктуры. Сфера информационных технологий была выделена в отдельное направление в рамках государственно-частного партнерства только в 2018 г., что обусловливает несовершенность в отношениях между участниками данного процесса и определяет актуальность данной исследовательской работы.

Стоит отметить, что в процессе поиска и анализа различных исследований авторов большое внимание уделяется в целом организации процесса государственно-частного партнерства или отдельным, наиболее востребованным с точки зрения количества проектам сферам, таким как транспортная, образовательная, здравоохранение и др. В то время как процессу государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий посвящено лишь несколько исследований, что также определяет научную новизну данной работы.

Целью данной работы стало определение проблем в процессе реализации государственно-частного партнерства в Российской Федерации в сфере информационных технологий. Для этого были рассмотрены и проанализированы различные исследования отечественных и зарубежных авторов, данные по статистическим и аналитическим отчетам. Критически рассмотрены различные мнения экспертов, данные о проектах государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий и определены проблемы в организации рассматриваемого процесса.

Объектом исследования является государственно-частное партнерство в Российской Федерации. Предмет исследования - процесс организации государственно-частного партнерства РФ в сфере информационных технологий.

Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях в области разработки механизмов управления взаимоотношениями между участниками государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий на территории РФ. Выделенные проблемы могут послужить практическим направлением в развитии отношений между участниками рассматриваемого процесса.

Методы. Методической базой для исследования стала нормативная база, а также различные аналитические отчеты о состоянии государственно-частного партнерства в Российской Федерации в 2019-2021 гг. Основой для анализа выступили различные исследования отечественных и зарубежных авторов. В рамках исследования также использовались данные о проектах государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий, изучались различные мнения экспертов и участников рынка.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это институт, созданный для выстраивания взаимовыгодных отношений между государством и частными ком-

паниями и учитывающий интересы каждой из сторон. Цель ГЧП - это повышение уровня жизни общества за счет реализации проектов по экономическому и социальному развитию на федеральном и региональном уровне с привлечением частного капитала. Использующиеся механизмы ГЧП позволяют государству в установленный срок и бюджет реализовывать различные проекты. За счет привлекаемых инвестиций и реализации социально значимых проектов для общества институт ГЧП является гарантом повышения уровни жизни населения.

Стоит отметить, что соглашения о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве (МЧП) в российской практике являются менее численными, чем концессионные соглашения (КС).

На основании различных отчетов о ГЧП и анализе статистических данных было определено, что большая часть привлекаемых инвестиций по концессионным соглашениям (42 %) заключены на федеральном уровне. Из этого объема инвестиций порядка 96 % расходуется на проекты, связанные с транспортной инфраструктурой. При этом соглашения, заключенные на муниципальном уровне, а это только 15 % от всего объема привлекаемых инвестиций по проектам ГЧП, чаще (более 85 %) расходуются в сфере оказания коммунальных услуг [1, с. 6].

По результатам рейтинга регионов по уровню развития ГЧП за 2020 г., составленного Минэкономразвития России, в Топ-5 вошли: Московская область, Республика Саха (Якутия), г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ. Лидирующие позиции Московской области, Республики Саха (Якутия) и г. Москвы обусловлены запуском крупных инфраструктурных проектов в 2020 г. [2, 3]. Лидерам характерны такие элементы, как запуск масштабных инфраструктурных проектов, удобный специализированный сайт, действенные меры поддержки проектов, эффективная работа органов власти и компетентных специалистов в сфере ГЧП, открытость для инвесторов и проработанная нормативно-правовая база.

