Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕЗУСЛОВНОГО БАЗОВОГО ДОХОДА КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ КОРОНАВИРУСА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕЗУСЛОВНОГО БАЗОВОГО ДОХОДА КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД / КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ББД / НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотов Александр Владимирович, Золотов Сергей Александрович

В статье выявлена необходимость принятия мер по сохранению стабильности на рынке труда и развитию социальной помощи населению в условиях пандемии коронавируса. Установлено, что в этих условиях требуется более последовательная реализация принципов универсальности и безусловности предоставления социальных трансфертов в соответствии с концепцией безусловного базового дохода (ББД). Показано, что наиболее последовательно эти принципы осуществлены в Испании, где введен ББД. Практика, близкая к использованию ББД характерна для США и Сингапура. В ряде европейских стран применяются трансферты работникам предприятий, находящимся в кризисной ситуации, что означает расширение круга получателей социальной помощи. Зафиксировано расширение масштабов социальной помощи в КНР посредством использования ваучеров на покупку товаров, что противоречиво соотносится с принципами ББД. Отмечен прогресс в применении принципов универсальности и безусловности социальной поддержки в России. С учетом нового опыта проанализированы дискуссионные вопросы концепции ББД о его потенциальной эффективности, о зависимости от уровня налогов, о влиянии на инфляцию, о необходимости эмпирической проверки его принципов. Сделан вывод о том, что прогресс реализации принципов, присущих ББД, в современных условиях приближает перспективу его введения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотов Александр Владимирович, Золотов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE UBI PRINCIPLES AS AN ANSWER TO THE COVID-19 CHALLENGES

The article identifies the need to take measures to maintain stability on the labor market and develop social assistance to the population in the context of the coronavirus pandemic. It has been established, that under these conditions, a more consistent implementation of the principles of universality and unconditional provision of social transfers is required in accordance with the concept of unconditional basic income (UBI). It is revealed that these principles are most consistently implemented in Spain, where unconditional basic income has been introduced. A practice close to the use of UBI is typical for the United States and Singapore. In the number of European countries, transfers are used to employees of enterprises in crisis situations, which means the circle recipients of social assistance increase. An increase in the scale of social assistance in China with the use of vouchers for the purchase of goods was recorded, which contradicts the principles of the UBI. Progress was noted in the application of the principles of universality and unconditional social support in modern Russia. Taking into consideration, new experience, the controversial issues of unconditional basic income concept are analyzed: its potential efficiency, dependence on the level of taxes, the impact on inflation, the need for empirical verification of UBI principles. To sum ap, the progress in the implementation of these principles inherent in the UBI in modern conditions brings the prospect of its implementation closer

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БЕЗУСЛОВНОГО БАЗОВОГО ДОХОДА КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ КОРОНАВИРУСА»

Реализация принципов безусловного базового дохода как ответ на вызовы коронавируса

Realization of the UBI Principles As An Answer to the COVID-19 Challenges

Получено 18.08.2020 Одобрено 07.10.2020 Опубликовано 10.11.2020 DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.8

Для цитирования: Золотов А.В., Золотов С.А. Реализация принципов безусловного базового дохода как ответ на вызовы коронавируса // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. №4. С. 96-104. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.8

For citation: Zolotov A.V., Zolotov S.A. Realization of UBI principles as an answer to the COVID-19 challenges. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2020. Vol. 16. No.4. P. 96-104. DOI: 10.19181/lsprr.2020.16.4.8

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ЗОЛОТОВ, ALEKSANDR V. ZOLOTOV,

доктор экономических наук, профессор, заведующий Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of

кафедрой экономической теории и методологии Economic Theory and Methodology, N.I. Lobachevsky State

Нижегородского государственного университета им. University of Nizhni Novgorod, Nizhny Novgorod,

Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация. Russian Federation.

E-mail [email protected] elibrary Author_id 327805 ORCID ID 0000-0001-7451-4408 Researcher ID R-5887-2016

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗОЛОТОВ, SERGEY A. ZOLOTOV,

аспирант Нижегородского государственного университета им. Doctoral student of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация. Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

E-mail [email protected] elibrary Author_id 975263 ORCID ID 0000-0002-4650-6723

Аннотация

В статье выявлена необходимость принятия мер по сохранению стабильности на рынке труда и развитию социальной помощи населению в условиях пандемии коронавируса. Установлено, что в этих условиях требуется более последовательная реализация принципов универсальности и безусловности предоставления социальных трансфертов в соответствии с концепцией безусловного базового дохода (ББД). Показано, что наиболее последовательно эти принципы осуществлены в Испании, где введен ББД. Практика, близкая к использованию ББД характерна для США и Сингапура. В ряде европейских стран применяются трансферты работникам предприятий, находящимся в кризисной ситуации, что означает расширение круга получателей социальной помощи. Зафиксировано расширение масштабов социальной помощи в КНР посредством использования ваучеров на покупку товаров, что противоречиво соотносится с принципами ББД. Отмечен прогресс в применении принципов универсальности и безусловности социальной поддержки в России. С учетом нового опыта проанализированы дискуссионные вопросы концепции ББД о его потенциальной эффективности, о зависимости от уровня налогов, о влиянии на инфляцию, о необходимости эмпирической проверки его принципов. Сделан вывод о том, что прогресс реализации принципов, присущих ББД, в современных условиях приближает перспективу его введения.

