Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД / МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОД «КЕЙС-СТАДИ» / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Светлана Станиславовна, Кирилловых Александра Александровна

В статье представлены способы реализации проблемно-поискового подхода в иноязычном образовании нелингвистического вуза с помощью таких адекватных ему методов, как метод проблемных ситуаций и метод «кейс-стади». Подчеркивается, что указанные методы создают благоприятные условия для формирования у студентов образовательных компетенций и придания им преобразующего характера, а также совершенствования субъектности обучающихся как перспективных направлений в области иноязычного высшего образования. Статья содержит конкретные примеры использования названных методов в иноязычной подготовке обучающихся, а также способы их адаптации к различным условиям образовательной среды. Так для адаптации проблемных ситуаций предлагается изменять уровень и направление проблематизации текста, заданий к нему, его языкового, речевого и смыслового содержания. Способом адаптации метода «кейс-стади» является сопровождение кейсов алгоритмом деятельности по их решению, памятками для оказания помощи студентам, содержание которых изменяется в зависимости от условий образовательной среды. Материал статьи будет интересен тем, кто изучает вопросы повышения актуальности и эффективности иноязычной подготовки в нелингвистическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куклина Светлана Станиславовна, Кирилловых Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROBLEM-SEARCH APPROACH IN THE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF NON-LINGUIST STUDENTS

The article presents ways to implement the problem-search approach in foreign language education at non-linguistic universities with the help of such adequate methods as the method of problem situations and the case study method. It is emphasized that these methods create favorable conditions for the formation of educational competencies in students giving them a transformative character, as well as improving the subjectivity of students as promising areas in the field of foreign language higher education. The article contains examples of these methods use in students’ foreign language education, as well as ways to adapt them to various conditions of the educational environment. So, in order to adapt problem situations, it is proposed to change the level and direction of the text problematization as well as tasks for it, its linguistic, speech and semantic content. The way to adapt the case study method is to accompany cases with an algorithm of activities to solve them, reminders to assist students, the content of which changes depending on the conditions of the educational environment. The material of the article will be of interest to those who study the issues of increasing the relevance and effectiveness of foreign language education at non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Куклина Светлана Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров);

преподаватель кафедры иностранных языков Кирилловых Александра Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ПОДХОДА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-

НЕЛИНГВИСТОВ

Аннотация. В статье представлены способы реализации проблемно-поискового подхода в иноязычном образовании нелингвистического вуза с помощью таких адекватных ему методов, как метод проблемных ситуаций и метод «кейс-стади». Подчеркивается, что указанные методы создают благоприятные условия для формирования у студентов образовательных компетенций и придания им преобразующего характера, а также совершенствования субъектности обучающихся как перспективных направлений в области иноязычного высшего образования. Статья содержит конкретные примеры использования названных методов в иноязычной подготовке обучающихся, а также способы их адаптации к различным условиям образовательной среды. Так для адаптации проблемных ситуаций предлагается изменять уровень и направление проблематизации текста, заданий к нему, его языкового, речевого и смыслового содержания. Способом адаптации метода «кейс-стади» является сопровождение кейсов алгоритмом деятельности по их решению, памятками для оказания помощи студентам, содержание которых изменяется в зависимости от условий образовательной среды. Материал статьи будет интересен тем, кто изучает вопросы повышения актуальности и эффективности иноязычной подготовки в нелингвистическом вузе.

Ключевые слова: проблемно-поисковый подход, метод проблемных ситуаций, метод «кейс-стади», проблематизация, профессиональная направленность, иноязычное образование, нелингвистический вуз.

Anmtation. The article presents ways to implement the problem-search approach in foreign language education at non-linguistic universities with the help of such adequate methods as the method of problem situations and the case study method. It is emphasized that these methods create favorable conditions for the formation of educational competencies in students giving them a transformative character, as well as improving the subjectivity of students as promising areas in the field of foreign language higher education. The article contains examples of these methods use in students' foreign language education, as well as ways to adapt them to various conditions of the educational environment. So, in order to adapt problem situations, it is proposed to change the level and direction of the text problematization as well as tasks for it, its linguistic, speech and semantic content. The way to adapt the case study method is to accompany cases with an algorithm of activities to solve them, reminders to assist students, the content of which changes depending on the conditions of the educational environment. The material of the article will be of interest to those who study the issues of increasing the relevance and effectiveness of foreign language education at non-linguistic universities.