Соглашения о ГЧП и МЧП реализуются чаще в проектах сферы образования и транспортной инфраструктуры. В сфере информационных технологий, согласно информационной базе «Инвестинфра», на конец 2020 г. реализуется около 24 проектов, при этом 11 из них - в форме концессионных соглашений, другая часть - в формате инвестиционных соглашений. Однако даже несмотря на незначительное количество проектов ГЧП в рассматриваемой сфере, большая часть из них (порядка 75 %) сконцентрированы на решении вопросов и проблем транспортного сектора. В таких сферах деятельности, как обеспечение безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство и сфера образования, сконцентрировано только 13, 8 и 4 % соответственно из всего объема проектов ГЧП по информационным технологиям.

Реализация наиболее крупного проекта в сфере информационных технологий на основе ГЧП осуществляется на территории всей РФ. Он предназначен для создания специальных объектов, обеспечивающих реализацию проекта по

маркировке некоторых товаров, а также для отслеживания и мониторинга их оборота. Данный проект был подписан еще в 2019 г. и рассчитан на 15 лет его реализации. В проект привлечено 220 млрд руб. инвестиций, а срок рентабельности составляет не менее семи лет. Первыми инвесторами в данный проект стали ВЭБ.РФ и Газпромбанк, которые с помощью синдицированного кредита вложили по 8,7 и 15,5 млрд руб. соответственно. В результате реализации наиболее крупного проекта в сфере информационных технологий с помощью ГЧП должна появиться общая система маркировки под названием «Честный знак» уже к 2024 г. Именно эта система позволит отслеживать многие контрафактные потребительские продукты и товары, которые будут выводиться с рынка как на уровне конечного потребителя, так и на уровне производителей.

Различные отечественные и зарубежные авторы исследований рассматривают чаще всего процесс государственно-частного партнерства с точки зрения его роли в финансировании различных проектов и перспектив для повышения уровня жизни общества через улучшение инфраструктуры.

Так, авторы Т.Х. Аблязов, А.В. Марусин [4, с. 1271]; А.В. Вавилина, О.Ю. Кириллова, М.И. Малиновская [5, с. 1262], А.В. Белицкая [6, с. 8], И.Н. Макаров [7, с. 92], Е.А. Барбашина [8], Т. Юрьева [9] рассматривают роль и перспективы государственно-частного партнерства. Е.М. Бухвальд в своем исследовании делает акцент на вопросе совершенствования нормативно-правовой базы [10, с. 508], И.В. Баранова, А.А. Мурадов [11] проводят анализ инструментов повышения эффективности процесса государственно-частного партнерства, а Е.В. Дробот, И.Н. Макаров, Е.А. Некрасова, Л.В. Кадильникова [12, с. 257]; И.Н. Макаров, В.А. Спесивцев, В.П. Соколов [13, с. 380] проводят свое исследование в контексте системы интересов участников процесса и определяют направления дальнейшего развития.

В работе И.Ю. Ваславской [14, с. 104] рассматриваются актуальные вопросы реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий в субъектах Российской Федерации. Автор исследования обосновывает необходимость развития инвестиционных моделей и определяет наиболее востребованные модели государственно-частного партнерства (ГЧП) для участников процесса и рынка в целом.

Для рассмотрения процесса реализации ГЧП в сфере информационных технологий (ИТ) необходимо определить, что относится к объектам ИТ согласно нормативно-правовой документации, определяющей институт ГЧП.

Летом 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 173-ФЗ) [15], которым были внесены некоторые важные изменения в законодательство о ГЧП и концессионных соглашениях, а именно то, что объекты 1Т были добавлены в перечень объектов данных соглашений, благодаря чему появилась возможность реализации проектов в сфере 1Т как

в формате соглашений о ГЧП, так и в формате концессионных соглашений. Так, к объектам 1Т, в отношении которых может быть заключено соглашение о ГЧП, согласно 115-ФЗ и 224-ФЗ [16, с. 4] относятся:

• программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ); здесь могут быть различные приложения, программы, которые способствуют развитию экономики страны;

• базы данных и места их хранения;

• информационные системы (в том числе государственные информационные системы);

• сайты в сети Интернет;

• объекты ИТ и имущество, связанное с одним или несколькими подобными объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления другой деятельности;

• центры обработки данных.