Ключевые слова: безусловный базовый доход, критериальные основы ББД, наиболее уязвимые категории населения, коронавирус

Введение

Пандемия СОУГО-19 оказывает значительное влияние на экономическое развитие. Несмотря на то, что в Китае - стране, из которой началось распространение пандемии, ее удалось локализовать, число заболевших в мире продолжает возрастать. Негативные последствия коронавируса в развитых странах будут ощутимы, в развивающихся - значительны. Уже сейчас эксперты выделяют следующие группы вызовов: прямое негативное воздействие на производство, разрушение цепо-

Abstract

The article identifies the need to take measures to maintain stability on the labor market and develop social assistance to the population in the context of the coronavirus pandemic. It has been established, that under these conditions, a more consistent implementation of the principles of universality and unconditional provision of social transfers is required in accordance with the concept of unconditional basic income (UBI). It is revealed that these principles are most consistently implemented in Spain, where unconditional basic income has been introduced. A practice close to the use of UBI is typical for the United States and Singapore. In the number of European countries, transfers are used to employees of enterprises in crisis situations, which means the circle recipients of social assistance increase. An increase in the scale of social assistance in China with the use of vouchers for the purchase of goods was recorded, which contradicts the principles of the UBI. Progress was noted in the application of the principles of universality and unconditional social support in modern Russia. Taking into consideration, new experience, the controversial issues of unconditional basic income concept are analyzed: its potential efficiency, dependence on the level of taxes, the impact on inflation, the need for empirical verification of UBI principles. To sum ap, the progress in the implementation of these principles inherent in the UBI in modern conditions brings the prospect of its implementation closer.

Keywords: Unconditional Basic Income, UBI categories, the most vulnerable groups of population, COVID-19

чек поставок, финансовое воздействие на компании и финансовые рынки [Лисова Е.В., 2020, 121].

Показательна ситуация в США - первой по объему ВВП экономике мира. К концу марта 2020 года потребительские расходы в США сократились на 7,5%, а объем производимой продукции снизился до показателей 2011 года1. Прогнозы по

1 Harker P. Economic Outlook Amid COVID-19 // Chicago Council on Global Affairs Chicago, IL (via Zoom) May 7, 2020. URL: https://philadelphiafed.org/-/media/publications/speeches/ harker/2020/05-07-20-chicago-council-on-global affairs.pdf?la=en (дата обращения: 12.05.2020).

динамике увеличения числа безработных в США привели к пересмотру политики страхования безработных в 40 штатах уже к началу апреля 2020 года [Xie Z., 2020, 6]. Произошли существенные изменения в законодательстве различных штатов, что является дополнительным вызовом для профсоюзных организаций, отстаивающих интересы работников. В условиях кризисных явлений, существенной проблемой является возросшая нагрузка на межрегиональные и локальные экономические цепочки [Rousseau H-P.,2020, 5]. Сократился объем импорта, и от уровня развития сельского хозяйства внутри государства стала зависеть напрямую продовольственная безопасность США.

За первый квартал 2020 года биржевые индексы ведущих рейтинговых агентств, таких как «NASDAQ», «Dow Jones» упали в диапазоне от 10 до 22,6% [Баринов Э.А., 2020, 112]. Это способствовало ухудшению финансового положения значительной части населения со средним уровнем доходов, которое вкладывает сбережения в ценные бумаги. Угроза остаться без накоплений, в том числе пенсионных, стала реальной для многих граждан США, Канады и Великобритании.

Одна из моделей восстановления от последствий пандемии коронавируса была разработана экспертами отделения Федерального резервного банка штата Филадельфия в марте 2020. Она подразумевает отсрочку по выплатам налогов для физических лиц и бизнеса [Drozd L.A., Tavares M.M., 2020, 5]. Налоговые льготы целесообразны, так как в противном случае может быть накоплен переизбыток долговых обязательств, по которым невозможно будет рассчитаться, собственники вынуждены будут сокращать работников, уходить из бизнеса, что приведет, в свою очередь, к длительной рецессии [Luttmer E., 2018, 2].

В Великобритании в марте 2020 года был подготовлен целый комплекс мер по экономической поддержке пострадавших от коронавируса, а именно: снижение ключевой ставки (до 0,1%); списание значительной части долгов частным компаниям (до 80%), скидки на больничные для работающих в малом бизнесе; денежные гранты для небольших фирм; отмена бизнес-тарифов для розничных торговых сетей в целях удержания цен и предотвращения инфляции; выделение дополнительных средств муниципалитетам в целях оплаты больничных и лечения для бедных граждан, а также прямые денежные выплаты населению.

Итальянские экономисты дополнили британский подход идеей о помощи со стороны стран-лидеров странам, наиболее пострадавшим от коронавируса (подразумевается применение

системы «European Stability Mechanism» (ESM) [Gourinchas P-O, 2020, 2]. Они также выступают за использование «вертолетных денег», то есть безвозмездно предоставляемых государством гражданам страны [Gali J., 2020, 3]. Отличие от безусловного базового дохода заключается здесь в том, что «вертолетные деньги» являются временной мерой для «оживления» экономики и искусственного увеличения уровня покупательского спроса. Безусловный базовый доход выплачивается на постоянной основе с периодической индексацией.

Очевидно, что программы преодоления последствий коронавируса предусматривают поддержку граждан, в том числе, прямые денежные выплаты гражданам со стороны государства. На наш взгляд, это означает реализацию, хотя бы и частичную, принципов безусловного базового дохода (ББД).

