Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
твердые коммунальные отходы / субъект РФ / территориальная схема обращения с отходами / отходоперерабатывающий кластер

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Давыдова Алена Игоревна

Данная статья посвящена анализу регионального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Рассмотрены новеллы федерального законодательства, исследован принцип межмуниципального зонирования территории. Выявлены отдельные проблемы правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Давыдова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»



| SCIENCE TIME |

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Давыдова Алена Игоревна, ФКОУ ВО «Воронежский институт ФСИН России», г. Воронеж

E-mail: dalena97@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу регионального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Рассмотрены новеллы федерального законодательства, исследован принцип межмуниципального зонирования территории. Выявлены отдельные проблемы правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, субъект РФ, территориальная схема обращения с отходами, отходоперерабатывающий кластер.

Несмотря на наличие положительных тенденций в рассматриваемой сфере, в настоящее время особо актуальной становится проблема существования в Воронежской области твердых коммунальных отходов в несанкционированных местах.

Одним из важнейших средств реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации является принятие региональных целевых программ, что отнесено к полномочиям субъектов РФ.

С 1 января 2016 г. в соответствии с главой V.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[1] полномочия по регулированию обращения с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО) переданы органам государственной власти субъекта РФ с детальной регламентацией деятельности федеральными нормами. Так, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения

1 SCIENCE TIME 1

твердых коммунальных отходов [2]. Вследствие этого каждый субъект Российской Федерации должен был подготовить и утвердить региональную программу в области обращения с отходами и территориальную схему обращения с отходами, на основе которой в порядке, утвержденном Правительством РФ, утверждаются инвестиционные программы, поскольку именно в соответствии с ними возможны строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с ТКО.

В Воронежской области 11 ноября 2015 г. утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области, входящая в состав государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы» в качестве подпрограммы [3].

В соответствии с документами территориального планирования Воронежской области, а также с учетом областных и муниципальных программ, содержащих мероприятия в области обращения с отходами, приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 № 356 была утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области[4].

Данная Территориальная схема обращения с отходами основана на принципе отнесения нескольких муниципальных образований к одному отходоперерабатывающему кластеру, который закреплен в комплексной схеме обращения с отходами на территории Воронежской области [5]. Комплексной схемой предусмотрено создание в Воронежской области восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров (Воронежский, Борисоглебский, Богучарский, Бутурлиновский, Калачеевский, Лискинский, Панинский, Россошанский).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ, на конкурсной основе выбирает регионального оператора, который и будет осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Федерации в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Так, 29 мая 2017 г. департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО в Воронежском межмуниципальном кластере, включающем 9 муниципальных образований региона с общей численностью населения около 1 330 000 человек. Количество образующихся ТКО в зоне деятельности регионального оператора - 965 550,7 тонн в год. Отходы, образующиеся в зоне деятельности регионального оператора

1 SCIENCE TIME 1

планируется размещать на 4 действующих полигонах ТБО, включенных в ГРОРО в Семилукском районе, в городском округе г. Нововоронеж и в Новоусманском районе.

Победителю данного конкурсного отбора будет присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и предоставлено право заключить соглашение сроком на 15 лет об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер).

Воронежский межмуниципальный кластер характеризуется наибольшим объемом образования ТКО - 1,18 млн. т в год (58,2% от всей Воронежской области), что связано со значительной концентрацией населения в Воронежской агломерации, а также уровнем производственной, деловой активности населения. Для каждого из семи других межмуниципальных кластеров Воронежской области характерны существенно меньшие объемы образования ТКО. На территории Лискинского межмуниципального кластера образуется 10% объема твердых коммунальных отходов Воронежской области, Борисоглебского кластера - 7,8%, Россошанского и Бутурлиновского - 6,13% и 5,96% соответственно. Панинский межмуниципальный кластер дает 4,88% в общей доле образования ТКО в области, Калачеевский и Богучарский межмуниципальные кластеры - по 3,5% [4].

В Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области вошли 19 групп отходов, признанных приоритетными для воронежского региона по объему их образования, опасности для окружающей среды и ресурсной ценности. Указанные группы включают в себя 36 видов отходов, что составляет 90,3% от общего объема их образования. При введении раздельного сбора на базе расширенной ответственности производителя рост количества твердых коммунальных отходов в воронежском регионе как видов отходов, представляющих собой смесь материалов и изделий, должен как минимум прекратиться.

Реализация Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области началась с проектирования в Бутурлиновском муниципальном районе Воронежской области отходоперерабатывающего кластера, включающего Бутурлиновский, Павловский, Таловский муниципальные районы области. Целесообразность такого решения в какой-то степени сомнительна, поскольку более 70% годового объема отходов образуется в г. Воронеж, где расположены основные предприятия по переработке вторсырья. Однако статистика утверждает, что именно на Бутурлиновку приходится две трети от общего количества нелегальных воронежских свалок. Несмотря на это, в указанном

1 SCIENCE TIME 1

регионе существуют всего двадцать санкционированных свалок, своего полигона нет, равно как и в трех соседних муниципальных образованиях. Возить мусор на ближайшую оборудованную площадку для захоронения отходов - под г. Павловск - невыгодно экономически. К тому же там полигон уже переполнен [6].