Key words: problem-search approach, method of problem situations, case study method, problematization, professional orientation, foreign language education, non-linguistic university.

Введение. Согласно проекту «Форсайт Компетенций - 2030» перспективы развития высшего образования на период до 2030 связаны с формированием так называемых «преобразующих» компетенций, обеспечивающих способность обучающихся отвечать вызовам современности. К таковым относятся: создание новых ценностей (способность к адаптации, творческое мышление, открытость новому), разрешение проблем и противоречий (акцептирование альтернативных идей и взглядов), принятие ответственности (способность к саморегуляции). Подчеркивается также роль самостоятельности обучающихся при формировании данных компетенций как одного из ключевых факторов достижения образовательных успехов и перехода на уровень самообразования и самосовершенствования [13].

Более быстрому переходу на уровень самообразования служит и дальнейшее совершенствование субъектности обучающихся, предполагающей выстраивание таких взаимоотношений между преподавателями и студентами, при которых они рассматриваются как «равноактивные и равноответственные» участники образовательного процесса [8]. В этом случае обучающиеся выступают «носителями активности, индивидуального, субъектного опыта», понимают и принимают свою профессиональную позицию, развивают самостоятельность, инициативность, ответственность и ассертивность, творческую активность, стремятся к профессиональному самосовершенствованию и раскрытию своего потенциала [9].

В связи с чем, в иноязычном образовании, при существующем многообразии технологий и методов обучения, возникает проблема отбора наиболее эффективных из них, а именно тех, которые способны давать устойчиво положительные результаты иноязычной подготовки в разных условиях образовательной среды, обеспечивать совершенствование субъектности обучающихся и формирование у них преобразующих компетенций. Ее решение в нашем исследовании осуществляется с позиций проблемно-поискового подхода, как наиболее адекватного для реализации требований современного общества. Объясняется это тем, что данный подход сочетает в себе субъект-субъектное взаимодействие, деятельность (в том числе самостоятельную квазипрофессиональную и профессиональную) и общение, тем самым создавая благоприятные условия для одновременного формирования у студентов всей совокупности образовательных компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) и придания им «преобразующего» характера. Поэтому в данной статье мы поставили перед собой задачу показать, каким образом возможно адаптировать реализующие данный подход проблемно-поисковые методы к условиям иноязычной подготовки обучающихся нелингвистического вуза.

Изложение основного материала статьи. Проблемно-поисковый подход, который начал разрабатываться в 70-е гг. прошлого века, опирается на идею активного использования познавательной и творческой активности обучающихся, стимулируемых путем включения в образовательный процесс проблемных ситуаций [14]. В рамках данного подхода исследователи занимались рассмотрением вопросов, связанных с: а) общими теоретическими положениями проблемного обучения (И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, В. Оконь, В.Д. Путилин и др.); б) проблемной задачей и проблемной ситуацией (П.П. Блонский, А.А. Вербицкий, Дж. Дьюи, И.А. Зимняя, Е.В. Ковалевская, Л.И. Колесник, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин и др.); в) проблематизацией в иноязычном образовании (И.А. Зимняя, Е.В. Ковалевская, Л.И. Колесник, Г.М. Махутова, Н.Н. Осипова и др.); г) проблемным обучением в области иноязычного

образования в лингвистическом (Е.В. Ковалевская, Л.О. Свирина, Л.А. Чубарова и др.) и нелингвистическом вузах (В.Ф. Аитов, О.С. Виноградова, Л.И. Колесник, С.П. Микитченко, Т.С. Серова, Н.В. Самсонова, Е.И. Федотовская и др.).