ББД можно определить как универсальный денежный трансферт, не подлежащий налогообложению, выплачиваемый государством всем членам общества с учетом возможностей его бюджета и специальных государственных фондов с целью обеспечения всеобщих базовых условий для человеческого развития. Преобладает представление о том, что этот доход, в идеале, должен быть не ниже прожиточного минимума [Бобков В.Н., Долгушкин Н.К., Одинцова Е.В., 2020, 10].

Принято выделять следующие принципы ББД: универсальность - он выплачивается всем гражданам (членам общества); безусловность -его выплата осуществляется независимо от того, трудится человек или нет; индивидуальность -выплата адресована каждому члену общества; денежная форма предоставления получателям; регулярный, а не разовый характер выплаты [Parijs P. van, Vanderborght Y. 2020, 14-18].

Если до начала пандемии коронавируса идея безусловного базового дохода обсуждалась в научной литературе и СМИ, а осуществлялись преимущественно небольшие пилотные проекты, то теперь речь идет о масштабной практике на общенациональном уровне.

Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях пандемии реализация принципов ББД выходит на более значимый уровень (этому имеется ряд практических примеров, которые будут рассмотрены в дальнейшем).

В исследовании применяются анализ и синтез, структурно-логический метод.

Результаты исследования

В обстановке пандемии коронавируса складывается ситуация массовой потери работы, увеличения масштабов бедности, то есть проявления

тех вызовов, ответом на которые и призван выступить ББД. Так, эксперты выявили следующие категории работников, которые с наибольшей вероятностью находятся в зоне риска из-за кризисных явлений, вызванных COVID-19: работники, не имеющие достаточного объема сбережений; домохозяйства, где выплаты работающих по кредитам составляют 40% и более от совокупного дохода; люди, обладающие хроническими болезнями; работники, имеющие детей и поддерживающие при этом друзей или родственников (риск необеспеченности возрастает с наличием ребенка в семье на 17%); работники, использующие собственные транспортные средства1. Очевидно, что речь идет о широких слоях населения государств, охваченных пандемией.

Существующей системы социальных льгот и гарантий явно не хватает для решения столь масштабных проблем. Это способствует более активному использованию принципов ББД в социально-экономической политике государств.

В Испании, где ситуация с коронавирусом была одной из самых сложных, министр экономики прямо заявила, что введение ББД является частью комплекса мер для того, чтобы люди «могли снова встать на ноги». Следовательно, идея ББД получила в этой стране официальное признание. Правда, размер ББД - 440 евро - значительно ниже минимального размера оплаты труда - 1108 евро2.

Наибольшее количество заболеваний коронавирусом зафиксировано в США, что породило соответствующие негативные последствия для экономики и благосостояния граждан. Нейтрализация этих последствий потребовала резкого увеличения социальной помощи гражданам. Так, в США с середины апреля 2020 года анонсированы ежемесячные выплаты всем гражданам в размере 1200 долларов на взрослого и 500 на ребенка (размер МРОТ оценивается в 1160 дол.). При этом существует ограничение в 6000 долларов на одно домохозяйство3. Выплаты будут осуществляться до окончания восстановительного периода пандемии, причем допускается пролонгация выплаты данного трансферта.

Очевидно, что при выплате такого трансферта реализуются принципы универсальности и безусловности постольку, поскольку получатели

1 Boshara R., Ricketts L. Which Families Are Most Vulnerable to an Income Shock such as COVID-19? Federal Reserve Bank of ST. Louis, Chicago from 1st May 2020. URL: https://www. stlouisfed.org/publications/in-the-balance/2020/families-most-vulnerable-to-income-shock (дата обращения: 20.05.2020).

2 The national minimum wage in Spain unchanged this year URL: https://countryeconomy.com/national-minimum-wage/ spain (дата обращения: 20.05.2020).

3 Ziv S. Here's An Idea: Don't Give Americans Second

Stimulus Checks Of Equal Face Value; Save $35 Billion // Forbes

from 14.05.2020.

не тестируются по критерию нуждаемости и участию в труде. Размер трансферта соответствует удовлетворению базовых потребностей. В расчет принимаются не только взрослые, но и дети. Все это в значительной степени сближает подобный вид социальной помощи с ББД.

Их различие состоит в том, что ограничение выплат домохозяйствам является моментом отрицания принципа безусловности, так как размер дохода, получаемого членом домохозяйства, начинает зависеть от количества детей. Это различие не столь существенно, принимая во внимание, что домохозяйства из более, чем пяти человек, не являются доминирующими.

Следует отметить, что идея ББД еще до коро-навируса получила в США значительную известность и политическую поддержку. Это, наряду с масштабами пандемии в стране, позитивно повлияло на принятие решения о данном трансферте, который не отменяет действующую систему социальной помощи, а дополняет ее.

В ситуации, порожденной пандемией, меры прямой денежной поддержки населения осуществляет правительство Сингапура. С апреля по июнь 2020 года ежемесячно выплачиваются 600 сингапурских долларов в месяц на каждого взрослого в возрасте от 20 до 50 лет (величина прожиточного минимума составляет в стране 1236 дол.) Людям старше 50 лет предоставляется сумма в 100 долларов ежемесячно. Дополнительно к этому выплачивается 300 долларов в месяц на каждого ребенка в возрасте до 20 лет. Всем работающим разово выдается чек на 4600 сингапурских долларов4. Тем самым в системе социальной помощи Сингапура в полной мере реализован принцип универсальности, свойственный для ББД. Что касается принципа безусловности, то налицо некоторое отклонение от него в силу привязки дохода к возрасту реципиентов.

