Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
154
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волосникова Г.А., Гладун И.В.

Выявлен ряд проблем при использовании территориальных схем в области обращения с отходами для формирования эффективных региональных систем ресурсосбережения и управления вторичными ресурсами. Систематизированы методологические принципы создания региональной концепции схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Сформирована структурно-функциональная модель управления отходами. Определены условия и механизмы реализации кластерной организации сегмента переработки отходов. Обоснована классификация систем организации переработки отходов в зависимости от базовых параметров и специфики региона. Разработаны предложения концептуально-организационного и технологического характера к комплексной корректировке утвержденной территориальной схемы обращения с отходами в Хабаровском крае. Реализация предлагаемых мероприятий позволит минимизировать негативные экологические последствия за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для развивающихся в крае территориально-производственных комплексов. Разделение муниципальных образований края на кластеры с выделением зон прямой транспортировки, перегруза и локальной утилизации ТКО даст возможность дифференцированного подхода к организации управления отходами и позволит реализовать модель пространственной организации системы управления на основе формирования полюсов (центров) развития с отраслевой специализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волосникова Г.А., Гладун И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF AN INTEGRATED MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT SYSTEM IN THE KHABAROVSK TERRITORY

A number of problems have been identified when using territorial schemes in the field of waste management for the formation of effective regional systems of resource conservation and management of secondary resources. The methodological principles of creating a regional concept of a scheme for handling solid municipal waste have been systematized. A structural and functional model of waste management has been formed. The conditions and mechanisms for the implementation of the cluster organization of the waste processing segment have been determined. The classification of waste recycling management systems depending on the basic parameters and the specifics of the region has been substantiated. Proposals of a conceptual, organizational and technological nature have been developed for a comprehensive adjustment of the approved territorial waste management scheme in the Khabarovsk Territory. The implementation of the proposed measures will allow minimizing negative environmental consequences by involving waste into economic circulation as secondary resources for the territorial-production complexes developing in the region. The division of municipalities of the region into clusters with the allocation of zones for direct transportation, reloading and local disposal of MSW will provide an opportunity for a differentiated approach to the organization of waste management and will allow implementing a model of the spatial organization of the management system based on the formation of development poles (centers) with industry specialization.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

Проектирование интегрированной системы управления твердыми коммунальными отходами в Хабаровском крае

Волосникова Галина Александровна,

канд. техн. наук, доц., доцент кафедры экологии, ресурсополь-зования и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, 004181@pnu.edu.ru

Гладун Игорь Владимирович,

канд. биол. наук, доцент кафедры экологии, ресурсопользова-ния и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет, 006209@pnu.edu.ru

Выявлен ряд проблем при использовании территориальных схем в области обращения с отходами для формирования эффективных региональных систем ресурсосбережения и управления вторичными ресурсами. Систематизированы методологические принципы создания региональной концепции схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Сформирована структурно-функциональная модель управления отходами. Определены условия и механизмы реализации кластерной организации сегмента переработки отходов. Обоснована классификация систем организации переработки отходов в зависимости от базовых параметров и специфики региона. Разработаны предложения концептуально-организационного и технологического характера к комплексной корректировке утвержденной территориальной схемы обращения с отходами в Хабаровском крае. Реализация предлагаемых мероприятий позволит минимизировать негативные экологические последствия за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для развивающихся в крае территориально-производственных комплексов. Разделение муниципальных образований края на кластеры с выделением зон прямой транспортировки, перегруза и локальной утилизации ТКО даст возможность дифференцированного подхода к организации управления отходами и позволит реализовать модель пространственной организации системы управления на основе формирования полюсов (центров) развития с отраслевой специализацией.

Ключевые слова: региональная концепция, твердые коммунальные отходы, ресурсосбережение, экологическая безопасность, стратегическое территориальное планирование, территориальная схема обращения с отходами, региональный оператор, кластерный подход, территориально-производственный комплекс, межмуниципальное зонирование.

Введение и постановка проблемы. В Российской Федерации постепенно нарастает социальная напряженность, вызванная кризисом в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), представляющими гетерогенную смесь различных, в том числе опасных, компонентов. Все больше внимания на законодательном уровне уделяется созданию экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР) и минимизации объемов отходов, направляемых на захоронение. Одно из основных изменений в российском законодательстве связано с переходом полномочий по организации обращения с ТКО от муниципалитетов к субъектам РФ, в обязанности которых входит разработка территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО. Однако реформа сферы обращения с ТКО в России пока привела к незначительным результатам: утилизация составляет всего 4,8 - 5,8 % от образованных ТКО, промышленная переработка - 3 - 4 % ТКО (1,2 - 1,6 млн т в год) [1].

Одной из причин сложившейся ситуации является низкое качество территориальных схем обращения с отходами. Во многих утвержденных территориальных схемах субъектов РФ не использован комплексный подход, объединяющий пути оптимального решения вопросов создания раздельной системы сбора вторичных ресурсов и пунктов сбора вторичного сырья, внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) ресурсосбережения и минимизации образования отходов, расширения региональной сети предприятий по выпуску продукции из вторичного сырья, не предусмотрены инновационные сценарии развития отрасли переработки ТКО. Территориальные схемы предусматривают, в основном, хаотичный характер расположения объектов санитарной очистки, закрепляя, таким образом, приоритет захоронения отходов по отношению к их переработке, что противоречит ключевому принципу государственной политики в сфере обращения с отходами. В качестве путей решения проблем обращения с отходами в территориальных схемах субъектов РФ, в основном, предусматривается: строительство новых полигонов ТКО, реконструкция и расширение существующих; строительство мусоросортировочных комплексов (МСК) при отсутствии мощностей по дальнейшей переработке отсортированных фракций; закрытие полигонов, являющихся источником повышенной экологической опасности. Перечисленные мероприятия способны привести к улучшению состояния системы обращения с отходами лишь в краткосрочный период времени.

