Научная статья на тему 'Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей)'

Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / СТРУКТУРА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / INTEGRATIVE CAPABILITY / PROGNOSTIC ABILITY / STUDENTS SPECIALISING IN HUMANITIES / STRUCTURE OF PROGNOSTIC ABILITY AS AN INTEGRATIVE PERSONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булдакова Наталья Викторовна

В статье предлагается интегративный подход к рассмотрению феномена прогностической способности как важнейшего личностного качества современного конкурентоспособного специалиста. Обосновывается необходимость ее развития у студентов социально-гуманитарных специальностей в процессе обучения в вузе. Раскрывается структурно-компонентный состав прогностической способности специалиста группы профессий «человек — человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying Principle of Integrity in the Development of Prognostic Ability Among Prospective Specialists (in respect to humanities specialisations)

The article explores the integrative approach to the analyses of the phenomenon of prognostic ability, the latter being the most important personal quality of a current competitive specialist. The author discusses the necessity to develop the aforementioned ability among undergraduate students specialising in humanities. It also explores the structural composition of the specialist’s prognostic ability germane to “person to person” related occupations.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа интегративности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.043.2-055.1/.2:004.9

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (на примере социально-гуманитарных специальностей)

Н. В. Булдакова (Вятский социально-экономический институт)

В статье предлагается интегративный подход к рассмотрению феномена прогностической способности как важнейшего личностного качества современного конкурентоспособного специалиста. Обосновывается необходимость ее развития у студентов социально-гуманитарных специальностей в процессе обучения в вузе. Раскрывается структурно-компонентный состав прогностической способности специалиста группы профессий «человек — человек».

Ключевые слова: интегративность; прогностическая способность; студенты социально-гуманитарных специальностей; структура прогностической способности как интегративного качества личности.

пускников учебных заведений недостаточно развиты практические навыки и необходимые компетенции. По данным центров занятости, для успешного построения карьеры молодому специалисту следует обладать такими интегральными качествами личности, как креативность, коммуникативность, рефлексивность, инициативность, социальная ответственность и др. В связи с этим профессиональным учебным заведениям необходимо быть более действенным институтом воспитания и целенаправленной профессиональной подготовки молодого поколения.

Сложившаяся в высшем профессиональном образовании ситуация актуализирует проблему разработки содержания и механизма профессиональной подготовки специалистов социально-гуманитарной сферы в логике принципа интеграции, когда результатом реализации данного процесса становится развитие у студентов качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда и возможность личностной и профессиональной самореализации. Одним из наиболее значимых инновационных подходов развития профессионального образования является интегративный.

На философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях интеграция изучалась как отечественными (В. С. Безруковой, А. Я. Да-

Согласно Концепции модернизации российского образования, основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Вышеуказанная цель может быть реализована только в результате качественного образовательного процесса, базирующегося на современных стандартах и приоритетах, выработанных на основе научного подхода к проблеме формирования личности профессионала.

Современные взаимоотношения между работодателями и специалистами с высшим образованием строятся на принципах удовлетворения обоюдных интересов, постоянно возникающих в ходе их контакта.

По мнению работодателей, традиционная система образования не всегда справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов, в частности социально-гуманитарной сферы, направленной на взаимодействие между людьми. Кроме того, у большинства вы-

© Булдакова Н. В., 2012

№ 2, 2G12

нилюком, В. И. Загвязинским, В. В. Кра-евским и др.), так и зарубежными учеными (D. F. Berlin, H. H. Jacobs, C. L. Stuessy, H. Wintrop и др.).

Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста. Основными преимуществами интегративной профессиональной подготовки считаются совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентно-сти мышления; развитие способности к самоконтролю и самореализации; развитие стремления к регулярному обновлению профессиональных знаний и умений; формирование интегральных качеств личности: креативности, рефлексивности, самостоятельности, коммуникативности и др.

