Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 2 (38), с. 175-181
175
УДК 372.851
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
© 2015 г. Л.Ю. Нестерова, С.В. Напалков
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
nsv-52@mail.ru
Поступила в редакцию 16.01.2015
Рассмотрена технология реализации проектного метода при изучении математических дисциплин в вузе. Обосновывается актуальность и необходимость создания проектов студентами младших курсов. Доказывается эффективность реализации проектной деятельности посредством рабочей тетради с печатной основой.
Ключевые слова: проектный метод, деятельность, студенты младших курсов, рабочая тетрадь с печатной основой, технология.
Введение
Изменения, происходящие в системе высшего образования, диктуют новые требования к выпускникам вузов: формирование у них соответствующих уровней общих и специальных профессиональных компетенций и развитие необходимых в дальнейшей работе качеств личности (коммуникативность, креативность, самоорганизация и др.). В связи с этим в профессиональной подготовке необходимо использовать специальные методы, направленные на достижение соответственных результатов. Преподаватели высшей школы (С.В. Арюткина [1], И.В. Гребенев [2], Н.Д. Кучугурова [3], С.В. Напалков [4] и др.) считают целесообразным в процессе обучения студентов и школьников различным учебным дисциплинам применять современные информационные технологии, опираясь на инновационные методы и средства образовательного назначения. Одним из таких методов, несомненно, может служит метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как один из эффективных методов обучения в высшей школе, который позволяет формировать знания, умения и навыки и преобразовать академические знания в реальный профессиональный опыт студентов. Ценность его состоит в том, что он ориентирован на формирование у обучающихся навыков целеполагания, планирования и осмысления результатов проектной деятельности; а также на развитие личности в ходе групповой или коллективной деятельности продуктивного, творческого или исследовательского характера.
Метод проектов при изучении математики
Проекты, предназначенные для обучения студентов математическим дисциплинам, обла-
дают как общими для всех проектов чертами [5-7], так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
- использование элементов высшей математики в ситуациях, максимально приближенных к условиям решения поставленной проблемы;
- приоритет самостоятельной работы студентов в различных формах (индивидуальной и групповой; аудиторной и внеуадиторной);
- самостоятельное определение темы, вызывающей большой интерес у студентов, соответствующей цели, непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- поиск необходимого математического материала, определение основных видов заданий и плана работы в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление результата; возможность его обсуждения, корректировки и самооценки.
Наиболее эффективным средством реализации метода проектов при изучении дисциплин высшей математики, и в частности теории чисел, учитывающим указанные особенности проектной деятельности, является рабочая тетрадь с печатной основой.
Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном изучении математического материала лекций или учебных пособий студенты часто «скользят» по тексту, не замечая многих важных положений. Обращаясь к дополнительной литературе, они зачастую не могут систематизировать основные сведения, изложенные в ней. Следует отметить также некоторое несоответствие текстовой и логической сложности содержания учебников уровню восприятия и осмысления математической информации
обучаемыми. Особенно это относится к студентам младших курсов, у которых недостаточно сформированы навыки самостоятельной математической деятельности. Поэтому рабочая тетрадь с печатной основой эффективно способствует преодолению указанных затруднений, так как в ней предусмотрены задания на заполнение пропусков в определениях, формулировках свойств и теорем; оформление доказательств свойств, теорем и решений задач. Использование тетради избавляет студентов от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь является отличным конспектом, необходимым для подготовки к контрольной работе, межсессионной аттестации, тестированию или зачету.
Использование рабочей тетради в методе проектов
Центральное место в рабочей тетради отведено реализации учебных проектов, которые состоят из пяти пунктов [8]: проблема ^ проектирование ^ поиск информации ^ продукт ^ презентация.
Внедрение такой технологии позволяет студенту при решении определенной проблемы использовать интегрированные знания и исследовательские навыки, проектировать модель конечного результата (продукта), самостоятельно планировать ход проектной деятельности, создавать конкретный продукт, представлять и защищать его. Задания, включенные в рабочую тетрадь, учитывают специфику такой деятельности и направлены на повышение уровня владения системными, теоретическими и практическими знаниями по организации и проведению проектной деятельности, которые могут быть использованы при изучении других дисциплин. В процессе изучения курса «Теория чисел» студенты создают и защищают несколько проектов, выполняют специальные задания, поэтому рабочая тетрадь содержит методические рекомендации по пяти пунктам реализации технологии проектной деятельности.
Кроме того, в структуру каждого занятия включены задания для аудиторной и самостоя-
тельной работы, комментарии и ответы к задачам, что позволяет научить будущих учителей работать над реальными задачами; анализировать реальные проблемы, участвуя в их решении и обсуждении; работать с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций; мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
С этой целью работа на занятии по пособию начинается с формирования проектных групп по 5-6 человек. Для каждой группы указываются конкретные блоки заданий, выделенные определенным цветом, на выполнение которых отводится 40-50 минут.
В качестве примера приведем блок заданий практического занятия по теме «Простые числа. Бесконечность множества простых чисел. Распределение простых чисел» одной из групп.