Вместе с тем в перечисленных исследованиях (П.П. Блонский, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др.) неоднократно подчеркивалась мысль, что создание проблемных ситуаций представляет собой значительное педагогическое затруднение, и их применение в образовательном процессе требует тщательной подготовки. Особенно это важно для занятий по иностранному языку в нелингвистическом вузе, где иноязычная подготовка согласно учебным планам по большинству направлений подготовки осуществляется преимущественно на первом, втором курсах, а уровень владения иностранным языком и мотивация к его изучению относительно невысоки. В виду этого практическое использование проблемных ситуаций в иноязычном образовании нелингвистического вуза реализуется не в полной мере. Кроме того недооценивается их потенциал в моделировании квазипрофессиональной и профессиональной деятельности будущих специалистов, отражающих условия, отношения и содержание приобретаемой профессии [2, С. 29]. Такая ситуация побудила нас обратиться к методам, которые, с одной стороны, наиболее полно воплощают идеи проблемно-поискового подхода, а с другой, создают условия для моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся. Таковыми являются метод проблемных ситуаций и метод «кейс-стади», процесс адаптации которых к условиям иноязычной подготовки в медицинском вузе будет показан ниже.

Метод проблемных ситуаций в иноязычном образовании подразумевает включение студентов в процесс самостоятельного решения речемыслительных задач средствами иностранного языка в проблемных ситуациях. Конфронтация с проблемной ситуацией приводит к когнитивному диссонансу [19, С. 30], который побуждает обучающихся к поиску новых знаний, навыков и умений, а также к творческой активности на пути ее обязательного разрешения для достижения искомого образовательного результата. При этом важно, что такая ситуация воспринимается как личностно значимая, что, несомненно, приводит к увеличению уровня мотивации, которая в этом случае осознается как внутренняя [4, С. 234].

Е.В. Ковалевская и ее коллеги пишут, что создание проблемной ситуации обеспечивается путем проблематизации компонентов иноязычного учебного процесса. Под проблематизацией понимается «механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в проблемной задаче» [6, С. 129]. В зависимости от того, какой компонент этого процесса подвергается проблематизации, выделяют следующие ее уровни:

■ I уровень характеризуется проблематизацией содержания (выражается через проблематизацию текста).

■ II уровень подразумевает проблематизацию учебного процесса (обеспечивается проблематизацией задания).

■ III уровень включает одновременную проблематизацию текста и заданий к нему [15], [6], [7].

На первом уровне проблематизация текста осуществляется через проблематизацию: а) заголовка; б) отдельных смысловых блоков текста; в) заголовка и отдельных смысловых блоков текста [10, С. 126]. Проблемная форма заголовка может достигаться путем придания ему вопросительной формы, включения в заголовок противоречия / альтернативы / «цепляющих» слов, фраз, его конкретизацией и т.д. Проблематизации смысловых блоков в тексте служат такие приемы, как: а) добавление в текст проблемного/ых вопроса/ов; б) предшествование смысловому блоку вопроса, направленного на вероятностное прогнозирование содержания этого блока; в) добавление в текст дополнительной информации для создания эффекта ее избыточности; г) удаление из текста части информации для создания эффекта ее недостаточности; д) изменение последовательности смысловых блоков; е) повтор в тексте смыслового блока или его части [10, С. 127-128], [7, С. 14].

В таблице 1 представим вариант проблематизации текста для обучающихся первого курса направления подготовки 31.05.01 Лечебное дело путем изменения его заголовка, а также добавления в текст дополнительной информации и проблемных вопросов.

Таблица 1

Пример проблематизации текста

Antibiotic resistance

The deployment of antibiotics over the course of the 20th century has rendered many previously dangerous diseases easily treatable. But today, more and more of our antibiotics are becoming less effective. The reason lies in Darwin's theory of natural selection. Just like any other organisms, individual bacteria can undergo random mutations. Many of these mutations are harmful or useless, but every now and then, one comes along that gives its organism an edge in survival. And for a bacterium, a mutation making it resistant to a certain antibiotic gives quite the

Antibiotics: behind the scenes

Some bacteria have become resistant to all currently available antibiotics. How did we get into this situation?

The deployment of antibiotics over the course of the 20th century has rendered many previously dangerous diseases easily treatable. But today, more and more of our antibiotics are becoming less effective. Did anything go wrong to make them stop working? The problem is not with the antibiotics but the bacteria they were made to fight with. The reason lies in Darwin's theory of natural selection. Just like any other organisms, individual bacteria can undergo random mutations. Many of these mutations are harmful or useless, but every now and then, one comes along that gives its organism an edge in survival. And for a bacterium, a mutation making it resistant to a certain antibiotic gives quite the edge. Over time, the resistant genes proliferate, creating entire strains of resistant super bacteria.