Стоит отметить, что в Законе 173-Ф3 детально описаны некоторые особенности регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией проектов в сфере ГГ. Однако до выделения 1Т как отдельного объекта для заключения соглашений проекты в этой сфере также реализовывались, однако заключение таких соглашений было возможно исключительно в отношении недвижимого имущества или недвижимого имущества и технологически связанного с ним движимого имущества. Поэтому, ранее такие проекты структурировались как отраслевые с ГТ-системами в составе (например, проект «Платон») [17, с. 2199].

Важность ГТ-сферы определяется не только выделением ее как отдельного объекта для заключения соглашений и привлечения частных инвестиций, но и тем, что эта отрасль формирует порядка 2 % ВВП страны и эта доля растет [18]. Также увеличивается зависимость транспортной инфраструктуры, здравоохранения, образования, городского хозяйства и других сфер от цифровых решений. ГТ-сфера и ее решения - это не отдельные продукты, чаще они плотно связаны с другими сферами жизнедеятельности населения и могут значительным образом способствовать развитию уровня жизни населения. Стоит отметить, что в формате ГЧП могут запускаться проекты и инициативы, связанные с улучшением городской среды и инфраструктуры в рамках стандартов «умного города». Для создания такой прогрессивной и комфортной среды, несомненно, понадобятся современные решения сферы ГТ [19]. Все ГТ-проекты в условиях пандемии и ряда других ограничений, а также распространения формата удаленной работы позволяют поддерживать экономическую активность населения и бизнеса, создают и поддерживают бесперебойную работу многих государственных органов, а также коммерческих и общественных организаций. Все описанные факторы повышают важность реализации проектов ГЧП в ГТ-сфере и дальнейшее их развитие и распространение.

Стимулированию ГТ-рынка также способствует: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. и Госпро-

грамма «Информационное общество». По данным программам, расходы на цифровые решения должны вырасти в несколько раз, однако все эти инвестиции не могут быть получены только из бюджета государства, регионов и муниципалитетов, именно поэтому развитие ГЧП в сфере информационных технологий - одна из важнейших задач со стороны госорганов различного уровня.

По состоянию на начало сентября 2020 г. Министерство общественного развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации насчитывало более 35 потенциальных концессионных проектов в сфере создания государственных ИТ-систем на федеральном уровне. Стратегической группой «Гиперион» и юридической компанией You & Partners была разработана подробная инструкция по запуску таких проектов [20]. Однако им предстоит пройти долгий путь согласований на всех уровнях и поиска инвесторов для реализации.

На региональном уровне также возрастает интерес к реализации IT-проектов, что отражается в ряде проектных инициатив по внедрению цифровых технологий в работу различных организаций. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах, где обеспечен широкий доступ граждан к услугам интернета и связи, подготовлены инициативы, которые направлены на создание цифровых образовательных платформ, связаны с телемедициной и внедрением цифровых решений в транспортную инфраструктуру, сферу ЖКХ. Однако для многих регионов РФ приоритетным остается задача по повышению доступности и качества оказываемых услуг цифровой связи на всей территории. Примерами таких регионов выступают Якутия и Свердловская область. Власти данных регионов запустили проекты в сфере ГЧП, направленные на создание распределительных сетей связи, которые будут способны обеспечить бесперебойное и качественное покрытие по всему региону, включая отдаленные и малонаселенные пункты [21, с. 140]. Таким образом, можно говорить о разном уровне проникновения цифровых технологий и решений в разных регионах РФ, от чего будут отличаться инициативы и проекты ГЧП, а также объем привлекаемых инвестиций.