Задания группы - сформулируйте цель и впишите её на рис. 1.
Методические рекомендации студенту
1. Изучите материал пособий [9, с. 124; 10, с. 31].
2. Рассмотрите материал интернет-источника [11].
3. Выучите основные определения, свойства и теоремы лекции 3 и лекции 4.
№ 1. Докажите теорему Евклида: Множество простых чисел бесконечно.
Доказательство. Применим метод от противного.
№ 2. Докажите теорему: Существуют интервалы натурального ряда произвольной длины, не содержащие простых чисел. Доказательство.
№ 3. Укажите, какие числа на рис. 2 обведены в кружок, а какие вычеркнуты. Как называется приведенный алгоритм?
ЦЕЛЬ
Рис. 1
1 © © / © ^ © X ©
© X
уб © >2: © К >5'
X х © X X ©X X X X X © X X X © X © X X
© 0 дГ у( (59) 0
Рис. 2
№ 4. Укажите названия следующих числовы х функций:
1) т( п) число_.
2) сг(п) сумма_.
№ 5. Найдите количество натуральных делителей числа п = 84.
Решение.
Как видно из заданий для этой группы, студенты должны перед занятием выполнить методические рекомендации; самостоятельно сформулировать цель практического занятия: поставить п роблему исследования и выполнить предложенные пять заданий в малых группах с соответствующей записью решения в тетради.
После каждого блока заданий студентам предоставляется возможность оценить свою деятельность, проводимую как в аудитории, так и вне нее. Для этого обучающиеся включаются в работу с так называемой технологической картой возможных видов деятельности, которые им нужно выполнить для получения итоговой отметки. На каждом занятии выделяется время на работу с такой картой (табл. 1). Заполняя ее студенты осуществляют рефлексию процессов: изучения теоретического и практического материала, а также создания проектов в малых группах.
Начиная уже со второго занятия студенты вовлекаются в деятельность по разработке проекта; проводится консультация с преподавателем по созданию проекта. Таким образом, осуществляется планирование изучения дисциплины, основанное на выполнении проектов, тематика которых самая разнообразная: «Различные методы решения задач», «Увлекательный мир чисел», «Загадка Ферма» и др.
Студенты имеют возможность знакомиться с деятельностью своих однокурсников, входящих
в проектные группы. В рабочей тетради с печатной основой приведены методические рекомендации по выполнению проектной работы. Для лучшего осмысления темы, проблемы и видов проектной деятельности студентам предлагается заполнить лист осмысления (табл. 2), лист планирования (табл. 3) и оценочный лист (табл. 4). Проходя основные пункты выполнения проекта (проблема ^ проектирование ^ поиск информации ^ продукт ^ презентация) студенты реализуют соответствующие действия, позволяющие оформить отчетную документацию.
П 1. Формулирование проблемы, значимой, важной, интересной для студента, представляющей собой реальную задачу, при решении которой должны быть использованы интегрированные знания.
П 2. Проектирование - целенаправленная деятельность, которая состоит из двух составляющих: подготовительного этапа и этапа планирования, ведущих к созданию эффективного продукта-проекта.
Подготовительный этап
1. Сформулируйте тему проекта.
2. Определите цели проекта (ясно и четко сформулируйте их).
3. Обозначьте конечный продукт (презентация, портфолио, опорный конспект).
4. Определите тип проекта (исследовательский, ролевой, творческий, информационный).
Этап планирования
1. Определите последовательные шаги для реализации цели проекта и запланируйте конкретные сроки выполнения каждого шага.
2. Выявите имеющиеся и недостающие ресурсы.
3. Определите способы работы над каждым шагом.
Для реализации П 2 требуется заполнить лист осмысления. Последовательные ответы на приведенные вопросы помогут студентам на этапе планирования. Для эффективной работы
Таблица 1
Технологическая карта студента Ф.И.О. .
№ Вид деятельности Баллы Оценка (обведи в кружок)
1. Посещение лекций 9 лекций (100% посещение) 1 лекция = 2 балла 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. Итого: баллов
2. Выполнение лекционных заданий 9 лекций (100% посещение) 1 задача = = 4 балла 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. Итого: баллов
3. Практическое занятие № 1
а) задачи в проектных группах 1 задача = = 4 балла 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. Итого: баллов
б) задачи для конкретной группы 4 б. 4 б. 4 б. Итого: баллов
в) задачи для аудиторной работы 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. Итого: баллов
г) задачи для самостоятельного решения 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. 4 б. Итого: баллов
Итого: баллов
Таблица 2
Лист осмысления
Проблема проекта Почему?
Цель проекта Зачем мы это делаем?
Задачи Что мы делаем?
Методы и способы Как мы делаем?
Оценка имеющихся и недостающих ресурсов Что уже есть, а чего не хватает?
Сроки выполнения Когда мы делаем?