Вследствие неоднородных природно-климатических и социально-экономических условий инвестиционная привлекательность создания производственных комплексов по обращению с ТКО в регионах РФ существенно различается. В Дальневосточном федеральном округе на инвестиции в основной капитал влияют сложная демографическая ситуация, малая плотность насе-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

ления, суровые природно-климатические условия, неудовлетворительное состояние дорожной сети. В рамках проведенного исследования концептуальные, организационные и технологические вопросы создания эффективной региональной модели управления ТКО рассмотрены на примере Хабаровского края - одного из крупнейших административно-территориальных образований РФ, характеризующегося специфическими природно-климатическими, социально-экономическими условиями, значительной площадью территории, неудовлетворительным состоянием дорожной сети, неравномерностью расселения жителей, низкой плотностью населения, особенно в северных районах, что чрезвычайно осложняет проблему управления отходами на уровне субъекта Федерации.

Территориальная политика Хабаровского края предусматривает приоритетное развитие крупных территориально-производственных комплексов (ТПК), в которых проживает до 92 % населения: Хабаровского (г. Хабаровск; Хабаровский, Нанайский и Вяземский муниципальные районы), Комсомольского (г. Комсомольск-на-Амуре; Комсомольский, Амурский, Солнечный муниципальные районы), Южного (Бикинский муниципальный район, район им. Лазо) и Ванино-Совгаванского (г. Советская Гавань и п. Ванино с муниципальными районами) [2]. В труднодоступных и малонаселенных муниципальных районах, специализирующихся в основном на добыче и переработке водно-биологических, минеральных и лесных ресурсов (Ульчском, Верхнебуреин-ском, Аяно-Майском, Тугоро-Чумиканском, Охотском, им. П. Осипенко, Николаевском) проживает около 8 % населения, практически отсутствует современная транспортная инфраструктура, что чрезвычайно осложняет транспортирование отходов.

Рассматриваемому субъекту РФ присущи очаговость хозяйственной деятельности, преобладание ресурсных отраслей специализации, незавершенность формирования основных ресурсных циклов. Эту особенность освоения территории, прежде всего, определило географическое положение края, его военно-стратегическое значение для страны, ориентация экономики на добывающие отрасли хозяйства [3]. Хабаровский край в силу своего географического положения и ресурсного потенциала имеет специфические факторы и условия, учет которых является необходимым моментом стратегии структурной трансформации хозяйства; спад обрабатывающих отраслей промышленности и расширение добывающих отраслей носит устойчивый характер. С точки зрения устойчивости развития регион находится на переходном этапе - идет процесс формирования структуры хозяйства, адекватной рыночной экономике, на основе формирующейся новой региональной политики, целью которой является развитие территорий опережающего развития, укрепление экономической самостоятельности и развитие наукоемких отраслей [4].

Экологические проблемы на территории края обусловлены, в первую очередь, концентрацией основных производственных мощностей и населения на небольших площадях в крупных населенных пунктах. На территории края в 2019 г. образовалось 196,899 тыс. т ТКО, из них утилизировано 17,102 тыс. т, обезврежено 33,099 тыс. т [5]. При этом 75,4 % краевого объема ТКО приходится на Комсомольский и Хабаровский муниципальные районы (вместе с гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре). Раздельный сбор ТКО в крае практически отсут-

ствует. Основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Амурск, в переработку попадает не более 5 % образующихся в крае отходов. Это обуславливает низкий уровень инвестиций в данную область [6].

В Хабаровском крае сложилась типичная для субъектов РФ схема управления отходами, ориентированная, в первую очередь, на санитарную очистку поселений и захоронение ТКО. Мощность занесенного в государственный реестр объектов размещения отходов межмуниципального полигона ТКО в районе им. Лазо позволяет решить проблему размещения отходов г. Хабаровск и близлежащих населенных пунктов. Осуществляется реконструкция полигона ТКО в мкр. Старт г. Комсомольск-на-Амуре. В Хабаровске на базе действующей мусороперегрузочной станции (МПС) «Северная» работает МСК, позволяющий сортировать до 30 % отходов; построена и готова к вводу в эксплуатацию МПС «Южная». В Комсомольске-на-Амуре функционирует МСК, перерабатывающий до 15 % ТКО. Существующее состояние отрасли обращения с ТКО в Хабаровском крае создает в ряде муниципальных районов ситуацию убыточной деятельности регионального оператора [7].

Проект первоначальной редакции территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, направленный в 2017 г. на государственную экологическую экспертизу, получил отрицательное заключение по причине несоответствия иерархии планируемых методов обращения с ТКО государственным требованиям. Построение локальных подсистем в труднодоступных и малонаселенных поселениях края основывалось на сжигании несортированных отходов в инсинераторах. Разработчиками проекта был предусмотрен вариант рекультивации несанкционированных мест размещения отходов с переоборудованием их в полигоны ТКО. Большинство участков под строительство мини-полигонов предполагалось разместить в сельской местности, с малым количеством населения на квадратный километр. Принятый территориальный принцип создания полигонов ТКО, основанный на муниципальных схемах санитарной очистки, не соответствовал «Стратегии развития Хабаровского края до 2030 г.» [8].

