New university
Economics & Law 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
УДК 340
Т.В. Шелудякова , А.Н. Корчагина
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАВНЫХ И СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье говорится об основных принципах выборов, их реализации и дальнейшем развитии данного института избирательного права в Российской Федерации.
Ключевые слова: избирательное право, выборы, принципы выборов, избирательный процесс, избиратели, наблюдатели.
Важнейшие конституционные принципы выборов (всеобщность, равенство, прямое, тайное голосование, добровольность, свобода участия в них граждан и т.д.) стали объектом текущего законодательного регулирования, отличающегося высокой нестабильностью. Более того, даже сама категория «выборы населением» трактуется руководством страны произвольно во многом за счет того, что конституционно не закреплена их принципиальная основа (вспомним пример с заменой в 2005 году выборов глав субъектов Федерации назначением, причем этот порядок назначения глав субъектов федеральным центром был объявлен еще одной разновидностью выборов губернаторов и президентов национальных республик их жителями) [1, с. 310].
Период организации и проведения выборов в нашей стране всегда сопровождался дискуссией, широким освещением в средствах массовой информации, а по окончании избирательного процесса анализом проблем и ошибок. Как известно, участие граждан в выборах основывается на избирательном праве, которое в свою очередь строится на принципах.
Наиболее содержательное определение принципов избирательного права дал С.Д. Князев: «Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских граждан» [2, с. 20-31].
© Шелудякова Т.В., Корчагина А.Н., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.8-9
Шелудякова Татьяна Васильевна - преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран, Воронежский государственный университет, Россия.
Корчагина Анна Николаевна - студент юридического факультета, Воронежский государственный университет, Россия.
61
Новый университет
Экономика и право 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
Мнения ученых расходятся в вопросе о том, что следует включать в принципы избирательного права и как их классифицировать. Так, Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко разделяют принципы избирательного права и принципы избирательного процесса. К принципам избирательного процесса они относят следующие: обязательность и периодичность, свободный характер выборов, альтернативность, открытость и гласность, подлинные выборы [3, с. 280-287].
О.Е. Кутафин выделял пять принципов проведения выборов: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свободное и добровольное участие гражданина в выборах [4, с. 331-334]. С.А. Авакьян говорит о следующих принципах: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, свобода выборов и добровольность участия в них граждан, сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов, состязательность, сочетание государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств, проведение выборов избирательными комиссиями [5, с. 168-194].
С.Д. Князев выделяет принципы собственно избирательного права и принципы образующих его институтов (принципы предвыборной агитации, финансирования выборов, образования избирательных округов, выдвижения и регистрации кандидатов, рассмотрения жалоб на нарушение избирательных прав, ответственности за нарушение избирательных прав и др.). Принципы собственно избирательного права разделены на две группы: принципы организации и проведения выборов, принципы участия российских граждан в выборах. К принципам организации и проведения выборов отнесены следующие: обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов. Среди принципов участия граждан в выборах названы: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах [6, с. 51-101].
В ст. 3 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободных выборов как высшее непосредственное выражение власти народа [7]. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав. В ст. 1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах. Названный принцип раскрывается и в нормах избирательного законодательства, регулирующих вопросы предвыборной агитации, в том числе из установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации (ст. ст. 48 - 56 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав) [8, с. 83]. Свободные выборы предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью при обеспечении свободного волеизъявления граждан в условиях состязательности и открытости [9, с. 30-36].
Если обратиться к практической стороне этого вопроса, то можно обнаружить нарушения принципов избирательных прав граждан.
Рассмотрим на примере последних Президентских выборов нарушение принципа свободных выборов. К Протоколу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации (подписан 7 марта 2012 г.) прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов Президента Российской Федерации), где было прикреплено Особое мнение члена Центральной избирательной комиссии Евгения Ивановича Колюшина, в котором он указал на причины своего несогласия с данным Протоколом. В частности, Е.И. Колюшин конкретными нарушениями принципа свободных и равных выборов считает:
1. Резкий рост (более, чем на 1,6 млн. человек) числа избирателей, которые проголосовали в переносные ящики. По отдельным регионам в сравнении с 2008 годом число таких избирателей увеличилось на 30-60 и более процентов. Высокий удельный вес голосования в переносные ящики парализует позитивное воздействие мер по техническому перевооружению избирательной системы.
2. Наличие серьезных нарушений прав наблюдателей, членов участковых избирательных комиссий, выразившиеся, в частности, в задержке допуска наблюдателей на участок и голосо-
62
New university
Economics & Law 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
вании без наблюдения, удалении наблюдателей, требующих предоставления информации, пресекающих незаконное голосование вместо других лиц, отказе в предоставлении копий протоколов об итогах голосования или предоставлении неправильно оформленных копий протоколов участковых избирательных комиссий, отстранении от работы членов комиссии.