So the big question is how much time we have before these superbugs take over?

На уровне учебного процесса проблематизация заданий обеспечивается путем: а) изменения формулировки задания; б) добавления проблемной части; в) изменения формулировки и добавления проблемной части. В таблице 2 покажем третий отособ проблематизации заданий к тексту из таблицы 1, использовав высшую степень проблематизации, для которой характерно самостоятельное вычленение проблемы, ее решение и самоконтроль адекватности принятого решения [4, С. 236]).

Таблица 2

Пример проблематизации задания

1) What is antibiotic resistance?

2) How does antibiotic resistance occur?

1) think a while and formulate the problem presented in the text;

2) give your options on how this problem can be solved;

3) evaluate the adequacy of the proposed solution_

Приведенные примеры показывают, что при адаптации метода проблемных ситуаций к иноязычному образованию в медицинском вузе, как и в любом нелингвистическом учебном заведении, преподаватель принимает во внимание условия образовательной среды. Так, проблемным ситуациям придается профессионально ориентированный характер, и тем самым обучающиеся включаются в квазипрофессиональную деятельность. Ее успех может обеспечиваться не только проблематизацией смысловой составляющей, но и языковой (неизвестны средства формирования мысли, в нашем случае профессиональная терминология), речевой (неизвестен способ формирования мысли) [14], а также степенью самостоятельности обучающихся в постановке и решении задачи (обучающийся ставит и решает задачу частично или полностью самостоятельно). Немаловажным является и то, что проблемные ситуации, заданные текстами и заданиями с высшей степенью проблематизации, целесообразно использовать на этапе развития умений или обучения иноязычному общению (Е.И. Пассов), чтобы обучающиеся смогли справиться с решением профессионально значимых проблемных задач в условиях недостаточного количества профессиональных и языковых знаний. Все это говорит в пользу варьирования содержания всех уровней проблематизации для обеспечения каждому обучающемуся оптимальных условий в достижении образовательных результатов.

Еще одним методом, реализующим положения проблемного-поискового подхода и позволяющим придать иноязычному образованию в нелингвистическом вузе профессиональную направленность, является метод «кейс-стади» или метод «анализа конкретных ситуаций». Он по своей сути близок в методу проблемных ситуаций, поскольку в центре внимания обучающихся находится реальная или условная ситуация, присущая той или иной сфере профессиональной деятельности, которая чаще всего имеет проблемный, противоречивый характер. Такая ситуация ставит студентов в условия, моделирующие профессиональную среду, и предполагает решение проблем профессионального характера посредством иностранного языка. Сам процесс представляет собой глубокое и детальное исследование заданных условий, поиск возможных вариантов решения проблемы, критериев их оценки для нахождения оптимального решения, установление деловых взаимоотношений и взаимодействий между участниками, принятие коллективных решений [11, С. 211].

Метод кейс-стади предполагает разработку «единого информационного комплекса или кейса» [5, С. 15], имеющего такую структурную модель: сюжетная, информационная и методическая части (А.И. Бондарчук и Г.А. Пичугина) [1]. Работа с ним осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

Алгоритм работы с кейсом:

1. Знакомство с проблемной ситуацией.

2. Вычленение проблемы / формулировка представленной в кейсе проблемы.

3. Оценка достаточности / недостаточности имеющейся информации для решения проблемы.

4. Поиск недостающей информации.

5. Поиск возможного/ых решения/ий проблемы.

6. Формулирование решения.

7. Представление возможного/ых решения/ий в группе.

8. Оценка адекватности предложенного/ых решения/ий группой.

9. Самооценка деятельности по решению кейса.

Способом адаптации метода кейс-стади к условиям иноязычной подготовки в нелингвистическом вузе является включение в методическую часть кейса алгоритма деятельности обучающихся по его решению, памяток, руководств и иных средств методической помощи студентам. Приведем пример кейса принятия решения для обучающихся первого курса направления подготовки 31.05.01 Лечебное дело:

Сюжетная часть: You are a doctor. Your patient is Nick (58, smoker).

