Научная статья на тему 'Реализация принципа самодеятельности на занятиях иностранного языка (при обучении японскому языку и культуре)'

Реализация принципа самодеятельности на занятиях иностранного языка (при обучении японскому языку и культуре) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птицына Ирина Федоровна

В статье рассматривается один из основополагающих принципов педагогики, введённых А. Ф. Дистервегом, принцип самодеятельности. Затрагивается история его возникновения, приводятся точки зрения некоторых учёных на данный принцип. Упор сделан на усиление воспитательной и внеаудиторной работы в неязыковом вузе путём активизации познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности студентов, изучающих японский язык как второй иностранный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Птицына Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа самодеятельности на занятиях иностранного языка (при обучении японскому языку и культуре)»

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ УЧЕНЫЕ

УДК 378.02:372.8+809.59

Реализация принципа самодеятельности на занятиях иностранного языка (при обучении японскому языку и культуре)

И.Ф. Птицына ~

В статье рассматривается один из основополагающих принципов педагогики, введённых А. Ф. Листер-вегом, - принцип самодеятельности. Затрагивается история его возникновения, приводятся точки зрения некоторых учёных на данный принцип. Упор сделан на усиление воспитательной и внеаудиторной работы в неязыковом вузе путём активизации познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности студентов, изучающих японский язык как второй иностранный.

The article considers one of the main pedagogical principles, the self-activity principle, which was introduced by A. Disterveg. It also describes the history of its appearing. One can find various researchers' points of view on this principle. Activization of educational and extra curricular work intensifies cognitive, research and practical activities of the students who study Japanese as the second foreign language.

Самодеятельность в понимании Дистсрвега -эго свободное самостоятельное познание, позволяющее видеть пути и средства самообразования. Сущность принципа педагогики Дистсрвега - самодеятельности заключается в побуждении воспитанника к самодеятельному исследованию истины, в возбуждении его познавательных задатков |1|.

По мнению В.В. Давыдова, А.Ф. Дистервег, опираясь на достижения немецкой классической философии (на суждения Фихте), ввел в свою педагогику это понятие. Естественное развитие способностей у ребёнка в процессе его воспитания и обучения связано, прежде всего, с развитием умственной самостоятельности, умения самостоятельно рассуждать [2, С. 88|.

Среди советских философов и психологов суждения Л.С. Выготского о роли деятельности в воспитании детей, С.Л. Рубинштейна о творческой самодеятельности близки взглядам А.Ф. Дистервега. В образовании главной фигурой, согласно Л.С. Выготскому, является сам ребёнок как субъект собственной деятельности при активной помощи учителя. "Отсюда перед педагогом встают две задачи: во-первых, индивидуального изучения всех особенных свойств каждого отдельного воспитанника, а во-вторых, ин-

ПТИЦЫНА Ирина Федоровна, ст. преподаватель УМЯ но ТиЕС ЯГУ.

дивидуалыюго приноровления всех приёмов воспитания и воздействия социальной среды на каждого из них" [3, С. 348].

В статье "Принцип творческой самодеятельности" С.Л. Рубинштейн рассматривает данный принцип с точки зрения основного вопроса философии, вопроса об отношении между познанием и его предметом, опираясь на трансцендентальный идеализм Канта. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но и в них созидается и определяется. "Деятельность, определяющая объект, над которым она производится. определяет тем самым и субъект, который её производит; работая над ним, он определяет не только ею, но и себя" |4, С. 94|.

Е.В. Бондаревская в публикации "Ценностные основания личностно ориентированного воспитания" раскрывает понятие человека культуры. "Личность творческая, вариативно мыслящая, ...с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах её жизнедеятельности... Педагогически значимые ориентиры творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объём усвоенных знаний, умений... способность и стремление к жизнетворчеству" [5, С. 31].

Как полагают В.А. Ротенберг и В.М. Кларин, данный педагогический принцип оптимально и эффективно реализуется в процессе обучения

восточному) японскому языку, так как одной из его важнейших особенностей и отличий при обучении восточному языку является упор на активную самостоятельную, личностно значимую деятельность. "Деятельности, прежде всего труду, надо активно учить и учиться. Именно деятельность, труд обеспечивают развитие познавательной активности, формирование системы отношений к людям, обществу и в конечном свете формирование самой личности” [6, С. 45]. Каждый .тудент активно взаимодействует друг с другом, а :акже с преподавателем, и при этом действительно выступает как субъект учебной познавательной, творческой деятельности.

Согласно шкате В.П. Беспалько [7, С. 54 - 55] вся возможная структура деятельности человека предстаатена в виде следующих последовательных уровней усвоения как способности решать различные задачи. Четыре уровня отображают развитие опыта учащегося в данном предмете в процессе обучения.