После принятия правительством РФ постановления от 22.09.2018 г. № 1130 [9], а также на основании положений ст. 29.1 федерального закона об отходах (внесенной в закон в конце 2018 г.), территориальная схема была отредактирована [10]. Однако территориальный принцип создания объектов захоронения ТКО остался и в действующей редакции. Если на момент утверждения первоначальной редакции схемы в крае предусматривался единый региональный оператор, то теперь территория субъекта РФ разделена на 19 зон деятельности региональных операторов (2 городских округа и 17 муниципальных районов). К 2028 г. планируется ввести в эксплуатацию 79 объектов захоронения отходов. Учитывая, что территориальная схема представляет собой стратегический документ, лежащий в основе создания политики региона в сфере обращения с ТКО, а также принимая во внимание существующие ограничения по использованию территории, утвержденные в составе карт территориального планирования Хабаровского края, можно заключить, что территориальный принцип создания полигонов ТКО, заложенный в основу действующей редакции схемы и основанный на муниципальных схемах санитарной очистки, нарушает иерархию территориального планирования и фактически консервирует

сложившуюся ситуацию. На сегодняшний день в крае реализуется инерционный сценарий развития системы обращения с ТКО, направленный на создание экологически чистой инфраструктуры захоронения и предусматривающий решение ряда первоочередных задач, включая инвентаризацию действующих полигонов с последующей рекультивацией территорий. Реализация данного сценария заведомо предполагает развитие отрасли обращения с отходами с той же динамикой, которая наблюдалась в крае в период 2010 - 2020 гг., при условии достижения нормативного уровня экологической безопасности.

Обзор ранее выполненных исследований. Управление ТКО - сложный процесс, требующий анализа большого количества информации из различных источников. 1уа1ги1 Н.О. с соавт. [11] отмечали, что на создание эффективной системы управления ТКО оказывают влияние многочисленные факторы, связанные с экологической безопасностью, социально-экономические, технологические, административные. Принятию региональной концепции обращения с отходами должен предшествовать детальный анализ сложившейся ситуации по обращению с отходами в регионе, учитывающий все аспекты отрасли - от источников образования отходов до мест их обработки и утилизации [12]. В основу стратегической концепции управления отходами в регионе должно быть заложено максимальное использование их ресурсного потенциала в результате механической, энергетической и биологической переработки. При этом традиционные методы обращения с ТКО - захоронение на полигонах или сжигание (без выработки тепловой и электрической энергии) - не только не универсальны, но и исчерпали себя как с экономических, так и с экологических позиций. Анализ современных тенденций в сфере обращения с ТКО убедительно показывает, что только комплексный научный подход позволяет создать совокупность взаимодополняемых современных технологий. В работах Я.И. Вайсмана с соавторами [13], Я.А. Жилинской [14] отмечается, что в ресурсном потенциале ТКО следует выделить три взаимосвязанные составляющие: потенциал вторичного сырья, энергетический и биологический.

Поиск оптимальных сценариев и технологий переработки отходов при разработке систем управления ТКО успешно осуществляется в мировой практике с использованием методологии оценки жизненного цикла (ОЖЦ). Масштабные исследования по созданию региональной системы управления ТКО с использованием методологии ОЖЦ проводятся в странах ЕС, КНР, Великобритании, Канаде, Индии. Так, например, в работах [15, 16] продемонстрировано, что предлагаемые сценарии управления отходами являются более экологически чистыми, чем нынешняя практика, главным образом благодаря получаемым кредитам, связанным с повышением стоимости возобновляемых источников энергии и восстановленных материалов.

Основные принципы системного подхода к решению проблемы обращения с отходами на уровне региона изложены в ряде работ отечественных авторов. Так, в статье Г.В. Ильиных с соавторами [17] показано, что попытки решения проблем обращения с отходами на уровне отдельных населенных пунктов, как правило, не оправдывают соответствующих финансовых затрат, поэтому в качестве оптимального варианта необходим переход к межмуниципальным объектам. По мнению В.А. Столбова с соавт. [18], основные процессы обращения

с отходами целесообразно замыкать в пределах региона их образования, при этом сочетание принципов территориальности и учета административных границ значительно облегчает решение организационно-управленческих вопросов, неизбежно возникающих при замыкании жизненного цикла отходов в пределах определенной территории.

Как показано в работе А.В. Васильева [19], современная технологическая схема обращения с отходами в регионе строится на основе: максимального использования ресурсного потенциала отходов; минимизации количества отходов, направляемых на захоронение; укрупнения объектов утилизации отходов; максимального привлечения частных инвестиций и обеспечения функционирования отрасли за счет рыночных механизмов; применения кластерного подхода к построению системы обращения с отходами. Одним из способов, обеспечивающих переработку и обезвреживание отходов, является формирование системы организованного ре-циклинга посредством развития территориальных производственных кластеров. Как мнению Е.С. Земсковой [20], основными задачами создания регионального кластера по переработке отходов должны стать: применение НДТ обезвреживания и утилизации отходов; эффективное использование отходов с учетом их состава и физико-химических свойств; формирование кооперационных связей между организациями по сбору, сортировке, переработке отходов; создание оптимальных логистических связей между производителями отходов и переработчиками; достижение синергетического эффекта путем получения прибыли. Как показано в работах [21, 22], объемы образования отходов, а, следовательно, и подходы к управлению ТКО, в значительной мере зависят от таких факторов, как уровень благосостояния (ВРП на душу населения), климатические характеристики, плотность населения, уровень экономического развития, отраслевая специализация и пр.