Правительством Японии для поддержки граждан в период коронавируса каждому жителю будет разово выплачена сумма в 100000 иен5. Принцип универсальности и безусловности этого трансферта налицо, но его разовый характер не позволяет рассматривать его в качестве осуществления ББД.

В ряде стран дополнительные трансферты, выплачиваемые в период коронавируса, имеют фор-

4 Government to Continue Support Measures to Protect Livelihoods and Stabilize Businesses During Extended Circuit Breaker Period. URL: https://www.singaporebudget.gov.sg/ budget_2020/about-budget/budget-media-releases/government-to-continue-support-measures-to-protect-livelihoods-and-stabilise-businesses-during-extended-circuit-breaker-period (дата обращения: 20.05.2020).

5 Japan declares nationwide state of emergency to combat coronavirus // Los Angeles Times 16.04.2020. URL: https://www. latimes.com/world-nation/story/2020-04-16/coronavirus-japan-nationwide-state-of-emergency (date of application: 20.04.2020).

му компенсации заработной платы работников, падающей в связи с экономическими проблемами работодателей. Это не стыкуется с принципом безусловности ББД, но не исключает продвижения в осуществлении других его принципов.

В Великобритании государством были анонсированы выплаты (до полной стабилизации британской экономики) в размере 80% заработной платы до пандемии всем работникам, находящимся в вынужденном отпуске. Максимальная сумма выплаты составляет 2500 фунтов1. Выплата по плану правительства должна обеспечить людей достаточными средствами на выплату ипотечных кредитов, покупку продуктов и лекарственных препаратов первой необходимости.

И в данном случае отсутствует проверка нуждаемости как предварительное условие предоставления трансферта, что характерно для ББД в отличие от обычных форм социальной поддержки. Существенно расширен круг получателей социальной помощи, в чем проявляется тенденция к реализации принципа универсальности этой выплаты. Тем самым налицо существенный прогресс в реализации принципов, присущих ББД, хотя, конечно, дело не дошло до непосредственного введения ББД.

Сходная с британской практика социальной помощи населению в условиях коронавируса применяется в Бельгии и Германии. Так, в Бельгии начала действовать система поддержки занятости, когда государство компенсирует от 70 до 80% заработной платы официально зарегистрированных работников: в первом случае речь идет о компенсации работникам, не имеющим детей, во втором - имеющим детей2. В итоге заметно расширяется круг получателей трансфертов в сравнении с ситуацией перед пандемией.

Федеральная служба по безработице в Германии ежемесячно через собственников частных предприятий компенсирует 60% дохода сотрудникам без детей и 67% с детьми. Соответственно, работодатели выплачивают всего 40% и 33% от размера заработной платы - пропорционально фактически отработанному (сокращенному) времени.3 В результате трансферт не только предупреждает падение жизненного уровня ра-

1 Sunak R. Coronavirus: Government to pay up to 80% of workers' wages. BBC, 20th March. URL: https://www.bbc.com/ news/business-51982005 (дата обращения: 20.04.2020).

2 Five Questions to philosopher Philippe Van Parijs on basic income and the Coronavirus // The Brussels Times from 2.04.2020. URL: https://www.brusselstimes.com/all-news/ magazine/104273/five-questions-to-philosopher-philippe-van-parijs-on-basic-income-and-the-coronavirus/ (дата обращения: 20.04.2020).

3 Gaspar V., Mauro P. Fiscal Policies to Protect People During the Coronavirus Outbreak, IMFBlog, 5 March 2020. URL: https://

blogs.imf.org/2020/03/05/fiscal-policies-to-protect-people-

during-the-coronavirus-outbreak (дата обращения: 10.04.2020).

ботников и перевод их в разряд безработных, но обеспечивает сокращение рабочего времени без понижения общей суммы дохода, что, несомненно, выгодно для работников. Правда, привязка величины трансферта к уровню зарплаты вступает в противоречие с принципами универсальности и безусловности ББД. Кроме того, запрос о трансфертах направляют в службу поддержки занятости работодатели, что также не соответствует принципу безусловности.

Государством, в котором началась эпидемия COVID-19, является КНР. Из-за пандемии в первые два месяца 2020 года объем выпускаемой в Китае продукции сократился на 15,7%, производство энергетических ресурсов на 7,1%, а добыча угля на 6,5%.4 Для нормализации ситуации и привлечения инвестиций в китайскую экономику было специально выделено 110,48 миллиардов юаней из федерального бюджета.

В целях поддержки населения в КНР был предпринят ряд масштабных мер: были заморожены выплаты по ипотеке; в наиболее пострадавших регионах работники освобождены от уплаты взносов в фонды социального страхования, а население - от платы за электроэнергию. С конца апреля правительство Китая осуществляет национальную программу выдачи населению ваучеров на покупку товаров в розничных торговых сетях.5 Очевидно, что в последнем случае получил развитую форму реализации принцип универсальности социальной помощи.

Несмотря на то, что ваучер выступает в качестве платежного средства, он непосредственно не имеет денежной формы, присущей ББД. Ваучерная политика Китая обусловлена специфическим отношением к использованию финансов у населения. В китайской национальной традиции принято откладывать средства для выхода на пенсию. В связи с этим, руководство КНР приняло решение не вводить прямые денежные выплаты населению, справедливо полагая, что эти деньги пойдут не на покупку товаров, а будут вложены в ценные бумаги или положены на банковский счет. Ваучеры китайским гражданам выдаются на определенный период: до момента окончательного восстановления экономики от последствий коронавируса. Это, хотя и не соответствует принципу регулярности выплаты, но должно способствовать активизации спроса на продукцию национальных производителей, обеспечить рабо-

4 China's industrial output falls as virus hurts activities // XINXUANET from 16th March 2020. URL: http://www. xinhuanet.com/english/2020-03/16/c_138882789.htm (дата обращения: 10.04.2020).