I уровень (низкий) - "ученический"уровень деятельности. Это алгоритмическая деятельность при внешне заданном атгоритмическом описании ("с подсказкой"). Если в задаче заданы цель, ситуация и действия по её решению, а от учащегося требуется дать заключение о соответствии всех трёх компонентов в структуре задачи, - это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут её выполнять только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними;

II уровень (недостаточный) - "(ыгоритмиче-ский, типовой" уровень деятельности. Если в задаче заданы цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия ио её решению, - это репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия;

III уровень (оптиматьный) - "эвристическая" деятельность, выполняемая по созданному или преобразованному в ходе самого действия. Если в задаче задана цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, - это продуктивное действие эвристического тина. Учащийся в процессе выполнения деятельности добывает объективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы типового действия;

IV уровень (высокий) - "творческая" деятельность. Человек действует "без правил", но в изве-

стной ему области, создавая новые правила действия. Если в задаче известна лишь в обшей форме цель деятельности, а поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели, - это продуктивное действие творческого типа, в результате которого создаётся объективно новая ориентировочная основа деятельности.

Как отмечает исследователь З.Ф. Есарева, "уровни познавательной деятельности студентов могут быть оценены по критерию самостоятельности приобретения знаний, сознательного овладения умениями и навыками; критериями уровня деятельности студента являются степень творчества. проявляемого в деятельности, элементы нового в его научном исследовании, в организаторской деятельности...; критериями уровня коммуникативной деятельности (общения) студента являются характер и количество контактов, доля его участия в общественной жизни факультета, университета, мотивация общения" 18, С. 35].

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе финансово-экономического института (кафедра мировых экономических отношений - экспериментатьная группа) ФАО ГОУ ВПО "Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова". Преподавание японского языка в качестве второго иностранного на этой кафедре началось с 1998 года. У истоков преподавания японского языка в качестве второго иностранного стоял доктор историко-филологических наук, почётный профессор ЯГУ Хидэо Кацуки.

Студенты экспериментальной группы (ЭГ) изучают японский язык как второй иностранный в течение двух с половиной лет ио 4 часа в неделю, начиная с III семестра, и заканчивают обучения в VII семестре. Общее количество часов за весь период обучения составляет 662 часа (340 часов - аудиторные, 322 часа - СРС).

При обучении японскому языку и культуре акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность студентов. Одна из важнейших педагогических задач сегодня - научить человека самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию, при этом способствуя саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию студентов.

Обучение японскому языку как второму иностранному включает в себя проектно-исследовательский блок, обеспечивающий усиление воспитательной и внеаудиторной работы в неязыковом вузе путём активизации познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности студентов.

Внимание обучаемого направлено на реать-ные ситуации общения в ходе реализации про-

ектных работ по изучению культурологических аспектов иностранного языка. Определяющим моментом в данной ситуации является интеллектуально-творческий подход к решению заданий, доминирующими - продуктивно-творческие задания.

Один из механизмов реализации данного условия - выполнение творческих заданий и работ (презентации в формате PowerPoint на русском и японском языках в каждом семестре), которые явились средством получения информации о культуре, традициях страны изучаемого языка.

Творческое направление выражалось в участии студентов-экономистов в ежегодных олимпиадах, в устных выступлениях на японском языке (начальный и продвинутый уровни) на конференциях, фонетик-шоу, встречах с носителями языка, участии в шрах и тематических викторинах, проводимых кафедрой восточных языков и страноведения факультета иностранных языков ФАО ГОУ ВПО "Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова".

На данном этапе нашей работы студенты экспериментальной группы принимали участие в конкурсах устных выступлений (Speech Contest), проводимых в городах Якутске, Иркутске, Новосибирске. Ниже представлены результаты студентов финансово-экономического института, изучающих японский язык в качестве второго иностранного, в различных конкурсах устных выступлений.

Фёдорова В., студентка третьего курса МЭ-04. заняла первое место в I региональном конкурсе речи на японском языке среди студентов Западной Сибири в младшей группе, выступив с докладом "Якутская кухня и диета" (г. Новосибирск, май 2007 г.).

Ядреева О., студентка той же группы, была удостоена третьего почётного места в VI региональном конкурсе выступлений на японском языке среди студентов Сибирского региона, изучающих японский язык (начальный уровень) с докладом "Якутская свадьба" (г. Иркутск, апрель 2007 г.).