Описанный факт неравенства регионов обусловлен следующей совокупностью причин:

• в большинстве регионов отсутствует специализированная структура в органах власти, которая обладала бы официальным институциональным статусом и отвечала бы за формирование портфелей проектов ГЧП, проведение конкурсов и последующее сопровождение выигравших проектов; данный факт создает дополнительные трудности для инвесторов [22];

• отсутствует точный перечень объектов или направлений, в отношении которых может быть заключено соглашение; также существует сложность со стороны государства в предоставлении точной и актуальной информации о параметрах этих объектов;

• процедура заключения соглашения является продолжительной по времени, слишком формализованной и регламентированной в процессах осуществления всех процедур;

• требуется детальная проработка проекта, занимающая большое количество времени и денежных средств, которые являются невозвратными для частного инвестора. При этом высокий риск отказа от заключения соглашения между сторонами и отказ от реализации предоставленного проекта не способствует повышению интереса частного инвестора для заключения соглашения о ГЧП.

Среди проблем, которые мешают развитию ГЧП в сфере информационных технологий, можно выделить следующие:

1. Низкий уровень развития базовой телекоммуникационной инфраструктуры в регионах. Только в 45 регионах России и г.Москва, г.Санкт-Петербург это возможно сделать, так как их уровень выше среднего по стране. В этих регионах есть: доступ к широкополосному интернету; развита стационарная и мобильная связь; компании, находящиеся в регионе являются более технологичными; есть возможность хранения большого массива данных, их передаче и обработке, а также использование в других отраслях. Согласно расчетам, различий в обеспеченности телекоммуникационной инфраструктурой между регионами меньше, чем, например, между транспортной, социальной или энергетической.

2. Низкий уровень компетенций органов власти и частных инвесторов для создания и развития проектов, находящихся на нулевой стадии.

3. Отсутствуют механизмы государственной поддержки в виде софинан-сирования проектов ГЧП в федеральных программах.

4. Низкий правовой уровень по вопросу монетизации цифровых данных. Проекты, которые разрабатываются и внедряются в формате ГЧП, зачастую не имеют описания того, как можно монетизировать получаемые данные с помощью создаваемой информационной системы. В таких проектах также не предполагается финансовая окупаемость, что значительно снижает интерес частных инвесторов к ним [23, с. 44]. Ряд разработчиков проектов, после согласования всей документации, стараются найти пути монетизации данных для третьих лиц и инвесторов с помощью обезличивания, дополнительных сервисов, косвенных инструментов и т.д. Таким образом, если при разработке системы не заложена монетизация за счет поступлений со стороны третьих лиц в результате ее коммерческой эксплуатации, то возникает потребность финансового участия публичной стороны, что может быть непривлекательным решением для нее. Это еще раз подтверждает, что в нормативно-правовой документации процесс монетизации описан недостаточно, что создает ряд проблем как для потенциальных частных инвесторов, так и для тех, кто является создателем проекта и его инициатором.

5. Правовые барьеры применения ГЧП в сфере ГТ для муниципального уровня [24, с. 39].

6. Отсутствие опыта и бенчмарки для совершенствования процесса реализации ГЧП в ГТ-сфере. Лидеры рынка ГТ не проявляют интерес к таким форматам проектов, что может быть связано с тем, что их все устраивает. Эти компании запускают коммерческие проекты, не нуждаясь при этом в партнерстве

со стороны государства. Также часть компаний, работающих на российской 1Т-рынке, имеет частичное или полное иностранное происхождение.

7. Не определено, какой должна быть степень переработки 1Т продукта, чтобы это считалось созданием 1Т объекта. Это влечет за собой отсутствие четкого понимания о возможности тиражирования решений, в результате реализации проекта и того, как распределяются права на результаты интеллектуальной деятельности.

8. Власти не готовы предоставлять доступ частным инвесторам к закрытым данным, монополией на которые оно обладает. При этом инвестору это важно с точки зрения монетизации проекта.

9. Ограничение со стороны нормативно-правовых актов организации ГЧП на привлечение иностранных инвесторов и тех, кто находится под иностранным влиянием, для реализации проекта.

