ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.043.2-055.1/.2:004.9
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (на примере социально-гуманитарных специальностей)
Н. В. Булдакова (Вятский социально-экономический институт)
В статье предлагается интегративный подход к рассмотрению феномена прогностической способности как важнейшего личностного качества современного конкурентоспособного специалиста. Обосновывается необходимость ее развития у студентов социально-гуманитарных специальностей в процессе обучения в вузе. Раскрывается структурно-компонентный состав прогностической способности специалиста группы профессий «человек — человек».
Ключевые слова: интегративность; прогностическая способность; студенты социально-гуманитарных специальностей; структура прогностической способности как интегративного качества личности.
пускников учебных заведений недостаточно развиты практические навыки и необходимые компетенции. По данным центров занятости, для успешного построения карьеры молодому специалисту следует обладать такими интегральными качествами личности, как креативность, коммуникативность, рефлексивность, инициативность, социальная ответственность и др. В связи с этим профессиональным учебным заведениям необходимо быть более действенным институтом воспитания и целенаправленной профессиональной подготовки молодого поколения.
Сложившаяся в высшем профессиональном образовании ситуация актуализирует проблему разработки содержания и механизма профессиональной подготовки специалистов социально-гуманитарной сферы в логике принципа интеграции, когда результатом реализации данного процесса становится развитие у студентов качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда и возможность личностной и профессиональной самореализации. Одним из наиболее значимых инновационных подходов развития профессионального образования является интегративный.
На философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях интеграция изучалась как отечественными (В. С. Безруковой, А. Я. Да-
Согласно Концепции модернизации российского образования, основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Вышеуказанная цель может быть реализована только в результате качественного образовательного процесса, базирующегося на современных стандартах и приоритетах, выработанных на основе научного подхода к проблеме формирования личности профессионала.
Современные взаимоотношения между работодателями и специалистами с высшим образованием строятся на принципах удовлетворения обоюдных интересов, постоянно возникающих в ходе их контакта.
По мнению работодателей, традиционная система образования не всегда справляется с задачей подготовки квалифицированных специалистов, в частности социально-гуманитарной сферы, направленной на взаимодействие между людьми. Кроме того, у большинства вы-
© Булдакова Н. В., 2012
№ 2, 2G12
нилюком, В. И. Загвязинским, В. В. Кра-евским и др.), так и зарубежными учеными (D. F. Berlin, H. H. Jacobs, C. L. Stuessy, H. Wintrop и др.).
Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста. Основными преимуществами интегративной профессиональной подготовки считаются совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентно-сти мышления; развитие способности к самоконтролю и самореализации; развитие стремления к регулярному обновлению профессиональных знаний и умений; формирование интегральных качеств личности: креативности, рефлексивности, самостоятельности, коммуникативности и др.
К профессиям типа «человек — человек» относятся профессии, связанные с обучением и воспитанием, управлением персоналом, правовой защитой, медицинским обслуживанием и др. При всем своем разнообразии они обладают некоторыми общими характеристиками, например, являются профессиями творческого класса и предполагают анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организацию и управление, конструирование, проектирование, разработку новых образцов, принятие нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.
Следовательно, профессиональная деятельность специалистов группы «человек — человек» включает прогнозирование как обязательный ее компонент. Специалистам социально-гуманитарного профиля, входящим в эту группу профессий, необходимо уметь предвидеть и
быстро оценивать ситуацию, рассчитывать возможные результаты, уметь разумно рисковать, быть способным выбрать оптимальную цель, видеть перспективу в личном развитии и в развитии каждой отдельной личности субъекта своей профессиональной деятельности и т. д. Вышеизложенное определяет необходимость развития прогностической способности у студентов социально-гуманитарных специальностей в процессе обучения в вузе для обеспечения будущему специалисту социально-гуманитарного профиля конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.
Анализ сущности прогноза показал, что прогнозирование как высшая стадия предвидения, как синтез прогностической способности и прогностической деятельности в различной степени присуще каждому человеку. Способность к прогнозированию значительно повышает эффективность профессиональной деятельности, может рассматриваться и как общая, и как специальная, и как профессиональная способность. Общая она в том смысле, что включена в любую деятельность, является ее неотъемлемой составной частью; специальная — выступает как деятельность, осуществляемая с целью построения прогноза; профессиональная — входит в структуру профессиональной деятельности специалистов социально-гуманитарного профиля и способствует более эффективному достижению ее результатов.
Некоторые исследователи считают, что прогностическая способность — компонент интегральной индивидуальности. Рассмотрим термин «интегральная индивидуальность», используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный междисциплинарный объект исследования [7].
Индивидуальность, как и личность, по-разному понимается разными направлениями психологии, используются различные методологические положения для обоснования взаимосвязи психической реальности человека с природными и социальными факторами, поэтому единого подхода к исследованию интегральной
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
индивидуальности не существует. Например, Б. Г. Ананьев, используя положения междисциплинарного подхода, в комплексном изучении человека применяет следующую субординационную формулу — «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность», на основе которой определяет индивидуальность как систему, интегрирующую в себе все свойства человека, его связи с окружением, роли. Иерархические зависимости между этими образованиями он сопоставляет с законами соотношения низшего и высшего, части и целого. «Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью... для этого индивиду нужно стать личностью» [1, с. 330]. Результатом формирования индивидуальности, по мнению автора, выступает формирование самосознания в процессе творческой деятельности.
