Научная статья на тему 'Реализация проекта «Электронное правительство» в контексте интернетизации социально-общественных взаимоотношений'

Реализация проекта «Электронное правительство» в контексте интернетизации социально-общественных взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтова Е.В.

В рамках современных условий процесс интернетизации и информатизации достиг высоких уровней и стал наиболее востребованном в общественных, экономических, политических и социальных взаимоотношений. Проект «Электронное правительство» призван обеспечить наиболее эффективное и доступное оказание государственных и муниципальных услуг населении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонтова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта «Электронное правительство» в контексте интернетизации социально-общественных взаимоотношений»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

© Мамонтова Е.В.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В рамках современных условий процесс интернетизации и информатизации достиг высоких уровней и стал наиболее востребованном в общественных, экономических, политических и социальных взаимоотношений. Проект «Электронное правительство» призван обеспечить наиболее эффективное и доступное оказание государственных и муниципальных услуг населении.

Ключевые слова электронное правительство, интернетизация, информатизация, локальные сети.

В период развития общественно-экономических и политических взаимоотношений услуги становились одним из необходимых факторов, влияющих на возможность получение и развитие информационных, технологических, социальных и иных составляющих.

В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы жизнедеятельности человека и сформировал четкую линию на интенсивность развития информационных и технологических составляющих.

Интернет стал неотъемлемым составляющим современной жизни, и в рамках него формируются дополнительные аспекты общественных взаимоотношений, среди которых электронные государственные услуги и реализация проекта «Электронное правительство».

Реализации проекта «Электронное правительство» в первую очередь следует сказать о таком аспекте как интенсификация процесса интернетизации различных отраслей экономики.

Следует сказать, что в современных условиях, когда происходит интенсивный переход к информационному обществу, система образования имеет стабильную тенденцию роста использования глобальных информационных систем и сети Интернета.

Так на основании данных опубликованных Федеральной службой государственной статистики РФ, можно сделать вывод, что системы высшего образования демонстрирует устойчивый рост использования глобальной информационной сети и Интернета, а так же имеет наибольшее значение в

* Заведующий лабораторией кафедры Систем управления и экономики энергетики.

сравнении с другими показателями социально-экономического развития общества.

В первую очередь, приступая к анализу, следует сказать, что под глобальной информационной сетью следует понимать огромное число абонентских пунктов, с существующих в них специальных компьютерных узлов связи, осуществляющих деятельность круглосуточно.

Таблица 1

Удельный вес организаций, использовавших глобальные информационные сети по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида экономической деятельности) [1]

Организации использовавшие

глобальные информационные сети из них сеть Интернет

2008 2009 2010 2011 2012 2008 2009 2010 2011 2012

Всего 74,7 79,3 83,4 85,6 87,5 73,7 78,3 82,4 84,8 86,9

Добыча полезных ископаемых 90,1 89,5 91,0 91,8 91,3 89,6 88,7 90,4 91,2 91,1

Обрабатывающие производства 88,9 91,7 93,5 94,3 94,9 88,6 91,4 93,2 93,9 94,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 67,9 73,3 77,4 82,4 85,1 67,7 73,2 77,1 82,0 84,7

Строительство 87,4 90,1 92,2 92,5 92,1 86,5 89,5 91,5 91,8 91,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт ТС, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 80,7 84,2 88,1 89,0 90,4 80,3 83,7 87,5 88,6 90,1

Деятельность гостиниц и ресторанов 66,9 72,7 78,0 80,5 84,0 66,5 72,2 77,7 80,3 83,8

Транспорт и связь 83,6 87,0 89,4 89,3 90,0 78,3 81,2 82,9 82,7 84,3

из них связь 97,2 95,7 95,4 96,2 95,8 95,8 93,8 93,8 94,7 93,9

Финансовая деятельность 91,5 92,5 93,7 94,5 95,2 90,9 91,9 93,5 93,9 95,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 72,3 75,2 77,3 79,2 79,9 72,1 74,9 77,0 78,8 79,6

из них научные исследования и разработки 91,8 94,3 94,6 94,7 95,4 91,7 94,2 94,5 94,7 95,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 69,2 77,3 84,9 88,6 91,4 67,3 75,6 83,2 87,6 90,8

Высшее профессиональное образование 94,7 96,2 97,2 97,6 98,1 94,6 96,2 97,1 97,6 98,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 85,1 89,9 93,2 94,5 96,0 84,6 89,5 93,0 94,4 95,9

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 47,8 51,5 57,1 62,8 69,5 47,5 51,2 56,7 62,6 69,3

Другие виды деятельности 76,4 83,7 89,2 90,3 91,7 76,2 83,7 89,1 90,2 91,7

Сравнить показатель использования глобальной информационной сети между различными участниками социально-экономических взаимоотношений, возможно в сравнительной диаграмме, представленной на рис. 1.