Варфоломеева А., студентка МЭ-03, поднялась на третье место в V региональном конкурсе выступлений на японском языке среди студентов Сибирского региона, изучающих японский язык (г. Иркутск, апрель 2006 г.); выиграла грант Ро-тари-клуба округа 5010 на трёхмесячное обучение в Японии в 2007 году, пройдя собеседование в г. Якутске с господином Стивом Ёсида в

2006 году.

Артюшкина М., студентка МЭ-01, выиграла фант Министерства образования Японии на 2008-2010 уч.г., успешно сдала экзамен по япон-

скому языку (3 уровень) (г. Хабаровск, ноябрь 2007 г.) и в данное время обучается в государственном университете г. Саппоро (о. Хоккайдо, Япония).

Калпашникова К., студентка МЭ-00, в 2003 году, выиграв грант Ротари-клуба округа 5010, прошла обучение в Японии в 2004-2005 гг. В данное время учится по фанту Министерства образования Японии в Токийском университете (г. Токио).

В рамках ежегодной "Недели восточных языков" кафедрой восточных языков и страноведения ФИЯ ЯГУ проводятся разнообразные мероприятия. Например, чтение докладов на японском языке (начинающий и продолжающий уровни), олимпиады по японскому языку (начинающий и продолжающий уровни), фонетик-шоу, конкурсы чтецов и т.д.

Так, в 2001 году студентки МЭ-98 Васильева Л. и Тусакова А., выступив с докладами на японском языке (начальный уровень), заняли первое и второе места на конкурсе чтений докладов на японском языке. В 2002 г. Васильева Л. заняла первое место, рассказав на японском языке о представлении якутов о мире. Её одногруи-пница Архипова А. была удостоена второго места. Артюшкина М. (МЭ-02) с темой "Японские друзья" и Варфоломеева А. (МЭ-03) с темой "Символ стойкости в Японии - Дарума" заняли второе и первое места соответственно на впервые проводимом Speech Contest по японскому языку (начинающий уровень) в г. Якутске в 2006 году. В 2007 г. Ядреева О., студентка МЭ-04, заняла второе место во II Speech Contest в г. Якутске по японскому языку (начальный уровень). В феврале 2008 г. студенты МЭ-05 Сутаконя В. и Попова М. приняли участие с докладами "Роль лекарственных растений" и "Проблема ранних браков" на японском языке (продвинутый уровень), выступая со студентами, для которых японский язык является первым иностранным языком. Су-такова В. разделила третье место со студенткой третьего курса ФИЯ, чья специальность - японский язык.

Данный этап (VII семестр) является завершающим. Согласно разработанной модели обучения студентам необходимо представить на японском языке пять устных тем: "Как я про-вел(а) выходные дни”, 'День рождения и подарок", "Моё хобби”, "Путешествие", "Эссе на свободную тему". Студентки МЭ-04 Ядреева О. и Стручкова Е. написали топик "Что меня поразило в Японии" после участия в международной культурной профамме "Крылья дружбы в северо-восточной Азии, в г. Симанэ" (Япония, август

2007 г.).

Одна из предложенных тем оформляется в формате PowerPoint. Студенты МЭ-03 представили следующие темы па II Speech Contest, проводимом в г. Якутске, среди студентов, изучающих японский язык в декабре 2006 г.: "Система воспитания детей в Японии и России", "Сравнение якутской и японской семьи", "Полюс холода", "Горнолыжные курорты в Якутии" и др. Члены жюри отметили интересные темы студентов финансово-экономического института.

Достижения студентов экспериментальной группы приведены в таблице 1.

По опросу, проведённому среди студентов, окончивших обучение второму иностранному языку (японскому), выполнение творческих заданий в формате PowerPoint, посещение различных мероприятий, выставок, просмотр кино и видео являются одними из интересных и увлекательных способов познания культуры и традиций своего и изучаемого народа.

Таблица I

Достижения студентов экспериментальной группы

Мероприятия Участие и достижения студентов

2008 г.

Грант Министерства образования Японии Артюшкина М. (МЭ-02) -обучение в государственном университете Саппоро на период 2008 - 2010 гг.

Неделя восточных языков на кафедре восточных языков и страноведения ФИЯ Студенты МЭ-04 (4 курс) заняли II место в конкурсе презентаций "Путеводитель: Республика Саха (Якутия)" на японском языке (продвинутый уровень). Студенты МЭ-06 (2 курс) заняли II место в конкурсе презентаций "Путеводитель: Страна изучаемого языка" на японском языке (начальный уровень)

Устные выступления на японском языке (г. Якутск) Сутакова В. заняла III место с докладом "Роль лекарственных растений” (продвинутый уровень)

Олимпиада (начальный уровень) Скрябина Н. заняла 1 место в олимпиаде по японскому языку среди студентов, изучающих японский язык как второй иностранный

2007 г.

