Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов посредством их участия в фестивалях-конкурсах по иностранным языкам'

Развитие творческих способностей студентов посредством их участия в фестивалях-конкурсах по иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС / КРЕАТИВНЫЙ / СПОСОБНОСТИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ТОЛЕРАНТНЫЙ / СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / FESTIVAL-CONTEST / CREATIVE / POTENTIAL / STIMULATION / COMMUNICATIVE / TOLERANT / SOCIAL AND ACTIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верходанова Лариса Сергеевна

Развитие творческих способностей студентов является одной из важных задач обучения иностранным языкам в высшей школе. Одной из эффективных форм стимулирования и развития креативных способностей обучающихся является фестиваль-конкурс иностранных языков. Такой фестиваль проводится Новгородским филиалом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики уже десять лет. Данная статья посвящена определенным этапам проведения фестиваля-конкурса и анализирует основные достижения этого мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верходанова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students Creative Potential in Foreign Languages by Means of Festival-Contest

This article is devoted to one of the main problems concerning the development of creative abilities of students. One of the actual and effective forms is the festival competition of foreign languages. Such festival is held by Novgorod Department of St. Petersburg State University of Service and Economics. It was organized in 2004 and has a long history.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов посредством их участия в фестивалях-конкурсах по иностранным языкам»

УДК 81'243: 81'33: 81'372. 881

Л.С. Верходанова

Развитие творческих способностей студентов посредством их участия в фестивалях-конкурсах по иностранным языкам

Развитие творческих способностей студентов является одной из важных задач обучения иностранным языкам в высшей школе. Одной из эффективных форм стимулирования и развития креативных способностей обучающихся является фестиваль-конкурс иностранных языков. Такой фестиваль проводится Новгородским филиалом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики уже десять лет. Данная статья посвящена определенным этапам проведения фестиваля-конкурса и анализирует основные достижения этого мероприятия.

Ключевые слова: фестиваль-конкурс, креативный, способности, стимулирование, коммуникативный, толерантный, социально-активная личность

Larisa S. Verkhodanova

Development of Students Creative Potential in Foreign Languages by Means of Festival-Contest

This article is devoted to one of the main problems concerning the development of creative abilities of students. One of the actual and effective forms is the festival competition of foreign languages. Such festival is held by Novgorod Department of St. Petersburg State University of Service and Economics. It was organized in 2004 and has a long history.

Keywords: festival-contest, creative, potential, stimulation, communicative, tolerant, social and active personality

Одной из характеристик профессионала является его способность к самореализации и саморазвитию. Творчески активный человек способен добиваться профессиональных удач, отличается высоким интеллектом, умением отстаивать свою точку зрения, самостоятельно разрабатывать и реализовывать новые идеи.

Система образования в современных условиях должна готовить специалистов, которые смогут решать нестандартные задачи.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. отмечает необходимость обеспечения инновационного характера системы образования, формирования специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные вопросы.

В настоящее время практически все студенты понимают значимость и необходимость изучения иностранных языков, однако, иногда наблюдается апатия, безразличие.

Поэтому одной из задач преподавателя иностранного языка является создание условий для поддержания устойчивого интереса к языку. Для этого преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к изучению иностранных языков. Необходимо, создавая положительную мотивацию, не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и представить его как профессионально значимый предмет, прибегая при этом к разнообразным формам и приемам.

Формирование познавательного интереса и развития творческих способностей студентов носит комплексный характер. Успех этого процесса зависит от применения разнообразных методических приемов и средств самостоятельной познавательной деятельности студентов. Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, создание проблемных ситуаций, подготовка презентаций, публичных выступлений, участие в фестивалях, конкурсах и т. п.

Одной из форм развития творческих способностей студентов является организация и проведение фестивалей-конкурсов. Именно через фестиваль, как одну из эффективных форм, объединяющих студентов, которые успевают на «отлично» по дисциплине «иностранный язык», а также обучающихся на «хорошо» и «удовлетворительно», появляется возможность активизации познавательных интересов студентов и их творческого потенциала в сотрудничестве с педагогами. Создается единая команда студентов и преподавателей, объединенных одной общей задачей. И, если к фестивалю добавить элементы конкурса, появляется еще большая заинтересованность студентов в результатах своих достижений по иностранному языку. Элементы соревнования стимулируют студентов, вдохновляя делать свои выступления качественнее, эффективнее, ярче. Тем самым, из года в год при проведении подобного рода фестивалей уровень владения иностранным языком участников качественно повышается.

Задача педагогов при работе со студентами - вырастить не только высококлассного специалиста, но и развитую, успешную личность, помочь найти в себе смелость продемонстрировать свой талант, вынести его на сцену, на суд жюри и однокурсников. А это способствует раскрытию творческого потенциала и активизирует познавательный интерес студента.

В результате поиска новых форм творческого развития студентов посредством иностранного языка было найдено очень интересное решение - проведение фестиваля - конкурса иностранных языков под названием «Дружба». Уже более десяти лет такой фестиваль проходит в Великом Новгороде. Будучи успешно апробированным и получившим большую поддержку не только у Новгородского филиала СПб ГУСЭ (организатора этого фестиваля), но и у комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области и областного автономного учрежде-

ния «Дом молодежи» (учредители фестиваля), фестиваль из года в год пополняет свои ряды все новыми и новыми участниками. Региональный студенческий фестиваль иностранных языков «Дружба» направлен на вовлечение молодежи в общественно - культурную жизнь региона, сферу творчества, нравственное воспитание молодежи.

