Научная статья на тему 'Реализация принципов культурного самоопределения в педагогической практике'

Реализация принципов культурного самоопределения в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов культурного самоопределения в педагогической практике»

© 2003 г. Н.Е. Буланкина

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Сегодня, как никогда ранее, возрос и продолжает расти интерес к проблеме человека, роли человеческой индивидуальности, творческого начала в развитии всех сфер информационно-технического общества со всеми его позитивными и отрицательными тенденциями.

Внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем обеспечивает социальное наследование. И это оказывается для человека возможным благодаря существованию языков как знаковых систем, составляющих основу информационного пространства культуры. поскольку культура - общественное образование. Для ее понимания принципиально рассмотрение роли знаковых систем в становлении и развитии человека, человеческой деятельности в частности.

Полиязыковое пространство, имея сложную кодифицированную архитектонику со множеством многообразных признаков и элементов, является средой и одновременно средством реализации ценностей и смыслов культуры, наиболее доступными для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу.

Формирование языковой, речевой и коммуникативной культуры личности происходит в школе в процессе целенаправленного освоения всего многообразия полиязыкового пространства, выступающего в качестве основы социокультурного, а также информационно-образовательного континуума.

Острота проблемы цели и содержания общего среднего образования (раскрылась с особой силой во время обсуждения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования в России на 2000 - 2005 гг., а также проекта Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Эта дискуссия, развернувшаяся в педагогической печати в 1999 г., затрагивала многие аспекты оценки отечественной и зарубежной образовательной и культурной практики. Все участники обсуждения сошлись во мнении о том, что школа остается лидирующим общественным институтом, осуществляющим организованное педагогическое влияние на развивающегося человека посредством специально выстроенного (программы, учебные планы, учебники) полиязыкового (полипредметного) образовательного пространства и реализации определенных взрослыми (учителями, авторами программ и учебников) ценностей и смыслов культуры, наиболее доступных для изучения и адаптированных дидактически к познавательным возможностям формирующейся личности [1]. Именно шко-

ла как специальный социальный институт помогает человечеству двигаться по пути оптимизации взаимоотношений утверждения гуманных ценностей, признания ведущей роли личности в истории.

Немало зависит от учителя, приобщающего учащихся еще в школе к общемировым духовным ценностям (моральным и эстетическим), культурному наследию своего народа и народов других стран посредством разнообразных языковых, речевых и коммуникативных стратегий в событийном, креативно-проектном пространстве. Это пространство все чаще создается в процессе полифонического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ведь не секрет, что дети осваивают окружающий мир и развиваются под влиянием многих факторов формирующего воздействия: семья, знакомые, улица, случайные люди, друзья, которые оставляют глубокий след в душах детей на долгие годы. Вот почему учитель призван корректировать негативные влияния и достаточно оперативно.

Все чаще школе нужны педагоги-новаторы, которые достигают или уже достигли высшего уровня мастерства, решительно и принципиально меняющие педагогическую действительность. Их кредо - формировать творческую направленность ученика во всем: в труде, познании, общении. Высокая языковая культура, предполагающая взаимодействие на уровне межкультурной коммуникации, составляет важнейший компонент их профессиональной деятельности. Поиск средств взаимообогащения личностного полиязыкового пространства в процессе взаимодействия с учащимися находится постоянно в зоне особого внимания таких учителей.

По ряду объективных и субъективных причин еще не нашли или не находят достаточной реализации в педагогической науке и образовательном процессе проблема языкового самоопределения в контексте культурной практики личности. В данной работе автору хотелось бы акцентировать внимание на растущей роли современной языковой ситуации в мире, которая налагает отпечаток на полиязыковое образовательное пространство школы через различные информационные и коммуникационные каналы современного общества (СМИ, компьютерные технологии, международные проекты, контакты людей разных стран и континентов и т. д.), преобразуя индивидуальный языковой тезаурус, интеллект и статус субъектов образовательного процесса. Автор убежден, что в конечном итоге результатом пребывания ученика в школе должно стать его личностное полиязыковое пространство, позволяющее действовать активно, самостоятельно, инициативно и ответственно без ущемления прав другой свободно развивающейся и формирующейся, живущей на своей «языковой территории» личности [2]. Все участники образовательного процесса должны общаться друг с другом на достойном уровне: дать себе труд понять другого, уметь интерпретировать другого адекватно сложившейся

ситуации, сопереживать и сострадать, помочь раскрыться другой личности и т. д. Вот почему приоритетной задачей учителя в современных жизненных обстоятельствах становится:

- организация полиязыкового пространства учащихся по освоению накопленного человечеством культурного опыта;

- поддержание инициативы и самостоятельности, эффективности и дееспособности обучаемых в полиязыковом образовательном пространстве школы;

- создание условии для раскрытия индивидуальности, таланта, творческого и плодотворного труда всего ученического коллектива через эффективное культурное самоопределение с помощью разнообразных языков;

- содействие учителю в профессиональном и личностном самоопределении, связанном с осознанием необходимости развития чувства внутренней свободы в контексте возрастающей ответственности за все стороны жизни в школьном коллективе.