3. Несоблюдение информационными телепрограммами равного по времени освещения предвыборной деятельности, запрет предпочтения какому-либо кандидату на телевидении в период избирательной кампании, предусмотренное законодательством. В.В. Путину отводилось больше времени для освещения его деятельности, так как в то время он был Председателем Правительства Российской Федерации, совершал в рамках своей служебной деятельности поездки по стране, давал указания об улучшении условий жизни конкретных граждан, встречался с предпринимателями, был лидером Общероссийского народного союза и политической партии, вел предвыборную деятельность.
4. Процедура определения результатов выборов была проведена в усеченные сроки, что помешало в итоге выразить особые мнения членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а жалобы (заявления) на нарушения закона о выборах Президента России и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения вопреки прямым требованиям закона (п. 7 статьи 76 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») не были приложены к Протоколу о результатах выборов, а вновь поступившие - не рассмотрены [10].
Следовательно, у некоторых кандидатов возможность победить была больше, чем у других, что является нарушением принципов равных и свободных выборов.
В 2012 году Конституционный Суд Российской Федерации приступил к рассмотрению дела о праве всех российских граждан оспаривать итоги выборов в судах общей юрисдикции. В Санкт-Петербурге слушалось дело по жалобам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина (к нему обратились из Подмосковья), семи петербуржцев, регионального отделения партии «Справедливой России» и наблюдателей от Коммунистической партии Российской Федерации Василия Тимошенко и Петра Серебрякова из Воронежской области.
Заявители приняли участие в выборах Думы в 2011 году и Президента в 2012 году не только как избиратели или кандидаты, но и как члены участковых избирательных комиссий или как наблюдатели за ходом голосования. Многие из них впоследствии сочли, что данные, внесенные в систему ГАС «Выборы», различались с протоколами, которые они подписывали. Однако обратившись в суд за защитой своих избирательных прав, заявители столкнулись с неожиданной позицией правоприменителей: им отказывали, объясняя, что реализация права граждан избирать заканчивается в момент голосования, а нарушения законодательства при голосовании следует оспаривать надлежащим заявителям - то есть лицам, чьи интересы затронуты при распределении мандатов в течение трех месяцев.
Рассмотрев заявления, Конституционный Суд в своем Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П [11] принял решение о несоответствии Конституции России норм права, которыми руководствовались суды общей юрисдикции при вынесении решения по оспариваемому делу, а само решение подлежащим пересмотру. Это должно положительно сказаться на результатах будущих выборов.
На результатах выборов все более сказывается явка избирателей. В России действует принцип добровольности участия, т.е. государство не может принудить граждан к голосованию на выборах. Однако, обязательность участия в выборах закреплена в конституционном законодательстве некоторых зарубежных стран таких как Аргентина, Австралия, Бразилия, Сингапур. Это дает почти стопроцентную явку избирателей. Конечно, мы не призываем законодательно закрепить принцип обязательности участия в выборах, но на наш взгляд, чтобы в стране государственную власть осуществляли честные, высокоморальные, профессионально подготовленные люди, все же необходимо реальное мнение большинства населения, которое и должно быть выражено в ходе выборов. В перспективе для увеличения явки избирателей надо повышать уровень правовой культуры детей и молодежи, воспитывать гражданское правосознание, что можно сделать уже сейчас с помощью введения учебных программ в общеобразовательных уч-
63
Новый университет
Экономика и право 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
реждениях по типу курса правоведения, а также вещанием специальных телепередач, например, «Ваше право», на ведущих каналах страны в доступное время.
Библиографический список
[1] Добрынин Н.М. К вопросу о соотношении Конституции Российской Федерации и конституционализма: действительное и неизбежное // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 3 - 10.
[2] Князев С.Д. Принципы избирательного права / С.Д. Князев // Правоведение. - 1998. - № 2. - С. 20-31.
[3] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / учебник, отв.ред. А.А. Вешняков. - М: Норма. - 2003. - С. 280-287.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2009. - С. 331-334.
[5] Авакьян А.С. Конституционное право России в 2 т. Т 2. - С. 168-194.
[6] Князев С.Д. Российское избирательное право / учебник // Владивосток: издательство Дальневосточного государственного университета. - 2001. - С. 51-101.
[7] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
[8] Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 83 с.
[9] Иванченков Ю.В. Принципы избирательного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С. 30 - 36.
[10] Колюшин Е.И. Особое мнение члена ЦИК Е.И. Колюшина о Протоколе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации (подписан 7 марта 2012 года, к Протоколу прилагается Сводная таблица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2012.№3 -С. 318-321.
[11] По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области»: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 5. - 2013.
***
УДК 340
T. V. Shedyakova, A.N. Korchagina
REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF EQUAL AND FREE ELECTIONS: IMPROVEMENT PROBLEMS
In article it is told about the basic principles of elections, their realization and further development of this institute of an electoral right in the Russian Federation.
Keywords: electoral right, elections, principles of elections, electoral process, voters, observers.
64