На основании данных табл. 1 и рис. 1 можно сделать вывод, что использование глобальной информационной сети по данным, на конец 2012 года преобладают учреждения высшего профессионального образования, их доля в общем показателе составляет 8 %, наименьший показатель использования глобальной информационной сети у организаций, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 6 %.

□Добыча полезных ископаемых □Обрабатывающие производства

□Производство и распределение электроэнергии, газа и воды □Строительство

□Оптовая и розничная торговля; ремонт ТС, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования □Деятельно сть гостиниц и рестор анов □Транспорт и связь □Финансовая деятельность

■Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

□Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

□Высшее пр о фессионально е о бразование

□Здравоохранение и предоставление социальных услуг

□Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

□Другие виды деятельности

Рис. 1. Долевое соотношение организаций (учреждений), использующих глобальную информационную сеть (по состоянию на 31.12.2012 г.)

Таблица 2

Удельный вес организаций, имевших Web-сайт по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего вида экономической деятельности) [1]

Организации, имевшие Web-сайт

2008 2009 2010 2011 2012

Всего 22,8 24,1 28,5 33,0 37,8

Добыча полезных ископаемых 26,2 24,8 27,9 30,0 33,2

Обрабатывающие производства 44,8 46,1 50,8 53,3 56,5

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 14,9 17,2 24,0 29,2 33,8

Строительство 25,5 27,5 31,2 34,3 37,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 27,3 29,1 35,7 35,5 39,5

Деятельность гостиниц и ресторанов 23,8 25,0 28,5 31,5 35,3

Транспорт и связь 26,1 27,3 30,8 32,3 35,4

из них связь 61,7 60,2 62,5 65,7 65,1

Финансовая деятельность 53,6 52,2 54,9 57,2 61,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 23,3 23,2 26,4 29,1 30,6

из них научные исследования и разработки 59,9 60,5 63,7 64,8 67,9

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 16,6 19,2 24,6 30,5 37,5

Высшее профессиональное образование 70,6 74,3 77,2 79,1 83,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11,6 12,8 18,1 31,6 41,0

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 12,8 12,6 14,9 18,6 23,3

Другие виды деятельности 7,5 6,5 8,2 10,7 14,1

Наряду с выше представленной информацией, актуальным становится исследование вопроса о динамики использования Web-сайтов организациями различного социально-экономической деятельности.

Только за последние 5 лет, число организаций высшего профессионального образования используемых Web-сайты выросло на 17,8 %, при этом, только за последний год процент учреждений ВПО использующих Web-сайты в своей деятельности вырос на 5,2 %.

В целом для начала сравним долевое соотношение организаций, имевших Web-сайт по видам экономической деятельности за 2012 год (данные табл. 2).

На основании данных табл. 4, можно сделать вывод, что система высшего профессионального образования имеет самое большой показатель по использованию web-сайтов в своей деятельности - 14 %. При этом самым минимальным значением являются организации, занимающие иными видами деятельности не вошедшими в указанные экономические группы - 2 %. В целом долевое распределение организаций, имевших Web-сайтов по видам экономической деятельности представлено на рис. 2.

□Добыча полезных ископаемых

□ Обрабатывающие производства

□Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

□ Стр оительство

□ Оптовая и розничная торговля; ремонт ТС, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования □Деятельность гостиниц и ресторанов

□ Транспорт и связь

□ Финансовая деятельность

□ Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг □Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование □Высшее профессиональное образование

□ Здравоохранение и предоставление социальных услуг □Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта □Другие виды деятельности

6,3%

.6,6%

6,2%

Рис. 2. Долевое соотношение организаций (учреждений) по видам экономической деятельности, имеющих Web-сайты (по состоянию на 31.12.2012 г.)

Говоря о развития использования глобальной информационной сети, Интернета и web-сайтов, стоит остановиться на таком аспекте, как готовность учреждений государственной, муниципальной и иных ведом к реализации стратегически важного аспекта процесса информатизации, в частности проекта «Электронное правительство»

Анализируя основные этапы реализации проекта «Электронного правительства», в первую очередь следует сказать, о таких аспектах, как популярные услуги портала, принцип работы портала государственных услуг и услуги online. После анализа данные аспектов следует рассмотреть динамику реализации самого проекта.

Итак, ежедневно портал государственных услуг упрощает взаимодействие граждан с государством, делает его более простым и приятным.

Популярные услуги

Наиболее популярными являются услуги:

- проверки штрафов (ГИБДД);

- оформления заграничного паспорта (ФМС);

- проверки состояния лицевого счёта в системе пенсионного страхования (ПФР);

- проверки наличия налоговых задолженностей (ФНС);

- приёма налоговой декларации на доходы физических лиц (ФНС) и другие.