Устойчивость развития повышается при формировании в регионе точек роста, территорий с особым режимом хозяйствования, кластерных образований, которые способствуют повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, увеличению емкости рынка, ускорению внедрения инноваций. По мнению С.Н. Мазу-нина [23], А.М. Корнилова с соавт. [24], в Хабаровском крае необходимо объединение усилий крупных городских поселений и прилегающих к ним сельских районов для создания территориальных узлов, границы которых должны формироваться с учетом географического расположения, экономических связей между выбранным центром и районами.

Методика исследования. Теоретической и методической основой работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по вопросам создания систем управления отходами на межмуниципальном уровне, а также методологические принципы формирования схем обращения с ТКО в регионах, характеризующихся наличием труднодоступных и малонаселенных муниципальных образований. В качестве методов исследования использованы нормативно-правовой и структурно-функциональный анализ утвержденной территориальной схемы обращения с ТКО и документов стратегического планирования Хабаровского края, действующих нормативно-правовых актов РФ, регулирующих сферу управления ТКО. При корректировке территориальной схемы исходили из анализа территориальной политики, предусматривающей приоритетное

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

развитие промышленных комплексов и транспортных узлов.

Целью проведенного исследования явилась разработка концепции реформирования территориальной схемы обращения с тКо в Хабаровском крае, основанной на использовании кластерного подхода, что позволит минимизировать негативные экологические последствия за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для развивающихся в регионе ТПК.

Полученные результаты и их обсуждение. Для изменения сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами в Хабаровском крае разработана концептуальная модель управления ТКО на основе кластерного подхода. С учетом перспективных направлений развития региона разработан инновационный сценарий, предусматривающий ускоренное внедрение НДТ переработки отходов. При реализации данного сценария регион быстрее сможет перейти к экологически безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры, включая полигоны ТКО. Сценарий предполагает, в первую очередь, модернизацию системы сбора ТКО, что является необходимым условием обеспечения эффективности функционирования всей отрасли обращения с отходами.

Целесообразность создания кластеров по обращению с отходами на территории края обусловлена: особенностью географического положения; наличием ресурсной базы; необходимостью формирования полноценной инфраструктуры сферы обращения с ТКО, имеющей недостаточно развитый и разрозненный потенциал; необходимостью развития субъектов малого и среднего предпринимательства, специализирующихся на переработке отдельных компонентов отходов. При формировании кластеров в пределах зон ответственности регионального оператора появляется возможность практически полностью замкнуть все стадии цикла обращения с отходами, начиная от этапа образования и заканчивая конечным размещением. Предлагаемая структурно-функциональная модель управления отходами на территории Хабаровского края исключает их захоронение на мини-полигонах, актуализирует широкое внедрение компостирования органической фракции, стимулирует максимальное извлечение из ТКО ценных вторичных ресурсов, создает предпосылки к объединению всех звеньев, задействованных в организации обращения с ТКО, в мусороперерабатывающие кластеры.

Проектирование на основе разработанных методических подходов интегрированной системы управления ТКО в Хабаровском крае проведено в несколько этапов:

- моделирование прогноза изменения объемов образования отходов по точкам экономического роста (Хабаровская и Комсомольская агломерации, Чегдомын, Николаевск-на-Амуре, Ванино-Совгавань), исходя из Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края;

- разработка алгоритма модернизации отрасли обращения с отходами на основе метода структурно-функционального анализа: подготовка предложений по разделению территории на кластеры с учетом формирования пространственных полюсов (центров) развития, характеризующихся отраслевой специализацией; типологизацию инфраструктурных объектов по обращению с отходами; оптимизацию пространственно-логистической схемы размещения объектов; построение схем потоков отходов;

- разработка предложений концептуально-организационного и технологического характера ко корректи-

ровке утвержденной территориальной схемы обращения с отходами в части создания: зон ответственности региональных операторов исходя из финансово-логистических критериев (Северный и Южный кластеры обращения с ТКО); современной экономически эффективной подсистемы обращения с ТКО в Северном кластере с учетом федеральных требований в области обращения с отходами; создания подзон обращения с ТКО в Северном кластере исходя из критерия рентабельности (с учетом согласованных тарифных решений); создания объектов обращения с ТКО в подзонах Северного кластера исходя принципов окупаемости инвестиций и экологической безопасности.

С целью дифференциации технологических подходов и разработки экономически эффективных технологических решений, обеспечивающих возврат инвестиций, предлагается разделение территории Хабаровского края на три типа кластеров, предусматривающих создание сети межмуниципальных объектов переработки и захоронения ТКО с учетом развивающихся в крае ТПК, что даст возможность достижения регионального баланса движения отходов, установления дифференцированного подхода к организации управления потоками отходов и денежных средств отходообразовате-лей. В каждом кластере планируется выделение зон: прямой транспортировки, перегруза и локальной утилизации отходов. Территории, включенные в каждый кластер, различаются по плотности населения, уровню экономического развития и дохода на душу населения, поэтому для каждого кластера разработано индивидуальное технологическое решение. В рамках кластерного подхода технологическая специализация территорий по способам обращения с ТКО установлена исходя из региональных особенностей. Выполнено подробное описание кластеров и предлагаемых для них технологических решений (охват муниципальных районов и городских агломераций, характеристика поселений, объем образующихся отходов, рекомендуемые технологии переработки, расстояния транспортировки отходов).

