Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 33. Eurasian advocacy. 2023;(6(65)):33.
Актуальные проблемы адвокатской практики
Научная статья УДК 343.9
doi 10.52068/2304-9839_2023_65_6_33
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РАЗУМНОСТИ И ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ ПЕРЕГУДОВА Вероника Владимировна
Магистрант юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 38, Российская Федерация
Аннотация: Понятия разумности и добросовестности очень подробно рассматриваются в нескольких положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Существует несколько факторов, которые способствуют интересу к научным и прикладным исследованиям концепций разумности и добросовестности. Судебная практика в России показывает, что судьи, разрешая дела, руководствуются принципами разумности и добросовестности. Они стремятся к разумности и справедливости, учитывая интересы обеих сторон. Однако основой их решений является Гражданский кодекс. В случаях, когда Кодекс неоднозначен, судьи имеют право толковать его положения и принимать решения, учитывая вышеупомянутые принципы. Таким образом, судебная практика России сочетает добросовестность и разумность, предоставляя возможность применять закон в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.
Ключевые слова: концепция разумности и добросовестности, добросовестность приобретателя Для цитирования: Перегудова В.В. Реализация принципов разумности и добросовестности в гражданском праве // Евразийская адвокатура. 2023. № 6 (65). С. 33. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_33
Actual Problems of Advocacy Practice
Original article
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF REASONABLENESS AND GOOD FAITH IN CIVIL LAW PEREGUDOVA Veronika Vladimirovna
Magistrature Student of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation 105187, Moscow, Shcherbakovskaya str., 38, Russian FederationAnnotation
Abstract: The concepts of reasonableness and good faith are discussed in great detail in several provisions of the Civil Code of the Russian Federation. There are several factors that contribute to the interest in scientific and applied research of the concepts of reasonableness and integrity. Judicial practice in Russia shows that judges, when resolving cases, are guided by the principles of reasonableness and good faith. They strive for reasonableness and justice, taking into account the interests of both sides. However, the basis of their decisions is the Civil Code. In cases where the Code is not unambiguous, judges have the right to interpret its provisions and make decisions, taking into account the above-mentioned principles. Thus, the judicial practice of Russia combines good faith and reasonableness, providing an opportunity to apply the law in accordance with the specific circumstances of the case. Keywords: the concept of reasonableness and integrity, the integrity of buyers
For citation: Peregudova V.V. Implementation of the Principles of Reasonableness and Good Faith in Civil Law = Eurasian advocacy. 2023;6(65):33. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_65_6_33
В Гражданском кодексе Российской Федерации понятия разумности и добросовестности обозначаются как «принципы-презумпции», что является более точным термином. Однако если принципы разумности и добросовестности применимы ко всем аспектам гражданского права, то соответствующие презумпции применимы только к ситуациям, которые конкретно изложены в зако-
не. Отсутствие необоснованных подозрений и порицаний в гражданско-правовых взаимодействиях в значительной степени объясняется презумпцией разумности и добросовестности, которые служат защитой прав участников гражданских правоотношений и способствуют этому отсутствию [12].
Чтобы точно измерить сущность добросовестности, необходимо учитывать субъективные и
© Перегудова В.В. 2023 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).
объективные компоненты. Понятие добросовестности справедливо рассматривается не только как субъективная категория («знал-не знал»), но и как поведение обычного, нормального, среднестатистического (добросовестного) контрагента по выполнению условий контракта, обязательства [12]. Этот объективный критерий основан на обычном, нормальном, усредненном (добросовестном) выполнении контрагентами своих обязанностей.
Наряду с требованиями добросовестности и справедливости современное гражданское законодательство включает указание на то, соответствует ли поведение субъекта права понятию разумности. Стороны всегда должны действовать в соответствии с тем, что является разумным с учетом особого характера их сделки и связанных с ней обстоятельств, в частности экономических интересов и ожиданий сторон [9].
Принцип вытекает из общего стандарта добросовестности и честных деловых отношений. Его применение предполагает объективную проверку с позиции нейтрального лица («разумного человека»), обладающего всеми базовыми знаниями, которые были бы разумно доступны сторонам в ситуации, в которой они находились на момент заключения договора. Разумный человек может быть описан как вымышленный бизнесмен, обладающий и применяющий те качества внимания, знаний, интеллекта и рассудительности, которые международный бизнес требует от своих членов для защиты своих собственных интересов и интересов других. В юридических спорах суд или арбитражный суд олицетворяет разумного человека.
Принцип разумности играет очень важную роль в области гражданского и административного права. И взаимосвязь между тем и другим существовала с очень долгого времени, но то, чем администрация была раньше, не является тем, чем она является сегодня.
Должна существовать разумная связь между желаемым результатом и мерами, принятыми для достижения этой цели. Следовательно, предпринятое действие не должно быть шокирующе несоразмерным сознанию суда, и указанное действие затем может быть оспорено путем судебного пересмотра.