С точки зрения В. С. Мерлина, интегральная индивидуальность человека — частный случай саморазвивающейся и саморегулирующейся живой системы. Она состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи: биохимического, общесоматического, нейродинамического, психодинамического, личностного, метаиндивидуального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. По мнению ученого, взаимосвязь разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности осуществляется благодаря транзитивной функции индивидуального стиля жизнедеятельности, деятельности (игровой, учебной, трудовой), общения [5].
Интегральную индивидуальность личности с позиции субъектно-деятельностного подхода рассматривал А. В. Брушлинский. Он признавал влияние общества на индивида как объекта общественных отношений и индивида на общество как субъекта этих отношений: «Человек как субъект — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, со-
стояний и свойств, его осознания и бессознательного» [2, с. 10].
Итак, независимо от предлагаемых интегрирующих (системообразующих) факторов все вышеупомянутые авторы отмечают интегральную индивидуальность личности. Она понимается ими как системное образование, существующее на различных, находящихся в сложных взаимоотношениях, уровнях (биохимическом, физиологическом, психологическом), определяющихся набором индивидуальных свойств, нервной системы, темперамента, эмоционально-волевых свойств, направленностью личности, ее качествами, отношением с окружающими, социальной ролью и др., и не сводимое к сумме своих частей.
Мы полностью разделяем точку зрения В. С. Мерлина на то, что именно интегральная индивидуальность определяет успешность человека в той или иной специальной деятельности. В нашем исследовании такой деятельностью является прогностическая, для эффективного осуществления которой необходима развитая способность к прогнозированию.
На системный, интегративный характер прогностической способности в субъект-субъектной деятельности указывают Л. А. Регуш, И. М. Фейгенберг и др. [3; 7]. Они отмечают, что в реальной деятельности человека (в нашем случае педагогической) все перечисленные уровни антиципации взаимосвязаны, их трудно отделить друг от друга даже на абстрактном уровне анализа, поскольку, рассматривая какой-либо уровень изолированно, мы всегда затрагиваем и другие.
Вслед за А. В. Брушлинским, Б. Ф. Ломовым, Л. А. Регуш, Е. Н. Сурковым и другими исследователями [2; 4; 7], подчеркивающими интегративный характер прогностической деятельности, мы определяем, что прогностическая способность является интегративной, поскольку отождествляется нами с прогностической деятельностью.
Итак, прогностическая способность — интегративное индивидуальнопсихологическое качество личности, объединяющее в себе эмоциональномотивационные свойства, познаватель-
№ 2, 2012
ные процессы, самосознание. Эта способность проявляется и формируется в профессионально-познавательной и профессионально-практической деятельности; имеет природные предпосылки развития и необходимую для будущих специалистов социально-гуманитарного профиля функцию подготовки к действию, выступает условием успешного выполнения профессиональной прогностической деятельности. В нашем случае прогностическая способность будущих менеджеров, юристов, социальных работников, педагогов, психологов и др. непосредственно влияет на успешность построения прогноза в профессиональной деятельности, развития своей личности и личности реципиентов. Поскольку она проявляется в виде осознанной, целенаправленной активности, имеет статус деятельности, следовательно, она может
быть рассмотрена с точки зрения структуры деятельности, ее мотивов, целей, задач, действий [6, с. 51].
Исходя из общей структуры деятельности личности, мы считаем целесообразным выделить в прогностической деятельности специалиста социально-гуманитарного профиля следующие компоненты: эмоционально-мотивационный, информационно-содержательный, операционный, коммуникативно-рефлексивный. На основании вышеизложенного структура прогностической способности отождествляется нами со структурой прогностической деятельности. Отсюда структура прогностической способности специалистов социально-гуманитарного профиля состоит из тех же компонентов, для которых нами определены и охарактеризованы соответствующие критерии (таблица).
Структура прогностической способности
Компонент
Характеристика
Критерии
Эмоционально-
мотивационный
Информационно-
содержательный
Операционный
Мотивационные свойства личности: мотиваторы — чувства, эмоции, мотивы, потребности
Знания о прогнозируемом объекте: психологические, педагогические, методические; особенности соотношения этих знаний с текущей информацией Действия установления причинно-следственных связей; реконструкции и преобразования представлений; выдвижения и развития гипотез; планирования Стиль межличностного взаимодействия, рефлексия
Коммуникативно рефлексивный
Итак, анализ научной литературы, результатов исследований, специфики деятельности профессий типа «человек — человек», предлагаемая нами структура профессиональной прогностической способности специалистов социально-гуманитарной сферы деятельности еще раз подтверждают интегративный характер исследуемого феномена и необходимость его развития в процессе обучения студентов в профессиональном учебном заведении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 288 с.
Эмоции, мотивация
Базовые профессиональные знания
Качества мышления, наблюдательность
Навыки общения, самооценка
2. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психол. журн. — 1991. — № 6. — С. 3—11.
3. Вероятное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. — Москва : Наука, 1977. — 391 с.
4. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. — Москва : Наука, 1980. — 280 с.
5. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — Москва : Педагогика, 1986. — 254 с.
6. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципаци-онных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Мен-делевич // Психол. журн. — 2006. — № 5. — С. 50—58.
7. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования : способность, ее развитие и диагностика / Л. А. Регуш. — Киев : Вища школа, 1997. — 88 с.
Поступила 19.09.11.
63