His complaints: mild chest pain. The patient says: "Well, I don't really have chest pain. I have a discomfort, it's more like pressing. I wouldn't call it chest pain; I would describe it more as a bad ache".

Информационная часть:

Physical examination has revealed: high blood pressure, increased respiratory rate and heart rate, irregular pulse.

Методическая часть:

• analyze this case and make a supposition about the possible diagnosis of the patient;

• decide whether the information provided is sufficient to make a diagnosis. Give other diagnostic tests or examinations if necessary;

• determine what treatment can be prescribed to the patient;

• what other recommendations can you give the patient;

• evaluate your progress in the case solution using the following chart:

easy helpful

difficult interfering

Conclusion:

Особое внимание в методической части кейса уделяется созданию условий для самооценки обучающимися собственной деятельности по решению кейса. Ее успех обеспечивается достаточной развитостью умений самооценки, которые обусловливают субъектность иноязычного образования и способность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию. Лист оценки не включает оценку корректности полученного результата, акцент смещен с продукта на деятельность по решению кейса [18, С. 72]. Это является характерной чертой метода «кейс-стади», поскольку кейс всегда предполагает некую свободу своего решения. Обучающиеся предлагают свой вариант его решения, и таких вариантов может быть несколько. Сложность заключается в аргументации предложенного решения средствами иностранного языка, преодолеть которую помогают памятки.

Памятка студентам по решению кейса (полный вариант):

1. Для представления ситуации в группе Вы можете использовать следующие выражения: My patient is ... He is ... years old. He/she has the following complaints. The results ofphysical examination are ...

2. Для формулирования предположения о диагнозе используйте выражения: I suppose / think, the patient has ...; the patient must (высокая степень уверенности) / may (средняя степень уверенности) / might (слабая степень уверенности) have ...; the presumed diagnosis is ...

3. Подумайте о необходимости назначения Вашему пациенту дополнительных анализов/диагностики. Вспомните основные средства диагностики: x-ray, CT scan, blood tests (CBC (complete blood count), FBC (full blood count)), urine tests, stool test, sputum test, biopsy, MRI, ultrasound, densitometry, ECG (electrocardiogram), EEG (electroencephalogram), etc.

4. Формулирование возможного лечения пациенту можно начать так: The treatment may include ... . Вспомните основные группы препаратов: analgesics (painkillers), anaesthetics, anticoagulants, antiemetics, antihistamines, antihypertensive drugs, antiinflammatory drugs, anti-infective drugs, etc.

5. При формулировании общих рекомендаций пациенту обратите внимание на использование модального глагола should. Начните предложение следующим образом: The patient should ... (drink more water, keep bed, eat more fruit and vegetable, etc).

6. При обсуждении в группе адекватности предложенного решения, аргументируйте свою точку зрения, при необходимости скорректируйте Ваше решение. При этом вы можете использовать следующие формулировки: I think the presumed diagnosis is correct / incorrect, because ...; based on (complaints, symptoms, results of physical examination) it can be argued that the patient has ...

7. Используя лист самооценки, проанализируйте ход и результат решения кейса: making a diagnosis it was easy / difficult / helpful / interfering ...; prescribing the treatment it was easy / difficult / helpful / interfering ...; I found the solution myself. Solving the case I used help of teacher / group-mates. I assess my work . . I achieved my goal. I was active. I can find a solution to such cases in my future professional activities.

Сопровождение кейса подобной памяткой увеличивает его адаптивность к образовательной среде, например, к уровню владения иностранным языком, а также дополнительно способствует развитию самостоятельности обучающихся в иноязычном и профессиональном образовании. В зависимости от условий среды представленный кейс может сопровождаться как полным вариантом памятки, так и сокращенным, из которого исключены вводные фразы, выражения и дополнительный лексический материал.

Не менее значимым для результативности метода кейс-стади является организация совместной деятельности обучающихся по решению кейса, поскольку именно в группе они получают опыт анализа проблемной ситуации во взаимодействии с коллегами, обсуждения сгенерированных идей и оценивания принятых решений. Подобная организация работы с кейсом способствует развитию не только умений сотрудничества, но и усиливает интеракционный характер иноязычной подготовки.