Наряду с добросовестностью и справедливостью, разумность является одним из терминов, относящихся к так называемым принципам оценки. Эти принципы дают сотруднику правоохранительных органов свободу действий в их интерпретации, позволяя учитывать особенности рассматриваемого события, поскольку речь идет
о расширении сущности требования разумности, а также о создании особых критериев для реализации этого понятия. Этот предмет является одной из наиболее спорных проблем в современном гражданском праве.
В последней редакции Гражданского кодекса Российской Федерации постоянно подчеркивается как разумность, так и добросовестность поведения в гражданско-правовых сделках [1]. Эти элементы поведения проявляются в различных семантических и ситуационных установках. Пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагает использовать разумность и справедливость для определения прав и обязанностей сторон, если аналогия закона не может быть использована [1]. Законодатель приравнивает рациональность и справедливость к основам гражданского права. В пункте 1 статьи 713 упоминаются экономность и благоразумие как качества действий требуемого лица. В статьях 602 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации разумность упоминается как юридическое понятие [2].
Концепция разумных сроков, разумных мер, разумных ожиданий, существа договора, обязательств, взаимоотношений и т. д. - все это термины и идеи, которые законодатель часто использует по всему тексту Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органы правопорядка постоянно оценивают правовые ситуации субъектов общественных отношений и сами эти взаимодействия на предмет соответствия действующим законам и объективным правовым стандартам, основанным на разумности и соразмерности. Правовое регулирование требует толкования оценочных понятий
Важно должным образом учитывать связь, существующую между ценностями разумности и добросовестности, которые, как было сказано ранее, часто используются в сочетании друг с другом во всем Гражданском кодексе Российской Федерации.
Принцип добросовестности может быть применен для оценки действий субъектов, а принцип разумности может быть применен для оценки других аспектов правовой реальности, которые связаны с такими действиями. Оба эти принципа могут быть применены для оценки действий субъектов (вред, затраты и т. д.) [12].
К основным характеристикам разумности и добросовестности в гражданском праве следует отнести их моральный характер (как моральную, так и правовую природу), закрепление в виде принципов и презумпций, а также пределы осущест-
EURASIAN ADVOCACY
6 (65) 2023
вления и защиты гражданских прав [12]. Считаю, что эти характеристики должны быть схожими (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) [2]. Разумность и добросовестность отражают деликатную линию поведения, которая является законной или подходящей в глазах закона между их собственными интересами и интересами других. Граница такого рода должна быть разумной серединой между конкурирующими приоритетами всех сторон, участвующих в гражданско-правовых сделках. В.И. Емельянов отметил, что грань между незаконным и законно вредным поведением определяется рациональностью и добросовестностью. Первые недостаточно эффективны, а вторые, несмотря на то, что они опасны, отвечают критериям минимально необходимой эффективности [7, с. 131].
Принцип добросовестности лежит в основе всех договорных отношений. Как минимум, это налагает обязанность не вмешиваться в выполнение самого контракта и обязательство разумно использовать любое договорное усмотрение. В коммерческом контексте разумность и добросовестность оцениваются в соответствии с отраслевой практикой и обычаями. Понимание основ добросовестности имеет важное значение для того, как действуют корпоративные и коммерческие стороны в ходе выполнения контракта. Без такой информации стороны несут значительную ответственность за нарушение договора даже в тех случаях, когда субъективное восприятие их поведения представляется приемлемым.
Согласно положениям ГК РФ, закрепленным в п. 1. ст. 10, п. 3 ст. 307, стороны обязательства обязаны вести себя добросовестно при создании обязательства, исполнении обязанности и даже после прекращения обязательства. Понятие добросовестности рассматривается в объективном значении в нормах ГК РФ.
Идея справедливости в гражданском праве включена в норму добросовестности. «Стандарт» добросовестности точно не определен, он выявляется ретроспективно судом, а не закрепляется конкретными законодательными предписаниями [10]. ВС РФ разработал общий подход к пониманию добросовестности, который указывает на то, что суды, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, должны исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота при совершении сделок, принимая во внимание права и законные интересы сторон [3].
Принцип добросовестности может рассматриваться как инструмент для легализации су-
дебного законотворчества. Кроме того, принцип добросовестности и разумности - это форма уже существующей априорной нормы. Согласно данной интерпретации, включение стандартов добросовестности в правовую систему позволяет судьям полагаться на этические принципы, придерживаясь правовых рамок. Тем не менее это не означает, что судьи вольны разрешать конкретные дела по своему усмотрению, сославшись на ст. 10 ГК РФ в качестве своих полномочий. Суд должен выработать правило, которое он счел бы необходимым применять во всех подобных случаях, включающих аналогичный сюжет, чтобы обосновать тот факт, что он, по сути, устанавливает закон, а затем применить его.
Принцип добросовестности применяется на практике при заключении контракта (реализуется право на проведение сделок). На этом этапе стороны должны сформулировать условия контракта справедливым для каждой стороны образом, обменяться офертой и акцептом и воздерживаться от недобросовестных действий в отношении контрагента, таких как обман, насилие, угрозы, сговор представителя стороны и т. д. Например, при заключении сделки с юридическим лицом, которое действует за пределами своих законных полномочий, добросовестность стороны имеет решающее значение [10].
