УДК 373.2: 796.01
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-198-202
ГАМИРОВА Эльза Ильхамовна, аспирант
КОНОВАЛОВ Игорь Евгеньевич, доктор педагогических наук, доцент
GAMIROVA Elsa Ilkhamovna, Postgraduate student
KONOVALOV Igor Evgenievich, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА, НА ПРИМЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL FIELDS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS PART OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD, BY THE EXAMPLE PHYSICAL EDUCATION
В статье рассматривается вопрос реализации принципа интеграции физической культуры в образовательные области дошкольных образовательных учреждений, в рамках выполнения федерального государственного образовательного стандарта, для повышения качества дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка, сохранения единства образовательного пространства. Интеграция физической культуры в образовательные области, которые включают в себя социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, реализуется на различных уровнях: ценностном, содержательном и процессуальном.
The article considers the principle of integration of physical culture in educational programs of preschool educational institutions, as part of the federal state educational standards, with the aim to improve the quality of preschool education, to ensure equal opportunities for all children, to preserve the unity of educational space. Integration of physical culture in the educational areas, which include socio-communicative, cognitive, lingual, artistic-aesthetic and physical development is implemented at different levels: value, substantial and procedural.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; физическая культура; интеграция образовательных областей.
Key words: preschool-aged children; physical education; integration of educational areas.
В настоящее время в России для всех уровней и ступеней образования; включая дошкольное; установлены федеральные государственные образовательные стандарты; которые включают в себя требования к структуре программы и объему; условиям реализации; а также результатам ее освоения.
При этом основным принципом реализации программно-содержательного обеспечения учебно-воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является принцип интеграции образовательных областей; то есть взаимодополнение и взаимодействие всех компонентов образовательного процесса.
Процесс стандартизации социальных; в том числе и образовательных; систем - общемировая тенденция. Стандартизация в образовании предполагает деятельность по установлению норм; правил и требований в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса; повышения качества образования; экономии всех видов ресурсов; единства измерения и оценки качества результатов образовательного процесса.
В этой связи целью нашего исследования является обобщение нормативно-правовых документов для обеспечения качественного обучения и выявление наиболее перспективных направлений интеграции образовательных областей; реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Результаты исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции Российской Федерации; законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных; национальных; этнокультурных и других особенностей народов России при разработке и реализации программы дошкольного образования [3; 5; 7; 8].
ФГОС ДО должно учитывать индивидуальные потребности ребенка; связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; определяющие особые условия получения им образования; а также возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Основными функциями ФГОС ДО являются: гуманизация дошкольного образования; ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья ребенка; свободного развития его личности в современном обществе и государстве; обеспечение права на качественное дошкольное образование; сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; а также объективной оценки соответствия образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) требованиям ФгОс ДО.
В свою очередь; содержание программы должно обеспечивать развитие личности; мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы; представляющие определенные направления развития и образования детей; то есть следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие [7].
Согласно ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения могут использовать примерные основные образовательные программы (ООП) дошкольного образования; входящие в реестр примерных ООП. Одной из таких программ является примерная ООП дошкольного образования «От рождения до школы» автора Н.Е. Вераксы и др. [6]. Данная ООП строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей; спецификой и возможностями образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО и в содержании ООП дошкольного образования «От рождения до школы» каждая образовательная область имеет свое содержание.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей; принятых в обществе; включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта; эмоциональной отзывчивости; сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту; социуме; природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей; об особенностях ее природы; многообразии стран и народов мира; формирование элементарных математических представлений.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной; грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; художественной литературы; фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной; в том числе связанной с выполнением упражнений; направленных на развитие физических качеств и двигательных способностей; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия; координации движения; крупной и мелкой моторики обеих рук; а также с правильным; не наносящем ущерба организму выполнением основных движений; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами.
Однако подробный анализ содержания образовательных областей; позволил нами выявить; что весь предложенный материал изложен бессистемно; в тексте одни понятия подменяются другими; нет четкого разделения - что развивать; как воспитывать и чему обучать. В этой связи; на наш взгляд; для обеспечения всестороннего развития; полноценного воспитания и качественного образования детей предусмотренные образовательные области необходимо разделить на компоненты и составить две взаимосвязанные и систематизированные группы -
«Развитие» и «Образование».
