Таблица 4
Достоверность различий антропометрических параметров (рост) гимнасток среди _команд ЦХГ 1, ЦХГ 2, ЦХГ 3_
Команда ЦХГ1 ЦХГ2 ЦХГ3
ЦХГ 1 P-value = 0,02; p< 0,05 P-value = 0,03; p<0,05
ЦХГ 2 - P-value = 0,6; p>0,05
ЦХГ 3 - -
ЛИТЕРАТУРА
1. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений, выступающих в соревнованиях по многоборью / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 76-80.
2. Новикова, Л. А. К проблеме комплектования команд в групповых упражнениях художественной гимнастике / Л. А. Новикова, С. З. Хормез // Спортивный психолог. - 2011. - № 2. - C. 57-59.
3. Сиваш, И. С. Спортивный отбор и ориентация в системе многолетнего совершенствования гимнасток в групповых упражнениях художественной гимнастики / И. С. Сиваш // Вестник Запорожского национального университета. - 2012. - № 1 (7). - С. 268-276.
REFERENCES
1. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N, Ayzyatullova, G.R. and Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery gymnasts group exercises, acting in competitions on all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2 pp. 76-80.
2. Novikova, L.A. and Hormez, S.Z. (2011), "On the problem of recruitment teams in rhythmic gymnastics group exercises", Sports psychologist, No. 2, pp. 57-59.
3. Siwash, J.S. (2012), "Sports selection and orientation in the long-term improvement of gymnasts in rhythmic gymnastics group exercises", Herald of Zaporizhzhya National University, Vol.7, No. 1, pp. 268-276.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2015
УДК 372.212
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград, Светлана Сергеевна Бурлакова, заведующая, МОУ Центр развития ребенка № 4, г. Волгоград
Аннотация
В рамках статьи авторами затрагивается проблема реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в педагогической практике. В ней приведен механизм интеграции физической культуры с другими образовательными областями дошкольного стандарта. В качестве примера взята музыкально-двигательная подготовка, практикуемая в дошкольном воспитании. Авторы рассматривают возможности ее интеграции с другими образовательными областями, способности решения содержательных и формальных целевых установок, варианты непосредственной образовательной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p153-157
POSSIBILITIES TO INTEGRATE THE PHYSICAL EDUCATION WITH RELATED EDUCATIONAL FIELDS IN FRAMES OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR PRESCHOOL EDUCATION
Svetlana Yurievna Maximova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Svetlana Sergeevna Burlakova, the Head, Municipal Educational Institution Center of Development of the Child No. 4, Volgograd
Annotation
On frames of the article the authors addresses the issue of the implementation of the Federal State Educational Standards for preschool education in teaching practice. It reveals the mechanism for integrating the physical training with other educational preschool fields of preschool standard. The authors took as an example the musical-motor training, practiced in pre-school education. The article considers the possibility of its integration with other educational areas, the possibilities of solution the content and formal targets, the options for direct educational activity.
Keywords: physical education, Federal State Educational Standard for preschool education.
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе дошкольного образования произошли значимые изменения, требующие переосмысления многих позиций образовательной практики. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Утвержден и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Изменение нормативной правовой базы влечет за собой серьезные перемены в построении образовательного процесса. Однако, вопросы методического сопровождения реализации ФГОС ДО в практике дошкольного воспитания, требуют своего обоснования. На базе МОУ Центр развития ребенка № 4 г. Волгограда ведется опытно-экспериментальная работа по обоснованию механизмов реализации новых стандартов образования в педагогической практике. Исследование проводится на примере образовательной области «Физическое развитие».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Интегрированное обучение в теории и методике дошкольного воспитания в последнее время является актуальным научным направлением, поскольку в нем отражаются общие тенденции современного образования - мировые, национальные, региональные: гуманизация, демократизация, вариативность содержания, интенсификация и интеграция содержания дошкольного образования, переход от информативных к активным методам обучения.
Анализ имеющихся экспериментально-практических наработок этого направления в области дошкольного физического воспитания показывает, что двигательная активность интегрируется: с общими тематическими разделами программы обучения детей в детском саду [4]; с обучением иностранным языкам, с элементарными математическими знаниями; с навыками чтения и письма [3]. Интегрированные, на основе дидактического синтеза, двигательная деятельность и образовательные разделы представляют собой новые формы организации обучения, предполагающие максимально эффективное использование развивающего, образовательного и воспитательного потенциала педагогического процесса.
Основным интеграционным фактором, обуславливающим слияние компонентов физического воспитания и образовательных областей, являются целевые установки ФГОС ДО. Они имеют гуманистически личностно-центрированную ориентацию,
направленную на развитие и самореализацию сущностных сил и дарований ребенка, не зависимо от его возможностей и способностей.
Именно этот компонент педагогического процесса служит основанием для объединения разнонаправленных разделов образования в единое целое с целью усиления его развивающей и воспитательной направленности. Данная целевая установка декларирует необходимость организации таких условий двигательной активности для детей, в процессе функционирования которой будут создаваться предпосылки для восприятия целостной картины мира, формирования их познавательной, когнитивной и аффективной сфер.