Выводы. В заключении еще раз подчеркнем, что реализация проблемно-поисковых методов в иноязычном образовании по нелингвистическим направлениям подготовки вносит вклад в формирование всех образовательных компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) и придание им «преобразующего» характера. Являясь одним из основных факторов изменения мотивационных структур, проблематизация образовательного процесса повышает творческую и познавательную активность обучающихся, ориентирует на совершенствование их субъектности и становление образовательной автономии. Смещение акцента на процесс поиска решения и аргументирования его адекватности в ходе группового взаимодействия способствуют развитию аналитических способностей, навыков аргументации, разрешения противоречий, способности к принятию решений и сотрудничеству. Высокая способность проблемно-поисковых методов моделировать квазипрофессиональную и профессиональную деятельность делает эти методы особенно привлекательными для профессионально ориентированного иноязычного образования. Поэтому при соответствующей адаптации проблемно-поисковые методы могут найти широкое применение в практике преподавания и изучения иностранного языка в нелингвистическом вузе.

Литература:

1. Бондарчук, А.И. Кейс-технология на уроках химии как средство достижения метапредметных и личностных результатов обучения / А.И. Бондарчук, Г.А. Пичугина // Сборник научных статей. - 2018. - №20. - С. 80-82.

2. Вербицкий, А.А. Контекстное образование в контексте истории педагогической мысли / А.А. Вербицкий // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Курск, 18-19 июня 2019 года. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - С. 26-29.

3. Гончарова, Н.А. История возникновения и основные тенденции развития метода case-study в отечественном иноязычном образовании: теоретический аспект проблемы исследования / Н.А. Гончарова, Н.В. Хаусманн-Ушкова // Вестник ТГУ. - 2021. - № 195. - С. 131-138.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 3-е издание, пересмотренное / И.А. Зимняя. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с.

5. Клюева, М.И. Коммуникативно-познавательные кейсы как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся в вузе по направлению подготовки «туризм» (бакалавриат): автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Клюева Марина Игоревна. - Нижний Новгород, 2016. - 27 с.

6. Ковалевская, Е.В. Проблематизация в обучении иностранным языкам (на материале обучения чтению и аудированию) / Е.В. Ковалевская, Л.И. Колесник, Н.Н. Осипова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - №1. -URL: http://mirnauki.com/PDF/34PDMN116 (дата обращения: 17.07.2022).

7. Колесник, Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Людмила Ивановна. - Нижневартовск, 2004. - 24 с.

8. Куклина, С.С. Организация сотрудничества участников иноязычного образовательного процесса / С.С. Куклина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-6. - С. 188-194.

9. Манакова, М.В. Психологические особенности субъектности студентов в период обучения в педагогическом вузе / М.В. Манакова // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве: сборник статей по итогам пятой международной научной конференции / под редакцией Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. -Санкт-Петербург, 2019. - С. 228-237.

10. Скворцов, А.В. Проблематизация учебного текста как средство развития творческого мышления бакалавров / А.В. Скворцов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - №3 (64). - С. 125-130.

11. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.

12. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https://fgos.ru (дата обращения: 17.07.2022).

13. «Форсайт Компетенций - 2030» Сколково. - URL: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/konf_files/andryuhina.pdf (дата обращения: 17.07.2022).

14. Хруненкова, М.Л. Проблемно-поисковый подход в обучении иностранному языку в техническом вузе / М.Л. Хруненкова, О.Л. Колоницкая // Вестник Института образования человека. - 2013. - № 1. - С. 15.

15. Чибаков, А.С. О проблематизации в профессиональном обучении квалифицированных рабочих, служащих и специалистов как факторе формирования опыта аргументированного принятия решений / А.С. Чибаков // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 4. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/44PDMN416.pdf (дата обращения: 15.07.2022).

16. Anastassiou, F. English as a Foreign Language: Perspectives on Teaching, Multilingualism and Interculturalism / F Anastassiou. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2020. - 297 р.

17. Kryachkov, D.A. The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages / D.A. Kryachkov, E.B. Yastrebova, O.A. Kravtsova. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2015. - 334 р.

18. Linthout, G. Handlungsorientierter Fremdsprachenunterricht: Ein Trainingsprogramm zur Kompetenzentwicklung für den Beruf / G. Linthout. - Amsterdam: Rodopi, 2004. - 188 p.