В состав кластера будут входить: современный полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), рассчитанный на прием отходов в количестве 601,9 тыс. м в год, и участок механической сортировки отходов на 2 линии производительностью по 40,0 тыс. т в год. Пригодное для переработки вторсырье будут накапливать на отдельной площадке. Для этого на территории Гвазденского сельского поселения Бутурлиновского муниципального района сформирован земельный участок площадью 12 га. Однако при реализации данного проекта возникла новая проблема: жители указанного поселения утверждают, что земля - их паевая собственность, и возражают против реализации проекта.

В городском округе г. Нововоронеж, входящим в состав Воронежского кластера, в непосредственной близости к действующему полигону ТКО, строится новый объект захоронения отходов (мощностью 225 тыс. м 3, планируемый ежегодный объем принимаемых отходов в неуплотненном состоянии 95 тыс. м 3), а также мусоросортировочный комплекс (производительностью до 50 тысяч тонн в год). Также в 2016 году при действующем полигоне ТКО ООО «Каскад», на который поступает основной поток отходов, образующихся на территории областного центра, эксплуатировался в пилотном режиме мусоро сортировочный комплекс проектной мощностью 30 тыс. т/год. [7]

Тем не менее опыт других регионов РФ демонстрирует эффективность обращения с отходами, основываясь на принципе образования отходоперерабатывающих кластеров. Например, Костромская область стала первым в России регионом, установившим на своей территории автоматизированный мусоросортировочный комплекс по глубокой обработке и обезвреживанию твердых отходов. Завод мощностью 100 тысяч тонн в год открылся в мае 2016 года в промышленной зоне на улице Базовой в г. Кострома. На новом предприятии организовали полностью автоматизированный процесс сортировки и вторичной переработки мусора без участия человека. Из массы органических отходов выделяются полимеры, металлы, бумага, картон, текстиль и пластик. Такая детализация позволяет предприятию продавать вторичные ресурсы. Одним из самых востребованных товаров стал пластик. Благодаря введению в строй завода объем захоронения мусора сократился в несколько раз: теперь порядка 70-80% отходов г. Кострома и соседних районов идет на вторичную переработку. На свалку свозятся лишь так называемые «хвосты» -непригодные для вторичного использования остатки. [6]

*

13

1 SCIENCE TIME 1

Несанкционированные свалки являются объектами повышенной экологической опасности и требуют скорейшей ликвидации. Решению этой задачи способствует появление на территории межмуниципальных кластеров современных полигонов ТКО.

Необходимо обратить внимание на то, что до 1 июня 2017 года осуществлена доработка электронной модели территориальной схемы обращения с ТКО и программное обеспечение для ведения регионального кадастра отходов в Воронежской области. Электронная модель и региональный кадастр будут интегрированы с межотраслевой комплексной геоинформационной системой Воронежской области. Такая инновационная разработка позволит автоматизировать процесс корректировки территориальной схемы обращения с отходами, вести единую базу данных о региональных отходах, включая сбор данных от муниципальных образований, визуализировать общедоступную информацию об объемах и потоках отходов на интерактивной карте от контейнерных площадок до полигонов захоронения, анализировать и планировать развитие отрасли обращения с отходами, автоматически публиковать сведения, хранящиеся в системе, на интернет-портале в форме открытых данных.

Таким образом, реализация регионального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на обеспечение приоритета утилизации отходов над их захоронением, развитие инфраструктуры их раздельного сбора и переработки. В целом, выстраивание логистики перемещения ТКО автоматически формирует условия для создания в регионе отходоперерабатывающих кластеров.

Литература:

1. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с изм. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 1 (ч. 1). - Ст. 27.

2. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641: постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 47. - Ст. 6640.

3. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы»: постановление Правительства Воронежской области от 11.11.2015 № 856 (ред. от 24.03.2017) // Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.govvrn.ru

1 SCIENCE TIME 1

4. Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Воронежской области: приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 26.08.2016 № 356 // Воронежская область. Официальное опубликование нормативно-правовых актов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.govvrn.ru/?q=node/7627

5. Об утверждении Комплексной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области: приказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 20.02.2014 № 49 // Воронежская область. Официальное опубликование нормативно-правовых актов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.govvrn.ru/sites/default/files/docpriroda49-22042015.pdf

6. Вместо свалки. Готовы ли регионы ЦФО к цивилизованной переработке отходов? // Год экологии в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ecoyear.ru/2017/01/vmesto-svalki-gotovy-li-regiony-tsfo-k-tsivilizovannoj-pererabotke-othodov

7. Доклад о состоянии окружающей среды на территории Воронежской области в 2016 году // Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области. - Тамбов: ООО «ТПС», 2017. - 208 с.

*

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.