5 Китай намерен нарастить розничные продажи в стране за счет ваучеров // Вести.ру от 22 апреля 2020. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3259285 (дата обращения: 1.05.2020).

той значительного количества людей и уравновесить спрос и предложение на товарных рынках в Китае.

Пандемия коронавируса существенно затронула Россию. Это побудило государство на всех уровнях к принятию комплекса мер, включающего и прямые денежные выплаты населению. Так, в Москве уже 29 марта были анонсированы выплаты в размере 19500 рублей потерявшим работу из-за коронавируса (сумма выплат соответствует прожиточному минимуму в Москве).1 Трансферты начисляются ежемесячно с апреля 2020 года, назначаются автоматически и не требуют особого заявления. Следовательно, налицо тенденция не только к реализации принципа универсальности социального трансферта, но и безусловности, так как отрицается роль заявительного принципа.

Во всей стране работники официально, переведенные в режим самоизоляции, некоторое время получали заработную плату без выполнения трудовых обязанностей. Имели место отдельные случаи отступления от этой практики, но на них активно реагировали в СМИ, и по многим фактам были проведены расследования. На наш взгляд, для работников бюджетных организаций это выплаты, по существу, были формой социальной помощи, не зависящей от трудового участия и в этом отношении имевшей безусловный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 652 от 11 мая 2020 года предусмотрена единовременная выплата в размере 10000 рублей, осуществляется начиная c 1 июня 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.2

Очевидно, что и в этом случае наблюдается усиление универсального характера социальной поддержки.

Таким образом, во всех рассмотренных странах социально-экономическая ситуация, сложившаяся в условиях пандемии коронавируса, побудила государства к модификации социальной политики в направлении реализации тех принципов, которые получили обоснование в концепции ББД. При этом прямо апеллировало к данной концепции только правительство Испании. Отсюда

1 Собянин объявил о ежемесячных выплатах потерявшим из-за вируса работу // РБК от 29 марта 2020. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e80db309a79474fe71673dc (дата обращения: 20.04.2020).

2 Постановление Правительства Российской Федерации № 652 от 11 мая 2020 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 474». URL: http://static.government.ru/media/files/eH QF7HB0TQBwHDTqdsGAd0EyYlmaIWSM.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

следует, что осуществление подобных принципов - не результат приверженности политиков к набирающей популярность концепции, а объективная необходимость отвечать на вызовы, возникающие в результате пандемии.

Обсуждение

Практический опыт масштабной реализации принципов, созвучных концепции ББД, дает возможность уточнить ее основные аспекты. Так, в этой концепции введение ББД связывалось с решением проблем социальной защиты и рынка труда. Несомненно, нынешняя ситуация подтвердила объективную значимость осуществления принципов ББД для решения этих проблем, приобретших особую актуальность.

В научной литературе формулировалась точка зрения о том, что ББД с точки зрения борьбы с бедностью уступает в эффективности целевым программам [Ugo G., Margaret Grosh M., Rigolini J., Yemtsov R, 2020, 33]. Представляется, что нынешний кризис, угрожающий ростом бедности, продемонстрировал превосходство принципов универсальности и безусловности социальной поддержки над адресным подходом. Даже если речь не идет об охвате помощью всех граждан, круг получателей социальной помощи существенно расширен, а ее реципиенты не проходят проверку на нуждаемость. Не вызывает сомнений, что администрирование программ адресной помощи, с детальной дифференциацией адресатов потребовало бы дополнительного времени и сопровождалось бы ростом издержек в сравнении с реализацией, пусть не самой последовательной, принципов ББД. Выявилось также, что определение уровня дохода, разграничивающего нуждающихся в поддержке и не нуждающихся в ней, не лишено элемента субъективизма, преодоление которого возможно при реализации принципа универсальности.

Одним из проблемных пунктов введения ББД рассматривалось повышение уровня налогов. Считалось, что без такого повышения позитивный эффект от ББД был бы крайне ограниченным, рост же уровня налогов всегда имеет определенные негативные последствия. В условиях пандемии увеличение масштабов социальной помощи в соответствии с принципами универсальности и безусловности происходило на фоне масштабных налоговых льгот для бизнеса, особенно среднего и малого. Обнаруживается, тем самым, определенная автономия осуществления отмеченных принципов от политики налогообложения. Понятно, что подобная независимость предполагает наличие финансовых резервов государства, источником которых, в конечном счете, выступа-

ют налоговые сборы. В долгосрочном периоде для оказания социальной помощи требуются определенные корректировки фискальной политики государства. Так, ставка НДФЛ в России на граждан с доходом более 5 миллионов рублей в год будет повышена с 13 до 15% с января 2021 года1.

В число аргументов против использования ББД входит предпосылка о его потенциальном стимулировании инфляции. В научной литературе уже отмечалось отсутствие влияния ББД на инфляцию [Standing G., 2017, 122]. Нынешний период наглядно демонстрирует, что масштабная социальная помощь не ведет к росту уровня цен. Она способствует поддержанию совокупного спроса, что необходимо для сохранения экономической стабильности. Возможный довод о том, что ситуация кризиса в этом отношении принципиально отличается от периода оживления и подъема, на наш взгляд, недостаточно обоснован. Российский опыт начала 1990-х годов подтвердил совместимость падения производства и скачкообразного роста общего уровня цен.