Основным направлением утилизации смешанных отходов выбрана механобиологическая переработка, включающая механическую сортировку с отделением и отправкой на энергетическую утилизацию крупной горючей фракции и биологической переработкой мелкой органической фракции. Параллельно в крупных населенных пунктах (гг. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре) целесообразно ввести неполный раздельный сбор отходов с последующей сортировкой сухих отходов с выделением вторичного сырья. Выбор оптимальной региональной схемы движения отходов и расположения объектов захоронения с учетом применения двухэтапного вывоза отходов с использованием МПС позволил определить необходимое количество и месторасположение объектов захоронения. Для крупных населенных пунктов обосновано строительство комплексных полигонов, на которых, помимо захоронения, будет внедрена сортировка сухих отходов, выделенных в результате неполного раздельного сбора. Значительная удаленность многих населенных пунктов и отсутствие постоянной транспортной доступности позволили определить оптимальное количество и места расположения полигонов небольшой емкости. Как показал предварительный анализ [7], реализация окупаемых проектов возможна лишь в 4-х межмуниципальных узлах края, в остальных райо-

нах возможен вариант организации работы регионального оператора на условиях государственно-частного партнерства при условии субсидирования тарифа.

Рассмотрен вопрос о создании в Северном кластере подсистемы обращения с ТКО. Проработана возможность при условии корректировки территориальной схемы в части создания двух зон обращения с ТКО (Север и Юг) реализовать проекты и функции регионального оператора в двух межмуниципальных узлах (ММУ) зоны Север (Комсомольском и Ванинско-Советско-Га-ванском) с населением более 450 тыс. чел., с охватом удаленных северных территорий. Ядром регионального кластера по переработке отходов будет являться мусо-роперерабатывающий завод (МПЗ) с глубокой сортировкой ТКО, крупногабаритных отходов и вторичной переработкой полезных фракций. Предусмотрено строительство в кластерах мусороперерабатывающих комплексов, тяготеющих к основным центрам образования отходов. В дополнение к полигону в Комсомольске-на Амуре предусмотрено создание в Комсомольском и Ва-нинско-Советско-Гаванском узлах заводов по сортировке отходов; создание в близкорасположенных к Ком-сомольску-на Амуре и Ванино населенных пунктах станций сбора и первичной предварительной прессовки ТКО с целью последующей транспортировки их большегрузами (мультилифтами) на сортировку в Комсомольск-на-Амуре и Ванино; создание в удаленных населенных пунктах края объектов частичной (первичной) сортировки (пластик, стекло, металл) и пунктов хранения отходов V класса опасности; использование в удаленных населенных пунктах объектов сжигания отходов (инси-нераторных установок).

Обоснована необходимость создания в Северном кластере двух подзон - Комсомольского и Ванинско-Совгаванского узлов сбора. Разработаны предложения по обращению с ТКО в муниципальных районах, транспортировать из которых ТКО в Комсомольск-на-Амуре на сортировку и размещение нерентабельно: первичная сортировка и сжигание; первичная сортировка и хранение отходов V класса (пластика, стеклотары, полиэтилена и пр.) в складах-сараях. Предложено в зоне Север сформировать: два ММУ с территориями Типа 2: Комсомольский (пять муниципалитетов); Ванинско-Советско-Гаванский (два муниципалитета), экономика объектов инфраструктуры каждого ММУ будет окупаемой в рамках производственных и инвестиционных программ компаний-операторов в соответствии с установленными тарифами с учетом зон локальной утилизации; шесть узлов с территориями Типа 1 (северные муниципалитеты), экономика таких территорий замыкается непосредственно на регионального оператора, который через свои филиалы создает объекты и управляет ими на базе дотируемого тарифа. В зоне Юг (Хабаровский и Вяземский ММУ) объекты будут окупаемы в рамках деятельности южного регионального оператора.

На рис. 1 представлен фрагмент перспективной схемы размещения инфраструктурных объектов и потоков ТКО на территории Комсомольского ММУ, где показаны предлагаемые места размещения мусороперерабатывающих станций и МСК, а также выделены зоны прямой транспортировки, перегруза и локальной утилизации для четырех муниципальных районов края (Солнечного, Комсомольского, Амурского и Нанайского).

Б«№*зевый

Т,>ЛИИ«Л

Дунинс <оо с он ьс «.СИ) гик опенке

Л"

х х О го А С.

X

го т

о

Рисунок 1 - Фрагмент схемы размещения объектов обращения с ТКО на территории Комсомольского межмуниципального узла

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

3

<

т О X X

В табл. 1 приведены расчетные укрупненные данные, обосновывающие размеры двух МСК (в Комсомольске-на-Амуре и Ванино) и семи МПС, исходя из количества жителей рентабельной подзоны Северного кластера (где вывоз ТКО от населения и сортировка будет окупаться за счет тарифа).