Совокупность сделок, в которых соблюдается правило добросовестности, также может быть отнесена к мнимым и притворным сделкам. Например, пожертвование доли в договоре общей долевой собственности для оплаты покупки указанной доли нарушило бы право других совладельцев сначала приобрести отчуждаемую долю. Нарушение частных интересов конкретного человека, в отличие от интересов общества в целом, - это то, что отличает сделки, нарушающие принцип добросовестности. Однако к таким сделкам не относятся сделки, совершенные с целью, противоречащей основам закона, порядка и морали [6, с. 100].
Представляется, что для того, чтобы гарантировать соблюдение сторонами гражданских правоотношений норм добросовестности и разумности, необходим ряд законодательных, образовательных, идеологических, организационных и иных мер. Кроме того, учитывая, что разумность и добросовестность являются моральными принципами, мы считаем, что основные усилия должны быть направлены на повышение нравственного воспитания российских граждан [4]. Эффективность применения принципов разумности и добросовестности на практике должна определяться моральным и педагогическим вли-
янием, которое участники гражданско-правовых взаимодействий оказывают друг на друга.
В процессе переговоров каждая сторона имеет право преследовать свои личные интересы, и не требуется, чтобы одна из сторон ставила интересы другой стороны выше своих собственных. Однако после подписания контракта стороны должны выполнять свои обязательства, вытекающие из подписанной части контракта, «добросовестно» и честным образом на протяжении всей сделки.
Стороны должны сотрудничать для достижения целей контракта. Обязанность действовать «добросовестно» заставляет обе стороны прилагать разумные усилия для выполнения своей части сделки. Стороны должны действовать справедливо, с усердием, осторожностью и обязанностью честного исполнения своих договорных обязательств и воздерживаться от уклонения от своих обязанностей или действий, противоречащих самой цели соглашения.
Список источников
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51 (ред. от 24.07.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023).
3. Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами отдельных положений раздела I части первой настоящего Гражданского кодекса Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Богданова Е.Е. Принципы добросовестности, справедливости и разумности как основные начала гражданского законодательства [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/artides/view/ Принципы-добросовестности-справедливости-и-разумности-как-основные-начала-гражданского-закон одательства?ysdid=loyddebk3767460753/.
5. Волосатова Л.В. Принцип разумности в реализации субъективных гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
6. Дроздова Т.В. Добросовестность в российском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. С. 100.
7. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М., 2002. С. 131.
8. Иванова С.А. Принцип справедливости в гражданском праве России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2018.
9. Коммерческое право. 2008. № 2(3).
10. Комиссарова Е.Г. Принципы в праве и основные начала гражданского законодательства: дис. . д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
11. Корецкий Д.А. Категория разумности в гражданском праве, ее соотношение с категорией до-
бросовестности // Философия права. 2020. № 1 (92) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kategoriya-razumnosti-v-grazhdanskom-prave-ee-sootnoshenie-s-kategoriey-dobrosovestnost.
12. Татарников А.А. Принципы разумности и добросовестности в гражданском праве России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
References
1. Grazhdanskij kodeks RF (chast" pervaya) ot 30.11.1994 № 51 (red. ot 24.07.2023).
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" vtoraya) ot 26.01.1996 № 14-FZ (red. ot 24.07.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.09.2023).
3. Postanovlenie Plenuma VS RF ot 23 iyunya 2015 g. № 25 «O primenenii sudami otdel"ny"x polozhenij razde-la I chasti pervoj nastoyashhego Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».
4. Bogdanova E.E. Prindpy" dobrosovestnosti, spravedlivosti i razumnosti kak osnovny"e nachala grazhdanskogo zakonodatel"stva [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/rn/articles/view/ Principy"-dobrosovestnosti-spravedlivosti-i-razumnosti-kak-osnovny"e-nachala-grazhdanskogo-zakonodatel"stva ?ysclid=loyctdebk3767460753/.
5. Volosatova L.V. Princip razumnosti v realizacii sub""ektivny"x grazhdanskix prav: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.
6. Drozdova T.V. Dobrosovestnost" v rossijskom grazhdanskom prave: dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2004. S. 100.
7. Emel"yanov V.I. Razumnost", dobrosovestnost", ne-zloupotreblenie grazhdanskimi pravami. M., 2002. S. 131.
8. Ivanova S.A. Princip spravedlivosti v grazhdanskom prave Rossii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Vladimir, 2018.
9. Kommercheskoe pravo. 2008. № 2(3).
10. Komissarova E.G. Prindpy" v prave i osnovny"e nachala grazhdanskogo zakonodatel"stva: dis. ... d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 2002.
11. Koreczkij D.A. Kategoriya razumnosti v grazhdan-skom prave, ee sootnoshenie s kategoriej dobrosovest-nosti // Filosofiya prava. 2020. № 1 (92) [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-razumnosti-v-grazhdanskom-prave-ee-sootnoshenie-s-kategoriey-dobrosovestnost.
12. Tatarnikov A.A. Principy" razumnosti i dobrosovestnosti v grazhdanskom prave Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.
Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.
The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.