10. Необходимо проведение оценки эффективности проекта при заключении соглашений, в частности определение сравнительного преимущества. Здесь остается непонятен вопрос о том, каким образом эта процедура должна проходить в отношении 1Т-проектов.

В сфере реализации 1Т-проектов по формату ГЧП имеется достаточное количество различных проблем. Они связаны как с недостаточно проработанной нормативно-правовой документацией, так и с некомпетентными кадрами на местах, а также малой информационной поддержкой частных инвесторов.

Существующий опыт запуска проектов ГЧП и концессионных соглашений в сфере ГГ подтверждает необходимость создания дополнительных компетенций, знаний и навыков у частных инвесторов и публичных партнеров. Это связано, в первую очередь, с тем, что требуется адаптация традиционных процессов запуска концессии и ГЧП со стороны публичных партнеров. Так, проекты транспортного и образовательного сектора, а также здравоохранения значительно отличаются от ГГ-проектов, но представители власти стараются применить уже созданные и наработанные формы, что пораждает множество проблем [25]. Частные партнеры, в свою очередь, понимают, что они хотят создать в части ГГ, как это должно работать, но не могут упаковать свой проект в формат ГЧП и концессионные рамки. При этом проблемы начинаются уже с определения предмета и объекта соглашения, распределения прав на объект у частной и у публичной сторон [26, с. 169].

Несмотря на то, что ГТ-сфера - самая «молодая» в концессионном и ГЧП законодательстве, препятствия и стимулы для ее развития такие же, как и для всего инфраструктурного рынка. Хотя и собственные нерешенные проблемы у информационных решений тоже есть.

При переходе к процессу сотрудничества ГЧП в сфере информационных технологий восполняется недостаток компетенций со стороны государственного заказчика, стороны соглашения разделяют риски между собой, государственная власть может сократить бюджетные расходы на проекты в этой сфере и перенаправить их в другое направление, а частный инвестор получает субси-

дии и послабления в налоговом отношении и гарантии своей деятельности. Именно поэтому стоит учитывать при разработке или усовершенствовании механизмов ГЧП в сфере информационных технологий те проблемы, которые были выделены в настоящем исследовании. Решение данных проблем позволит развиваться ГЧП в сфере IT более быстрыми темпами и привлекать все больше инвестиций частных партнеров, что впоследствии будет способствовать росту общего уровня жизни населения.

Список литературы

1. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2020: аналитический обзор / АНО «Национальный центр ГЧП». - М., 2020. - 40 с.

2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год. - URL: https://www.economy. gov.ru/material/file/54b4213e0ffa6ac9a60dc0b5268dc7c5/reiting_gchp_2020.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

3. Информационно-аналитический обзор «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации» / М-во экон. развития Рос. Федерации. - М., 2020. - 15 с.

4. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - С. 1271-1280.

5. Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. - 2019. - № 2. - С. 1255-1270.

6. Белицкая А.В. Правовые формы государственно-частного партнерства в России и зарубежных странах // Предпринимательское право. - 2009. - № 2. - С. 6-11.

7. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе финансового взаимодействия государства и финансов корпораций как инструмент регулирования экономических и социальных процессов // Экономические отношения. - 2017. - № 1. - С. 87-96.

8. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1 (11). - С. 119-130.

9. Юрьева Т. Проекты государственно-частного партнерства: признаки и основные формы // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. -№ 7. - С. 185-190.

10. Бухвальд Е.М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 3. - С. 503-516.

11. Баранова И.В., Мурадов А.А. Инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства // Вопросы инновационной экономики. - 2013. - № 1. - С. 12-19.

12. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства / Е.В. Дробот, И.Н. Макаров, Е.А. Некрасова, Л.В. Ка-дильникова // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - С. 252-260.

13. Макаров И.Н., Спесивцев В.А., Соколов В.П. Государственно-частное партнерство и интересы регионального развития: системно-институциональный анализ // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - C. 371-384.