I региональный конкурс речи на японском языке среди студентов Западной Сибири (младшая группа) (г. Новосибирск) Фёдорова В (МЭ-04) заняла 1 место с докладом "Якутская кухня и диета"

Мероприятия Участие и достижения студентов

2007 г.

VI региональный конкурс выступлений на японском языке среди студентов Сибирского региона, изучающих японский язык (начальный уровень) (г. Иркутск) Ядрссва О. (МЭ-04) заняла III место с докладом "Якутская свадьба"

2006 г.

V региональный конкурс выступлений на японском языке среди студентов Сибирского региона, изучающих японский язык (г. Иркутск) Варфоломеева А. (МЭ-03) заняла III место с докладом "Дарума -символ стойкости японцев"

Грант Ротари-клуба округа 5010 на трёхмесячное обучение в Японии в 2007 году Варфоломеева А. (МЭ-03)

Грант Министерства образования Японии Калпашникова К. (МЭ-98) -обучение в Токийском университете на период 2006-2008 гг.

2003 г.

Грант Ротари-клуба округа 5010 на трёхмесячнос обучение в Японии в 2004 году’ Калпашникова К. (МЭ-98)

В 2000, 2001, 2007 гг. в группах МЭ-99, 00, 04 были проведены открытые уроки но японскому языку. Записанные на видео занятия были оформлены для заявки на участие в конкурсе НМС ЯГУ в номинации "Лучшее практическое занятие 2000, 2001 и 2007 гг.". В 2000 году было присуждено 3-е место; в 2001, 2007 гг. -2-е место.

Таким образом, принцип самодеятельности играет огромную роль при реализации творческих проектов, способствующих в значительной мере формированию положительной учебной мотивации при изучении восточного языка. В частности, актуализируются мотивы самообразования, дальнейшего самостоятельного приобретения дополнительных знаний и изучения японского языка и культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика / В.В. Давыдов // Педагогика. - 1992. - №1 - 2.

- С. 85 - 89.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /

А. Дистервег. - М. : Учпедгиза., 1956. - 374 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М. : Педагогика. 1991. - 480 с.

4. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики / С-1. Рубинштейн // Вопросы философии. - 1989. - №4. -С 88 -'95.

5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29 - 36.

6. Ротенберг В.А., Нюрин В.М. Педагогическое наследие И Г. Песталошш. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. / В.А. Ротенберг. В.М. Кларин. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

7. Беспшько В. П. Слагаемые педагогической технологии /

В.П. Беспалько. - М.: Педагогика. 1989. - 192 с.

8. Основы вузовской педагогики: уч. пос. / Отв. редактор Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр-го универ-та, 1972.

- 311 с.

УДК 372.1.02:372.8:371.64/69+801.4

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в учреждении дополнительного образования

С.В. Федорова

В статье рассмотрены возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках андийского языка. Ланы основные понятия ИКТ, подходы в обучении ИКТ. Проанализированы образовательные характеристики ИКТ в учебном процессе. Рассмотрены пути реализации дидактических функций электронной почты, интернет-ресурсов на уроках английского языка.

The article deals with the possibilities of using information and communication technologies at English lessons. Key definitions of ICT and approaches in teaching English language using ICT are given. Ways of realization of didactic functions of e-mail, in tern et-resources at English lessons are examined.

~~~ Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе. В настоящее время можно наблюдать активное распространение информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях различного типа. Данное явление обусловило интенсивное развитие учебного программного обеспечения. Термин "информационно-коммуникационные технологии" является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ. Так, в Приказе Министерства образования и науки РФ "О концепции модернизации педагогического образования до 2010 года" говорится, что необходимо введение раннего

ФЕДОРОВА Саргылана Васильевна, преподаватель английскою языка, РЦНИТ Министерства образования РОЯ).

изучения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Теоретический анализ показал, что проблема использования информационных технологий в образовательном процессе рассматривается в общем контексте проблем современной системы образования (Р. Вильям, К. Маклин, Г. Клейман, Ф. Уинфрей, В.Г. Кинелев, Э.А. Манушин и др.).

Исследования в области применения информационных и коммуникационных технологий, а также технических средств в учебном процессе рассматриваются в работах И.В. Роберт. Е.С. По-лат, А.В. Смирнова, С.В. Панюковой, В.В. Гузеева и др.; духовно-гуманистический аспект в компьютерном обучении с применением информационно-коммуникационных технологий -А.В. Хуторской, Е.Д. Нелунова и др.

Важное теоретическое направление в изучении проблемы информатизации образования предстаатено в реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий (Е.В. Бондаревская. И.С. Якиманская и др.), в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.