Интегрирующими факторами дополнительного плана, служащими основанием для объединения физической культуры и образовательных областей являются:
- тематические разделы общеобразовательной программы;
- задачи социального и эмоционально-личностного развития;
- задачи закрепления знаний общеобразовательных областей.
Безусловно, средства физической культуры, используемые в дошкольном воспитании, обладают различной интеграционной возможностью. В рамках данной статьи, описывающей опыт реализации ФГОС ДО, авторам хотелось бы в качестве примера привести интеграционные возможности средств музыкально-двигательной подготовки дошкольников.
Музыкально-двигательная деятельность [2] характеризуется ярко выраженным интеграционным потенциалом. Само наличие музыки, сопровождающей двигательную активность, является свидетельством интеграции. Широко применяемые в практике дошкольной физической культуры занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой основаны на синтезе физической культуры, науки, искусства, литературы. Механизм интеграции музыкально-двигательной деятельности с другими образовательными областями представлен на рисунке 1. При его описании мы ссылались на методические рекомендации М.В. Лазаревой [1].
Из представленного ниже рисунка видно, что целевая установка обусловила межпредметную интеграцию различных компонентов музыкально-двигательной деятельности и образовательных областей. Результатом дидактического синтеза содержательного и процессуального компонентов этих дисциплин является интегрированная музыкально-двигательная деятельность. В рамках ее функционирования создаются предпосылки для решения как содержательных (основных), так и формальных (дополнительных) целей физического воспитания дошкольников.
К содержательным целям относятся:
1. Укрепление здоровья детей, содействие их гармоничному физическому развитию.
2. Формирование двигательной базы детей, развитие их основных физических качеств.
3. Стимулирование развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов и т.п.).
К формальным целям, относятся:
1. Уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования.
2. Обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по какому-либо разделу программы.
3. Стимулирование развития творческих способностей детей.
4. Усиление воспитательной направленности процесса обучения.
5. Соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания.
Интегрирование основных компонентов с различными образовательными областями в большинстве случаев проходит на уровне равных взаимоотношений.
Рисунок 1. Механизм интеграции образовательных областей
Примером этого может служить взаимодействие областей познавательное развитие и физическое развитие. Вполне закономерным является факт того, что двигательный компонент позволяет более эффективно решать задачи такой образовательной области как социальное развитие. Формируемые в процессе двигательной активности физические качества, морфофункциональные характеристики организма, знания здоровьесберегаю-щего характера, обосновывают и более высокий уровень подготовленности детей, их коммуникации, безопасного поведения.
Способы организации и содержание музыкально-игровой деятельности детей находятся в сильной взаимосвязи с образовательными областями социальное, познавательное развитие. Используемые социальные, познавательные, сказочные сюжеты игровой деятельности способствуют формированию у детей правильного образца социального поведения, тренинга в этом направлении, более широкой и глубокой познавательной
сферы. Используемые в общеобразовательной программе лексические темы и сказки, могут воспроизводиться при помощи специально подобранных физических упражнений и музыки. Способы их отображения могут варьироваться от игр-драматизаций, до двигательных сюжетно-ролевых игр. На уровне этой взаимосвязи музыкально-двигательная деятельность может решать как обучающие, так и закрепляющие задачи.
Музыкальный компонент имеет сильную и равноправную взаимосвязь с образовательной областью художественно-эстетическое развитие. Это наглядно просматривается в подборе музыкальной фонотеки, содержание которой может базироваться на программном материале этой образовательной области. По степени взаимодействия, в большинстве случаев интегрируемые области проявляют среднюю взаимосвязь. Это обстоятельство обуславливает превалирование реализации задач физического воспитания.
Таким образом, музыкально-двигательная деятельность обладает значительными интеграционными возможностями. Ее деятельностный, музыкальный и двигательный компоненты могут взаимодействовать с различными образовательными направлениями. Построение педагогического процесса на ее основе отвечает требованиям современной системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарева, М.В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Лазарева Мария Васильевна. - Москва, 2010. - 53 с.
2. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова Светлана Юрьевна. - Волгоград, 2014. - 46 с.
3. Филиппова, С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Филиппова Светлана Ок-тавьевна. - СПб., 1992. - 23 с.
4. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 57-58.
REFERENCES
1. Lazareva, M.V. (2010), Integrated education in preschool educational institutions, dissertation, Moscow.
2. Maksimovа, S. Yu. (2014), Adaptive physical training of preschool children with mental retardation based on the musical-motor activity, dissertation, Volgograd.
3. Filippova, S.O. (1992), Physical exercise as a means of preparing preschoolers to master graphics letters, dissertation, St. Petersburg.
4. Fomina, N.A. and Maksimova S.Yu. (2015), "Music motor specialization of physical education of preschool age children", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 57-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.412.2
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЦЕННОСТЬ
ТРУДНОСТИ РАВНОВЕСИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный
работник физической культуры РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Техническая ценность равновесий в художественной гимнастике обусловлена, в первую очередь, содержанием техники их выполнения. Характеристиками последней являются биомехани-