Педагогические условия становления полиязыкового пространства личности в сочетании с высоким уровнем обобщенности научно-педагогического знания составляют органичное единство, обеспечивающее технологичность процесса языкового самоопределения личности в полиязы-ковом образовательном пространстве [3]. Их можно кратко сформулировать в виде следующих тезисов, имеющих статус педагогических принципов:

1) языковой плюрализм в образовании открывает путь вхождения личности в культуру в поисках смысла и предполагает включение разнообразных «языков» в содержание образования; обеспечение функционирования языков во взаимосвязи и взаимодействии на уровне интеграции двух и более языков образовательного пространства; отражение языков в содержании всех видов деятельности, выполняемых непосредственными его участниками для создания языкового произведения, текста;

2) полифункциональность языков отражает сложную кодифицированную структуру образовательного пространства, обеспечивает полифонич-ность личностного полиязыкового пространства (обоснование функций восходит к самой природе языковой деятельности человека), означает:

- расширение полиязыкового тезауруса и информационного поля личности за счет включения адекватных способов (языковых стратегий и тактик) взаимодействия полиязыковых концептосфер в процессе создания индивидуальных языковых произведений (символизирующая функция);

- реализацию адекватных языковых концептов для создания совместного текста (контекста и подтекста) творческого сотрудничества, диалога непосредственных участников в процессе решения разнообразных учебных задач проблемного характера с включением наибольшего коли-

чества языков образовательного пространства (регулирующая и стабилизирующая функции);

- осуществление педагогически управляемого взаимодействия между организованными педагогическими влияниями на личность и ее собственными активными усилиями, направленными на креативное, уровневое освоение полиязыкового пространства в поисках «смысла» (или «смыслов»), своего «языка» (развивающая функция);

3) интегративно-опосредующая роль языковой деятельности предусматривает обязательное развитие двух основных форм (речевой и коммуникативной) и предполагает:

- объективацию перечисленных функции в системе языковых концептов (стратегий и стратегем), составляющих основу полиязыковой кон-цептосферы личности, имеющей уровневую структуру от информационного и адаптивно-корригирующего уровня до коммуникативно-развивающего;

- обеспечение взаимосвязи целей, задач, содержательного и технологического обеспечения развития субъектов образовательного процесса в ходе формирования целостной картины мира на основе развитой речевой деятельности;

- обеспечение технологического процесса совершенствования их по-лиязыковых концептосфер, лежащих в основе личностного полиязыково-го пространства, на основе развитой коммуникативной деятельности;

4) смыслообразующе-расширительное значение языковой деятельности выражается в амплификации смыслового поля, составляющего основу полиязыковой концептосферы личности, и заключается:

- в расширении смыслового поля за счет сформированности следующих видов компетенций: языковой, речевой, социо- и кросс-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций личности;

- интеграции и взаимодействии «языков» посредством системы развивающих заданий [термин автора, 1980. - Н.Б], в основе которых интегрированные образовательные ситуации, направленные на формирование перечисленных видов компетенций;

- осуществлении динамичного, уровневого языкового самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве за счет включения в разнообразные развивающие ситуации - события;

5) уровневость личностного полиязыкового пространства каждого из субъектов образовательного процесса детерминирует их языковое самоопределение и самовыражение в полиязыковом образовательном пространстве и предполагает вариативность при отборе содержания и способов учебно-педагогической деятельности, способов межличностного

взаимодействия и общения и средств преодоления различных барьеров межличностного взаимодействия;

6) процессуальность языкового самоопределения личности в поли-языковом образовательном пространстве предусматривает динамичное, непрекращающееся всю жизнь создание текстов:

- определение культурных ценностей, которые должны быть положены в основу системы знаковых произведений, индивидуально и коллективно создаваемых;

- расширение системы «текстов» как знаковых событий в жизни учащегося и учителя, формирующих их полиязыковые концептосферы;

- совершенствование полиязыковых концептосфер за счет расширения индивидуального языкового тезауруса, развития индивидуального языкового интеллекта, становления индивидуального языкового статуса;

7) полифоничность взаимодействия полиязыковых концептосфер непосредственных участников образовательного процесса обусловливает совершенствование их полиязыковой культуры в целом и предполагает:

- ориентацию на сотрудничество в поисках точек соприкосновения (стратегия взаимопонимания) и межличностное взаимодействие (стратегия взаимообмена);

- взаимопонимание на уровне смысла, языков (взаимообогащение языковыми стратегемами, т. е. включение тактик поведения);

- сотворчество в поисках совместного языкового произведения (текста) для преодоления затруднений в учебно-педагогическом взаимодействии (взаимообмен речевыми и коммуникативными стратегемами).

Опора на данные основоположения поможет педагогу внедрить в образовательную практику с помощью разнообразных лингводидактических стратегий и стратегем (выразительных средств) целостный подход к формированию содержания образовательного пространства через интегрированные образовательные ситуации, в основании которых принцип единства содержательной, процессуальной и эмоционально-ценностной сторон деятельности субъектов образовательного процесса. Реализация педагогических условий, при которых наиболее ярко проявляются основные показатели индивидуальной полиязыковой концептосферы субъектов образовательного процесса, позволяет использовать интегральные образовательные ситуации для эффективной организации полифонического взаимодействия субъектов образовательного процесса. В конечном итоге это будет способствовать реализации главной цели общего образования -формированию разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах всего общества.

Литература

1. Буланкина Н.Е. Лингводидактика и страноведение // Интегрированный спецкурс для средних школ, педагогических колледжей и вузов: В 7 ч. Новосибирск, 1990 - 1997.

2. Буланкина Н.Е. Двойное образовательное пространство как фактор совершенствования коммуникативной культуры личности. Новосибирск, 1996.

3. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. М., 2002.

Новосибирский институт повышения квалификации

работников образования 14 февраля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.