Научная статья на тему 'Анализ общих норм избирательного законодательства об обеспечении принципа гласности в рамках избирательного процесса'

Анализ общих норм избирательного законодательства об обеспечении принципа гласности в рамках избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / АГИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паньшин Д.И.

В статье рассматриваются общие нормы избирательного законодательства, закрепленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые обеспечивают последовательную реализацию принципа гласности в рамках предусмотренных стадий избирательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ общих норм избирательного законодательства об обеспечении принципа гласности в рамках избирательного процесса»

11. Ягупова Е.А., Палий М.В. Мошенничество с банковскими картами и методы их противодействия в России / Е.А. Ягупова, М.В. Палий // Символ науки. - 2017. - № 1. - С. 85-88.

Паньшин Д.И.

Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

г. Москва, Россия

АНАЛИЗ ОБЩИХ НОРМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В РАМКАХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматриваются общие нормы избирательного законодательства, закрепленные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые обеспечивают последовательную реализацию принципа гласности в рамках предусмотренных стадий избирательного процесса.

Ключевые слова: принцип гласности, избирательный процесс, выборы, избирательные комиссии, агитация

Panshin D.I.

Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Municipal Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)

Moscow, Russia

THE ANALYSIS OF THE GENERAL NORMS OF ELECTORAL LEGISLATION ON THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY IN THE ELECTORAL PROCESS

Abstract. The article deals with the general rules of the electoral legislation, enshrined in the Federal law «On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in a referendum of citizens of the Russian Federation», which ensure the consistent implementation of the principle of transparency in the framework of the stages of the electoral process.

Key words: principle of publicity, electoral process, elections, election commissions, agitation.

Гласность является одним из критериев, характеризующих общество и социальную действительность. От гласности зависит качество и объем информации доступной обществу. Чем активнее происходит обмен информацией между членами общества, тем более оно приспособлено к изменяющимся условиям существования. Обществам с развитой демократией наиболее свойственен постоянный обмен информацией, происходящий через печатные издания, телевидение, глобальную сеть и иные каналы связи. Это связано с тем, что демократическому обществу наиболее характерна информационная открытость общественной жизни и информационная недоступность к частной.

Учитывая это, принцип гласности при проведении и подготовке выборов в демократическом обществе должен, в первую очередь, предполагать своевременное информирование о проведении открытых заседаний избирательных комиссий всех уровней, их полноценное освещение и опубликование протоколов по окончанию таких заседаний. Реализация подобных заседаний позволяет избирателям вести открытое обсуждение по конкретным вопросам и давать актуальные комментарии.

Несмотря на постоянную корректировку избирательного законодательства Российской Федерации, существуют связанные с выборами процедуры, которые четко не определены в законе. Обеспечение гласности при принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру выборов, позволяет не только избежать неверной трактовки законодательства и последующего нарушения процедуры выборов, но и укрепить доверие избирателей к самим выборам.

Гласность в избирательном процессе непосредственно связана с порядком регистрации избирателей, качеством освещения проводимых предвыборных кампаний, реализацией наблюдения за выборами и обеспечением их открытости и прозрачности. Благодаря налаженной и тесной связи между источником информации и неограниченным кругом лиц, заинтересованным в такой информации, становится возможной эффективная реакция на возникающие в ходе выборов жалобы и выявляемые нарушения, становится возможным оперативное предупреждение попыток дестабилизовать отдельные этапы и стадии избирательного процесса за счет различного рода провокаций, в том числе так называемых «информационных вбросов».

Отметим, что в литературе сложились различные подходы к перечню стадий избирательного процесса. Например, С.Д. Князев делит стадии на основные и факультативные. К первой группе стадий автор относит: 1) назначение выборов; 2) формирование организаци-

онно-технологической основы выборов; 3) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); 4) агитация при проведении выборов; 5) голосование, определение итогов голосования, результатов выборов, включая сюда легитимацию. К факультативным - стадии приостановления (переноса) выборов, дополнительного выдвижения кандидатов и повторного голосования [3, С. 315].

В.В. Маклаков на одиннадцать стадий избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) установление избирательных округов; 3) установление избирательных участков; 4) создание избирательных органов; 5) регистрация избирателей; 6) выдвижение кандидатов; 7) агитационная кампания; 8) голосование; 9) подсчет голосов и установление итогов голосования; 10) возможный второй тур голосования и (или) новые выборы; 11) окончательное определение и опубликование итогов выборов [4, С. 382].

Следует признать, что дискуссионность по поводу перечня стадий избирательного процесса не претендует на отрицание отдельных этапов и процедур. Некоторая теоретическая неопределенность касается объема конкретных стадий, перехода из одной в другую.

В связи с изложенным, представляется целесообразным детальное изучение проявлений принципа гласности в избирательном процессе не столько по отдельным стадиям, сколько в ходе разнообразных последовательных этапов и процедур, их составляющих.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Говоря об обеспечении гласности при назначении выборов отметим нормы п. 7-8 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые устанавливают положения, касающиеся обязательного официального опубликования решения о назначении выборов в средствах массовой информации в срок, не превышающий пяти дней с момента принятия такого решения, а в отдельных случаях нарушения порядка назначения выборов - в срок, не превышающий семи дней [1].