Фестиваль ставит своей целью воспитание толерантности через усиление коммуникативной направленности изучения иностранных языков и стимулирование творческой инициативы в молодежной среде. Основными задачами фестиваля являются:

- повышение мотивации и потребности обучающихся и студентов образовательных учреждений в изучении иностранных языков;

- культурное и духовное обогащение обучающихся и студентов образовательных учреждений, развитие их познавательного интереса к иностранному языку;

- приобщение к миру ценностей культуры иноязычных стран, развитие творческой личности;

- создание среды творческого общения участников фестиваля;

- привлечение к проблемам обучения иностранным языкам широкого круга представителей различных групп населения, заинтересованных в повышении качества владения иностранным языком на коммуникативном уровне.

В фестивале принимают участие студенты 1-5 курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО), школьники 8-11 классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, студенты и школьники, являющиеся членами творческих коллективов, учреждений культуры и иностранные студенты СПО и ВПО, обучающиеся на территории области.

Количество участников фестиваля растет каждый год. Границы фестиваля ширятся, вовлекая молодежь не только В. Новгорода и Новгородской области (Валдай, Боровичи, Пестово, Старая Русса, Поддорье, Шимск), но и соседних областей Северо-Западного региона (Псковская, Ленинградская), г. Санкт - Петербурга.

Изначально фестиваль был задуман для школьников (2002-2007 гг.), затем к нему присоединились студенты ВПО (с 2007 г.), далее в фестивале начали принимать участие студенты НПО и СПО (с 2009 г.) В 2012 году было предложено добавить учащихся категории «Обучающиеся учреждений культуры». С 2013 года в фестивале стали участвовать иностранные студенты, обучающиеся в ВУЗах на территории Новгородской области.

В связи с большим позитивным резонансом фестиваль из года в год привлекает все большее число участников. В 2013 году количество участников достигло более 400 человек. Соответственно возросло число образовательных учреждений, участвующих в фестивале (с 17 в 2009 г. до 63 в 2013 г.)

Фестиваль проводится в несколько этапов. Это отборочные туры и гала-кон-

церт. Поскольку фестиваль проводится по номинациям «Вокальное творчество», «Танцы народов мира», «Литературно-художественный жанр», то по итогам отборочных туров формируется гала-концерт, на котором представлены наиболее удачные, яркие, понравившиеся зрителям, а главное, отвечающие критериям, по которым жюри проводит отборочные туры, выступления участников в виде песен на самых разных языках, театральных постановок, декламации стихов, литературных композиций, национальных танцев. На фестивале звучат произведения на европейских и восточных языках: английском, немецкий, французском, а также шведском, польском, чешском, норвежском, итальянском, японском, греческом.

Среди критериев оценки выступления участников можно выделить следующие: уровень владения языком, уровень владения исполнительскими навыками (музыкальными, литературно-художественными, танцевальными), сценический образ (артистичность, органичность поведения на сцене, внешний вид исполнителя), художественное оформление выступления, (соответствие танца культуре и традициям представленной страны - для номинации «Танцы народов мира»), моральноэтическое содержание номера.

За время проведения фестиваль приобрел свои традиции. Традиционным стало посвящать фестиваль наиболее значимым событиям в году. Так, в 2009 году фестиваль был посвящен году молодежи, в 2010 - году учителя, в 2012 г. -1150-летию Российской государственности. Традиционно на фестиваль приглашают зарубежных гостей. Яркое действо, представленное на гала-концерте, обычно украшено присутствием гостей из Финляндии, Франции, Китая, Польши, Перу и др. стран.

Фестиваль «Дружба» неся в себе идеи патриотизма, интернационализма, добра и гуманизма, превращается в фестивальное движение, демонстрируя преемственность поколений школьников, студентов, педагогов.

С каждым годом повышается качественный уровень владения иностранными языками у участников фестиваля, все больше раскрывая творческие способности педагогов и их воспитанников в инновационной форме.

Фестиваль иностранных языков - это не развлекательное мероприятие, это творческий конкурс, способ воспитания толерантности к культурам других стран. Фестиваль дает возможность любому участнику показать свои умения и навыки в овладении иностранным языком; любому таланту - раскрыться; единомышленникам - объединиться и еще более увлечься идеей необходимости и значимости изучения иностранного языка.

Литература

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ от 03. 04. 2012 года // Президент России: [офиц.

сайт]. -Электрон. дан. - Москва, 2009-2014. -Режим доступа: http: // special. kremlin. ru / acts / 14907 (дата обращения 24. 01. 2014). - Загл. с экрана.

2. Верходанова, Л. С. Фестиваль «Дружба» как форма творческой инициативы педагогов иностранных языков / Верходанова Л. С., Федосова Н. Г. // Ментор. - 2006. - № 1. - С. 16-18.

3. Положение о региональном студенческом фестивале иностранных языков «Дружба» [Электронный ресурс]: утв. приказом Комитета обр., науки и мол. политики Новгородской обл. от 24. 01. 2013 № 46 // Департамент обр., науки и мол. политики Новгородской обл.: [офиц. сайт]. - Электрон. дан. - Великий Новгород, 2013. - Режим доступа: http: // edu53. ru / np-includes / upload / 2013 / 02 / 18 / 3350. pdf. Загл. с экрана.

4. Черкасов, М. Н. Инновационные методы обучения студентов [Электронный ресурс] / М. Н. Черкасов // Инновации в науке: материалы XIV Междунар. заочной научно-практ. конференции, Новосибирск, 19 ноября 2012 г. / [Под ред. Я. А. Полонского]. Электрон. дан. Новосибирск: 2012 г. - Режим доступа: http: // sibac. info / index. php / 2009-07-01-10-21-16 / 5010-2012-11-26-13-41-40 (дата обращения 24. 01. 2014). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.