Таблица 1

Расположение Масса Норматив пло- Расчетная Нормативный

МСК/МПС отхо- щади земель- площадь размер СЗЗ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дов, т/год ного участка на 1000 т ТКО, земельного м (СП

га (СП 42.13330.2011) участка, га 42.13330.201 1)

МСК

МСК типа 3 в г. Комсо- 159402 0,05 7,97 500

мольске

МСК типа 2 в Ванино 29093 0,05 1,46 300

МПС - Комсомольский муниципальный район

МПС типа 2 в с. Боль- 2212 0,04 0,088 100

шая Картель

МПС типа 1 в п. Снеж- 986 0,04 0,039 100

ном

МПС типа 2 в п. Сол- 9262 0,04 0,370 100

нечном

2 МПС типа 1 в п. Го- 2630 0,04 0,105 100

рин + Домостроитель- (суммарно)

ный завод

МПС типа 2 - ж/д стан- 15962 0,04 0,638 100

ция Мылки

МПС типа 1 в с. Троиц- 2101 0,04 0,084 100

ком

МПС в с. Джонка 510 0,04 0,020 100

МПС - Ванинско-Совгаваньский ММУ

МПС типа 1 в п. Монго- 1306 0,04 0,052 100

хто

МПС в г. Советская Га- 11812 0,04 0,472 100

вань

Полученные результаты укрупненного расчета основных технологических характеристик инфраструктурных объектов могут быть положены в основу предпро-ектных разработок системы обращения с отходами в рассматриваемых кластерах.

Модернизация инфраструктуры обращения с отходами включают строительство и последующую эксплуатацию 4-х типов объектов с использованием принципа географической целесообразности: полигоны захоронения ТКО, МСК, МПС, инсинераторные установки. Однако, при участии частных инвесторов (особенно в рамках ММУ) невозможно дать гарантию эффективной работы принципа географической целесообразности, поэтому для повышения надежности следует его дополнить принципом экономической эффективности. Указанная в территориальной схеме стоимость объектов сортировки (менее 50 млн руб.) и перегрузов (до 15 млн руб.) свидетельствует о их низкой производительности и технологическом несовершенстве, число простейших сортировок слишком велико. Учитывая климатические условия и эффективность оборудования, позволяющего извлекать полезные фракции на среднем уровне выборки (10 % массы ТКО), необходимо наличие более современных мощностей. Достижение более высокого уровня переработки отходов потребует дополнительных инвестиций, однако в результате последовательного внедрения предлагаемых мероприятий потребность в новых полигонах будет снижаться, а дополнительные доходы от возврата в хозяйственный оборот ценных видов сырья и генерации энергии через несколько лет смогут покрыть разницу в затратах между инновационным и инерционным сценариями управления отходами.

Выводы. В результате проведенного исследования:

- выявлен ряд проблем при использовании утвержденных территориальных схем субъектов РФ в области обращения с отходами для формирования региональных систем управления вторичными ресурсами; изучены и систематизированы методологические принципы создания эффективной региональной модели управления ТКО; определены условия и механизмы реализации кластерной организации сегмента переработки отходов на уровне субъекта РФ;

- сформирована структурно-функциональная модель управления отходами в Хабаровском крае, оптимизирована пространственно-логистическая схема размещения объектов инфраструктуры для достижения устойчивого функционирования системы и существенного повышения степени использования ресурсного потенциала ТКО;

- разработана карта-схема межмуниципальных узлов различных зон (окупаемости, дотаций, локальной утилизации ТКО) с размещением инфраструктурных объектов по обращению с ТКО.

Предложенные мероприятия могут быть положены в основу комплексной корректировки территориальной схемы обращения с отходами для сбалансированного пространственного развития Хабаровского края. Результаты проведенного исследования дадут возможность обеспечить лиц, ответственных за принятие экологически ориентированных управленческих решений, надежным и эффективным инструментом поддержки, что обеспечит целостный подход к проблеме управления ТКО на территории рассматриваемого субъекта РФ.

Литература

1. Мочалова Л.А., Полежаева М.В. Обоснование основных принципов управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2020. С. 108 - 123.

2. Ишаев В.И. Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 3. - С. 195 - 201.

3. Зубарев А.Е., Кушнерова О.Н. Проблемы экономики и экологии региона, их взаимосвязь (на примере Хабаровского края) // ВЕСТНИК ТОГУ. 2020. № 3(58). -С. 75 - 84.

4. Шабурова Д. П. Анализ и оценка социально-экономических процессов в регионах - основа механизма устойчивости развития (на примере Хабаровского края) // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). - С. 117 - 131.

5. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2019 году / под ред. А.А. Сабитова. Министерство природных ресурсов Хабаровского края, 2020. - 268 с.

6. Об утверждении региональной программы Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края": Распоряжение Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года № 736-рп (с изменениями на 25 июля 2020 года). [Электр. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Гладун И.В., Волосникова Г.А., Гладун П.И. Концепция схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в Хабаровском крае // Региональные исследования. 2019. № 1. - С. 108 - 117.

8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030

года: постановление Правительства Хабаровского края от 13 июн. 2018 г. № 215-пр. [Электр. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

9. О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем : постановление Правительства РФ от 22.09.2018 г. № 1130. [Электр. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

10. Постановление Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. n 477-пр «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Хабаровского края» (с изменениями на 29 апреля 2020 года). [Электр. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

11. lyamu H.O., Anda M., Ho G. A review of municipal solid waste management in the BRIC and high-income countries: A thematic framework for low-income countries // Habitat International. 2020. V 95 (102097).