14. Ваславская И.Ю. Реализация государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий и связи в субъектах РФ // Комплексные и отраслевые проблемы науки и пути их решения: сб. ст. - Уфа, 2020. - С. 103-106.

15. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: Федер. закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ с изменениями от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22649 (дата обращения: 01.02.2022).

16. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]: Федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ. - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 01.02.2022).

17. Динамика, экономические и правовые особенности развития государственно-частного партнерства в регионах России / Е.В. Дробот, И.Н. Макаров, М.В. Титова, Ю.В. Сухина, В.С. Назаренко // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 9 (11). - С. 2189-2006.

18. Нуркаева А.А., Ваславская И.Ю. Развитие инфраструктуры здравоохранения на основе использования механизма государственно-частного партнерства // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - № 10-3. - С. 439-443.

19. Инвестиции в инфраструктуру / Г. Барцева, Е. Якунина, М. Фомина, А. Галактионова, А. Жундриков // Информационные технологии. Аналитический обзор Infra One Research [Электронный ресурс]. - URL: https://infraoneresearch.ru/ fkh2ub/0xggj1?s1qtyk=1zsxye (дата обращения: 01.02.2022).

20. ГЧП в ИТ: Инструкция по применению / А. Багинская, М. Бротт, Е. Зусман, Н. Кострюкова, А. Сердюков, А. Смирнова, В. Туголукова, А. Туликов, А. Щеглов. - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/11/issledovanie-gchp-v-it_final.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

21. Рисин И., Шахов О. Базовые компоненты стратегии развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации // Вестник ВГУ. Экономика и управление. - 2018. - № 2. - С. 136-142.

22. Калина А.В. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - C. 37-41.

23. Гергиев И.Э., Кайсинов А.А. Развитие государственно-частного партнерство в сфере информационных технологий // Инновационная наука. -2019. - № 10. - С. 43-44.

24. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. - М.: Инфотро-пик Медиа, 2015. - 187 с.

25. Hodge G., Greve C. Public-Private Partnerships: An International Performance Review // Public Administration Review. - 2007. - № 67 (3). - Р. 545-558. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2007.00736.x

26. Бедняков А. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Университета. - 2021. -№ 15 (1). - С. 143-173.

References

1. Ilnvestitsii v infrastrukturu i GChP 2020: analiticheskii obzor [Infrastructure investments and PPPs 2020: Analytical review]. Moscow, PPP Centre, 2020, 40 p.

2. Reiting sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po urovniu razvitiia gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2020 god [Rating of RF constituent entities by level of public-private partnerships development for 2020]. Available at: https://www. economy.gov.ru/material/file/54b4213e0ffa6ac9a60dc0b5268dc7c5/reiting_gchp_20 20.pdf (accessed 01.02.2022).

3. Informatsionno-analiticheskii obzor "O razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossiiskoi Federatsii" [Information and analytical review "On the development of public-private partnerships in the Russian Federation"]. Moscow, RF Ministry of Economic Development, 2020, 15 p.

4. Abliazov T.Kh., Marusin A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm razvitiia transportnoi infrastruktury v usloviiakh formirovaniia tsifrovoi ekonomiki [Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy]. Ekonomicheskie otnosheniia, 2019, no. 2, pp. 1271-1280.

5. Vavilina A.V., Kirillova O.Iu., Malinovskaia M.I. Rol' i perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii regional'noi infrastruktury Rossii [The role and prospects of public-private partnerships in developing regional infrastructure in Russia]. Ekonomicheskie otnosheniia, 2019, no. 2, pp. 1255-1270.

6. Belitskaia A.V. Pravovye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii i zarubezhnykh stranakh [Legal forms of public-private partnership in Russia and foreign countries]. Predprinimatel'skoepravo, 2009, no. 2, pp. 6-11.