Весьма обсуждаемым аспектом концепции ББД является его потенциальное влияние на рынок труда. С одной стороны, ББД рассматривается в качестве меры, которая необходима для смягчения последствий роботизации экономики, ведущей к массовому высвобождению рабочей силы [Ford M., 2015, 256]. С другой стороны, ББД как порождающий чистый эффект дохода, может негативно повлиять на предложение труда [Золо-тов С.А., 2018, С.111].

В условиях пандемии помощь работникам, потерявшим заработок (даже при формальном сохранении трудовых отношений с работодателем), приобрела масштабный характер. В США эта группа работников входит в общее число получателей помощи, в ряде других стран (например, Бельгии и Германии) выделяется как целевая.

Не вызывает сомнений, что принцип универсальности социального трансферта, даже в его неполном применении, выполняет свою позитивную роль. Во-первых, этот трансферт, действительно, выступает формой поддержки потерявших работу. Во-вторых, он способствует сохранению занятости, так как работники, находящиеся в вынужденном отпуске, получая социальный трансферт, не теряют связи со своими предприятиями и не переходят в разряд безработных. В-третьих, при фактической оплате государством времени вынужденного простоя (немецкая практика) накапливается опыт труда в обстановке многократного сокращения рабочего времени без понижения

1 Ведомости. Путин предложил поднять ставку НДФЛ до 15% для россиян с высоким доходом URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2020/06/23/833230-putin-podnyat-stavku-ndfl (дата обращения: 10.08.2020)

заработной платы, что соответствует идее о доведении продолжительности труда до соответствующей потребности в труде благодаря введению ББД [БШекку Я., БШекку Е., 2012, 198].

Представляется, что нынешняя ситуация наглядно выявила соотношение двух потенциальных эффектов ББД по отношению к рынку труда - смягчающего последствия высвобождения рабочей силы и мотивирующего уменьшение индивидуального предложения труда. Первый эффект, куда существеннее для современной рыночной экономики. Размеры вынужденного сокращения времени труда далеко превосходят величину эффекта дохода в результате реализации принципов ББД, что отражает преобладание макроэкономических факторов над микроэкономическими в определении объемов совокупного предложения труда.

Рассматриваемый период многое прояснил в решении дискуссионного вопроса о перспективах реализации ББД: станет ли этот трансферт дополнительным элементом в существующей системе социальной помощи или целиком заменит ее собой. Ни в одной из стран меры, связанные с прогрессом в реализации принципов ББД, не были нацелены на свертывание социальных трансфертов, которые использовались прежде, повсюду имело место дополнение новыми трансфертами уже действующих. Возможна ссылка на недостаток времени для радикального изменения системы социальной помощи - сведение ее к единственному трансферту по-другому не назовешь. Не менее весом, однако, довод о том, что ситуации, подобные пандемии коронавируса, - самое подходящее время для экстраординарных мер. Происходящее подтверждает справедливость этого довода, так как реализация принципов ББД приобрела такие масштабы и формы, осуществление которых не стояло до пандемии в повестке дня правительств ни в одной из рассмотренных стран. Следовательно, ББД предстоит стать элементом системы социальной помощи, хотя, в соответствии с уникальностью его принципов, - элементом, единственным в своем роде.

Еще одним проблемным пунктом концепции БДД была проверка ее значимости на практике [МЫещшз! К., 2018, 37-42]. Эта проверка предполагала выдвижение гипотез, выделение групп участвующих в эксперименте, сравнение полученных результатов с показателями контрольных групп и т.д. Проблема состояла в том, что осуществление подобных проектов, предоставляя полезную информацию, тем не менее, не могло в должной мере соответствовать принципам ББД. Если проект охватывал какую-либо специфическую группу населения (безработные, жители одного населен-

ного пункта и т.п.), то он изначально отклонялся от принципов универсальности и безусловности, специфичных для ББД, которые вследствие этого не могли в должной мере получить подтверждение (или опровержение) своей действенности. Немногочисленные проекты общенационального масштаба, были краткосрочными, что препятствовало апробации принципа регулярности выплат.

Развитие системы социальной помощи в обстановке пандемии не было опосредствованно предварительной практической проверкой значимости предпринимаемых мер. Разумеется, их осуществление опиралось на богатый опыт функционирования системы социальной помощи, но он не включал использование новых трансфертов. Масштабной практики прямых денежных выплат населению в ряде государств до пандемии не проводилось, (реализовывались частными организациями пилотные проекты с относительно небольшим охватом, они не вызывали существенного резонанса в национальном масштабе и не находили поддержку у руководства государств). Имелись исключения: Китай (в особенности, Макао и Гонконг), Бразилия, ЮАР. И все же их опыт скорее подтверждал правило. Это не остановило, однако, правительства от реализации принципов ББД в беспрецедентных масштабах, что нашло понимание у населения всех стран. Следовательно, было бы неправомерно связывать перспективы использования ББД с обязательным осуществлением пилотных проектов и экспериментов. Объективная необходимость этого трансферта обусловлена закономерностью гуманизации современной экономики.

Предпринимаемые меры социальной поддержки характеризуются большей частью как охватывающие период пандемии, с завершением которого их применение будет прекращено. Известно, однако, что нет ничего более постоянного, чем временное. Специалисты прогнозируют вторую волну пандемии. Представляется, что кризис дал толчок к реализации того, что уже назрело, и в части объективных предпосылок для прогресса принципов ББД в системе социальной поддержки населения, и в отношении необходимости осуществления таких мер. И хотя нельзя исключить возможность попятного движения в реализации этих принципов после завершения пандемии, но в отношении концепции ББД и практики ее реализации мир, действительно, будет другим - более подготовленным к ее принятию.