12. R. M. Deus, F. D.l Mele, B. S. Bezerra, R. A. G. Battistelle A municipal solid waste indicator for environmental impact: Assessment and identification of best management practices // Journal of Cleaner Production. V. 242,2020, https://doi.org/101016/j.jclepro.2019.118433).

13. Управление отходами. Сбор, транспортирование, прессование, сортировка твердых бытовых отходов: монография / Я.И. Вайсман, В.Н. Коротаев, Н.Н. Слюсарь, В.Н. Григорьев. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. по-литехн. ун-та, 2012. - 236 с.

14. Жилинская Я.А. Технологические подходы к использованию ресурсного потенциала продуктов механо-биологической переработки отходов / Жилинская Я.А., Коротаев В.Н. // Материалы международной научно-технической конференции к 30-летию автодорожного факультета ПГТУ «Состояние и перспективы транспорта. Обеспечение безопасности дорожного движения». -Пермь, 2009. - С. 184-189.

15. Dan Wang et al. Life cycle assessment of municipal solid waste management in Nottingham, England: Past and future perspectives // Journal of Cleaner Production. 2020. V. 251. P. 1-11.

16. S. Viau et al. Substitution modelling in life cycle assessment of municipal solid waste management // Waste Management. 2020. V. 102. P. 795-803.

17. Ильиных Г.В., Коротаев В.Н., Слюсарь Н.Н., Ан-фимова Ю.В. Региональные концепции обращения с отходами: опыт разработки // Твердые бытовые отходы. 2009. № 8. - С. 14-20.

18. Столбов В.А., Белоногова Ю.О., Ощепкова А.З. Принципы территориальной организации системы обращения с отходами в регионе (субъекте Федерации) // Пространственная организация общества: теория, методология, практика [Электронный ресурс]: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (7-11 нояб. 2018 г.) / под ред. Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной; Перм. гос. нац. исслед. ун-т - Электрон. дан. - Пермь, 2018. - 653 с. -Режим доступа: www.psu.ru/files/docs/science /books/sborniki/prostranstvennaya-organizaciya-obshhestva.pdf. С. 86 - 91.

19. Васильев А.В. Кластерный подход в управлении региональным развитием и его реализация на примере кластера вторичных ресурсов Самарской области //

Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 4 (114). - С. 38 - 42.

20. Земскова Е.С. Особенности реализации кластерной политики в интересах формирования организованного рециклинга // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент № 4, 2017. - С. 125 - 134.

21. Zhang, H., Wen, Z., & Chen, Y. Environment and economic feasibility of municipal solid waste central sorting strategy: A case study in Beijing // Frontiers of Environmental Science & Engineering. 2016. V. 10 (4). P. 111. https://doi.org/10.1007/s11783-016-0852-z.

22. Zeng C., Niu D., Li H., Zhou T., Zhao Y. Public perceptions and economic values of source-separated collection of rural solid waste: A pilot study in China // Resources, Conservation and Recycling. 2016. V. 107. P. 166-173.

23. Мазунин С.Н. Управление вовлечением твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот (на примере Хабаровского края) / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Хабаровск, 2007. - 20 с.

24. Корнилов А.М., Мазунин С.Н., Третьяков М.М. Управление вовлечением твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот в Хабаровском крае : монография. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008. -176 с.

Design of an integrated municipal solid waste management system in

the Khabarovsk Territory Volosnikova G.A., Gladun I.V.

Pacific Stats University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

A number of problems have been identified when using territorial schemes in the field of waste management for the formation of effective regional systems of resource conservation and management of secondary resources. The methodological principles of creating a regional concept of a scheme for handling solid municipal waste have been systematized. A structural and functional model of waste management has been formed. The conditions and mechanisms for the implementation of the cluster organization of the waste processing segment have been determined. The classification of waste recycling management systems depending on the basic parameters and the specifics of the region has been substantiated. Proposals of a conceptual, organizational and technological nature have been developed for a comprehensive adjustment of the approved territorial waste management scheme in the Khabarovsk Territory. The implementation of the proposed measures will allow minimizing negative environmental consequences by involving waste into economic circulation as secondary resources for the territorial-production complexes developing in the region. The division of municipalities of the region into clusters with the allocation of zones for direct transportation, reloading and local disposal of MSW will provide an opportunity for a differentiated approach to the organization of waste management and will allow implementing a model of the spatial organization of the management system based on the formation of development poles (centers) with industry specialization. Keywords: regional concept, solid municipal waste, resource conservation, environmental safety, strategic territorial planning, territorial waste management scheme, regional operator, cluster approach, territorial production complex, inter-municipal zoning. References

1. Mochalova L.A., Polezhaeva M.V. Substantiation of the basic principles of managing the process of handling solid municipal waste // ETAP: economic theory, analysis, practice. - 2020.S. 108 - 123.

2. Ishaev V.I. Development strategy of the Far East and Transbaikalia // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2008. T. 78. No. 3. - S. 195 - 201.

3. Zubarev A.E., Kushnerova O.N. Problems of the economy and ecology of the region, their relationship (on the example of the Khabarovsk Territory) // VESTNIK TOGU. 2020. No. 3 (58). - S. 75 - 84.

4. Shaburova DP Analysis and assessment of socio-economic processes in the regions - the basis of the mechanism of sustainable development (on the example of the Khabarovsk Territory) // Power and Management in the East of Russia. 2019. No. 2 (87). - S. 117 - 131.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

5. State report on the state and protection of the environment of the Khabarovsk Territory in 2019 / ed. A.A. Sabitova. Ministry of Natural Resources of the Khabarovsk Territory, 2020. - 268 p.