7. Makarov I.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme finansovogo vzaimodeistviia gosudarstva i finansov korporatsii kak instrument regulirovaniia ekonomicheskikh i sotsial'nykh protsessov [Public-private partnership in a system of financial interaction between the state and corporate finances as a tool for regulation of economic and social processes]. Ekonomicheskie otnosheniia, 2017, no. 1, pp. 87-96.

8. Barbashina E.A. Rol' gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v upravlenii protsessami innovatsionnogo razvitiia ekonomiki Rossii [The role of public-private

partnership in managing the processes of innovative development of the Russian economy]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2021, no. 1 (11), pp. 119-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Iur'eva T. Proekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: priznaki i osnovnye formy [Public-private partnership projects: characteristics and basic forms]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2020, no. 7, pp. 185-190.

10. Bukhval'd E.M. Pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviiakh realizatsii natsional'nykh proektov v Rossiiskoi Federatsii [The legal framework of public-private partnerships in the context of implementation of national projects in the Russian Federation]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo, 2020, no. 3, pp. 503-516.

11. Baranova I.V., Muradov A.A. Instrumenty povysheniia effektivnosti innovatsionnoi deiatel'nosti struktur gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Tools for improving the effectiveness of innovation activity of public-private partnerships]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2013, no. 1, pp. 12-19.

12. Drobot E.V., Makarov I.N., Nekrasova E.A., Kadil'nikova L.V. Sistemy interesov i protivorechii uchastnikov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [System of interests and conflicts of participants of state-private partnership]. Ekonomicheskie otnosheniia, 2019, no. 3, pp. 252-260.

13. Makarov I.N., Spesivtsev V.A., Sokolov V.P. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i interesy regional'nogo razvitiia: sistemno-institutsional'nyi analiz [Public-private partnership and the interests of regional development: A systematic institutional analysis]. Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo, 2019, no. 4, pp. 371-384.

14. Vaslavskaia I.Iu. Realizatsiia gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere informatsionnykh tekhnologii i sviazi v sub"ektakh RF [Implementation of public-private partnerships in the field of information technology and communications in the RF constituent entities]. Kompleksnye i otraslevyeproblemy nauki iputi ikh resheniia, Ufa, 2020, pp. 103-106.

15. O kontsessionnykh soglasheniiakh [On concession agreements]. Federal Law dated 21.07.2005, No. 115-FZ (rev. 29.06.2018, No. 173-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22649 (accessed 01.02.2022).

16. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipal'no-chastnom partnerstve v Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii (posledniaia redaktsiia) [On public-private partnerships, municipal-private partnerships in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation (latest edition)]. Federal Law dated 13.07.2015, No. 224-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (accessed 01.02.2022).

17. Drobot E.V., Makarov I.N., Titova M.V., Sukhina Iu.V., Nazarenko V.S. Dinamika, ekonomicheskie i pravovye osobennosti razvitiia gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva v regionakh Rossii [Dynamics, economic and legal particularities

of the public-private partnership development in the Russian regions]. Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo, 2021, no. 9 (11), pp. 2189-2006.

18. Nurkaeva A.A., Vaslavskaia I.Iu. Razvitie infrastruktury zdravookhra-neniia na osnove ispol'zovaniia mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Development of health infrastructure on the basis of using the mechanism of public-private partnership]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava, 2022, no.10-3, pp. 439-443.

19. Bartseva G., Iakunina E., Fomina M., Galaktionova A., Zhundrikov A. Investitsii v infrastrukturu [Investments in infrastructure]. Informatsionnye tekhnologii. Analiticheskii obzor Infra One Research, available at: https://infraoneresearch.ru/fkh2ub/0xggj1?s1qtyk=1zsxye (accessed 01.02.2022).

20. Baginskaia A., Brott M., Zusman E., Kostriukova N., Serdiukov A., Smirnova A., Tugolukova V., Tulikov A., Shcheglov A. GChP v IT: Instruktsiia po primenenii [PPP in IT: Instructions for use]. Available at: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2021/11/issledovanie-gchp-v-it_final.pdf (accessed 10.01.2022).