В первую группу «Развитие» могут входить такие компоненты образовательных областей; как «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Коммуникация»; «Познание» - данные компоненты направлены на развитие и воспитание ребенка.
Во вторую группу «Образование» также входят компоненты всех образовательных областей; но направленные на обучение - «Физическая культура»; «Обучение»; «Труд»; «Художественное творчество»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка».
Каждый компонент образовательных областей; обозначенный в группах; имеет свою цель; решает конкретные задачи и наполнен актуальным содержанием.
«Физическая культура». Цель: формирование интереса и ценностного отношения к физической культуре. Задачи: гармоничное и всестороннее физическое развитие; развитие физических качеств и двигательных способностей; формирование личного двигательного опыта; воспитание потребности в двигательной активности; овладение элементарными знаниями требований и правил выполнения физических упражнений.
«Здоровье». Цель: овладение основами культуры собственного здоровья. Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Безопасность». Цель: овладение основами безопасности собственной жизнедеятельности. Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы поведении и ситуациях; формирование знаний правил безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения.
«Социализация». Цель: овладение первоначальными представлениями о социальных отношениях. Задачи: развитие игровой деятельности детей; формирование положительного отношения к себе; воспитание элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений и поведения; формирование гендерной; семейной; гражданской принадлежности; патриотических чувств; чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Познание». Цель: воспитание потребности к познавательной деятельности. Задачи: развитие интеллектуальных способностей; развитие исследовательской; продуктивной и конструктивной деятельности; формирование восприятия целостной картины мира; воспитание широкого кругозора.
«Коммуникация». Цель: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: развитие всех компонентов устной речи; применение устной речи в различных формах и видах деятельности; развитие свободного общения с окружающими людьми.
«Труд». Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду; труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых.
«Чтение художественной литературы». Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи: овладение первичными ценностными представлениями; развитие литературной речи; воспитание художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественное творчество». Цель: формирование интереса к эстетике окружающей действительности. Задачи: воспитание потребности в самовыражении; формирование креативного восприятия окружающего мира; приобщение к изобразительному искусству.
«Музыка». Цель: развитие музыкальности; эмоционального восприятия музыки. Задачи: развитие музыкальных способностей; приобщение к музыкальному искусству; развитие способности воспринимать и понимать музыку.
«Обучение». Цель: формирование интереса к образовательной деятельности. Задачи: освоение экологической грамотности: формирование элементарных математических знаний; овладение нормами и правилами связной; грамматически правильной речи.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования усвоение фундаментальных идей и концепций; которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру [2].
Педагогическая интеграция имеет несколько существенных характеристик; определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса.
В качестве процесса интеграцию можно рассматривать как непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом [1].
Таким образом; процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимодополняемости и взаимопроникновения [4].
Образовательная область - это структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования; определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей [6].
В соответствии с требованиями ФГОС ДО формирование целостно развитой личности выдвигается как главная цель обучения ребенка; что; несомненно; требует обеспечения интеграции всех видов его деятельности.
Интеграция «Физической культуры» в образовательные области; реализуемые в ДОУ; может осуществляться на различных уровнях: ценностном; содержательном и процессуальном. Каждый уровень; в свою очередь; имея свою направленность; отражает основные точки соприкосновения.
В контексте нашего исследования «Физическая культура» присутствует и в первой; и во второй группах образовательных областей; реализуемых в дошкольном образовании в рамках ДОУ. Это связано с тем; что данная сфера деятельности ребенка связана непосредственно с его физическим развитием; а также с овладением им элементарных физкультурных знаний; необходимых для реализации полноценной двигательной активности; в соответствии с требованиями и правилами выполнения физических упражнений. Поэтому «Физическая культура» является наиболее эффективным средством реализации принципа интеграции образовательных областей.