Далее происходит образование избирательных округов, а также избирательных участков и составление списков избирателей, где тоже предусмотрена обеспечительная функция гласности.

Далее происходит формирование избирательных комиссий и резерва избирательных комиссий.

Избирательные комиссии как основные субъекты обеспечения принципа гласности по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации (Роскомнадзор [2]), обязаны не позднее чем на

пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов опубликовать перечень государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Такой перечень представляется в соответствующую комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Предшествует этому предоставление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, не позднее чем на пятый день после опубликования решения о проведении выборов список организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) указанного решения, выделялись бюджетные ассигнования из федерального бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), а также сведения о виде и об объеме таких ассигнований. Аналогичный механизм установлен в отношении иных избирательных кампаний.

Вслед за этим рассмотрим выдвижение кандидатов и их регистрацию. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что информация о кандидатах и о недостоверности предоставленных ими сведений сообщается через СМИ (п. 7, п. 8 ст. 33), список политических партий также подлежит опубликованию (п. 9. ст. 35, п. 9, п. 10 ст. 35.1), опубликовывается также список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах (п. 19. ст. 37) [1].

После этого свое начало берет предвыборная агитация. Федеральными законами определены основные характеристики предвыборной агитации: данный юридический феномен существует исключительно в рамках избирательной кампании в определенный период. Имея явную политическую направленность, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не тождественна политической рекламе, проводимой вне избирательной кампании. Вместе с тем предвыборная агитация является специализированной целенаправленной деятельностью, а именно множеством планомерно осуществляемых и целенаправленных особых действий, отличие которых в побуждении к голосованию за или против конкретных кандидатов, списков канди-

датов. При этом, распространение материалов информационного характера, отвечающего признакам предвыборной агитации до начала соответствующей избирательной кампании, согласно действующему избирательному законодательству, таковой не признается. Однако, в меньшей степени, это распространение листовок с отчетом о проделанной работе депутата либо выборного должностного лица, в основном обещания, просьбы поддержать, агитация лиц, занимающих высокое должностное положение, призывы проголосовать или изложение программных материалов будущего кандидата.

Далее наступает ключевая стадия избирательного процесса - непосредственно голосование. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит, что при проведении выборов на информационном стенде размещаются информационные материалы о субъектах пассивного избирательного права (п. 3 ст. 61). О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей, не позднее, чем за 10 дней до дня голосования через СМИ (п. 2 ст. 64). График работы комиссий для проведения досрочного голосования размещается в СМИ (п. 4 ст. 65) [1].

На последней стадии происходит определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорит, что при проведении выборов данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 36. ст. 68). В случае если принято решение о внесении изменений в итоговый протокол комиссия информирует об этом наблюдателей, а также представителей средств массовой информации (п. 8, п. 9 ст. 69). Избирательные комиссии по требованию обязаны предоставлять итоги голосования избирателям, СМИ и др. (п. 1 ст. 72). Общие данные о результатах выборов направляются избирательными комиссиями в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов (п. 2 ст. 72) [1].

Как мы видим, каждая стадия включает в себя действия и процедуры, связанные с обеспечением гласности, что преимущественно возложено на избирательные комиссии, взаимодействующие в этом вопросе на основании законодательных норм с органами государственной власти и средствами массовой информации. Важной особенностью является баланс в обеспечении гласности с порядком реализации стадий, то есть недопустимы такие действия, которые будут создавать

избыточные условия, мешающие самому ходу избирательного процесса. В этих целях произошла унификация порядка участия наблюдателей в рамках регулирования обеспечения гласности в деятельности избирательных комиссий.

Представляется, что обеспечение гласности в тех или иных формах обеспечивает правомерность избирательного процесса, его стадий, этапов и процедур, осуществляя их легитимацию. Это несколько расширяет подход к ее пониманию в избирательном процессе, который обозначен в юридической науке, в частности С.Д. Князевым, так как обеспечение открытости стадий избирательного процесса немыслимо без опубликования сведений о ходе их реализации.

В заключение отметим, что законодателем созданы условия легитимации стадий избирательного процесса, где центральное место занимают формы обеспечения гласности, которые не должны нарушать нормальный ход развития избирательного процесса и обеспечивать открытость информации о выборах для неограниченного круга лиц.

Список литературы

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

2. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 12. - Ст. 1431.

3. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права / С.Д. Князев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. - 416 с.

4. Маклаков В.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / В.В. Маклаков. - М.: БЕК, 1999. - 584 с.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Кузьмин А.В.

к.и.н., доцент

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции, определяющие развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства на региональном и муниципальном уровнях, отмечены основные проблемы и определены основные направления экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управление сферой жилищно-коммунального хозяйства, организационная структура, экономическая политика, модернизация.

Kuzmin AV.

PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

FEATURES OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL ECONOMY AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS OF MANAGEMENT

Abstract. The article discusses the main trends determining the development of the housing and utilities sector at the regional and municipal levels, highlights the main problems and identifies the main directions of economic reform of the housing and utilities sector in modern conditions.

Key words: housing and communal services, management of the housing and utilities sector, organizational structure, economic policy, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.