Принцип работы портала государственных услуг Регистрация

Регистрация и аутентификация на портале может быть осуществлена несколькими способами:

- с получением пароля посредством заказного письма, отправленного «Почтой России»;

- по USB-ключу или смарт-карте, выдаваемых при личном визите в центр продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком»;

- с помощью приобретения квалифицированного сертификата и средства электронной подписи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с помощью универсальной электронной карты [2].

При любом способе получения доступа к порталу пользователь проходит аутентификацию и подтверждает свою личность, после чего получает доступ к своей персональной информации.

Получение услуг онлайн

На портале в данный момент доступны в электронном виде 511 услуг. Это означает, что услуга полностью, включая получение результатов, осуществляется через интернет. Для её получения не требуется бумажных но-

сителей (документов, справок, заявлений и так далее) и личного присутствия гражданина в ведомстве, оказывающем услугу [2].

Типовой алгоритм получения услуги в электронном виде таков:

1. авторизация на портале;

2. поиск услуги по ведомству / категории / жизненной ситуации / популярности или с помощью полнотекстового поиска;

3. получение детального описания услуги;

4. заполнение анкеты персональными данными, требующимися для получения услуги;

5. получение информации о статусе рассмотрения заявки;

6. оплата пошлины / штрафа / задолженности, связанных с получаемой услугой;

7. получение справочной информации, подразумевающейся получаемой услугой.

Набор и порядок требующихся действий для получения услуг в электронном виде зависит от их типа и может различаться для различных услуг.

Далее приступим к анализу основных показателей реализации программы.

В первую очередь рассмотрим готовность органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг.

Таблица 3

Готовность органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг [1]

Единица измерения 2010 2011 2012

1 Доля ОГВ и ОМС, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС - всего процент 86,8 90,5 93,0

из них на скорости 256 Кбит /сек и выше 55,2 64,3 80,0

2 Доля ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС процент 22,4 24,4 45,7

На основании данных табл. 3, видно, что доля органов государственной власти (далее ОГВ) и органом местного самоуправления (далее ОМС) использующих в своей деятельности Интернет выросла на 7,14 % за последние 3 года проводимого мониторинга.

При этом следует сказать и о скоростном доступе к Интернету, так за последние 3 года доля ОГВ и ОМС, имевших скорость передачи данных через Интернет не менее 2 Мбит/сек выросла в 2,04 раза

Далее в рамках анализа рассмотрим специфику использования информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в деятельности ОГВ и ОМС.

Таблица 4

Использование ИКТ в деятельности ОГВ и ОМС [1]

Единица измерения 2010 2011 2012

1 Доля ОГВ и ОМС, использовавших в отчётном году: процент

- локальные вычислительные сети (ЛВС) 72,7 76,7 77,5

- электронную почту 87,4 89,4 91,7

- выделенные каналы связи 33,3 34,8 35,6

- Интранет 11,8 15,5 13,4

- Экстранет 4,6 5,7 5,9

- средства электронной цифровой подписи 74,5 83,2 84,4

- специальные программные средства для предоставления доступа к базам данных организации через глобальные информационные сети, включая Интернет 29,4 31,5 33,5

- системы электронного документооборота - 72,7 72,4

- автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена - 36,9 27,9

2 Доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых заказов: процент

- количество торгов 25,0 80,5 92,8

- стоимость заключенных контрактов 14,4 59,3 64,4

3 Доля ОГВ и ОМС, использовавших веб-сайт при оказании государственных услуг, в общем числе обследованных организаций ОГВ И ОМС процент 8,2 10,6 14,0

4 Доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота процент - - 51,5

В рамках табл. 4 видно, что использования ИКТ ОГВ и ОМС имеет стабильную динамику роста, при этом, с началом мониторинга данного процесса в 2010 году, в 2011 появились новые аспекты мониторинга: система электронного документооборота и автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена.

В 2012 году в мониторинге появляется такой аспект как, доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота.

Возвращаясь же к главному аспекту, представляющему интерес в рамках данной работы, следует сказать, что за 3 года мониторинга доля ОГВ и ОМС, использовавших веб-сайт при оказании государственных услуг, в общем числе обследованных организаций ОГВ И ОМС выросла на 70,7 %. Сама динамика роста представлена на рис. 3.

15 п

14

10 -

5

0

2010

2011

2012

Рис. 3. Динамика доли ОГВ и ОМС, использовавших веб-сайт при оказании государственных услуг, в общем числе обследованных организаций ОГВ И ОМС

Стоит так же отметить ряд следующих аспектов. По данным Минэко-ном развития «Доля электронных заявлений, поступивших через Единый портал в 2012 г., составила менее 2,5 % от общего количества поступивших заявлений».

Список литературы:

1. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Государственные услуги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. - Режим доступа: http://government.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.