19. Lopes, A. New Trends in Foreign Language Teaching: Methods, Evaluation and Innovation / A. Lopes, R.R. Cecilia. -Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019. - 320 р.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37:001.12/.18

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Куликова Людмила Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); магистрант кафедры общей и социальной педагогики Иванова Юлия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул)

ПРОПЕДЕВТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснована необходимость довузовской профессиональной подготовки будущих педагогов. Поставлена проблема пропедевтики психолого-педагогической, методической, предметной подготовки старших школьников в психолого-педагогических классах. Цель статьи - выявить и изучить педагогическую подготовку старших школьников как инновационный процесс в системе общего образования. Раскрывается характеристика содержания пропедевтического курса «Открой в себе педагога». В заключении обобщается основное содержание проблемы пропедевтики психолого-педагогической подготовки школьников с акцентом на перспективные линии возможного направления научного поиска исследуемой проблематики. Статья подготовлена на основе результатов фундаментального исследования на тему «Анализ инновационных процессов развития системы общего образования, научная и методологическая поддержка» государственного задания Министерства Просвещения РФ № 073-00037-21-01.

Ключевые слова: пропедевтика, психолого-педагогический класс, предметная подготовка, психолого-педагогическая подготовка, инновационный процесс, развитие общего образования.

Annоtation. The article substantiates the need for pre-university professional training of future teachers. The problem of propaedeutics of psychological and pedagogical, methodical, subject training of senior schoolchildren in psychological and pedagogical classes is posed. The purpose of the article is to identify and systematize various approaches to the pedagogical training of older students as an innovative process in the system of general education. The characteristic of the content of the propaedeutic course "Discover the teacher in yourself" is revealed. In conclusion, the main content of the problem of propaedeutics of the psychological and pedagogical training of schoolchildren is summarized with an emphasis on promising lines of a possible direction for the scientific search for the problem under study. The article was prepared based on the results of the research «Analysis of innovative processes in the development of the general education system: scholarly and methodological support», state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00037-21-01.

Key words: integration, psychological and pedagogical class, subject training, psychological and pedagogical training, future teachers.

Введение. Успех преобразований в обществе во многом зависит от уровня общей образованности и профессиональной компетентности педагога. Перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и возможности ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии. От эффективности профориентационной работы будет зависеть, какой выбор сделает абитуриент при поступлении в ВУЗ. Будет ли его выбор педагогической профессии «по воле случая» или же профессионально-ориентированным. В данном случае имеет место быть «обратно-пропорционная» зависимость: чем больше недостаточно мотивированных абитуриентов и студентов на стадии начального обучения, тем меньше оказывается на выходе из системы педагогического образования выпускников, которые стремятся к педагогической деятельности [2].

Одной из важнейшей инновационной тенденции системы общего образования является развитие педагогических классов и подготовки будущих учителей. Министр просвещения С.С. Кравцов в ходе заседания Комитета Госдумы по образованию и науке 23.03.2021 отметил, что «Минпросвещения уделяет большое внимание подготовке кадров в педвузах и институтах повышения квалификации. Решению этой задачи будет способствовать и создание со следующего учебного года 5 тысяч профильных педагогических классов на базе школ». По его инициативе было в России с текущего учебного года открыто5000 профильных педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи.

На законодательном уровне подчеркивается необходимость данного инновационного процесса развития системы общего образования и подготовки будущих учителей к инновациям в образовании., таких, как «ФГОС общего образования», «ФГОС ВО», «Профессиональный стандарт педагога», «Национальная система учительского роста» и др. Новые требования и нормы к подготовке будущих педагогов возникают в связи с современными реалиями [5]: новая трудовая реальность; изменение понятия педагогической профессии, современное детство, многообразие (культурное, языковое, информационное, коммуникационное, технологическое, возрастное). Многоаспектная научная картина инновационных процессов в образовании исходит из того, что должна включать мега-, макро-, мезо-, микроуровни [3; С. 175].

Важность допрофессиональной подготовки будущих педагогов в формировании общей готовности к педагогической деятельности доказана рядом исследований, где рассматриваются теоретические аспекты довузовской педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.