21. Risin I., Shakhov O. Bazovye komponenty strategii razvitiia partnerstva gosudarstva i biznesa v Rossiiskoi Federatsii [Basic components of the development strategy partnership of the state and business in the Russian Federation]. Vestnik VGU. Ekonomika i upravlenie, 2018, no. 2, pp. 136-142.

22. Kalina A.V. Analiz sushchestvuiushchikh problem razvitiia gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii i razrabotka rekomendatsii po ikh resheniiu [Analysis of existing problems of public-private partnership in Russia and developing recommendations for their solution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 6, pp. 37-41.

23. Gergiev I.E., Kaisinov A.A. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstvo v sfere informatsionnykh tekhnologii [Development of public-private partnership in the field of information technology]. Innovatsionnaia nauka, 2019, no. 10, pp. 43-44.

24. Publichno-chastnoe partnerstvo v Rossii i zarubezhnykh stranakh: pravovye aspekty [Public-private partnership in Russia and foreign countries: Legal aspects]. Eds. V.F. Popondopulo, N.A. Sheveleva. Moscow, Infotropik Media, 2015, 187 p.

25. Hodge G., Greve C. Public-private partnerships: An international performance review. Public Administration Review, 2007, no. 67 (3), pp. 545-558. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2007.00736.x.

26. Bedniakov A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak model' razvitiia publichnoi infrastruktury [Public-private partnership as a model of public infrastructure development]. VestnikMGIMO-Universiteta, 2021, no. 15 (1), pp. 143-173

Оригинальность 78 %

Поступила 08.12.2022 Одобрена 27.12.2022 Принята к публикации 02.09.2023

Ye.V. Vedernikova

IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN THE SPHERE OF INFORMATION SERVICES

One may witness how the state is applying more and more various tools to promote the development and attract private investment for the development of public infrastructure. This contributes not only to improving the standard of living of the population, but also to reducing the burden on the budget of the country and its residents. The paper considers the process of public-private partnership for the implementation of projects in the field of information technology. The purpose of the work is to identify the problems of implementing public-private partnership projects in the field of information technology on the territory of the Russian Federation. In doing so, the author analyzed the works of foreign and Russian authors, and also used statistical and analytical reports on the implementation of projects, project documentation, expert opinions and their statements. The paper gives a definition of the concept of public-private partnership, describes the structure of projects by areas of implementation and their number in various regions of the Russian Federation. It also describes the objects of public-private partnership in the field of information technology and analyzed the implemented or ongoing projects.

As a result of the study, a number of problems were identified that relate both to attracting private investors for the implementation of projects, and restrictions in the process of selecting a project on a competitive basis and in the process of project implementation. Most of the identified problems concern the lack of legislative acts and legal documentation on data monetization and the provision of classified data, for which the state has a monopoly. Public-private partnership projects in the field of information technology lack experienced professionals with experience in this area and already implemented projects that can be used for benchmark marketing. One of the main problems in the implementation of the projects under consideration is the low level of the basic telecommunications system in the regions.

The results of this research work can be used for further theoretical research, as well as be the basis for improving the mechanism of public-private partnership in the field of information technology.

Keywords: public-private partnership, IT projects, concession agreements, information technology, digitalization.

Yekaterina V. Vedernikova - Postgraduate student, Russian State Social University, Moscow, e-mail: [email protected].

Received 08.12.2022 Approved 27.12.2022 Accepted for publication 02.09.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Ведерникова, Е.В. Реализация проектов государственно-частного партнерства в сфере информационных услуг / Е.В. Ведерникова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 3. - С. 287-300.

Please cite this article in English as:

Vedernikova Ye.V. Implementation of public-private partnership projects in the field of information services. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 3, pp. 287-300 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.