В этом смысле показателен российский опыт. В отличие от западных стран, обращение к концепции ББД в научной среде России началось недавно [Золотов С., Шилов М., 2016, 7-15]. Не-

смотря на новизну идеи для отечественной экономической мысли, в нынешних условиях в России отчетливо прослеживаются тенденции к универсальности и безусловности социальной помощи населения - параллельно с нормализацией экономической жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении ББД складывается парадоксальная ситуация. В период экономического процветания, когда, казалось бы, условия для его введения, самые благоприятные, находилась масса объяснений для отказа от его осуществления: «неэффективность», «непомерная нагрузка на бюджет», «отсутствие надежной эмпирической проверки его принципов», «нехватка политической поддержки» и т.д. Когда же пандемия привела к экономическому спаду, правительства экономически развитых стран словно соревнуются в реализации мер социальной помощи далеко за рамками обычных для периода экономического роста, что привело вплотную к осуществлению ББД. На наш взгляд, в этом находит свое подтверждение роль кризиса как ускоряющего социально-экономическое развитие.

Возможен довод, что прогресс в социальной поддержке населения не является самоцелью, а служит увеличению совокупного спроса. Несомненно, у этого прогресса есть и положительные вторичные эффекты, но это аргумент в пользу введения ББД, а не его критики.

Заключение

Как показывает анализ ситуации в ряде стран, пандемия коронавируса породила такой масштаб социально-экономических проблем, решить которые в рамках существовавшей системы социальной помощи оказалось невозможным. В этой обстановке получили развернутую реализацию принципы социальной помощи, обоснованные в концепции ББД - прежде всего, универсальности охвата и безусловности предоставления.

Прогресс в реализации этих принципов осуществляется в различных формах. Наиболее последовательно - в Испании, где введен ББД. В США новые выплаты имеют универсальный и, в основном, безусловный характер, что, по сути, превращает их в ББД. Близкая к опыту США практика применяется в Сингапуре. В ряде европейских стран (Бельгии, Великобритании и Германии) развитие принципа универсальности социальной помощи более заметно, чем принципа безусловности, так как трансферты предоставляются работникам предприятий, попавших в сложную экономическую ситуацию. В КНР расширен масштаб социальной помощи, правда, выделение ее в форме ваучеров не типично для ББД. В России также используются разнообразные но-

вые формы социальной поддержки, обеспечивающие более развернутое применение принципов универсальности и безусловности, в полной мере характерных для ББД.

Опыт социальной помощи населению в условиях пандемии способствует решению ряда дискуссионных вопросов концепции ББД. Обнаруживается преимущество принципа безусловности над принципом адресной поддержки. Теряет свою значимость довод о неизбежности инфляции при увеличении объемов социальных трансфертов населению. Становится неочевидной необходимость предварительного тестирования мер, ведущих к более последовательной реализации принципов, присущих ББД. Все это приближает перспективу его введения.

В дальнейшем целесообразно исследовать модификацию системы социальной помощи в целом

вследствие реализации основных элементов (критериев) социальной политики, присущих безусловному базовому доходу.

Благодарности и финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-010-00271) «Безусловный базовый доход как регулятор повышения уровня и качества жизни: теоретико-методологическое обоснование, переходные формы и инструментарий для тестирования в России»

Acknowledgments

This work was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-01000271) «Unconditional basic income as a regulator of improving the level and quality of life: theoretical and methodological substantiation, transitional forms and testing tools in Russia».

Список литературы

Баринов Э.А. Коронавирус: влияние на экономику и мировые рынки // Путеводитель предпринимателя. Том 13. № 2. 2020. С. 111-118. DOI: 10.24182/2073-9885-2020-13-2-111-118 Бобков В.Н., Долгушкин Н.К., Одинцова Е.В. Безусловный базовый доход: размышления о возможном влиянии на повышение уровня и качества жизни и устойчивости общества // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 3(213). С. 8-26. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10069 Золотов С.А. Потенциальное влияние безусловного основного дохода на суммарные затраты рабочего времени в России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 2 (60). С. 107-112. Золотов С.А., Шилов М.Л. Безусловный основной доход: сущность и проблемы реализации // Вестник НГИЭИ. 2016. №9(64). С. 7-15.

Лисова Е.В. Воздействие COVID-19 на социально экономическую деятельность регионов // Путеводитель предпринимателя. Том 13. № 2. 2020. С. 119-125. DOI: 10.24182/2073-9885-2020-13-2-119-125 Drozd L.A., Tavares M.M. Responding to COVID-19: A Note. Federal reserve bank of Philadelphia. Working papers research department, April 2020. URL: https://philadelphiafed.org/-/ media/research-and-data/publications/working-papers/2020/ wp20-14.pdf (дата обращения: 01.05.2020). Ford M. The Rise of the Robots. Technology and the Threat of Mass Unemployment. A Oneworld Book. 2016. 334 p. Gali J. The Effects of a Money-Financed Fiscal Stimulus // Journal of Monetary Economics. 2020. Working Paper 26249. URL: https://www.nber.org/papers/w26249.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

Gourinchas P-O. Flattening the pandemic and recession curves. Bercley.URL: https://clausen.berkeley.edu/wp-content/uploads/2020/03/COVID_2b.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

Luttmer E. Slow Convergence in Economies with Organization Capital. Staff Report 585, Federal Reserve Bank of Minneapolis, June 2019. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/sr585.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

Parijs P. van, Vanderborght Y. Basic Income. A Radical Proposal for a free Society and a Sane Economy. Harvard University Press. 2017. 384 p.