6. On approval of the regional program of the Khabarovsk Territory "Waste management, including solid municipal waste, on the territory of the Khabarovsk Territory": Order of the Government of the Khabarovsk Territory No. 736-rp dated November 14, 2018 (as amended on July 25, 2020). [Electr. resource]. Access from the reference legal system "Consultant-Plus".

7. Gladun I.V., Volosnikova G.A., Gladun P.I. The concept of a solid waste management scheme in the Khabarovsk Territory // Regional Research. 2019.No. 1. - P. 108 - 117.

8. On the approval of the Strategy of socio-economic development of the Khabarovsk Territory for the period up to 2030: Resolution of the Government of the Khabarovsk Territory dated June 13. 2018 No. 215-pr. [Electr. resource]. Access from the reference legal system "Consultant-Plus".

9. On the development, public discussion, approval, adjustment of territorial schemes in the field of industrial and consumer waste management, including solid municipal waste, as well as on the requirements for the composition and content of such schemes: Resolution of the Government of the Russian Federation of September 22, 2018 No. No. 1130. [Electr. resource]. Access from the reference legal system "Consultant-Plus".

10. Resolution of the Government of the Khabarovsk Territory dated December 20, 2016 n 477-pr "On approval of the territorial scheme for waste management, including solid municipal waste, in the Khabarovsk Territory" (as amended on April 29, 2020). [Electr. resource]. Access from the reference legal system "Consultant-Plus".

11. lyamu H.O., Anda M., Ho G. A review of municipal solid waste management in the BRIC and high-income countries: A thematic framework for low-income countries // Habitat International. 2020. V 95 (102097).

12. R. M. Deus, F. D.l Mele, B. S. Bezerra, R. A. G. Battistelle A municipal solid waste indicator for environmental impact: Assessment and identification of best management practices // Journal of Cleaner Production. V. 242,2020, https://doi.org/10.1016/jjclepro.2019.118433).

13. Waste management. Collection, transportation, pressing, sorting of solid household waste: monograph / Ya.I. Vaisman, V.N. Korotaev, N.N. Slyusar, V.N. Grigoriev. - Perm: Publishing house of Perm. nat. issled. polytechnic University, 2012 .-- 236 p.

14. Zhilinskaya Ya.A. Technological approaches to the use of the resource potential of products of mechano-biological waste processing / Zhilinskaya Ya.A., Korotaev V.N. // Materials of the international scientific and technical conference dedicated to the 30th anniversary of the road traffic faculty of PSTU "State and prospects of transport. Ensuring road safety ". - Perm, 2009. - pp. 184-189.

15. Dan Wang et al. Life cycle assessment of municipal solid waste management in Nottingham, England: Past and future perspectives // Journal of Cleaner Production. 2020. V. 251. P. 1-11.

16. S. Viau et al. Substitution modelling in life cycle assessment of municipal solid waste management // Waste Management. 2020. V. 102. P. 795803.

17. Ilinykh G.V., Korotaev V.N., Slyusar N.N., Anfimova Yu.V. Regional concepts of waste management: development experience // Solid household waste. 2009. No. 8. - P. 14-20.

18. Stolbov V.A., Belonogova Yu.O., Oshchepkova A.Z. Principles of the territorial organization of the waste management system in the region (subject of the Federation) // Spatial organization of society: theory, methodology, practice [Electronic resource]: collection of articles. materials international. scientific-practical conf. (November 7-11, 2018) / ed. T.V. Subbotina, L.B. Chupina; Perm. state nat. issled. un-t - Electron. Dan. - Perm, 2018 .-- 653 p. - Access mode: www.psu.ru/files/docs/science /books/sborniki/prostranstvennaya-organizaciya-obshhestva.pdf. S. 86 - 91.

19. Vasiliev A.V. Cluster approach in regional development management and its implementation on the example of a cluster of secondary resources of the Samara region // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2014. No. 4 (114). - S. 38 - 42.

20. Zemskova E.S. Features of the implementation of cluster policy in the interests of the formation of organized recycling // Scientific journal NRU ITMO. Series of Economics and Environmental Management No. 4, 2017. - pp. 125 - 134.

21. Zhang, H., Wen, Z., & Chen, Y. Environment and economic feasibility of municipal solid waste central sorting strategy: A case study in Beijing // Frontiers of Environmental Science & Engineering. 2016. V. 10 (4). P. 111. https://doi.org/10.1007/s11783-016-0852-z.

22. Zeng C., Niu D., Li H., Zhou T., Zhao Y. Public perceptions and economic values of source-separated collection of rural solid waste: A pilot study in China // Resources, Conservation and Recycling. 2016. V. 107. P. 166-173.

23. Mazunin S.N. Management of the involvement of solid household waste in the economic turnover (on the example of the Khabarovsk Territory) / Author. diss. for a job. learned. step. Cand. econom. sciences. Khabarovsk, 2007. - 20 p.

24. Kornilov A.M., Mazunin S.N., Tretyakov M.M. Management of the involvement of solid household waste in the economic turnover in the Khabarovsk Territory: a monograph. Komsomolsk-on-Amur: AmGPGU Publishing House, 2008. - 176 p.

CN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 CN

f"j

01

O HI

m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.