К профессиям типа «человек — человек» относятся профессии, связанные с обучением и воспитанием, управлением персоналом, правовой защитой, медицинским обслуживанием и др. При всем своем разнообразии они обладают некоторыми общими характеристиками, например, являются профессиями творческого класса и предполагают анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организацию и управление, конструирование, проектирование, разработку новых образцов, принятие нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.

Следовательно, профессиональная деятельность специалистов группы «человек — человек» включает прогнозирование как обязательный ее компонент. Специалистам социально-гуманитарного профиля, входящим в эту группу профессий, необходимо уметь предвидеть и

быстро оценивать ситуацию, рассчитывать возможные результаты, уметь разумно рисковать, быть способным выбрать оптимальную цель, видеть перспективу в личном развитии и в развитии каждой отдельной личности субъекта своей профессиональной деятельности и т. д. Вышеизложенное определяет необходимость развития прогностической способности у студентов социально-гуманитарных специальностей в процессе обучения в вузе для обеспечения будущему специалисту социально-гуманитарного профиля конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

Анализ сущности прогноза показал, что прогнозирование как высшая стадия предвидения, как синтез прогностической способности и прогностической деятельности в различной степени присуще каждому человеку. Способность к прогнозированию значительно повышает эффективность профессиональной деятельности, может рассматриваться и как общая, и как специальная, и как профессиональная способность. Общая она в том смысле, что включена в любую деятельность, является ее неотъемлемой составной частью; специальная — выступает как деятельность, осуществляемая с целью построения прогноза; профессиональная — входит в структуру профессиональной деятельности специалистов социально-гуманитарного профиля и способствует более эффективному достижению ее результатов.

Некоторые исследователи считают, что прогностическая способность — компонент интегральной индивидуальности. Рассмотрим термин «интегральная индивидуальность», используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный междисциплинарный объект исследования [7].

Индивидуальность, как и личность, по-разному понимается разными направлениями психологии, используются различные методологические положения для обоснования взаимосвязи психической реальности человека с природными и социальными факторами, поэтому единого подхода к исследованию интегральной

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

индивидуальности не существует. Например, Б. Г. Ананьев, используя положения междисциплинарного подхода, в комплексном изучении человека применяет следующую субординационную формулу — «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность», на основе которой определяет индивидуальность как систему, интегрирующую в себе все свойства человека, его связи с окружением, роли. Иерархические зависимости между этими образованиями он сопоставляет с законами соотношения низшего и высшего, части и целого. «Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью... для этого индивиду нужно стать личностью» [1, с. 330]. Результатом формирования индивидуальности, по мнению автора, выступает формирование самосознания в процессе творческой деятельности.

С точки зрения В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность человека — частный случай саморазвивающейся и саморегулирующейся живой системы. Она состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи: биохимического, общесоматического, нейродинамического, психодинамического, личностного, метаиндивидуального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. По мнению ученого, взаимосвязь разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности осуществляется благодаря транзитивной функции индивидуального стиля жизнедеятельности, деятельности (игровой, учебной, трудовой), общения [5].

Интегральную индивидуальность личности с позиции субъектно-деятельностного подхода рассматривал А. В. Брушлинский. Он признавал влияние общества на индивида как объекта общественных отношений и индивида на общество как субъекта этих отношений: «Человек как субъект — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, со-

стояний и свойств, его осознания и бессознательного» [2, с. 10].

Итак, независимо от предлагаемых интегрирующих (системообразующих) факторов все вышеупомянутые авторы отмечают интегральную индивидуальность личности. Она понимается ими как системное образование, существующее на различных, находящихся в сложных взаимоотношениях, уровнях (биохимическом, физиологическом, психологическом), определяющихся набором индивидуальных свойств, нервной системы, темперамента, эмоционально-волевых свойств, направленностью личности, ее качествами, отношением с окружающими, социальной ролью и др., и не сводимое к сумме своих частей.