Таблица 3
Лист планирования
Тема проекта _
Этапы работы
Цель:
Задача:
Что знаем:
Что ещё нужно знать:
Что можно использовать:
Источник информации:
Вид информации:
Какую информацию и какой результат мы можем получить:
Координатор в группе:
Распределение обязанностей и план работы:
Таблица 4
Оценочный лист
Самооценка Педагог Коллеги по группе
Достигнутый результат (до 15 баллов)
Оформление (до 15 баллов)
Защита Представление (до 15 баллов)
Ответы на вопросы (до 15 баллов)
1 Интеллектуальная активность (до 15 баллов)
са о и ео Я Л Творчество (до 10 баллов)
а в ег % о Практическая деятельность (до 10 баллов)
& Умение работать в команде (до 10 баллов)
Таблица 5
Отзыв студента о проектной работе
Фамилия, Имя, Отчество студента
о проектной работе « » название работы
проблема
цель
задачи
положительные аспекты
отрицательные аспекты
презентация
+
-
очень понравилось
буду использовать в своей работе
Оценка: « » / / подпись Фамилия И.О.
над проектом мы рекомендуем заполнить следующие документы: лист планирования; деятельность каждого студента; содержание и сроки выполнения работы (табл. 3).
П 3. Поиск информации в соответствии с П 2; детализация задач и внесение корректив в последовательность шагов реализации проекта.
П 4. Создание продукта, получение конкретного результата, который запланирован. Продукт может иметь различный характер (реферат, статья, опорный конспект).
П 5. Презентация - этап представления и защиты проекта. Необходимо составить план выступлений и подготовить презентацию.
Итогом является оценивание проекта, с этой целью заполняется «Оценочный лист» - как преподавателем, так и студентами (табл. 4).
Методическая эффективность применения рабочей тетради
С помощью указанных методических рекомендаций создаются условия для планирования, развития и осмысления тематики проекта и других задач, стоящих перед студентом, а также осуществляется оценивание результатов проектной деятельности. Реализация любого проекта представляет собой творческую деятельность, для которой характерны ситуация неопределенности, необходимость поиска, вероятность риска. Именно поэтому в курсе запланировано время, в течение которого студенты могут формулировать идеи и обсуждать с преподавателем намеченный план действий.
Следует отметить, что в рабочей тетради с печатной основой имеется и отзыв каждого студента о прослушанных, защищенных проектах, в котором анализируются подходы и методы реализации поставленной проблемы, указываются положительные и отрицательные стороны проектов (табл. 5). В результате осуществляется групповая рефлексия реализации проектной деятельности.
Для успешного освоения материала и благополучной защиты своего проекта студенты могут проконсультироваться с преподавателем лично, а также используя современные информационно-коммуникационные технологии, например отправив письмо на электронную почту или задав вопрос по Skype.
Заключение
Проектный метод позволяет обучающимся создать интеллектуальный проект по математической дисциплине и максимально раскрыть свой творческий потенциал. В ходе такой деятельности студенты проявляют себя индивидуально или в группе, пробуют свои силы, применяя знания, умения и навыки при создании проекта, показывают публично достигнутый результат. Студенты сами формулируют интересную проблему; находят ее решение; оценивают результат не только свой, но и своих коллег, а
рабочая тетрадь [12] на печатной основе является эффективным средством, позволяющим построить и реализовать проектную деятельность.
Список литературы
1. Арюткина С.В., Напалков С.В. Практикум по решению задач школьной математики: использование Web-квест технологии: Учебно-методическое пособие // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-2. С. 249.
2. Гребенев И.В. Учебный предмет и метапред-метность // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 169-176.
3. Кучугурова Н.Д., Кучугуров И.В. Понимание учебного материала - основа эффективной самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование и наука. 2011. № 3. С. 77-82.
4. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2013. 166 с.
5. Ильин Г.А. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 51 с.
6. Махотин Д.А. Проектный подход к разработке средств методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования // Дополнительное образование. 2004. № 8. С. 24-29.
7. Дидактика высшей школы: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unn.ru/dooks/met_files/ didaktiks.pdf (дата обращения 21.12.2014).
8. Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д: Легион, 2014. 96 с.
9. Ляпин Е.С. Алгебра и теория чисел. М.: Просвещение, 1974. 383 с.
10. Мохина Т.В., Нестерова Л.Ю. Теория чисел: Учеб. пособие. Арзамас: АГПИ, 2004. 104 с.
11. Целые систематические числа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stu.sernam.ru/ book_algebra.php?id=237 (дата обращения 14.01.2015).
12. Нестерова Л.Ю. , Напалков С.В. Теория чисел в примерах и задачах: Учебно-методическое пособие // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 1-1. С. 71-72.
IMPLEMENTATION OF THE PROJECT-BASED METHOD IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION WITH THE USE OF WORKBOOKS
L. Yu. Nesterova, S. V. Napalkov
Arzamas Branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The article considers the technology for implementing the project-based method in the study of mathematical disciplines in higher education institutions. The relevance and the need for undergraduate students to prepare projects is substantiated. We prove that printed workbooks are an effective means for implementing project activities.
Keywords: project-based method, activity, undergraduate students, printed workbook, technology.