Rosseau H-P. COVID-19 - Economic Policy Options for Managing and Recovering from the Crisis in Quebec and Canada // RAPPORT BOURGOGNE 2222020RB02 R. URL: https://cirano.qc.ca/files/publications/2020RB-02.pdf (дата обращения: 10.05.2020).

References

Barinov E.A. COVID-19: influence on economics and world. Entrepreneurship Gide. Vol. 13. № 2. 2020. P. 111-118. DOI: 10.24182/2073-9885-2020-13-2-111-118 (In Russ.). Bobkov V.N., Dolgushkin N.K., Odintsova E.V. Universal basic income: thinking about possible influence on the development of level and quality of life and the sustainability of the society. Living Standards and Quality of Life. 2019. Vol.15 No. 3(213). P. 8-26. DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10069/ (In Russ.). Zolotov S.A. Potential influence of unconditional basic income on labor input in Russian economy. Scientific notes of the crimean engineering and pedagogical university. 2018. No.2 (60). P. 107-112. (In Russ.).

Zolotov S.A., Shilov M.L. Basic income: nature and problems of realization. Bulletin NGIEI. 2016. No.9(64). P. 7-15. (In Russ.).

Lisova E.V. Impact of covid-19 on socio-economic activity of regions. Entrepreneur's Guide. Vol. 13. No. 2. 2020. P.119-125. DOI: 10.24182/2073-9885-2020-13-2-119-125 (In Russ.). Drozd L.A., Tavares M.M. Responding to COVID-19: A Note. Federal reserve bank of Philadelphia. Working papers research department, April 2020. Accessed 01.05.2020. URL: https:// philadelphiafed.org/-/media/research-and-data/publications/ working-papers/2020/wp20-14.pdf

Ford M. (2016) The Rise of the Robots. Technology and the Threat of Mass Unemployment. A Oneworld Book. 334 p. Gali J. The Effects of a Money-Financed Fiscal Stimulus. Journal of Monetary Economics, Working Paper 26249. 2020. Accessed 01.06.2020. URL: https://www.nber.org/papers/ w26249.pdf

Gourinchas P-O. Flattening the pandemic and recession curves. Bercley. Accessed 10.06.2020. URL: https://clausen. berkeley.edu/wp-content/uploads/2020/03/COVID_2b.pdf Luttmer E. Slow Convergence in Economies with Organization Capital. Staff Report 585. Federal Reserve Bank of Minneapolis, June 2019. Accessed 20.06.2020. URL: file:///C:/Users/user/ Downloads/sr585.pdf

Parijs P. van, Vanderborght Y. (2017) Basic Income. A Radical Proposal for a free Society and a Sane Economy. Harvard University Press. 384 p.

Rosseau H-P. COVID-19 - Economic Policy Options for Managing and Recovering from the Crisis in Quebec and Canada. RAPPORT BOURGOGNE 2222020RB02 R. Accessed: 10.05.2020. URL: https://cirano.qc.ca/files/ publications/2020RB-02.pdf

Skidelsky R., Skidelsky E. (2012) How much is enough? Money and the Good Life. Penguin Books. 243 p.

Skidelsky R., Skidelsky E. How much is enough? Money and the Good Life. Penguin Books. 2012. 243 p. Standing G. Basic Income: And How We Can Make It Happen. Pelican Books, 2017. 374 p.

Ugo G., Margaret Grosh M., Rigolini J., Yemtsov R. eds. 2020. Exploring Universal Basic Income: A Guide to Navigating Concepts, Evidence, and Practices.Washington, DC: World Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1458-7/ Widerquist K.A. Critical Analysis of Basic Income Experiments for Researchers, Policymakers, and Citizens. Palgrave. Macmillan. 2018. 167 p. DOI: 10.1007/978-3-030-03849-6 Xie Z. Changes in State Unemployment Insurance Rules during the COVID-19 Outbreak in the U.S. // Munich Personal RePEc Archive, April 2020. URL: http://www.mpra. ub.uni-muenchen.de/99915/8/MPRA_paper_99915.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

Standing G. (2017) Basic Income: And How We Can Make It Happen. Pelican Books. 374 p.

Ugo G., Margaret Grosh M., Rigolini J., Yemtsov R. eds. (2020) Exploring Universal Basic Income: A Guide to Navigating Concepts, Evidence, and Practices.Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-1458-7/ Widerquist K.A. (2018) Critical Analysis of Basic Income Experiments for Researchers, Policymakers, and Citizens. Palgrave. Macmillan. 167 p. DOI: 10.1007/978-3-030-03849-6 Xie Z. Changes in State Unemployment Insurance Rules during the COVID-19 Outbreak in the U.S. // Munich Personal RePEc Archive, April 2020. Accessed 19.04.2020. URL: http://www. mpra.ub.uni-muenchen.de/99915/8/MPRA_paper_99915.pdf

Заявленный вклад авторов:

Золотов А.В. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.

Золотов С.А. - критический анализ литературы, сбор, обработка и анализ данных.

Authors' declared contribution:

Aleksandr V. Zolotov - statement of the problem, development of the article concept, analysis of research results, formulation of research findings.

Sergey A. Zolotov - critical analysis of the literature, collection, processing and analysis of data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.