Мы полностью разделяем точку зрения В. С. Мерлина на то, что именно интегральная индивидуальность определяет успешность человека в той или иной специальной деятельности. В нашем исследовании такой деятельностью является прогностическая, для эффективного осуществления которой необходима развитая способность к прогнозированию.

На системный, интегративный характер прогностической способности в субъект-субъектной деятельности указывают Л. А. Регуш, И. М. Фейгенберг и др. [3; 7]. Они отмечают, что в реальной деятельности человека (в нашем случае педагогической) все перечисленные уровни антиципации взаимосвязаны, их трудно отделить друг от друга даже на абстрактном уровне анализа, поскольку, рассматривая какой-либо уровень изолированно, мы всегда затрагиваем и другие.

Вслед за А. В. Брушлинским, Б. Ф. Ломовым, Л. А. Регуш, Е. Н. Сурковым и другими исследователями [2; 4; 7], подчеркивающими интегративный характер прогностической деятельности, мы определяем, что прогностическая способность является интегративной, поскольку отождествляется нами с прогностической деятельностью.

Итак, прогностическая способность — интегративное индивидуальнопсихологическое качество личности, объединяющее в себе эмоциональномотивационные свойства, познаватель-

№ 2, 2012

ные процессы, самосознание. Эта способность проявляется и формируется в профессионально-познавательной и профессионально-практической деятельности; имеет природные предпосылки развития и необходимую для будущих специалистов социально-гуманитарного профиля функцию подготовки к действию, выступает условием успешного выполнения профессиональной прогностической деятельности. В нашем случае прогностическая способность будущих менеджеров, юристов, социальных работников, педагогов, психологов и др. непосредственно влияет на успешность построения прогноза в профессиональной деятельности, развития своей личности и личности реципиентов. Поскольку она проявляется в виде осознанной, целенаправленной активности, имеет статус деятельности, следовательно, она может

быть рассмотрена с точки зрения структуры деятельности, ее мотивов, целей, задач, действий [6, с. 51].

Исходя из общей структуры деятельности личности, мы считаем целесообразным выделить в прогностической деятельности специалиста социально-гуманитарного профиля следующие компоненты: эмоционально-мотивационный, информационно-содержательный, операционный, коммуникативно-рефлексивный. На основании вышеизложенного структура прогностической способности отождествляется нами со структурой прогностической деятельности. Отсюда структура прогностической способности специалистов социально-гуманитарного профиля состоит из тех же компонентов, для которых нами определены и охарактеризованы соответствующие критерии (таблица).

Структура прогностической способности

Компонент

Характеристика

Критерии

Эмоционально-

мотивационный

Информационно-

содержательный

Операционный

Мотивационные свойства личности: мотиваторы — чувства, эмоции, мотивы, потребности

Знания о прогнозируемом объекте: психологические, педагогические, методические; особенности соотношения этих знаний с текущей информацией Действия установления причинно-следственных связей; реконструкции и преобразования представлений; выдвижения и развития гипотез; планирования Стиль межличностного взаимодействия, рефлексия

Коммуникативно рефлексивный

Итак, анализ научной литературы, результатов исследований, специфики деятельности профессий типа «человек — человек», предлагаемая нами структура профессиональной прогностической способности специалистов социально-гуманитарной сферы деятельности еще раз подтверждают интегративный характер исследуемого феномена и необходимость его развития в процессе обучения студентов в профессиональном учебном заведении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 288 с.

Эмоции, мотивация

Базовые профессиональные знания

Качества мышления, наблюдательность

Навыки общения, самооценка

2. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психол. журн. — 1991. — № 6. — С. 3—11.

3. Вероятное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. — Москва : Наука, 1977. — 391 с.

4. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. — Москва : Наука, 1980. — 280 с.

5. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — Москва : Педагогика, 1986. — 254 с.

6. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципаци-онных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Мен-делевич // Психол. журн. — 2006. — № 5. — С. 50—58.

7. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования : способность, ее развитие и диагностика / Л. А. Регуш. — Киев : Вища школа, 1997. — 88 с.

Поступила 19.09.11.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.