Основные характеристики интеграции «Физической культуры» с другими образовательными областями на содержательном уровне представлены в таблице:
«Физическая культура»
1 группа «Развитие» 2 группа «Образование»
Компонент образовательной области Содержание Компонент образовательной области Содержание
Здоровье Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья. Развитие физических качеств; двигательных способностей и функциональных возможностей Обучение Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных знаний
Познание Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий; а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов деятельности Художественное творчество Использование создаваемых образов в процессе занятий физическими упражнениями; имитируя их поведение
Социализация Приобщение к ценностям физической культуры и к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной двигательной активности Музыка Развитие музыкально-ритмической деятельности в процессе выполнения физических упражнений
Безопасность Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; в том числе здоровья; через занятия физическими упражнениями Труд Накопление опыта двигательных действий; необходимых в процессе выполнения трудовой деятельности
Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования Чтение художественной литературы Использование содержания литературных произведений в процессе занятий физическими упражнениями для лучшего их восприятия
Таким образом; учитывая все изложенное выше; можно сделать следующие выводы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования как нормативно-правовой документ необходим для обеспечения каждому ребенку; независимо от национальных; территориальных; имущественных и других различий; возможности достижения необходимого и достаточного уровня развития для успешного обучения на следующих уровнях системы непрерывного образования РФ.
2. Образовательная область «Физическая культура» в силу своей особенности и наличия огромного потенциала может и должна выполнять миссию основного связующего элемента всей системы дошкольного образования через интеграцию основных видов деятельности (развитие; воспитание и образование) ребенка; реализуемых в условиях ДОУ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Безрукова В.С. Педагогика : учебник для вузов / В.С. Безрукова. - М.: Феникс; 2013. - 384 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под редакцией А. Гогобидзе; О. Солнцевой. - СПб.: Питер; 2015. - 464 с.
3. Конституция Российской Федерации // Официальное издание. - М.: Юридическая литература; 2009. - 64 с.
4. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений : монография / И.Е. Коновалов. - М.: Флинта; 2011. - 352 с.
5. Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 3 (196).
6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез; 2014. - 368 с.
7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 // Российская газета. - 25 ноября 2013 г. -№ 265.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
REFERENCES
1. Bezrukova V.S. Pedagogy: a textbook for high schools. Moscow: Phoenix; 2013. 384 p. (in Russ.).
2. Gogobidze A.; Solntseva O. Preschool pedagogy with the basics of methods of education and training. Sankt Petersburg; 2015. 464 p. (in Russ.).
3. The Constitution of the Russian Federation [The official publication]. Moscow: Legal literature; 2009. 64 p. (in Russ.).
4. Konovalov I.E. The structure and maintenance of software and meaningful system of modern physical education students music secondary specialized educational institutions: monograph. Moscow: Flinta; 2011. 352 p. (in Russ.).
5. Children's rights in the Russian Federation: law and practice. [Prava detej v Rossijskoj Federacii: zakonodatel'stvo i praktika]. Analytical Bulletin of the Federation Council; 2003. no. 3 (196). (in Russ.).
6. Veraksa N.E.; Komarova T.S.; Vasilyeva M.A. Exemplary educational program of preschool education «From birth to school» (pilot version).[ Primernaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija «Ot rozhdenija do shkoly» (pilotnyj variant)]. Moscow: Mozaika; 2014. 368 p. (in Russ.).
7. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation № 1155 «On approval of the federal state educational standards of preschool education» from 17.10.2013 Rossiyskaya Gazeta. on November 25. 2013. no. 265. (in Russ.).
8. Federal Law «On Education in the Russian Federation» no. 273-FZ of 29.12.2012. (in Russ.).
Информация об авторе
Гамирова Эльза Ильхамовна; аспирант; «Поволжская государственная академия физической культуры; спорта и туризма»; Казань; (Республика Татарстан); Россия [email protected]
Коновалов Игорь Евгеньевич; доктор педагогических наук; доцент «Поволжская государственная академия физической культуры; спорта и туризма». Набережные Челны; (Республика Татарстан); Россия [email protected]
Получена: 14.06.2015
Information about the author
Gamirova Elsa Ilkhamovna; Postgraduate student; Volga Region State Academy of Physical Culture; Sport and Tourism; Kazan city; (Republic of Tatarstan); Russia [email protected]
Konovalov Igor Evgenievich; Doctor of Pedagogical Sciences; Associate Professor; Volga Region State Academy of Physical Culture; Sport and Tourism; Naberezhnye Chelny city; (Republic of Tatarstan); Russia [email protected]
Received: 14.06.2015